Когда появилась электронная гитара

Электрогитара: история и современность.

Электрическая гитара, разработанная в начале XX века, стала одним из самых важных инструментов в музыке. Современная электрическая гитара происходит от акустической гитары. Несмотря на то, что конструкции современных электрогитар часто отличаются от своих акустических предшественников, все гитары построены с использованием одного и того же простого шаблона. Самое существенное отличие состоит в том, что акустические гитары полые, а электрогитары цельные.

В течение многих лет акустическая гитара ограничивалась вспомогательной ролью в крупных музыкальных ансамблях из-за ее негромкого звука. Таким образом, главной мотивацией, побудившей создать электрогитару, было желание музыкантов увеличить громкость. Предшественниками современной электрогитары были усиленные акустические гитары, грубо модифицированные изобретателями, которые прикрепляли провода, магниты и другие «примочки». Однако по мере того, как технология начала развиваться в 1930-х годах, более новые версии стали более сложными, а электрогитара стала сольным инструментом, который помог расширить музыкальные стили.

История инструмента

Самые ранние электрические гитары были сделаны в 1920-х и 1930-х годах, но это были очень примитивные прототипы современной солидной электрогитары. Говорят, что самая первая электрифицированная гитара была изобретена Полом Х. Тутмаром. Вдохновленный идеями внутренней работы телефона и магнетизма, создававшего голосовые вибрации, Тутмар стал экспериментировать с гавайскими гитарами, устанавливая на них магнитный датчик из подковообразных магнитов и катушки проволоки, которые усиливали вибрацию струн инструмента.

Примерно в то же время Джордж Бошамп и Адольф Рикенбекер, два музыканта из Лос-Анджелеса, работали над созданием еще более громких гитар. После экспериментов с прикреплением усилительных устройств к инструментам, они также разработали электромагнитный датчик, который состоял из двух подковообразных магнитов. Удовлетворенный эффективностью такого решения, Бошамп создал первую деревянную электрическую гитару с грифом, которую прозвали «сковорода» из-за характерной формы. Двое музыкантов позднее сформировали компанию, начав производство первой из знаменитой линейки электрических гитар Rickenbacker. Таким образом, Rickenbacker стал первым производителем электрогитар.

Еще одним создателем электрогитары в «испанском стиле» был Ллойд Лоар, экспериментатор. Его дизайн был прямым предшественником современной электрогитары. Лоар вдохновил Орвиля Гибсона, другого изобретателя, на создание модели электрогитары ES-150, которая произвела революцию в мире музыкальных инструментов. Окончательная версия была построена Уолтером Фуллером. Хотя гитара мгновенно завоевала успех, у нее были некоторые недостатки. Вибрации в полом коробе при усилении создавали искажения звука. Это привело к тому, что Les Paul, гитарист и изобретатель, разработал цельную электрогитару в 1940 году. Инновация Paul, которая называлась «Лог», включала в себя установку струн на массивном блоке сосны, чтобы свести к минимуму вибрации. «Лог» состоял из двух основных магнитных датчиков, установленных на куске сосны размером 10,2х10,2 см. В 1949 году благодаря Фендеру в продаже появилась Esquire, которая была переименована в Telecaster. Сейчас это один из самых известных гитарных брендов. Telecaster стал чрезвычайно популярен среди исполнителей кантри, блюза и рок-н-ролла. В 1956 году Rickenbacker представила студенческую модель Combo 400 — гитару, которая имела форму бабочки. Уникальная конструкция гитары имела длинный гриф.

К 1960-м годам электрогитара стала самым желанным музыкальным инструментом во многих коллективах. Но инновации в ее дизайне продолжались и в течение этого десятилетия. В 1961 году Гибсон представил модель Humbucking, которая представляла собой усовершенствованную версию инструмента Les Paul, и была предназначена для устранения нежелательного шума от магнитных катушек. В том же году Маккарти представил ES-335, полуполую гитару, предназначенную для включения лучшего звука, на которую способна акустическая гитара. И у Гибсона, и у Фендера гитары имели футуристический дизайн. Gibson SG и Fender Stratocaster очень полюбились рок-гитаристами в 1960-х годах.

Джими Хендрикс

Джеймс Маршалл Хендрикс родился 27 ноября 1942 года в Сиэтле. Хендрикс научился играть на электрогитаре, слушая блюзовые записи. Хендрикс стал известен в 1960-х годах за то, что он играл на гитаре за спиной, зубами. Он даже устраивал на концертах шокирующие эпатажные сцены с поджогами инструмента. Время от времени его сценическая пиромания приводила его музыкальную технику в упадок. Тем не менее, он признан, пожалуй, самым авторитетным и талантливым рок-гитаристом в истории.

Хендрикс начал в качестве студийного музыканта в начале 1960-х годов, сформировав группу в 1965 году. В следующем году он создал новую группу Jimi Hendrix Experience. Но по-настоящему он стал знаменит после выступления на сцене в Monterey Pop Festival 1967 года. В 1968 году группа выдала умопомрачительные хиты, попав на вершины топовых песен. В этом году Хендрикс направил свои усилия на студийные записи, а затем явился миру с новой группой, дав незабываемое выступление «Звездное баннер».

Хендрикс был назван поп-музыкантом года по версии Melody Maker в 1967 и 1968 годах, исполнителем года в 1968. Он был введен в Зал славы рок-н-ролла в1992, получил премию Грэмми за пожизненные достижения в конце 1993 года. Хендрикс умер 18 сентября 1970 года от удушья, вызванного передозировкой наркотиков.

Сырье для гитар

Сырье, из которого изготавливаются электрогитары, включает в себя хорошо выдержанные лиственные породы, такие как клен, грецкий орех, ясень, ольха и красное дерево. Чем плотнее дерево, тем лучше инструмент. Плотность древесины также может влиять на тон. Древесина также используется для производства грифа. Это все тот же клен, палисандр и эбеновое дерево. Другие сырьевые материалы включают клей для удержания элементов вместе, хром для обработки, нитроцеллюлозный лак для отделки.

Дизайн

Электрическая гитара обязана своим объемным звуком магнитному датчику, установленному внутри. Это устройство реагирует на вибрацию струн, превращая энергию в электрические импульсы, которые усиливаются системой громкоговорителей, называемой усилителем. Для лучшего звука устройство должно быть стабильным, не подверженным вибрациям из тела.

Будущее

В целом считается, что большая часть эволюции электрогитары происходила в период с конца 1920-х до начала 1960-х годов, когда наблюдалось создание крупных инноваций. Однако производители и изобретатели гитары все еще изучают способы изменения инструмента. Эти изменения будут включать модификацию дизайна, материалов, «примочек» или отделки. Некоторые производители пытаются производить гитары из пластика или графита. Другие изучают конструкции, которые включают полые или полуполые тела. В течение некоторого времени изобретатели пытались применить пьезо на гитаре. Пьезо — материал с пьезоэлектрическими свойствами. При правильном применении к музыкальному инструменту он воспринимает вибрации или изменения давления. Для гитары он может применяться в контактном микрофоне, но он может быть помещен и на гитару, где он будет ощущать вибрацию гитары. В конечном счете, это могло бы улучшить звучание гитары.

В области дизайна планируется массовое внедрение трехмерного твердотельного и поверхностного моделирования, которым займутся гитарные компании Gibson, Warmoth, Suhr и Tom Anderson Guitarworks. Программное обеспечение в будущем освободит дизайнеров от ограничений в двумерном планировании, позволив им создавать полные трехмерные проекты до начала производственного процесса. Потенциально, программное обеспечение позволило бы дизайнерам создавать новые проекты в 3D без необходимости создавать прототипы или модели. Затем конструкции могут быть отправлены на компьютерную станцию деревообработки для ограниченного производственного цикла.

Источник

История развития электрогитары

Говоря о современной гитарной музыке невозможно обойти стороной одну из разновидностей гитар — электрогитару. Можно с уверенностью сказать, что это если и не самый популярный инструмент, то один из наиболее распространенных. Инструмент уникален тем, что является синтезом искусства и достижений человеческого прогресса. Но мало кто знает, что история инструмента началась почти 100 лет назад. В 20-х годах в Америке зарождается новое новаторское музыкальное течение-джаз. Возникают джазовые оркестры, состоящие из духовой секции, фортепиано, барабанов и контрабаса. К этому времени гитара зарекомендовала себя как инструмент с богатыми возможностями — имена виртуозов Джулиани, Сора, Пухоля, Тарреги и Каркасси навсегда вошли в гитарную историю. Не обошло гитару и новое течение. Однако интегрировать ее в оркестр оказалось занятием нелегким. Гитара не обладала достаточной громкостью и терялась в оркестре. Тогда возникла идея добавить громкость гитаре электрическим способом. В 1924 году инженер гитарной фабрики Gibson Ллойд Лоэр (Lloyd Loar), который в частности спроектировал гитары с вырезами в деке в виде латинской буквы f, начал экспериментировать с сенсором, преобразовывающим вибрации корпуса в электрические сигналы. Но практического применения этот способ не нашел, поскольку результат был далек от совершенства. По другой версии Лоэр на тот момент уже не являлся сотрудником Gibson, следовательно, не мог внедрить свои разработки в массовое производство. Поэтому первыми электрогитарами, появившимися на рынке в 1931 году считаются гитары производства Electro String Company, образованной Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбекером, позднее названная Rickenbacker по имени одного из создателей. Гитарами Rickenbacker пользовались в частности легендарные Битлз. Однако первая выпущенная ими гитара не имела ничего общего с более поздними моделями. У нее был круглый корпус, выполненный из алюминия (утверждается также, что первые модели были деревянные), и внешне была похожа на банджо. Музыканты в шутку называли ее «сковородка» (frying pan).

Rickenbacker frying pan- гитара-сковородка. На сегодняшний день является коллекционной редкостью.

Несмотря на растущую популярность запатентовать новый инструмент удалось лишь в 1937 году, поскольку в патентном бюро сомневались в целесообразности применения звукоснимателей. К моменту получения патента на рынке появились электрогитары других производителей. Однако на гитаре Rickenbacker был применен звукосниматель, принцип действия которого используется по сей день. Вокруг магнита намотана катушка из медной проволоки. Попадая в магнитное поле, колеблющиеся струны вырабатывают индукционный ток в катушке, который можно подать на вход усилителя звука. Для работоспособности звукоснимателей применяются стальные или никелевые струны. Популярность электрогитар в 30 годы растет. Наибольшим спросом пользуются инструменты фирмы Gibson: Gibson L-5, Gibson ES-150 и Gibson Super 400 (названая так из за своей высокой цены-400 долларов).

Гитары, популярные в 30 е годы, некоторые выпускаются и сегодня.

Некоторые современные гитары имеют ту же конструкцию, что и гитары 30-х годов, с несущественными изменениями. Гитара становится слышимой в оркестре, постепенно ее переводят из аккомпанирующих в солирующие инструменты. Мадди Уотерс (Muddy Waters) в начале 40-х годов перевернул представление о возможностях электрогитары в блюзе. Но с усиленным звуком появляются и проблемы обратной связи (feedback). Наверняка многие знают характерный неприятный свист, если поднести микрофон к динамику, на который подается усиленный сигнал с этого же микрофона. Такой же эффект наблюдается и с гитарами. Кроме того корпус гитары резонировал от звука других инструментов, что при усилении создавало нежелательные призвуки. Для устранения этого применяются несколько способов. Первое — прикрыть вырез в деке пластиковой панелью, чтобы снизить влияние звуков извне. Второе – сделать резонансный корпус меньшего размера (в частности выпущенная в 1958 году гитара Gibson ES-335 имеет корпус шириной около 4 см).

Gibson ES335

Эти два способа широко практиковались до 50-х годов. В пятидесятые наступила новая эра электрогитар — эра «доски». Трудно однозначно ответить, кому принадлежит авторство делать электрогитары из цельного куска дерева, то есть исключить резонирующий корпус вообще. Первым кандидатом считается Лестер Уильям Полфусс (Lester William Polfuss), более известный как Лес Пол (Les Paul). В молодости Лес Пол увлекался электроникой, работал на радиостанции и занимался музыкой. Свою первую гитару с цельным корпусом он сконструировал сам в 1941 году. По одной из версий, он предложил фирме Gibson начать серийное производство его модели, но руководство фирмы имело более консервативные взгляды на конструкцию гитары. Во время второй мировой войны Лес Пол был призван на службу радистом, поэтому на какое-то время отошел от музыки. В 1948 году он начал экспериментировать с наложением звука на ранее записанную фонограмму, дав определенный толчок в области звукорежиссуры. В начале 50-х руководство фирмы Gibson обратилось к нему с просьбой помочь создать гитару из цельного куска дерева. Дело в том, что в 1950 году на рынке появилась новое имя – Fender. Фирма Fender существует с 1946 года. Ее создатель-Лео Фендер (Leo Fender) был инженером электротехником, проектирующим гитарные усилители. В 1950 году его фирмой была выпущена первая гитара, получившая название Esquire, которая после ряда переименований (в частности из за запатентованного имени за легендарной моделью барабанов, выпускаемой фирмой Gretsch) стала называться Telecaster. Лео Фендер отказался от идеи производства полуакустических гитар – так в то время называли электрогитары с резонирующим корпусом. Сегодня это формулировка является не совсем точной, поскольку на рынке появились акустические гитары со звукоснимателем. Наиболее точная английская формулировка звучит как Hollow body electric guitar – электрогитара с пустотелым корпусом. В обиходе ее называют джазовая модель. Будучи прагматичным человеком, Лео Фендер решил сконцентрироваться исключительно на «электрическом» звуке гитар. Во-первых — проблема обратной связи была частично решена, во-вторых — у гитар из цельного куска дерева была более жесткая атака звука и лучший сустейн. Изначально английское слово сустейн с развитием электрогитар вошло практически во все языки. В обиходе под этим словом гитаристы подразумевают время звучания ноты, (звука или струны) от момента звукоизвлечения до момента полного затухания. В гитарах с цельным корпусом сустейн значительно выше, поскольку жесткая конструкция в меньшей степени глушит колебания струн, чем резонирующий корпус, который отнимает значительную часть их механической энергии. В пятидесятые годы нашлись как сторонники, так и противники таких гитар, но, несомненно, к новому инструменту был проявлен интерес. Лео Фендер решил не останавливаться на достигнутом. Следующие его шаги были поистине революционными. Во-первых, его детищем стала самая удачная и часто копируемая электрогитара в истории — Stratocaster. Во-вторых, он создал принципиально новый инструмент – бас гитару. В обоих случаях Фендер пытался создать более современные инструменты, исключающие недостатки выпускаемых до этого моделей. Если стратокастер был как бы продолжением истории электрогитар, то бас гитара не имела до этого аналогов. Лео Фендер шел навстречу новым течениям в музыке. Эпоха джазовых оркестров шла на убыль, наступала эра рок-н-ролла. Зачастую у многочисленных ритм и блюзовых квартетов вставал острый вопрос, – каким инструментом заполнить нижний регистр. Часто одному из гитаристов приходилось брать в руки контрабас, который требовал определенных навыков, а еще был тяжелым и громоздким. Так появилась идея создания легкого компактного инструмента, легко умещающегося на заднем сидении автомобиля. Стратокастер в свою очередь был образцом комфорта – он имел необычную форму. Вырез снизу позволял пальцам добраться до самых верхних ладов, вырез вверху был всего лишь способом сбалансировать центр тяжести так, чтобы при игре стоя гриф не перевешивал. Углы гитары были сточены и не впивались в ребра. У стратокастера было еще одно нововведение, названное Лео Фендером как «синхронизированное тремоло», о котором речь пойдет позже.

Гитары с цельным корпусом, ставшие классикой, до сих пор пользуются огромной популярностью.

Однако первые лет 10 стратокастер не пользовался той триумфальной популярностью, какую он приобрел в 70-е. Причин тут может быть несколько. Во-первых – музыканты, издавна славившиеся своей консервативностью часто предпочитали в пятидесятых «джазовые» гитары. В 60-е началась эра британской музыки. Первая половина шестидесятых принадлежит легендарным Битлз (The Beatles), Роллинг Стоунз (Rolling Stones) и Энималз (Animals). Зародившаяся в Америке музыка достигла Европы, и прежде всего Великобритании. Американские пластинки попадали с моряками в портовые города (одними из которых были Ливерпуль и Гамбург) и зарождали в них эпидемию Биг бита. Английские музыканты внесли в новое течение некий академизм, музыка, считавшаяся до этого дешевым развлечением для молодежи, стала восприниматься людьми старшего поколения. Однако рынок электрогитар в Британии отличался от американского. Крупные фирмы вроде Gibson и Rickenbacker сумели наладить поставку инструментов в Европу, Fender был не в состоянии закрепиться на этом рынке. Кроме того, европейские компании по производству гитар не могли обойти своим вниманием ажиотаж вокруг электрогитар. Многие фирмы пытались производить свои модели, в частности ранние Битлз пользовались инструментами немецкой фабрики Hofner, а Пол МакKартни (Paul McCartney) до сих пор играет на бас гитаре Hofner violin bass, купленной в начале 60-х в Гамбурге. Английский музыкант Крис Ри (Chris Rea) увековечил значение инструментов этой фабрики для британского блюза в альбомах Hofner Blue Notes и Return Of The Fabulous Hofner Bluenotes (несмотря на этот факт, фирма не смогла удержать передовые позиции на рынке).

Сэр Пол МакКартни и его знаменитый Bass Violin фирмы Hofner

Вторая половина 60-х прошла под знаменем экспериментов в области звука. Многие искажения, считавшиеся ранее помехами теперь стали художественным элементом, электрический звук начал преобразовываться при помощи эффектов до неузнаваемости. Прежде всего, музыканты начали применять перегруз, дающий характерный «жужжащий» звук. Этим в частности так же можно объяснить малый интерес к стратокастерам. Дело в том, что на них в качестве звукоснимателей стояли три сингла, дававшие более слабый сигнал по сравнению с хамбакерами, стоявшими на многих других гитарах (о типах датчиков речь пойдет позже). Более мощный выходной сигнал хамбакеров вел себя интереснее на перегруженном звуке. Это привело к зарождению нового стиля — тяжелого рока. Яркими представителями «нового звука» конца 60-х является группа Ярдбердз (Yardbirds), в составе которых успели поиграть Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джефф Бек (Jeff Beck) и Джимми Пейдж (Jimmy Page). Большой популярности стратокастеров способствовал легендарный гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), изменивший представление о возможностях гитары в рок музыке. После его выступления на фестивале Вудсток к стратокастерам проявился повышенный интерес. Многие гитаристы перешли на эту модель. Перечислять всех музыкантов, использующих стратокастер бессмысленно — список получится очень длинным. Достаточно назвать самых ярких из них — Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Ричи Блэкмора (Richie Blackmore), Рори Галлагхера (Rory Gallagher), Дэвида Гилмора (David Gilmore), Марка Нопфлера (Mark Knopfler) и Стиви Рэй Вогана (Stivie Ray Vaughan). Каждый из этих гитаристов мастер своего дела, у каждого индивидуальная манера игры и каждый работал в своем жанре. Видимо это и родило легенду об универсальности стратокастеров, гитарах, на которых можно сыграть любую музыку, от джаза до тяжелого металла. На этом, пожалуй, можно закончить историю развития электрогитар. Как инструмент электрогитара сформировалась окончательно в 70-х. В восьмидесятые в США появились несколько новых корпораций по выпуску гитар — Jackson, Hamer, Kramer, B C Rich. На этих фабриках за основу брались инструменты, предложенные в свое время более старыми фирмами, и совершенствовались. Так, к примеру, на рынке появился «суперстрат» — гитара по форме напоминающая стратокастер, но зачастую имеющая более удобный доступ к последним ладам, количество ладов на гитарах увеличилось до 24 (в отдельных случаях и до 30-например у Ульриха Рота, бывшего участника Scorpions), применялись различные конфигурации включения звукоснимателей.

Гитару Ibanez SA вполне можно отнести к разряду усовершенствованных стратокастеров-Superstrat.

Иногда гитарам придавалась своеобразная форма, которая никак не влияла на звук, но эффектно смотрелась на сцене — например Gibson Explorer или Gibson Flying V. Порой гитары делали на заказ, с корпусом в виде американского флага, дракона, или топора викингов. Удобство игры на таких гитарах не всегда принималось во внимание и было понятием субъективным.

Форма гитары стала художественным элементом для концертного шоу.

Jay Turser «SHARK» гитара, купленная Владимиром Холстининым (Ария) для коллекции ради шутки.

Нередко встречаются семи и восьмиструнные гитары. В это же время на мировой рынок вышли японские предприятия. Джек Брюс (Jack Bruce), работавший с Эриком Клэптоном в трио Cream, вспоминает, как впервые взял в руки японскую бас гитару в конце 60-х: «Это был самый ужасный инструмент, который никак не звучал». Сегодня продукцией японских фирм ESP и Ibanez с удовольствием пользуются профессиональные музыканты. Трудно предположить тенденцию развития инструмента на ближайшее будущее, но в настоящем электрогитара уже стала вполне классическим инструментом.

Иногда гитаристам не хватает диапазона. Семи и восьмиструнные гитары Ibanez RG Prestige.

Статью подготовил Леонид Рейнгардт (Германия)

Источник

Оцените статью