Особенности обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста
В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.
Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 50.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств имени С.А. Кусевицкого»
города Вышний Волочек
преподавателя Сверчковой Светланы Евгеньевны
Особенности обучения игре на фортепиано
детей дошкольного возраста
В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.
В детские школы искусств и музыкальные школы принимают детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет без конкурсного отбора. В основном, родители этих малышей хотят раскрыть способности ребёнка, развить их, пока дети не пошли в общеобразовательную школу. Очень часто ребенок, не сумевший на приеме в музыкальную школу прохлопать элементарный ритм или спеть знакомую простую песенку, в результате годовых занятий достигает больших успехов.
Так, замечательный педагог-музыкант Т.Юдовина-Гальперина указывала на следующие необходимые качества при приеме детей в музыкальную школу:
1.Умение ребенка свободно и глубоко дышать (способность преодоления волнения и музыкальное дыхание);
2. Психологическая совместимость педагога и ученика (обязательная симпатия друг к другу);
3. Заинтересованность родителей в музыкальном развитии своего ребенка;
4. Отсутствие зажатости.
Остальные составляющие, как-то: ритм, слух, музыкальная память – развиваемы.
Изначальная музыкальная одаренность детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет не предполагает таких же отличных результатов в будущем. Основные результаты определяются умственным развитием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью, и, порой, самое главное на первом этапе обучения детей, — заинтересованностью родителей в музыкальном развитии своего ребенка. С уверенностью можно сказать, что музыкальные способности развиваются и совершенствуются при обязательном активном развитии умственных способностей.
Начав занятия с детьми четырех — шести лет мы наблюдаем, что эти учащиеся, как правило, впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом развитии, умении концентрировать внимание на главном; они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.
На занятиях с 4-5-6-летним малышом преподаватель должен стать добрым и понимающим другом. Необходимо планирование каждого урока с учетом индивидуальности малыша, его темперамента, музыкальной одаренности, способности мыслить и реагировать, степени его утомляемости, его интересов и наклонностей.
Американский детский психолог и врач Глен Доман, исследуя детей от рождения до 6-ти лет, выявил закономерность: чем раньше начинается обучение детей (любому предмету, делу), тем стремительнее оно проходит. Кроме того, он вывел основные принципы этого процесса. Г. Доман не только провел исследования, но и применил их результаты на практике. Основав «Институт развития человеческого потенциала», Г. Доман создал программы обучения детей для педагогов и родителей, которые вот уже свыше 30 лет удивляют своими показателями.
«Основные принципы правильного обучения»,
называемые «Золотыми правилами»
Бесспорно, они применимы и в нашей системе занятий.
- Не бойтесь начинать обучение как можно раньше.
- Учите с удовольствием.
- Уважайте ребенка и доверяйте ему.
- Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
- Создайте подходящую атмосферу для обучения.
- Останавливайтесь прежде, чем ребенок этого захочет.
- Чаще вводите новый материал.
- Будьте организованны и последовательны.
- Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
Помните об основном законе: «Если вам и ребенку не интересно – прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-то не так».
Полюбят ли дети уроки игры на фортепиано, станут ли они для них дорогой в мир звуков, зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии.
Имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста в классе фортепиано, остановлюсь на некоторых аспектах работы с начинающими пианистами.
Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное, но, как правило, не могут долго заниматься одним и тем же делом.
Необходимо знать, что у детей 3-5 лет сначала происходит интенсивное развитие чувства ритма. И только потом развивается мелодический, музыкальный слух.
Развитие непосредственно музыкального слуха имеет свои этапы. Сначала у детей проявляется способность узнавать песенку (мелодию), затем — умение услышать ее видоизменения. Потом дети ощущают тонику и ладовую окраску, далее – дифференцируют звуковысотные звучания и, наконец, могут воспроизвести мелодию голосом, а на основе пения и подбирают мелодию по слуху, играя ее на инструменте. Таким образом, развитие музыкального слуха процесс многоэтапный, многоступенчатый.
И, наконец, музыкальная память зависит от степени развития музыкальных данных – ритма, слуха. Музыкальная память включает в себя процессы распознавания, затем воспроизведения мелодии. Дети примерно одного уровня музыкально – ритмического развития заметно отличаются друг от друга по скорости и прочности запоминания музыкального материала. Одной и основной из составляющих музыкальной памяти являются индивидуальные способности обычной памяти каждого ребенка.
Возрастные этапы в обучении ребёнка
Обучая ребенка 4-х, 5-ти лет, надо всегда помнить о его образном восприятии, фантазии. А.Артоболевская говорила: «Больше сказки, больше фантазии в музыке». Внимание 4-хлетнего ребенка можно удержать 20-25 минут при условии постоянной смены видов деятельности. Поэтому необходимо разделить урок на два полноценных занятия по 20-25 минут. При этом решаются и задача неутомительного обучения, и задача частых встреч с преподавателем, что помогает малышу сохранять в памяти новый материал.
Обязательно на уроках с маленькими учениками, особенно на первых порах, следует следить за настроением ребёнка, не торопить, не требовать излишней точности и качества. Оценка за работу данной категории учеников должна быть только положительной.
Продемонстрировать успехи маленьких пианистов преподаватель может на Классном концерте для родителей. Выступление ребенка на таком мероприятии с любым номером обогащает его опытом игры на сцене, умением организовать себя и продемонстрировать все полученные навыки.
У ребенка возраста до 6-ти лет идет период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным, двигательным путем. В 6 лет наступает «период мудрости» — логического осмысления, умозаключения.
Основные направления работы с «подготовишками»
Донотный период и ансамблевое музицирование на занятиях с детьми этого возраста составляют значительную часть занятий в году. Но это не исключает изучения нотной грамоты, постепенного воспитания игровых навыков, игру по нотам.
Таким образом, основные направления работы с «подготовишками»:
2.Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.
3.Посадка, организация игровых движений.
4.Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство.
5.Освоение простейших ритмических формул. Аппликатурная дисциплина. 6.Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.
7.Развитие игровых навыков.
Цель слушания музыки – воспитание музыкальной памяти и музыкального вкуса ребенка, опираясь на которые он разовьет свои музыкально-слуховые способности.
Лев Аронович Баренбойм писал: «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».
Расширяет музыкальный кругозор, активизирует эмоционально-слуховое восприятие учащихся прослушивание на уроках в исполнении преподавателя программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут маршировать, танцевать или хлопать в ладоши в такт звучащей музыке. Такие задания способствуют также развитию ритмических навыков учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.
Движения разного рода — ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук, «образные картинки» — скачут мячики, ходят мишки, качают куклу и др. помогают раскрыть характер музыкального произведения и развить координацию ребенка. Учитывая непоседливость маленьких учеников, сложность длительного сидения за инструментом на уроке (пусть даже 20-25 минут), необходимо разнообразить урок, ввести элемент здоровье сберегающих технологий.
Большую помощь при проведении уроков с детьми-дошколятами помогают сборники С. Альтерман « 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».
Всем детям присуще образное мышление. Они с большим удовольствием рисуют картинки-образы на звучащую музыку. Для исполнения можно использовать не только ноты таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например, к Р.Петерсону, М.Шмитцу, А.Билашу, А.Лепину, В.Коровицыну, И.Парфенову, О.Геталовой.
Подобный метод работы ведет к формированию навыков аналитического слушания, приучая детей сначала к ладовым, а затем и тональным сопоставлениям.
В своей педагогической практике я часто использую прием повторения ритмического рисунка ребёнком. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические рисунки, их следует несколько раз прохлопать или простучать, а можно и проиграть на инструменте. Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся, В ритмических сочетаниях мжно услышать и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).
Ребенок 4-х лет не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке (мал словарный запас, невысок уровень умения связного, последовательного рассказа). В этом ему помогут картинки, среди которых он выбирает подходящую для раскрытия содержания и настроения услышанного произведения.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.
Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания. Большой выбор песенного материала – в сборнике «Музыкальная грамота» М. Вырыпаевой.
Слушать музыку с ребенком нужно постоянно. Постепенно его чувство музыкального восприятия обостряется, воспитывается эстетический вкус.
Знакомство с клавиатурой
Рассказывая 4-хлетнему ребенку об инструменте, клавиатуре, звуках, регистрах и т.д., необходимо апеллировать не к его логике, а к его фантазии, образному мышлению. Дети 4-х, иногда 5-ти лет, часто не знают цифр, не знают названия сторон – право-лево. Пытаемся объяснить на понятном детском языке: в верхнем регистре — высоко летают птицы, мухи, комарики – у них тонкие голоса; в нижнем регистре — низкие голоса — большой бегемот. слон, медведь; средний регистр – лисица, белка, заяц и т.д.
У Е.Королевой можно позаимствовать определение низких октав: субконтроктава – слон, контроктава – слоненок, большая – медведь, малая – медвежонок.
Ноты (названия клавиш) можно выучить с помощью стихотворения:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре.»
Очень полезно сделать карточки с нарисованными нотками, а с обратной стороны нарисовать картинки, которые начинаются с тех же слогов, что и ноты. Например, нота «ми» — мишка, нота «до» — домик и т.д.
Параллельно с изучением можно группировать и записывать нотки на карточках в легкие маленькие песенки без линеек, но с соблюдением звуковысотности. Ребенок с желанием осваивает этот метод чтения с листа.
После изучения очередной пары нот рекомендуется проигрывать из них песенку.
Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив все каким-либо подходящим стихотворением (например, «Миньон» О.Мандельштама).
Осип Мандельштам «Миньон»
Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной —
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца.
Всюду мягкие суконца.
Что ни улица — струна
В этом городе видна.
У малышей возникают вопросы: «А почему струнки толстые и тонкие, длинные и короткие? Почему три струны вместе?». На каждый вопрос надо ответить, показать им, как звучат толстые струны, тонкие струны, какой получается звук.
На первых уроках можно поиграть на фортепиано с открытой механикой — это будет очень интересно и полезно малышу.
Посадка за инструментом. Организация игровых движений.
Главная задача в организации игровых движений юного пианиста – это свобода всего аппарата, опора из спины, удобство движений всей руки. Каждый ребенок имеет свои анатомо-физиологические характеристики. Поэтому положение руки на клавиатуре может быть различным. А.Шмидт-Шкловская предлагает находить опору кисти в середине ладони, упругом своде, который способен выдержать любую нагрузку. Другие видят опору в верхних фаланговых косточках. Кому-то удобно высоко сидеть, чтобы кисть и запястье продолжали прямую линию от локтя по нисходящей линии. Ещё мнение – сажать ребенка так, чтобы запястье находилось на уровне клавиатуры. А некоторые советуют располагать кисть с запястьем ниже клавиатуры. В любом случае, удобство положения кисти определяется путем наблюдения за руками ученика.
Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Радуга»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков – подушечки «оживают», струнки – клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть – купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре, либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка — его варианты бывают точны и оригинальны.
Предварительная подготовка к звукоизвлечению – это многочисленные упражнения. Прекрасные упражнения из сборника С. Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».Упражнения на подвижность 1-го пальца: «щелчки пальчиками» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, сдавливать ими же резиновый шарик, «полетать» по клавиатуре двойными нотами (1-й палец – белая клавиша, другой – черная); на развитие активности пальцев: хватать и бросать мячик, платочек, мять «лизун»,«Крабик», «Паучок»; на кистевые движения: «Помашем маме», «Стирка» «Дирижер», «Колобок»; на крупные мышцы: «Петрушка», «Мельница»; на чувство опоры в ладошке, затем в пальцах: «Слон», «Кошка» (С.Альтерман, Т.Бродская). Очень полезна дыхательная гимнастика — помогает побороть любое волнение на сцене.
Одновременно на уроках с малышами вводится изучение нотной грамоты, воспитание игровых навыков, игра по нотам.
Изучение нотной грамоты
Запись нот, их длительность, паузы, размер желательно начинать с загадок и игр, стишков и псенок, что повышает интерес детей к занятиям, способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала.
Стимулируют творческую увлеченность учащихся на начальном этапе обучения задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному педагогом четверостишью ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развития их моторно-двигательного аппарата, воспитывается «чувство фразы» в играемой мелодии.
С первых же уроков следует вести целенаправленную работу по развитию музыкального слуха (звуковысотного, ладового, тембрового, динамического) и музыкальной памяти. Развитию слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну-две тональности.
Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.
Формированию навыков аналитической работы, подготовке к сольфеджированию, способствуют задания на отгадывание на слух количества звуков в незнакомой песенке, умение проследить направление звуков (вверх, вниз), определить их движение (поступенное, скачкообразное и т.д.).
Во время исполнения преподавателем пьес, для развития слуха ребёнка, полезно подбирать материал для иллюстрации с четкой ритмической структурой. Заинтересовать учащегося, удержать его внимание, внести в задания элемент творчества можно, если при выполнении этих заданий ученик будет отсчитывает ритм звучащей музыки с помощью любого детского музыкального инструмента (детский бубен, маракасы, треугольники), даже просто хлопая в ладоши.
По мере овладения учащимися первоначальными навыками игры на фортепиано и накопления мелодических слуховых и музыкально-ритмических впечатлений, дальнейшее воспитание слуха, ритма и музыкальной памяти проводится уже на материале изучаемых пьес из сборников, например “Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких” Е.Туркиной (1998), “Нотная грамота в играх, задачах и картинках” Е.В.Мстиславской (2002), “В музыку с радостью” О.Геталовой, И.Визной (2006), “Школа игры на фортепиано” Б.Поливода, В.Сластененко (2006).
Задача педагога — тщательно подходить к выбору программы, ориентируясь на психофизические особенности каждого учащегося. Даже самая маленькая и “простая” пьеска должна служить не только определенной, четко поставленной цели, но и заинтересовать ребенка, увлечь его, пробудить фантазию и желание к творческому процессу разучивания.
Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.
Следует отметить, что все предлагаемые педагогом игровые упражнения должны быть доступны и интересны детям. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук. Правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе обучения поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.
Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд. «Советский композитор». 1986г. Москва.
- Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» I т. Изд. «Композитор». 2003г. С-Петербург.
- Барсукова С. «Пора играть, малыш!». Изд. «Феникс». 2004г. Ростов-на-Дону.
- Вырыпаева М. «Музыкальная грамота». Москва.
- Герман Т. «Первые нотки». Изд. «Феникс» 2001г. Ростов-на-Дону.
- Глен Доман. «Как воспитать гения». Изд. «Аквариум». Москва.1998г.1, 2т.
- Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». 2001г. Москва.
- Королькова И. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс».2005г. Ростов-на-Дону.
- Перунова Н. «Музыкальная азбука». Изд. 1990г. Ленинград.
- Савинкова О., Полякова Т.. «Раннее музыкально — ритмическое развитие детей». Изд.2003г. Москва.
- Шмидт-Шкловская А.. «О воспитании пианистических навыков». Изд. «Музыка». Ленинград 1985г.
- Юдовина-Гальперина Т. « За роялем без слез или я — детский педагог». Изд.2000г. С-Петербург.
Стихи для детей начального этапа обучения игре на фортепиано
Что такое? Что случилось?
Вот так чудо приключилось.
Наша кошка, наша Мурка,
С фортепиано подружилась.
Мурка по клавишам мягко ступает,
А фортепиано ей отвечает.
Если лапки направо идут,
Клавиши ласково, нежно поют,
А повернет левее.
Песня у них грубее.
И как ей это удается?
А кошка как будто смеется.
И вдруг: «Мур — мур — мур, я секрет покажу,
Мяу — мяу все тебе расскажу.
Иду не спеша я по белой дорожке
И каждую клавишу чувствую ножкой.
Слушай! Слева медведи сидят,
Они не спят и басом гудят.
Уйдем отсюда скорее и повернем правее.
Здесь слушаем птенчиков голосок!
Звук нежный, приятный. Уж очень высок.
Остановлюсь-ка посерединке,
Лягу на клавиши, как на перинку.
И буду слушать, мяу — мяу,
Голос ласковый, как у меня — у .»
В домике нотном семья обитает:
Дом убирает и охраняет,
На речке весь день пропадает,
Миндаль в саду собирает.
Фасолью фасад украшает,
Солью с хлебом знакомых встречает,
Гуляет всегда на поляне,
Сидит целый день на диване.
В домике весело нотам живется —
Видно, не зря он октавой зовется.
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота ДО ?
-Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Нота Ре, где живёшь, где ты песенки поёшь?
-Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.
Смотри и запомни —
я не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь!
Между 1ой и 2ой
Фа глядит в окошечко,
Между 1ой и 2ой тесно ей немножечко.
На второй линейке-
Соль с нотой Фа встречается,
если скажешь Фа и Соль-
«А вы меня заметили?-
спросила нота Ля.
Между 2ой и 3ей
пою я песни детям
ля, ля, ля, ля, ля, ля!»
На линейке 3ей Си ,
на самой серединке,
споет, когда ни попроси-
Так звонко, без запинки.
Под 4й, выше 3ей,
ноту До опять мы встретим-
До вверху, До внизу-
Мы споем До и До —
Получается октава (Френкель)
Колючий диез похож на решётку,
Он повышает каждую нотку.
Вот бемоль. Он свой живот
Впереди себя несёт.
Ноту он не уважает-
На полтона понижает.
Караул! Кошмар! Кошмар!
Вот идет значок бекар!
Отнимает он все знаки-
Как-бы не случилось драки!
«Ноты, быстро по местам!»-
Раздается тут и там.
«Прекращаю все движенья-
Всех на место отправляю!»
Малышам о соотношении длительностей:
В День Рождения енот
Получил огромный торт. (целая нота)
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.
Слышит в двери: «Тук-тук-тук!»-
Прибежал к нему барсук . (половинные)
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.
Только сели за тарелки-
В дверь стучат соседки-белки. (четверти)
На четыре части торт
Делит для гостей енот.
Кто ещё стучится в дверь? –
Эй, барсук, пойди, проверь! (восьмушки)
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт хотят отведать тоже.
Сколько здесь кусочков? –
Восемь! Всех гостей к столу мы просим!
*****
Чтобы нотки зазвучали
Нужен нотам свой начальник.
Познакомьтесь — ключ скрипичный —
Командир для нот отличный!
Днем и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:»
Путь для музыки открыт!»
Вот еще один значок
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель.
Знак серьезный и суровый,
Его имя-ключ басовый.
И ему, ребята, дан
Свой отдельный нотный стан.
******
До-это до мик во дворе,
А это ре пка, нотка РЕ.
Ми-бурый ми шка косолапый
Сосёт в берлоге сладко лапу.
Фа-будто у машины фа ра.
Соль- сол нце в синем небе встало.
А вместо ноток ФА и Соль-
Стручок по имени ФаСоль.
Ля -у реки поет ля гушка
Ей вторят в камышах подружки.
Си -си не-желтая си ница-
Красивая лесная птица.
Ноты в домике живут,
Нотным станом дом зовут.
Ноты сели дружно в ряд,
******
Осип Мандельштам «МИНЬОН» (при знакомстве с фортепиано)
Мы сегодня увидали городок внутри рояля.
Целый город костяной-
Молотки стоят горой.
блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца,
Что ни улица-струна в этом городе видна.
1) Одинокая нотка искала
Где свои применить таланты.
Раз от раза она отвергала
2) Скрип дверной и гудок паровоза,
Стук дождя по оконной раме-
Удивительно серая проза
Среди всех, проживающих в гамме.
3) Не нашла удовольствия в крике
В тихом шёпоте еле слышном.
Каждый раз оставалась безликой,
А мечталось о чём-то свыше.
4) Замолчала в обиде горькой
И прибилась к таким же собратьям.
Те, стараясь её успокоить,
Добродушно раскрыли объятья.
5) Стали вместе, потом каноном,
Интервалы меняя плакать;
Неожиданно в общих стонах
Слёзы музыки стали капать.
6) Зарождалась мелодия в звуках,
Обрастала гармонией, ритмом.
Сам Всевышний проникся к мукам,
Снизошёл к одиноким молитвам.
7) Перестала бояться нотка,
Не стесняясь, звучала повсюду,
Утешением стала и счастьем,
Приобщилась к великому чуду.
Нотка До упряма очень
И с другими жить не хочет.
Не забудьте вы о том,
У неё отдельный дом!
Нотку Фа спросили дети:
«Где ты будешь жить, на третьей?»
«Нет!», — ответил наш герой,
«Между первой и второй!»
Где же нотка Соль живёт?
Где танцует? Где поёт?
Не в клетке канарейки,
А на второй линейке!
Ля красива и умна,
Целый день поёт она!
Нравится сидеть ей
Под линейкой третьей!
Нотка Си не любит ныть:
«Я хочу на третьей жить!»
Сидит там и поныне —
На самой середине!
Посмотрите как красиво
Мы под музыку идём,
Эти нотки ЧЕТВЕРТНЫМИ,
ЧЕТВЕРТНЫМИ мы зовём.
Нотки Восьмые ВЕСЁЛЫЕ тут
Нас побегать, попрыгать быстрее зовут!
Медленно идёт старушка
С деревянною клюкой.
Половинной как старушке
Нужен отдых и покой.
Черепаха еле-еле
Продвигается вперёд,
Ноту целую в портфеле
на спине своей везёт.
Снова Музыка польётся
То замрёт. То понесётся,
То пойдёт, то побежит!
Источник