Когда вы занимаетесь гитарой

7 признаков успеха на гитаре — как оценить свой прогресс

Только опытный педагог может понять насколько лучше стал играть на гитаре его ученик. И не топчется ли он вообще на месте, тратя время впустую. Как быть новичку самоучке, когда некому оценить прогресс его занятий на гитаре?

Очевидно, нужно взять другую объективную систему оценки, основанную на чём-то доступном каждому. Что любой начинающий гитарист может оценить без чужой помощи? Степень своей вовлечённости в занятие. Вот явные признаки того, что вы на верном пути к своей цели.

Регулярность занятий на гитаре

Кто угодно может сам оценить степень регулярности своих занятий. Допустим, у вас нет чёткого расписания, и занятия проходят от случая к случаю. Урок может длиться и час и 15 минут по настроению в любое время дня. В этом случае, возможно, вы чему-то и научитесь. Но явно не тому, чему могли бы научиться, занимаясь регулярно.

Совсем другой случай, когда занятия на гитаре идут по расписанию несколько раз в неделю. При этом всегда в одно и то же время и длятся хотя бы 45 минут. Безусловно, пропуски занятий могут быть, но один раз из десяти, а не каждое второе. Регулярность служит базисом для всего остального. Без систематических занятий нельзя составить учебный план, подобрать репертуар и расписать задачи на каждый урок. Потому что неустойчивый навык будет теряться так быстро, что каждое занятие будет начинаться с нуля.

Читайте также:  Elvis presley ноты для саксофона

Если вы позаботились об организации регулярных занятий и втянулись в них — это первый признак прогресса.

У вас есть программа обучения на гитаре

Регулярность занятий на гитаре вовсе не означает их продуктивность. Вы можете трижды в неделю долбить одно и то же, не двигаясь с места. Например, потому что у вас нет учебной программы и вы не представляете, куда двигаться дальше. Или учебный репертуар подобран не по вашему техническому уровню, и вы не можете его осилить.

Если у вас есть программа и вы можете расписать её на отдельные уроки — это отлично. Потому что задачи и результаты каждого отдельного занятия можно оценить и записать. Как вы понимаете, по этим записям легко отследить сам факт наличия или отсутствия прогресса.

В сочетании с предыдущим фактором можно говорить о системности вашего подхода к занятиям на гитаре. И втором признаке того, что вас ждёт удача.

Концентрация во время занятия на гитаре

Я довольно часто натыкаюсь на обсуждение вопроса можно ли заниматься на гитаре под телевизор. На мой взгляд сам факт возникновения такого вопроса говорит о малой вовлечённости гитариста в занятие. Как разновидность бытует мнение, что разные части занятия требуют разной степени концентрации. И как минимум нудные гаммы можно гонять на автомате перед телевизором. Ведь это просто разогрев пальцев и отработка мышечного навыка.

Если подумать, то именно тут и кроется ответ. Что главное в музыке? Красивый звук и ритм. Играя под телевизор, даже простые гаммы, человек не слушает собственную музыку. Ему это скучно, именно поэтому он и включил фоновые звуки и картинки. И они, кстати, имеют свой темп и ритм, под которые музыкант начинает рефлекторно подстраиваться.

Таким образом, начинающий гитарист нарабатывает стойкий мышечный навык — играть некрасиво. Потому что навык красивого звукоизвлечения требует гораздо больше усилий, чем просто быстро попадать в ноты. Нужна значительно более тонкая моторика пальцев, требующая кропотливого вслушивания на этапе наработки.

Кто не верит — запишите эту часть занятия да просто на диктофон в телефоне. Потом послушайте, как у вас дребезжат струны, глохнут ноты и плавает темп.

Но вернёмся к тем, кто так не делает и занимается на гитаре правильно. Если подняв глаза на часы, вы с удивлением обнаруживаете, что гоняете гаммы уже 40 минут, и ошибок стало значительно меньше, я вас поздравляю. Потому что такая концентрация на занятии — это третий признак прогресса и залог успеха.

Предельная ясность происходящего

Музыка звучит красиво, когда она что-то значит для самого исполнителя. Значимость в свою очередь рождается из глубокого понимания процессов, в результате которых рождается музыка.

Сеговия не зря говорил, что композитор не сможет написать музыку для гитары, если он сам не умеет на ней играть. Как раз потому, что для этого требуется понимание всех деталей, сопутствующих рождению гитарной музыки. Хотя, казалось бы, ноты — они и на гитаре ноты.

Чтобы окончательно прояснить, о чём речь, приведу несколько примеров. Левую руку нужно ставить определённым образом не потому, что так написано. А потому, что только из такого положения любой палец в любой момент может зажать ноту. Гитарист, который этого не понимает, рано или поздно поставит руку так, как ему удобнее. Точнее, как ему только кажется удобнее. Однако по мере возрастания сложности красота музыки становится важнее удобства её исполнения. Будь это не так, любой новичок мог бы исполнить пьесу любой сложности. В результате гитарист, не построивший фундамента понимания, будет играть удобно, но некрасиво. Вряд ли это можно назвать прогрессом.

Одна и та же нота, взятая на разных струнах, звучит с совершенно разными оттенками. Взять ближайшую ноту с другим тембром удобнее, но в результате получается резкий диссонанс. Как я выяснил, далеко не многие обращают на это внимание.

Приведу другой, пожалуй, самый наглядный пример с приёмом баррэ. Подавляющее число новичков пытается взять его грубой силой. Многим, кто, так или иначе, не понял механику, баррэ так и не покоряется. То есть все уверены, что научились, и даже пытаются учить других. Но они просто не замечают, как дребезжат и глохнут струны.

Чем серьёзнее вы занимаетесь на гитаре, тем больше таких связей становятся для вас очевидными. Вы начинаете понимать и чувствовать гитару изнутри, если можно так выразиться. Моменты предельной ясности наступают всё чаще и чаще, и спутать их невозможно ни с чем. Это четвёртый признак вашего верного движения к цели.

Визуализация гитары

Люди моего поколения и старше, планируя неделю, часто мысленно представляют себе разворот школьного дневника. Это естественно, так как именно по нему мы учились это делать целых 10 лет. Кто учился в музыкальной школе на фортепиано, представляют себе ноты в раскладке чёрно-белых клавиш. Спросите несколько человек, как они представляют себе сало в шоколаде. Вы удивитесь разнообразию ответов, каждый из которых построен на какой-то привычной для человека картинке.

Если услышав название аккорда, вы тут же мысленно представляете его себе на грифе гитары, значит, ваши занятия проходят не зря. Смело записывайте в свой актив пятый признак прогресса.

Играть, не глядя на гриф гитары

Лично у меня это состояние наступило в три этапа. Сначала я запомнил расположение нот на грифе гитары, играя простые пьесы с листа. Потом оказалось, что моя моторная память работает лучше визуальной. Вплоть до того, что я сбивался, если глядел на гриф, а не играл одними пальцами. Сейчас я быстро разучиваю произведение наизусть и только потом начинаю его отрабатывать.

Это не совсем стандартный путь, но в моём случае работает именно так. Таким образом я отключаю зрительный канал поступления информации в мозг. Внимание, освободившееся от основного канала восприятия, полностью направляется на слух. А набор нот только тогда становится музыкой, когда у него появляется слушатель. На первом этапе это сам гитарист.

Обычно игра наизусть — это последний этап работы над произведением. Но играть, не глядя на гриф, можно и по нотам. Ведь именно так делают профессиональные музыканты в любом оркестре. Важно, что зрение не приковано к пальцам, даже если в самых сложных местах вы на них поглядываете.

Если ваша музыка льётся в уши, минуя глаза, вы определённо на верном пути.

Очень хочется сыграть для кого-то

Кстати, о слушателях, которые превращают набор звуков в музыку. Академконцерты в детских музыкальных школах не только проверяют степень готовности учеников. Регулярные выступления ещё и держат их в тонусе, нужно успеть разучить пьесы к определённому сроку.

Но это лишь одна сторона. Другая, не менее важная, заключается в самом выступлении перед публикой. Опытные педагоги знают, что нельзя готовить пьесу в классе и сразу выставлять её на концерт. Потому что это совершенно разные состояния и условия. Поэтому хороший преподаватель ищет любую возможность сначала обкатать концертные пьесы перед слушателями. В крайнем случае это могут быть даже родители, ожидающие детей в коридоре.

Нас, как самоучек, интересует как раз эта сторона выступления перед слушателями. Во-первых, для преодоления волнения требуется больше уверенности в своей готовности, чем наедине с собой. Во-вторых, перед публикой более внимательно относишься к ошибкам, которые перед зеркалом обычно себе прощаешь.

Очень хорошо, когда желание сыграть для кого-то рождается само, как результат пройденного пути. Оглядываясь назад к точке старта, вы у же не пугаетесь смотреть вперёд, почти в бесконечность. Если давать небольшие концерты, пусть даже в узком кругу близких, стало привычкой и потребностью, то у вас всё получится. Потому что это седьмой признак вашего серьёзного прогресса в обучении на гитаре.

Как добиться прогресса на гитаре

Важно отметить, что перечисленные выше пункты должны проявляться естественным образом. Например, нельзя перестать заниматься на гитаре под телевизор по указке. Желание иметь фон для занятий говорит о малой значимости самого занятия. Убрав телевизор, человек всё равно будет мысленно витать в другом месте. Пока не узнает, что пилить скучные гаммы на самом деле очень захватывающее занятие. Естественно, когда понимаешь зачем, что и как должно звучать в результате. А самое главное, когда этот результат для тебя важен.

Понимание деталей не придёт только потому, что вы сто раз бездумно механически повторили пассаж. Так вы только «заиграете» ошибки. Ясность — это результат работы мысли и желания разобраться. Когда гитарист внутренне не вовлечён в занятие, ясность не наступит.

Точно так же со всеми остальными признаками. Даже имея план занятий, но отсутствуя на них мысленно, очень скоро начинаешь пропускать их и физически. В голове появляются вопросы типа как найти мотивацию для занятий гитарой. Или что делать, если перегорел гитарой. А многие просто бросают это дело, минуя стадию риторических вопросов.

Этот способ оценки вырос из моего личного опыта самоучки на гитаре. И я убеждён, что если гитара — это ваше, то вы поймёте, о чём здесь написано.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Какие признаки того, что вам пора бросить заниматься гитарой?

Вопрос, пожалуй, содержит некий скрытый «надрыв» несколько «заметавшегося» человека. Послушаем, что на него можно ответить.

Я думаю, что на Западе мы, как правило, ориентированы на цели . Мы рассматриваем такие вещи, как музыка и искусство как средство достижения цели, а успех измеряется тем, сколько денег вы можете на этом заработать. И поэтому, любого, кто берётся за инструмент, непременно сравнивают с профессионалами, оценивая их способности «быть лучшими», увлекать аудиторию и так далее.

Это работает не во всех культурах. Я помню, как путешествовал по Бали (до того, как он стал полностью коммерческим), и каждый день около 14:00 все магазины закрывались — у всех был перерыв.

Перерыв означал практику в искусствах. У каждого было что-то своё: музыка, живопись, танцы, резьба по дереву. Бродить по улицам в это время было удивительно — из окон доносятся звуки музыки, видны художники за мольбертами, запах ладана доносится из маленьких храмов. При этом, практически никто не занимался всем этим профессионально. Это прежде всего был «акт преданности», который представлял собой некий вклад в сообщество.

Возвращаясь к вопросу. Вы должны отказаться от игры на гитаре, когда больше не наслаждаетесь ею, и не сможете никогда наслаждаться ею в будущем (потому что все время от времени разочаровываются).

Гитаре присуща радость, которая заключается в способности создавать музыку. Радость заключается и в том, чтобы постоянно учиться и получать больше знаний.

Не стоит беспокоится о том, насколько вы хороши «объективно», нравится ли другим людям ваша игра, насколько много вы можете получить, и так далее. Ничто из этого не имеет значения. Всё, что на самом деле имеет значение — нравится ли это вам это, и считаете ли вы, что это хороший способ выразить себя. Если это так — бросать пока рано.

Rafael Lopes Brandstetter

Я догадываюсь, как вы себя чувствуете — вы попали на плато. Вы смо́трите на Слэша, Хендрикса или даже просто на Курта Кобейна, и расстраиваетесь из-за того, что «все играют намного лучше».

Видите ли, разница между вами и Джими Хендриксом в том, что он продолжал идти, когда дела шли тяжело. Если вам действительно не нравится играть, не делайте этого. Но если делаете, то, пожалуйста, не останавливайтесь и наслаждайтесь процессом. Мы можем потерять отличного гитариста, если вы перестанете играть 😄 а вы упустите увлекательное хобби для себя.

Если вы рассуждаете таким способом — вы трус с нулевым терпением.

В обучении игре на любом струнном инструменте так много вещей, что я часто задаюсь вопросом, умру ли я раньше, чем научусь всему, чему хочу научиться.

Frits van Zanten

Этот вопрос предполагает искусственную дихотомию — учиться играть или не учиться играть. Это глупо! Есть люди, которые могут сыграть четыре аккорда и зажечь вечеринку или даже аудиторию, а есть очень опытные «волшебники грифа», которые утомляют всех до смерти.

Так что нет никакого «изучения гитары». В лучшем случае это определённый стиль или уровень, к которому вы стремитесь, от которого вам, возможно, придётся отказаться.

Какова ваша цель? Для многих мальчиков это просто девочки, за которыми они ухаживают своей игрой. Тогда вам пора остановиться, если вы женились и завели детей — больше не нужно.

Таким образом, вы можете иметь очень, очень широкую категорию мотивов — включая необходимость выразить себя, дать себе голос, быть замеченным, быть услышанным, зарабатывать деньги, стать богатым, следовать по стопам вашего отца (превзойти его, или получить любовь своей матери), стать знаменитым, что угодно.

Вы отказываетесь от вещей, когда ваши цели становятся неактуальными, устаревшими или недостижимыми, когда появляются альтернативы с более низкими затратами времени и денег (или другими жертвами). Другие причины — сентиментальные или эмоциональные (веские причины, хотя иррациональные).

Пока это радует — продолжай. Независимо от того, что думают другие. Будь хозяином самому себе.

Источник

Как правильно заниматься на гитаре дома?

В этой статье мы рассмотрим вопрос: Как правильно заниматься на гитаре дома? Иногда, задавая вопрос своим ученикам: «Как успехи?», получаешь ответ: «Да вот что-то не получается…». Причиной такого ответа могут быть две вещи: 1 — мало занимался или не занимался вообще; 2 — неправильно занимался.

С первой причиной всё и так понятно, а вот если более детально рассмотреть вторую из причин, то к неправильному занятию можно отнести: неправильное распределение времени, неверная расстановка приоритетов в своём занятии, игра без постановки конечной цели своего занятия.

Сколько времени и как нужно заниматься? Чтобы не изобретать велосипед второй раз, мы воспользуемся уже давно известным материалом, взятым из книги «Wild Stringdom» известного американского гитариста-виртуоза Джона Петруччи, в которой он в полной мере отвечает на данные вопросы.

John Petrucci (Джон Петруччи) — американский гитарист, один из основателей и бессменный участник американской прог-метал группы Dream Theater. Считается одним из лучших гитаристов современности.

Практика – путь к совершенству!

Пожалуй, самое худшее, что может мучить гитариста, – это чувство, что он не достиг необходимого уровня игры так быстро, как хотел. Если вы один из тех, кто по истечении многих часов не добился результата, то эта глава для вас. Здесь есть все недооценённые аспекты игры на гитаре и, в частности, практика.
Прежде чем начать занятия, вы должны знать, что изучение музыки — пожизненный процесс – это дисциплина. И ключ к освоению любой дисциплины – последовательность и постоянность. Гораздо лучше играть на гитаре по полчаса в день, каждый день, чем не заниматься неделю и потом играть 5 часов подряд.
Чтобы получить максимальную отдачу от ваших занятий, нужно не только время, но и качественное его распределение. Если вы занимаетесь целенаправленно, концентрированно и эффективно используя своё время, вы будете прогрессировать намного быстрее, чем если бы вы играли больше по времени, но бесцельно. Нельзя гарантировать, что вы получите хороший результат, не тратя много времени – этого не случится (Я до сих пор помню, как иногда играл по 9 часов в день!).
Я часто ссылаюсь на сходство музыки и спорта. Это не лишено смысла: оба вида деятельности требуют постоянной практики, чтобы остаться в «игровой форме» и повторения, самоотверженного труда, чтобы развить навыки, необходимые для перехода на следующий уровень.
Когда речь идёт о дисциплине, нет лучшей параллели гитаре, чем занятия с гантелями. В обоих случаях вы должны систематично, последовательно и долго практиковаться, чтобы ощутить прогресс. И будет много бессмысленной, повторяющейся работы, что кажется, ведёт в никуда. Но вы добьётесь успеха тогда, когда меньше всего будете этого ждать и перейдёте на следующую ступень затем, чтобы начать все мучения заново. В итоге вы станете мысленно жёсткими и добьётесь целей через психический дискомфорт и скуку.
Перед началом занятий крайне важно, чтобы вы поставили цели. Это потребует некоторых душевных метаний, прежде чем решить, кто вы и кем хотите стать. Ведь если у вас есть только ограниченное количество времени в день, скажем два часа, то на что вы его потратите? На написание песни, оттачивание навыков, запоминание нот, или на всё сразу? Поэтому спросите себя: «каковы мои интересы?». Я хочу улучшить технику, или я заинтересован в поисках нового, или я хочу писать три аккорда для поп песни? (да – это тоже целое искусство).
Как только вы определились с целью, вы должны структурировать ваш режим занятий для достижения цели. Вы должны иметь направление и цель! Например, если вы заинтересованы быть успешным студийным музыкантом, важно хорошо читать с листа и знать множество музыкальный стилей: рок, кантри, блюз, металл и т.д. Если вы хотите быть композитором, вы должны знать хотя бы немного теории, гармонии и нотное письмо.


А если великий импровизатор, солист, – это ваша мечта, то можете послушать и проанализировать соло великих импровизаторов, таких как: Стив Морс, Эл Ди Меола и Аллан Холдсуорт. Конечно, необходимо будет играть гаммы, арпеджио и мелодические секвенции. Оттачивайте свои таланты, пока вы не будете играть все, что можете услышать.
Как только вы вырастите как личность и музыкант, ваши цели можно будет изменить. Я изменил. Когда я был молод, то хотел быть технически опытным гитаристом, и всё время тратил на это. Потом, когда я уехал в Беркли, я переориентировался на работу с музыкальной частью (я работал над чтением с листа, теорией и т.д.), и как только я выработал и технику, и музыкальность, запись и аранжировки песен стали иметь большее значение. Это одна из классных вещей в гитаре – никогда не знаешь, каков твой путь. В конечном счете, решать вам.
Когда вы начнёте заниматься, иногда будете «врезаться в стену». Такое ощущение, что вы застряли – это неприятное чувство, и неважно как долго вы тренируетесь, иногда у вас просто не получается. Поверьте, такое происходит не только с вами, у каждого музыканта появляется такая проблема. Не расстраивайтесь, когда такое происходит. Преодолейте барьер!
Скорее всего, вы столкнётесь с этим, когда начнёте прибавлять темп. Например, вам трудно играть 16-ые ноты в темпе 144. И не важно, сколько вы недель тренируетесь, вам кажется, что вы не можете сломать этот барьер, но потом в один прекрасный день вы возьмёте в руки гитару и без доли серьёзности начнёте играть не только в 144, но и в темпе 160. Поздравляю, вы только что сломали стену и перешли на новую ступень!
Необходимо внимательно подходить к игре на гитаре. Ведь правильная форма игры позволит вам избежать травмы рук: туннельного синдрома, тендинита.

Экономия движения левой и правой руки может добавить вам огромную скорость и точность. Работая над любым новым материалом, играйте его медленно и чисто. Играя медленно и без ошибок, вы изучите произведение намного быстрее, чем играя быстро, но грязно. Последний подход замедляет ваше развитие.
Наконец, не давите сильно на себя. Гитара – это весёлый инструмент, и время от времени вы должны позволять себе просто поиграть (ведь это причина того, что вы взяли её в руки). Просто учтите, если вы действительно хотите прогрессировать как игрок, необходимо потратить время. Невозможно это сделать без энтузиазма. Всё просто – чем больше отдаёте, тем больше получаете. Поэтому продолжайте тренироваться!

Контроль времени.

Отбросив всё, я чувствую, что контроль времени – это один из основных ключей к развитию и успешному составлению расписания. Это на самом деле довольно просто. Если вы структурируете своё время, то, скорее всего, вы будете прогрессировать. И наоборот, если вы берёте в руки гитару, не имея понятия о том что играть, вы, наверно, сыграв пару фраз, отложите инструмент, ведь вам это надоест, и потом вы будете жалеть об отсутствии прогресса.
Я изучил, как максимально использовать своё время на начальных стадиях. Я делал следующее: Во-первых, я узнал, сколько времени у меня есть на занятия. Затем, я распределил время по блокам, для каждого аспекта моей игры. Например, если бы у меня было 2 часа для занятия, я распределил бы его на 8 блоков по 15 минут. Сначала бы играл гаммы в течение 15 минут, затем арпеджио 15 минут и т.д.
Разбивайте трудные, обширные темы на небольшие временные участки, это сделает их более управляемыми и менее пугающими. Например, вам необходимо выучить пример во всех ладах и позициях, это может показаться невыполнимой задачей, но если вы скажите себе: «в течение следующих 15 минут всё, что я сделаю – это изучу пример в V позиции в дорическом ладу и больше ничего», — тогда внезапно задача станет более осуществимой. И как только вы освоите этот небольшой отрывок, приступайте к следующему, например, в VII позиции.
Мы все знаем, что тренировка может показаться скучной. Это похоже на отработку – вы знаете, что это хорошо для вас, и вы получите многое, но вам лень начать, мотивировать себя. Вот почему тренировка по 15 минут психологически легче. Вместо того, чтобы сидеть на одном месте и выполнять первое упражнение в течение 2 часов, вы лишь должны сконцентрироваться в течение 15 минут за 1 раз. И 15 минут пролетят незаметно. И конечно, если 15 минут – это для вас много, вы можете разбить его на блоки по 5 минут. 5 минут – это почти ничего, столько же, сколько вы потратите на чтение этого раздела.
Итак, как же поставить себя в режим? Всё просто, составьте список целей и будьте конкретными. Вместо того, чтобы сказать себе: «мне нужно узнать несколько гамм и арпеджио и разогреть свои пальцы», — выясните, какие конкретно гаммы и арпеджио вам необходимо изучить. Есть ли проблемные примеры? Работайте над ними и решите! Лучший совет, который я могу дать — это практиковать то, что не знаете, а не то, что уже известно.

Источник

Оцените статью