Кого называли поэт фортепиано

«Поэт фортепиано»

С 20 по 28 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Поэт фортепиано», посвященная 205-летию со дня рождения польского композитора, пианиста Фредерика Шопена.

В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

«Музыка не имеет отечества;
отечество ее — вся вселенная».

Фредерик Шопен.

Шопен Фридерик (Фредерик) Францишек (Франсуа) (1810— 1849), польский композитор и пианист. Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.

Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.

В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора.

Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество.

Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830 гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем (1828—1844 гг.), четыре баллады (1835— 1842 гг.), 21 ноктюрн (1827—1846 гг.),

27 этюдов (1829—1839 гг.), 25 прелюдий (1831—1839 гг.). Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен (1829—1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано (1846 г.) и многие другие произведения.

В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в Париж.

Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г.Берлиоз.

Портрет кисти Эжена Делакруа, 1838г.

Портрет Жорж Санд

Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной псевдонимом Жорж Санд. Восемь лет она была подругой Шопена.

В этом доме родился Ф. Шопен

Это памятник Шопену в Варшаве.

Памятник «Шопен и его муза», Париж.

Музей Фредерика Шопена в Варшаве.

Коллекция из музея Ф. Шопена г. Варшава.

В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Ф. Шопен. Последний в своей жизни концерт он дал в Лондоне.

Гравюра середины 19 века. Смерть Фредерика Шопена

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.

Пер-Лашез. Могила Ф. Шопена

Список литературы:

Кремлев, Ю. А. Фредерик Шопен (1810-1829) [Очерк жизни и творчества] / Ю. А. Кремлев. — М.Л.: Музгиз, 1949. — 409 с.: портр., муз. пр.

Монография «Фредерик Шопен» — самостоятельное научное исследование с оригинальным взглядом на биографию и творчество Шопена. В первой части книги биография Шопена излагается на фоне исторических и идейно-художественных явлений того времени. Вторая часть содержит разбор всех сочинений Шопена в хронологическом порядке, соответственно основным периодам творчества Шопена, которые устанавливает автор. В конце второй части имеется особая глава, посвященная судьбе творческого наследия Шопена в России. С иллюстрациями.

Кремлев, Ю. Фредерик Шопен [Очерк жизни и творчества] / Ю. Кремлев. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1971. — 605 с.: муз. пр., фот. — (Классика мировой музыкальной культуры).

Книга состоит из двух частей: биографии и анализа творчества. В первой части дана сжатая, но содержащая, по возможности, все наиболее существенные моменты биография Шопена на фоне общественно-политической, идейной и художественной жизни его времени, главным образом жизни Варшавы и Парижа. Вторая часть построена не по жанровому принципу, а по принципу историко-хронологической последовательности.

Синявер, Л. Шопен [Текст] / Л. Синявер. — М.Л.: Музгиз, 1951. — 94 с.: портр. — (Школьная библиотека).

Книга о жизни и творчестве великого композитора. О его таланте, которая составляет не малую часть, богатого, культурного наследия XIX века.

Соловцов, А. Фредерик Шопен. Жизнь и творчество [Текст] / А. Соловцов. — М. : Музгиз, 1956. — 322 с.: фот., муз. пр.

«Душою фортепьяно» назвал Фредерика Шопена Антон Рубинштейн; «. бард, рапсод, дух, душа этого инструмента — это Шопен, — говорит Рубинштейн. — Фортепьяно ли вдохнуло ему [то], что он писал для него, или он вдохновил свои клавиши, не знаю, но только полнейшее поглощение одного другим могло вызвать такие создания». Шопен не писал опер и ораторий, симфоний и симфонических поэм. Он оставил очень немного вокальных миниатюр, еще меньше — камерных ансамблей. И не в этих произведениях, при всей их высокой ценности, полностью раскрылась мощь его гения, а в сочинениях, написанных для фортепьяно. Шопен обогатил фортепьянную музыку новыми музыкальными жанрами, новыми музыкальными образами.

Брошкевич, Е. Образ любви [Повесть] / Е. Брошкевич; пер.с польск. Ю. Мирская ; авт. предисл. И. Бэлза. — 3-е изд., испр. и доп. — Киев: Музична Украина, 1979. — 392 с.

Повесть Брошкевича о великом польском композиторе Шопене рисует перед нами цельный и обаятельный образ композитора, его горячую любовь к родине, гуманизм, его кристальную чистоту как человека и гражданина. Он воздает должное творчеству Шопена, искренне восхищается им, но в то же время строго и взыскательно относится к его ошибкам и заблуждениям.

Могилевская, С. Над рекой утратой [Повесть] / С. Могилевская. – М.: Детская литература, 1976. — 160 с.: портр.

Эта книга о жизни и творчестве великого польского композитора Фредерика Шопена.

Ждем вас в отделе литературы по искусству!

Отдел литературы по искусству

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • 1********************** (255)
  • 2*********** (172)
  • **ЛИЧНОЕ (141)
  • ***** (87)
  • * АНТИКВАРИАТ (75)
  • Ювелирное искусство (12)
  • Фарфор (3)
  • Архив (35)
  • МУЗЫКА (33)
  • ЛИЧНОЕ**** (29)
  • ****ЖЗЛ (24)
  • ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ (14)
  • МОИ РАБОТЫ (11)
  • История России (9)
  • МИР МОДЫ (5)
  • БАЛЕТ (9)
  • *** «Моя Петербургская коллекция» (46)
  • МОСТЫ (11)
  • Легенды С-Петербурга (7)
  • Дворцы (5)
  • Дома (1)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (73)
  • Мирославушке (70)
  • ДЛЯ МОЕЙ ПОЧЕМУЧКИ (14)
  • ***ЖЗЛ (196)
  • МОИ КУМИРЫ (6)
  • ***ИСПАНИЯ (18)
  • Барселона (8)
  • Дома Барселоны (4)
  • Гауди (3)
  • Жузеп Пуч-и-Кадафалк (2)
  • ***ИТАЛИЯ (144)
  • Венеция (14)
  • ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ . (5)
  • Верона (4)
  • Сиена (3)
  • Мое путешествие по Италии (3)
  • Милан (2)
  • Флоренция (1)
  • Рим (87)
  • ****ВОКРУГ СВЕТА (965)
  • Страны Азии (77)
  • Европа (69)
  • Португалия (67)
  • Прогулки по Москве (59)
  • Англия (44)
  • ********** (36)
  • Скандинавия (31)
  • Германия (27)
  • Латинская Америка (18)
  • Испания (68)
  • Италия (103)
  • Куба (12)
  • Петербург (77)
  • Россия (70)
  • Франция (78)
  • ШИТЬЕ, МОДА (277)
  • Моделирование (126)
  • Переделка (7)
  • Технология шитья (123)
  • ШИТЬЕ, МОДА (229)
  • Дизайнеры (24)
  • Идеи (132)
  • Подборка по шитью (9)
  • Шляпы, сумки,шарфы (54)
  • ****ЭТО ИНТЕРЕСНО (1638)
  • В мире животных (390)
  • Интересные факты (165)
  • Природа (161)
  • Исторические факты и легенды (128)
  • НОВОСТИ (64)
  • Мир растений (53)
  • Народы мира: традиции, культура (49)
  • Полезно знать (79)
  • Языкознание (59)
  • Знаете ли Вы? (57)
  • ***АРХИТЕКТУРА (105)
  • Дизайн (4)
  • История архитектуры (12)
  • ВЯЗАНИЕ (84)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (85)
  • вязание (42)
  • шитье (34)
  • ***ЖИВОПИСЬ (276)
  • графика, рисунок (17)
  • Акварель (14)
  • истории картин (73)
  • ИСТОРИЯ РОССИИ (8)
  • книги (18)
  • КУКЛЫ (40)
  • КУЛИНАРИЯ (327)
  • последнее (73)
  • кулинария (59)
  • выпечка (39)
  • ЖЗЛ (14)
  • (71)
  • МОЙ ГОРОД РОСТОВ (14)
  • ***МОЙ КРАЙ (35)
  • История и легенды Ростова (4)
  • ИСТОРИЯ (13)
  • (11)
  • ***МУЗЕИ (47)
  • полезно (9)
  • ПРИТЧИ (38)
  • СВОИМИ РУКАМИ (43)
  • ****СКУЛЬПТУРА, ПАМЯТНИКИ (174)
  • **ПОЭЗИЯ (90)
  • ***ЛЮДИ И СУДЬБЫ (222)
  • Истории из жизни (51)
  • история любви (48)
  • ****Интересные истории (25)
  • УДИВИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (278)
  • ФОТОГРАФИЯ (134)
  • Фото дня (25)
  • ФОТОХУДОЖНИКИ (114)
  • ЮМОР (115)

Цитатник

Как совам удается поворачивать голову на 270°? Известно, что совы — превосходные хищники. П.

Зоя Бербер на один день отправляется в Ростов-на-Дону, чтобы зарядиться энергией южной столи.

Многим поклонникам творчества Эрнеста Хэмингуэя наверняка будет интересно взглянуть на то место, .

Монах хотел спросить всех людей. .

Храм Святого Сердца в Барселоне – священное место для многих паломников, как и вся гор.

Метки

Резюме

Браило Ирина Викторовна

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ПОЭТ ФОРТЕПИАНО. ФРИДЕРИК ШОПЕН.

Воскресенье, 07 Декабря 2014 г. 10:35 + в цитатник

ПОЭТ ФОРТЕПИАНО. ФРИДЕРИК ШОПЕН.

Легко быть реалистом в живописи, искусстве, зрительно обращенном к внешнему миру. Но что значит реализм в музыке?Нигде условность и уклончивость не прощаются так, как в ней, ни одна область творчества не овеяна тем духом романтизма, этого всегда удающегося, поэтому что ничем не Проверяемого, начала произвольности. И, однако, и тут все зиждется на исключениях. Их множество, и они составляют историю музыки. Есть, однако, еще исключения из исключений. Их два — Бах и »
Борис Пастернак.

Кто в кружева вспененные Шопена ,

Благоуханные не погружая,
Своей души? Кто слаще не дрожая,
Когда кипит в отливе лунной пена?
Кто не клонясь колени — и колена! —
Пред той, кто выглядит, как идеал,
Чей непостижимый облик трепетая
В сетях его приманчивого плена?
То воздуха не самого ли вздох?
Из всех богов наибожайший бог —
Бог музыки — в его вселился opus,
Где всё и вся почти из ничего,
Где все объёмны промельки его,
Как на оси вращающийся глобус!
1926
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

ШОПЕН ( Chopin ) Фридерик (полн. Фридерик Францишек (во французском варианте Фредерик Франсуа) (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж ), польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке И. С. Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто. Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников М. К. Огиньского, М. Шимановской и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817. С 1819 он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Ю. Эльснера. В 1823 поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус — Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»). Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), музыковедом Ф. Ж. Фетисом, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Ф. Мендельсоном), в 1837 — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

В 1837 начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

В феврале 1848 он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки. По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 он написал свое последнее произведение — Мазурку f-moll соч. 68 «4. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и Реквием Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Виртуоз и импровизатор
Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта,1829-30, и др.), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845-6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) — произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Б. Л. Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».
Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25 «1): «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности. Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных композиторов, как Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Форе, К. Дебюсси, Э. Григ, И. Альбенис, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Шимановский. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.
Ни один композитор вплоть до наших дней не превзошел поэтическое обаяние шопеновской музыки. При всем разнообразии настроений — от меланхолии «лунного света» до взрывчатого драматизма страстей или рыцарской героики — музыка Шопена всегда проникнута высокой поэзией. Быть может, именно удивительным сочетанием народных основ шопеновской музыки, ее национальной почвенности и революционных настроений с несравненной поэтической вдохновенностью и изысканной красотой и объясняется ее огромная популярность.

ЖЕЛАЮ ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ! С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2015 ГОДОМ!

Источник

Читайте также:  Какие струны бывают у классических гитар
Оцените статью