Кого называли поэтом фортепиано

«Поэт фортепиано»

С 20 по 28 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Поэт фортепиано», посвященная 205-летию со дня рождения польского композитора, пианиста Фредерика Шопена.

В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

«Музыка не имеет отечества;
отечество ее — вся вселенная».

Фредерик Шопен.

Шопен Фридерик (Фредерик) Францишек (Франсуа) (1810— 1849), польский композитор и пианист. Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.

Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.

В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора.

Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество.

Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830 гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем (1828—1844 гг.), четыре баллады (1835— 1842 гг.), 21 ноктюрн (1827—1846 гг.),

27 этюдов (1829—1839 гг.), 25 прелюдий (1831—1839 гг.). Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен (1829—1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано (1846 г.) и многие другие произведения.

В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в Париж.

Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г.Берлиоз.

Портрет кисти Эжена Делакруа, 1838г.

Портрет Жорж Санд

Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной псевдонимом Жорж Санд. Восемь лет она была подругой Шопена.

В этом доме родился Ф. Шопен

Это памятник Шопену в Варшаве.

Памятник «Шопен и его муза», Париж.

Музей Фредерика Шопена в Варшаве.

Коллекция из музея Ф. Шопена г. Варшава.

В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Ф. Шопен. Последний в своей жизни концерт он дал в Лондоне.

Гравюра середины 19 века. Смерть Фредерика Шопена

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.

Пер-Лашез. Могила Ф. Шопена

Список литературы:

Кремлев, Ю. А. Фредерик Шопен (1810-1829) [Очерк жизни и творчества] / Ю. А. Кремлев. — М.Л.: Музгиз, 1949. — 409 с.: портр., муз. пр.

Монография «Фредерик Шопен» — самостоятельное научное исследование с оригинальным взглядом на биографию и творчество Шопена. В первой части книги биография Шопена излагается на фоне исторических и идейно-художественных явлений того времени. Вторая часть содержит разбор всех сочинений Шопена в хронологическом порядке, соответственно основным периодам творчества Шопена, которые устанавливает автор. В конце второй части имеется особая глава, посвященная судьбе творческого наследия Шопена в России. С иллюстрациями.

Кремлев, Ю. Фредерик Шопен [Очерк жизни и творчества] / Ю. Кремлев. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1971. — 605 с.: муз. пр., фот. — (Классика мировой музыкальной культуры).

Книга состоит из двух частей: биографии и анализа творчества. В первой части дана сжатая, но содержащая, по возможности, все наиболее существенные моменты биография Шопена на фоне общественно-политической, идейной и художественной жизни его времени, главным образом жизни Варшавы и Парижа. Вторая часть построена не по жанровому принципу, а по принципу историко-хронологической последовательности.

Синявер, Л. Шопен [Текст] / Л. Синявер. — М.Л.: Музгиз, 1951. — 94 с.: портр. — (Школьная библиотека).

Книга о жизни и творчестве великого композитора. О его таланте, которая составляет не малую часть, богатого, культурного наследия XIX века.

Соловцов, А. Фредерик Шопен. Жизнь и творчество [Текст] / А. Соловцов. — М. : Музгиз, 1956. — 322 с.: фот., муз. пр.

«Душою фортепьяно» назвал Фредерика Шопена Антон Рубинштейн; «. бард, рапсод, дух, душа этого инструмента — это Шопен, — говорит Рубинштейн. — Фортепьяно ли вдохнуло ему [то], что он писал для него, или он вдохновил свои клавиши, не знаю, но только полнейшее поглощение одного другим могло вызвать такие создания». Шопен не писал опер и ораторий, симфоний и симфонических поэм. Он оставил очень немного вокальных миниатюр, еще меньше — камерных ансамблей. И не в этих произведениях, при всей их высокой ценности, полностью раскрылась мощь его гения, а в сочинениях, написанных для фортепьяно. Шопен обогатил фортепьянную музыку новыми музыкальными жанрами, новыми музыкальными образами.

Брошкевич, Е. Образ любви [Повесть] / Е. Брошкевич; пер.с польск. Ю. Мирская ; авт. предисл. И. Бэлза. — 3-е изд., испр. и доп. — Киев: Музична Украина, 1979. — 392 с.

Повесть Брошкевича о великом польском композиторе Шопене рисует перед нами цельный и обаятельный образ композитора, его горячую любовь к родине, гуманизм, его кристальную чистоту как человека и гражданина. Он воздает должное творчеству Шопена, искренне восхищается им, но в то же время строго и взыскательно относится к его ошибкам и заблуждениям.

Могилевская, С. Над рекой утратой [Повесть] / С. Могилевская. – М.: Детская литература, 1976. — 160 с.: портр.

Эта книга о жизни и творчестве великого польского композитора Фредерика Шопена.

Ждем вас в отделе литературы по искусству!

Отдел литературы по искусству

Источник

Какого композитора называли «поэт фортепиано»?

«Поэтом фортепиано» называли польского композитора и пианиста Фредерика Шопена (1810-1849). Шопен сочинял исключительно для фортепиано, что было несвойственно для его современников. После него не осталось опер, симфоний, увертюр, однако в области фортепианной музыки он оставил очень много. Первые свои музыкальные сочинения (полонезы) он создал в возрасте семи лет, с семнадцати регулярно выступал, исполняя собственные произведения. Его наследие — это два фортепианных концерта, три сонаты, в том числе соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем, четыре баллады, 21 ноктюрн, 27 этюдов, 25 прелюдий, 19 песен. И это далеко не всё!

Хотя Наргиз и исполняет песни различных авторов, но это как правило, песни других исполнителей Агутина, Пугачевой, Преснякова и др. , а песни с которыми она действительно завоевала популярность, принадлежат её продюсеру Максиму Фадееву.

Собственно Фадеев, взяв Наргиз в свое время на «попечение» на телешоу «Голос», довел эту незаурядную певицу до второго места в конкурсе, а его песня «Ты моя нежность», стала действительно хитом.

Сейчас Наргиз и Фадеев продолжают сотрудничество и все новые песни-хиты снова написал Максим, это и «Я не верю тебе»; «Беги» (там слова написаны в содружестве с Серябкиной) и конечно же «Вдвоем», которую Наргиз поет дуэтом со своим продюсером.

Не исключаю, что в дальнейшем Наргиз будет исполнять песни и других авторов, но пока предпочтение отдает только Максиму Фадееву.

И ещё одна из трагических новостей из Украины: в Киеве на 58 году скончался известный композитор, музыкант, певец и аранжировщик Руслан Борисович Горобец. По скупым сообщениям СМИ — причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Это стало шоком для всех, ведь он по прежнему не прекращал своей активной творческой деятельности. Это сообщение застало близкого сотоварища Руслана Аллу Пугачёву в Израиле. Напомнить надо, что Горобец 14 лет по приглашению Примадонны был музыкальным руководителем группы «Рецитал». Не стало композитора, но песни его останутся навсегда с нами.!

Александру Фляркрвскому шёл 83 год.

А написал он за свою долгую жизнь много.

Потому что был профессиональным композитором. Родился в Ленинграде. Учился в хоровой школе при Капелле. В 1955 году окончил Московскую консерваторию ии.П.И.Чайковского по классу композиции у профессора Шапорина. Однокурсником Флярковского был Родион Щедрин.

Александр Флярковский автор более 300 песен. Ну кто не знает «Когда уйдем со школьного двора»? Писал музыку к кинофильмам (» Розыгрыш»,»Ещё раз про любовь»),

писал симфонии, оперы для детей, оперетты, оратории, симфонические поэмы.

Все как и положено талантливому человеку.

Несмотря на то, что этого великого композитора знает практически каждый школьник и он знаменит своими симфониями, о таком факте также нередко вспоминается.

Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен был автором всенго одной оперы — «Фиделио».

Очевидно, что фамилия Верди происходит от итальянского слова » verde» (читается, как пишется, — верде), что означает зеленый (цвет) и зелень (в смысле растений, зеленых насаждений) они также называют.

Изменена только финальная буква, которая и «намекает» на словообразование фамилии от существительного.

Источник

Известные композиторы: Фридерик Шопен

1 марта 2020 года исполнилось 210 лет со дня рождения величайшего польского композитора Фридерика Шопена. Творчество Шопена в истории музыкальной культуры – явление удивительное, особое. Оно было принято сразу и оценивалось высочайшим образом с момента возникновения. Ещё при жизни сочинения композитора приобрели популярность, которая сохранилась и в наши дни. Практически ни один концертирующий пианист не проходит мимо произведений Шопена, включая их в репертуар.

С ранних лет Шопен был чувствителен и восприимчив к прекрасному. Современники описывали его как обаятельного и мягкого, гармоничного и спокойного человека. Ф. Лист, автор самой первой книги о Шопене, называл его «ангелом с лицом прекрасной женщины, в глазах и улыбке которого никогда не сквозила горечь». Однако, как любой человек Шопен бывал разным, импульсивным и вспыльчивым, нередко даже грозным. К тому же все знали, что он превосходный карикатурист с великолепным чувством юмора.

Когда Шопен впервые приехал в Париж и выступил с сольным концертом, то публика встретила его прохладно. Однако Роберт Шуман сразу же опубликовал статью, где восторженно приветствовал польского гения: «Шляпы долой, господа, перед вами Гений».

Фортепианной музыке никто из композиторов-романтиков не был так предан как Ф. Шопен. Не желая отвлекаться на освоение других сфер музыкального искусства, он самозабвенно исследовал безграничные возможности любимого инструмента, открывая его внутреннюю силу и неизведанный потенциал. Его справедливо называют «поэтом фортепиано». Для других инструментов он практически не писал (исключения составляют трио c-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, соната для виолончели и фортепиано, песни для голоса и фортепиано).

Композитор создал крупные концептуальные композиции, среди которых 2 концерта, 3 сонаты, фантазия f-moll , вариации, 4 баллады, 4 скерцо. Однако любимой формой стали миниатюры: этюды, прелюдии, мазурки, вальсы, ноктюрны, экспромты.

Ноктюрны в исполнении польского пианиста Артура Рубинштейна, которого считают одним из лучших исполнителей музыки Шопена:

В абсолютном большинстве произведений нет программных названий (как, например, у Листа или Шумана). Шопен в принципе не любил подчёркивать сюжетно-образные элементы, которые, по его мнению, придавали музыке заданную и потому однозначную иллюстративность. Когда же названия придумывали издатели для повышения спроса при продажах, композитор всегда высказывался негативно, находя их предложения сомнительными и не соответствующими содержанию музыки.

Однако в силу романтической направленности в сочинениях Шопена можно субъективно вообразить сюжетную основу или предположить программный замысел. Это связано с тем, что его музыка жизненно конкретна, поражает ассоциациями с образами реальной действительности. Достаточно вспомнить Баркаролу или Колыбельную, где возникают адекватные жанровым названиям образы, сама музыка, её движение, фактура, метроритм напоминают колыбельную песню или речную фантазию. Как созвучно музыкальное состояние, пробуждаемое каждой из этих пьес, поэтическим строкам из стихотворения А.С. Пушкина (1833):

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем.

Шопен – гениальнейший мелодист. Извлечение звука, способное подчеркивать только лишь ударно-молоточковые свойства фортепиано, было для него неприемлемым. Он предпочитал приёмы, напоминающие певческое скольжение от одной ноты к другой, пение вполголоса. Звучание инструмента было ясным и воздушным, прикосновение к клавишам элегантным и нежным, за что современники называли его «Ариэлем» фортепиано, имея в виду Дух воздуха из пьесы Шекспира «Буря».

Умер Шопен 17 октября 1849 г. в возрасте 39 лет предположительно от туберкулёза и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ

Другие статьи про композиторов на нашем канале:

На Эрудит.Онлайн выложена полная лекция Н.М. Смирновой «Черты стиля Фридерика Шопена», а также тест для студентов консерватории и учителей музыкальных школ. Кроме этого, есть аналогичные лекции по творчеству Бетховена, Брамса, Листа, Шумана, много тестов по музыке разного уровня сложности. Перейти на Эрудит.Онлайн .

Источник

Читайте также:  Настройка звукоснимателя для гитар
Оцените статью