Кого называют душой фортепиано поэт фортепиано

Тестовые задания для 5 класса по музыке.
тест по музыке (5 класс)

В этом документе представлены тестовые задания (вопросы и варианты ответов) для 5 класса по предмету музыка. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. ВСЁ В ОДНОМ ФАЙЛЕ (ТРИМЕСТРОВЫЕ И ГОДОВАЯ).

Скачать:

Вложение Размер
5_klass_testy.docx 31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №21 г. Иваново

учитель музыки: Тарасова Надежда Николаевна

5 класс 2020-2021 учебный год

(Авторы учебника: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева)

ПРОЧИТАТЬ РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ!

В КАЖДОМ ТРИМЕСТРЕ У КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ должно стоять НЕ менее ТРЁХ оценок! Даже если ребёнок пропустил по уважительной причине контрольную работу, он пишет её на следующем уроке.

За какие работы ставится оценка в 5 классе в журнал на уроках музыки:

1 триместр (обязательные ТРИ оценки) :

— тест №1 (два раздела – две оценки) + анализ музыкального произведения по образцу.

2 триместр (обязательные ТРИ оценки):

— тест №2 (два раздела – две оценки) + анализ музыкального произведения по образцу.

3 триместр (обязательные триоценки):

— тест №3 (один раздел – одна оценка) + анализ музыкального произведения по образцу.

— годовая тестовая работа.

Оценки за обязательные работы будут выставлены в электронный журнал в разные столбцы. По мере возможности (если останется от урока время и будут дневники у учащихся) оценки будут выставлены в личный дневник одной датой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ (которые также выставляются в электронный дневник) ребята получают за устную работу в классе, творческие домашние работы (рисунки по темам урока на листе А4), вокальную работу, устный анализ произведений, участие в дистанционных олимпиадах по музыке.

ВОПРОСЫ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НА УРОКЕ БУДУТ В ДРУГОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И В ДВУХ ВАРИАНТАХ

Оценка в процентах:

100-86% — «5», 85-71% — «4»,

70-40% — «3», менее 40% — «2».

Тест №1 – 1 триместр

(состоит из двух разделов + анализ произведения)

  1. Что такое вокальная музыка? (два ответа)

А) Музыка, которую исполняют голосом.

Б) Музыка, которую исполняет музыкальный инструмент.

В) Музыка, которую исполняет оркестр. Г) Музыка, которую исполняет хор.

  1. К малым формам в музыке относятся:

А) Опера, оратория. Б) Песня, романс. В) Кантата, вокальный цикл.

  1. К средним формам в музыке относятся:

А) Песня, романс. Б) Кантата, вокальный цикл. В) Опера, оратория.

А) музыкальное творчество. Б) народное творчество.

В) художественное творчество. Г) современное творчество.

  1. Этот инструмент в Польше называют «коза», а в России он известен под названием «дуда».

А) Виола. Б) Виолончель. В) Волынка. Г) Лира Д) Дудка

  1. Вокальный дуэт – исполняют:

А) 1 солист Б) 2 солиста В) 3 солиста Г) 4 солиста Д) 5 солистов

6б – «5», 5б – «4», 4-3б – «3», менее 3б – «2».

  1. Небольшая пьеса для симфонического оркестра – это:

А) Симфонический оркестр. Б) Симфония. В) Симфоническая миниатюра. Г) Кантата.

  1. Произведение, созданное на основе программы (литературное произведение, сюжет, герои) – это:

А) Симфоническая музыка. Б) Вокальная музыка. В) Программная музыка. Д) Хоровая музыка.

  1. Ученик Н.А.Римского – Корсакова, автор симфонических миниатюр, таких как «Кикимора», «Волшебное озеро»…

А) А.Варламов Б) А.Рубинштейн В) А.Лядов Г) Г.Свиридов Д) М.Глинка

  1. Кто написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?

А) П.И.Чайковский Б) М.И.Глинка В) Н.А.Римский-Корсаков Г) А.К.Лядов Д) С.С.Прокофьев

  1. С итал.языка – «лодка» — песня лодочника.

А) Бельканто. Б) Романс. В) Серенада. Г) Баркарола. Д) Сюита.

  1. Новая обработка композитором знакомой народной песни – это:

А) импровизация Б) декламация В) интерпретация Г) вариация

6б – «5», 5б – «4», 4-3б – «3», менее 3б – «2».

Анализ произведения. Слушание произведения. «Романс» Г.В.Свиридов.

1. К какой музыке относится этот романс?

А) вокальная музыка Б) инструментальная музыка

2.Кто исполняет этот номер?

А) Оркестр Б) Оркестр с солистами-инструментами В) Оркестр с солистами-певцами Г) Хор Д) Солист

3. Определи динамику произведения?

А) Тихо Б) Громко В) От тихого к громкому Г) От громкого к тихому Д) Чередование громкого и тихого

4. Определи темп (скорость)?

А) Медленно Б) Быстро В) Чередование быстрого и медленного темпа

5. Запиши самостоятельно несколько терминов (3-4 слова) из эмоционального словарика, которые очень подходят по настроению к этому произведению. (Словарик скачать на сайте учителя).

Например: слезливо, трагично, скорбно, жалобно. 5б. – «5», 4б. – «4», 3б. – «3», 2-1б. – «2».

Тест №2 – 2 триместр

(состоит из двух разделов + анализ произведения)

  1. Кто написал симфонию-действо «Перезвоны»?

А) В.А.Гаврилин Б) М.И.Глинка В) Н.А.Римский-Корсаков Г) А.К.Лядов Д) С.С.Прокофьев

  1. Музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого – нибудь лица в знак почтения или любви – это:

А) Романс. Б) Реквием. В) Серенада. Г) Концерт.

  1. Музыкально-симфоническое произведение для хора с оркестром траурного характера, заупокойная молитва.

А) Романс. Б) Концерт. В) Реквием. Г) Серенада.

  1. Этот композитор прожил всего 35 лет, создал более 600 произведений, его называли «вундеркинд» — чудо ребёнок.

А) В.А.Гаврилин Б) М.И.Глинка В) В.А.Моцарт Г) А.К.Лядов Д) Ф.Шопен

  1. Его называют «душа фортепиано», «поэт фортепиано».

А) В.А.Гаврилин Б) М.И.Глинка В) В.А.Моцарт Г) А.К.Лядов Д) Ф.Шопен

А) финал оперы Б) кульминация оперы В) вступление оперы Г) краткое содержание оперы

6б – «5», 5б – «4», 4-3б – «3», менее 3б – «2».

  1. С итальянского языка – «книжечка», специально написанный текст или краткое изложение оперы или балета.

А) увертюра Б) опера В) либретто Г) реквием Д) программа

А) П.И.Чайковский Б) М.И.Глинка В) С.С.Прокофьев Г) А.К.Лядов Д) Н.А.Римский-Корсаков

  1. Этот номер в опере – раскрывает душу, чувства главного героя или героини. Раскрывает характер, рисует автопортрет.

А) ансамбль Б) ария В) хор Г) речитатив Д) оркестровый эпизод

  1. Балет – «балле» — с французского переводится как:

А) движение Б) пение В) ритм Г) танец Д) спектакль

  1. Музыкальная драматургия состоит из:

А) завязка сюжета, конфликт, кульминация, развязка Б) завязка сюжета, кульминация, развязка

В) увертюра, середина, финал Г) увертюра, конфликт, кульминация, финал

  1. Слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия.

А) опера Б) мюзикл В) балет Г) кантата

6б – «5», 5б – «4», 4-3б – «3», менее 3б – «2».

Анализ произведения. Слушание произведения. «Лакримоза» из реквиема В.А.Моцарта.

1. К какой музыке относится этот фрагмент?

А) вокальная музыка Б) инструментальная музыка В) вокально-инструментальное

2.Кто исполняет этот номер?

А) Оркестр Б) Оркестр с солистами-инструментами В) Оркестр с солистами-певцами

Г) Оркестр с хором Д) Хор Д) Солист-певец

3. Определи динамику произведения?

А) Тихо Б) Громко В) Чередование громкого и тихого

4. Определи темп (скорость)?

А) Медленно Б) Быстро В) Чередование быстрого и медленного темпа

5. Запиши самостоятельно несколько терминов (3-4 слова) из эмоционального словарика, которые очень подходят по настроению к этому произведению. (Словарик скачать на сайте учителя).

Например: торжественно, празднично, энергично. 5б. – «5», 4б. – «4», 3б. – «3», 2-1б. – «2».

Тест №3 – 3 триместр

(состоит: один раздел + анализ произведения)

  1. Кто написал сюиту для двух фортепиано «Фантазия»?

А) П.И.Чайковский Б) В.Г.Кикта В) С.С.Прокофьев Г) Н.Паганини Д) С.В.Рахманинов

  1. Кто написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»?

А) П.И.Чайковский Б) В.Г.Кикта В) С.С.Прокофьев Г) Н.Паганини Д) С.В.Рахманинов

  1. К какому жанру относится произведения С.С.Прокофьева «Александр Невский»?

А) Опера Б) Оратория В) Балет Г) Кантата Д) Мюзикл

  1. Итальянский композитор – гений скрипки (1782-1840). Ему принадлежат произведения: «Дьявольские трели», Каприсы.

Запиши фамилию композитора.

  1. Какие инструменты не относятся к медным духовым?

А) труба Б) туба В) тромбон Г) гобой Д) валторна

  1. Какие инструменты не относятся к струнным смычковым?

А) скрипка Б) виолончель В) контрабас Г) альт Д) арфа

  1. Струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные инструменты в состав какого оркестра входят?

А) народный Б) смешанный В) симфонический Г) духовой

  1. Симфония №5 начинается знаменитым вступлением всего оркестра, которое получило символическое название: «Судьба стучит в дверь». О каком композиторе идёт речь?

А) И.С.Бах Б) В.А.Моцарт В) Л.Бетховен Г) П.И.Чайковский

8-7б – «5», 6б – «4», 5-4б – «3», 3б и менее – «2».

Анализ произведения. Слушание произведения. Определить самостоятельно.

1. Как называется произведение?

А) Симфоническая миниатюра «Кикимора» Б) Симфония №5 В) «Каприс» №24

2. Кто написал произведение?

А) Н.Паганини Б) Л.Бетховен В) А.К.Лядов

3. Кто исполняет этот номер?

А) Оркестр Б) Оркестр с солистами-инструментами В) Оркестр с солистами-певцами Г) Хор Д) Солист

4. Определи динамику произведения?

А) Тихо Б) Громко В) Чередование громкого и тихого

5. Определи темп (скорость)?

А) Медленно Б) Быстро В) Чередование быстрого и медленного темпа

6. Запиши самостоятельно несколько терминов (3-4 слова) из эмоционального словарика, которые очень подходят по настроению к этому произведению. (Словарик скачать на сайте учителя).

Если настроения менялись и были контрастными — это нужно указать в ответе!

Например: слезливо, трагично, скорбно, жалобно. 6- 5б. – «5», 4б. – «4», 3б. – «3», 2-1б. – «2».

Итоговая тестовая работа по предмету «Музыка» (5 класс).

  1. С итальянского языка – «книжечка», специально написанный текст или краткое изложение оперы или балета.

А) увертюра Б) опера В) программа Г) реквием Д) либретто

  1. Произведение, созданное на основе программы (литературное произведение, сюжет, герои) – это:

А) Симфоническая музыка. Б) Программная музыка. В) Инструментальная музыка.

Г) Вокальная музыка. Д) Хоровая музыка.

  1. С итальянского языка – «лодка» — песня лодочника.

А) Бельканто. Б) Баркарола. В) Серенада. Г) Романс. Д) Сюита.

  1. Соотнеси фамилии композиторов и названия произведений. (3 балла)

А) Симфония-действо «Перезвоны»

Б) Сюита для двух фортепиано «Фантазия»

В) Симфоническая сюита «Шехеразада»

  1. Музыкально-симфоническое произведение для хора с оркестром траурного характера, заупокойная молитва.

А) Реквием Б) Ноктюрн В) Серенада Г) Романс Д) Концерт

  1. Этот композитор прожил всего 35 лет, создал более 600 произведений, его называли «вундеркинд» — чудо ребёнок.

А) А.К.Лядов Б) М.И.Глинка В) В.А.Гаврилин Г) В.А.Моцарт Д) Ф.Шопен

  1. К средним формам в музыке относятся:

А) Песня, романс. Б) Кантата, вокальный цикл. В) Опера, оратория.

  1. Небольшая пьеса для симфонического оркестра – это:

А) Симфонический оркестр Б) Оратория В) Симфония Г) Кантата Д) Симфоническая миниатюра

  1. Балет – «балле» — с французского переводится как:

А) движение Б) танец В) ритм Г) пение Д) спектакль

  1. Музыкальная драматургия состоит из:

А) увертюра, конфликт, кульминация, финал Б) завязка сюжета, конфликт, кульминация, развязка

В) завязка сюжета, кульминация, развязка Г) увертюра, середина, финал

  1. Новая обработка композитором знакомой народной песни – это:

А) импровизация Б) декламация В) интерпретация Г) вариация

  1. Его называют «душа фортепиано», «поэт фортепиано».

А) В.А.Гаврилин Б) М.И.Глинка В) В.А.Моцарт Г) Ф.Шопен Д) А.К.Лядов

  1. Соотнеси фамилии композиторов и названия произведений. (4 б.)

А) Рапсодия на темы Паганини

В) Симфоническая миниатюра «Кикимора»

  1. Слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия.

А) опера Б) балет В) мюзикл Г) кантата

  1. Какие инструменты не относятся к медным духовым?

А) труба Б) туба В) тромбон Г) валторна Д) гобой

  1. Самый большой в мире клавишно-духовой инструмент.

А) Контрабас Б) Арфа В) Клавесин Г) Орган Д) Волынка

  1. К какому жанру относится произведения С.С.Прокофьева «Александр Невский»?

А) Опера Б) Оратория В) Балет Г) Кантата Д) Мюзикл

  1. Итальянский композитор – гений скрипки (1782-1840). Ему принадлежат произведения: «Дьявольские трели», Каприсы.

Запиши фамилию композитора.

  1. Струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные инструменты в состав какого оркестра входят?

А) народный Б) смешанный В) симфонический Г) духовой

  1. Симфония №5 начинается знаменитым вступлением всего оркестра, которое получило символическое название: «Судьба стучит в дверь». О каком композиторе идёт речь?

А) И.С.Бах Б) В.А.Моцарт В) Л.Бетховен Г) П.И.Чайковский

ИТОГИ: 25-22б. – «5», 21-18б. – «4», 17-10б. – «3», 9 и менее – «2»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Неповторимой гаммой цветовой.. Iris Scott 1. Неповторимой гаммой цветовой .

Виктор Гюго и его прекрасная Эсмеральда Можно ли представить себе культуру России без Толстого — .

Самые красивые глаза в истории России .

Аномальные артефакты Сибири источник На территории Сибири, от Урала и д.

Осенняя живопись художника Муковнина Евгения Владимировича .

Музыка

Метки

Рубрики

  • Художники (703)
  • Видео (506)
  • Музыка (491)
  • Культура (387)
  • Фотографии (375)
  • Это интересно! (312)
  • Стихи (264)
  • Для дневника (261)
  • фотошоп (242)
  • Политика (219)
  • Мысли вслух (191)
  • ЖЗЛ (184)
  • Игры, тесты (147)
  • Путешествия (143)
  • Кулинария (136)
  • Творчество (110)
  • идеи для дома (107)
  • Юмор (89)
  • Рассказ, проза, сказка (82)
  • гифки, флешки (63)
  • Куклы. (57)
  • библиотека (35)
  • Здоровье (31)
  • история (24)
  • рамки (21)
  • Мои стихи (16)
  • песни детства (9)
  • Заработок (7)
  • Мода (7)
  • Наука (5)
  • фоны для дневника (3)
  • Старинные слова и их обозначение. (2)

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Интересы

Статистика

Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано.

«ШОПЕН — ЭТО БАРД, РАПСОД, ДУХ, ДУША ФОРТЕПИАНО»

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» — и строгая логика развития, интимная доверительность лирики — и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом — первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена — опоэтизированные танцы польского быта (полонез, мазурка), вальсы, а также ноктюрны — миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов — концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. Вариации на тему из оперы В. А. Моцарта «Дон-Жуан» встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «. Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор, Скерцо си минор, до-минорный Этюд, часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «. Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо — жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) — теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще — стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века — один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) — как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий, ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях — самых миниатюрных пьесах — достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

В 1840 г. Шопен пишет Вторую сонату си-бемоль минор — одно из самых трагических своих произведений. Ее 3 часть — «Похоронный марш» — до сегодняшнего дня осталась символом траура. Среди других крупных произведений — баллады (4), скерцо (4), Фантазия фа минор, Баркарола, Соната для виолончели и фортепиано. Но не меньшее значение для Шопена имели жанры романтической миниатюры; появляются новые ноктюрны (всего ок. 20), полонезы (16), вальсы (17), экспромты (4). Особой любовью композитора пользовалась мазурка. 52 шопеновские мазурки, поэтизирующие интонации польских танцев (мазура, куявяка, оберека), стали лирической исповедью, «дневником» композитора, выражением самого сокровенного. Не случайно последним произведением «поэта фортепиано» стала скорбная фа-минорная мазурка ор. 68, № 4 — образ далекой недостижимой родины.

Венцом всего творчества Шопена стала Третья соната си минор (1844), в которой, как и в других поздних произведениях, усиливается красочность, колористичность звучания. Смертельно больной композитор создает музыку, преисполненную света, восторженно-экстатического слияния с природой.

В последние годы жизни Шопен совершает крупную гастрольную поездку по Англии и Шотландии (1848), которая, как и предшествовавший ей разрыв отношений с Жорж Санд, окончательно подорвала его здоровье. Музыка Шопена совершенно неповторима, при этом она оказала влияние на многих композиторов последующих поколений: от Ф. Листа до К. Дебюсси и К. Шимановского. Особые, «родственные» чувства испытывали к ней русские музыканты: А. Рубинштейн, А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов. Шопеновское искусство стало для нас исключительно цельным, гармоничным выражением романтического идеала и дерзновенного, полного борьбы, стремления к нему.

Источник

Читайте также:  Как настраивать шестиструнную гитару вручную
Оцените статью