Коль славен наш господь сионе ноты

Исторические документьi

Д. С. Бортнянский. Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Стихи М. М. Хераскова. Партитуры для голоса и фортепиано, для четырех голосов и фортепиано. Издания. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 887. Л. 4—7.

/ 12

1. Д. С. Бортнянский. Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Стихи М. М. Хераскова.Издание для голоса и фортепиано. Adagio; Es-dur; ¾. Л. 4–5.

Титульный лист: «Гимн / Коль славен наш господь в Сионе / (с переложением на фортепиано) / слова / Хераскова / музыка / Д. Бортнянскаго / С.-Петербург / литография А. Ершова / (Собственность Придворной певческой капеллы); л. 4.

Инципит: «Коль славен наш Господь в Сионе».

Слева от верхней нотной строки указание на исполнительский состав: вокальная партия «canto», запись в сопрановом ключе; фортепианная — «forte-piano», запись в скрипичном и басовом ключах; л. 4 об.

За нотным текстом выписаны три строфы литературного текста гимна; л. 5.

2. Д. С. Бортнянский. Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Стихи М. М. Хераскова.Издание для четырех голосов. Andante sostenuto; Es-dur; ¾; л. 6–7.

Титульный лист: «Гимн / Коль славен наш господь в Сионе / для четырех голосов / с переложением на фортепиано / слова / Хераскова / музыка / Д. Бортнянскаго / С.-Петербург / (Собственность Придворной певческой капеллы); л. 6.

Инципит: «Коль славен наш Господь в Сионе».

Исполнительский состав: вокальная партия — сопрано, альт, тенор, бас, запись в сопрановом, альтовом, теноровом, басовом ключах; инструментальная — фортепиано, запись в скрипичном и басовом ключах.

Слева от верхней нотной строки указание на исполнительский состав: вокальная партия «soprano, alto, tenore, basso»; фортепианная — «forte-piano»; л. 6 об.

За нотным текстом выписаны три строфы литературного текста гимна; л. 7.

1. Д. С. Бортнянский. Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Стихи М. М. Хераскова.Для голоса и фортепиано. СПб.: Литография А. Ершова, б. г. (Собственность Придворной певческой капеллы). 3 c. Размер 25,5 х 21.

2. Д. С. Бортнянский. Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Стихи М. М. Хераскова.Для четырех голосов и фортепиано. СПб., б. г. (Собственность Придворной певческой капеллы, с ценз. разрешением генерал-майора А. Ф. Львова). 3 с. Размер 25,5 х 34.

Нотные издания входят в конволют с обложкой из твердого картона (26,5 х 35,5), обтянутого коричневой «мраморной» бумагой, с корешком и уголками коричневой кожи; 45 л. На верхней обложке восьмиугольная наклейка из белой бумаги (8,5 х 13,5) с рукописной надписью черными чернилами: «Собрание Гимнов и других пьес соч. разных композиторов. № 19». Прямоугольные наклейки из белой бумаги на л. 3 об., 9 об., 11 об., 24 об., 32 об., 33, 45 об.

На форзаце (л. 1) в левом верхнем углу рукописная запись «Инв. № 887» (фиолетовые чернила). Под ней штамп «Гос. ак. филармония. Музык. Музей. О. IV. № 675». В правом нижнем углу штамп «Государственный Научно-Исслед. Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 10571». В левом нижнем углу ныне действующий штамп «Российский институт истории искусств. Кабинет рукописей. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 887».

На обороте форзаца (л. 1 об.) рукописная запись черными чернилами: «Содержание книги» с перечислением 12-ти изданий сочинений Д. С. Бортнянского, Н. И. Бахметьева, В. Ф. Старорусского, кн. Ю. Н. Голицина, Б. Галуппи.

Сохранность: Бумага обложки имеет потертости. Корешок нарушен: в нижней его части отломлен фрагмент (1 х 1); обложка частично отходит. Углы страниц засалены. Многочисленные помятости и заломы страниц. Л. 22 надорван по правому краю. Имеются пятна в виде клякс на л. 5–5 об., 22–22 об., (черные чернила), на л. 26–27, 39–40 (красные чернила).

Источник

Эпоха создания гимна «Коль славен наш Господь в Сионе»

Любезные братья, навряд ли я смогу представить Вашему вниманию хоть какую–то сенсацию, но буду рад, если кто–то узнает для себя что–то новое, ну или еще раз вспомнит для себя уже известные факты нашего Гимна, которым мы открываем наши работы, и эпохи того времени, которое безусловно оставило свой весомый вклад в развитии Российского масонства.

«Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.

О Боже, во Твое селенье
Да внидут наши голоса,
И взыдет наше умиленье,
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поем и славим! »

Музыка Д. Бортнянского
Слова М. Хераскова.

Знаменитый Гимн «Коль славен», который до сих пор считается Гимном русской эмиграции, был написан композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским на слова поэта Михаила Матвеевича Хераскова в конце XVIII века. Известно много печатных нот этого Гимна. Некоторое время, в начале XIX века, он считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. Эта версия его назначения активно поддерживалась еще со времен правления Павла Первого, для которого гимновое песнопение Державина-Козловского «Гром победы раздавайся!» было не очень приемлемым, в связи с тем, что это был гимн времен его матери — Екатерины, с которой у него, как известно, отношения были нелучшие. Да и знаменитый припев песни, во время которого обычно все офицеры вставали и поднимали бокалы – «Славься сим, Екатерина! Славься добрая к нам мать!» — вызывал у Павла раздражение. Не поэтому ли новый Гимн Бортнянского, который долгие годы служил придворным композитором семьи Павла Петровича и выучил музыке его детей, стал активно распространяться и, в первую очередь, не только в церковной, но и в военной среде. Потому и «Гром победы» был забыт довольно скоро. А «Коль славен» не был подвергнут забвению даже во время правления сына Павла I — императора Александра, который чтил своего музыкального наставника — Бортнянского.

Официально Гимн Бортнянского был заменен лишь в 1830-е годы, когда Львовым и Жуковским был написан Гимн «Боже, царя храни». При этом гимн Михаила Глинки, также созданный по просьбе императора, к сожалению, принят не был и текст для него не принят и не утвержден и по сей день (не считая утвержденного текста Гимна Москвы на мелодию Глинки — 1947 года).

«Коль славен» часто исполнялся в общественных местах и на собраниях, как духовное песнопение. Гимн пели и на вечерних службах, а также во время молитвы в войсках, на крестных ходах. Позднее его нередко исполняли в моменты военных церемоний: посвящений юнкеров в офицеры, встрече «зари» (в частности, «вечерней зари») или «спуска флага с церемонией» после артиллерийского залпа и сигнала горнов, который иногда заменял команду: «На молитву, шапки долой!», или во время погребения старших офицеров (данная традиция, скорее всего, вернулась в Россию в виде «бумеранга», то есть уже после того, как Гимн стал популярен в военных кругах Европы). Гимн быстро и легко вошел в обиход практически всех сословий российского народа, в особенности, благодаря своей распевной мелодии. Более того, он по праву считался и считается — в отличие от всех меняющихся со временем официальных или официозных гимнов страны — духовным Гимном России.

Также Гимн стал популярен в Великобритании, где он был известен (на другие слова) под названием «Russia, St. Petersburg» (Россия, Санкт-Петербург) или «Wells». Наибольшую популярность песнопение получило в Германии («Ich bete an die Macht der Liebe»), где его можно услышать и сегодня (на немецкие слова, которые к тексту Хераскова никакого отношения не имеют). Откуда появился немецкий текст? Уместно предположить (некоторые исследователи считают это доказанным фактом), что его автором является человек, который жил почти в одно время с Бортнянским, и уже находясь в Италии, Бортнянский, предположительно, мог слышать о нём и даже встречаться с ним.

Имя этого человека — Герхард Терстиген (Gerhard Tersteegen, 1697-1769), выдающийся духовный деятель Германии, подвижник и мистик, автор книги «Духовный цветник», опубликованной еще в 1731 году, куда были включены гимны, высоко ценимые и по сей день в германской культурной среде. Их пели и на свадьбах, и в общественных собраниях. Данный текст превратил Гимн в известное хоровое произведение в Германии, которое, например, традиционно исполняли в заключительной части специального воинского ритуала Großer Zapfenstreich (Церемониальное посвящение). Делается это и по сей день в войсках Бундесвера. Примечательно, что музыка Гимна «Коль славен» исполняется перед Государственным Гимном Германии. Именно из Германии эта традиция могла вернуться затем в Россию (причём, ещё во времена императора Павла I). И по сей день многие немцы с детства знают мелодию Бортнянского, которая звучит в той или иной форме по радио и телевидению, а некоторые жители Германии — если им напеть мотив — тут же вспомнят и некоторые старинные слова к нему.

В начале XIX столетия, а также временами и до самого Октября 1917-го года, мелодия Гимна Бортнянского «Коль славен» исполнялась (вызванивалась) 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день — в полдень (есть также версия, что он исполнялся ежедневно в 15 часов и 21 час, тогда как в 12 часов и 18 часов звучала знаменитая мелодия марша Преображенского полка). Исполнялась эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге (с помощью 38 колоколов, куранты были сделаны голландцем Крассом) вместе с мелодией Гимна «Боже, царя храни», также вплоть до 1917 года. Однако обе мелодии были вновь исполнены часами Петропавловки в празднование 300-летия города, построенного Петром Великим.

Несколько интересных историй, связанных с Гимном «Коль славен»

    То, что Дмитрий Шостакович незаметно воспользовался мотивом «Коль славен» в известной песне начала 1950-х «Родина слышит, Родина знает» (слова Евгения Долматовского), до сих пор является предположением. Однако мелодический анализ песни может полностью это подтвердить.

Известно, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин насвистывал эту песню прямо перед стартом в космос, уже когда отсчитывались минуты до начала исторического события. А затем, после полета вокруг Земли (во время приземления), очевидцы засвидетельствовали: «Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает»…

  • Гимн «Коль славен» был исполнен во время похорон писателя А.И. Солженицына в Донском монастыре в Москве 6 августа 2008 г. военным церемониальным оркестром в тот момент, когда гроб был уже опущен и могила засыпана землей. Исполнение мотива первого куплета и припева произошло в присутствии семьи писателя и Президента России (Д.А.Медведев). Однако текста, по всей видимости, никто из присутствующих не знал и даже никогда не слышал. Исполнение Гимна «Коль славен» во время похорон (церемониала) стало в последние годы новой традицией и широко распространено.
  • Впервые Гимн был исполнен 29 ноября 1798 г . в Петербурге на церемонии в Зимнем дворце, когда в присутствии всего Двора и находившихся в России мальтийских рыцарей, папский нунций Лоренцо Литта возложил на императора Павла I корону и другие регалии Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. С этого времени фактически исполнял роль государственного гимна и исполнялся на всех официальных мероприятиях.
  • «Коль славен» пытались сделать официальным государственным гимном при Временном правительстве в 1917 г. Однако законченное выражение процесс получил уже в ходе Гражданской войны. Поскольку этот гимн-молитва оказался одним из популярных символов России, и по сути сохранил свою роль национального духовного гимна. Именно этот аспект явился определяющим при выборе государственного гимна антибольшевистской государственности, противопоставившей революционным идеям интернационализма и атеизма традиционные идеи веры и народности. На востоке России впервые в подобном качестве «Коль славен» был исполнен 9 октября 1918 г . в ходе торжественной встречи на вокзале в Омске Временного Всероссийского правительства (т.н. «Уфимской Директории»). Правда, сразу же после него исполнялась «Марсельеза» как дань революционной традиции.

    Впоследствии официальный статус гимна был закреплён за ним временным распоряжением Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака, опубликованным в «Правительственном вестнике» 13 декабря 1918 г. (Хандорин В.Г. Адмирал Колчак: правда и мифы. Томск, 2007// kolchak.sitecity.ru/stext_1811043221.phtml ).

    В настоящее время в России Гимн «Коль славен» можно услышать в исполнении многочисленных хоровых коллективов в концертных залах страны. Иногда он исполняется и во время церковных богослужений.

    Эпоха создания гимна, была совсем непростой. Это переходный период от царицы Екатерины II к её сыну Павлу I. Думаю, уместно, в данной связи ещё раз вспомнить историю тех событий.

    Дмитрий Степанович Бортнянский – классик российской духовной церковной музыки, капельмейстер придворной капеллы. Его участие в братстве документально не подтверждено, но гимн писался авторами для масонской ложи, для братских застолий, чтобы братья не «ревели несогласными голосами дурные песни», – как писал Иван Перфильевич Елагин.

    Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807) – русский писатель, представитель классицизма. Наиболее известное произведение – эпическая поэма «Россияда» (1779). Инициирован в масонство в 1775 г. Один из основателей московской ложи «Гармония». (С. Карпачев «Искусство вольных каменщиков»)

    В 70-е гг. XVIII в. в России одновременно утверждаются две системы, начинающие играть ведущую роль по отношению к другим. 12 марта 1771 года в Петербурге была учреждена ложа «Аполлона» — первая ложа так называемой Циннендорфовской (или шведско-берлинской) системы. Ее основатель, бывший гофмейстер при дворе принца Брауншвейгского фон Рейхель, имел беседу с самим основателем системы, Мастером ложи «Трех золотых ключей» Циннендорфом, и получил поручение сделать все для распространения ордена в России. Первоначально из 14 членов ложи 13 были иностранцы. Но вскоре система приобретает популярность, особенно у знати.

    В то же время екатерининский сановник Иван Перфильевич Елагин (1725—1793) добился от Великой ложи Лондона (Англия) учреждения первой русской Великой Ложи (26 февраля 1772 г.) и сам был утвержден «Провинциальным Великим Мастером». С 1775 г. членом одной из его лож («Астрея») стал видный просветитель XVIII в., основатель российской журналистики и начала российского либерализма Н.И. Новиков. (Новиков Николай Иванович – русский просветитель, писатель, журналист, издатель. Инициирован в 1775 г. в неизвестной ложе. Один из основателей Астреи и московской Гармонии, лидер московского масонства. – С. Карпачев). Новиков сыграл значительную просветительскую роль. За время работы Новикова в типографии в Москве увеличилось газет с 2 до 20, тираж газеты, издательством которой управлял Новиков, вырос в 49 раз, количество книжных лавок в Москве выросло с 1 до 26!)

    Во второй половине 70-х гг. русские масоны обращают свой взор на шведскую систему в поисках «новых знаний». Политическая корысть Швеции проявилась очень быстро: в конце 1779 года герцог Зюдерманландский объявил Швецию девятой провинцией Строгого наблюдения и приписал к ней, в частности, всю Россию. Отношения между Россией и Швецией были далеко не безоблачными (Швеция еще не окончательно отказалась взять реванш у России за Северную войну Великая Северная война, — война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции[7]). С окончанием войны в Европе возникла новая империя — Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Столицей империи стал Санкт-Петербург[7], расположенный в месте впадения реки Невы в Балтийское море.), и Екатерина II расценила этот акт как покушение на российский суверенитет и увидела в масонских ложах проводников шведского влияния.

    По распоряжению императрицы в Петербурге были закрыты основные ложи, и центр масонской деятельности в России переносится в Москву. Братья, принадлежащие к различным масонским системам и следовательно, использовавшие разные ритуалы, испытывали противоречия. В этой связи в Москве возникла в 1780 г., «тайная сиентифическая» («научная», ставившая главной целью достижение высшего «тайного знания») ложа «Гармония», в которой ритуальные собрания не практиковались, куда вошли князь Н.Н. Трубецкой, Н.И. Новиков, М.М. Херасков и др. В 1781 году активный масон Шварц выехал за границу в поисках «истинных знаний» у немецких братьев ордена «Рыцарей Злато-Розового Креста». В Берлине он был посвящён в орден и назначен «единственным верховным предстоятелем» теоретической степени «во всем Императорско-российском государстве и его землях». Его заместителем («главным надзирателем») был назначен Н.Новиков. Таким образом, розенкрейцерский «Теоретический градус Соломоновых наук» стал как бы вершиной масонской пирамиды в России, включившей в себя руководителей основных лож и наиболее авторитетных братьев. Одновременно российское масонство оказалось в подчинении по масонской иерархии у Гроссмейстера «Строгого наблюдения» принца Фердинанда Брауншвейгского и лидера немецких розенкрейцеров мистика Вельнера.

    В середине 1782 года четыре русские ложи («Трех знамен», «Озириса», «Латоны» и «Сфинкса») получили от иноземных масонских руководителей право самостоятельного учреждения лож. Тогда же Шварц высказал идею сделать Великим Провинциальным Мастером русских лож цесаревича Павла Петровича, что потом сильно ударит по русским масонам. Но в 1786 году по не вполне ясным причинам все ложи, находившиеся под управлением московского братства, были закрыты, а в 1787 году фактически прекратилась и розенкрейцерская «работа».

    В начале 1790-х гг. деятельность масонских организаций вызвала репрессии властей. Императрица Екатерина II, резко осудившая Французскую революцию 1789 года, в которой значительную роль сыграли французские масоны, не могла не обратить свой гневный взор и на русских масонов. Сама императрица в своих произведениях высмеивала масонов «кликушами» и «сибирскими шаманами». К тому же до нее дошли сведения о тайных планах русских розенкрейцеров вовлечь в орден наследника престола и нелюбимого сына Павла. В 1792 году Екатерина II издала указ, в соответствии с которым масонская деятельность в России была запрещена. Персонально больше всех пострадал Новиков, приговоренный к 15-летнему заключению в Шлиссельбургской крепости.

    Позиция нового императора Павла I в отношении масонства была двойственной. Как свидетельствуют современники, в поездке в 1782г Павла в Европу, он совместно с А.Б.Куракиным (впоследствии обладателем самых высшых степеней Шведского Устава) был таки–посвящен в масонство. Именно этим объясняется радушный прием Павла Петровича на ритуальных работах одной из венских лож. Также в переписке Н.Новикова и герцога Брауншвейского упоминается о Павле как уже о посвященном в масонство. Также являяется фактом то, что И.К.Вельнер, руководитель Ордена Злато-Розового Креста, был согласен принять Павла Петровича в свой орден. Но подобный прием был возможен только в том случае, если кандидат прошел посвящение в первые три степени символического масонства. После вступления на трон Павел I освободил Новикова и пригласил его ко двору, часто позировал портретистам на фоне масонской символики, а также с удовольствием исполнял роль гроссмейстера Мальтийского рыцарского ордена. Но в то же время он удалил от себя ряд видных масонов и формально никогда не отменял указа матери (несмотря на склонность делать многое наперекор ей) о запрещении деятельности масонских лож в России. Павел I не любил, когда на него кто-то пытался влиять, и, видимо, подозрительно относился к засекреченной деятельности лож, которую трудно было держать под контролем. Некоторые исследователи не исключают определенной роли масонских связей (в т.ч. идущих из Англии, ибо англичане боялись сближения России с Францией) в организации заговора против Павла I. И не случайно новый расцвет масонских лож в России наступит в начале царствования Александра I, и сам молодой император тоже вступит в братство (по одной версии – он является членон иностранной масонской ложи и отечественной мастерской «Александра к Военной Верности» (А.Серков «Русское масонство»), по другой – инициирован в 1803 г. в Великом Востоке Польши, – С.Карпачев).

    Можно и нужно любить нашу историю.

    Помощь в создании зодческой работы

    1. Википедия
    2. «Происхождение ордена вольных каменщиков» Бр. Виктора Б.
    3. «Искусство вольных каменщиков» С.П.Карпачев
    4. Зодческая работа «Масонская музыка» Бр. А. К.
    5. «Вольные каменщики» Леонид Мацих
    6. www.kkovalev.ru/Bortnian_Kol_Slaven.htm
    7. kolchakiya.narod.ru/heraldry/Kolchaks_hymn.htm
    8. kolchak.sitecity.ru/stext_1811043221.phtml
    9. xreferat.com/35/10864-3-svetskaya-rossiya-i-svyataya-rus.html

    © Достопочтенная Ложа «Гармония» № 1 | Великая Ложа России, 2009 – 6021

    Источник

    Читайте также:  Гитара черно красного цвета
  • Оцените статью