Колебания струны нота ля

Колебания струны нота ля

Стру­на на­страи­вает­ся на опре­де­лён­ную вы­со­ту то­на.

Вы­со­та то­на опре­де­ляет­ся час­то­той ко­ле­ба­ний стру­ны.

Час­то­та ко­ле­ба­ний из­ме­ряет­ся в гер­цах (Гц).

Час­то­та Ля пер­вой ок­та­вы 440Гц. Это оз­на­чает, что в се­кун­ду стру­на со­вер­шает 440 ко­ле­ба­ний.

Стру­на ко­леб­лет­ся не толь­ко всей своей дли­ной, но и час­тя­ми.

Стру­на ко­леб­лет­ся свои­ми по­ло­ви­на­ми. Каж­дая по­ло­ви­на ко­леб­лет­ся в два ра­за ча­ще, чем вся стру­на. То есть, в стру­не ля 1 (440Гц) её по­ло­ви­ны бу­дут ко­ле­бать­ся каж­дая с час­то­той 880Гц (440×2).

Стру­на ко­леб­лет­ся свои­ми тре­тя­ми. Каж­дая треть ко­леб­лет­ся в три ра­за ча­ще ос­нов­ных ко­ле­ба­ний (для ля 1 : 440×3 = 1320Гц).

И так даль­ше: чет­вер­ти ко­леб­лют­ся в че­ты­ре ра­за ча­ще, каж­дая пя­тая часть в пять раз ча­ще…

Ко­ле­ба­ния час­тей стру­ны мы слы­шим как гар­мо­ни­ки, на­кла­ды­ваю­щие­ся на ос­нов­ной тон.

  • 2-я гар­мо­ни­ка — ½ стру­ны, слы­шит­ся как ок­та­ва от ос­нов­но­го то­на вверх.
  • 3-я гар­мо­ни­ка — ⅓ стру­ны, квин­та че­рез ок­та­ву от ос­нов­но­го то­на вверх.
  • 4-я гар­мо­ни­ка — ¼ стру­ны, две ок­та­вы вверх от ос­нов­но­го то­на.
  • 5-я гар­мо­ни­ка — боль­шая тер­ция че­рез две ок­та­вы от ос­нов­но­го то­на вверх.
  • 6-я гар­мо­ни­ка — квин­та че­рез две ок­та­вы от ос­нов­но­го то­на вверх.
  • 7-я гар­мо­ни­ка — ма­лая сеп­ти­ма че­рез две ок­та­вы от ос­нов­но­го то­на вверх.
  • 8-я гар­мо­ни­ка — три ок­та­вы вверх от ос­нов­но­го то­на.

Удвое­ние но­ме­ра гар­мо­ни­ки по­вы­шает её на ок­та­ву. 1-я, 2-я, 4-я, 8-я гар­мо­ни­ки — од­на и та же но­та в раз­ных ок­та­вах. То же са­мое мож­но ска­зать про 3-ю и 6-ю гар­мо­ни­ки.

Выстраивание гармоник
на примере До малой октавы

Час­то­ту гар­мо­ни­ки мож­но уз­нать, умно­жив час­то­ту ос­нов­но­го то­на на но­мер этой гар­мо­ни­ки.

В сле­дую­щей таб­ли­це да­ны час­то́­ты гар­мо­ник от Соль ма­лой ок­та­вы до Ля пер­вой ок­та­вы:

Ни­же при­ве­де­на прог­рам­ма, под­счи­ты­ваю­щая час­то́­ты гар­мо­ник от Ля боль­шой ок­та­вы до Ля пер­вой ок­та­вы в двух ви­дах тем­пе­ра­ции — РТС и Штоп­пер (о тем­пе­ра­ции Штоп­пе­ра чи­тай­те соот­вет­ствую­щую те­му на Фо­ру­ме Ас­со­циа­ции фор­те­пиан­ных мас­те­ров).

Ес­ли две стру­ны на­строить с час­тот­ной раз­ни­цей в 1Гц (439 и 440, на­при­мер), то в их сов­мест­ном зву­ча­нии мы услы­шим эту раз­ни­цу, как од­но бие­ние в се­кун­ду.

В зву­ча­нии ин­тер­ва­ла ка­кая-то па­ра гар­мо­ник сов­па­дает. Ес­ли сов­па­де­ние пол­ное, то бие­ний на этой час­то­те не бу­дет. Ес­ли же есть раз­ни­ца в гер­цах, то мы услы­шим биения. Сколь­ко герц раз­ни­цы — столь­ко бие­ний в се­кун­ду.

Ка­кое соот­но­ше­ние час­тот в ин­тер­ва­ле, та­кие гар­мо­ни­ки и бу­дут сов­па­дать, в об­рат­ном по­ряд­ке:

Ес­ли все эти ин­тер­ва­лы бу­дут чис­тые, с ука­зан­ным со­от­но­ше­нием час­тот, то гар­мо­ни­ки дейс­тви­тель­но сов­па­дут, и бие­ний не бу­дет. Но в рав­но­мер­но-тем­пе­ри­ро­ван­ном строе квин­ты и ма­лые тер­ции на­страи­вают за­ужен­ны­ми, а квар­ты, боль­шие тер­ции и боль­шие секс­ты — рас­ши­рен­ны­ми. И дей­стви­тель­ные со­от­но­ше­ния час­тот ин­тер­ва­лов при­бли­зи­тель­но та­ко­вы:

Квинта 2:2,9966
Кварта 3:4,0045
Большая секста 3:5,0454
Большая терция 4:5,0397
Малая терция 5:5,9460

При­мер расчё­та бие­ний в ин­тер­ва­ле. Возь­мём квар­ту ляре 1 . Со­от­но­ше­ние час­тот в квар­те 3:4. Сов­па­даю­щие гар­мо­ни­ки — 4-я ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла и 3-я верх­не­го тона. В таблице на­хо­дим ля (A3) и час­то­ту её чет­вёр­той гар­мо­ни­ки — 880Гц. За­тем на­хо­дим ре 1 (D4) и час­то­ту её третьей гар­мо­ни­ки — 880,99Гц. Раз­ни­ца меж­ду час­то­та­ми сов­па­даю­щих гар­мо­ник состав­ляет 0,99Гц. Соот­ветс­твен­но, в квар­те A3D4 од­но бие­ние в се­кун­ду. Квар­та рас­ши­ре­на, так как третья гар­мо­ни­ка ре 1 вы­ше чет­вёр­той гар­мо­ни­ки ля.

Где слушать биения?

  • В квинте бие­ния слу­шают ок­та­вой вы­ше от верх­не­го то­на ин­тер­ва­ла.
  • В кварте — дву­мя ок­та­ва­ми вы­ше от ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла.
  • В большой терции — дву­мя ок­та­ва­ми вы­ше от верх­не­го то­на ин­тер­ва­ла.
  • В большой сексте — квин­та че­рез ок­та­ву от верх­не­го то­на ин­тер­ва­ла.
  • В малой терции — квин­та че­рез две ок­та­вы от ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла.

Калькулятор интервальных биений
в РТС и у Штоппера

Как вы­счи­ты­вать бие­ния? Как под­счи­тать 0,75 бие­ний в се­кун­ду? А шесть бие­ний в се­кун­ду? Есть раз­ные ме­то­ди­ки. В по­со­бии Ку­роч­ки­на и Бур­ди­ной пред­ла­гает­ся для под­счё­та се­ми бие­ний в се­кун­ду про­го­ва­ри­вать рит­мич­но за од­ну се­кун­ду ско­ро­го­вор­ку «пе-ре-да-ча-му-зы-ки», а для под­счё­та вось­ми бие­ний в се­кун­ду — «пе-ре-да-ва-ли-му-зы-ку». Су­щес­твует из­вест­ный ме­тод син­хро­ни­за­ции А.В. Янов­ско­го, где в ка­чес­тве ге­не­ра­то­ра эта­лон­ных тем­пов бие­ний ис­поль­зует­ся элек­трон­ный мет­ро­ном.

Каж­дый на­строй­щик на­хо­дит для се­бя удоб­ный ему спо­соб под­счё­та бие­ний. Не­ко­то­рые го­во­рят, что они вооб­ще не счи­тают бие­ния. С ни­ми мож­но по­спо­рить. Я ду­маю, что лю­бой на­строй­щик дер­жит в своей го­ло­ве хо­тя бы па­роч­ку эта­ло­нов ин­тер­валь­ных бие­ний. Од­но бие­ние в се­кун­ду — это уж точ­но мо­жет вы­счи­тать каж­дый. За­по­ми­нают­ся час­то́­ты бие­ний от­дель­ных тер­ций, ли­бо кон­крет­ным тем­пом, ли­бо «темб­ром мо­тор­чи­ка».

Есть свой спо­соб под­счё­та бие­ний и у ме­ня. Глав­ным до­стоин­ством это­го спо­со­ба счи­таю то, что нет не­об­хо­ди­мос­ти ориен­ти­ро­вать­ся в раз­ных тем­пах, а нуж­но пом­нить лишь один темп, 120 уда­ров в ми­ну­ту (2 уда­ра в се­кун­ду). И ещё на­до знать нот­ную гра­мо­ту, дли­тель­нос­ти нот. В тем­пе 120 уда­ров в ми­ну­ту я пред­ла­гаю «ис­пол­нять» бие­ния точ­но так же, как му­зы­кан­ты ис­пол­няют но­ты раз­лич­ной дли­тель­нос­ти. Итак, му­зы­каль­ный темп , где каж­до­му уда­ру со­от­вет­ствует нот­ная дли­тель­ность в од­ну чет­верть. 120 чет­вер­тей в ми­ну­ту, две чет­вер­ти в се­кун­ду. Темп воен­но­го мар­ша. В этом тем­пе мож­но «ис­пол­нять» бие­ния раз­лич­ной час­то­ты, как ред­кие, так и час­тые.

Для че­ло­ве­ка с му­зы­каль­ным обра­зо­ва­нием не сос­та­вит тру­да вос­произ­вес­ти эти бие­ния (ко­неч­но же, при со­блю­де­нии тем­па . На­до лишь вы­ра­бо­тать в се­бе при­выч­ку к это­му тем­пу. В ка­чес­тве упраж­не­ния при ходь­бе на ули­це мож­но ша­гать в этом тем­пе и про се­бя про­го­ва­ри­вать раз­лич­ные дли­тель­нос­ти нот. Ни­же в этой статье в гла­ве «Тре­на­жёр бие­ний» опи­сы­вает­ся спо­соб тре­ни­ров­ки вы­став­ле­ния бие­ний раз­лич­ной час­то­ты в тем­пе за ин­стру­мен­том.

Настройка по «неправильным» тонам

Все мы зна­ко­мы с по­ряд­ком тем­пе­ри­ро­ва­ния: от на­строен­но­го то­на на­страи­вает­ся точ­но дру­гой тон в ка­кой-ли­бо ин­тер­вал к пер­во­му то­ну. При этом, ес­ли есть та­кая воз­мож­ность, де­лает­ся про­вер­ка до­пол­ни­тель­ны­ми ин­тер­ва­ла­ми от уже на­строен­ных дру­гих то­нов. Есть ещё ва­риант — на­при­мер, квар­ту мож­но на­строить, по­строив от ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла вниз боль­шую тер­цию (кон­струк­ция ми­нор­но­го секст­ак­кор­да) и про­ве­рять со­от­но­ше­ние час­тот бие­ний в по­лу­чив­ших­ся боль­ших тер­ции и секс­те (терц-секст), при этом не важ­на точ­ность на­строй­ки ниж­не­го вспо­мо­га­тель­но­го то­на. По­хожим обра­зом про­ве­ряет­ся ок­та­ва — от ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла строит­ся вниз боль­шая тер­ция, ниж­ний тон ко­то­рой мо­жет быть не­точ­ным, и про­ве­ряет­ся ра­вен­ство бие­ний в по­лу­чив­ших­ся боль­ших тер­ции и де­ци­ме (или не­ра­вен­ство, ес­ли мы хо­тим ок­та­ву рас­ши­рить).

Я хо­чу пред­ло­жить ещё один спо­соб — на­строй­ка то­на от уже на­строен­но­го то­на че­рез вспо­мо­га­тель­ный «не­пра­виль­ный» тон, пу­тём по­строе­ния двух ин­тер­ва­лов с за­ве­до­мо не­пра­виль­ны­ми бие­ния­ми, но лег­ко под­даю­щи­ми­ся под­счё­ту. Слож­но вы­ра­зил­ся? Раз­бе­рём под­роб­нее.

На­при­мер. Мы имеем на­строен­ный тон A3. На­ша за­да­ча — на­строить точ­но тон G3. От A3 строим квар­ту вверх A3-D4 с «не­пра­виль­ны­ми» бие­ния­ми, лег­ко под­даю­щи­ми­ся под­счё­ту. За­тем от то­на D4, на­строен­но­го не­пра­виль­но (вспо­мо­га­тель­ный тон), строим квин­ту вниз G3-D4, то­же с «не­пра­виль­ны­ми» бие­ния­ми, но та­ки­ми, что­бы в ито­ге по­лу­чи­лась точ­ная на­строй­ка то­на G3. Пред­ва­ри­тель­но нам на­до под­счи­тать, ка­кие бие­ния долж­ны быть в обоих ин­тер­ва­лах, что­бы точ­но «по­пасть» в G3. Да­вай­те по­про­буем та­кой под­счёт произ­вес­ти.

Ка­кие бие­ния вы­бе­рем для квар­ты A3-D4? Пусть это бу­дут 2 бие­ния в се­кун­ду, их лег­ко услы­шать. В бие­ниях квар­ты учас­твуют 4-я гар­мо­ни­ка ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла и 3-я гар­мо­ни­ка верх­не­го то­на. Смот­рим в таб­ли­цу: 4-я гар­мо­ни­ка A3 имеет час­то­ту 880 Гц. По­сколь­ку мы хо­тим два бие­ния в квар­те, то к это­му при­бав­ляем 2 гер­ца. По­лу­чаем 3-ю гар­мо­ни­ку D4, рав­ную 882 Гц. Те­перь нас ин­те­ре­сует, ка­кие при этом по­лу­чат­ся бие­ния в квин­те G3-D4. В бие­ниях квин­ты учас­твуют 3-я гар­мо­ни­ка ниж­не­го то­на ин­тер­ва­ла и 2-я гар­мо­ни­ка верх­не­го то­на. Мы знаем час­то­ту 3-й гар­мо­ни­ки D4 — 882 Гц. Что­бы узнать час­то­ту 2-й гар­мо­ни­ки это­го тона, на­до 882 по­де­лить на 3 и умно­жить на 2. По­лу­чим 588 Гц. Это 2-я гар­мо­ни­ка D4. Ос­та­лось срав­нить её с 3-й гар­мо­ни­кой G3 по таб­ли­це. Итак: 3-я гар­мо­ни­ка G3 рав­на 587,99 Гц, 2-я гар­мо­ни­ка D4 рав­на 588 Гц. Раз­ни­ца все­го в 0,01 Гц.

Вы­вод. Ес­ли от то­на A3 по­строить вверх квар­ту A3-D4 с дву­мя бие­ниями в се­кун­ду, а за­тем от по­лу­чив­ше­го­ся то­на D4 по­строить вниз чис­тую квин­ту (без бие­ний) G3-D4, то мы по­лу­чим точ­но на­строен­ный тон G3. (Здесь и да­лее в статье все рас­чё­ты де­лают­ся для РТС). По­лу­чи­лась це­поч­ка ти­па a-b-c, где a — пер­вый на­строен­ный тон, b — вспо­мо­га­тель­ный, «не­пра­виль­ный» тон, c — ко­неч­ный тон це­поч­ки, на­строен­ный точ­но.

Вот та­кой спо­соб на­строй­ки по «не­пра­виль­ным» то­нам. Мож­но ис­кать и дру­гие со­че­та­ния, но уж боль­но тру­до­ёмко всё это — каж­дый раз вы­чис­лять гар­мо­ни­ки, при­бав­лять, вы­чи­тать, де­лить и ум­но­жать. Моя лень за­ста­ви­ла ме­ня смас­те­рить прог­рам­му, ко­то­рая бу­дет произ­во­дить все рас­чё­ты. Вот она:

Прог­рам­ма ви­зуаль­но со­стоит из трёх бло­ков, раз­гра­ни­чен­ных го­ри­зон­таль­ны­ми ли­ниями.

В пер­вом, верх­нем бло­ке мож­но вы­брать вид тем­пе­ра­ции (РТС и Штоп­пер) и пер­во­на­чаль­ный тон це­поч­ки (по умол­ча­нию там стоит A3). Ни­же по­ка­зывает­ся час­то­та ос­нов­но­го то­на выб­ран­но­го пер­во­на­чаль­но­го то­на це­поч­ки.

Вто­рой блок от­но­сит­ся к пер­во­му вы­страи­ваемо­му ин­тер­ва­лу це­поч­ки. Мож­но вы­брать ин­тер­вал и на­прав­ле­ние по­строе­ния ин­тер­ва­ла от пер­во­на­чаль­но­го то­на (вверх или вниз). Сре­ди вы­би­рае­мых ин­тер­ва­лов — квар­та, квин­та, тер­ция и секс­та (тер­ция и секс­та имеют­ся в ви­ду боль­шие). Сле­ва по­ка­зы­вает­ся на­страи­вае­мый тон выб­ран­но­го ин­тер­ва­ла и таб­лич­ная час­то­та его ос­нов­но­го то­на. В се­ре­ди­не по­ка­зы­вает­ся час­то­та бие­ний это­го ин­тер­ва­ла по таб­ли­це. Спра­ва по­ка­зы­вает­ся тон, на ко­то­ром проис­хо­дят бие­ния в ин­тер­ва­ле. В бе­лом око­шке вво­дит­ся же­лае­мая час­то­та бие­ний для дан­но­го пер­во­го ин­тер­ва­ла це­поч­ки. По­ка не де­лай­те это­го.

Тре­тий блок от­но­сит­ся ко вто­ро­му, пос­лед­не­му вы­страи­вае­мо­му ин­тер­ва­лу це­поч­ки. В бло­ке мож­но вы­брать ин­тер­вал и на­прав­ле­ние его по­строе­ния (вверх, вниз). Точ­но так же, как во вто­ром блоке, по­ка­зы­вает­ся на­страи­вае­мый тон, час­то­та его ос­нов­но­го то­на, таб­лич­ные бие­ния в ин­тер­ва­ле, тон, на ко­то­ром происхо­дят бие­ния.

По умол­ча­нию в прог­рам­ме стоит це­поч­ка A3-D4-G3, ко­то­рую мы рас­смат­ри­ва­ли в­ыше. Вве­ди­те в окош­ко вто­ро­го бло­ка для квар­ты A3-D4 2 бие­ния в се­кун­ду, как в об­суж­дае­мом на­ми вы­ше при­ме­ре. Сле­ва от это­го окош­ка поя­ви­лась крас­ная над­пись «294,00 Hz» — это час­то­та ос­нов­но­го то­на D4 при двух бие­ниях в се­кун­ду в квар­те A3-D4. А в третьем бло­ке поя­ви­лось «0,01 б/сек» — это по­ка­за­тель час­то­ты бие­ний для квин­ты G3-D4, что­бы точ­но по­пасть в тон G3.

Ещё один при­мер для це­поч­ки по умол­ча­нию A3-D4-G3. Вве­ди­те в окош­ко вто­ро­го бло­ка для квар­ты A3-D4 0 бие­ний в се­кун­ду (чис­тая квар­та). Во вто­ром ин­тер­ва­ле (квин­та G3-D4) по­лу­чит­ся . Как по­счи­тать эти бие­ния — смот­ри­те пре­ды­ду­щую главу «Эта­ло­ны бие­ний».

Ес­ли бие­ния по­ка­зы­вают­ся со зна­ком «ми­нус», зна­чит ин­тер­вал заужен­ный. Ког­да вво́­ди­те в окош­ко же­лае­мую час­то­ту бие­ний, не за­бы­вай­те ста­вить ми­нус для заужен­ных ин­тер­ва­лов (на­при­мер квин­та, или ес­ли вдруг за­хо­ти­те сузить квар­ту).

Мож­но со­ста­вить более длин­ную це­поч­ку — два вспо­мо­га­тель­ных «не­пра­виль­ных» то­на и, соот­вет­ствен­но, три ин­тер­ва­ла. В та­кой це­поч­ке по­до­брать удоб­ные для под­счё­та час­то́­ты бие­ний ста­но­вит­ся про­ще. Ес­ли преды­ду­щая, ко­рот­кая це­поч­ка име­ла схе­му a-b-c, то це­поч­ка длин­нее вы­гля­дит как a-b1-b2-c. Ни­же ва­риант прог­рам­мы для длин­ной це­поч­ки:

Здесь уже на один блок боль­ше. Вы­гля­дят бло­ки так же, как и в прог­рам­ме с ко­рот­кой це­поч­кой. Ес­ли не вво­дить своих бие­ний, то во 2-м, 3-м и 4-м бло­ках по­ка­зы­вают­ся бие­ния ин­тер­ва­лов по таб­ли­це. Ес­ли во вто­ром бло­ке ввес­ти свои бие­ния, то в 3-м бло­ке бу­дут по­ка­за­ны бие­ния с учё­том вве­дён­ных во вто­ром бло­ке. То есть, та же са­мая ко­рот­кая це­поч­ка, что и в пер­вой прог­рам­ме. Если ввес­ти свои бие­ния и в третьем бло­ке, то в 4-м бу­дут по­ка­за­ны бие­ния третьего ин­тер­ва­ла, что­бы по­лу­чить точ­но на­строен­ный конеч­ный тон длин­ной цепочки. Ес­ли ввес­ти свои бие­ния толь­ко в третьем блоке, а во вто­ром не вво­дить, то мы по­лу­чим ко­рот­кую це­поч­ку, на­чаль­ный тон ко­то­рой бу­дет по­ка­зан во вто­ром бло­ке.

При вво­де своих бие­ний не от­кло­няй­тесь силь­но от таб­лич­ных по­ка­за­те­лей. Мак­си­мум ± 1,5 бие­ния. Ина­че это бу­дут слиш­ком боль­шие из­ме­не­ния и прак­ти­чес­кий ре­зуль­тат ока­жет­ся не­кор­рект­ным.

Правило минорного секстаккорда

Ми­нор­ный секст­ак­корд — единс­твен­ный ак­корд, в ко­то­ром все три вхо­дя­щих в не­го ин­тер­ва­ла дают бие­ния на сход­ных час­то­тах. Ниж­ний тон учас­твует в бие­ниях тер­ции и секс­ты своей 5-й гар­мо­ни­кой, сред­ний тон учас­твует в бие­ниях тер­ции и квар­ты своей 4-й гар­мо­ни­кой, верх­ний тон учас­твует в бие­ниях секс­ты и квар­ты своей 3-й гар­мо­ни­кой. Для ре-ми­нор­но­го секст­ак­кор­да (фаляре 1 ) эти 5-я, 4-я и 3-я гар­мо­ни­ки бу­дут на час­то­тах 873Гц, 880Гц и 881Гц (округ­лён­но). Те­перь рас­по­ло­жим эти гар­мо­ни­ки на ли­ней­ке, в ко­то­рой каж­дое де­ле­ние бу­дет рав­но 1Гц:

Здесь Fфа, Aля, dре 1 , а из­ме­ряют­ся их гар­мо­ни­ки — 5-я, 4-я и 3-я.

Вид­но, что меж­ду сов­па­даю­щи­ми гар­мо­ни­ка­ми F и A рас­стоя­ние 7Гц, соот­вет­ствен­но тер­ция даёт в се­кун­ду. Рас­стоя­ние меж­ду сов­па­даю­щи­ми гар­мо­ни­ка­ми A и d 1Гц, квар­та ляре 1 даёт в се­кун­ду. Рас­стоя­ние меж­ду сов­па­даю­щи­ми гар­мо­ни­ка­ми F и d 8Гц, секс­та даёт 8 бие­ний в се­кун­ду.

Тон ля (A) с его 4-й гар­мо­ни­кой мож­но на­звать цент­раль­ным. Тер­ция на­страи­вает­ся рас­ши­рен­ной с по­ни­же­нием 5-й гар­мо­ни­ки фа от­но­си­тель­но 4-й гар­мо­ни­ки ля на 7Гц (). Квар­та на­страи­вает­ся рас­ши­рен­ной с по­вы­ше­нием 3-й гар­мо­ни­ки ре 1 от­но­си­тель­но 4-й гар­мо­ни­ки ля на 1Гц (). В ре­зуль­та­те по­лу­чает­ся ещё один рас­ши­рен­ный ин­тер­вал — секс­та , где рас­стоя­ние от 5-й гармоники фа до 3-й гар­мо­ни­ки ре 1 соста­вит уже 8Гц (8 бие­ний/сек).

От­сю­да прос­тая фор­му­ла: Бие­ния в секс­те яв­ляют­ся сум­мой бие­ний тер­ции и квар­ты.

В ка­чес­тве экс­пе­ри­мен­та мы мо­жем опус­тить ля её 4-й гар­мо­ни­кой на 3Гц. По­лу­чим:

Бие­ния в секс­те, ко­неч­но же, ос­та­нут­ся преж­ни­ми ( секунду), а тер­ция и квар­та бу­дут иметь по в се­кун­ду. 8=4+4. «Пра­ви­ло ми­нор­но­го секст­ак­кор­да» про­дол­жает ра­бо­тать.

Те­перь рас­смот­рим, что произой­дёт, ес­ли ре 1 по­ни­зить на­столь­ко, что­бы квар­та ста­ла вмес­то рас­ши­рен­ной зау­жен­ной на та­кое же в се­кун­ду. Это зна­чит, что 3-я гар­мо­ни­ка ре 1 ста­нет на 1Гц ни­же 4-й гар­мо­ни­ки ля:

Счи­таем. В квар­те . В секс­те . В тер­ции .

Всё по­ме­ня­лось. Те­перь бие­ния в тер­ции яв­ляют­ся сум­мой бие­ний секс­ты и квар­ты: 7=6+1.

«Пра­ви­ло ми­нор­но­го секст­ак­кор­да» мож­но при­ме­нять на прак­ти­ке. Ес­ли нам на­до на­строить точ­но боль­шую секс­ту с очень час­ты­ми бие­ниями, эти бие­ния мож­но рас­пре­де­лить меж­ду вхо­дя­щи­ми в неё боль­шой тер­цией и квар­той. Ес­ли на­до на­строить точ­но боль­шую тер­цию с очень час­тыми бие­ниями, то от её верх­не­го то­на мож­но по­строить вверх зау­жен­ную квар­ту и бие­ния рас­пре­де­лить меж­ду секс­той и квар­той.

Ин­стру­мент пре­дос­тав­ляет нам хо­ро­шую воз­мож­ность по­тре­ни­ро­вать­ся в опре­де­ле­нии тем­па и вы­став­ле­нии в нём бие­ний раз­лич­ной час­то­ты. Для это­го долж­на быть на­строе­на Ля ма­лой ок­та­вы.

Что­бы пра­виль­но на­строить фа# 1 , необ­хо­ди­мо в секс­те до­бить­ся 10 бие­ний в се­кун­ду. Поль­зуясь пра­ви­лом ми­нор­но­го секст­ак­кор­да, по­де­лим эти 10 бие­ний меж­ду тер­цией и квар­той . Здесь до# 1 яв­ляет­ся «не­пра­виль­ным», вспо­мо­га­тель­ным то­ном для на­строй­ки фа# 1 .


Настроим до# 1 с шестью биениями
в секунду в терции лядо# 1


Настроим фа# 1 с четырьмя биениями
в секунду в кварте до# 1 —фа# 1

6+4=10. Мож­но ли счи­тать, что мы точ­но на­строи­ли секс­ту ? Да, ес­ли при под­счё­те бие­ний соб­лю­дён темп . Как это про­ве­рить без мет­ро­но­ма? Сде­лаем ещё два хо­да.


Настроим Си малой октавы с одним
биением в секунду в квинте сифа# 1


Настроим ми 1 с двумя биениями
в секунду в кварте сими 1

Ес­ли во всех че­ты­рёх ин­тер­ва­лах це­поч­ки ус­та­нов­ле­ны бие­ния с соблю­де­нием тем­па , то в ре­зуль­та­те мы по­лу­чим аб­со­лют­но чис­тую квин­ту , с от­сут­ствием в ней бие­ний:

Ес­ли пос­лед­няя квин­та вмес­то чис­той по­лу­чи­лась рас­ши­рен­ной, то темп всех бие­ний был взят быс­трее по­ло­жен­но­го. При зау­жен­ной квин­те — темп мед­лен­нее по­ло­жен­но­го. Темп даст в кон­це це­поч­ки рас­ши­рен­ную квинту с од­ним бие­нием в се­кун­ду, темп — зау­жен­ную квин­ту с од­ним бие­нием в се­кун­ду.

Те­перь, ког­да вся це­поч­ка со­шлась, и есть уве­рен­ность в тем­пе , мож­но по­слу­шать бие­ния раз­ной час­то­ты. Сей­час мы имеем эта­ло­ны бие­ний 1, 2, 4 и 6 в секунду. В секс­те 10 бие­ний в се­кун­ду. Ес­ли дви­гать до# 1 , из­ме­няя час­то­ту бие­ний тер­ции и квар­ты , то мож­но «пой­мать» и дру­гие бие­ния. До­бив­шись оди­на­ко­вых бие­ний в тер­ции и квар­те, услы­шим, как зву­чат . Сде­лав в квар­те в се­кун­ду (столь­ко же, сколь­ко сей­час в квин­те ), в тер­ции услы­шим . Сде­лав в квар­те в се­кун­ду (столь­ко же, сколь­ко сей­час в квар­те ), в тер­ции услы­шим . В квар­те — в тер­ции .

И ещё. Сей­час у нас в квин­те в се­кун­ду, в квар­те в се­кун­ду. Ес­ли под­нять тон си до в квар­те , то в квин­те услы­шим ров­но .

Каж­дый на­строй­щик за­ме­чал, что на­страи­вая, к при­меру, тон ре 1 в квар­ту к ля, час­тые бие­ния мы слы­шим хо­ро­шо, а по ме­ре при­бли­же­ния их к по­ло­жен­но­му од­но­му бие­нию в се­кун­ду при­хо­дит­ся вслу­ши­вать­ся всё вни­ма­тель­нее, так как бие­ния ста­но­вят­ся бо­лее «раз­мы­ты­ми». Что же по­лу­чает­ся — чем ре­же бие­ния, тем они ме­нее от­чёт­ли­во слыш­ны? Пред­ла­гаю рас­смот­реть один при­мер.

Пра­виль­но на­строен­ная в ма­лой ок­та­ве боль­шая тер­ция даёт око­ло се­ми бие­ний в се­кун­ду, ко­то­рые слыш­ны хо­ро­шо. Эта же тер­ция, но ок­та­вой вы­ше, даёт уже око­ло 14 бие­ний в се­кун­ду, ко­то­рые слыш­ны так же хо­ро­шо, как и тер­ции в ма­лой ок­та­ве. Те­перь под­ни­мем фа 1 на столь­ко, что­бы тер­ция да­ва­ла та­кие же , как и тер­ция в ма­лой ок­та­ве. Бие­ния тер­ции в пер­вой ок­та­ве ста­ли за­мет­но ме­нее от­чёт­ли­вы­ми, с бо­лее раз­ма­зан­ной ата­кой. Вро­де бы по семь бие­ний в се­кун­ду в обеих тер­циях, но в ма­лой ок­та­ве тер­ция «бьёт» чёт­че, острее. Что же из­ме­ни­лось? А вот что: раз­ни­ца в семь герц сов­па­даю­щих гар­мо­ник у боль­шой тер­ции фаля в ма­лой ок­та­ве бу­дет озна­чать раз­ни­цу в 14 цен­тов, а те же семь герц раз­ни­цы сов­па­даю­щих гар­мо­ник тер­ции ок­та­вой вы­ше оз­на­чают раз­ницу в 7 цен­тов, в два ра­за мень­ше.

В цен­то­вом вы­ра­же­нии раз­ни­ца сов­па­даю­щих гар­мо­ник во всех ин­тер­ва­лах всег­да оди­на­ко­ва, в ка­кой бы ок­та­ве эти ин­тер­ва­лы ни на­хо­ди­лись. В квар­те и квин­те эта раз­ни­ца со­став­ляет око­ло двух цен­тов, в боль­шой тер­ции око­ло 14 центов, а в боль­шой секс­те око­ло 16 центов. Эта раз­ни­ца есть не что иное, как от­кло­не­ние ин­тер­ва­ла от его «чис­то­го» состоя­ния, ког­да бие­ний в ин­тер­ва­ле нет.

По­лу­чает­ся, что чем боль­ше цен­то­вая раз­ни­ца сов­па­даю­щих гар­мо­ник, тем от­чёт­ли­вее слыш­ны бие­ния в ин­тер­ва­ле. Соот­но­ше­ние слы­ши­мос­ти бие­ний (квар­та:тер­ция:секс­та) = (1:7:8). Сле­до­ва­тель­но, по цен­то­вой раз­ни­це сов­па­даю­щих гар­мо­ник са­мый ком­форт­ный ин­тер­вал для про­слу­ши­ва­ния бие­ний — боль­шая секс­та. В секс­те бие­ния луч­ше слыш­ны ещё и по­то­му, что они ок­тав­но не сов­па­дают с ос­нов­ны­ми то­на­ми ин­тер­ва­ла (5-я и 3-я гар­мо­ни­ки).

Убе­дить­ся прак­ти­чес­ки в луч­шей слы­ши­мос­ти бие­ний секс­ты мож­но в сле­дую­щем при­ме­ре. Ма­жор­ный кварт­секст­ак­корд вклю­чает в се­бя три ин­тер­ва­ла — квар­ту, боль­шую секс­ту и боль­шую тер­цию. В зву­ча­нии ак­кор­да бие­ния этих трёх ин­тер­ва­лов на­слаи­вают­ся друг на дру­га:


До-мажорный квартсекстаккорд
с биениями всех трёх интервалов

Ес­ли вслу­шать­ся в до-ма­жор­ный кварт­секст­ак­корд, то наи­бо­лее слы­ши­мые бие­ния бу­дут на си 2 (бие­ния секс­ты ). Сла­бее бу­дут бие­ния на ми 3 (тер­ция ). И прак­ти­чес­ки не слыш­ны в ос­нов­ной мас­се бие­ния квар­ты на соль 2 .

Не­ко­то­рые на­строй­щи­ки при тем­пе­ри­ро­ва­нии поль­зуют­ся квар­тами, квин­тами и боль­шими тер­ция­ми, иг­но­ри­руя боль­шие секс­ты. А зря! Секс­та яв­ляет­ся очень удоб­ным ин­тер­ва­лом — как по точ­нос­ти, так и по слы­ши­мос­ти бие­ний.

Су­щест­вует мне­ние, что тер­ции — бо­лее чувс­тви­тель­ные ин­тер­ва­лы, чем квар­ты, соот­ветс­твен­но на­строй­ка по тер­циям точ­нее. Это не сов­сем вер­но.

Из­ме­не­ние вы­со­ты ос­нов­но­го то­на на 5 цен­тов по­вле­чёт за со­бой та­кой же сдвиг на 5 цен­тов все­го гар­мо­ни­чес­ко­го стол­ба, всех гар­мо­ник. Но ес­ли для ос­нов­но­го то­на 5 цен­тов бу­дет озна­чать, к при­ме­ру, сдвиг на 1Гц, то вто­рая гар­мо­ни­ка из­ме­нит свою час­то­ту уже на 2Гц, третья гар­мо­ни­ка — на 3Гц и т.д. При этом, по­вто­рюсь, весь гар­мо­ни­чес­кий столб сдви­нет­ся на оди­на­ко­вые 5 цен­тов. Тот же тон, но ок­та­вой вы­ше, от­реа­ги­рует на та­кое же из­ме­не­ние на 5 центов в два ра­за чув­стви­тель­ней — ос­нов­ной тон сдви­нет­ся на 2Гц, вто­рая гар­мо­ни­ка на 4Гц, третья на 6Гц и т.д.

Бо­лее чувс­тви­те­лен тот ин­тер­вал, у ко­то­ро­го вы­ше час­то­ты сов­па­даю­щих гар­мо­ник, а не их но­ме­ра. И это не обя­за­тель­но бу­дет тер­ция. Квар­та даёт бие­ния на ми 3 , и она бу­дет чувс­тви­тель­нее тер­ции , даю­щей бие­ния на до# 3 .

Ин­тер­ва­лы, вхо­дя­щие в со­став ми­нор­но­го секст­ак­кор­да (квар­та, боль­шие тер­ция и секс­та), дают бие­ния на близ­ких час­то­тах, их мож­но на­звать оди­на­ко­во чувс­тви­тель­ны­ми. То есть, эти ин­тер­ва­лы при­бли­зи­тель­но рав­ны в соот­но­ше­нии из­ме­не­ний «цен­ты/час­то­та бие­ний». Взгля­ни­те на сле­дую­щий нот­ный при­мер:

В этом ре-ми­нор­ном при­ме­ре за­клю­че­ны ин­тер­ва­лы со сход­ной чувс­тви­тель­ностью, ко­то­рые дают бие­ния на од­ном и том же тоне — ля 2 (A5). Это сле­дую­щие ин­тер­ва­лы: ок­та­ва (бие­ния на уров­не 2:1), квин­та , квар­та , боль­шая секс­та , боль­шая тер­ция , ма­лая тер­ция .

— Вы до сих пор счи­тае­те, что тер­ции чувс­тви­тель­нее кварт? Тог­да мы идём к вам!

В статье ис­поль­зуют­ся два ви­да бук­вен­но­го на­пи­са­ния нот. На­при­мер, квар­та и квар­та — это од­на и та же квар­та. В пер­вом слу­чае при­ме­няет­ся но­та­ция Гельм­голь­ца со сло­го­вой сис­те­мой на­име­но­ва­ния сту­пе­ней, где ля — это Ля ма­лой ок­та­вы, а ре 1 — это Ре пер­вой ок­та­вы. Во вто­ром слу­чае при­ме­няет­ся анг­лий­ская бук­вен­ная но­та­ция, где , , , , , , . Циф­ра ря­дом с бук­вой озна­чает ок­та­ву: , , боль­шая ок­та­ва, ма­лая ок­та­ва, пер­вая ок­та­ва, ок­та­ва, ок­та­ва, чет­вёр­тая ок­та­ва, пя­тая ок­та­ва. Анг­лийская бук­вен­ная но­та­ция обыч­но ис­поль­зует­ся в на­строеч­ных прог­рам­мах, удоб­на своей прос­то­той и уни­вер­саль­ностью.

Ког­да речь идёт о бие­ниях в ин­тер­ва­ле, я ис­поль­зую вы­ра­же­ние «сов­па­даю­щие гар­мо­ни­ки». Кто-то мо­жет воз­ра­зить — ка­кие же они сов­па­даю­щие, ес­ли у них есть раз­ни­ца в гер­цах? Да, с акус­ти­чес­кой точ­ки зре­ния на­звать их сов­па­даю­щи­ми нель­зя. Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич Янов­ский пред­ла­гал на­зы­вать эти гар­мо­ни­ки ин­тер­вало­обра­зую­щи­ми. Но я на­зы­ваю их сов­па­даю­щи­ми, и вот по­че­му. Ля пер­вой ок­та­вы имеет час­то­ту 440Гц, но ес­ли час­то­та её бу­дет, к при­ме­ру, 442Гц, это всё рав­но бу­дет Ля пер­вой ок­та­вы. 435Гц — то­же Ля пер­вой ок­та­вы. Гар­мо­ни­ки для ме­ня яв­ляют­ся сов­па­даю­щи­ми, ес­ли они дают од­но­имен­ные то­ны. То есть здесь моя по­зи­ция — по­зи­ция му­зы­кан­та, а не акус­ти­ка.

Источник

Читайте также:  Мне без валенок беда ноты для баяна
Оцените статью