Колки фортепиано не держат

Колки фортепиано не держат

Сразу скажу — я не настройщик, всё пытаюсь всегда починить сам. Но тут что-то мозга не хватает.
Проблема такая: в пианино расстроилась клавиша. На неё идёт 3 струны. 2 из них нормально подкрутил ключём, а третью пытаюсь крутить по часовой стрелке, а она на 30-40 градусов здесь же раскручивается назад — как бы колок прокручивается в гнезде. Колок обёрнут такой беленькой резиночкой (впрочем, как и все остальные). Подозреваю, что эту резиночку придётся менять (в магазине запчастей к фано?), но до конца раскрутить колок, т.е. освободить струну — боюсь. Струны-то стальные, вдруг ещё сломается струна? Как поступить? Помогите, пожалуйста.

Спасибочки , умный дяденька, архинаиогроменнейшее!

Позову настройщика, авось, да покажет секрет замены грабовой пробки. Теперь зато знаю 2 умных слова: вир-бель-банк, и гра-бо-ва-я пробка!

Сразу скажу — я не настройщик, всё пытаюсь всегда починить сам. Но тут что-то мозга не хватает.
Проблема такая: в пианино расстроилась клавиша. На неё идёт 3 струны. 2 из них нормально подкрутил ключём, а третью пытаюсь крутить по часовой стрелке, а она на 30-40 градусов здесь же раскручивается назад — как бы колок прокручивается в гнезде. Колок обёрнут такой беленькой резиночкой (впрочем, как и все остальные). Подозреваю, что эту резиночку придётся менять (в магазине запчастей к фано?), но до конца раскрутить колок, т.е. освободить струну — боюсь. Струны-то стальные, вдруг ещё сломается струна? Как поступить? Помогите, пожалуйста.
Посмотрите, какое расстояние от струны, намотанной на колок, до пробки, которая грабовая. Если пол-сантиметра есть, то можно миллиметров на 2-3 молотком колок загнать вовнутрь. Только стучите осторожно, не заденьте соседние колки. Для этого возьмите толстый болт и пробивайте колок через него — молоток по соседним колкам уж точно не попадет. Потом попробуйте настроить. Если получится, то вам повезло. Если колок будет продолжать проворачиваться, то обычно его меняют на более толстый.

Читайте также:  Все ноты верхней октавы

Источник

Пианино и рояли для Вас

дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные

Поиск

Модернизированное пианино «Sonette»

Рубрики

Выбираем пианино — смотрим колки (вирбели)

Для того чтобы правильно оценить состояние колков на пианино, прежде всего, необходимо знать что это за детали и какую функцию они несут в инструменте.

Что такое колок

Колок или вирбель, это деталь пианино или рояля с помощью которой натягивается и остается в натянутом состоянии струна инструмента.

Количество вирбелей (колков) в фортепиано зависит от модели инструмента и количества струн на нем.

Принцип работы колка

Диаметр колка немного больше чем диаметр отверстия в которое он запрессовывается, за счет этой разницы в дереве он сидит очень плотно. Настолько плотно, что исправное фортепиано расстраивается не столько из за ослабления самих колков, сколько из за изменения влажности в помещении.

Изменение влажности в летний и зимний (отопительный) период влияет на деку (деталь фортепиано отвечающюу за передачу звука). Ее гигроскопичность (свойство позволяющее принимать в себя и отдавать влагу) и является основной причиной расстраивания инструмента.

Почему колок перестает работать?

Однако со временем и сам колок перестает справляться с нагрузкой. Сочетание этих двух факторов (изменение купола деки и потеря работоспособности колков) приводит к тому, что инструмент перестает держать строй, то есть расстраивается во первых не равномерно, а во вторых очень быстро.

Причин, почему колки перестают держать строй, несколько

Износ вирбельбанка

Первая, и самая распространенная причина, это износ вирбельбанка. Как и дека, вирбельбанк сделан из дерева, а значит способен, хоть и в меньшей степени чем дека, реагировать на изменение влажности.

Дерево рассыхается и со временем отверстие в которое запрессован колок становится немного больше. На глаз это совершенно не заметно, но этого достаточно для того чтобы колок перестал справляться со своей нагрузкой.

Конечно, это не значит, что инструмент совсем не пригоден. Достаточно заменить колки на ремонтные, диаметр которых немного больше, чем у тех что стояли прежде и фортепиано снова будет в рабочем состоянии, но такая работа достаточно обременительна и стоит сравнительно дорого.

Разрушение вирбельбанка

Причин разрушения вирбельбанка, тоже несколько. Это может быть и фабричный брак, и неквалифицированный ремонт (чаще всего на роялях), и несоблюдение условий хранения фортепиано.

Низкое качество вирбелей (колков)

Колки, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, в изготовлении сложны. Они должны быть идеального размера по всей своей длине, причем речь идет и о диаметре, и о размере резьбы. Разница в несколько микрон уже скажется на его качестве.

Если колок имеет даже небольшие расхождения от своих характеристик, при настройке (повороте колка в вирбельбанке) он изнашивает дерево неравномерно, что приводит к более быстрому износу отверстия.

Заключение

Нюансов влияющих на работоспособность колков много, и определить причины по которым он не работает может только мастер.

Однако есть несколько признаков, по которым вы можете самостоятельно, в той или иной степени, судить о состоянии этих деталей.

1. Инструмент может быть расстроен, но расстроен равномерно. Попробуйте поиграть на нем. Если две или три клавиши звучат грязно (очень сильно отличаются от общего строя), то страшного в этом нет, замена двух трех колков не будет стоить дорого, но если таких клавиш больше, то есть вероятность проблем со строем.

2.Расстояние от деревянного вирбельбанка до витков струн должно быть 3-5 мм.

Одним из способов укрепления строя является подбивка колков. Запресовывая колки глубже в вирбельбанк можно продлить их работоспособность на срок от 3-х до 10-и лет (если конечно не разрушен вирбельбанк).

Если Вы встретите инструмент у которого колки забиты и расстояния между деревом и витками струн нет совсем, можно быть уверенным, что у него были проблемы со строем.

Смотреть надо внимательно. Часто настройщики подбивают только те колки которые вызывают у них подозрение и общий вид может быть привлекательным, но присмотревшись Вы можете обнаружить значительное количество забитых колков.

Вряд ли Вы сможете узнать когда была проведена эта работа, поэтому, несмотря на то, что его ресурс может быть значительным, определить это сможет только мастер.

Покупка такого инструмента, это риск, кроме того в таком случае нужно смотреть в каких условиях хранится данное фортепиано.

В теме выбора пианино планируются и опубликованы следующие статьи:

Выбор пианино — износ и ресурс молотков

Дека — как влияет состояние деки на звук

Механика — возраст, износ и обслуживание

Выбираем пианино по внешнему виду

Этаж, возраст и условия хранения пианино — немного о хранении и перевозке

Источник

Колки фортепиано не держат

С недавнего времени, в некоторых случаях, стал применять следующий метод закрепления колка в его посадочном месте, а именно не используя гофрокартонного шима.

Раньше, инспектируя не держащие колки, я выявлял степень трения. Это легко выяснить, если иметь повседневную практику. Часто, картонный шим не нужен, так как имеется достаточный ресурс трения для фиксации колка при натяжения струны на нужный тон. Так, прочувствовав подобную жёсткость, используя малый Т-бар, я ослаблял такой колок. Вынимал при помощи отвёртки кончик из отверстия колка и, не снимая струны с колка, начинал со значительным усилием вкручивать колок на несколько оборотов внутрь отверстия. Обычно на 4-5 оборота, в некоторых случаях, чуть более и, даже так, что колечки струны в момент установки упирались во втулку.

Затем проделывал обратную операцию, то есть кончик струны устанавливается вновь в отверстие, уравнивая при помощи отвёртки, расползающиеся колечки в момент окончательной фиксации. Надо отметить, что очень важно, если это парная струна, то вначале подтянуть до нужного тона этот парный колок. А уж затем, проделывать всё то же самое с «вновь погружённым». Но не всегда эта процедура помогала.

И вот однажды, более года назад, случайно, готовя такой не держащий колок к удалению, чтобы установить под него картонный шим, почувствовал, что выкрутив колок менее 1 см., на нём присутствует значительное трение. Попробовал установить струну на «выкрученный не до конца» колок и, о чудо, фиксация оказалась просто очень жёсткой.

Сначала, я не придал этому факту большого значения и, посчитал этот вариант не более чем исключением из правил. Может не стандартное отверстие, бракованный колок, упругость дерева и пр. Но впоследствии убедился, что этот метод в разы лучше, описанного ранее. Во-первых, это преимущество в снятии и установке вновь струны, а во-вторых, возможность работы со скученными колками в районе малой октавы. Но даже не это удивило и одновременно порадовало меня в этом способе, а максимальная жёсткость.

Я полагаю, что объяснить подобный феномен вполне легко, так на фабрике колок забивается несколькими сильными ударами тяжёлого молотка. Пройдя через деревянную втулку в чугунной раме и, основательно войдя в «тело отверстия вирбельбанка», колок на долгие годы принимает своё статичное положение здесь. Исключением для изменения этой позиции, является лишь незначительно вращение по оси во время работы настройщика. И, в некоторой степени, резкое изменение влажность в помещении. Других значительных факторов, я не усматриваю. Так, видимая нами нижняя часть колка, значительно давит на деревянную стенку втулки, а конец колка, запрессованный в вирбельбанк, давит в верхнюю часть отверстия. Давление от струны достигает около 100 кг. Таким образом, за счёт этого расклинивания и работает необходимая нам фиксация.

Но со временем образуются рыхлоты, неплотности, трещины в «деревянном теле» и, колок начинает произвольное прослабление и, как следствие, недержание строя. Если рассматривать мой метод «частичного выкручивания колка» для обеспечения нового трения, то происходит следующее: в момент выкручивания, он меняет своё «фабричное» положение, проще говоря, располагается в то части деревянного отверстия, которая не была сработана. Её прочностные характеристики выше, чем те, где ранее был расположен колок, особенно это касается невидимой верхней части отверстия в вирбельбанке. Допускаю и тот момент, что резьба-насечка на колке, подобно шурупу, нарезает новую резьбу. Это работает и обеспечивает работу инструмента и, почему бы это не применять? Возможно, даже тогда, когда до выступления пианиста остаются часы, а предпринимать какие-либо радикальные меры, скажем по замене «родного» колка на колок большего диаметра или лить клей СА, всё же представляется рискованным. А, если подобный метод будет работать годами?

Здесь полный «сценарий», как применить способ по укреплению строя «чуть выкрученный колка»:

Ослабить колок и, используя тонкую, но прочную отвёртку с тонким жалом, удалить кончик струны из отверстия колка.

Не удаляя струны с колка, со значительным усилием сжатых пальцев руки, использую Т-бар ключ, начать выкручивать колок из отверстия. Это может быть 3-5 или более полных циклов по часовой стрелке. Очень важно остановиться, когда рука почувствует максимальное давление между колком и посадочным местом. Должно возникнуть чувство, что Вы, ни только выкручиваете, но в то же время вытягиваете колок, подобно тем ощущениям, когда мы используем пассатижи, вытаскивая гвоздь из деревяшки.

Установить конец струны в отверстие колка и, постепенно, очень медленным движением, начать вращать колок ключом по часовой стрелке. Если это парная струна, то вначале доведите парный колок практически до нужного тона, а потом натягивайте вывернутый колок.

Теперь формируйте, под давлением силы от собственной руки направленной к чугунной раме, постепенным и медленным движением выкручивание колка. При этом в самом начале этого движения, необходимо сформировать колечки струны, используя отвёртку, на колке, так чтобы они были расположены, как можно плотнее друг к другу.

Когда Вы дошли до «основного тона» на выкручиваемом колке, то выровняйте также тон на парном колке одной струны.

Установите тон чуть выше стандарта, чтобы убедиться, что выкрученный колок имеет достаточное трение.

Убедившись в хорошей фиксации колка, если он «не отпустился», скажем через 10-15 минут после выкручивания, незначительным движением ключа отпустите до нужно тона.

«Slightly unscrewing tuning pin».

Here a complete «scenario» as a way to apply a tighten loose pin:

Loosen the pin and, using a thin but hard screwdriver with a thin stinger remove the tip of the string from the hole of a pin (becket).

Do not removing the string from a pin with considerable effort compressed fingers, use a T-bar, starting unscrewing tuning pin from the hole. This can be 3-5 or more complete cycles clockwise. It is very important to stop it’s when your hand will feels the maximum pressure between a pin and «a body of wood». Should have the feeling that you no just to unscrewing a pin at the same time as pull it’s pin like the feeling when we use pliers, pulling a nail out of wood.

Set the end of the string into the hole of a pin and gradually use very slow movement, begin to screwing clockwise. If this couple string bring almost to the desired tone it’s couple pin. Before that as to tune loose pin.

Have strong pressure by own hand (fist) directed to the iron plate, gradually and slowly twisting a pin. In the beginning tuning is necessary to tighten a rings string using a screwdriver so it’s located as closely as possible to each other.

In begin to make tuning couple pin.

Set the tone just above the standard pitch, to ensure that «unscrew pin» has enough friction.

Set «last and standard pitch » our «tightening pin»

Источник

Оцените статью