Коллоквиум по фортепиано вопросы

Примерный список вопросов для коллоквиума. IV курс фортепианное отделение

Коллоквиум состоится во вторник 27 апреля 2021 года в 15.00

1. Что такое клавир? Каких композиторов, писавших для клавира, знаете?
2. Что такое темперация? Какие произведения Баха для клавира знаете? Какие циклы? Расскажите о строении сюит, партит.
3. По какому принципу построен ХТК? Каких выдающихся интерпретаторов Баха знаете? Кто исполнял или записал ХТК целиком? Какие редакции баховских сочинений знаете? Что такое Уртекст?
4. Расскажите о строении сонатного цикла и сонатного allegro.
5. Какие произведения Гайдна для фортепиано знаете? А Моцарта? Сколько у Моцарта сонат, концертов? Что такое каденция?
6. Расскажите о сонатах Бетховена: количество частей, тональности, где есть фуга, вариации? Какие ещё жанры есть в творчестве Бетховена? Какие исполнители записали все сонаты Бетховена? Какие редакции сонат Бетховена знаете?
7. Какие произведения Шуберта для фортепиано или с участием фортепиано знаете? А Мендельсона?
8. Какие крупные сочинения для фортепиано Шумана знаете, в каких жанрах они написаны? Кто такие Флорестан, Эвсебий, давидсбюндлеры? Расскажите о «Карнавале»: строение, круг образов и т.д.
9. Какие жанры представлены в творчестве Шопена (количество, тональности и т.п.)
10. Что такое Фантазия? В творчестве каких композиторов есть Фантазия?
11. Что такое Прелюдия? у кого есть циклы Прелюдий?
12. Что такое Баллада?
13. Какие редакции сочинений Шопена знаете?
14. Какие сочинения для фортепиано Листа знаете? Расскажите об этюдах Листа (названия, тональности)
15. Что такое Транскрипция, Парафраз? Темы из сочинений каких композиторов использовал Лист в своих транскрипциях?
16. Что такое Рапсодия? Сколько их у Листа и каких? Какие ещё композиторы обращались к этому жанру?
17. Какие крупные сочинения Брамса вам известны? Какие миниатюры? Какие циклы вариаций Брамса знаете? Кто обращался к теме 24-го каприса Паганини?
18. К какому стилевому направлению относится творчество Дебюсси? Что такое импрессионизм? В каком виде искусства он возник? Кого из художников-импрессионистов можете назвать? Какие сочинения для фортепиано Дебюсси знаете? В чём особенность названий его прелюдий?
19. Какие фортепианный сочинения Равеля знаете? Чем необычен его Концерт D-dur? В творчестве каких композиторов есть сочинения подобного рода?
20. Какие сочинения для фортепиано Мусоргского знаете? Какой известный композитор сделал оркестровку «Картинок с выставки»?
21. Какие сочинения Чайковского для фортепиано знаете? Кому посвящён его 1-й Концерт для фортепиано? Кому посвящено Трио «Памяти великого художника»? Какие названия носят пьесы из цикла «Времена года»? В творчестве каких композиторов есть сочинения с названием «Времена года»?
22. Назовите лауреатов конкурса им.Чайковского.
23. Сколько сочинений для фортепиано с оркестром у Рахманинова? Какие ещё его крупные сочинения знаете? Сколько сочинений написано Рахманиновым после его эмиграции из России? Какие циклы миниатюр Рахманинова знаете? Какие его авторские транскрипции для фортепиано вам известны?
24. Сколько сонат у Скрябина? Какие его миниатюры знаете? В творчестве каких ещё русских композиторов есть концертные этюды?
25. Какие сочинения Метнера вам известны? Как Метнер часто называл свои произведения?
26. Сколько у Прокофьева сонат и концертов? их тональности? Какие его авторские транскрипции для фортепиано знаете?
27. Какие сочинения крупной формы и циклы Шостаковича знаете?
28. Какие музыкальные энциклопедии и словари знаете?
29. Расскажите о вашем любимом пианисте. Каких выдающихся пианистов прошлого века знаете? Кого из пианистов-профессоров МГК им.Чайковского 30-70-х гг. знаете?
30. Какие стилевые направления в искусстве знаете?
31. Какие книги о музыке и музыкантах читали? Что интересного вы нашли в прочитанном?

Источник

вопросы коллоквиума по музыкальной литературе
учебно-методическое пособие (7 класс) на тему

Вопросы коллоквиума для 7 класса фортепианного и струнного отделения

Скачать:

Вложение Размер
voprosy_vikt.doc 24 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы коллоквиума по отечественной музыкальной литературе для выпускного экзамена учащихся 7 (5) года обучения фортепианного и струнного отделения

  1. Симфония
  2. Соната
  3. Концерт
  4. Опера
  5. Балет
  6. Кантата
  7. Увертюра
  8. Песня, марш, танец
  9. Вальс, полька
  10. Прелюдия, этюд
  1. Группы симфонического оркестра и инструменты, входящие в них

16. Тембры вокальных голосов

17. Жанры татарского музыкального фольклора

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов .

Общие вопросы по муз.литературе для учащихся.

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо.

Внутренняя рецензия на программу ФГТ «Музыкальная литература» в области музыкального искусства «фортепиано»для ДШИ.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная.

В статье рассматриваются основные методы развития музыкальных способностей детей на современном этапе развития педагогической мысли.

Источник

Собеседование – коллоквиум, фортепиано

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специ­альности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на I и II турах экзамена по специальности, умение проанализировать выразительные средст­ва их музыки и текста.

Примерный перечень вопросов коллоквиума предполагает свободное собеседование на следующие темы:
1. Назовите современников, охарактеризуйте эпоху, в которую жили поэты и композиторы, сочинения которых включены в исполняемую программу.

2. Что вы знаете из истории русского хорового исполнительства.

3. Какую роль играет народная песня в творчестве русских композиторов? Приведите примеры использования народных песен в сочинениях русских композиторов.

4. Кого из собирателей народных песен вы знаете? Назовите их имена.

5. Что вы знаете о русской духовной музыкальной культуре? Расскажите, какова ее роль в формировании музыкальной культуры в целом?

6. Назовите имена русских композиторов, написавших духовные сочинения (в том числе и наших современников).

7. Имена каких выдающихся хоровых деятелей вы можете назвать? О ком из них можете рассказать?

8. Какие вокально-хоровые жанры вам известны? Приведите примеры.

9. Кто из известных вам музыкантов успешно занимался педагогической деятельностью? Назовите их имена.

10. Назовите известных музыкальных педагогов и общественных деятелей прошлого и настоящего. Охарактеризуйте их вклад в развитие общего и профессионального музыкального образования в России.

11. Расскажите о традициях музыкально-просветительской деятельности в России XIX-XX вв.

12. Какую роль, на ваш взгляд, играли меценаты в развитии отечественной культуры? Назовите известные вам имена и охарактеризуйте их заслуги перед Отечеством в этом направлении.

13. Расскажите о взаимосвязи различных видов искусств (музыка, литература, живопись, архитектура). Приведите примеры.

14. Жанры изобразительного искусства. Ваши любимые художники прошлого и настоящего.

15. Музыкальный театр в России. Что вы можете рассказать об его истории, какие имена связаны с его становлением и развитием?

16. Ваши любимые актеры и режиссеры современного театра.

17. Роль М.М. Ипполитова-Иванова в отечественной культуре и искусстве.

18. Что вы думаете о возможном развитии профессии дирижера академического хора в XXI веке?

19. Ведущие хоровые коллективы современности и их руководители.

20. Ваши представления о личностных качествах дирижера.

Фортепиано

1. Полифония. «Прелюдия и фуга» из ХТК И.С. Баха;

2. Виртуозный этюд (К. Черни ор.299, ор.740, М. Мошковский, Ф. Шопен и др.);

3. Сонатное аллегро (1 ч. классической сонаты);

4. Пьеса концертного плана;

5. Чтение нот с листа.

Специальность 53.05.02 «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором»

Специализация 01 «Художественное руководство симфоническим оркестром»

Нормативный срок обучения – 5 лет

Квалификация (степень) «специалист»

Вступительные экзамены:

Творческое испытание – специальность (дирижирование)

Профессиональное испытание – сольфеджио (устно, письменно), гармония (устно, письменно)

Собеседование – коллоквиум, фортепиано

Творческое испытание – Специальность (дирижирование)

1. Продирижировать (под фортепиано) 2-мя разнохарактерными произведениями (в быстром и медленном темпах), например: симфония Моцарта (1 ч.) и медленная часть симфонии Прокофьева и т.п.

Два произведения можно заменить одним, содержащим различные темпы, размеры, например: Шуберт — Симфония си минор, Бетховен — Увертюра «Кориолан», Чайковский — Симфония № 5 и т.п. (см. приложение № 1).

• Исполнить 2 разнохарактерных произведения на любом инструменте.

• Проанализировать произведения, приготовленные для экзамена по дирижированию.

• Знать партитуру и инструменты симфонического оркестра (тембр, объем, транспонирование, основные выразительные средства).

• Прочесть на фортепиано отрывок несложной симфонической партитуры.

Приложение № 1 (произведения для дирижирования)

Бетховен Симфония № I. 2. 4 (первые части), увертюра «Кориолан».

Шуберт Симфония си минор «Неоконченная»

Гайдн Симфонии (первая и вторая части)

Моцарт Симфонии (1 и 2 части). Увертюры

Римский-Корсаков — «Испанское каприччио»

Чайковский Симфония № I (1 ч), № 5 (1 и 2 чч.), Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Бородин — Симфония № 2 (1. 3 и 4 чч.). Увертюра к опере «Князь Игорь».

Источник

Коллоквиум Примерный перечень вопросов коллоквиума Рекомендуемая литература при подготовке к коллоквиуму:

2 Коллоквиум Выявление общекультурного уровня подготовки поступающего: знания в области эстрадно-джазового искусства, песенных жанров и исторических стилей вокального искусства, народного музыкального творчества, общей музыкальной и вокальной терминологии, истории музыки, включая современные процессы ее развития, осведомленность в области смежных видов искусства. выявление уровня инструментальной подготовки: исполнение двух произведений любой сложности (пьеса, этюд или крупная форма) по выбору абитуриента на музыкальном инструменте (фортепиано или иной инструмент), на котором обучался абитуриент. на коллоквиуме обязательным является прочтение стихотворения или басни. Примерный перечень вопросов коллоквиума 1. Основные этапы развития эстрадной и джазовой музыки; 2. Стили и направления в эстрадно-джазовой музыке; 3. Истоки джаза. 4. Нью-Орлеанский джаз. 5. Чикагский стиль. 6. Стиль бибоп и его предпосылки. 7. «Третье течение» в джазе. 8. Модальный джаз. 9. Фри-джаз. 10. Ведущие джазовые вокалисты. 11. Ведущие эстрадные вокалисты. 12. Мастера бардовской песни. 13. Особенности блюза. 14. Особенности регтайма. 15. Мюзикл, его специфика. 16. Особенности рок-оперы. 17. Эстетика видеоклипа. 18. Ваш любимый композитор. 19. Ваш любимый кинорежиссер. 20. Ваша любимая телепередача. 21. Ваш любимый фильм. 22. Жанры народной песни. Рекомендуемая литература при подготовке к коллоквиуму: 1. Анализ вокальных произведений. / Под ред. Коловского О. Л., Баташев А. Советский джаз. М., Джазовые портреты. Звезды отечественного джаза / Сост. Ю.Чугунов. М., Конен В. Пути американской музыки. М., Косачева Р. О музыке зарубежного балета. М Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. М., Новгородцев С. Рок-посевы. М., Овчинников Е. История джаза. — М., Раабен Л. Концертная жизнь. Русская художественная культура конца XIX- начала ХХ веков. М., Скороходов Г. Звезды советской эстрады. — М., Троицкий А. Рок в Союзе. М., Холопова В. Музыка как вид искусства. М., Цукер А. И рок и симфония. М., Шак Т. Музыка в структуре медиатекста. Краснодар, Шак Ф. Феномен джаза. Краснодар, Шилова И. Фильм и его музыка. М.,

3 Профессиональное испытание (экзамен по теории музыки и сольфеджио) состоит из следующих разделов: письменная работа. устный ответ. Поступающий должен знать полный курс теории музыки в объеме музыкального училища. Письменная работа: 1.Написать одногосолный диктант в пределах 8-12 тактов, включающий альтерацию, модуляцию или отклонением в тональности 1 степени родства. Ритмические сложности синкопы, пунктирный ритм, триоли. Время выполнения 25 минут. 2.Выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания: построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор и минор трех видов, лады народной музыки, хроматическая гамма, альтерированная гамма); построить разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все трезвучия с обращениями, септаккорды различных структур); определить и разрешить в соответствующей тональности (тональностях) предложенные интервалы и аккорды, в том числе септаккорды II, V и VII ступеней; записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке, например: Т 5/3 S 6/4 — D 5/6 Т 5/3 II 4/3 K 6/4 D 7 T 5/3 транспонировать заданную мелодию на указанный интервал. Время выполнения письменной работы по элементарной теории 2 часа. Устный ответ: Поступающий должен: уметь проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды (см. первые два задания 2-го пункта письменной работы по элементарной теории музыки); спеть с листа мелодию в дирижированием (примерная сложность Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио, ); определить на слух интервалы, небольшие интервальные последовательности (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, септаккорды II, V и VII ступеней (указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой), а также небольшие аккордовые цифровки. сыграть на фортепиано и спеть несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке, например: Т 5/3 D 4/3 Т 6 II 6/5 K 6/4 — D 7 T 5/3 S 6/4 II 2 T 5/3 ; выполнить анализ несложного романса или песни (М.Глинки, А.Варламова, А.Алябьева) в пределах периода или одной части, определить лад, тональность, аккорды, содержащиеся в мелодии и аккомпанементе, особенности ритмического строения, значение музыкальных терминов, структуру мелодии (ее деление на фразы и мотивы); ответить на вопросы теоретического курса элементарной теории музыки. Литература 1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. 2. Артамонова Е. Сольфеджио. 3. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., Масленкова Л. Сокровища родных мелодий, Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио, одноголосие, Способин И. Элементарная теория музыки. М., Тифтикиди Н. Сборник диктантов на материале музыки советских композиторов. Вып. 1,2. 8. Шак Т. Сборник диктантов на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова. Краснодар, Шак Т. Сольфеджио на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова. Краснодар,

4 Критерии оценок творческого испытания п/п Значение в баллах Составляющие комплекса в баллам при исполнении программы показана профессиональная эстрадна вокальная техника: развитый диапазон, дыхание, кантилена, фразировка, артикуляция, динамика, чистое интонирование. сценическое поведение исполнителя соответствует жанру и стилю исполняемых песен. абитуриент владеет техникой вокальной импровизации. коллоквиум соответствует глубокой осведомленности в области эстрадно-джазовой музыки и исполнительского искусства и музыкальной литературы (в объеме программы для эстрадных отделений музыкальных училищ) минимум три показателя имеют полное соответствие по всем параметрам. содержание выступления и ответов свидетельствует о достаточных знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи соответствующие его будущей квалификации минимум три показателя имеют относительно полные решения. содержание выступления и ответов свидетельствует о недостаточных знаниях выпускников и о его ограниченном умении решать профессиональные задачи. 4 Менее 60 содержание выступления и ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускников и о его неумении решать профессиональные задачи. Критерии оценок профессионального испытания п/п Значение в баллах Составляющие комплекса в баллам письменная работа выполнена без ошибок. строит и чисто интонирует отдельные лады, аккорды, а также несложные последовательности интервалов и аккордов (как в тональности, так и от данного звука). без ошибок определяет на слух лады, простые интервалы, аккорды. чисто, ритмично интонирует заданные номера с листа письменная работа содержит незначительные ошибки. строит и интонирует отдельные лады, аккорды, а также несложные последовательности интервалов и аккордов (как в тональности, так и от данного звука), допуская незначительные неточности. 4

5 определяет на слух лады, простые интервалы, аккорды, допуская небольшие ошибки. с небольшими интонационными или ритмическими неточностями исполняет заданные номера с листа письменная работа содержит значительные ошибки. делает ошибки при построении отдельных ладов, интервалов, аккордов, неточно интонирует; допускает существенные неточности и ошибки при исполнении заданных номеров с листа: неточно интонирует, допускает ритмические ошибки, но присутствует внутреннее слышание тональности. 4 Менее 60 письменная работа не выполнена. не может построить лады, интервалы, аккорды, фальшиво интонирует. в слуховом анализе аккордовых последовательностей допускает большое количество ошибок. при чтении с листа заданных номеров отсутствуют ориентация в тональности, навыки интонирования. 5

Источник

Оцените статью