- Колокола. Крылатов. Энтин
- Ноты песни “Колокола”
- Текст песни
- Варианты исполнения на гитаре и фортепиано
- Ноты для колокола
- Ноты для колокола
- Об инструменте
- Этимология
- Использование колоколов
- История колокола
- Колокола в Русской православной церкви
- Благовестники
- Подзвонные колокола
- Зазвонные колокола
- Размещение колоколов
- Сигнальные колокола
- Классический колокол как музыкальный инструмент
- Колокола в русской музыке
- Куранты
- Карильон
- Колокола Китая
- Колокола доимперской эпохи
Колокола. Крылатов. Энтин
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова Ю. Энтина Музыка Е. Крылатова
Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне,
Будет, будет даль светла!
Припев:
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни!
Сумрак ночи с улиц прогони!
Бьют часы на старой башне.
То, что ночью было страшным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным,
Стало теплым и домашним,
Стало милым и смешным.
Припев:
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни!
Сумрак ночи с улиц прогони!
Бьют часы на старой башне.
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!
Припев:
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни!
Сумрак ночи с улиц прогони!
Окна утра настежь распахни!
Сумрак ночи с улиц прогони!
Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Источник
Ноты песни “Колокола”
из кинофильма “Приключения Электроника”
Музыка Е. Крылатова. Слова Ю. Энтина.
Текст песни
Бьют часы на стаpой башне,
Пpовожают день вчеpашний,
И звонят колокола.
Пpовожая день вчеpашний,
Бьют часы на стаpой башне,
Будет, будет даль светла.
Бой часов, как ключик золотой,
Двеpи в утpо весело откpой,
Окна в утpо настежь pаспахни,
Сумpак ночи с улиц пpогони.
Бьют часы на стаpой башне,
То, что ночью было стpашным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было стpашным,
Стало тёплым и домашним,
Стало милым и смешным.
Бой часов, как ключик золотой,
Двеpи в утpо весело откpой,
Окна в утpо настежь pаспахни,
Сумpак ночи с улиц пpогони.
Бьют часы на стаpой башне,
В этом миpе должен каждый
Hе спешить, не отставать.
В этом миpе должен каждый
Слушать вpемя и отважно
В ногу с вpеменем шагать.
Бой часов, как ключик золотой,
Двеpи в утpо весело откpой,
Окна в утpо настежь pаспахни,
Сумpак ночи с улиц пpогони.
Окна в утpо настежь pаспахни,
Сумpак ночи с улиц пpогони.
Бьют часы на стаpой башне,
Пpовожают день вчеpашний,
И звонят колокола.
Варианты исполнения на гитаре и фортепиано
Источник
Ноты для колокола
Ко́локол (ст.-слав. кла́колъ) или Кампа́н (ст.-слав. ка́мпанъ, греч. Καμπάνα) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
Ноты для колокола
Об инструменте
Этимология
Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к древнеиндийскому *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»). Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.
В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.
В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоеропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, нем. Glocke — «колокол» и др.
Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.
Использование колоколов
История колокола
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).
Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.
Колокола в Русской православной церкви
В церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.
Некоторые, заблуждаясь, утверждают, что церковные колокола в Россию пришли с Запада. Однако в западноевропейских странах звон создаётся с помощью расшатывания колокола. А в России чаще всего ударяют языком о колокол (поэтому назывались — язычные), что придаёт особенное звучание. Кроме того, такой способ звона уберегал колокольню от разрушения и давал возможность устанавливать огромные колокола, а археологи в древних курганах находят множество маленьких колокольчиков, используя которые наши далёкие предки проводили ритуальные обряды и поклонялись богам и силам природы.[источник не указан 375 дней] В 2013 году в филипповских курганах (близ Филипповки Илекского района Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека, Россия) археологи нашли огромный колокол датируемый V—IV в. до н. э.
В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. Археологические находки позволяют считать, что в древнем Киеве колокола отливались еще в начале XIII века. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком[5]. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литье колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.
В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.
Благовестники
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:
Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).
Помимо благовестника, большие колокола (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.
Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.
Подзвонные колокола
Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.
Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.
Зазвонные колокола
Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.
Размещение колоколов
Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.
В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.
В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.
Сигнальные колокола
Классический колокол как музыкальный инструмент
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.
Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.
В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.
В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.
Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.
Колокола в русской музыке
Куранты
Карильон
Колокола Китая
Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао
В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (см. напр. Bell Tower of Xi’an, Gulou and Zhonglou (Beijing)), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.
Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (蒲牢, pulao). По легенде, пулао — один из Девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.
Колокола доимперской эпохи
Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.
Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.
Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.
Источник