Колокольцы бубенцы раззвонились удальцы ноты
Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма пометодике
Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма по методике Карла Орфа
. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с методикой практика-новатора Т.Э.Тютюнниковой.
Меня заинтересовал ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:
1.Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами).
2.Игрысозвуками.
3.Речевоемузицирование.
4.Импровизированноедвижение.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
•шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
•притопы (всей стопой ,пяткой, носком);
•щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.
Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.
Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):
•детских музыкальных инструментов, голоса;
•приобретение опыта звуковых ощущений;
•изучение способов получения звуков;
•развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
• приобретение навыков музыкальной композиции
Подборка речевых песен и игр для работы по программе «Методика Карла Орфа»
• Задачи : Формировать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального сопровождения речи. «поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);
Задания, которые для предлагаю выполнять детям на музыкальном занятии
• «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
• «будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
• «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
• «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
• «поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
• «сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона) взрослого.
Приведённые словесные побуждения относятся и к играм голосом, к речевомумузицированию. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичноедекламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.
Каждое занятие мы начинаем с игровых упражнений на основе речевогомузицирования. Так, например, в младшей группе весь цикл «Игрушки» Агнии Барто мы превратили в небольшой спектакль, в котором дети с удовольствием участвуют в передаче образов бычка, зайки, козлёнка… Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.
Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру.
Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.
«МЫШКИ». ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА
Вышли мышки как-то раз, ш-ш;
поглядеть, который час: ш-ш, Ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш.
Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон: Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!
«Колокольцы бубенцы» русская народная песня
Колокольцы – бубенцы раззвонились удальцы. Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон?
Как у деда Ермолая вся семейка небольшая:
только сам да сама ,только кум да кума.
Да два сына с усами, да две дочери с косами
Да две внучки на печи Уплетают калачи.
«ТРА-ТА-ТА» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА
Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота!
За Кота-котовича? За Петра-Петровича.
Он усат, полосат, в ушах кисточки висят,
Ну, не кот, а просто – клад!
ТАРЯ – МАРЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА
ТаряМаря в лес ходила В лес ходила?
ТаряМаря шишки ела? Шишки ела?
Шишки ела вам велела Шишки ела нам велела? Да! Да?
А мы шишек не едим Таре Маре, Таре Маре отдадим
ФОКУС – ПОКУС ПОТЕШКА
Фокус, покус, тра-ли-ва-ли.
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
« ЗАЙЧИК» РЕЧЕВАЯ ИГРА
Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал! Быстрый зайчик убежал!
ОРА – ОРА СЧИТАЛКА
Ора, ора, ора – ра!
Три фасольки, два боба, Два боба
Побежал я в огород! В огород!
Положил их прямо в рот. Вот!
Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.
Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.
Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого — тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.
Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон
Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!
Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.
Не плачь, не плачь.
Куплю калач
Не вой, не вой,
Куплю другой
Не реви. Не реви,
Куплю сухари!
Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет «плакать». Другой вариант: дети жалеют плачущего.
Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова «Кыш!, «Кыш!» можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.
Фини, лимо, банакос,
Киви, персик, абрикос
Тутти-фруттити-ри-ти-ри-та, ти-ти!Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Дляигры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.
Игры-сказки Карла Орфа
Игры, сказки с использованием методики Карла Орфа.
ПРИШЛА ВЕСНА 1 мин 40 сек.
Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА
Ура — обрадовался Серёжа – можно идти гулять!
КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.
Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.
БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК
Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал дождевой червяк.
КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры.
ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,
они были похожи на маленькие солнышки.
МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.
И он нарвал для мамы цветов.
КОЛОКОЛЬЧИК
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ
И каждый раз, когда Серёжа смотрел
Источник
Колокольцы бубенцы раззвонились удальцы ноты
Современные дети по разным причинам посвящают активным играм гораздо меньше времени, чем их ровесники, жившие в другие эпохи. Многие даже никогда не слышали, что такое жмурки или салки. Но малыши, которых познакомили с этими играми, приходят от них в восторг. Ведь это возможность делать то, что они обожают: бегать, кричать, веселиться. Какие старинные подвижные игры могут понравиться вашим детям? И в чём их польза, помимо возможности выплеснуть энергию и весело провести время с друзьями? Своим мнением делится педагог и психолог Светлана Пятницкая.
Я расскажу о пяти русских народных подвижных играх, которые вызывают положительный отклик у моих воспитанников. Помните: если участники заметно устали или им стало скучно после первого кона, игру нужно завершить и переключиться на что-то другое.
«У медведя во бору»
Эта игра нравится детям уже с двух половиной лет. Нужно выбрать медведя, который ложится спать в «берлогу», то есть садится на скамейку или стул, встает в очерченный на асфальте или земле круг. Остальные участники медленно подходят к берлоге и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
При словах «Грибы, ягоды беру» участники наклоняются к земле, как будто в самом деле что-то ищут там. «А медведь не спит» — в этот момент «медведь» должен открыть глаза, после слова «рычит» выйти из берлоги и догонять участников игры, которые разбегаются врассыпную. Пойманный становится «медведем». Если никого поймать не удалось, то «медведь» возвращается обратно, а игра начинается снова.
Перед игрой можно рассказать детям о повадках хозяина леса: он крупный, косолапый, ходит переваливаясь с ноги на ногу, любит лакомиться ягодами, на зиму впадает в спячку, укрываясь в берлоге. Участник, выбранный на роль медведя, наверняка захочет как следует вжиться в роль, что сделает игру ещё веселее. Для разнообразия в этой игре можно использовать муляжи грибов или вырезанные из картона ягоды: круги красного и синего цвета, которые будут изображать малину и чернику.
«Золотые ворота »
Эта игра будет интересна детям старше пяти лет. Сначала нужно выбрать двух высоких участников: они отходят поодаль и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». После этого они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота».
Остальные участники берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие ворота, поют или говорят речитативом:
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» опускаются при слове «вас» и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, участники невольно ускоряют шаг, порой переходя на бег, пытаются избежать участи быть пойманными. А «ворота» произносят текст с разной скоростью, поэтому игра становится более подвижной и весёлой. Пойманного игрока спрашивают, чью сторону он хочет занять: «солнца» или «луны». После этого он встаёт возле того участника, которого выбрал.
Когда все участники будут пойманы «воротами» и выберут сторону, которую они хотят занять, начинается перетягивание каната двумя командами — «луны» и «солнца».
«Колокольцы-бубенцы»
Игpающие образуют круг. Hа сеpедину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани. Все остальные поют:
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.
«Пустое место»
Эта и следующая игры придутся по душе детям 7−10 лет: в таком возрасте они особенно любят соревноваться.
Участники образуют круг, водящий находится за его пределами. Все игроки в круге кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до чьей-либо руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они «здороваются» друг с другом кивком и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Тот, кто не успел встать в круг, становится водящим. Участники в круге могут выкрикивать имена, поддерживая соревнующихся.
«Бояре»
Участники делятся на две равные команды, которые выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поёт. Под первую строчку делает шаг вперед, под вторую — отступает назад. Затем двигается и поёт свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут следующий диалог:
1 команда:
Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли!
2 команда:
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
1 команда:
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
2 команда:
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту», продолжают игру:
1 команда:
Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
2 команда:
Бояре, она глупая у нас!
Молодые, она глупая у нас!
1 команда:
Бояре, а мы плёточкой её!
Молодые, а мы плёточкой её!
2 команда:
Бояре, она плёточки боится!
Молодые, она плёточки боится!
1 команда:
Бояре, а мы пряничком её!
Молодые, а мы пряничком её!
2 команда:
Бояре, у ней зубки болят!
Молодые, у ней зубки болят!
1 команда:
Бояре, а мы к доктору сведём!
Молодые, а мы к доктору сведём!
2 команда:
Бояре, она доктора боится!
Молодые, она доктора боится!
1 команда:
Бояре, не валяйте дурака!
Отдавайте нам невесту навсегда!
После этого команда «женихов» крепко берётся за руки, а «невеста» разбегается и старается прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.
Почему я рекомендую именно эти игры? Потому что они тренируют очень важные физические качества: ловкость, быстроту, силу, равновесие и выносливость; координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. А ещё они благоприятно влияют на воспитание усидчивости, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными в соблюдении правил игры, развивают умение взаимодействовать в команде, формируя тем самым такое важное качество личности, как сознательная дисциплина.
Более того, подвижные игры важны и для интеллектуального развития ребёнка, ведь они совершенствуют познавательные процессы: внимание, память, мышление и воображение, способствуют развитию дикции и правильной речи. Русские народные подвижные игры подходят для большой компании, где каждый принимает активное участие, а не просто наблюдает, и это делает их яркими и эмоциональными.
Познакомьте своих детей с этими играми, а лучше примите активное участие наравне с юными игроками. Ведь что может быть лучше, чем весёлые игры с друзьями на свежем воздухе!
Источник