Доработка отечественных колонок 10АС-225
Доработка отечественных колонок 10АС-225.
Среди своих друзей я давно приобрел репутацию «старьевщика» (это касается радиоаппаратуры), и посему это самое старье полилось ко мне со всех сторон. Таким же образом ко мне в руки попали акустические системы (не сильно распространенные) под дивным названием 10АС-225.
Внешний вид этого чуда советской электроники можно видеть на фото.
Конечно же, НЧ динамики (25ГДН-3-4) были горелые. В качестве ВЧ используются 2ГД-36-8, которые благодаря фильтру остались живыми. Вскоре на работе понадобились полочники, а покупать что-либо не хотелось, вот я и решил восстановить 10АС-225, заодно поэкспериментировать с ними (до сих пор не пойму, почему 10АС, а не 25АС). Первым делом заменил НЧ динамики – новыми, и послушал — на что способны эти АС. Собственно, никакого чуда я не обнаружил.
Песок на верхах, бубнеж на низах, а середина – размыта. Решил переделать исходя из опыта других, собственного и интуиции J.
На передней пластиковой решетке был приделан из того же материала прямоугольный профиль туннеля фазоинвертора. При прослушивании нетрудно было догадаться, откуда доносится этот бубнеж и призвуки, а точнее присвисты.
Между передней стенкой и фазоинвертором (будем для краткости называть его так) была щель толщиной порядка 8 мм. Дальнейшая разборка корпуса оказалось очень быстрой – он просто развалился как карточный домик.
Первым делом было принято решение – восстановление корпуса без задней крышки. Для этого я воспользовался клеем «Супер-ПВА» и комплектом струбцинок. Все швы зачистил шкуркой от старого клея, промазал клеем и, собрав корпус, – стянул его струбцинами до полного высыхания (на сутки).
Следующим этапом необходимо было приклеить бруски для крепления задней крышки, которую я вырезал из 15 мм фанеры. Все швы (после высыхания) были промазаны силиконовым герметиком, и на заднюю и боковые стенки был наклеен автомобильный поглотитель вибрации –«Изолон» (уж больно тонкие стенки).
Теперь необходимо произвести на свет новую трубу фазоинвертора прямоугольного сечения. Я ее изготовил из листа 2 мм фанеры и бруска бука (другого не нашлось под руками), склеив тем же клеем.
Промоделировал данную АС с помощью программы «JBL Speakershop” и вычислил необходимую длину туннеля трубы порядка 120 мм для моих размеров (самое интересное, расчет был очень точен) и поперечные размеры, подходящие для заводского пропила в передней стенке.
Теперь займемся НЧ динамиком 25ГДН-3-4.
Динамик этот имеет малый Vac=8л, что уже само по себе неплохо, да еще и АЧХ 50-5000 Гц достаточно приемлемая, с Fрез=55+/-10Гц. Вот только спад около 5000 Гц, да еще чувствительность маловата 84Дб. Итак, начнем….
Из опыта эксплуатации этих динамиков авторитетными людьми, характерной особенностью является продавливания мягкого, хрупкого колпачка вовнутрь – это первое. Второе – динамики редко когда держат полную мощность (а вот почему 10АС!).
От переделки 25АС-027 остались никчемные динамики 20 ГДС-ХХ с которых было принято решение снять более плотный колпачок (он в диаметре несколько больше) и переставить на наш экземпляр. Эта операция описана во многих изданиях, я лишь ограничусь фотографиями. Что получилось – видно на последней фотографии.
Многие подумают – а ведь колпачок у 20 ГДС черный — и будут правы. Я просто его покрасил. Проделав эту операцию, получаем следующие результаты:
1/ Ушел провал в районе 5000 Гц!
2/ АЧХ стала несколько шире в сторону верха порядка 55Гц. У двух разных динамиков получились несколько разные результаты.
3/ Однако чуть-чуть увеличился вес диффузора, что неприятно при такой чувствительности.
Теперь о чувствительности:
От старых, горелых динамиков 25 ГДН-3-4 были сняты магниты и приклеены в «противофазе» с торца нашего экземпляра клеем «Момент». Это дало прибавку чувствительности порядка 2 Дб! Согласитесь – неплохо!
Рядом на фото можно видеть баллончик с жидкостью под названием «Кодиционер резиновых приводных ремней» для автомобиля, но об этом несколько позже. Итак, чувствительность подросла до 86Дб.
Теперь надо бы опустить резонансную частоту (у приобретенных она оказалась52 и 54 Гц). Воспользовавшись советом от «Горыныча», я промазал центрирующую шайбу и проводники – касторкой (аккуратно).
Подвес у диффузора этого динамика — резиновый и как следствие — жесткий. А хочется помягше! Вот тут то и был применен указанный выше волшебный баллончик! Общий результат: Fрез=44Гц у одного и 46Гц у второго подопечного – КРАСОТА!
Далее силиконовым герметиком заполнена канавка между магнитами и образовавшаяся дыра с торца магнита. А так же, отрезав часть рукава от резиновой хозяйственной перчатки, я его надел на вновь образовавшуюся магнитную систему. Внешний вид на фото.
В результате получился уже совершенно другой динамик с параметрами:
АЧХ 50-6500Гц, Fрез=44Гц, Чувствительность порядка 86Дб. Размеры, а вернее объем тоже увеличился, это надо так же учесть при вычислениях. Вот для этого динамика и был произведен расчет фазоинвертора (про изготовление которого я рассказал выше). С динамиком 2ГД-36 я не стал ничего делать он и так ничего, а менять уж совсем не хотелось.
Теперь о фильтрах или как модно нынче говорить — кроссовере.
То, что там было внутри видно на фото, обратите внимание на монтажные провода (одножильные D=0,5 мм)! Не правда ли – «великолепие» во всей красе!
С помощью той же программы «JBL Speakershop” был смоделирован новый кроссовер, схема которого и представлена на рисунке. Фильтр 3-ого порядка на НЧ не пошел (на слух), и я остановился на 2-ом.
Конденсаторы использованы МБГО и доведены до указанных нестандартных номиналов путем добавки в параллель конденсаторов К73. Я думаю, что округление до стандартных номиналов ничего плохого не сотворит. Резисторы – проволочные мощностью не ниже 5 Вт. Индуктивность из старых колонок пригодилась в качестве индуктивности L2, при этом отмотал часть витков, как ни странно, с двух катушек – по-разному (чему это я вдруг удивляюсь?), а L1 изготовлена самостоятельно, в качестве каркаса давно использую катушки от рыболовной лески (очень удобно). Монтаж – навесной. Разводка велась акустическим кабелем, к сожалению, уже не помню какого изготовителя. В заднюю крышку была успешно врезана клеммная колодка для акустических систем и установлен кроссовер.
Прямоугольный фазоинвертор подогнан в штатное место на передней стенке и приклеен. Все швы опять-таки промазаны герметиком. Все боковые стенки и часть задней крышки оклеены 5-ти слойным синтепоном.
ВНИМАНИЕ! Не загораживайте синтепоном отверстие фазоинвертора!
Сборка в следующем порядке:
1/ Привинчиваем заднюю крышку саморезами, заранее заложив слой герметика в места касания задней крышки и брусков.
2/ Поскольку передняя лицевая накладка из пластика достаточно симпатична, было принято решение оставить ее на месте. Но она издает призвуки. Чтобы максимально избавиться от них, она установлена тоже на герметик. Не забудьте снять и выбросить старый туннель.
После окончательной сборки дайте отстояться (сутки) вновь испеченному агрегату, прежде чем включать. Вот что получилось.
Вначале я проделал все операции на одной АС. При сравнении с непеределанной – это небо и земля. При прослушивании мои друзья удивились. Исчезли все вышеперечисленные недостатки, появился объем, детальность, музыкальные инструменты стали легко узнаваемыми. АС хорошо справилась со всеми музыкальными жанрами.
Многие читатели задаются вопросом – А для чего все это нужно? Можно взять красочный журнал, откуда льется реклама с самой современной аппаратурой – выбрать по вкусу и купить! Все это правда! Но если Бог дал голову и руки, то просто грех этим не воспользоваться хотя бы раз в своей жизни! Попробуйте, вдруг понравится! Я думаю, этим стоит заниматься, хотя бы потому, что при сравнении этих АС с той же акустикой с картинок журналов (не буду называть с какой, дабы не обижать производителя), она во многом некоторые экземпляры превосходит!
Данный материал с успехом можно применить в качестве доработки других конструкторов под наименованием ХХАС-ХХХ, которые выпускала отечественная многострадальная радиопромышленность.
Источник
15 АС-225 «Комета»
Изготовитель: Новосибирский завод точного машиностроения.
Характеристики:
2-х полосная полочная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 16000 Гц
Чувствительность: 84 дБ
Звуковое давление при мощности 10 Вт в диапазоне 100-4000 Гц: не менее 94 дБ
Номинальная мощность: 15 Вт
Предельная долговременная мощность: 25 Вт
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
Габариты (ВхШхГ): 328х190х190 мм
Описание
Акустическая система входила в комплект полупроводниковых стереофонических кассетных магнитофонов “Комета-225С”, “Комета-225С-1”, “Комета М-225С-2”, “Комета М-225С-3” («Нота-225»).
Акустические системы 15 АС-225 и 25 АС-225 идентичны, разница заключается в разных годах выпуска. Корпус выполнен из не разборного ящика из ДСП со съемной задней стенкой. Динамики расположены симметрично вертикальной оси. В низу корпуса имеется прямоугольный выход фазоинвертора, размеры которого: диаметр 42 мм (переводя в круглую плоскость), длинна 190 мм. Частота настройки – 45 Гц. Лицевая панель корпуса покрыта декоративной металлической сеткой в пластмассовом каркасе, которая крепится на шести шурупах. На задней стенке крепится фильтр и выход АС.
15 АС-225 после реставрации (прислал Геннадий):
99 комментариев: 15 АС-225 «Комета»
Достался магнитофон Комета 225с-2 в полном составе с этими колонками, магнитофон и колонки почти что нульцы, тоесть жизни видели мало что радует всего заплатил только 15 евро это гдето 17 долларов, очень повезло! Но на колонках на шильдиках пишется, что мощность 10 ватт, как так? С магнитофоном 225с-2 шли именно такие колонки или как? Потому, что и 15 АС 225 и 25 АС 225 мощность одинаковая, а мой магнитофон 1991 года, может быть это у меня 25 АС 225, но почему 10 ватт а не 15 ватт как написано в обеих статьях пра обе АС? Обясните…
В 91-ом ГОСТ на АС был 88-го года, в котором в названии указывается предельная долговременная мощность (25Вт). До появления этого ГОСТа указывали номинальную мощность (для этох АС – 15Вт). Почему 10Вт – непонятно. Вам стоит посмотреть внутрь на динамики – если мидбас такой же (25ГДН) – не стоит переживать, если другой – значит что-то не так.
Спасибо за ответ!
Не очень хочется разбирать колонки, но надо будет как нибудь посмотреть!
динамики 25 гдн 3-4. у них моощность 25-30 ват ! отличные. такиеже стоят у радиотехника s-30В а они шли на экспотрт.
В S-30B на НЧ стоят 25ГДН-1-8, 8-омные. Могу ошибаться, но вроде бы это единственные серийные АС с этими НЧ головами.
в s30b стоят 25гдн1-8 раз купил такие за 500руб и не пожалел, звук неплохой но только на мощность 10Вт. Самое интересное был штамп экспорт, а магнит маленький как у 10гд-34. Самые хорошгие дины низкочастотные-это кометовские 25гдн3-4 с большим магнитом, чище и громче поют. Делаю из своих веги 25ас101 будут без решотки. звучат хорошо с 10гдв2. Переигрывает 25ас109 309
Тоже указано 10 Вт. Вскрытие показало что стоят 25ГДН-3-4 и 5ГДВ-1
Потому что номинальная мощность усилителя в магнитофоне 10 Вт. Я так думаю
Тоже так думаю. Реально и усилок, и колонка 15 Вт без искажений держат.
Эм, Николай, “держат” и “номинальная мощность” -это две разницы. При номинальной производитель гарантирует бесперебойную работу с минимумом искажений. Ближе к уровню “нормально держат” искажений будет больше, слушать становится неприятнее.
Объяснение очень простое: в 10-ваттной версии применяется фильтр первого порядка, в 25-ваттной – третьего! Вот и вся разница… В остальном АС одинаковы.
вч выходят неотчетно они сами такие или что то полетела
попробовал убрать фильтры оставил только конденсатор 1 мкф и результат на ура. но я хочу востановить свои ответь пожалуйсто они сами такие или может что то полетело
“попробовал убрать фильтры оставил только конденсатор 1 мкф и результат на ура” при производстве колонок видать были лишние радиодетали, раз фильтры лишние установили…..
…оставил только конденсатор 1 мкф и результат на ура…
Этого следовало ожидать. в колонках установлен низкочастотный динамик 25-ГДН-3-4 в качестве НЧ_СЧ, который уже с килогерца уверенно падает вниз. Результат – нет середины, глуховатое, непрозрачное звучание и невнятная стерео панорама. А в качестве ВЧ звена – 3-ГД-31 через фильтр с частотой среза около пяти килогерц. Так что наиболее важный голосовой диапазон 0,3-4 кГц урезан где-то вполовину. Вы увеличили емкость фильтра и сделали его скат более покатым. То есть позволили ВЧ динамику работать в полосе СЧ. Вот он и старается. Правда, как может, а может он с трудом там работать, этот 3-ГД-31. Зато появились СЧ. Звук стал ярче и прозрачнее субъективно. Остальное доделали регуляторы тембра в режиме “V”, подтянув с высокими те самые 1-4 кГц, которых не хватает. Кстати, выкручивают высокиt на максимум с советскими колонками не из-за недостатка ВЧ, а именно из-за провала громкоговорителей на СЧ, поскольку РТ достаточно эффективно вытягивает спектр уже с одного килогерца вверх. Если бы в колонках стояли нормальные СЧ звенья, то никто бы эти РТ и не накручивал в режим “V”.
День добрый, если форум еще жив, то посоветуйте пожалуйста , к эти колонкам купить усилитель Радиотехника-У101, или Кумир-001?
(в звуке новичок, поэтому надеюсь на адекватность и помощь)
Наверное Кумир, но у радиотехники есть показометры… Я бы взял Кумир.
У меня есть пара. Звучание у этой АС далеко не идеал. Басы глубокие, ибо ящик пуст, но есть гул и “коробочный” тембр. Попытка заменить низкочастотный 10 ГД-34 на 4 ГД-8E и набить коробку старыми носками (ваты жалко было) привела к повышению чувствительности, звучание как будто стало ярче, но это субьективно.
У меня таких две пары.
Одна крашеная серебрянкой, другая – оклеена на удивление красивой и качественной полимерной плёнке под дерево.
В обеих парах НЧ были припаяны в противофазе.
Проверьте свои.
У меня вообще провода были намотаны на клемму, и не зачищены. Без какой либо пайки)
Да,разобрал колонки .Были под пломбами.НЧ включен в противофазу.Перекинул – и + на динамике
НЧ в противофазе с ВЧ? Так и должно быть.
3Г-31 – это Вам не компрессионный драйвер, вещающий “задом” купола, как 1а-20. Возможен глубочайший завал по ВЧ.
не правильно на обоих с завода кабель от колонок запаян на фильтры.вобщем всё сделал по схеме,перевернул НЧ на 180% и мешок с ватой закинул.как небо и земля стало) а то думал уже на дачу увозить.да и колонки долгое время были в гараже.подввесы прогревались минут 5 точно.только после прогрева низы перестали дрибезжать и т.п
– подвесы прогревались минут 5 –
Ох… Смажьте их любой силиконовой смазкой. Можете аэрозолем, можно обычной “жидкостью ПМС”, а хоть твёрдой силиконкой из любого радиомагазина. И вот тогда попробуйте.
Сегодня мне отдали комету 225-1 с такими колонками.Подключил после них Соло 2(сгорел встроенный УСь,сделал из них пассивные).Соло заметно лучше играет))) Не ожидал. На дачу поедут 15 АС-225 “Комета”.Дома держать нет смысла таким звучанием.Дома есть еще 2 пары радиотехника с-30В,2 пары Вега АС50-106 и одна пара Вега 35АС -105.Ну и вега 25АС-101.Все они заметно лучше и соло и этой кометы)))
Видел такие в комиссионке за 1000р.Хорош,что не купил))
Кстати думаю снять динамики 25ГДН-3-4 и оставить про запас для нормальной акустики.Поставлю туда бумажные на 5Вт. Думаю это барахло хуже звучать не будет,а может еще и выиграет в звуке)))
Или фильтра туда побробовать поставить от 15-25АС веговские.
Я им пищалки поменял на 10ГДВ-2 и фильтр спаял по схеме 15АС-109.
Звучат достойно, от веговских только низами отличаются (ящик-то меньше тут).
Серединка стала довольно ровная, после них Соло2 как будто через тряпку играют.
Нч должен играть в противофазе с ВЧ?? Странно, а на других форумах я слышал, что будет завал на ВЧ…
Хотя. На ум приходят кинаповские драйвера: по факту мембрана стоит задом наперёд, куполом к крышке, а расположение выводов точно такое же, как и в 4а-32.
ВЧ тут не при чём. Фазировка головок относительно друг друга имеет значение только в области их совместной работы вблизи частоты раздела и обусловлена схемой фильтра.
– НЧ должен играть в противофазе с ВЧ? –
Не вдаваясь в объяснения, скажу так – попробуйте и так, и этак. Что больше понравится, то и оставьте.
Дело в том, что если динамики включены через фильтры первого порядка, то есть, НЧ через катушку, а ВЧ через конденсатор, то на частоте раздела фаза переворачивается и чтобы не было завала на частоте раздела, есть рекомендация включить динамики противофазно. Но если частоты раздела определены не идеально, то может получиться наоборот – выброс на частоте раздела. На практике всё сложнее, так что лучше по слуху. Но в двух колонках одинаково!
Кто-нибдь может объяснить, зачем в схеме резистор на 5 ом? Сопротивление ВЧ-динамика — 8 ом, НЧ – 4 ом.
Чувствительность 25ГДН-3 – 84 дБ, а 5ГДВ-1 – 90 дБ (по паспорту). Для их выравнивания и применяется резистор 5 Ом, 7.5 Вт.
А если поставить другой аналогичный динамик, сопротивлением 8 ом и чуйкой в 89 Дб?
Если чувствительность и сопротивление такое же, то получится почти так же. Но вопрос в другом, кривая АЧХ нового динамика может отличатся разительно и результат может не получится.
Кто знает, какие габариты у динамика 25 гдн?
Самое главное – диаметр магнита 110 мм. Если будете повторять с ним колонки, рассчитанные под 6-ГД-6 или 10ГД-34, учтите этот размер при вырезании отверстия в лицевой панели! Обычно прорезают отверстие порядка 105 мм. Под 25-ГДН-3-4 нужно не менее 115 мм, иначе не втисните его туда с проводами. Кроме того, на фланце есть четыре выступа напротив крепёжных отверстий. В панели нужно сделать углубления под них.
Гуру, прошу совета. Взялся я воскрешать “Кометы”. Согласно рекомендациям, заменил ВЧ на 10 ГДВ-2-16, проклеил стыки ПВА, и переделал фильтр, потому что со штатным мне не понравилось как оно звучало. Подключил родную катушку 0.25 к НЧ первым порядком, а ВЧ подключил через резистор и пару конденсаторов 2*1 , которые подключил в параллель, по факту получилось тоже первый порядок. Вроде играет более или менее, но случилась беда і начал хрипеть один НЧ. Я вспомнил что у меня есть еще 15 АС-109, и решил взять от туда 25 гдн 3-4. И тут до меня дошло, что “комета” после модернизации это те же 15 АС-109, только корпус меньше, но намного красивее. Вопрос: есть ли смысл в “комету” установить фильтра от “веги”, или оставить как есть? Или посчитать нормально в JBL спикершоп и собрать на современных компонентах с разделом на 5 кгц? А также, надо ли клеить во внутрь 225 войлок/синтепон на стенки?
Источник