- Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»
- Электрофон «Akords 001» 1975 года. Возвращение к жизни
- Содержание / Contents
- ↑ История аппарата
- ↑ Механика I-ЭПУ-73С
- ↑ Блок питания
- ↑ Фонокорректор
- ↑ Темброблок
- ↑ Оконечные усилители
- ↑ Картридж, игла
- ↑ Сравнение параметров ГЗМ-105 и Audio-Technica CN5625AL
- ↑ Разъёмы
- ↑ Итоги
- ↑ Литература
- ↑ Полезные ссылки по теме
- Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
- 🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
- 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»
Электрофон (проигрыватель грампластинок+усилитель низкой частоты(УНЧ) объединённые в одном корпусе) представляются многим чисто отечественным изобретением, но так ли было на самом деле? Скорее всего — нет. Тем не менее, первый электрофон был изобретён в СССР ещё в 1932 году, однако выпуск электрофонов в промышленных масштабах стартовал лишь два с хвостиком десятилетия спустя: в 1953-м.
В данной статье я расскажу о некоторых отечественных электрофонах 70-80-х годов прошлого столетия, с которыми мне довелось ознакомиться лично. Вполне понятно, что среди представленных моделей Вы, уважаемые читатели, не увидите какие-то модели из тех, что встречались на вашем жизненном пути, поэтому делитесь в комментариях своим опытом.
И первым будет … легендарный нет, ну не люблю я это слово: оно слишком часто употребляется в статьях об аппаратуре из прошлого и слишком редко его привязка к той или иной модели соответствует достоинствам описываемого продукта…Ладно, скажу так: и первым будет всем известный «Аккорд-201 стерео». На самом деле был ещё один «Аккорд-201» — монофонический. Внешние отличия от стереофонического были минимальны и для большинства невнимательных людей едва заметны: отсутствовал регулятор «баланс» как и одна колонка. Ну и немного отличался тонарм в той части, где устанавливалась головка звукоснимателя. Ну а встроенный усилитель был естественно одноканальный, монофонический.
Но вернусь к версии «стерео». Это был мой первый электрофон. И, кроме того, это был мой первый стереофонический аппарат. Но это частность. А главное это был самый доступный стереопроигрыватель в истории Страны Советов поскольку стоил он 99 руб. (вот видимо откуда пошла мода на психологические ценники наподобие 999-99,9999 и т. д))))
«Аккорд-201 стерео» выпускался с 1973 года поначалу Рижским радиозаводом им. А.С.Попова и Рижским электромеханическим заводом, а в последствие (начиная с 1976 года), Челябинским радиозаводом и с 1980 года Махачкалинским заводом радиотоваров (у меня был Челябинский). Кроме того созданные на базе «Аккорда» (и практически не имеющие внешних отличий с оригиналом) электрофоны «Россия-321-стерео» и «Россия-321-1-стерео» с 1983 и 1985 года выпускало Челябинское ПО «Полёт»( «Россия-321-стерео с 1985 года выпускал и Махачкалинский завод радиотоваров).Даже если предположить что последние выпускались сравнительно недолго, то всё равно по числу лет, проведенных на конвейере, «Аккорд-201» и его модификации бьют все рекорды. Эдакая «радиоэлектронная «Нива» ВАЗ-2121».
Но у «двести первого» был предок (или предки) : «Аккорд-101-стерео» и «Аккорд-001-стерео» выпускаемые с 1972 и 73гг соответственно. По сути это один и тот же аппарат. Просто вначале электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ, ему соответствовал. Вообще интересная штука этот советский ГОСТ: почти все комбинированные устройства (электрофоны, радиолы, магнитоэлектрофоны, магнитолы и т.д.)состояли из элементов разного класса. К примеру, если ЭПУ и усилитель были первого класса, а магнитофонная панель — второго, то в целом устройство позиционировалось как первый класс. Почему — это как раз понятно. От класса зависела цена изделия и, хотя мы жили в то время при социализме, а не капитализме, разница лишь в том, что прибыль шла государству, а не частной компании. Я не нашёл информации о том, когда был закончен выпуск «Аккордов 101/001», но, учитывая что я их в момент моего зарождающегося интереса к аудиотехнике(это был конец 70-х) уже не застал, то думаю что выпускались они не более пяти лет (хотя ещё долгое время название этих моделей было «на слуху»). Не буду фантазировать и насчёт цены «001-го» потому что мне она доподлинно неизвестна. Однако, учитывая что «Аккорд-001» был одним из первых электрофонов высшего класса в СССР, он явно не был столь доступен для народа, как «201-й». Что касается комплектной акустики 001-го — колонок 10МАС-1 то это ещё один долгожитель. Даже стереофонические катушечные магнитофоны «Сатурн-202», выпуск которых стартовал в конце 70-х, несколько лет комплектовались этой моделью АС. От себя скажу, что мне звучание 10МАС-1 в те времена очень даже нравилось. Возможно, сейчас я бы не смог их слушать, но это СЕЙЧАС, то есть 40 лет спустя. Используемое в «Аккорде-001» ЭПУ: I-ЭПУ-73С тоже достаточно популярное электропроигрывающее устройство для 70-х. И встречается оно и на других аппаратах из того времени. Например, в радиоле «Виктория-001 стерео». Остальные тех. характеристики «Аккорд-001» таковы: Полоса рабочих звуковых частот электрофона 60. 15000 Гц. Максимальная выходная мощность 2х10 Вт. Габариты модели 210х465х380 мм. Габариты одной АС — 430х270х255 мм. Вес электропроигрывателя без упаковки — 16,5 кг. Вес каждой АС — 8,2 кг. Вроде и ничего особенного, а по современным меркам так и вовсе «ниочём», но если сравнить с характеристиками «Аккорд-201»,то разница существенная.
И вот к «Аккорду-201» я и возвращаюсь. Электрофоны выпускаемые в Прибалтике отличались от более поздних Челябинско-Махачкалинских оформлением как передней панели самого электрофона, так и оформлением фронтальной части АС. На прибалтийской акустике была пластиковая декоративная решётка (по мне, так выглядевшая очень даже стильно), а на большинстве остальных(более поздних) версий была «радиоткань» в клеточку. Сейчас прибалтийские версии «Аккорда» уже редкость. А все остальные всегда можно купить. И даже иногда в хорошем косметическом состоянии. Думаю, что выпущено их было более чем достаточно, однако точные данные о «тиражах» теперь вряд ли можно найти. Особенно учитывая то, что и Махачкала и Рига теперь «заграница»( как выяснилось из комментариев термин»заграница» некоторые читатели восприняли слишком прямолинейно,а ведь он не зря был заключён в кавычки.Я не имел ввиду границу политическую,поскольку Дагестан был и остаётся субъектом Российской Федерации.Я имел ввиду другое.Ещё во времена СССР мне доводилось бывать в кавказских республиках и даже тогда для меня это было «заграницей».Там всё было другое: нравы,обычаи,менталитет.Даже полки в магазинах были наполнены тем,чего я дома ни разу и не встречал.Сейчас же насчёт магазинов не скажу,а в остальном разница наверняка стала ещё более контрастной ). Конечно же в СССР институт статистики был развит очень хорошо, но где теперь эти архивы и уцелели ли они вообще?
А вот и тех. данные на «Аккорд-201 стерео»: Номинальная выходная мощность усилителя 2х2 Вт, максимальная 2х5 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 100. 10000 гц. Габаритные размеры проигрывателя 392x316x145 мм. Габаритные размеры каждой звуковой колонки 363Х270Х131 мм. Масса электрофона без упаковки, не более 14 кг. Конечно скромный диапазон воспроизводимых частот это в первую очередь ограниченные возможности широкополосной головки 4ГД-35(или 4ГД-28).Но учитывая сам УНЧ на германиевых транзисторах, который просто не мог в силу скромной выходной мощности раскачать колонки посеръёзнее (а может и мог, но более дорогие АС просто не вписывались в комплект по соображениям цены), надо полагать, что данный компромисс имеет право на существование. К тому же, как ни парадоксально это звучит, у этой связки был и определённый звуковой шарм. Недорогие «открытые» АС на «шириках» хотя и жанрово избирательны, но при этом обладают «воздушным», «обволакивающим» звучанием. Джаз, легкая оркестровая музыка, вокал – льётся из них легко и непринуждённо. Многие утверждают, что и звучание УНЧ на германиевых транзисторах схожее по характеру, но после «Аккорда» я таковыми не владел и потому ни подтверждать, ни опровергать подобные тезисы не стану. Зато я могу сказать так: для многих меломанов из СССР «Аккорд-201» стал «школьной партой», первым опытом на пути к хорошему звуку. Именно за это его многие любят и ценят до сих пор. И у меня на сегодня всё. Продолжение следует.
Источник
Электрофон «Akords 001» 1975 года. Возвращение к жизни
Сегодня я расскажу о трудностях, с которыми я столкнулся при ремонте электрофона «Akords 001» 1975 года выпуска.
Возможно, кому-то статья сбережёт время, деньги и нервы.
А кто-то просто порадуется, вспомнив один из первых советских электрофонов высокого класса.
Решение восстановить проигрыватель появилось после того, как я задумался, на чём бы послушать «метр с хвостиком» старых пластинок на 78 оборотов.
Речь не идёт о реставрации, это просто возвращение функций электрофона.
Содержание / Contents
↑ История аппарата
Приведу несколько цитат из Сети с моими пометками.
Сначала электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ ему соответствовал.
Электрофоны «Аккорд-001-стерео» и «Аккорд-101-стерео» выпускались одновременно, по конструкции и характеристикам оба одинаковы и зачем это было надо, можно только догадываться.
Причины могли быть разными. На дворе стоял 1972 год, 55 лет Октябрьской революции, да и цена у высшего класса была больше, чем у первого. Но это только моё скромное предположение.
Электрофонов «Аккорд-001-стерео» было выпущено на порядки большее количество.
«Аккорд-001» является первой в СССР моделью электрофона высокого класса. На международной осенней Лейпцигской ярмарке 1972 г. он был награжден Золотой медалью. Новый электрофон предназначен для высококачественного воспроизведения стереофонических и монофонических грампластинок всех форматов, в том числе и гибких.
В электрофоне имеются гнезда для подключения стереофонического или монофонического магнитофона, лампового радиоприемника или телевизора, транзисторного приемника и электромузыкального инструмента, радиотрансляционной линии, головных стереофонических телефонов. Оперативное подключение электрофона к различным внешним источникам звуковых программ или к собственному электропроигрывающему устройству возможно при нажатии соответствующей кнопки переключателя источников программ.
По многим электрическим и акустическим параметрам «Аккорд-001» отвечает требованиям ГОСТ 11157-65 на аппаратуру высшего класса.
За время выпуска электрофон претерпевал изменения. Было несколько основных модификации, каждая из которых была упрощённой версией предыдущей. Встречал мнение, что первая модификация, с работой автоматики от двигателя проигрывателя, производилась «Радиотехникой», а модификации с пружинно-рычажным механизмом — радиозаводами РСФСР. Все модификации I-ЭПУ-73С производились рижской «Радиотехникой».
По конструкции ЭПУ это вторая модификация. Автоматика выполнена на рычагах и пружинах, удалена 16-я, но присутствует 78-я скорость. По паспорту должна стоять головка ГЗУМ-73С, но фактически стояла ГЗМ-105. Первый хозяин головку не менял. Видимо, это переходная версия к последующей модификации.
В последней версии проигрывателя была упразднена 78 скорость, установлена штатная головка ГЗМ-105, фонокорректор собран уже на микросхеме (в предыдущих первой и второй версиях на германиевых транзисторах (на выходе пара Шиклаи на ГТ308Б + КТ315Б), удалены входы радио и трансляционной сети, убран предусилитель для радио (электромузыкальный инструмент уже не подключить).
Выход на наушники перемещён к разъёмам входов «Универсальный» и «Магнитофон», а задняя стенка выполнена из окрашенной чёрной краской ДВП.
Решение восстановить проигрыватель появилось после того, как я задумался: «На чём бы послушать «метр с хвостиком» старых пластинок на 78 оборотов?». Речь не идёт о реставрации, это просто возвращение функции электрофона.
↑ Механика I-ЭПУ-73С
Аппарат достался мне безвозмездно, то есть даром и был просто «мёртвый». При первоначальном осмотре было решено начинать с механики. Двигатель включался и работал, пассик был сильно растянут и проскальзывал, «запасной» пассик не подходил по размеру.
Штатный ролик был «отремонтирован» каким-то умельцем, узел переключения скоростей не функционировал, демпфер не работал и т. д. Решил, что если не удастся восстановить работу привода и автоматики (желательно, но не критично), то на этом всё закончится.
Все рычаги, пружины, демпфер были разобраны. Старая смазка превратилась в очень твёрдую плотную массу. Пришлось фотографировать узлы в первоначальном виде, чтобы потом собрать, разбирать на отдельные детали и отмывать в ультразвуковой мойке. В демпфере квадратные отверстия пластин из гетинакса превратились в круглые. Были изготовлены новые пластины из текстолита такой же толщины.
Высоковязкой жидкости типа ПМС (полиметилсилоксан) для демпфера в нашем городке днём с огнём не найти. Купил на Авито ПМС с вязкостью 60000 в банке 100 грамм, хотя нужно от силы 3-5 грамм.
В разных источниках по обслуживанию и ремонту 1-ЭПУ-73С приводятся разные данные по вязкости ПМС в демпфере.
ПМС 30000 (В.И. Дерябин, В. Г. Пониманский «Транзисторная радиола Виктория-001-СТЕРЕО», «Связь», Москва, 1975 г.) для первого варианта 1-ЭПУ-73С с работой автоматики от двигателя проигрывателя.
В интернете встречается мнение, что в первом варианте 1-ЭПУ-73С не было демпфера. Это не соответствует действительности.
Привожу цитату из книги «Транзисторная радиола Виктория-001-СТЕРЕО»:
«Скорость поворота звукоснимателя не зависит от скорости вращения диска ЭПУ, что достигнуто за счет применения пружины 35 и демпфера 36. Демпфер состоит из подвижных и неподвижных текстолитовых дисков, смазанных полиметилсилоксановой жидкостью марки ПМС 30000. Демпфер имеет снаружи зубчатое колесо, которое находится в зацеплении с зубчаткой толкателя 34 (рис. 4.56).»
Для второй и третьей модификации I-ЭПУ-73С с рычажно-пружинным механизмом — ПМС 75000 (И.Ф. Белов, Е. В. Дрызго «Справочник по транзисторным радиоприёмникам, радиолам и электрофонам», «Советское радио», Москва, 1979 г.), ПМС 100000 (В.И. Дерябин, А. М. Рыбаков «Усилительно-коммутационное устройство «Радиотехника-020-стерео» и электрофон «Аллегро-020-стерео», «Радио и связь», Москва, 1981 г.).
С новыми текстолитовыми пластинами и ПМС 60000 тонарм передвигался не так, как задумано. Быстро, просто стремительно, доходя до нужного положения над пластинкой, тонарм отскакивал назад, и начинал опускаться мимо края пластинки. После срабатывания автостопа, тонарм молниеносно возвращался на стойку. Снял с тонарма зубчатое колесо. В месте соприкосновения с зубчатым сектором, в пластике зубчатого колеса образовалась борозда, причём практически круговая.
Не совсем понял, как в исходном, заводском варианте, зубчатое колесо крепилось к тонарму. Под рычагом, от которого идёт тяга к рычагу антискейтинга, стоит пружина. Что, зубчатое колесо прижималось к рычагу тонарма этой пружиной через фрикционную прокладку?
Владельцы «некопанных» Аккордов, проясните ситуацию.
В моём случае зубчатое колесо было приклеено. Подложил под него шайбу толщиной 1 мм, чтобы зубчатый сектор соприкасался с зубцами, а не с выработанным местом и приклеил на эпоксидный клей. Стал искать ПМС с большей вязкостью. Конечно, можно пользоваться проигрывателем и в ручном режиме, но хочется удобства. Купил ПМС 250000, смешал с ПМС 60000 в пропорции примерно 1/3 к 2/3.
Оказалось сложным взять ПМС различной вязкости в необходимых пропорциях. После первой попытки и сборки демпфера, добавил в остатки смеси ещё немного ПМС 250000, потом ещё немного. И так до приемлемого результата.
Видео работы автоматики.
После второй сборки-разборки и удаления ПМС с пластин демпфера появляется автоматизм и работа ускоряется, но возникает и начинает усиливаться непреодолимое желание вручить каждому разработчику демпфера по золотой медали Лейпцигской выставки.
Рекомендованную для смазки оси диска, оси ступенчатого шкива и оси ролика молибденовую мазь ВНИИНП-242 я заменил на автомобильный ШРУС, масло индустриальное № 12 — на масло для смазки швейных машинок, остальные трущиеся соединения смазаны литолом.
Новый пассик из силикона заказан через интернет, размеры 162×5х0,85 мм. С роликом оказалось сложнее. Родной ролик был покрыт синтетическим уретановым каучуком, который, по отзывам владельцев подобных аппаратов, со временем превращался в кисель. Хотя отдельные владельцы на тех же форумах утверждают, что у них ролик до сих пор живой. Исключение из правил?
В настоящее время доступнее всего заменить вышедший из строя ролик на ролик от ЭПУ 2-го класса. Конечно, можно обрезинить старый ролик за 5 тысяч или отправить умельцу Terry в США за чуть дешевле.
Мне удалось раздобыть три ролика из чёрной резины, два б/у и один «новый», в смысле не использовавшийся. Опробовано несколько вариантов установки неродного ролика в проигрыватель. Наименее шумным оказался самый старый ролик от радиолы «Рекорд 311», которую мои родители покупали ещё в 70-х годах. Кроме относительно низких шумов, он ещё в отличие от «нового» ролика, быстро разгоняет диск до нужной скорости и стабильно держит обороты. «Новый» ролик медленно раскручивает диск и скорость «плывёт» во время воспроизведения, приходится регулировать.
При воспроизведении пластинки в «тихих местах», на вводной дорожке, в паузах между песнями, прослушивался шум ролика (рокот). В паспорте к I-ЭПУ-73С указывается, что относительный уровень помех от вибраций не хуже -46 дБ. Но это для нового ЭПУ с родным роликом из уретанового каучука. При этом шум немой дорожки стремится к -60 дБ (52 — 56).
Поискал ответ в старых умных книгах.
На тонарм вибрации действительно приходят. Они прослушиваются при включенном двигателе, вращающемся диске (ручной режим) и не опущенном тонарме.
Стал смотреть, как устроен тонарм. В одном руководстве обратил внимание на упоминание о демпфировании «подвеса». Разобрал свой тонарм, да какие-то резинки проложены, но они сильно просели и от времени стали жёсткими.
Решил заменить на пористую резину, которую я использовал для демпфирования трансформаторов. Результат для меня был неожиданным. Эффект есть и на слух весьма приличный. Рокот ролика, который раньше прослушивался как гул, не исчез совсем, но сильно уменьшился. Судя по сравнению спектра записи немой канавки до и после, на -4 дБ.
После этого обратил внимание на родной мат. Он конечно выглядит прилично, но резине уже больше 40 лет. Выполняет ли он свою функцию? Дополнительный мат от Веги снизил уровень шумов немой канавки ещё на одно попугайское крылышко (-1 дБ).
Для того, чтобы ролик правильно позиционировался относительно ступенчатого шкива, была изготовлена новая ось. Этот вариант оказался оптимальным.
В доставшемся мне проигрывателе узел переключения скоростей был деформирован, ручка плавной регулировки частоты вращения диска на 33 скорости сломана. Все эти неисправности пришлось устранять. Рычаги узла переключения скоростей отдал на лечение товарищу. Дополнительно прикупил в интернете ещё один узел переключения скоростей от подобного аппарата. Из двух узлов получился один рабочий. Пружина, уводящая ролик от соприкосновения со ступенчатым шкивом, ослабла от времени. Пришлось укоротить её на четверть витка. Ручку восстановил с помощью эпоксидного клея.
После сборки всех узлов и включения проигрывателя я увидел, что диск имеет эксцентритет и на 78 скорости ощутимое биение. Пришлось договариваться о проточке и балансировке диска.
Ступенчатый шкив проигрывателя тоже нуждался в замене. Бронзовая втулка подшипника скольжения была прилично изношена и не плотно сидела на оси, в результате чего, при включении, возникал интенсивный шум. Был заказан новый ступенчатый шкив из латуни.
↑ Блок питания
В блоке питания заменены электролитические конденсаторы. Ёмкость конденсаторов С1, С2 и С3 по 3300 мкФ. Увеличение ёмкости фильтра смысла не имеет, так как собственные шумы аппарата не превышают наводку от неудачно расположенного диодного моста, проводов, идущих от трансформатора к диодам и сглаживающего фильтра.
При прослушивании музыки в наушниках, эти наводки слышно в паузах между песнями. Видимо, на старой элементной базе скомпоновать аппарат более правильно не удалось, а экранировать провода, диодный мост и сглаживающий фильтр не стали.
С минимальными затратами я избавился от этих наводок. Современный диодный мост на 4 А и конденсатор на 1 500 мкФ 50 В можно поместить под защитный кожух трансформатора.
Выпрямленное и частично сглаженное напряжение подаётся на штатный сглаживающий фильтр, расположенный на своём месте. Старые диоды Д242Б я просто отключил и оставил для антуража.
Не нашёл в блоке питания стабилитрон Д816А. Видимо ещё одно упрощение аппарата.
На конденсаторе С1 без работающего фонокорректора 23,5 В, подключение фонокорректора снизит напряжение на 5 В, до 18,5 В. Усилитель коррекции и первый каскад усилителя мощности потребляют примерно 30 мА, фонокорректор ещё 10 мА.
Минимальный ток стабилизации Д816А равен 10 мА. Значит резистор должен быть не 510 Ом, а не более 270 Ом 2 Вт (0,97). Стабилитрон можно поставить вместо одного из не нужных теперь диодов. В хозяйстве такого стабилитрона не оказалось и я собрал параллельный стабилизатор на мощном p-n-p транзисторе.
Стабилитрон собран из двух, включенных последовательно стабилитронов на 9 и 12 В. На выходе стабилизатора получилось 21,7 вольта. Резистор R1 собран из двух двухваттных резисторов по 510 Ом, R2 200 Ом.
↑ Фонокорректор
В фонокорректоре пришлось заменить электролитические конденсаторы и несколько резисторов. В проигрывателе применены резисторы с разбросом +/- 10%. В одном канале в эмиттерах Т1-3 было плюс 10%, а в другом в эмиттерах Т2-Т4 — минус 10%. Решил заменить для порядка на более-менее одинаковые.
Настройка каналов по рекомендациям производителя. Резисторами R30 и R32 нужно выставить -3,65 В на коллекторах Т1 и Т2, подать сигнал 10 милливольт на вход фонокорректора и резистором R4 добиться одинакового напряжения
1,2 В на выходе обоих каналов. В моём конкретном случае я подавал
2,5 мВ, на выходе получил 308 мВ.
Когда работа по ремонту приближалось к концу, при воспроизведении пластинок пропал правый канал. Пришлось разбирать и искать причину. Дефект был «плавающим», то есть, то нет. В результате пропаял все выводы деталей фонокорректора, проверил прохождение и уровень сигнала в каналах и собрал обратно. Причина оказалась не в фонокорректоре, а в контактах переключателя входов ПКН.
↑ Темброблок
В темброблоке заменены электролитические конденсаторы. Конденсаторы 1-С1 и 2-С1 на 1 мкФ заменены на плёночные. Переменные резисторы «хрустели, шуршали» и теряли контакт. В закромах нашлись такие же б/у от «Веги-108» в кондиционном состоянии.
Сильно шумел транзистор 2-Т2, его пришлось заменить на аналогичный.
Уровень сигнала ЛК и ПрК на выходе усилителя коррекции отличался в полтора раза. Ни каких регулировок в этом блоке не предусмотрено, всё настраивается в оконечных каскадах глубиной отрицательной связи. Я решил, что это не совсем правильно и выровнял сигнал подбором транзисторов Т-2 и Т-3.
При пробной записи с гнезда «МАГН.» обратил внимание на то, что происходит ограничение сигнала на отрицательной полуволне.
Ограничение начинается с определённого уровня. Возможно с 225 мВольтами на входе всё работает в штатном режиме. Но даже ГЗМ-105 со своими 3,5 — 5 мВольтами должна обеспечить больший уровень сигнала на выходе фонокорректора, примерно 420 — 600 мВольт? А как же CD — проигрыватель и другие современные источники сигнала? Попробовал записать непосредственно с выхода фонокорректора, искажений сигнала нет.
Пришлось моделировать эмиттерный повторитель на КТ315Г и пересчитывать номиналы резисторов.
Рабочие номиналы резисторов эмиттерного повторителя R1 — 160 (162) кОм, R2 — 10 кОм, R3 — 110 (107) кОм, R4 — 6,2 кОм, R22 — 5,1 кОм. При h21э = 210, V = 12 В.
Ручки переменных резисторов пострадали от времени, пластик высох и потрескался. Пришлось колхозить, чтобы сохранить «родной» вид.
↑ Оконечные усилители
Заменены электролитические конденсаторы. Конденсаторы 1С-8 и 2С-8 по схеме должны иметь ёмкость 2 000 мкФ, по факту 1 000 мкФ. Заменены на конденсаторы 1 500 мкФ, имевшиеся в наличии.
Проведена настройка по рекомендации производителя. Резисторами 1R-7 и 2R-7 нужно выставить на коллекторах 1Т-6 и 2Т-6 половину напряжения питания. На вход, к которому подключается фонокорректор, нужно подать 225 милливольт 1 кГц. Резисторами 1R-5 и 2R-5 выставить на выходе УНЧ
6,9 вольта на нагрузке 8 Ом (это номинальная мощность 6 Ватт).
↑ Картридж, игла
Исправную головку ГЗУМ-73С найти просто нереально. Унифицированные элементы крепления головки позволяют использовать головки заграничных образцов, например, типа «Shure». В любом случае был нужен новый картридж со сменной иглой на 78 оборотов.
Один из бюджетных вариантов — это Audio-Technica 3600. На Ebay продаются китайские клоны за 700-900 рублей вместе с доставкой. На игле на 78 оборотов сэкономить не удастся, продавцов мало, доставка дорогая. Я купил головку Audio-Technica CN5625AL, стоит в полтора раза дороже китайского клона АТ 3600, иглы те же, на упаковке гордая надпись «Сделано в Японии». Картридж продаётся вместе с крепёжными винтами, что очень удобно.
Игла на 78 оборотов сделана в Швейцарии Franstiel Corp. A LKG Ind. Co. Информация об этом производителе от пользователя Garrard201 с сайта audiokarma.org.
Иглы отличаются цветом, игла на 33 и 45 оборотов жёлтая, на 78 оборотов — зелёная, радиус заточки 3 Mil.
Кому интересны более продвинутые варианты картриджей, позволяющих воспроизводить пластинки на 78 оборотов, могут посетить сайт esotericsound.com (см. внизу полезные ссылки).
↑ Сравнение параметров ГЗМ-105 и Audio-Technica CN5625AL
По своим заявленным параметрам головки не сильно отличаются. Сложилось впечатление, что картридж Аudio-Тechnica CN5625 упрощает звук. Перкуссия, колокольчики, треугольники, тарелочки, призвуки и послезвучия — не его профиль, он их старается проглотить. Стереокартина «узкая», между колонками, жмётся к середине. Звук не увлекает и не зовёт в светлое далёко. Может быть я слишком придираюсь к недорогому картриджу?
Встречал мнение одного владельца подобного картриджа (metrofarm, форум vinylengine.com), он считает, что картридж нужно использовать с прижимной силой 2,5 — 3 г.
На 78 оборотах (прижимная сила 3 г) ситуация с Audio-Technica CN5625 улучшается, звукоизвлечение становиться более естественным. Сцену строить не нужно, звук — моно, и полоса воспроизведения уже.
Ложечка дёгтя. Вес новой головки 5 грамм, а тонарм проигрывателя рассчитан на работу с головками весом от 7 грамм. Пришлось делать утяжелитель, пластинку из латуни весом в 3 грамма, иначе не настроить тонарм. Так же пришлось заменить провода подключения головки, из четырёх старых, два не звонились.
↑ Разъёмы
Старые разъёмы для подключения колонок заменены на DIN 41529 для громкоговорителей. Разъёмы для подключения входов DIN 41524 оставил старые. Установка других разъёмов для подключения источника сигнала потребует переделки задней панели, проще сделать переходник с разъёма DIN 41524 на RCA или купить готовый на Али.
Линейного выхода у электрофона не предусмотрено, но есть возможность записи с грампластинок через гнездо «МАГН.». ЛК — 1, ПрК — 4, земля — 2. Сигнал идёт с эмиттеров 1-Т1 и 2-Т1 блока УК (усилитель коррекции).
Старинный романс «Всегда и везде за тобою».
Долгоиграющие пластинки на 78 об/мин прожили недолго и видимо выпущено их было не так много. Ведь в СССР долгоиграющие пластинки на 33 об/мин стали выпускать уже с 1951 года.
Образец одной из долгоиграющих пластинок на 78 об/мин. Интродукция и рондо-каприччиозо.
Да, пластинки действительно старые и хорошо послушанные неправильными иглами. Мытье практически не помогает снизить посторонние шумы. Можно воспользоваться специальными программами для устранения треска и щелчков или слушать так.
↑ Итоги
Восстановление работоспособности старой аппаратуры — затратное мероприятие. Даже если внешний вид сохранился в приличном состоянии, необходимы токарные работы, покупка запчастей и расходных материалов. Придётся потратить время на поиски документации и много времени на ремонтно-восстановительные работы и регулировку. Часть проблем не описана в руководствах по ремонту и регулировке, вам придётся решать их самому.
Если вам хочется просто послушать старые пластинки, то это можно сделать гораздо проще. Энтузиасты проделали большую работу по оцифровке музыкального наследия и бескорыстно делятся с нами плодами своих трудов.
Нашёл в интернете подборку из 598 композиций, оцифрованных с пластинок на 78 оборотов в формате *.flac. Многое из этого было и у моих родителей, я слушал эти пластинки в детстве. Есть несколько сайтов, где выложены в свободный доступ оцифровки старых пластинок на 78 оборотов.
Хочется закончить словами Ильи Кормильцева: «Эта музыка будет вечной!».
↑ Литература
1. «Радио» № 11, стр. 25-28 и № 12 стр. 47-48 1973 год.
2. В. И. Дерябин, В. Г. Пониманский «Транзисторная радиола Виктория-001-СТЕРЕО», «Связь», Москва, 1975 г.
3. И. Ф. Белов, Е. В. Дрызго «Справочник по транзисторным радиоприёмникам, радиолам и электрофонам», «Советское радио», Москва, 1979 г.
4. В. И. Дерябин, А. М. Рыбаков «Усилительно-коммутационное устройство «Радиотехника-020-стерео» и электрофон «Аллегро-020-стерео», «Радио и связь», Москва, 1981 г.
5. Электропроигрывающее устройство I-ЭПУ-73С.
↑ Полезные ссылки по теме
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.
Источник