Колоратурное сопрано переходные ноты

Переходные ноты у голосов

Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.

В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.

Можно выделить следующие виды певческих голосов:

  • Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
  • Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.

Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.

Читайте также:  Передний бампер аккорд 7 дорестайлинг

Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.

Источник

Сопрано

Каждый хор, музыкальный ансамбль в зависимости от состава разделяется на партии. Тоже самое происходит в опере, где каждому персонажу выделяется отдельная партия, написанная в определенной тональности. Партия в хоре — эта группа людей с одинаковым или похожим тембром голоса, которые имеют приблизительно один и тот же рабочий голосовой диапазон. Каждый певец, независимо от того, поет он в хоре, либо выступает сольно в опере принадлежит к определенной партии. Например, среди мужских голосов выделяют высокие (теноры), и низкие (басы) голоса. Женские голоса делятся на партии сопрано и альтов.

Следовательно, сопрано — самый высокий женский голос. Рабочий диапазон у обладательниц этого высокого и звонкого голоса составляет 3 октавы. Нижняя граница это до первой октавы, и соответственно верхняя граница это до третьей октавы. Переходными нотами являются ноты “ми”, “фа” “фа-диез” второй октавы. Тем не менее, охарактеризовав женский голос как “сопрано” можно дать лишь обще представление о его диапазоне, тембре, звучании. Дело в том, что каждый голос имеет уникальную окраску, насыщенность, тембр и диапазон. Поэтому существует более расширенная классификация сопрано.

Сопрано подразделяется на:
Драматическое сопрано — это самый сильный голос, с насыщенным бархатным тембром, как на нижних, так и на высоких тоннах. Низкие тонна звучат сильно и насыщенно, верхние ярко, и даже не много резковато. Это глубокий голос с очень богатым звучанием, тем не менее, подвижность такого голоса гораздо ниже, чем у остальных типов сопрано. Рабочий диапазон такой же, как и у лирического сопрано.
Лирико-драматическое сопрано по звучанию схоже с лирическим сопрано. Однако этот тип голоса имеет более насыщенное и глубокое звучание на средних тоннах. Верхние тона звучат ярко сильно и громко. Этот тип голоса обладает меньшей подвижностью в сравнении с колоратурным и лирико-колоратурным сопрано. Однако большей подвижность по сравнению с драматическим сопрано.
Лирическое сопрано это выразительный и мягкий голос. У обладательниц такого сопрано голос не громкий, тем не менее на высоких тонах может звучать звонко, ярко и насыщенно. Нижний регистр, так же как и колоратурного сопрано звучит тише и даже немного приглушено. Рабочий диапазон у такого голоса от “до” первой октавы, до “до” третьей октавы.
Лирико-колоратурное сопрано. Такое сопрано на высоких тонах, так же как колоратурное сопрано звучит ярко и громко, при этом обладает подвижностью и прекрасным тембром. Средний регистр звучит более ярко, по сравнению с колоратурным сопрано, однако нижние тона — тихо и тускло. Рабочий диапазон от До первой октавы до ми-бемоль третьей октавы.
Колоратурное сопрано — холодный, но в то же время быстрый и подвижный голос. Исполнительница, без труда переходит с ноты на ноту, не испытывая при этом ни малейшего дискомфорта. Сильнее всего звучат верхние ноты, а слабее всего нижнее. Средние тона характеризуются при таком сопрано мягким звучанием. Также колоратурное сопрано имеет широкие диапазон — от ноты «до» первой октавы «до» ноты фа третьей октавы.
Эта классификация характерна для всех типов вокального искусства, за исключением оперы. В опере, как правило, используется расширенная классификация голосов.

Отдельно от этой классификации можно выделить низкое меццо-сопрано. У обладательниц меццо-сопрано более насыщенное, густое звучание, которое достигается благодаря использованию грудных резонаторов. Такое сопрано в свою очередь также делится на высокое и низкое. Низкое сопрано называют драматическим, а высокое лирическим. У первого типа подвижный голос, а низкие тонна звучат более мягко. У драматического меццо-сопрано низкие ноты более густые и сильные.
Следует отметить, что иногда очень трудно определить каким типом голоса обладает исполнитель. Бывает что голос по тембру схожий и на драматическое сопрано, и на меццо-сопрано (второе сопрано). Поэтому правильно определить принадлежность голоса к какой-то партии не простая задача, так как данная классификация отображает лишь частично все разнообразие голосов. А ведь от правильного определения голоса зависит развитие и соответственно певческое будущее исполнителя.

Сегодня не существует единого способа или метода для точного определения голоса, поэтому при прослушивании хормейстер может допустить ошибку. Бывает, что при первом прослушивании исполнителя определяют как меццо-сопрано (низкое сопрано), а при повторном прослушивании определяют как драматическое сопрано.
При прослушивании, хормейстер принимает решение лишь на основе собственного опыта, интуиции и слуха. При этом, разуметься он учитывает основные характеристики голоса, такие как:
— Голосовой диапазон — голос, которым поет исполнитель, начиная от самых низких тонов заканчивая самыми высокими нотами.
— Тембр голоса — специфическое звучание, окраска, насыщенность голоса, за счет которых различают голоса.
— Высота голоса. Определяется наивысшая нота, которую может взять исполнитель без особого напряжения. Согласно с этой характеристикой определяют принадлежность к высокому сопрано либо низкому меццо-сопрано.
— Устойчивость. Под устойчивостью подразумевается отсутствие термоляции, которая может разрушить общее звучания хора либо ансамбля. — Выносливость. Голосовой выносливостью называют способность выдерживать в течение определённого промежутка времени определенную нагрузку, другими словами держать ноту.
При определении голоса, важное значение имеет место расположения примарных тонов, что означает место расположения тонов, которые исполнителю легче всего петь, и которые звучат наиболее естественно.
То же самое и с переходными нотами. Дело в том, что для каждого типа сопрано переходные ноты находятся на определенном участке. Соответственно, правильно определив переходные ноты, можно избежать ошибки при определении типа сопрано.

Источник

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Женские голоса делятся на:

  • Сопрано — самый высокий женский голос
  • Меццо-сопрано — средний
  • Контральто — самый низкий женский голос

Мужские голоса:

  • Тенор — самый высокий мужской голос
  • Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
  • Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

  • Тенор от До малой — до До второй октавы.
  • Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
  • Бас — Фа большой — Фа первой октавы
  • Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

Такие голоса очень востребованы в хорах:

  • Сопрано До первой — До третьей октавы.
  • Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

  • Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
  • Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
  • Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
  • Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
  • Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Источник

Оцените статью