Кольцо души девицы ноты

Балалайка

Балалайка запись закреплена

Шалов Александр Борисович (1927-2001) — одна из самых ярких личностей в истории развития исполнительства на балалайке второй половины XX века, педагог, воспитавший не один десяток талантливых исполнителей, методист, сформировавший Петербургскую (Ленинградскую) высшую профессиональную исполнительскую школу, автор, произведения которого исполняют везде, где знают балалайку, талантливейший композитор.
Показать полностью.

Ученик З.И.Ставицкого и П.И. Нечепоренко в Ленинградском училище им. М.П. Мусоргского, он продолжил образование в институте им. Гнесиных, в Москве, у А.С.Илюхина и М.Ф.Рожкова, совмещая учебу с исполнительской деятельностью в качестве солиста оркестра им. В.В.Андреева (1954-63).

Этот человек стоял у истоков создания кафедры народных инструментов Петербургской Консерватории. Среди его выпускников немало известных исполнителей и педагогов. Это Андрюшенков, Денисенко, Данилов, Забродин, Осипов, Сенчуров, Царенко, Конов, Беляев и многие другие.

За свою долгую творческую жизнь А.Б.Шалов создал более ста обработок народных мелодий, переложений и оригинальных сочинений, чем значительно обогатил спектр возможностей балалайки как концертного инструмента.

А.Б. Шалов — лауреат Всероссийского радиоконкурса им. Н.П.Будашкина, Международного конкурса на лучшее сочинение для русских народных инструментов, член Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный деятель искусств РФ, создатель Ленинградской-Петербургской высшей профессиональной школы исполнительского мастерства на балалайке, основатель класса балалайки в Ленинградской консерватории (1960), руководитель кафедры струнных народных инструментов (1981-95) доцент (с 1970) профессор (с 1987).

Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За оборону Ленинграда». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Лауреат Всероссийского конкурса композиторов (1989). Действительный член Петровской Академии наук и искусств (1997). Лауреат Золотой книги Санкт-Петербурга (1998).

Читайте также:  Pumped up kids укулеле

Последние годы жизни Александра Борисовича были отмечены особым вниманием к фигуре этого выдающегося музыканта. Его постоянно приглашали на роль председателя и члена жюри различных всероссийских и международных конкурсов.

Умер Шалов 30 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.

Неповторимый талант Александра Борисовича Шалова поставил его в первый ряд прославленных музыкантов России. Имя его пользовалось огромной известностью и уважением, прежде всего, как автора выдающихся обработок русских народных песен и романсов. Их популярность шла от необыкновенной сердечности, глубины ощущения русского мелоса, естественности звучания балалайки. Его лучшие обработки — это лирические, протяжные русские песни, городской романс: — «Винят меня в народе», «Не корите меня, не браните», «Кольцо души-девицы», «Ах, не лист осенний». Звучание балалайки в них обладает замечательным свойством вызывать душевный отклик в сердцах слушающих ее, и в тоже время, она всегда неожиданна в свежести интонации гармонии, восхитительном плетении голосов. Обработкам А.Б. Шалова, этим концертным фантазиям для балалайки присущи, как теплота и душевность, так и изысканная салонность, наряду с академизмом и эмоциональной сдержанностью. Этим качествам музыкального мышления способствовали его окружение и учителя: Павел Иванович Нечепоренко в музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, где с 1947 года учился Александр Шалов, а также Борис Сергеевич Трояновский, которому П. Нечепоренко показывал своих учеников — А. Шалова и Л. Самсонова-Роговицкого.

А. Шалов вспоминает: «мы частенько бывали у Б.С. Трояновского, сердитый, молчаливый старик, я для него играл «Испанский танец» Де Фальи. Мы приходили, чтобы увидеть Б. Трояновского, для нас это было недосягаемое счастье». Учителями А. Шалова в институте им. Гнесиных были Александр Сергеевич Илюхин и Михаил Федорович Рожков. С 1949 года А.Б.Шалов — музыкант оркестра им. Андреева, куда он пришел по приглашению дирижера Авенира Васильевича Михайлова, который и вдохновил его на обработку русской народной песни «Что-то звон». Она стала первым оркестровым опусом А.Б. Шалова. Александр Борисович рассказывает: «Я сам сделал инструментовку и расписал партии. Страшно волновался, что моя музыка звучала, а оркестр тепло воспринял это произведение. По этому так неожиданно для меня было предложение заполнить документы на получение еще и гонорара».

В оркестре им. В.В. Андреева зародился дуэт балалаек А. Шалов и Л. Самсонов-Роговицкий, и именно для него А. Шалов стал создавать репертуар и писать свои новые сочинения. Почти два десятилетия вел активную творческую жизнь дуэт балалаек, выступая с оркестром им. В. Андреева на самых престижных концертных площадках Ленинграда. Сохранились записи на радио, телевидении, пластинка. Дуэт распался после кончины Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов в одной из бесед сказал: «Я пробовал играть с другими музыкантами, но радости совместного музицирования уже не получалось». В начале 70-х годов А. Шалов участвует как солист, в премьере «Праздничной музыки для балалайки, ложек и симфонического оркестра» С.М. Слонимского, затем это сочинение неоднократно и с большим успехом исполнял ученик А.Б. Шалова Михаил Данилов.

Сорок лет отдал Александр Борисович Шалов педагогической работе в Ленинградской консерватории, куда он был приглашен в 1960 году на создававшуюся кафедру русских народных инструментов, которая стала для него главным делом всей творческой жизни. Заведующий кафедрой, Заслуженный деятель искусств России, профессор — все это будет потом, а тогда — создание учебного плана, методических разработок, учебных программ — все это происходило при активном участии Александра Борисовича. Итогом исполнительского и педагогического опыта стала его книга «Основы игры на балалайке. Методические записки», вышедшая в 1970 году и задуманная как учебное пособие для преподавателей. Сам А. Шалов говорил, что он «отдал этой работе над книгой три года, и в ней были раскрыты тонкости игры на балалайке».

За четыре десятилетия А.Б. Шаловым воспитано немало талантливых музыкантов, это признанные мастера и артисты, работающие по всей России и за рубежом: Павел Забродин, Михаил Бурдин, Михаил Данилов, Александр Денисенко, Михаил Сенчуров, и многие другие. Есть среди них Заслуженные артисты России, профессора и доценты, лауреаты конкурсов всех рангов.

Одним из творческих достижений Александра Шалова стал ансамбль «Русская балалайка», созданный им в конце 60-х годов из учеников класса в консерватории. Эта работа стала продолжением ансамблевого творчества А.Б. Шалова, были созданы новые композиции, а результатом всего стала вышедшая пластинка ансамбля «Русская балалайка» и присвоение ансамблю звания Дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Имя Александра Шалова очень популярно за рубежом в тех странах, где есть исполнители на русских народных инструментах, где звучит балалайка и русская музыка.

Александр Борисович Шалов — крупная личность, талантливый во всем — и в области общения, и сфере музыкальной общественной деятельности.

Источник

Кольцо души девицы ноты

КОЛЬЦО ДУШИ-ДЕВИЦЫ.

Музыка А. Алябьева
Слова В. Жуковского

Кольцо души-девицы
Я в море уронил;
С моим кольцом я счастье
Земное погубил.

Мне, дав его, сказала:
«Носи, не забывай;
Пока твое колечко –
Меня своей считай!»

Не в добрый час я невод
Стал в море полоскать;
Кольцо юркнуло в воду;
Искал… но где сыскать?!

С тех пор мы, как чужие,
Приду к ней – не глядит.
С тех пор мое веселье
На дне морском лежит.

О ветер полуночный,
Проснися! Будь мне друг!
Схвати со дна колечко
И выкати на луг.

Вчера ей жалко стало:
Нашла меня в слезах.
И что-то, как бывало,
Зажглось у ней в глазах,

Ко мне подсела с лаской,
Мне руку подала,
И что-то ей хотелось
Сказать, но не могла.

На что твоя мне ласка,
На что мне твой привет?
Любви, любви, хочу я…
Любви-то мне и нет.

Ищи, кто хочет, в море
Богатых янтарей…
А мне – мое колечко
С надеждою моей.

Стихотворения В. Жуковского «Для немногих», 1818 г., № 1. — под загл. «Песня»

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952. — под загл. «Песня»

Переложение стихотворения немецкого поэта Макса Бенкендорфа (1783-1817). Из цикла стихотворений, посвященных Маше Протасовой. Из немногих стихов Жуковского, ставших народными песнями, песни на основе «Кольца души-девицы» были самыми популярными. См. А.М. Новикова. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX в. и народная песня. М., 1982. Гл. 3. Сентиментальный романс.

Возможно, к этому стихотворению восходит также песня «Несчастный родился».

Василий Жуковский (1783-1852)

Источник

Русские народные песни. Для голоса и фортепиано.

Для среднего голоса
Дубинушка. Слова А. Ольхина. Обработка И. Ильина (посмотреть ноты)
Ермак. Слова К. Рылеева. Обработка И. Ильина
Что ты жадно глядишь на дорогу. Слова Н. Некрасова. Обработка Н. Иванова
Над полями да над чистыми. Слова А. Рославлева. Обработка Н. Иванова
Вниз по Волге-реке. Слова А. Шаховского. Обработка Ю. Слонова
Меж крутых бережков. Слова М. Ожегова. Обработка Ю. Слонова
Славное море — священный Байкал. Слова Д. Давыдова. Обработка Н. Речменского
Среди долины ровныя. Слова А. Марзлякова. Обработка Н. Речменского
Вот мчится тройка удалая. Слова Ф. Глинки. Обработка Б. Страннолюбского
Тонкая рябина. Слова И. Сурикова. Обработка Б. Страннолюбского
Зачем сидишь ты до полуночи? Обработка М. Коваля.
Вижу чудное приволье. Слова Ф. Савинова. Обработка Н. Иванова
Ах ты, душечка. Обработка Н. Иванова
Всю-то я вселенную проехал. Обработка А. Дроздова
Раскинулось море широко. Слова Н. Щербины. Обработка А. Дроздова
Ничто в полюшке не колышется. Обработка Б. Страннолюбского
Когда я на почте служил ямщиком. Слова Л. Трефолева. Обработка И. Ильина
Ой, полна, полна коробушка. Слова Н. Некрасова. Обработка А. Титова
Хуторок. Сл. А. Кольцова. Обработка А. Титова

Для высокого голоса
Степь да степь кругом. Слова И. Сурикова. Обработка Н. Речменского
Соловьем залетным. Слова А. Кольцова. Обработка Н. Речменского
Помню, я еще молодушкой была. Слова Е. Гребенки. Обработка М. Коваля
Потеряла я колечко. Обработка И. Ильина (посмотреть ноты)
Зачем тебя я, милый мой, узнала. Обработка А. Титова
Далеко, далеко степь за Волгу ушла. Обработка Н. Речменского
Кольцо души-девицы. Слова В. Жуковского. Обработка А. Живцова
Липа вековая. Обработка А. Живцова

Для низкого голоса
Утес. Сл. А. Навроцкого. Обр. Н. Иванова
Вдоль по Питерской. Обр. Н. Иванова
Из-за острова на стрежень. Сл. Д. Садовникова. Обр. А. Титова

Источник

Ноты, Аккорды — Калинка — Русские народные песни

Русские народные песни в сопровождении фортепиано

Ноты в картинках jpg, gif, pdf
сборник песен


КАЛИНКА
Русские народные песни

для высокого голоса в сопровождении фортепиано
Составитель — И. Назаренко
«Музыка», 1987г.
номер 11714
(pdf, 4.42 Мб)

  • Ах ты, душечка. Обработка Н. Иванова
  • Ах ты, степь широкая. Обработка П, Триодина
  • В деревне было Ольховке. Обработка Анатолия Новикова
  • Вечерний звон. Обработка Н. Иванова, слова И. Козлова
  • Всю-то я вселенную проехал. Обработка Анатолия Новикова
  • Выхожу один я на дорогу. Обработка Анатолия Новикова, слова М. Лермонтова
  • Зачем тебя я, милый мой, узнала. Обработка неизвестного автора
  • Живет моя красотка. Обработка А. Живцова
  • Калинка. Обработка Б, Александрова
  • Кольцо души девицы. Обработка Н. Голованова
  • Липа вековая. Обработка Б. Александрова
  • Однозвучно гремит колокольчик. Обработка Вл. Соколова, слова И. Макарова
  • Чернобровый, черноокий. Обработка К. Вильбоа
  • Песня бобыля. Обработка С, Стучевского, слова И. Никитина
  • Позарастали стежки-дорожки. Обработка Б. Александрова
  • Потеряла я колечко. Обработка И. Ильина, слова И. Сурикова
  • Пряха. Обработка С. Погребова
  • Родина («Вижу чудное приволье. «). Обработка Н. Иванова
  • Соловьем залетным. Обработка А, Живцова, слова А. Кольцова
  • То не ветер ветку клонит. Обработка неизвестного автора
  • Степь да степь кругом. Обработка Б. Александрова
  • Тонкая рябина. Обработка Н. Миронова, слова И. Сурикова
  • Утес. Обработка Анатолия Новикова, слова А, Навроцкого
  • Вдоль по Питерской. Обработка Ф. Кенемана и Ф. Шаляпина
  • Вдоль по улице метелица метет. Музыка А. Варламова
  • Вот мчится тройка почтовая. Обработка неизвестного автора
  • Вот мчится тройка удалая. Обработка неизвестного автора, слова Ф. Глинки
  • Вот на пути село большое. Обработка П. Булахова
  • Коробейники («Ой, полна, полна коробушка»). Обработка неизвестного автора, слова Н.Некрасова
  • Над полями да над чистыми. Обработка А, Зорина
  • Среди долины ровныя. Обработка К. Вильбоа, слова А. Мерзлякова
  • Что ты жадно глядишь на дорогу. Обработка неизвестного автора, слова Н. Некрасова
  • Эй, ухнем! Обработка М. Балакирева
  • Я на камушке сижу. Обработка Н. Римского-Корсакова
  • Тройка. Обработка П. Булахова
  • У зари-то, у зореньки. Обработка Я. Немировского
  • Уж как пал туман. Обработка Н. Голованова
  • Ах! Не одна во поле дороженька. Обработка К. Вильбоа
  • Улица, улица широкая моя. Музыка А. Дюбюка

Скачать ноты


Любимые русские народные песни
для голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1980г.
номер 10702
(pdf, 5.04 Мб)

  • Родина («Вижу чудное приволье»). Обработка Н. Иванова
  • Утес. Обработка Н. Иванова, слова А. Навроцкого.
  • Вдоль по Питерской. Обработка Н. Иванова.
  • Вот мчится тройка почтовая. Обработка неизвестного автора.
  • Калинка. Обработка Б. Александрова.
  • Ах ты, душечка. Обработка Н. Иванова.
  • Не брани меня, родная. Обработка А. Дюбюка, слова А. Разоренова.
  • Что ты жадно глядишь на дорогу. Обработка Вяч. Волкова, слова Н. Некрасова.
  • Тонкая рябина. Обработка Вяч. Волкова, слова И. Сурикова
  • Не велят Маше. Обработка А. Глазунова.
  • Степь да степь кругом. Обработка Б. Александрова
  • Над полями да над чистыми. Обработка Л. Шохина.
  • Выхожу один я на дорогу. Обработка А. Новикова, слова М. Лермонтова.
  • Вечерний звон. Обработка Н. Иванова, слова И. Козлова
  • Тройка. Обработка П, Булахова.
  • Коробейники («Ой, полна, полна коробушка.»). Обработка неизвестного автора, слова Н.Некрасова.
  • Ах ты, зимушка-зима! Обработка Я. Немировского.
  • Среди долины ровныя„. Обработка Н. Губарькова, слова А. Мерзлякова.
  • Всю-то я вселенную проехал. Обработка А. В. Александрова
  • Вдоль по улице метелица метет. Обработка А. Варламова.
  • Волга-реченька. Обработка А. Семенова.
  • Зачем тебя я, милый мой, угнала. Обработка неизвестного автора.
  • В низенькой светелке. Обработка Ю. Слонова.
  • Когда б имел златые горы. Обработка Ю. Слонова
  • Хас-Булат. Обработка Ю. Слонова, слова А. Аммосова
  • Живет моя красотка. Обработка А. Живцова.

Скачать ноты


Русские народные песни
для голоса с сопровождением баяна /или фортепиано/
«МУЗГИЗ», 1956г.
номер м25220г

Для среднего голоса
1. Дубинушка, Обработка И. Ильина
2. Ермак. Обработка И. Ильина
3. Что ты жадно глядишь на дорогу. Обработка Н. Иванова.
4. Над полями, да над чистыми. Обработка Н. Иванова
5. Вниз по Волге-реке. Обработка Ю. Слонова
6. Меж крутых бережков. Обработка Ю. Слонова
7. Славное море — священный Байкал. Обработка Н. Речменского
8. Среди долины ровныя. Обработка Н. Речменского
9. Вот мчится тройка удалая. Обработка Б. Страннолюбского
10. Тонкая рябина. Обработка Б.Страннолюбского
11. Зачем сидишь до полуночи. Обработка М. Коваля
12. Вижу чудное приволье. Обработка Н. Иванова
13. Ах ты, душечка. Обработка Н. Иванова
14. Всю-то я вселенную проехал. Обработка А. Дроздова
15. Раскинулось море широко. Обработка А. Дроздова
16. Ничто в полюшке не колышется. Обработка Б. Страннолюбского
17. Когда я на почте служил ямщиком. Обработка И. Ильина
18. Ой, полна, полна коробушка. Обработка А. Титова
19. Хуторок. Обработка А. Титова

Для высокого голоса
20. Степь да степь кругом. Обработка Н. Речменского
21. Соловьем залётным. Обработка Н. Речменского
22. Помню, я ещё молодушкой была. Обработка М. Коваля
23. Как по лужку травка. Обработка М. Коваля
24. Потеряла я колечко. Обработка И. Ильина.
25. Зачем тебя я, милый мой, узнала. Обработка А.Титова
26. Далеко, далеко степь за Волгу ушла. Обработка Н. Речменского
27. Кольцо души девицы. Обработка А. Живцова
28. Липа вековая. Обработка А. Живцова

Для низкого голоса
29. Утёс. Обработка Н. Иванова
30. Вдоль по Питерской. Обработка Н. Иванова
31. Из-за острова на стрежень. Обработка А. Титова
32. Глухой, неведомой тайгою. Обработка А. Титова

Скачать ноты

Источник

Оцените статью