Колыбельная богини умай ноты

«Колыбельная богини Умай» (методическая разработка НОД)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

У каждого народа свои предания и легенды. У хакасского народа есть легенды о богине Умай. Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста составлена в соответствии ФГОС, направлена на создание социальной ситуации развития детей через синтез культур и использование различных видов деятельности. Дополнительный материал к занятию взят из открытых источников:

Скачать:

Вложение Размер
«Колыбельная богини Умай» (методическая разработка НОД) 601.71 КБ
Презентация к НОД «Колыбельная богини Умай» 2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сметанкина Тамара Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» с. Шира, республика Хакасия «Колыбельная богини Умай» Презентация к НОД с приоритетным направлением содержания «Художественно-эстетическое развитие» для детей 5-7 лет

Автор — Александр Борисович Ковригин

Автор – Григорий Степанович Краснов

Автор – Вадим Николаевич Бекренев

Татьяна Фёдоровна Шалгинова Композитор, пианист , Член Союза композиторов России, член Союза театральных деятелей, член Общественного Совета Министерства культуры Республики Хакасия, автор инструментального произведения «Колыбельная богини Умай»

Фольклорная группа « Айланыс »

«Песня Умай» слова и музыка Алисы Кызласовой исполняет Тамара Давлетова

Источники информации: 1. Богиня Умай (Александр Ковригин) http://gallery.minusa.ru/?mode=gallery&level=592 2. Богиня Умай (Вадим Бекренев ) http://gornayashoria.ru/bekrenev_v.html 3. Богиня Умай (Краснов Григорий) http://krasnov-gs.ru/simvolic/9080-1996-57.html 4. Песня Умай (Алисы Кызласовой ) исполняет Тамара Давлетова https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwic8cTpy9vYAhXGDZoKHQegAhwQuAIIKDAA&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D0xleJXho4OQ&usg=AOvVaw0rUuxjAbiZh4gMkbDwTJ65 5. Колыбельная Богини Умай (Татьяны Шалгиновой ) http://insongs.ru/mus/ автор+т.шалгинова+колыбельная+богини+умай 6. Фото фольклорного ансамбля « Айланыс » http://adi19.ru/2017/04/04/ansambl-ajlanys-provodit-dni-hakasskoj-muzyki-v-regionah-rossii/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; о.

-Обогащать представления детей о значении Триумфальных ворот и о символическом значении Петровских ворот и декоративной скульптуры, украшающей их. — Разви.

Дать первоначальные представления об олимпийском движении и Олимпийских играх.

Данная презентация разработана с целью познакомить детей 5-7 лет с работой регулировщиц на Ладожском озере в годы ВОВ. Автор стихотворения Анисимова Т.Н.

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧ.

Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное сл.

Мультимедийная разработка ОД «Мелодии колыбельных песен народов России» в рамках работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов многонациональной России.

Источник

Образ богини Умай у хакасов

Исследовательская работа по истории Хакасии

Скачать:

Вложение Размер
lera_rabota.docx 215.45 КБ

Предварительный просмотр:

2.1. Культ богини Умай у хакасов……………………………………..3-4

2.2. Хакасский композитор Т.Ф.Шалгинова…………………………….5

2.3. Колыбельная богини Умай ……………………………………….…6

III. Практическая часть

3.1. Анкетирование учащихся……………………………………………8

3.2. Тест на знание хакасской культуры…………………………………9

Я учусь в музыкальной школе. На уроках познакомилась с произведением Т.Ф. Шалгиновой «Колыбельная Богини Умай». Музыка меня поразила и мне стало интересно узнать подробнее о Богине Умай, о композиторе, позже захотелось поделиться с одноклассниками этой информацией.

Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души.

Веками наш народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес, наблюдается стремление к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций. И это понятно, ведь эти традиции — часть богатой истории хакасского народа, а историю своей Родины необходимо знать. Растет интерес к культуре своего народа и у нас, нынешнего поколения.

Цель моей работы –узнать о культе Богини Умай у хакасов

  1. Собрать и проанализировать информацию по заданной теме.
  2. Познакомиться с творчеством хакасского композитора Т.Ф.Шалгиновой.
  3. Разучить «Колыбельную Богини Умай»
  4. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания музыкального произведения «Колыбельная Богини Умай».

Методы исследования : анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос.

Я и мои одноклассники не очень хорошо знакомы с музыкальной культурой Хакасии. Моя работа поможет нам узнать больше о хакасском композиторе Шалгиновой и ее музыке.

Материалы данного проекта могут быть использованы на уроках музыки, классных часах. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны тем, кто хочет больше знать о культуре своей республики и просто любит музыку.

По представлениям хакасов, Богиня Умай — это «духовная» мать всех детей, живущих на земле, хранительница детских душ и покровительница беременных и рожениц.

Жизнь хакасов до Великой Октябрьской революции была подчинена обычаям, обрядам и поверьям, которые поддерживались шаманством. Особое место в комплексе религиозных верований хакасов занимал древний культ богини Умай.

Культ Умай был широко распространён среди всех хакасских племенных групп за исключением кызыльцев, живущих на севере Хакасии.

Богиня Умай по-хакасски называется Ымай идже . По представлению хакасов, она не видима для людей и постоянно находится на небе среди белых облаков, откуда следит за рождением детей и оберегает их от болезней. Считалось, что если грудной ребёнок упадет, то ему не будет слишком больно, ибо Ымай идже его «поддержит», если во сне младенец улыбается, значит она с ним играет, если вздрагивает и плачет — пугает. В последнем случае Ымай идже «успокаивают» словами «хурай, хурай», а ребёнку смазывают рот маслом, чтобы задобрить и «накормить» богиню Умай. По верованиям хакасов, богиня Умай была хранительницей детских душ, которые находились у неё в «храме» — в горе Ымай-тасхыл.

Ымай идже представляли полной седовласой старушкой, жалостливой и ласковой к людям. Вероятно, поэтому сагайцы её называли Пай идже , т.е. богатая, добрая мать, или Улуг ах ине — Великая белая мать.

По объяснению стариков, слово ымай в хакасском языке обозначает душу (или жизненную силу) грудного ребёнка. Считалось, что вместе с рождением младенца появляется его ымай . Когда кончался грудной возраст, т.е. после двух-трёх лет (раньше хакаски кормили грудью до двух-трёх лет), ымай , в представлении хакасов, превращался в хут — жизненную силу взрослого человека. Считалось, что ымай находится у пуповины или под родничком головы ребёнка.

У хакасов существовал ряд поверий, связанных с попыткой «защиты» детей от болезней и злых духов. Над изголовьем колыбели новорождённого привязывали хуруг ымай вместе со сделанным из берёзы лучком и стрелой.

Если ребёнок кричал во сне, боялся, то считали, что Ымай идже перестала его оберегать ( ымай чиктепче ). В таком случае приглашали шамана и он совершал обряд хурай , т.е. обносил вокруг ребёнка хуруг ымай и призывал Ымай идже :

Если ребёнок очень сильно заболел, то причину этого видели в потере души хут . По хакасским верованиям душа ребёнка обычно терялась во время сна от сильного испуга или вследствие действия враждебных сил, которые хитростью перехватывали её из рук Ымай идже . В таком случае шаман творил обряд притягивания ымай ( ымай тартарга ), идентичный описанному выше обряду, совершаемому при бесплодии. Только в этом случае, по представлениям хакасов, шаман отправлялся на поиски потерявшейся души и, найдя её, возвращал больному — стряхивал в молоко, которое давали ребёнку. Если ребёнок был грудной, то это молоко могла выпить и мать, ибо через материнское молоко оно доходило до младенца.

Когда дети часто болели, делали изображение богини Умай, которое по-хакасски называлось чеек ымай . [6] Это небольшая кукла, вырезанная из берёсты с косами из белых конских волос (у сагайцев — из конопли), одетая в голубое платье. Делали её родители, но освещалась [ освящалась ] она ( чуртха орнап ) шаманом. Хранили чеек ымай в специальной шкатулке ах абдыра , находящейся над изголовьем кровати пас параан на мужской половине юрты. Здесь же хранили её красную чашечку и деревянную ложечку, а также маленький лучок со стрелой. Лучок изготовляли из берёзы, тетиву — из шёлковой нитки, а трезубый наконечник стрелы — из жести.

С двух-, трёхмесячного возраста до двух-трёх лет ребёнка каждый месяц на седьмой день новолуния родители совершали обряд ымай тойы (пиршество ымай ), который заключался в «кормлении» чеек ымай (отсюда и её название, имеющее значение «прожорливая ымай »). Хакасы верили, что если чеек ымай не покормить вовремя, то она будет сердиться, перестанет охранять ребёнка и даже начнет мстить. Поэтому боялись её прогневить.

Татьяна Фёдоровна Шалгинова — известный композитор, педагог, пианистка, член Союза композиторов Республики Хакасия и Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия, заведующая музыкальной части Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова.

Родилась 4 февраля 1955 года в г.Абакане, Красноярского края в семье служащих. С 1962 – 1971 г. училась в Средней общеобразовательной школе № 1 г.Абакана. С 1964 -1971 г. обучалась в Абаканской детской музыкальной школе по классу фортепиано. С 1971-1975 г. студентка фортепианного отделения Абаканского музыкального училища (в классе В. Глаголева) (с отличием). С 1975 – 1981 г. студентка фортепианного факультета Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (в классе Григория Соколова). В 1981 году после окончанию консерватории работала в качестве преподавателя специального фортепиано в Абаканском музыкальном училище, совмещая преподавательскую деятельность с концертной. С 1991 года по настоящее время заведующая музыкальной частью Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова.

Шалгинова Татьяна Федоровна – современный хакасский композитор, пианист. Ее творчество — уникальное явление в музыкальной культуре Хакасии. Произведения композитора – яркие звуковые картины, живописно рассказывающие о древней истории Хакасии, ее первозданной природе и обычаях хакасского народа. Музыкальный портфель композитора Татьяны Шалгиновой богат и разнообразен: это вокальные и инструментальные сочинения для детей и юношества — около 30 пьес для хакасских народных инструментов – хомыса, ыыха, хобыраха, («Наскальнын рисунки», «Рассказ хайджи», «Бронзовая статуэтка коня», «Концерт для хомыса и фортепиано» в 3-частях, Две концертные сюиты для обыраха и фортепиано), более 100 пьес для фортепиано, скрипки, флейты, кларнета и других инструментов симфонического оркестра («Озеро Иткуль», «Тайна каменного изваяния», «Солярный знак»), более 50 песен для детей и юношества, («Моя Хакасия», Ты играй, чатхан!», «Ынархас-Дружба»), музыка к 40 спектаклям по пьесам хакасских, русских и зарубежных авторов («Золотая колыбель горных духов» А.Кызласовой, «Одураченный Хорхло» А.Топанова, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Серенады старой Севильи» по пьесам М.Сервантеса, «Ханума» А.Цагарели, «Карлик Нос» В.Гауфа, «Я-Маугли» по мотивам Р.Киплинга ) и др.

За последние годы изданы авторские сборники для детей и юношества для фортепиано: «Солнечный чатхан», «Зимний До мажор», «Весенний Соль мажор», «Летний Ре мажор», «Театральная осень», «Танцующие эльфы» (24 вальса), «Мир Наки», вокальные: «Вдаль зовущая музыка», «Сагаа ла…» («Только тебе…»), для хакасского народного инструмента хобыраха: «Чил хайы» («Песни Ветра»)

Музыкальные образы сочинений Татьяны Шалгиновой – своеобразный художественный путеводитель по Хакасии, гимн любви к своей родине. Так яркая, самобытная, колоритная оркестровая сюита «Солнечный чатхан» стала своеобразной музыкальной визитной карточкой Хакасии. Образный строй пяти частей сюиты «Дух Воды», «Дух Огня», «Солнечный чатхан», «Эрлик хан», «Колыбельная богини Умай» основан на традиционном мировоззрении хакасов — шаманизме. Звуковая картина ожившей божественной природы была восторженно принята публикой на концертах, посвященных юбилею республики, 300-летию вхождения Хакасии в состав России. Сюита прозвучала на фестивале российского искусства в Каннах (2011) и имела огромный успех у французской публики. Сочинения Татьяны Шалгиновой ярчайший энергетический источник, из которого черпают прекрасный звуковой материал, богатый национальной самобытностью музыканты-исполнители, хореографы, музыковеды, педагоги, режиссеры. Ее музыка ежегодно звучит на национальных праздниках «Тун пайрам, «Чыл пазы», «Уртун той», региональных фестивалях и конкурсах.

Художественные образы ее произведений стали хрестоматийными, прочно вошли в репертуар музыкальных учебных заведений Хакасии и других регионов России. Юные музыканты ежегодно достойно представляют национальное своеобразие республики на престижных Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях.

Песни Татьяны Шалгиновой в исполнении популярного российского этно-певца Gurude (Руслана Ивакина) «Степной мираж», «Соляр», «Туганнар», «Ой, месяц холостой», «Без любви белый свет…» и др. звучат на ТВ-каналах, концертных площадках России и за рубежом.

В 2009 году хакасский композитор Татьяна Шалгинова была принята в Союз композиторов России и в 2010 возглавила Хакасское региональное отделение Союза композиторов России. Под ее руководством были реализованы проекты: «Композиторы Хакасии о Хакасии», «Капли древнего дождя»,- серия благотворительных концертов по республике, «Струны сердца» — выпуск CD-диска «Инструментальная пьеса композиторов Хакасии», «Материнская земля» — конкурс электронных презентаций песен о Хакасии среди школьников республики и юга Красноярского края, фестиваль «Дни Германии в республике Хакасия», «От сердца к сердцу» в рамках года Германии в России имел большой успех и был поддержан грантом Посольства Германии в Москве, состоялись авторские концерты композиторов Хакасии.

Татьяна Федоровна – член Союза театральных деятелей, член Общественного Совета Министерства культуры Республики Хакасия, член экспертной группы конкурса на соискание премий Министерства образования и науки Республики Хакасия и Хакасского республиканского общественного фонда поддержки одаренных детей.

Пьеса «Колыбельная Богини Умай» — одна из самых красивых и утонченно-поэтических произведений композитора. Написана в светлой тональности си b мажор, она вся излучает свет, тепло и доброту.

Гомофонно-гармоническая фактура пьесы подчинена ярко выраженной кантиленой мелодии, прозрачной, парящей и благоухающей. Спокойное движение обволакивающих гармоний в аккомпанементе создает неповторимый, свежий аромат и умиротворенность. Простота изложения музыкального материала делают пьесу доступной для восприятия и легко запоминаемой

ШАГ 1. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

С этой целью я решила провести тестирование среди своих одноклассников и некоторых учителей по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.

В своём исследовании я использовали методику «Градусник»

Я играла ребятам и учителям Колыбельную Богини Умай

В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице :

Источник

Читайте также:  Клеопатра пошлая молли укулеле
Оцените статью