Чертовски важные мелочи в гитарном звуке
Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!
Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.
Порожек на грифе
Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.
Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.
Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.
Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.
Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью — использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.
Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!
В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.
Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.
Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.
Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.
Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.
Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.
Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий по своей природе.
Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален.
Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.
Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.
Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.
В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.
Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.
Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:
- Чистый никель звучит мягко и округло.
- Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
- Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая
На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.
Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.
Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.
С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.
Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.
Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂
Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.
Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.
Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.
Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.
Источник
Выбор колков для шестиструнной гитары
Что такое колки на гитаре? Важную роль в конструкции инструмента играют такие детали. Несмотря на то что они маленького размера, на них возлагается большая ответственность, нагрузка.
Элементы гитары
Колки для классической гитары настраивают струны. Благодаря им гитара превосходно звучит. Рассмотрим характеристики и особенности элементов.
Основные характеристики
Винтовой механизм — зубчатый, является основополагающей составной элемента. Вращая гитарные колки, шестеренка толкает шток. Благодаря этому происходит натяжение струны. Зубцы шестеренки располагаются под углом. Это нужно для стопора штока со струнами. Из бронзы или латуни производятся зубья.
Передаточное число
Показывает, какое количество вращательных движений необходимо сделать, чтобы шток провернулся на один оборот. Больший показатель — лучше для гитариста. Настройка инструмента происходит быстрее. Эта величина бывает от 1 до 21.
Прямые или реверсивные
Их еще называют левые, правые. Этот показатель говорит о том, в какую сторону будут крутиться колки на гитаре. У прямых и реверсивных от наклона зубьев и резьбы винта зависит, с какой стороны будет осуществлена установка. Прямые и реверсивные похожи. Они отличаются только ручками, которыми натягиваются струны. У прямых ручка крепится от винта слева, а у реверсивных — располагается справа. Отсюда и название — левые и правые.
Наличие локового механизма
Эта деталь представляет собой замок. Он удерживает в штоке струну. Без механизма струна может проскальзывать при натяжке или при ослаблении. Чтоб такого не происходило, струну наматывают на шток так, чтобы последующий слой зажимал предыдущий. Количество витков вокруг штока будет равняться двум или трем.
В случае наличия колка с замком фиксации (локовым механизмом) натяжение не ослабевает, и струна держит нужный строй.
На заметку! Наличие замка экономит время на смену комплекта струн и настройку инструмента.
Чтоб снять струну, необходимо повернуть ручку до 15 раз. Затем отпустить замок и снять крепление. Заменить струну, установить крепление, повернув ручкой от пяти до десяти витков, настроить струну. Стоимость таких колков в три раза выше. Из-за этого начинающие гитаристы выбирают простые гитарные колки.
Наряду с основными характеристиками, можно указать на незначительные моменты:
- с точки зрения удобств гитариста, различают несколько типов локового механизма;
- с точки зрения эксплуатации и качества колка, различают вариант крепления винта к основанию и вариант корпуса колка;
- от количества и размещения колков на грифе различают крепление винта к основанию и сам тип корпуса.
В зависимости от размера отверстий под колок на гитаре также встречается несколько вариантов. На сегодня их известно два. На бас-гитаре различают шесть видов.
Расположение
Колки считаются нужным элементом музыкального инструмента. Обладают силой и отвечают за натяжение струн. Стандартная настройка в среднем достигает нагрузки в 20-50 кг. Рука человека не в состоянии постоянно держать такой вес, поэтому колки являются надежным усилителем.
Колки на акустической шестиструнке располагаются по три сверху и снизу грифа. На бас-гитаре колки располагают по два сверху и снизу. На рынке музыкальных инструментов можно увидеть и другие варианты. Колки же для бас-гитары установлены в один ряд, независимо от количества натянутых струн.
Виды гитарных элементов
На рынке представлены инструменты, оборудованные разными видами одиночных колков:
- с открытым корпусом;
- с закрытым корпусом (замковым).
Открытый корпус встречается чаще закрытого. В виде механизма открытого типа удобен в обслуживании. При необходимости его не надо разбирать. Смазать, почистить его несложно. Единственный минус — они более подвержены физическим воздействиям, деформации при ударении, чем закрытые.
Колки с закрытым корпусом представляют собой механизм, который находится под крышкой. Этот вид колка менее подвержен физическим воздействиям. В использовании колок с таким механизмом сложнее открытого. Чтобы произвести чистку, нужно открыть каждый механизм. Произвести чистку и закрыть обратно.
Только клиент может принять решение, какие колки ему покупать. На чаше весов удобство в обслуживании, сравнительно невысокая цена с риском порчи при физическом воздействии и сложности в уходе, но безопасность во время эксплуатации.
Как правильно выбрать колки для акустической гитары?
- При выборе необходимо планировать покупку качественных колков с передаточным числом большей степени. Срок их эксплуатации больше, да и настройка гитары легче.
- Отличный выбор — локовые колки. Они дороже, но прекрасно держат строй. При помощи таких колков продолжительность настройки гитары уменьшается в два раза.
- Во многих моделях колков ход регулируется предусмотренным винтом.
- Свой выбор новых колков останавливайте на известных брендах, насколько вам позволяет бюджет.
При подборе колков нужно учитывать расположение самой головы грифа и гитары. Если эти части не расположены под углом, то необходимо поменять колки с меняющейся высотой штока. При изменении высоты давление струн на порожек будет равномерно распределяться.
Уход за элементами
Долговечность любого музыкального инструмента напрямую зависит от его бережного обращения. Гитаре нужен бережный уход и обращения. Для того чтобы колки инструмента служили исправно долгое время, необходимо соблюдать ряд правил:
- Детали не любят пыль, грязь. Периодически нужно чистить щеточкой.
- Раз в месяц планируйте подтяжку болтов отверткой/гаечным ключом. Болты, шурупы со временем разбалтываются.
- Затяжка болтов должна быть аккуратной, чтобы не повредить сам элемент или внешнюю сторону музыкального инструмента.
- Также необходимо раз в три месяца добавлять в механизм машинное масло.
На заметку! Если в результате пользования вам необходим ремонт гитары, замена колков, то со всей уверенностью выбирайте колки известных, проверенных производителей. Они прослужат вам долгие годы. Качественные элементы — важная деталь музыкального инструмента.
Колки одновременно считаются необходимым, аксессуарным предметом музыкального инструмента. Хромированные ручки идеально дополняют ольховую гитарную основу любого типа, формата, будь то акустика, бас-гитара или электрогитара. Без их участия не обойдется ни одна настройка звукового ряда. Подобранные правильно детали — залог неповторимого звучания музыкального инструмента.
Источник