Комбик для гитары через микрофон

Как правильно подзвучить гитарный комбик или кабинет

Занимаясь прокатом звукового оборудования и бэклайна уже много лет, в голове сложились простые истины про то, «как надо», «как положено», «как лучше». Это касается абсолютно всего — как правильно расставить барабаны, как нужно укладывать кабель, как настроить звучание микрофона и т.п. И казалось бы достаточно заурядное событие — подзвучка гитарного комбика — оказалось достаточно проблемным со стороны музыкантов и звукорежиссеров. Регулярно встречаю просто «шедевральные» способы снятия звука с гитарного комба. Поэтому предлагаю разобраться и понять, как же все-таки правильно снять звук с гитарного комбика или кабинета. Хочу сразу оговориться, что речь пойдет не о студийной записи гитары, а о концернтом звуке.

Выбор микрофона для гитарного комбика

Итак, первый момент. Для того, чтобы снять звук с комбика прежде всего нужен микрофон. Самым распространенным и «попсовым» вариантом такого микрофона является Shure sm57 (ну или Shure beta57) — надежный, доступный и понятный. Пожалуй, это самый райдерный микрофон и иметь его в своем арсенале надо обязательно как прокатной компании, так и гитаристу. Shure sm57 как правило требует минимальной тембральной корректировки, а за счет кардиоидной направленности и системы шумоподавления микрофон подавляет посторонние призвуки и шумы. Shure sm57 имеет высокую перегрузочную способность и выдерживает даже очень громких гитаристов.

Хотелось бы также отметить еще один очень удачный для подзвучки комбика микрофон — Sennheiser e906. Этот микрофон был специально создан для озвучания гитарных и басовых кабинетов и имеет плоскую форму. Обратите внимание, что две стороны микрофона отличаются друг от друга. С одной стороны сетка светлая с надписью FRONT должна быть обращена к комбику/кабинету, вторая — темная со стилизованной буквой e, обозначающей серию инструментальных микрофонов sennheiser evolution 900. Еще одной интересной особенностью микрофона является переключатель, который меняет тональную окраску — Bright (яркая), Normal (обычная), Smooth (мягкая). А еще в корпус микрофона встроена катушка подавления электромагнитных помех. Вот такой вот интересный микрофон получился у Sennheiser.

Отдельно хочется сказать, что эти два микрофона — не единственные варианты подзвучки. У каждого производителя, будь то Beyerdynamic, AKG, Audio-Technica, Telefunken — есть замечательные микрофоны, которые блестяще справятся с подзвучкой гитарного комбика. Мы например, в своей работе частенько используем Beyerdynamic TGX47 и конденсаторный Beyerdynamic TG i53c.

Как правильно поставить микрофон к комбику

Пожалуй самым ответственным моментом является определение расположения динамика. Да! именно это! Если у комбика нет задней панели, можно посмотреть там — как и где располагаются динамики. Если задняя панель глухая, можно аккуратно прощупать фронтальную панель (обычно это натянутая ткань) руками или просветить фонариком. Так например, у одного из самых популярных гитарных ламповых комбоусилителей Fender Hot Rod Deluxe динамик смещен в левую сторону относительно центральной оси. Именно с этим популярным комбиком и связана основная масса «косяков» — регулярно наблюдаю микрофон, «подзвучивающий» глухую стенку корпуса справа от динамика.

Второй важный момент — используйте микрофонную стойку! С помощью стойки можно правильно и надежно расположить микрофон относительно динамика микрофона. Категорически нельзя вешать микрофон за провод на комбик. Крайним исключением может быть только sennheiser e906 и то, только потому что его устройство (плоский корпус и фронтально направленная мембрана микрофонного капсуля) позволяет это делать.

Ну и самое основное — расположение микрофона. Здесь существует простое правило — чем ближе микрофон к центру динамика, тем звук ярче, чем ближе микрофон к краю динамика — тем в звуке больше будет низкочастотной составляющей. Но мы все же советуем ставить микрофон ближе к краю динамика. Готовых решений не существует. В любом случае придется потратить время на эксперименты с расположением микрофона, чтобы добиться нужного звучания.

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора

Источник

Звукозапись

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Барри Рудольф
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Андрей Гончаров
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: musician.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 25 августа 2003 г.

В чем залог успеха записи электрогитары? Ответ очевиден: в хорошем исполнении, правильном усилителе и правильном инструменте. Звукорежиссеру нужен прежде всего крепкий исходник, и надо быть наивным человеком, ожидая чуда в результате неправильно выбранных усилителя и гитары или неудачного исполнения. Чтобы перенести звук на пленку или диск, необходимо иметь достаточный багаж знаний, а также умение разбираться в микрофонах и технике вызвучивания усилителя. «Идеальным звуком гитары» считается тот, что максимально «близко к тексту» передает звучание инструмента, подчеркивая особенности композиции, жанра. Сегодня практикуется множество способов записи «в линию», но в настоящем материале речь пойдет о проверенной временем записи с комбоусилителя с помощью микрофонов.

Выбор и позиционирование (расположение) микрофонов — один из главных моментов в процессе записи гитарного звука. Неправильный микрофон или даже правильный микрофон в неправильном месте могут испортить даже самый лучший комбоусилитель в мире. И наоборот, меняя расположение микрофона, можно подчеркнуть лучшие качества аппарата. Каких-то четких правил не существуют. Главное: слушайте и выбирайте оптимальный вариант. Но все же немного рекомендаций для начала не повредит.

ВЫБОР МИКРОФОНА

Он, как и масса других факторов, является важной составляющей в процессе записи гитары. Существует множество типов микрофонов, равно и их комбинаций в зависимости от комбоусилителей и гитар. Давайте рассмотрим наиболее любимые звукооператорами микрофоны.

ПРОВЕРЕННЫЙ SM57

Кардиодный динамический микрофон Shure SM57 чаще всего применяются для записи гитары. Как гласит легенда, использовать данную модель начали после того, как во время больших студийных сессий обнаружился дефицит в относительно недорогих микрофонах. В качестве эксперимента решили попробовать «резервные» «шуры». Каково же было удивление, когда они с блеском справились с поставленной перед ней задачей: частотный резонанс, в оригинале предназначенный под голос, идеально подошел для среднечастотного диапазона гитары. А кроме того, в SM57 обнаружился эффект компрессии на большом уровне громкости. Это существенно упростило работу звукоинженера.

Как правило, SM57 ставится близко к решетке усилителя. Эффект приближения (когда микрофон находится рядом с источников звука) дает урезание низких частот. Таким образом при использовании SM57 на записи гитары не требуется дополнительной эквализации или компрессии.

SENNHEISER MD421U

Популярен также Sennheiser MD421U. Его частотный диапазон гораздо шире, чем у SM57 — больше высоких и низких. Пятипозиционный переключатель устройства позволяет регулировать частотный резонанс. 421 передает звук ярче, с меньшим эффектом компрессии, чем SM57. Также эти микрофоны более направлены, чем Shure, что немаловажно при записи каждого динамика по отдельности в кабинете, типа multi-speaker.

КОНДЕНСАТОРНЫЕ МИКРОФОНЫ

При записи гитары обычно используются динамические микрофоны, но и конденсаторные зарекомендовали себя с хорошей стороны. Единственный их минус — черезчур светлая передача саунда. Обычно я ставлю конденсаторные микрофоны подальше от динамиков, чтобы запечатлеть звучание кабинета.

Рисунок 1 показывает, как конденсаторным микрофоном Shure KSM44 вызвучен «маршалловский» кабинет 4×10 (1960, vintage). Установлен на расстоянии около 20″ (на фото можно увидеть три дополнительных кабинета, которые я установил для комплекта). По сравнению с SM57 звук на записи гораздо ярче.


Рис.1: Вызвучка кабинета

Кроме того, конденсаторные микрофоны гораздо чувствительнее динамических к низким частотам. Хорошо это или плохо? «Кач» работает в хэви-металлических треках, но совсем не уместен в поп-песнях. Кондесаторные микрофоны имеют также склонность к перегрузу, когда микрофон находится рядом с комбоусилителем, выведенном на экстремальные значения. Иногда и ветрозащита может создавать посторонние вибрации.

Из семейства конденсаторных лучше всего зарекомендовали себя Neumann U-87 и U-47FET, Shure KSM44 и Audio-Technica AT-4041.

Еще одна интересная возможность конденсаторных микрофонов — переключение направленности (ненаправленный и «восьмерка»). Ненаправленные микрофоны от кардиодных отличает отсутствие «эффекта приближения»: сигнал поступает в капсулу отовсюду, снимая звук не только самого усилителя, но и акустику помещения. И наоборот, кардиодные микрофоны воспринимают только то, что поступает от источника сигнала. Таким образом, ненаправленные микрофоны — хороший выбор при записи амбиентного гитарного звука.

В свою очередь, «восьмерка», «понимающая» сигнал, который поступает спереди и сзади капсулы, также неплохо зарекомендовала себя на записи пространственного звука.

ЛЕНТОЧНЫЙ МИКРОФОН ROYER R-121

Раз уж заговорили о «восьмерке», то ленточные микрофоны являются моими фаворитами для записи гитары. У меня есть пара Royer R-121, при помощи которых можно добиться очень хороших результатов. Большие, громоздкие ленточные микрофоны использовались долгие годы в звукозаписи (единственный их минус — хрупкая конструкция). Более прочные и небольшие Royers не боятся экстремальных громкостей.

Как и все другие «восьмерки», Royer снимает звук в двух обратно противоположных направлениях (еще их называют «бинаправлеными). Вы можете существенно расширить звуковое пространство комнаты. «По науке» это звучит следующим образом: звук, который принимает мембрана, находится на 180 градусов в противофазе сигналу, который приходится на тыльную сторону капсулы.

Сравнивая Royer и классический SM57, один звукооператор заметил: «Когда я поставил снова 57, то удивился: половины гитарного саунда как не бывало!». Если вы — сторонник массивного, плотного и теплого саунда, Royer — как раз для вас.

РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОФОНОВ

Расположение микрофонов — это целое искусство, и у каждого звукорежиссера есть свои секреты. Каких-то специальных рецептов не существует — есть ряд проверенных на практике приемов. А главное — слушайте, слушайте и еще раз слушайте! Повторюсь: идеальным расположением микрофона можно считать то, максимально подходит к типу усилителя, гитары, уровню громкости, акустическим характеристикам комнаты и, конечно, смысловой нагрузке, которую несет на себе гитарный трек.

ПРЯМО В ДИНАМИК

На рисунке 2 показано, как установлен SM57 для записи очень редкой модели усилителя Gibson выпуска 60-х. Микрофон направлен точно в центр диффузора динамика (для тех, кто не знаком с конструкцией данного усилителя: динамик расположен как раз по центру кабинета).


Рис.2: Прямо в динамик

Данное расположение максимально подчеркивает высокие частоты. Подвигая микрофон ближе, мы получим увеличение выходного сигнала с динамика и присутствие низких частот (помните эффект приближения?). Плюс сводится на нет акустика кабинета в общей звуковой картинке. Сторонников данного метода масса. Они в один голос утверждают, что нет ничего лучше, чем установка микрофона как раз по центру диффузора. Для некоторых типов динамиков это правило справедливо. Единственное, что можно порекомендовать: проверьте и убедитесь сами.

Если вам надо меньше высоких частот и больше теплоты, отодвиньте микрофон к краю динамика параллельно полу. Небольшое изменение положения незамедлительно даст о себе знать. Всего лишь пара дюймов — а разница колоссальная!

Рисунок 3. Здесь вы можете увидеть SM57, который немного наклонен при озвучивании Fender brown-face Deluxe. Обычно это положение позволяет добиться более мягкого, теплого звучания по сравнению с положением «прямо в динамик». Попробуйте и ту, и другую сторону динамика. Если микрофон немного смотрит в пол, звучит хорошо, не сомневайтесь — записывайте! Фокус вот в чем: пол (в особенности, если он деревянный) может впитывать, как губка, низкие частоты.


Рис.3: Микрофон под наклоном

Если покрытие пола сильно влияет на акустическую картинку, попробуйте немного наклонить усилитель назад. У некоторых моделей Fender для этих целей имеются специальные ножки, а усилители VOX (в частности, такие модели как AC30 и Super Beatle) продаются в комплекте со специальными подставками, которые полностью изолируют усилитель от пола. Если этих простых радостей нет под рукой, в студии я ставлю усилители просто на складной стул.

На рисунке 4 вы увидите как MD421U установлен перед Fender Tweed Deluxe. Я наклонил усилитель назад таким образом, что дно устройства имеет минимальную площадь соприкосновения с полом. Стоит также отметить, что у всех этих усилителей нет задней крышки.


Рис.4: Усилитель под наклоном

СПЕРЕДИ И СЗАДИ

Рисунок 5 иллюстрирует то, как усилитель без задней крышки Matchless DC30 озвучен двумя микрофонами — SM57 (спереди) и KSM44 (сзади). Эта конфигурация дает очень необычный звук. Оба микрофона можно свести в моно-трек или развести при сведении в разные каналы. Поставьте передний микрофон как можно ближе к динамику, отодвинув дальше задний. Получите очень короткий дилей. Рекомендую также попробовать подключение микрофонов в противофазу. Конечный выбор зависит только от ваших предпочтений.


Рис.5: Спереди и сзади

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МИКРОФОНОВ

Использование нескольких микрофонов на записи может дать замечательные результаты. Но данная техника требует большей квалификации и внимания. Она позволяет определить, какой из динамиков в кабинете (скажем, формата 4Х10) звучит лучше. А кроме того, каждый можно будет записать на отдельную дорожку. Особое внимание стоит уделить фазе, поскольку некоторые производители нарочно комплектуют кабинеты динамиками в фазе и противофазе.

Некоторые специалисты предпочитают использовать для записи одного динамика конденсаторный микрофон, а динамический и ленточный — для другого. Мой фирменный рецепт: найдите динамик, который звучит лучше всего и озвучьте его двумя микрофонами. И даже в этом случае можно услышать небольшую «сфазировку».

Наиболее популярная комбинация — пара SM57 и U-87 или ламповый U-67 на кабинет, установленный на расстоянии 4-5 футов.

ПОСЕРЕДИНЕ

На рисунке 6 вы увидите, как я использую Royer R-121, установленный на равном расстоянии между кабинетами Marshall (4×10, straight) и 4×10 reissue (наклонный). Оба заведены в один усилитель. Трюк не будет работать, если кабели кабинетов не установить в противофазу. Таким образом оба кабинета как бы раскачивают друга. Теплый звук плюс ленточный микрофон — нет ничего лучшего для чистого звука!


Рис.6: Озвучивание микрофоном посередине

ПОИСК НУЖНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ МИКРОФОНА «ПО НАУКЕ»

Рисунок 7. Здесь можно увидеть, как я ищу оптимальное расположение микрофона «по науке» для озвучивания усилителя Beatles AC30 VOX. Для этого специально используются хитрые тестовые приборы.

Фишка в следующем: звуковые волны, исходя из гитарного усилителя, распространяются в самых разных направлениях, как от камня, брошенного в водоем. Как и на воде, звуковые волны, находясь во взаимодействии, производят резонанс во всех направлениях и новые звуковые волны появляются в том месте, где соединяется звуковая энергия. Таким образом, это место и будет идеальным местом для расположения микрофона с научной точки зрения.


Рис.7: Научный подход

Для того, чтобы найти это место, необходимо измерить уровень выходного сигнала микрофона, меняя его положения перед усилителем.

Процедура не займет много времени. Первым делом, настройте гетеродин (генератор частоты) на 700 Герц. Заведите сигнал на вход гитарного усилителя, а выходной сигнал микрофона — в вольтметр. Не забудьте про беруши! Давайте сделаем науку максимально безболезненной!

Теперь перемещайте микрофон около передней стороны усилителя. В процессе обнаружатся много пиков и провалов. Желательно не загораживать собой динамик, ибо это может внести существенные погрешности в процесс измерения. По логике вещей уровень больше, если микрофон подносить ближе к динамику. Но нам надо выбрать определенное расстояние, на котором будем менять расположение относительно динамика влево и вправо. В том месте, где обнаружиться пик, и стоит устанавливать микрофон. Но не стоит слепо доверять приборам. Может быть, звук, который вы получите на записи, вас не устроит.

ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Существует также еще несколько способов записи гитары, которые заключаются в комбинации микрофонов и разных типов усилителей. Но это, скорее, дело эксперимента и наличия студийного времени.

ОЗВУЧИВАНИЕ КОМНАТЫ

Когда вы записываетесь в комнате с отличными акустическими характеристиками, вам просто необходимо установить пространственные микрофоны, при помощи которых звук гитары станет гораздо богаче. Перед вами открывается самое обширное поле для эксперимента. Пробуйте разные расстояния, типы микрофонов, эквалайзеров, компрессии и дилея. Все в ваших руках и ушах!

АКУСТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Рисунок 8 показывает, как конденсаторным микрофоном Sennheiser Е865 снимается «священный Грааль» электрогитар 1959 Les Paul Sunburst. При таком способе записи усилитель придется перенести в другую комнату. Звук усилителя и комбо я записывал на раздельные треки, получив очень интересный звук.


Рис.8: Акустическая запись электрогитары

Источник

Читайте также:  Вылетала сизая голубка ноты
Оцените статью