- Гитарные заблуждения
- 1. Ламповый комбик для дома — бред. На малой громкости не зазвучит и будет хуже транзисторного.
- 2. Звук связки «гитара + транзисторный комбик» можно улучшить, купив отдельную педаль перегруза.
- 3. Продолжение предыдущего. Чтобы примочка хорошо звучала с комбиком, в комбике должен быть хороший чистый звук.
- 4. У меня плохое качество записей, потому что непрофессиональная звуковая карта.
- 5. Дерево гитары не влияет на ее звук. На него влияют лишь струны и датчики.
- 6. Чтобы звук был, как у гитариста N, нужно купить такой же, как у него усилитель/гитару/примочку и т.п.
- 7. Чтобы получить очень жесткий и злой звук, надо много Gain’а.
- 8. 12-дюймовые динамики звучат круче 10-дюймовых (как вариант — «10-дюймовые динамики круче, потому что их легче раскачать» и т.п.).
- 9. Чем больше ламп в преампе/усилителе, тем круче он звучит.
- 10. Процессор, у которого есть лампа, звучит круче процессора без нее, потому что у него ламповый перегруз.
- 11. «Фирмачи» на концертах ставят на сцену стены Маршаллов, так как нужна большая мощность, чтобы озвучить большой зал/стадион и т.п.
- Руководство по гитарным педалям для новичков
- Анонс
- Тестовый автор
- Зачем нужны педали
- Звуковысотные эффекты
- Тоновые эффекты
- Эффекты модуляции
- Временные эффекты
- Популярные бренды
- TC Electronic
- Какие педали покупать
- Принцип подключения педалей
Гитарные заблуждения
Гитарные заблуждения — это огромная часть жизни любого, кто играет на гитаре. Они касаются его в той или иной степени. То гости просят «сыграть да спеть че-нить, ты ж гитарист», то «мурку/кузнечика можешь?». Но часто источниками и носителями заблуждений являются сами любители гитары и гитарной музыки.
В этой статье я постараюсь рассмотреть некоторые из них и дать свой собственный комментарий. Надеюсь, это поможет избежать ошибок при выборе оборудования и вообще при дальнейшем развитии как музыканта.
1. Ламповый комбик для дома — бред. На малой громкости не зазвучит и будет хуже транзисторного.
Это достаточно популярное изречение базируется на том, что ламповый аппарат выдает 100% своего звука лишь при его «раскачке», то есть при работе на больших уровнях громкости (больше половины). Неведомым образом вполне справедливое описание работы любого гитарного лампового аппарата превратилось в то, во что верит много народу и что буквально отвращает их попробовать лампу в домашнем использовании. Да, можно согласиться с тем, что ламповый аппарат даст свой звук в полной мере, когда режимы его работы близки к предельным. Это происходит от того, что свою роль в компрессии и насыщении гармониками начинают принимать выходной трансформатор и лампы оконечника, а не только лампы предусилителя. Тот вкусный, теплый, жирный звук — это звук именно слаженной работы этих элементов лампового усилителя. К этому добавляется также и то, что динамики, установленные в комбо или кабинетах, также рассчитываются на подачу на них мощности по 25Вт и выше. Соответственно, при проектировании таких динамиков производитель вкладывает звук именно в режимы высокой громкости.
Это все действительно так и этого никто не отрицает, если находится в здравом уме. Но из этого ни в коем случае не следует вывод, который подчеркнут в начале абзаца! Поверьте мне, и на малой громкости многие ламповые усилители выдают такой звук, до которого большинству транзисторных не добраться. Например, мои записи сделаны на том уровне звука, на котором я играю дома, и мне ни разу не стучали соседи по батарее или в стену. Громкость умеренная. Разумеется, не все ламповые аппараты обладают такими свойствами (когда я выбирал свой Crate, один из очень почитаемых и дорогих аппаратов одного супербренда был просто убит наповал в сравнении рядом с Crate), поэтому если есть желание и возможости играть на правильном звуке, то необходимо просто выбирать. Разумеется, мой же Crate зазвучал просто сказочно, когда я его привез на студию и разогнал до полной мощности, но даже минимальная планка его звука трудно достижима на транзисторных аппаратах.
Вывод: не пожалейте времени и послушайте побольше усилителей. Возможно найдете то, что вам нужно.
2. Звук связки «гитара + транзисторный комбик» можно улучшить, купив отдельную педаль перегруза.
Это скорее исключение из правила. А правило состоит в том, что большинство популярных педалей перегруза созданы для разогрева лампового усилителя. Здесь уже играет свою роль и характер лампового звука, так как искажения, вносимые лампой, гораздо мягче и музыкальнее на слух, нежели транзистор. Педаль и лампа как бы уравновешивают друг друга, каждый блок привносит в звук свою составляющую, и при умении эту систему настроить мы получаем хороший звук. И внезапно куда-то пропадает песок, зернистость, гнусавость и плоскость звука, и все звучит кругло и мясисто. А все потому, что педали надо использовать так, как это предусматривалось производителем, а не в соответствии с желаниями вашей левой ноги. Более подробно об использовании педалей перегруза я писал на страницах первого номера журнала «Комбик», а также приводил аудиотесты педалей. Послушать их и прочитать статью вы можете здесь.
3. Продолжение предыдущего. Чтобы примочка хорошо звучала с комбиком, в комбике должен быть хороший чистый звук.
Ну это уже вообще фантастика. Тем более, что при включении педали в комбик перегруз самой педали смешивается с перегрузом комба. Свой собственный звук педали, который можно получить, не добавляя перегрузки комбика, как правило отвратителен. На что и жалуется большинство обладателей педалей и транзисторных комбо. Да, еще при добавлении к транзисторному искажению педали перегруза транзисторного комба получается такое…
4. У меня плохое качество записей, потому что непрофессиональная звуковая карта.
Это относится к тем случаям, когда человек оправдывает свою некомпетентность низкими возможностями оборудования. Как контраргумент в этом случае я приведу то, что, скажем, Дмитрий Лазеев, взявший первое место в конкурсе Blade’2003 с композицией «Луна-Парк», записал ее, используя SB Live. Также Сергей Юдин записал свою Trilogy, используя тот же Live. Сносного звучания можно добиться даже при минимуме аппаратуры, просто нужно уметь работать со звуком.
5. Дерево гитары не влияет на ее звук. На него влияют лишь струны и датчики.
Подобные гипотезы любят высказывать разные теоретики, которые часто бывают лишены способности хорошо слышать нюансы звука, но твердо уверенные в том, что картонная гитара и какой-нибудь Paul Reed Smith будут звучать абсолютно одинаково, поставь на них одинаковые датчики и струны. Только они не учитывают в своей совершенной физической модели, что от струн колебания переходят к дереву гитары. Это можно почувствовать — возьмите ноту и дотроньтесь до деки, почувствуйте, как дрожит гриф в левой руке. Да гитара вся начинает колебаться! Как и датчики, которые закреплены на корпусе. Ни у кого, думаю, нет сомнений в том, что на звуковые характеристики звука, проводимого декой, влияет все, начиная от типа древесины, формы корпуса и заканчивая лаком, которым она покрыта.
АЧХ для каждой деки будет разной. Какая-то лучше проведет низкие частоты и съест верха, какая-то наоборот и т.п. Так вот, вполне резонно будет сделать вывод о том, что звукосниматели будут снимать не только колебания струн. Ведь сами звукосниматели также колеблются вместе со всей гитарой, следовательно, сигнал будет суперпозицией колебания струн и гитары. Таким образом, и корпус, и гриф, и вариант крепления грифа, словом, любая часть гитары окажет то или иное влияние на звук, так как окажет влияние на колебание всей системы.
6. Чтобы звук был, как у гитариста N, нужно купить такой же, как у него усилитель/гитару/примочку и т.п.
Очень часто встречается вопрос (он есть даже на моем форуме), что же нужно купить, чтобы получить звук а-ля моя любимая группа/гитарист и проч. В самом начале занятий на гитаре человек, как правило, еще не может полностью услышать звук, почувствовать его полностью. Это вполне естественно, ведь это появляется со временем, с опытом. В первую очередь, из-за этого сложно поверить в истину, повторяемую многими (кстати, иногда просто эти многие читают их в интервью различных музыкантов и повторяют, хотя сама идея сказанного остается для них загадкой) опытными музыкантами: бОльшая часть твоего звука — это звук твоих рук. Действительно, чтобы это почувствовать, необходимо обладать хорошим звукоизвлечением, вкусом, слухом, наконец. Как пример, приведу человека, который однажды приехал ко мне. Мы взяли какой-то простенький рифф, и сыграли его по очереди. Игралось все на одной и той же гитаре, в один и тот же аппарат, цепь была неизменна. Все это непрерывно записывалось. Разница в звуке — кардинальна.
Потом, звук гитариста — это не только звук одной отдельной ноты. Это также и мелизматика, форшлаги, фразировка, различные фишки. Все это очень индивидуально. Поэтому даже накупив гору аппаратуры, как у, скажем, Петруччи (кстати, звук также зависит от студии, звукорежиссера и продюссера, которые записывали, сводили и мастерили материал), получить его звук все равно не удастся. Можно получить некое подобие, но скопировать в точности — вряд ли.
Разумеется, вполне можно мне сейчас возразить, мол, я вот вчера в магазине попробовал Marshall ShedMaster и получил звук в ноль как у Metallica образца 1991 года. Заметьте, что такими фразами никогде не бросаются профессиональные музыканты. Просто потому, что человек, заявивший подобное, рано или поздно поймет, что в то время он не услышал и половины звука, и что настоящий звук тогдашней цепи с той же Metallica не имел ничего общего. Все это, опять-таки, требует некоторого времени и опыта.
7. Чтобы получить очень жесткий и злой звук, надо много Gain’а.
Я более чем уверен, что этот миф родился у какого-нибудь начинающего гитариста, когда он услышал дикий рев квинты, взятой с distortion. Попробую пояснить ситуацию. Из предыдущего пункта следует, что твой звук создается в первую очередь твоими же руками. Злость, напор и драйв — это в первую очередь характеристики твоего звука, а не технические данные твоей аппаратуры. Сам по себе перегруз, как известно, является сильным компрессором. А компрессор рано или поздно задавит все — и твою атаку, и твою динамику, нужно только использовать его не так, как знающие люди, а так, как тебе скажет сосед Федя. То же самое происходит и тогда, когда ты навернул гейна под самую завязку. Атака по уровню уменьшена, ее слышно хуже. Из этого следует только то, что звук станет более размазанным и нечетким. Какая может быть злость, когда ноты сливаются в какую-то ужасную кашу? Спросите любого педагога, да или просто профессионального гитариста, сколько гейна он использует. Могу ручаться, что ответ вас удивит.
Вышеуказанная злость — это в первую очередь подача, драйв, который исходит от тебя самого. Это твое умение выдрать нужные ноты из гитары, заставить ее рычать, плакать и так далее. Это должен обеспечивать ты сам, а не аппаратура, которую используешь.
8. 12-дюймовые динамики звучат круче 10-дюймовых (как вариант — «10-дюймовые динамики круче, потому что их легче раскачать» и т.п.).
Часто, слыша подобные изречения, я думаю, когда же люди начнут верить своим ушам, а не теориям. Ведь они пытаются делать музыку, а не заниматься математикой, физикой и т.п.!
Да, большие динамики дают больше низов, их сложнее раскачать, чем маленькие. Но походите и послушайте и те, и другие! Ведь не всегда по звуку вам может подойти одна модель 12-дюймового динамика, а подойдет 10-дюймовый. Ведь также надо учитывать, что все они разные, среди тех и других можно найти бесчисленное количество вариантов их исполнения. Это намоминает мне другое заблуждение, которое звучит так:
9. Чем больше ламп в преампе/усилителе, тем круче он звучит.
Наша страна всегда славилась мастерами на все руки, этакими Кулибиными. Хочешь — сливной бачок починю, хочешь — светильник сам спаяю. А в итоге все получается, как правило, «по-совковому», разваливается на куски, ни то, ни другое не сделано так, как подобает. Так вот, опять-таки советую заниматься музыкой и верить своим ушам и ощущениям. В количестве ламп и схемотехнике пусть разбираются радиолюбители и прочие «паяльники». Я видел кучу усилителей, которые работали на 9-ти, скажем, лампах, и звук их мне не нравился, а бывало, что и комбик на 4-х лампах выдавал такой звук, что можно обалдеть. С уверенностью можно лишь сказать о том, что количество ламп в аппарате связано со следующими вещами: с тепловыделением аппарата и с его стоимостью.
10. Процессор, у которого есть лампа, звучит круче процессора без нее, потому что у него ламповый перегруз.
Вера в подобные заблуждения порою настолько сильна, что пересиливает здравый смысл и даже собственные уши. А здравый смысл говорит о том, что лампа в таких приборах является не более чем бутафорией, а перегрузка там в любом случае будет цифровой. Максимум, зачем там нужна лампа — несколько «отеплять» сигнал, но, опять же, я не слышал процессора, где это было бы оправданно. И точно также я не слышал процессора, в котором эта «фича» бы оправдала дополнительные пару сотен грина в цене на прибор.
11. «Фирмачи» на концертах ставят на сцену стены Маршаллов, так как нужна большая мощность, чтобы озвучить большой зал/стадион и т.п.
Такие мысли связаны, скорее всего, с простым незнанием дела и плохой наблюдательностью. Ведь не всегда огромные портальные системы скрыты от зрителя. Те, кто хоть раз был в Кремле, наверняка видели по бокам от сцены, прямо под потолком, огромные «грозди» порталов, направленных в зал, плюс еще разбросанное по залу оборудование. Так вот, звук идет в 99,9% случаев именно из порталов. Так для чего же эти стены стеков? — спросите вы. А я вам скажу, что они (равно как и один стек, равно как и комбик) служат на сцене мониторами. С их помощью гитарист всегда может хорошо слышать себя среди других музыкантов, имея солидный запас мощности. Для того, чтобы слышать других участников группы, используют напольные мониторы (на эти коробки, по форме близкие к треугольникам, так любят опираться ногой музыканты) либо «прострелы». Каждый музыкант получает нужный ему баланс инструментов (для этого часто используется второй микшер — специально для мониторов), так что тот же гитарист может выстроить громкость мониторов перед собой в соответствии с громкостью стоящих сзади гитарных кабинетов и будет чувствовать себя комфортно на концерте.
Ну и, разумеется, нельзя забывать про пафос! Ведь гораздо круче на сцене смотрится десяток стеков, чем один маленький комбик, стоящий где-то в углу сцены!
Источник
Руководство по гитарным педалям для новичков
Анонс
Тестовый автор
Со времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам. Немудрено, что многообразие эффектов может ввести начинающих гитаристов в заблуждение.
В этом материале мы расскажем об основных эффектах, поможем разобраться в азах, а также рассмотрим лучшие педали для новичков. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.
Зачем нужны педали
Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, объединяющее английские слова stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка способна изменять гитарный тон в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала. Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться тонкими нюансами.
Некоторые эффекты распространены шире и используются чаще других. Реверб, овердрайв и набор модулирующих эффектов — так выглядит джентльменский набор большинства гитаристов. Новичкам стоит собрать педалборд из недорогих и проверенных педалей с простым управлением. Такой набор быстрее научит обращаться со звуком. После этого можно переходить к более сложным конфигурациям.
Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов. Для знающих английский язык продюсер и преподаватель Рик Беато подробно объясняет смысл классификации на видео. Такая классификация представляется самой удобной для запоминания.
Звуковысотные эффекты
В качестве примера укажем питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов. На выходе вы либо получаете исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.
Тоновые эффекты
К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры. Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.
Эффекты модуляции
Сюда можно отнести разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляется энное количество копий с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой сигнала.
Временные эффекты
Яркий пример — дилей/эхо и реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. А дилей, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.
Несколько в стороне стоят различные утилитарные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (из популярных артистов лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav). Здесь же упомянем о педалях Мульти-FX и процессорах, которые содержат сразу несколько эффектов в одном устройстве. Полезны они тем, что позволяют услышать и поэкспериментировать сразу с целым рядом различных эффектов. Кроме того, комбинированные девайсы в итоге обойдутся дешевле, чем педалборд из собранных по отдельности педалей.
Популярные бренды
Некоторые производители гитарных примочек подходят для начинающих исполнителей больше остальных. Это обосновано ценой, поскольку некоторые бутиковые компании собирают очень дорогие педали. Другая причина — удобство использования. Многие бренды специализируются на уникальных звуках и эффектах, нацеленных на музыкантов с солидным опытом и более глубоким пониманием принципов их работы. Ниже приведены примеры компаний, которые производят доступные девайсы с качественным саундом.
Boss заслуженно считаются одними из первых создателей педалей. Японская компания разработала дисторшн OD-1 в далеком 1977 году и с тех пор выпустила много эталонных эффектов. Boss никогда не снижали высокую планку требований к звуку, находя при этом идеальный баланс качества и доступности. Они также выпускают отличные мульти-FX педали.
TC Electronic
Датская компания славится достойным ассортиментом различных гитарных эффектов, упакованных в стильные и изящные корпуса. Возможно, наиболее известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Опять же стоит отметить, что эти педали легко доступны по отличным ценам и способны занять вас на долгие часы.
Какие педали покупать
Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации, соответствующие творческим нуждам.
Принцип подключения педалей
Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время вспомнить о порядке их подключения. Каждое изменение влияет на звук, поэтому при организации цепи сигналов необходимо учитывать все тонкости.
На начальном этапе правильным решением будет ориентироваться на одну из множества существующих схем расстановки. Помните, нет какого-то единого и общепринятого правила, есть только устоявшиеся типовые принципы в организации цепи сигналов, но и они во многом подтверждают фразеологизм «сколько людей — столько и мнений». К самостоятельным экспериментам следует переходить уже по мере обретения опыта и понимания того, как каждая конкретная примочка отражается на звуке.
Очередность цепи может быть выстроена по следующему принципу:
Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.
При таком порядке звуковысотные фильтры вроде вамми расположены сразу за тюнером, далее идет компрессор, снижающий динамический диапазон. После в ход идут всеми любимые перегрузы, эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей с ревербом. Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце, то же самое касается тюнера, открывающего цепь — позиции педалей этих типов практически неизменны, чего не скажешь о других. Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Понятия «правильно» здесь нет, как видите, компоновка весьма вариативна и во многом зависит от конкретных педалей, которые есть у гитариста, а также от его собственной фантазии.
Когда вы представили порядок, приступайте к коммутации. Подключите ¼” инструментальный кабель к педали, затем другим кабелем соедините педаль с усилителем. Если вы используете более одной педали, создайте цепь с помощью коротких патч-кабелей. Обратите внимание, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя. Дальше многое зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный. При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилэй, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно.
Другой важный фактор при сборе педалборда — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами способен равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии. Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.
Источник