Комбоусилитель для акустической гитары корт

Акустический комбоусилитель Cort AF60

Комбик для акустической гитары. Что меня вынудило купить данный девайс? Экзистенциальная нужда. Купив электроакустическую гитару “Ibanez EW-20”, первое время я подключал её в широкополосный усилитель TDA7294 через спикерсимулятор “AMT Chameleon CN-1”, но что-то меня не устраивало в этом сухом и плоском звучании без ревера и каких-либо отражений. Первое время играл без всяких комплексов, радуясь возможностям новой электроакустики со струнами “D’Addario EZ-900”, даже в режиме unplugged. Но со временем смутное чувство начало все сильнее подтачивать меня, поскольку в звуке много чего не хватало: объема, реверса, хоруса и т.п.

В марте 2019 года мне пришел на продвижение сайт guitar-guitar.ru, где спустя некоторое время я высмотрел в разделе «Комбо для акустических гитар» весьма любопытный аппарат “Cort AF-60”, который понравился чисто внешне с первого взгляда. Что ни говори, но понимая это лишь подсознательно, мы часто западаем на вещи, которые нравятся чисто внешне. А технические моменты здесь уже играют второстепенную роль. Торжество UI/UX дизайна на лицо.

Этот аппарат обшит кремово-белой винилискожей, имеет все ручки управления на передней панели, и позволяет использовать себя в качестве монитора с аналогичным расположением на полу. То есть он может стоять как перпендикулярно полу, так и наклоняться в диагональ, подобно сценическому монитору. Я посмотрел несколько роликов на Youtube как 30-ти, так и 60-ватнного аппарата, и только укрепился во мнении заиметь такой комбик.

Читайте также:  Моцарт концерт для клавира с оркестром ноты

После четырехмесячного ожидания на pop-music.ru, окончательно отчаялся в появлении там заветного аппарата, и нашел в челябинском магазине maestro-74.ru заветный акустический комбо по цене немного меньше, чем в первом магазине. Посылка пришла из Челябинска до Омска «Деловыми линиями» за три дня в целости и сохранности.

Первый день я был в абсолютном восторге, играя почти на полной мощности с хорусом и реверсом любимые вещи Металлики, Цоя, Шевчука и собственного сочинения. На второй день обнаружился весьма ощутимый «шум моря», доносившегося из трех динамиков в перерывах между песнями. Этот момент в раз обескуражил меня до невозможности. Разумеется, это непрофессиональный аппарат, но даже для домашнего использования шумит он просто безбожно. Принимая во внимание достаточно шумный встроенный звукосниматель «Inanez SRTn», я делал скидку на то, что виновен во всем именно он.

Все это вынудило меня в первые же выходные разобрать агрегат и посмотреть, что там прячется внутри. Об этом расскажу подобнее.

Сам ящик собран очень добротно: все стенки проклеены изнутри, снаружи на винилискоже едва видны швы, металлические уголки на передней панели – все по канонам жанра. Пайка соединений и радиоэлементов на двустороннем текстолите очень аккуратная, все провода скреплены стяжками, висячие провода посажены на термоклей к плате, термопаста между микросхемами усилителя мощности и радиатором. Разочаровало два момента: электролиты в двуполярном блоке питания всего 3300 mF по одному в каждом плече и микросхемы TDA2050 в мостовой схеме включения с драйвером LM7805. Обескураживающий момент. В гитарном комбоусилителе современной интерпретации хотелось увидеть дискретные элементы в виде транзисторов, но не тут то было! Инженеры нашего времени тоже превратились в маркетологов, и заранее просчитывают прибыли и риски при сбыте аппаратов, поэтому выбирают беспроигрышные и практичные варианты в схемотехнике. А я думал, что микросхемы TDA давно уже канули в лету, и находят применение только в радиолюбительских конструкциях УНЧ. Но реалии таковы, что разобрав даже какие-нибудь «студийные мониторы начального и среднего уровня», мы рискуем наткнуться на пресловутые микросхемы TDA7294, TDA2030, TDA2050 и им подобные. И это аксиома, уважаемые любители студийного звука и начинающие аудиофилы.

Читайте также:  Матвеева татьяна анатольевна гитара

Данные микросхемы весьма неплохи за свою цену и простоту сборки, но они заметно проигрывают по низам и детализации звука по сравнению с УНЧ на дискретных элементах и тем более лампах.

Второй момент, который я ощутил – это немного мутноватая реверберация. Вспоминая пружинный ревер электрогитарных усилителей, этот цифровой DSP вносит в звучание какую-то неестественную пластмассу. Покачав комбарь, мы не услышим привычных всплесков пружинок, как у «Ibanez TBX-30R» , например. Это ощущение потерянного рая. Все превращается в безжизненную цифру, где нет места естественным аналоговым процессам.

Третий момент – это жуткая фоняра, раздающаяся из динамиков. Во время игры в принципе не обращаешь на это внимание. Но стоит прислушаться в перерывах между игрой – о, ужас – до ушей доносится звук морского прибоя в самом конкретном воплощении. Делая скидку на шумную электронику гитары “Ibanez EW-20”, я выдернул джек из входного гнезда, в надежде услышать полную тишину, зная, что при выдернутом штеккере происходит замыкание входного сигнала на землю. Не тут то было. Cort AF60 продолжал воспроизводить шум моря чуть-чуть меньше, чем при подключенной гитаре. Я оказался в чистом недоумении.

Четвертый момент – это громкий щелчёк при выключении комбоусилителя. Что автоматически говорит об отсутствии пленочного конденсатора в первичной обмотке силового трансформатора.

Модернизация комбо для акустической гитары CORT AF-60

После обнаружения всех описанных недостатков, я загорелся идеей исправить их как можно скорее. О чем повествую подробнее.

Я подпаял пленочный кондер 0,68mF/250V параллельно обмотке силового транса и припаял перемычку между сигнальным и экранным контактом входного джека, чтобы при отсутствии штеккера в разъеме происходило замыкание сигнала на землю для полной тишины в динамиках усилителя.

Но результат не оправдал ожиданий: комбик по-прежнему продолжал щелкать и шуметь при выдернутом штеккере. Что наталкивает на другие мысли: фонит этот прибор либо из-за микрофонного усилителя, либо из-за цифровых DSP эффектов, либо из-за отсутствия ФНЧ-фильтра на входе преампа. В общем, бог их знает, но где-то инженеры накосячили при проектировании и тестировании сего комбоусилителя. А зря. Аппарат в целом неплох, звучит весьма атмосферно, хоть и не чувствуется заявленных 60 Вт мощности, максимум 20 Вт – по субъективным ощущениям. Впрочем, обнаружив в мощнике две TDA2050 – большего уже не предполагалось.

Выбор акустического комбоусилителя, как выбрать комбик для акустической гитары?

Опишу наиболее популярные модели комбиков для акустической гитары, которые я рассматривал при выборе:

  • Marshall AS-50D
  • Fender Acoustasonic 40
  • Ibanez Troubadour T35
  • Roland AC-40
  • Belcat Acoustic-25RC
  • Cruizer CR-35A
  • Fishman Pro LBX

Вот, пожалуй, наиболее примечательные акустические модели, не считая Roland, Bugera, Behringer, Randall, Yamaha, Ampeg, Nux, Vox и других менее известных брендов. Описания каждого из них можно легко найти в открытом доступе, есть также видео на Youtube.

Как правило, акустический комбо имеет на борту эффект хоруса и ревербератора, микрофонный вход с регулировкой громкости, вход Aux для подключения внешних источников сигнала для игры под минус, линейный выход на микшерный пульт или звуковую карту для записи, выход на наушники, регулировку Anti-feedback (или Notch filter).

Данный функционал примерно одинаков для аппаратов от 10 до 50 Вт. Он предоставляет музыкантам весьма удобное решение для домашнего музицирования и выступлений на концертных площадках, где можно использовать привычный слуху звук как мониторный вариант.

Во всем остальном выбор зависит от индивидуальных предпочтений в плане дизайна и, конечно же, финансовых возможностей.

Ещё одно наблюдение: ревербератор всех данных аппаратов встроен в DSP, то есть в цифровой процессор. Ни один из перечисленных комбо не имеет пружинного ревера, который более естественен и приятен для слуха. Возможно, это инженерное решение направлено на подавление нежелательных заводок, но скорее всего, просто экономия и упрощение серийного производства.

Источник

Гитарные комбоусилители: характеристики, типы, виды

Назначение

Инструмент, для которого предназначен усилитель.

В целом смысл данного пункта достаточно очевиден, отметим лишь несколько нюансов. Так, навряд ли имеет смысл использовать с электрической гитарой «комбик» для акустической, и наоборот — это два принципиально разных инструмента с разными изначальными характеристиками звука. Помимо этого, комбоусилители для электрогитар довольно часто оснащаются набором дополнительных эффектов, включая distortion или overdrive (см. «Эффекты»), хотя встречается немало моделей и без таких функций. А вот устройствах для «акустики» эффекты хотя и тоже встречаются, однако они не столь «радикальны» и предназначаются в основном для лёгкой обработки звука, а не для его принципиального искажения. В басовых усилителях, в свою очередь, может предусматриваться возможность подключения активной электрогитары и работы через один «комбик» сразу двух инструментов.

Тип определяется элементной базой — разновидностью деталей, на которых построены контуры комбоусилителя.

— Транзисторный. Усилители этого типа сравнительно просты и недороги, при этом способны обеспечить вполне приемлемое качество звука (хотя всё, разумеется, зависит от класса). Именно «транзитор» рекомендуется начинающим гитаристам в качестве первого «комбика», хотя среди подобных устройств встречаются и довольно продвинутые модели. Из однозначных достоинств транзисторных схем можно назвать долговечность компонентов и способность без проблем переносить частую переноску с места на место. Что касается звука, то в таких устройствах он получается более «сухим», «плоским» и «холодным», чем в ламповых моделях, что многие считают однозначным недостатком. В то же время в случае электрогитар даже этого вполне хватает для начального обучения, репетиций и не особо «навороченных» выступлений; кроме того, в некоторых транзисторных усилителях для применяется специфическая обработка сигнала, придающая звуку сходство с ламповым. А комбоусилители для акустических гитар в подавляющем большинстве делаются именно транзисторными.

— Ламповый. Исторически первая разновидность усилителей, которая, тем не менее, до сих пор считается едва ли не эталоном, если речь идёт об электрогитаре (для акустических гитар ламповые схемы практически не . применяются). Главное преимущество подобных устройств — пресловутый «тёплый ламповый звук», характерная мягкая, тёплая и в то же время насыщенная окраска звучания. При этом отметим, что уровень искажений у ламповых схем выше, чем у транзисторных, однако эти искажения более приятны для слуха, во многом именно они обеспечивают упомянутую окраску. Широкому распространению ламповых усилителей препятствует прежде всего их высокая стоимость — в разы выше, чем у транзисторных с аналогичными характеристиками. Помимо этого, из недостатков подобных устройств стоит отметить деликатность (лампы плохо переносят удары и толчки), быстрый износ ламп и необходимость их регулярной замены, а также необходимость прогрева после включения. Тем не менее, профессиональные музыканты предпочитают пользоваться в основном ламповыми устройствами.

— Цифровой. Усилители на основе микросхем, использующие цифровую обработку звука. Главным достоинством таких устройств являются обширные возможности по моделированию звучания и обеспечению различных эффектов. В частности, существует немало моделей, копирующих ламповые усилители: имитация получается весьма достоверной, а иногда — практически неотличимой от оригинала. При этом цифровые модели лишены многих недостатков ламповой техники: они проще, дешевле, долговечнее и устойчивее к ударам и сотрясениям. В то же время считается, что цифровая обработка лишает звук индивидуальности, и многие приверженцы высококачественного звука с подозрением относятся к цифровым решениям.

— Гибридный. Под гибридным обычно подразумевается усилитель, сочетающий в себе транзисторные и ламповые схемы. Подробнее об этих разновидностях см. соответствующие пункты; здесь же отметим, подобное сочетание позволяет до определённой степени объединить их достоинства и компенсировать недостатки. Так, гибридные «комбики» по сравнению с ламповыми стоят дешевле, весят меньше, не так деликатны и имеют меньше ламп, требующих регулярной замены. При этом по качеству звука «гибриды» находятся где-то посредине между транзисторными и ламповыми устройствами: звучание не дотягивает до полноценного лампового, однако имеет характерную окраску и получается более приятным, чем у транзисторных моделей.

Мощность

Общая номинальная мощность динамиков, установленных в комбоусилителе.

От данного параметра напрямую зависит громкость звука и, как следствие, сфера применения комбоусилителя. Стоит учитывать, что фактическая громкость зависит не только от мощности, но и от типа усилителя (см. соответствующий пункт): ламповые модели звучат значительно громче транзисторных. Если же говорить о конкретной мощности, то транзисторные модели до 15 Вт и ламповые до 5 Вт предназначены в основном для домашнего применения — такого устройства вполне хватит для нормальной слышимости в пределах комнаты даже без выкручивания громкости на максимум. Для репетиций в группе без ударной установки (например, две гитары плюс бас) желательна мощность побольше, порядка 40 «транзисторных» ватт, а при наличии ударных — не менее 60 Вт. Транзисторные устройства мощностью до 150 Вт и ламповые до 40 – 50 Вт подойдут для специализированных репбаз и концертов в сравнительно небольших помещениях, а более высокие показатели встречаются в основном в оборудовании для масштабных концертов.

Отдельно стоит упомянуть басовые усилители: считается, что для нормального согласования между собой мощность басового «комбика» должна быть в два раза выше мощности гитарного.

Импеданс

Импеданс динамика (динамиков), установленного в усилителе.

Импедансом называют сопротивление переменному току — то есть току, протекающему при подаче аудиосигнала. Это сопротивление влияет на совместимость динамика с усилителем мощности: при слишком низком импедансе возникают искажения звука, при слишком высоком — снижается громкость. Однако в комбоусилителях данный параметр чаще всего приводится как чисто справочный: такие устройства имеют собственный усилитель мощности, который по определению рассчитан на импеданс «родного» динамика, а по отдельности, с посторонними компонентами, динамик и усилитель не используются.

Количество динамиков

Количество динамиков, предусмотренное в конструкции комбоусилителя.

Данный параметр указывается в тех случаях, когда динамиков больше одного. Его смысл может быть разным. Так, в одних моделях несколько динамиков предусматривается для разделения на частотные полосы (см. «Количество полос»); при этом небольшой высокочастотный излучатель может устанавливаться прямо перед низкочастотным (т.н коаксиальная схема). В других устройствах несколько однотипных динамиков используется для того, чтобы обеспечить необходимую мощность звука — по ряду причин это бывает предпочтительнее, чем устанавливать один мощный динамик.

Количество полос

Количество полос, предусмотренное в комбоусилителе. Указывается в тех случаях, когда полос больше одной.

Полосой частот называют определённую часть общего частотного диапазона, за которую отвечает свой динамик (или несколько однотипных динамиков). Разделение на полосы имеет смысл из тех соображений, что для разных частот (низких, средних, высоких) требования к динамикам также будут разными: в частности, чем ниже частоты, тем крупнее должен быть излучатель. Соответственно, использование специализированных динамиков улучшает общее качество звучания «комбика».

В современных комбоусилителях, имеющих разделение на полосы, полос чаще всего две — ВЧ и НЧ/СЧ. Этого считается вполне достаточно для большинства случаев. Крайне редко среди продвинутых моделей встречаются трёхполосные устройства (ВЧ, СЧ, НЧ), а большее количество считается технически неоправданным.

Диаметр ВЧ динамика

Диаметр специализированного высокочастотного динамика («твиттера»), установленного в усилителе.

Диаметр динамиков традиционно указывается в дюймах. Для твиттеров он обычно невелик — порядка 1 – 2″, это связано с особенностями частотного диапазона.

Диаметр СЧ динамика

Диаметр специализированного среднечастотного динамика, установленного в усилителе.

Данный параметр указывается исключительно в моделях, имеющих разделение на три полосы частот (см. «Количество полос»). Размер СЧ-динамика в таких устройствах находится где-то посредине между размером ВЧ и НЧ излучателей.

Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика

Диаметр низкочастотного или низко-среднечастотного динамика, установленного в комбоусилителе. Конкретное значение данного параметра может быть разным, в зависимости от количества полос (см. выше). В трёхполосных системах речь идёт о НЧ-динамике, в двухполосных — о динамике, отвечающем за низкие и средние частоты; а если усилитель не имеет разделения на полосы, в данном пункте указывается диаметр основного излучателя.

В целом чем крупнее излучатель — тем громче он может звучать и тем насыщеннее получается бас из такого динамика. В то же время отметим, что диаметр динамика подбирается производителем исходя из мощности встроенного усилителя и предполагаемой громкости звучания. Так что основным показателем при выборе является всё же номинальная мощность, а размер динамика имеет скорее справочное значение.

Количество каналов

Количество каналов, предусмотренное в комбоусилителе.

Данный параметр указывается только для тех моделей, у которых каналов больше одного. Канал в данном случае можно описать как своего рода «путь» для аудисигнала, имеющий свой специфический набор доступных настроек и/или окраску звука. К примеру, в двухканальной модели один канал обычно отвечает за чистый звук (clear), а второй — за искажённый (distorted); переключаясь между ними, можно быстро изменять звучание инструмента. Без такой возможности изменять звук приходится исключительно «выкручиванием» настроек, что не всегда удобно.

Собственно, в многоканальных инструментах чаще всего предусматривается именно два вышеупомянутых канала — этого считается вполне достаточно для большинства случаев. В то же время встречаются модели и с большим числом каналов — до шести. Соответственно, и настройки каналов более специфичны: например, «чистый звонкий», «чистый тёплый», «Crunch» и «Overdrive». Переключение между каналами также может происходить разными способами: в одних моделях оно осуществляется через панель управления, в других гитару нужно физически переключать из разъёма в разъём.

Эквалайзер

Тип эквалайзера, предусмотренного в конструкции комбоусилителя.

Эквалайзер представляет собой блок обработки звука, который позволяет настраивать звучание, изменяя громкость отдельных частот. Тип эквалайзера указывается по количеству полос, на которое разделён частотный диапазон. Чем больше имеется полос — тем тоньше и сложнее регулировка, тем точнее можно настроить звучание при помощи данного эквалайзера. Самый простой вариант предполагает две полосы (НЧ и ВЧ), а в наиболее продвинутых регуляторах это количество может достигать 12.

Аналоговое моделирование

Наличие в усилителе функции аналогового моделирования.

Смысл данной функции заключается в том, что при помощи аналоговой обработки звука усилитель определённым образом изменяет звучание, придавая ему ту или иную окраску. Так, во многих моделях предусматривается моделирование звука тех или иных классических гитарных усилителей и/или кабинетов; об абсолютном сходстве, разумеется, речи не идёт, но иногда копия может быть почти неотличимой от оригинала. Другие модели, построенные на транзисторах (см. «Тип»), могут копировать звучание ламповой техники. А аналоговый способ обработки звука для такого моделирования выбран потому, что он позволяет обойтись без лишних преобразований (в отличие от цифрового); это положительно сказывается как на качестве и атмосферности звучания, так и на цене и надёжности оборудования.

Конкретные особенности аналогового моделирования в каждом случае стоит уточнять отдельно, однако оно в любом случае значительно расширяет функционал усилителя и даёт дополнительные возможности по тонкой подстройке звучания.

Блок цифровых эффектов

Наличие блока цифровых эффектов в усилителе. Отметим, что данная функция может предусматриваться в любых моделях, не только в цифровых (см. «Тип»).

В соответствии с названием, данная функция позволяет тем или иным образом изменять звук, иногда — довольно кардинально. Подробнее о самых популярных эффектах см. ниже; конкретный их набор может быть разным, его в каждой модели стоит уточнять отдельно. Здесь же отметим, что без данной функции для работы с эффектами потребуются дополнительные внешние «примочки».

Регулировка фазы

Наличие регулятора фазы в конструкции усилителя.

При использовании устройства одновременно с другими источниками звука (например, когда рядом работают гитарный и басовый «комбики») может возникнуть ситуация, когда звук из этих устройств не совпадает по фазе. Это может привести к заметному ухудшению звучания и снижению его громкости. Исправить ситуацию можно, подстроив фазу на одном из устройств; для этого и предусматривается данная регулировка.

Наличие в усилителе регулятора «Gain».

Данный регулятор отвечает за подстройку интенсивности перегруза при использовании эффектов вроде distortion или overdrive. Благодаря ему можно изменять степень выраженности этих эффектов — от почти полного отсутствия до ярко выраженного искажения, имеющего мало общего с чистым гитарным звуком.

Эффекты

Встроенные эффекты, предусмотренные в комбоусилителе. Добиваться различных эффектов можно и с помощью внешних «примочек», однако такие примочки нужно искать и подключать отдельно, тогда как встроенные эффекты доступны сразу и без лишних настроек.

— Overdrive. Искажение в виде характерного электрогитарного «жужжания» на низких частотах и «завывания» на высоких, чуть более мягкое, чем distortion. Популярно, в частности, в хард-роке.

— Distortion. Достаточно жёсткое и резкое искажение, схожее по звучанию с overdrive, но более интенсивное и яркое. Широко используется в разных стилях метала, встречается и в роке.

— Reverb. Эффект, основанный на имитации многократного затухающего эхо от каждого звука. В зависимости от длительности и интенсивности повторений может придавать звучанию разную окраску. Используется как художественный приём; помимо прочего, может создавать эффект того, что гитара звучит в определённом помещении (концертный зал, комната с каменными стенами, открытая площадка в горах и т. п.). Отметим, что настройка реверберации может осуществляться как по отдельным параметрам (интенсивность, длительность эха и др.), так и путём выбора предустановленного набора параметров (например, «резкий звук в комнате» или «мягкий звук в зале»).

— Tremolo . . Изначально тремоло — это эффект подрагивания звука, получающийся за счёт небольших и быстрых колебаний громкости каждой ноты. Иногда под этим термином подразумевают вибрато (см. ниже) — вплоть до того, что сами производители гитарных усилителей под эффектом тремоло подразумевают эффект вибрато, и наоборот. Так что конкретную специфику данного эффекта в каждом случае стоит уточнять отдельно. В любом случае тремоло может быть «фиксированным» либо настраиваться по глубине (диапазону изменения громкости) и скорости (частоте подрагиваний).

— Vibrato. Ещё один эффект «подрагивания» звука, который часто путают с тремоло (см. выше) — вплоть до того, что оба этих термина используются как тождественные. Однако это неверно; разница заключается в том, что вибрато осуществляется за счёт быстрых колебаний ноты не по громкости, а по частоте. Аналогичного эффекта можно добиться на самой гитаре за счёт «пульсирующей» подтяжки струны, однако использовать встроенный инструмент усилителя в большинстве случаев значительно удобнее.

— Chorus. Эффект, призванный имитировать хоровое звучание инструмента. Для этого усилитель копирует звук гитары и воспроизводит несколько копий одновременно с оригинальным сигналом, несколько сдвигая их по времени (где-то на 20 – 30 мс с постоянным изменением) и частоте. Правда, полноценного хорового звучания таким способом добиться невозможно, однако эффект является достаточно оригинальным сам по себе.

— Delay. Специфическая разновидность реверберации (см. «Reverb»), получившая распространение как отдельный эффект. Delay имитирует чёткое однократное эхо от воспроизводимого звука; для этого исходный сигнал копируется и воспроизводится с определённой задержкой по времени (не менее 50 мс).

Помимо описанных выше, в современных гитарных комбоусилителях могут встречаться и другие эффекты, в частности:

— Flanger. Эффект, напоминающий свист реактивного двигателя; нередко его сравнивают с взлетающим самолётом. Создаётся аналогично описанному выше Chorus’у, отличается от него меньшим временем задержки и наличием обратной связи.

— Echo. Ещё одна разновидность реверберации, аналогичная дилэю (см. «Delay»). Отличается тем, что в данном случае эхо воспроизводится многократно.

— Octaver. Эффект, при котором к сигналу добавляется его копия, сдвинутая на октаву или две.

— Wah-Wah. Эффект, обеспечивающий характерное «квакающее» звучание.

Инструментальный

Под footswitch

Количество разъёмов для подключения педалей (footswitch), предусмотренное в конструкции усилителя.

Педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек усилителя: её можно использовать, не отрываясь от игры на гитаре. Конкретные функции, «подвязанные» на разъёмы для педали, могут быть разными: в частности, таким способом могут включаться и отключаться различные эффекты (см. выше). Также в разных моделях может различаться количество разъёмов под педали: в большинстве «комбиков» предусматривается всего один такой разъём, однако встречаются устройства, допускающие подключение сразу нескольких «футсвичей».

Линейный вход

Тип линейного входа, предусмотренного в усилителе.

Линейный вход используется для вывода звука с внешнего источника на динамик «комбика»: например, к такому входу можно подключить плеер с записанной партией ударных и баса и играть на гитаре под сопровождение. Для линейного входа могут использоваться разные типы разъёмов:

— Mini-Jack (3.5 мм). Гнездо под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Такой интерфейс применяется в основном в портативной аудиотехнике, в стационарных устройствах более популярны Jack 6.35 мм и RCA.

— Jack (6.35 мм). Разъём, аналогичный по конструкции mini-Jack 3.5 мм и отличающийся лишь размерами. Собственно, из-за размеров данный тип штекера практически не встречается в портативной аудиотехнике, зато довольно популярен в стационарной. Теоретически разъём типа Jack может использоваться для балансного подключения (см. ниже), однако в гитарных комбоусилителях чаще встречается обычный небалансный вход.

— RCA. Разъём под коаксиальный кабель со штекером типа «тюльпан». Применяется исключительно в стационарной аудиотехнике. Стандартный вход RCA состоит из двух гнезд (под стереозвук, левый и правый канал), но в гитарных комбоусилителях разъём всего один, т. к. использовать стерео в данном случае нет смысла — достаточно и одного канала.

— Балансный XLR. Характерный разъём круглой формы с тремя контактами, довольно крупного размера. Термин «балансн . ый» описывает специфику передачи сигнала: она осуществляется не по двум, как при обычном подключении, а по трём проводам, два из которых работают в противофазе. За счёт этого большая часть помех, наводимых на провод, гасится сама собой, без использования каких-либо специальных фильтров, что позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества сигнала. Балансное подключение встречается преимущественно в профессиональной аудиотехнике. Как и в случае с описанным выше RCA, стандартный вход XLR включает два разъёма (левый и правый канал стерео), но в гитарных «комбиках» используется упрощённая версия, на один разъём.

Некоторые комбоусилители оснащаются сразу несколькими видами линейных входов — например, Jack и RCA. Обычно это означает наличие отдельных разъёмов каждого типа. Теоретически несколько входов позволяют одновременно подключать несколько источников сигнала, однако на практике подобную возможность стоит уточнить отдельно.

Под микрофон

Тип разъёма под микрофон, предусмотренного в конструкции усилителя.

Микрофон может использоваться как для вокала, так и для дополнительной подзвучки гитары. А типы разъёмов под него могут быть такими:

— Jack (6.35 мм). Также известен как TRS. Разъём наподобие популярного mini-Jack 3.5 мм, отличающийся более крупными размерами. Теоретически может применяться не только для обычного, но и для балансного подключения, однако последнее в комбоусилителях встречается редко (вообще этот момент стоит в каждом случае уточнять отдельно). Штекеры под такой разъём встречаются во всех разновидностях микрофонов, от самых простых до высококлассных.

— Балансный XLR. Характерный круглый разъём с тремя контактами; может дополняться замком для более надёжной фиксации. А суть балансного подключения заключается в том, что звук передаётся не по двум, а по трём проводам — один нулевой и два сигнальных, работающих в противофазе. Благодаря этому большая часть помех, наводимых на провод, гасится прямо на входе без какой-либо дополнительной обработки, и даже при большой длине кабеля сигнал получается чистым и качественным. Разъём XLR встречается преимущественно в высококлассных профессиональных микрофонах.

— XLR/Jack. Комбинированный разъём, подходящий и для XLR, и для 6.35 мм Jack; по сути — гнездо XLR, в центре которого предусмотрено отверстие под Jack. Подробнее оба этих разъёма описаны выше. Здесь же отметим, что XLR обычн . о использует балансное подключение, а вот наличие такой возможности при работе через Jack стоит уточнять отдельно.

Отметим, что для некоторых высококлассных микрофонов (в частности, конденсаторных) требуется т. н. фантомное питание — дополнительное питание, подаваемое на разъём подключения. Наличие данной функции в комбоусилителе стоит уточнить отдельно.

Разрыв (send/return)

Тип разрыва (send/return), предусмотренного в комбоусилителе.

Под разрывом в данном случае подразумевают набор разъемов для подключения блока эффектов между предусилителем и усилителем мощности «комбика». Один из таких разъёмов (выход предусилителя) обычно подписан «Send», второй (вход усилителя мощности) — «Return». При наличии такого интерфейса к комбоусилителю можно подключать различные «примочки», дополняя его эффектами, изначально не предусмотренными в конструкции (см. «Эффекты»). А тип разрыва определяет формат подключения «примочки». Варианты могут быть такими:

— Последовательный. Простейший вариант подключения: «примочка» включается непосредственно между предусилителем и усилителем мощности, и аудиосигнал целиком проходит через неё.

— Параллельный. При данном типе подключения сигнал на выходе из предусилителя разделяется: одна часть идёт через «примочку», вторая — в обход её. Оба потока поступают на мини-микшер, где вновь объединяются в один сигнал. Такая схема подключения сложнее и несколько дороже последовательной, однако даёт больше возможностей: микшер позволяет изменять соотношение между оригинальным и обработанным сигналом, настраивая таким образом итоговое звучание. При этом во многих моделях предусматривается возможность вообще отключить оригинальный сигнал и подавать на усилитель мощности только об . работанный поток, как при описанном выше последовательном усилении.

Выход предусилителя

Наличие выхода предусилителя (Pre-Amp) в конструкции «комбика».

На такой разъем подается сигнал линейного уровня. От линейного выхода (см. ниже) Pre-Amp отличается тем, что уровень сигнала можно регулировать. Основное назначение подобного выхода — вывод звука на внешний усилитель (или акустику, оснащенную встроенным усилителем мощности).

На наушники

Тип выхода на наушники, предусмотренного в конструкции усилителя.

Наушники будут полезны прежде всего в ситуации, когда нельзя шуметь — например, при упражнениях на гитаре в позднее время. А варианты их подключения могут быть такими:

— Mini-Jack (3.5 мм). Выход под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Таким штекером оснащается большинство современных наушников, особенно начального и среднего уровня. Однако по качеству и надёжности соединения он заметно уступает более крупному Jack 6.35 мм (см. ниже), поэтому в комбоусилителях встречается сравнительно редко.

— Jack (6.35 мм). Разъём довольно крупного размера, рассчитанный в основном на стационарную аудиотехнику. Как основной способ подключения редко встречается среди наушников, в основном это профессиональные модели. В то же время подключить в такое гнездо наушники с разъёмом 3.5 мм mini-Jack можно при помощи простейшего переходника (во многих «ушах» такие переходники даже включаются в стандартный комплект поставки); а само соединение получается плотным, надёжным и с минимумом помех от точки контакта. Благодаря этому большинство «комбиков» использует именно данный тип разъёма.

Линейный выход

Тип линейного выхода, предусмотренного в конструкции комбоусилителя.

На такой выход, в соответствии с названием, подается аналоговый аудиосигнал линейного уровня. При этом, в отличие от выхода предусилителя (см. выше), уровень сигнала на линейном выходе не регулируется. Данный интерфейс используется в основном для подключения записывающих устройств, хотя может использоваться и для вывода сигнала на внешний усилитель (собственно, при отсутствии выхода Pre-Amp единственным вариантом такого подключения остается линейный вход). А типы разъемов, применяемые для линейного выхода, могут быть такими:

Mini-Jack (3.5 мм). Классический «миниджек» отличается небольшими размерами, однако по надежности и качеству подключения уступает более крупным разъемам; компактность же в случае комбоусилителей чаще всего не играет решающего значения. А потому встречаются подобные выходы крайне редко, в основном в наиболее компактных «комбиках».

— Jack (6.35 мм). Разъем, довольно популярный в стационарной аудиотехнике, в т.ч. довольно продвинутой. Теоретически может обеспечивать даже балансное подключение (см. ниже), однако данная возможность является далеко не обязательной, ее наличие стоит уточнять отдельно. Также отметим, что в такое гнездо при помощи простейшего переходника можно подключить и штекер 3.5 мм mini-Jack.

Балансный XLR. Выход XLR — характерный круглый трехконтактный ра . зъем — с балансным типом подключения. При таком подключении сигнал передается по трем проводам вместо двух, причем особым образом, благодаря которому гасятся наводимые на провод помехи. Это позволяет применять даже довольно длинные кабели без ущерба для чистоты сигнала, благодаря чему данный тип подключения подходит даже для профессиональной аудиоаппаратуры. Собственно, XLR тоже считается профессиональным интерфейсом — как из-за возможности работать с балансным сигналом, так и из-за довольно крупных габаритов и повышенной надежности (разъемы часто оснащаются замками для фиксации штекеров).

Jack / XLR. Как правило, в данном случае подразумевается комбинированный разъем, сочетающий в себе 6.35 мм Jack и XLR. Об особенностях того и другого см. выше; а комбинированный разъем выглядит как гнездо XLR, дополненное в центре отверстием под штекер Jack.

Jack / RCA. Наличие в устройстве сразу двух линейных выходов, с разными типами разъемов. Об интерфейсе Jack подробнее см. выше. А RCA представляет собой разъем под коаксиальный кабель со штекером-«тюльпаном»; это один из самых популярных интерфейсов в стационарной аудиотехнике начального и среднего уровня, однако в гитарных усилителях он встречается сравнительно редко.

— Фирменный. Фирменный разъем, не относящийся к какому-либо общепринятому стандарту. Используется в основном для подключения оборудования той же марки, что и «комбик».

Выход на кабинет

Тип выхода на кабинет, предусмотренного в конструкции комбоусилителя.

Кабинетами в данном случае называют пассивные акустические системы. При этом вывод звука может осуществляться в двух форматах — одновременно с собственным встроенным динамиком либо с отключением встроенного динамика и подачей сигнала только на внешнюю акустику. Некоторые модели поддерживают оба данных формата работы, другие — только один; эти подробности в каждом случае стоит уточнять отдельно. А типы разъемов для данного выхода могут быть такими:

— Jack (6.35 мм). Разъем под стандартный штекер формата 6.35 мм Jack (TRS). Довольно популярен в стационарной аудиотехнике всех уровней.

— Jack / XLR. Разъем, сочетающий 6.35 мм Jack и трехконтактное гнездо XLR. Может обеспечивать балансное подключение; подробнее о его особенностях см. «Линейный выход — Балансный XLR».

— Speakon. Специализированный профессиональный разъем для подключения пассивной акустики, применяемый, в частности, в концертной технике. Изначально сконструирован в расчете на работу с высокими напряжениями, обеспечивает качественную изоляцию и плотное соединение.

Встроенный looper

Looper представляет собой модуль, позволяющий записать и закольцевать определённый музыкальный фрагмент. При помощи данной функции можно, к примеру, записать прямо в «комбик» партию ритм-гитары, включить её на проигрывание и отрабатывать сольную партию под сопровождение, проигрываемое через looper.

Дисплей

Footswitch в комплекте

Педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек усилителя: её можно использовать, не отрываясь от игры на гитаре. При этом конкретные функции такого переключателя могут быть разными, в зависимости от функционала самого «комбика»: педаль может включать и выключать определённые эффекты, переключать используемый канал и т. п. Эти моменты стоит уточнять отдельно. В любом случае наличие footswitch в комплекте избавляет от необходимости приобретать такой переключатель отдельно, при этом «родная» педаль по определению будет оптимально совместима с усилителем.

Встроенный компрессор

Наличие в комбоусилителе встроенного компрессора.

Компрессором называют модуль, который «сжимает» динамический диапазон усилителя, проще говоря — уменьшает разницу в громкости между самым громким и самым тихим звуком. Благодаря этому обеспечивается улучшение сустейна — то есть взятая и не заглушенная нота звучит дольше, на более ровной громкости и с более медленным затуханием, чем без компрессора. С другой стороны, применение данной функции несколько повышает уровень посторонних шумов и ухудшает динамику.

Компрессоры могут предусматриваться и во внешнем оборудовании, однако встроенный модуль нередко оказывается удобнее: он доступен «из коробки» и не занимает лишнего места.

Автономное питание

Наличие в комбоусилителе автономного питания.

Данная особенность позволяет применять устройство независимо от розеток — например, для выступления на открытом воздухе. Источником автономного питания чаще всего являются сменные батарейки, например, 6 элементов AA; однако может предусматриваться и встроенный аккумулятор. Первый вариант удобен тем, что севшие батарейки можно быстро поменять на свежие, второй — тем, что аккумулятор изначально поставляется в комплекте, а при разряде его достаточно зарядить, не нужно тратиться на покупку новых батареек.

Стоит иметь в виду, что большинство моделей с автономным питанием представляют собой сравнительно компактные и маломощные устройства — для мощной акустики потребовались бы слишком дорогие и громоздкие источники питания.

Источник

Оцените статью