Компакт диски с нотой

Первые компакт-диски «Мелодии» (4 фото)

НОВАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ

Любители грамзаписи уже заметили, что возможности современных проигрывателей высокого класса превосходят параметры обычной пластинки. Звукосниматель такого проигрывателя извлекает всю информацию, записанную в канавке, но качество звучания оставляет все же желать лучшего – недостаточен динамический диапазон, сужен частотный диапазон, даже у совершенно новой пластинки прослушиваются шумы, сопутствующие обычному методу грамзаписи.

Несмотря ни на что, уберечь звук от искажений не удаётся. И всё потому, что сегодняшние проигрыватели и грампластинки представляют собой как бы витки одной спирали, которую вот уже почти сто лет неутомимо раскручивают разные поколения конструкторов. Все новшества и улучшения в воспроизводящей звук аппаратуре – лишь доработка первоначальной.

Повысить качество звучания грампластинки оказывается делом не простым. Специалисты вынуждены были констатировать, что техника обычной, или, как её называют, «аналоговой» записи практически достигла предела своих возможностей. Интенсивные исследования учёных привели к разработке принципиально новой системы записи – цифровой.

Фонограммы, записанные цифровым способом, существенно превосходят обычные. Но в этих условиях особенно отчётливо стало ощущаться несовершенство традиционных чёрных дисков, с их шумами и искажениями. И следующим этапом закономерно стало создание пластинок нового типа, на которые запись наносится не расшифровываясь – в виде закодированных сигналов.

Революция в области звукозаписи на дисках произошла в 1982 году, когда японская фирма «Сони» и голландская «Филипс», объединившись, выпустили первые миниатюрные цифровые грампластинки, получившие название «компакт-диски».

Сейчас компакт-диск (КД) – самый популярный носитель в мире, ежегодно выпускается до 500 млн. таких дисков. Для их воспроизведения существуют специальные проигрывающие устройства, где иглу заменяет лазерный луч.

Что же представляет собой компакт-диск? Он примерно в три раза меньше нынешнего гиганта (диаметр 12 сантиметров, толщина 1,2 мм, масса 15 г, центровое отверстие 15 мм.) Запись на нём выполняется только на одной стороне, при этом длительность звучания может достигать семидесяти пяти минут.

Способ записи информации на компакт-диске совершенно оригинален. Остроумие и изящество нового технического решения проблемы захватывает само по себе. Первое, на что обращаешь внимание – это блестящая, как зеркало, поверхность, играющая на свету всеми цветами радуги. Она совершенно гладкая, без каких-либо канавок. Невооружённым глазом на ней ничего не увидишь. Однако, если воспользоваться достаточно сильным микроскопом, станут заметными мельчайшие продолговатые углубления (питы), размер которых составляет доли микрона. Все они имеют одинаковую глубину и ширину: изменяется лишь их длина и расстояние от одного углубления до другого.

Таким образом, дорожка записи располагается между твёрдым защитным слоем и пластмассовой основой диска; другими словами, она находится внутри пластинки. Дорожка с питами направлена по спирали от центра к краю диска. Внутренний диаметр зоны записи равен 50 мм, наружный 116 мм. Вне этой зоны располагается зона «ввода и вывода», содержащая служебную информацию, которая позволяет автоматизировать процесс проигрывания.

Всего концентрических дорожек с информацией – около 20000, общая длина – примерно 5 км. На каждом миллиметре по радиусу умещается около 700 витков спирали – примерно в 70 раз больше, чем на обычной пластинке.

Информационная ёмкость компакт-диска огромна – три миллиарда бит. Все эти биты разбиты на группы по 16 бит, которые представляют собой единицу звука.

Для удобства эксплуатации лазерного проигрывателя в цифровой поток компакт-диска введена дополнительная (служебная) информация, содержащая сведения о номере воспроизводимого музыкального фрагмента, времени его звучания и т. д. Это позволяет запрограммировать последовательность воспроизведения отдельных фрагментов по желанию слушателя. Кроме того на диске записаны специальные сигналы, защищающие звук от ошибок при воспроизведении (от шумов, щелчков, пропадания звука). Качество воспроизведения беспрецедентно для бытовой аппаратуры, и именно оно, а не компактность и удобство хранения, является основным его достоинством.

Цифровые пластинки обеспечивают воспроизведение в максимально возможной полосе частот от 20 Гц до 20 кГц, при динамическом диапазоне 80 дБ, при полном отсутствии импульсных помех (щелчков, потрескиваний) и шумов, характерных для обычных грампластинок. Практически полное разделение стереоканалов (лучшее воспроизведение стереофонической картины). Достижение какого-то следующего уровня качества воспроизведения не имеет практического смысла, так как оно уже будет находиться за пределами возможностей человеческого слуха.

В чем же особенность звучания компакт-диска?

Прежде всего тишина, из которой льётся музыка во всём своём совершенстве: ни шума, ни треска, создаваемого пылью, электростатическими зарядами и так далее. Эта тишина настолько впечатляет, что требуется несколько мгновений, чтобы привыкнуть к неожиданному появлению звуков музыки без предварительно лёгкого шума трения иглы. Однако это не означает, что угнетается вся микроинформация от отражения звука, «дыхания» концертного зала, от атмосферы студии звукозаписи.

Преимущество расширенного динамического диапазона компакт-диска особенно очевидно в случае микроинформации. Число деталей звуковой картины, получаемой при тщательной записи звука с использованием цифровой техники, производит большое впечатление и превышает возможности лучших аналоговых систем звуковоспроизведения.

Другая особенность – возможность воспроизведения быстрых переходных процессов без искажений. Это обеспечивает очень высокую чёткость всех регистров, их резкость, динамику, стабильность в звуковом пространстве и настоящий стереоэффект в этом диапазоне.

Вместе с тем, цифровое звуковоспроизведение подчёркивает искажения, допущенные при записи. Частотная характеристика всех музыкальных компонентов становится настолько ощутимой, что слышны малейшие просчёты. При неудачном размещении микрофонов становятся более заметными все неточности музыкального и стереофонического баланса, фазовые дефекты, узость базы, недостаточная глубина звукового изображения. Цифровая техника требует от звукорежиссёра более тщательной подготовки к записи.

В заключение несколько советов. Особых проблем цифровые пластинки не вызывают. Однако, следует избегать их хранения вблизи отопительной системы и источников влаги. При резких изменениях окружающих условий на поверхности компакт-дисков может появиться роса. Для её устранения достаточно обмахнуть пластинку чистой тканью.

Хотя цифровые диски не нуждаются в тщательной очистке поверхности от пыли и загрязнений, тем не менее следует следить за их чистотой. Например, прилипшие частицы пыли и грязи можно удалить мягкой тканью. Сильно загрязнённую поверхность диска следует протереть влажной тряпочкой и сразу после этого подуть на неё.

СОВЕТСКИЕ КОМПАКТ-ДИСКИ

К одним из главных достоинств производства на ВТПО «Фирма Мелодия» следует отнести наличие участка записи мастер-диска, так как далеко не все предприятия имеют соответствующее оборудование, технологию и вынуждены заказывать мастер-диски на стороне. Мастер-диск изготавливается по технологии и на оборудовании фирмы «Филипс – ОДМ», Голландия. Производство осуществляется в помещении с классом чистоты «100», что означает наличие в каждом кубическом футе воздуха не более 100 пылинок размером 0,5 мкм. Для сравнения можно сказать, что в обычных помещениях эта цифра увеличивается в 1000 раз.

Исходными данными для изготовления мастер-диска являются: стеклянная подложка – отполированный диск диаметром 240 мм из чистого стекла и мастер-кассета типа V-matic с цифровой звукоинформацией, кодом и служебной информацией. Запись на мастер-кассету осуществляется на Всесоюзной студии грамзаписи. После очистки и инспекции стеклянного диска на него наносится слой фоторезиста толщиной 0,12. 0,15 мкм. Дальнейший процесс изготовления предусматривает автоматическое манипулирование диском с помощью специально сконструированной кассеты. Система записи преобразует цифровую аудио- и сабкодовую информацию в необходимый канал битов, модулирует лазерный луч и облучает диск с резистом.

Следующими по технологической схеме являются операции изготовления оригиналов и матриц.

Наращивание никеля происходит в комнате класса «100» на установках фирмы «Тулекс-Альфа», Швеция. Мастер-диск вращается на катодном вале, ток подаётся через контактное кольцо. Осуществляется циркуляция электролита строго заданной температуры, концентрации и чистоты. Последней операцией в условиях «чистой» комнаты является нанесение защитного слоя, после чего матрицу можно выносить за пределы «чистой» комнаты. Далее производится полировка тыльной стороны, центровка и проверка в соответствии со специальной тестовой программой.

Готовые матрицы устанавливаются на термопластавтоматы, которые разработаны и изготовлены на фирме «Тулекс-Альфа» специально для литья компакт-дисков в «чистых» комнатах. Основой компакт-диска является отливка из поликарбоната диаметром 120 мм и толщиной 1,2 мм. На МОЗ «Грамзапись» используется поликарбонат марки «тейджин», произведённый в Японии. Материал очень гигроскопичен. Для того, чтобы можно было его использовать, содержание влаги не должно превышать 0,02%. Цикл литья на автомате – 10 секунд. Режимы литья программируются, все параметры выводятся на дисплеи. Съём дисков автоматический, с укладкой по сто восемьдесят штук на накопитель. На таких накопителях компакт-диски проходят через все операции вплоть до автомата упаковки. Диски проверяются на отсутствие внутренних напряжений и на соответствие заданным размерам. Отливка уже несёт на себе всю информацию в виде питов (углублений), которые располагаются на диске по спирали. Поскольку расстояние между витками составляет всего 1,6 мкм, то общая длина дорожки равна примерно 5 км.

Для считывания всей этой информации на диск необходимо нанести отражающий слой из алюминия. Это достигается нанесением слоя толщиной 50-70 нанометров в вакууме на автомате металлизации. Операция является одной из наиболее важных и сложных. В этом специалисты завода убедились во время наладок и тестовых испытаний. Однако в настоящее время трудности преодолены. Для характеристики уникальности операции можно сказать, что чистота применяемого алюминия превышает 99,999%. После нанесения поверх алюминия слоя лака, полимеризующегося под действием ультрафиолетовых ламп, компакт-диск уже не боится пыли, царапин и прочих мелких повреждений, которые так огорчают коллекционеров грампластинок.

Особо следует сказать о контроле качества в процессе производства. После металлизации ещё внутри «чистой» комнаты на специальной стойке проходят контроль первые диски, полученные с каждой новой матрицы. Стойка укомплектована семью проигрывателями «Sony», компьютером, дисплеем и принтером. После лакировки все компакт-диски (100% контроль!) проходят проверку на лазерном автомате «сицк», ФРГ. Цикл инспекции – 2 секунды. При этом каждый диск проверяется на наличие царапин, дефектов металлизации («дырок»), пузырей и загрязнений. Таким образом потребитель получает полную гарантию высокого качества продукции. Все компакт-диски, выпускаемые на МОЗ «Грамзапись», соответствуют международному стандарту – «Красной книге Филипс».

После печати этикеток методом шелкографии на автомате «KAMMANN», ФРГ, диски поступают на упаковку. Как уже могли убедиться покупатели, первые советские компакт-диски выглядят элегантно благодаря красочным буклетам и затяжке футляра в полипропиленовую плёнку с обандероливающим поясом.

Источник

Коллекционирование компакт-дисков

Как любое коллекционирование, это занятие требует времени, средств и прежде всего глубокой увлеченности. По масштабам это хобби как у нас в России, так и за рубежом стоит на одном из первых мест. Прежде всего, из-за доступности и огромного выбора. В социальную среду музыка входит, как одна из составляющих огромной сферы отдыха и развлечений, ее влияние на общество огромно и представить современный мир без музыки невозможно. Как искусство музыка сформировалась много веков назад и окружает человека с рождения. Музыкальный мир все время трансформируется, развивается и ширится, вовлекая новых поклонников и любителей. В начале 60-х годов прошлого века в нашем мире произошла музыкальная революция, родился новый стиль — рок! Удовлетворять растущий спрос на «волосатую» музыку взялись звукозаписывающие компании, до того рекламировавшие свинг 30-х, джаз 40-х, рок-н-ролл 50-х. На этом самая утомительная часть моего повествования заканчивается, дальше все проще и интересней.

Разговор пойдет о зарубежной рок-музыке, к которой я добровольно привязан уже сорок лет. Сначала были грампластинки, которые отечественные меломаны как только не называли. В повседневном лексиконе тусовщиков звучали такие выражения, как «пласт», «плита», «винил», «гигант». Движение поклонников западных исполнителей набирало обороты и к середине 70-х в СССР в ряде городов были организованы клубы коллекционеров. Например, в Ленинграде в конце 1972 года при всесоюзном обществе коллекционеров была сформирована секция филофонистов, где новоявленные участники могли меняться пластинками (а неофициально — продавить и покупать). В основной своей массе это были любители, для которых купля и перепродажа являлась источником дохода. Вечной головной болью при обмене винила, было состояние пластинки и ее конверта. Царапины и потертости сильно влияли на стоимость «пластов». В идеале было приобрести альбом «закатанный» в целлофановую пленку. Стоимость «новья» достигала 75 рублей (цена на середину 70-х в Ленинграде). Со временем устоялась определенная оценочная шкала, по которой виниловые пластинки подразделялись на «наши», «демократов» и «фирму», в свою очередь оценивавшиеся по редкости, состоянию и музыкальному жанру. Неписанные правила действовали до конца 80-х, пока вместе с политическими изменениями в жизнь коллекционеров не вошло детище технического прогресса и цифровых технологий — компакт-диск.

Компакт-диск был создан в 1979 году компаниями Philips и Sony. Годом позже они опубликовали стандарт хранения информации на лазерных дисках. В 1982 году началось их массовое производство в Германии и Японии. Весной 1983 технология компакт-диска была представлена на американском рынке. Примерно в тоже время появились первые публикации в журнале «Наука и жизнь». В сказку про маленький пластмассовый кружок мало кто верил (в какой стране мы жили!), но в 1990 году CD стали появляться на отечественном музыкальном рынке. Началось негласное соревнование между двумя носителями, которое к концу 90-х полностью выиграл компакт-диск. Абсолютное большинство любителей и коллекционеров приняли компакты и перешли на цифровой формат. Небольшая часть коллекционеров осталась в оппозиции, доказывая и не без основания, что аналоговую пластинку никогда не заменит «плоское» и обедненное звучание «радужных кружочков». Преданные «винильщики» вбухивали бешенные деньги в фирменные (и не только) ламповые усилители, колонки и проигрыватели, в то время как другие с головой ушли в новый мир компактов с его неограниченными возможностями. В начальный период CD-бума, стоимость фирменного компакта составляла около 10 баксов (по денежному курсу первой половины 90-х — около 60 рублей), а отечественные и того дешевле. С развитием компьютерных технологий, обладатель системного блока и Cd-Rom (Compact Disk — Read Only Memory), при наличии специальных звукозаписывающих программ, мог позволить себе сделать копию с фирменного диска, заплатив за «болванку» копейки. А с развитием Интернета и новых музыкальных форматов, у пользователей компьютеров, появилась возможность скачивать музыку, не выходя из дома, оплачивая лишь трафик абонента сети. Здорово!

О коллекционерах и любителях

Поскольку речь у нас идет о рок-музыке, то сначала определимся, кто такой музыкальный коллекционер. Прежде всего, это человек фанатично преданный своему занятию. Постоянно пополняющий свою фонотеку оригинальными изданиями исполнителей в выбранном жанре. При этом он всесторонне изучает предмет коллекции. В идеале коллекционер не будет тупо сваливать на полку бесчисленное количество компактов, а обязательно поинтересуется биографией группы или исполнителя, его дискографией, местом в истории рока, ротацией в хит-парадах и многим другим. Для этого приходится приобретать многочисленные каталоги, рок-энциклопедии и соответствующую рок-литературу, дополнительным большим подспорьем служит Интернет. Настоящий коллекционер не собирает контрафактную продукцию и старается избегать копий на «болванках». Лично я считаю, что складывать у себя пиратские издания в коллекцию, все равно, что филателисту вырезать марки из красочного каталога, или нумизмату чеканить копии монет. Настоящих фанатов-собирателей от рок-музыки мало. Единицы позволяют себе ездить на международные ярмарки и составлять собственные руководства и справочники. Теперь главный вопрос: а кто же тогда та армия поклонников рока, имеющих у себя дома несметное количество компактов и записей. Ответ: любители! В этом нет ничего обидного и большинство коллекционеров вращаются в их обществе не испытывая дискомфорта. Ну, нравится людям собирать записи в формате MP3, делать копии на компьютере или торговать пиратскими копиями, так это их дело. Многие зарабатывают этим себе на хлеб и обладают при этом поистине энциклопедическими знаниями во многих областях рок-музыки.

Современные коллекционеры рок-продукции на компакт-носителях, как правило, раньше занимались винилом и имеют вполне сформировавшиеся вкусы и пристрастия. В широком понимании рок-музыка подразделяется на множество стилей и жанров, этому посвящены целые исследования, но большинство фанатов сосредотачивают свой взор на нескольких основных направлениях: бит-рок, психоделия, прогрессив, ритм-н-блюз и хард-рок. Излишне напоминать, что строгой классификации стилей уже давно не существует, все очень условно. Музыкальные критики используют термины в музыкальных жанрах рока, чтобы направить неискушенного слушателя и соотнести творчество исполнителей между собой. Азбуку рока можно изучать на примере творчества гениальных Beatles, которые использовали вышеперечисленные стили в своих песнях и композициях, придерживаясь мелодической и упрощенной (в первые годы) формы подачи материала.

Начав интересоваться роком в 1968 году, я абсолютно не думал о какой-нибудь систематизации и изучении появлявшихся альбомов. Первый правильный поступок состоял в том, что я начал записывать в общие тетради все что проходило через мои руки. Оказывается, многие знакомые поступали также и фиксировали название группы, альбома, название треков и авторов, название лейбла, его индекс и год выпуска. К счастью у меня был фотоаппарат и я до кучи снимал обложки конвертов, а затем вклеивал маленькие черно-белые фотки в эти каталоги. Для меня эпоха компактов наступила в 1991, тогда я стал заносить в каталожные тетради информацию с них, а также дату. Жалею, что не фиксировал время поступления музыкального носителя с самого начала. Сейчас таких тетрадей уже собралось 37 штук и очень удобно отслеживать всю компакт-эпопею с начала. До появления компьютера продолжал делать фотки с обложек буклетов, затем на помощь пришел сканер и принтер.

За прошедшие со дня появления CD годы, форма и размеры пластмассового бокса не изменились. Следуя установленному и оговоренному свое время стандарту, принятому Комитетом по цифровым аудио-дискам, он составляет 142х125х10 см. На 120- миллиметровом многослойном оптическом диске первоначально помещалось 650 мегабайт информации или 74 минуты. В настоящее время распространены 700 мегабайт (80 мин), уже есть 800 Мб (90мин) и даже больше (какие наши годы!). В середине 80-х компакты выглядели скромно в плане оформления — одинарный или вдвое сложенный листок-буклет и чистое «яблоко» диска с оттиснутыми черной краской названиями. Примером может служить альбом группы The Yardbirds “Roger The Engineer”, выпущенного в 1986 году в Англии на лейбле Edsel Records. Современные производители CD, не желают отставать от подзабытого искусства дизайна и оригинальных новаций применявшихся при оформлении конвертов виниловых пластинок. Для начала стал штамповаться разноцветный вкладыш его еще называют трей, которые при определенной сноровке легко поменять. Затем возрос объем буклетов, достигающих иногда 24 страниц — целая книга, которую не так то просто извлечь, а затем вернуть на место. Рекордсменом «книгопечатанья» является немецкий лейбл Garden Of Delight. Другие фирмы выпускают буклет в виде сложенного в восемь раз мини плаката, например: Brinsley Schwarz “Nens’ Teeth” (Edsel Records, 1998), что тоже вызывает массу неудобств. При переиздании музыкального материала, который в оригинале выходил на двойном виниловом альбоме, издатели быстро решили проблему с нехваткой места на цифровом носителе. Был придуман сд-бокс, толщиной 24 миллиметра, рассчитанный на два, три или четыре диска, кстати толщина буклета теперь не стесняла издателя. Очень символично, что переиздание «Белого» альбома The Beatles, на двух носителях, было осуществлено одним из первых в 1987 году на EMI Records (как в свое время и сам оригинал). Спустя несколько лет инженеры додумались делать бокс для двойников под стандартную толщину 10 мм. Следующей новацией стало разноцветное изображение на «яблоке» диска и прозрачный вкладыш позволявший печатать дополнительное изображение на внутреннюю сторону задника. Все бы хорошо, да вот незадача — пластмассовые кейсы очень хрупкие, любой владелец подтвердит это. Поэтому, если трещины и сколы, появившиеся в результате неаккуратных манипуляций с капризными коробками, вас беспокоят, приходится приобретать запасные. Производители думали и над этой проблемой, но ударостойкий плексиглас сильно повысит стоимость CD, оттого появилась альтернатива, одетый в картон пластмассовый вкладыш (трей) — диджипак (Digipack). Многие фирмы перешли на такой формат, в частности поздние издания немецкого Repertoire Records. Для продвинутых любителей ретро выпускаются Mini LP CD — уменьшенные картонные копии виниловых пластинок, но немного больше стандартного размера кейса. Этот вид издания очень полюбился итальянской фирме Akarma.

Особый разговор о юбилейных и подарочных изданиях. Первые тиражи 4-х компактных боксов-сетов назвали диджибук (Digibook) и появились они в 1994 году. Альбом в форме книжного корешка с вклеенными по два с каждой стороны трея и огромного буклета, который крепился внутри разворота. Книжка-буклет норовила жить самостоятельной жизнью и постоянно отрывалась от хлипких креплений. Для меня было большим сюрпризом, когда сняв защитную пленку и открыв, изданный ограниченным тиражом бокс Abba “Thank You For The Music”, на меня вывалился 65-страничный буклет. Решили и эту проблему — стали вклеивать в бокс специальный карман, где спокойно находился строптивый буклет. Безудержная фантазия инженеров из типографий, с которыми заключали договор звукозаписывающие компании, породила множество самых различных форм под неординарные издания. Так, например, антология Listen Learn Read On (EMI, 2002), группы Deep Purple, выпущена набором из 6 дисков в раскладывающейся на четыре части картонной упаковке, плюс 120-страничный буклет. Этот монстр, в сложенном виде, попадает в формат Digibook и великолепно смотрится на полке коллекционера. Еще пример: все музыкальное наследие Creedence Clearwater Revival (Fantasy, 2001) из 6 дисков, попало в две картонки, стилизованные под деревянные ящики и вставленные друг в друга, туда же угодила 78-страничная книжка. Вариантов масса — выбирай по вкусу. У подарочных наборов есть бесспорное преимущество перед простыми компактами — их никогда не станут копировать пираты (себе дороже), но стоимость таких изданий довольно высока.

Где достать и сколько стоит?

Да, больной вопрос! Для начинающего меломана это совсем не проблема, достаточно зайти в киоск, палатку или магазин, торгующий компактами и легко купить по 50-70 руб. традиционный набор из нескольких десятков всемирно известных исполнителей. Еще проще стать обладателем полного набора дискографий на МР3 носителях (чуть дороже — 70-80 руб.). В абсолютном большинстве проданные копии будут пиратскими. В нынешние времена «левак» выглядит очень цивилизованно и почти ничем не отличается от оригинала. Обычно неродной диск виден по качеству полиграфии и отсутствию специальной маркировки на внутреннем диаметре носителя. Еще пираты, по вполне понятным причинам, экономят на буклетах, но качество звучания при этом идет один в один, на слух его может отличить только специалист и то если сравнивать оригинал и подделку. Есть еще масса специфических различий, но если человек покупает пиратскую копию, ему это по барабану, главное, чтобы играло!

Другое дело, если ваши интересы лежат глубже и чувство собственного достоинства восстает против контрафакта, а средства (что не мало важно) позволяют посещать специализированные магазины, чтобы выложить 150-180 руб. за лицензию или 350-500 руб. за оригинальное исполнение. Человек покупающий фирменный диск отдает себе отчет, что его можно поменять или продать знакомым и друзьям, а также на вторичном рынке. Если меломан напрочь завяз в своем хобби и страсть собирательства становится делом жизни, то амбиции и неуемное желание приобрести редкости заставляют его искать новые пути для пополнения своей коллекции. Для того существуют многочисленные толкучки, разбросанные по городам нашей необъятной родины, самый известный из которых московская «Горбушка». Второй путь — заказ по каталогу. В отечественных фирменных центрах это удовольствие выскакивает в «копеечку», так как цена на CD складывается из себестоимости оригинала, услуг за пересылку и собственной варварской наценки магазина. Несколько слов о стоимости фирмы. Хитрый западный производитель давно свыкся с конкуренцией «пиратов» и свою постоянную головную боль решает за счет покупателей, закладывая в отпускную стоимость компакт-диска дополнительно несколько долларов. В цивилизованных странах, где контрафактная продукция безжалостно карается, законопослушные граждане все равно охотно покупают музыку, не считаясь возросшими ценами, особенно после перехода Европы на евро. Наш же официальный рынок частично удовлетворяет спрос выросшей долей лицензионных дисков, в частности московской компанией Mals Records, заключившей договор с прог-лейблом Musea.

Итак, как еще приобрести редкие издания зарубежных групп. Очень хорошо, если есть возможность прокатиться с оказией за бугор. Например, в Германию, где каждый год устраиваются ярмарки, кочующие из города в город — раздолье для коллекционеров винила и компактов. Знаю о международных сборищах в Англии, наверное, в других странах тоже проводятся подобные мероприятия. Остается мечтать, когда такая традиция появится у нас России. Еще один неплохой способ: связаться напрямую с магазинами в других странах. Но с физическим лицом тамошним предпринимателям скорей всего дело иметь не захочется, они может и продадут что-то, но слупят с вас коммерческую стоимость плюс растаможка и прочий геморрой. Существуют еще международные электронные аукционы, с условиями можно легко ознакомиться в Интернете. Самый известный у нас eBay и я знаю людей, которые приобретают там компакты. Но лучше всего обзавестись частным посредником, который имеет выход на тамошние склады и небескорыстно, но в разумных пределах будет снабжать вас как новинками, так переизданиями редкостей. Как альтернатива, существует еще один способ — виртуальный! Большинство владельцев ПК, причем из числа как новичков-любителей, так и коллекционеров, давно пользуются скачиванием любимых исполнителей и раритетов из компьютерных сетей. До недавнего времени альбомы были доступны только в формате МР3, сейчас же посты на ряде форумах и блогах оформляются в LOSSLESS — специальные технологии использующие кодеки FLAC или APE, дающие возможность воспроизводить оригинал без потери качества .

Делаю компакт сам

Об этом я слегка коснулся на своем сайте в рубрике «Самиздат». Собственный эксклюзивный компакт-диск можно изготовить при наличии компа, принтера, причем с функцией печати изображения на стандартной болванке (например, Epson Stylus Photo R200) и сканера, надеюсь, что достаточными знаниями по работе с ПК, вы уже обладаете. Далее, нам понадобится двустороння матовая (хотите глянцевая) фотобумага для струйной печати. Я использую Lomond A4 170Г/М2. И еще стандартный кейс под компакт с прозрачным треем, по желанию под два диска и наконец, болванку на 700 Мб. На жестком диске компьютера устанавливаем программу Adobe Photoshop (мне больше нравится Ulead Photoimpact), Nero Burning и Audiograbber. Создаем папку и подписываем ее скажем «Проект Uriah Heep». Берем у друзей все альбомы британских хард-рокеров и выбираем с помощью Audiograbber любимые треки, так чтобы объем музыкальных файлов в стандарте Wav не превышал 700 Мб, подписываем их, собираем в промежуточную папку и отправляем в наш «Проект UH». Переходим к Nero, берем готовые выбранные файлы и создаем в нем собственный проект Audio CD, затем записываем на болванку. У нас появился мастер-компакт с которого вы можете делать сколько угодно копий, если имеется второй пишущий CD-Room (тут нужна еще одна программка CloneCD) или брать файлы из буфера, который висит в «Проект UH».
Выбираем изображения, обычно их берут из сборников клип-артов или сканируют с нужной картинки и работаем с ним в Photoshop — пишем название, украшаем рамкой или что-то еще. Сохраняем изображение, это должна быть лицевая обложка нашего диска. Входим в Nero, забираемся в Nero Cover Designer и формируем обложку. Также готовится и задник будущего диска. Сохраняем в «Проект UH». Когда закончили с полиграфией, переходим к принтеру и его собственной программе изготовления «яблока» самого диска. Сохраняем. Теперь печатаем буклет из Nero, затем «яблоко» на готовой болванке. Буклет и задник обрезаем, складываем и заводим в бокс. Компакт готов! Вопросов здесь много. Для этого хорошенько изучите программы, они русскоязычные и разобраться в них нетрудно. Поэкспериментируйте, испортите немного фотобумаги и результат не заставит себя ждать. Успехов!

В заключении хочу добавить: буду очень рад, если мои записки кому-то помогут определиться в безграничном мире рок-музыки, открыть для себя новые стороны в замечательном занятии — коллекционировании компакт-дисков.

Источник

Оцените статью