MasterGitar.com
Компенсация строя гитар по Rauli Parkkali. Информация о том, как решить проблемы со строем классической гитары, появилась только несколько лет назад. Эта тема нова, собственно, как и история гитары с нейлоновыми струнами. До этого производители изготавливали свои инструменты традиционным, привычным для них способом и гитаристы испытывали неудобства со строем. Кто-то может подумать, что теперь, когда такая информация общедоступна, ситуация очень быстро изменится к лучшему. Однако время идёт, а только немногие изготовители гитар приспособились к изменениям. В магазинах полно гитар, которые точно настроить нельзя.
Перевод фрагмента статьи о компенсации строя гитары по Rauli Parkkali
(перевод Николая Руденко).
Гитара не строит — каковы причины?
Существует много причин, когда гитара не строит, что прежде чем перейти к нашим рекомендациям, будет полезно их уточнить.
Некачественная или неисправная колковая механика стравливает струну при игре. Часто можно видеть, как гитарист настраивает инструмент даже во время выступления! (Не всегда тому причина именно механика. прим. Н.Руденко)
Плохое качество струн само по себе: различная толщина струны по всей её длине, старение и изнашивание струн. Помним, что струны с нормальным и сильным натяжением имеют разные свойства.
Изнашивание ладов, плоский лад искажает тон в отличие от круглого. Ошибка высоты на верхнем порожке или неверная высота струны над 12-тым ладом. Неточность в местоположении ладов, неверная или, что более вероятно, совсем отсутствующая поправка на верхнем порожке.
Причиной ошибки строя гитары также является жёсткость струн. Жёсткость материала струны не даёт достаточно ей гнуться непосредственно близ точек опор, поэтому на косточке, опоре на подставке, эти неработающие части струны должны компенсироваться – струна удлиняется.
Также высшие гармоники, обертоны, из-за жёсткости струн имеют тенденцию к повышению тона (либо становятся резче — не могу перевести однозначно прим. Н.Р.), но эта проблема не так актуальна в сравнении с другими.
Кроме того, существуют резонансы, связанные с самой гитарой. Самый низкий по частоте резонанс присутствует в пределах 90-120 Гц., в зависимости от размеров и формы гитары. Дека гитары и дно колеблются в противофазе, т. е. в разных направлениях, что приводит к активному движению воздуха наружу и вовнутрь через отверстие в деке, голосник. Следующая частота резонанса находится в промежутке 150-250Гц., когда уже дека и дно движутся в одной фазе.
Следующий немного более высокий по частоте резонанс возникает, когда дека и дно движутся в различных фазах, но воздух идёт в противоположном, обратном направлении, в сравнении с первым резонансом. Эти и другие резонансы приводят к искажению звука, когда струна звучит подобно бою маленького барабана!
Ещё одна проблема возникает, когда частота приближается к частоте собственного резонанса гитары. Тогда струны не вибрируют нормальным образом и как результат, определённые гармоники быстрее затухают, т. е. звук обедняется тембрами, также частота основного тона может начать плавать. Изменение местоположения ладов не помогает, т.к. когда одни гармоники попадают в тон другие диссонируют! Эта ошибка возникает на частоте 10Гц. +/- 1-3Гц. Этот эффект может быть понижен только удачной конструкцией деки и акустической системы. Сложнее всего сделать гитару, которая будет звучать одинаково хорошо на всех частотах.
Многие из вышеперечисленных проблем решаются тщательно подобранной конструкцией гитары и только две последние не имеют однозначного решения. Далее мы сконцентрируем наше внимание на чистоте строя гитары и на компенсации. Если все компенсации установлены корректно, тогда вам легче искать решения для преодоления других недостатков.
Настройка гитары — компенсация строя гитары.
Автор статьи «Classic guitar Intonation» (строй классической гитары) Greg Byers в «Guild of American Lutherie #47 — 1996» (союз американских мастеров) был исключительно инновативен. В статье он представил расчеты и результаты экспериментов с компенсацией классической гитары. Для тех, кто не знает что такое компенсация: это меры по удлинению или укорачиванию струны для того, чтобы она издавала верный тон. Ниже в таблице представлены расчёты в миллиметрах для обычной гитары с мензурой 650мм. со струнами Augustine Regals with Blue Label Basses
струна | Поправка на верхнем порожке | Поправка на подставке |
---|---|---|
1-я | -0,30 | 1,28 |
2-я | -0,73 | 2,14 |
3-я | -0,97 | 3,14 |
4-я | -0,53 | 1,47 |
5-я | -0,45 | 1,73 |
6-я | -0,45 | 2,91 |
Компенсация на верхнем порожке нужна для коррекции тона в первой позиции, иначе все эти ноты завышены. Ошибка возникает из-за вытягивания струны. Без этой поправки ошибка частоты всегда слышна.
Поправка на подставке нужна для компенсации ошибки тона возникающей из-за протягивания струны и самой её жёсткости. Жёсткость изменяется при старении струны и новые струны обычно легче настраивать.
Если мензура гитары иная, чем 650мм., то и поправки будут иметь другие значения. При более длинной мензуре натяжение струн выше, к тому же снижается необходимость в коррекции ошибки по причине жёсткости струны.
Компенсация на верхнем порожке.
Компенсация на верхнем порожке (дальше просто порожке) встречается также на старых гитарах. Мастера укорачивают накладку со стороны порожка на 1мм. и костяной порожек изготавливают с пропилами в соответствии с таблицей 1.
Компенсация на подставке.
Выполнить компенсацию на подставке сложнее, т. к. косточка на ней прямая и достаточно тонкая (2.5мм.) в сравнении с верхним порожком. В таблице приведены результаты измерений на косточке при трёх распространённых способах компенсации.
Стр. | Необхо- димая компен- сация | А. Прямая косточка | ошибка | Б. Коррекция по 1-й и 6-й | ошибка | В. Коррекция по 1-й и 4-й | ошибка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1-я | 1,28 | 1,28 | 0,00 | 1,28 | 0,00 | 1,28 | 0,00 |
2-я | 2,14 | 1,28 | -0,86 | 1,61 | -0,53 | 1,34 | -0,80 |
3-я | 3,14 | 1,28 | -1,86 | 1,93 | -1,21 | 1,41 | -1,73 |
4-я | 1,47 | 1,28 | -0,19 | 2,26 | 0,79 | 1,47 | 0,00 |
5-я | 1,73 | 1,28 | -0,45 | 2,58 | 0,85 | 1,54 | -0,19 |
6-я | 2,91 | 1,28 | -1,63 | 2,91 | 0,00 | 1,60 | -1,31 |
А. Вариант с прямой косточкой (имеется в виду, что прямая, на которой находится косточка, перпендикулярна средней линии накладки, т.е. параллельна габаритам подставки) даёт самые большие ошибки для 3-й и 6-й струны. Есть возможность, снимая фаску на косточке, скомпенсировать каждую струну, но удаление половины ширины косточки ослабит качество и мощность звука гитары. Нежелательный эффект можно снизить используя более толстую, широкую косточку.
Б. Этот вариант предполагает точную коррекцию по 1-й и 6-й струнах. Проблемы возникают с поправками для 4-й и 5-й струн – слишком большая ошибка, которая отражается на строе гитары.
В. Точная коррекция по 1-й и 4-й струнах. Хороший вариант, но проблема с ослаблением косточки остаётся, хотя и менее значительная, чем в первом способе.
Решение проблемы! Косточка из двух частей.
Если разделить косточку на две части и каждую из них настроить под своим углом, то получим очень хорошую компенсацию для каждой из струн. Нижеследующая таблица это хорошо иллюстрирует:
Струны | Необходимая компенсация | Косточка из двух частей | ошибка |
---|---|---|---|
1-я | 1,28 | 1,30 | 0,02 |
2-я | 2,14 | 2,15 | 0,01 |
3-я | 3,14 | 3 | -0,14 |
4-я | 1,47 | 1,2 | -0,27 |
5-я | 1,73 | 1,75 | 0,02 |
6-я | 2,91 | 2,3 | -0,61 |
Ошибки компенсации при двойной косточке настолько малы, что косточка не нуждается в подстройке. Автор данной статьи разместил статью об этом в «Helsinki Guitar Society Magazine 2-1999» (Журнал гитарного общества в Хельсинки 2-1999) Некоторые гитары автора статьи были в ремонте у наиболее уважаемого мастера Финляндии Kauko Liikanen. Была проделана замена косточки на двойную, см. рис.:
Косточка из двух частей
При проверке с помощью электронного тюнера выяснилось, что строй гитары очень точен.
Радикальная статья для многих! Прежде всего хочу сказать, что гитарным мастерам, действительно, Надо уделять внимание настройке верного строя на своих гитарах!
Также, признавая острую необходимость в наличии поправок на гитаре, не хотел бы, чтобы воспользовавшись рекомендациями из этой статьи вы перепортили подставки на своих гитарах. Сначала убедитесь, что вы сможете внести соответствующие изменения. Отнеситесь критически к происходящему. Возможно, поэкспериментируйте, не внося глобальных изменений.
Замечание по тексту: расчёт отталкивается от конкретного комплекта струн. А ведь комплекты отличаются по толщине струн в зависимости от производителя и типа струн. Есть ли это отображение объективной реальности!? Но факт необходимости поправок, как таковой — очевиден.
Источник
Компенсация строя гитар по Rauli Parkkali
К акие причины нестроя гитары?
Существует много причин нестроя гитар, что прежде чем перейти к нашим рекомендациям, будет полезно их уточнить.
Некачественная или неисправная колковая механика стравливает струну при игре. Часто можно видеть, как гитарист настраивает инструмент даже во время выступления!
Плохое качество струн само по себе: различная толщина струны по всей её длине, старение и изнашивание струн. Помним, что струны с нормальным и сильным натяжением имеют разные свойства.
Изнашивание ладов, плоский лад искажает тон в отличие от круглого. Ошибка высоты на верхнем порожке или wrong action at the 12th fret ( «не верные действия на 12-м ладу» — не могу перевести однозначно прим. Н.Р. ). Неточность в местоположении ладов, не верная или, что более вероятно, совсем отсутствующая поправка на верхнем порожке.
Причиной ошибки строя гитары также является жёсткость струн. Жёсткость материала струны не даёт достаточно ей гнуться непосредственно близ точек опор, поэтому на косточке, опоре на подставке, эти неработающие части струны должна компенсироваться – струна удлиняется.
Также высшие гармоники, обертоны, из-за жёсткости струн имеют тенденцию к повышению тона (либо становятся резче — не могу перевести однозначно прим. Н.Р.), но эта проблема не так актуальна в сравнении с другими.
Кроме того, существуют резонансы, связанные с самой гитарой. Самый низкий по частоте резонанс присутствует в пределах 90-120 Гц., в зависимости от размеров и формы гитары. Дека гитары и дно колеблются в противофазе, т. е. в разных направлениях, что приводит к активному движению воздуха наружу и вовнутрь через отверстие в деке, голосник.
Следующая частота резонанса находиться в промежутке 150-250Гц., когда уже дека и дно движутся в одной фазе. Следующий немного более высокий по частоте резонанс возникает, когда дека и дно движутся в различных фазах, но воздух идёт в противоположном, обратном направлении, в сравнении с первым резонансом. Эти и другие резонансы приводят к искажению звука, когда струна звучит подобно бою маленького барабана!
Ещё одна проблема возникает, когда частота приближается к частоте собственного резонанса гитары. Тогда струны не вибрируют нормальным образом и как результат, определённые гармоники быстрее затухают, т. е. звук обедняется тембрами, также частота основного тона может начать плавать. Изменение местоположения ладов не помогает, т.к. когда одни гармоники попадают в тон другие диссонируют! Эта ошибка возникает на частоте 10Гц. +/- 1-3Гц. Этот эффект может быть понижен только удачной конструкцией деки и акустической системы. Сложнее всего сделать гитару, которая будет звучать одинаково хорошо на всех частотах.
Многие из вышеперечисленных проблем решаются тщательно подобранной конструкцией гитары и только две последние не имеют однозначного решения. Далее мы сконцентрируем наше внимание на чистоте строя гитары и на компенсации. Если все компенсации установлены корректно, тогда вам легче искать решения для преодоления других недостатков.
К омпенсация строя гитары.
Автор статьи «Classic guitar Intonation» (строй классической гитары) Greg Byers в «Guild of American Lutherie #47 — 1996» (союз американских мастеров) был исключительно иновативен. В статье он представил расчеты и результаты экспериментов с компенсацией классической гитары. Для тех, кто не знает что такое компенсация: это меры по удлинению или укорачиванию струны для того, чтобы она издавала верный тон. Ниже в таблице представлены расчёты в миллиметрах для обычной гитары с мензурой 650мм. со струнами Augustine Regals with Blue Label Basses
Таблица 1:
струна | Поправка на верхнем порожке | Поправка на подставке |
---|---|---|
1 | -0,30 | 1,28 |
2 | -0,73 | 2,14 |
3 | -0,97 | 3,14 |
4 | -0,53 | 1,47 |
5 | -0,45 | 1,73 |
6 | -0,45 | 2,91 |
Компенсация на верхнем порожке нужна для коррекции тона в первой позиции, иначе все эти ноты завышены. Ошибка возникает из-за вытягивания струны. Без этой поправки ошибка частоты всегда слышна.
Поправка на подставке нужна для компенсации ошибки тона возникающей из-за протягивания струны и самой её жёсткости. Жёсткость изменяется при старении струны и новые струны обычно легче настраивать.
Если мензура гитары иная, чем 650мм., то и поправки будут иметь другие значения. При более длинной мензуре натяжение струн выше, к тому же снижается необходимость в коррекции ошибки по причине жёсткости струны.
К омпенсация на верхнем порожке.
Компенсация на верхнем порожке (дальше просто порожке) встречается также на старых гитарах. Мастера укорачивают накладку со стороны порожка на 1мм. и костяной порожек изготавливают с пропилами в соответствии с таблицей 1.
К омпенсация на подставке.
Выполнить компенсацию на подставке сложнее, т. к. косточка на ней прямая и достаточно тонкая (2.5мм.) в сравнении с верхним порожком. В таблице приведены результаты измерений на косточке при трёх распространённых способах компенсации.
Таблица 2. Сравнение способов поправки на косточке (подставке):
струна | Необходимая компенсация | А. Прямая косточка | ошибка | Б.Коррекция по 1-й и 6-й | ошибка | В.Коррекция по 1-й и 4-й | ошибка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1,28 | 1,28 | 0,00 | 1,28 | 0,00 | 1,28 | 0,00 |
2 | 2,14 | 1,28 | -0,86 | 1,61 | -0,53 | 1,34 | -0,80 |
3 | 3,14 | 1,28 | -1,86 | 1,93 | -1,21 | 1,41 | -1,73 |
4 | 1,47 | 1,28 | -0,19 | 2,26 | 0,79 | 1,47 | 0,00 |
5 | 1,73 | 1,28 | -0,45 | 2,58 | 0,85 | 1,54 | -0,19 |
6 | 2,91 | 1,28 | -1,63 | 2,91 | 0,00 | 1,60 | -1,31 |
А. Вариант с прямой косточкой (имеется в виду, что прямая, на которой находиться косточка, перпендикулярна средней линии накладки, т.е. параллельна габаритам подставки) даёт самые большие ошибки для 3-й и 6-й струны. Есть возможность, снимая фаску на косточке, скомпенсировать каждую струну, но удаление половины ширины косточки ослабит качество и мощность звука гитары. Нежелательный эффект можно снизить используя более толстую, широкую косточку.
Б. Этот вариант предполагает точную коррекцию по 1-й и 6-й струнах. Проблемы возникают с поправками для 4-й и 5-й струн – слишком большая ошибка, которая отражается на строе гитары.
В. Точная коррекция по 1-й и 4-й струнах. Хороший вариант, но проблема с ослаблением косточки остаётся, хотя и менее значительная, чем в первом способе.
Н оу-хау. Косточка из двух частей.
Если разделить косточку на две части и каждую из них настроить под своим углом, то получим очень хорошую компенсацию для каждой из струн. Нижеследующая таблица это хорошо иллюстрирует:
Таблица 3 Косточка из двух частей:
струна | Необходимая компенсация | Косточка из двух частей | ошибка |
---|---|---|---|
1 | 1,28 | 1,30 | 0,02 |
2 | 2,14 | 2,15 | 0,01 |
3 | 3,14 | 3 | -0,14 |
4 | 1,47 | 1,2 | -0,27 |
5 | 1,73 | 1,75 | 0,02 |
6 | 2,91 | 2,3 | -0,61 |
Ошибки компенсации при двойной косточке настолько малы, что косточка не нуждается в подстройке. Автор данной статьи разместил статью об этом в «Helsinki Guitar Society Magazine 2-1999» (Журнал гитарного общества в Хельсинки 2-1999) Некоторые гитары автора статьи были в ремонте у наиболее уважаемого мастера Финляндии Kauko Liikanen. Была проделана замена косточки на двойную, результаты вы видите на картинке:
При проверке с помощью электронного тюнера выяснилось, что строй гитары очень точен. Сейчас в продажу поступают первые серии гитар с косточкой из двух частей.
Перевод фрагмента статьи о компенсации строя гитары Николая Руденко.
Источник