- Композитор, которому жаль. Пять необычных фактов о Фредерике Шопене
- Шопен музицировал в темноте
- Шопен писал исключительно для фортепиано
- Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев
- Шедевральный «Собачий вальс» Шопен написал по просьбе любимой
- Шопен глубоко переживал разлуку с родиной
- Конспект урока на тему: Шопен –«душа фортепиано»
Композитор, которому жаль. Пять необычных фактов о Фредерике Шопене
Однажды кто-то спросил у Фредерика Шопена, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и сказал, что в его родном польском языке есть слово «жаль» (zal). И в нем для Шопена заключалась целая радуга чувств: скорбь, ненависть, печать, предчувствие угрозы. Такую окраску он приписывал своему творчеству.
Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него: «Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Такой же разной была и его жизнь, но, пожалуй, в большей степени она была трагичной.
Родившись в 1810 году в музыкальной семье, он был с детства будто окутан каким-то неземным флером — у него были голубые глаза, белая, почти прозрачная кожа, а сам он проявлял удивительные интеллектуальные способности. Маленький Фредерик буквально проглатывает книгу за книгой, сочиняет стихи, концертирует с восьми лет, даже рисует. Его привлекают народное творчество и музыка, потому особое место в его жизни займут мазурки — польские танцы. А многие шопеновские мелодии появятся из простых песен, будут написаны в народных ладах, содержать народную ритмику, а иногда даже имитировать звучание разных национальных инструментов. Например, как в Балладе №2, F-dur (Оp. 38).
Великий русский композитор и пианист Антон Рубинштейн сказал про Шопена легендарную фразу, которая есть во всех учебниках по музыкальной литературе: «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». Поляк всего себя посвятил музыке, а именно — этому инструменту, действительно заставив его петь.
Шопен музицировал в темноте
Еще будучи ребенком, Фредерик страдал от ночных кошмаров и эпилепсии, но, несмотря на это, прямо посреди ночи он мог вскочить с кровати и побежать к фортепиано что-нибудь наигрывать.
Позже он понял, что темнота дает ему настроиться на нужную волну. Поэтому, музицируя, он просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.
В этом есть смысл, особенно если обратиться к его популярным ноктюрнам (в переводе с французского «ночной»). Их еще иногда называют песнями при луне. Как правило, это небольшая пьеса лирического характера — его ранние работы в этом жанре именно такие. Послушайте один из самых знаменитых — Ноктюрн №2, Es-dur (Оp. 9), написанный 1829–1830 годах.
Всего Шопен написал более двух десятков ноктюрнов, и более поздние миниатюры не похожи на ранние — они мрачные, со сложной гармонией и драматическим сюжетом. Один из таких примеров — Ноктюрн №1, c-moll (Оp. 48), который он написал за семь лет до смерти, в 1841 году.
Шопен писал исключительно для фортепиано
Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.
Возможно, это было связано с тем, что сам Шопен предпочитал играть не на большую аудиторию, а в маленьких салонах. Он вообще не любил публичные выступления — за всю свою карьеру дал от силы три десятка живых концертов. Он был таким странным исключением из правил, учитывая то, что многие музыканты зарабатывали (и до сих пор зарабатывают) в основном именно этим.
Между тем Шопен был превосходным пианистом. О нем писали: «Совершенно не верится, что эта музыка создана человеком», «Он играл так самозабвенно, как никакой другой музыкант…» Про него говорили: «Единственный в своем роде, непохожий ни на одного музыканта». А многие исполнители-современники признавались, что исполнить его музыку так же, как это делал он, — невозможно. Послушайте, как Шопена играет другой великий композитор — Сергей Рахманинов.
Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев
У Шопена была небольшая ладонь. Возможно, поэтому у него так много красивых филигранных произведений, как говорят пианисты, на мелкую технику. Послушайте его «Фантазию-экспромт» (Оp. post. 66) с такими пассажами.
Но чтобы быть настоящим виртуозом, нужно уметь совладать с любой техникой. Поэтому он придумал некий прибор, который носил с самой юности, даже во сне. Хотя он, конечно, приносил нестирпимую боль, но был, безусловно, очень эффективным. С помощью растяжки композитор и пианист мог работать со своей давней проблемой — сложными большими аккордами.
Похожий способ был и у его современника — композитора Роберта Шумана. Тот фиксировал свои пальцы в растянутом положении, это закончилось довольно серьезной травмой, из-за чего Шуману пришлось закончить карьеру пианиста.
Шедевральный «Собачий вальс» Шопен написал по просьбе любимой
Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).
Однажды в салоне у композитора и пианиста Ференца Листа собралась литературная и музыкальная аристократия. В тот вечер Шопен впервые увидел свою будущую возлюбленную. «Какая малоприятная женщина», — сказал он, влюбился в нее и прожил с ней девять лет своей жизни.
Их отношения были очень нежными, Аврора всегда заботилась о своем возлюбленном, проявляя к нему чуткость и трепетность, ведь у Шопена было довольно слабое здоровье. Тот всегда отвечал ей взаимностью. Однажды, когда женщина играла со своей собачкой, она сказала, что если бы сама была композитором, то обязательно бы сочинила для своей собачки что-то шедевральное. Ну, Шопен и написал вальс, который впоследствии назовут «Собачьим вальсом», или «Вальсом маленькой собачки» (не тот, который из «Джентльменов удачи», а другой).
В 1847 году их отношения закончились — композитор, который в тот момент уже страдал от туберкулеза, собрав все вещи, покинул поместье Жорж Санд в Париже. Это для столь хрупкой натуры, как Фредерик Шопен, стало очередным ударом, который он с трудом мог перенести.
Шопен глубоко переживал разлуку с родиной
В 1829 году в Варшаве прошла коронация русского императора Николая I. Это привело к гражданским волнениям, и 2 ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву. Его друзья устроили ему пышные проводы и подарили сосуд с польской землей. Принимая его, композитор заявил, что уже никогда не сможет вернуться на родину. Эти слова оказались пророческими.
Как известно, восстание не увенчалось успехом. Приняв эти события близко к сердцу, Шопен написал свой знаменитый «Революционный этюд».
Композитор написал более пяти десятков мазурок — польских народных танцев. Тяжело переживая разлуку с родиной, он создал свою последнюю, пожалуй, самую проникновенную и печальную, Мазурку №4, f-moll (Оp. post. 68).
В 1848 году, незадолго до смерти, композитор отправился в свое последнее турне — по Англии и Шотландии. Климат этих стран, как и переживание разрыва с Жорж Санд, пагубно сказались на его и без того хрупком здоровье. Вернувшись в Париж, великий композитор скончался в октябре 1849 года. Сердце Фредерика Шопена, согласно его желанию, было возвращено на родину, в Польшу. Оно хранится в церкви Святого Креста, где его замуровали в одну из колонн.
Источник
Конспект урока на тему: Шопен –«душа фортепиано»
специалист в области арт-терапии
Урок музыки в 6 классе
Цели: углубление знаний о творчестве Ф.Шопен; развивать слушательское внимание, образно — ассоциативного мышление учащихся; воспитывать интерес к творчеству Ф.Шопена, целостное отношение к музыке, а также эмоциональную чувствительность и эстетический вкус.
(Звучит музыка С.В.Рахманинова «Вокализ»)
«Послушай: музыка вокруг
Она во всем — в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней. »
Учитель. Почему говорят: «Музыка- это язык чувств»?
Вывод: Без музыки наша жизнь была бы скучна и неинтересна.
2.2.Исполнение песни «Музыка» Ю. Рожкова.
Учитель. Какая по характеру исполненная песня?
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков: ответим на некоторые вопросы и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать композитора, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке.
1.Кто автор самой популярной колыбельной в мире? (Гершвин)
2. Кто автор опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балетов «Спящая красавица»,
«Лебединое озеро», «Щелкунчик»? (Чайковский)
3.Самая простая форма вокальной музыки? (песня)
4. Какой композитор в 30 лет стал терять слух, но при этом продолжал сочинять музыку? (Бетховен)
5. Для какого музыкального инструмента писал музыку И.С.Бах? (орган)
Учитель. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.Шопена.
Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы. Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки. Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: “Мое сердце там, где моя Родина” Мы будем говорить о сердце Шопена. Потому, что через сердце проходят настоящие чувства человека.
Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. Голубые глаза Шопена блистали умом; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны: были полны такой порядочности и аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя…
1. Знакомство с биографией Шопена.
1 учащийся: Фридерик Шопен родился в смешанной французско-польской семье 22.02.1810 г. в деревне Желязова Воля, недалеко от Варшавы. Мать Шопена была полячка, отец – француз. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фридерика, в семействе Шопен было еще три сестры, родным языком Шопена был польский.
2 учащийся: В 6 лет Фридерик начал систематически заниматься на фортепиано. Первым и единственным его учителем по фортепиано был Войцех Живный. Именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и В. А. Моцарту. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений — полонез соль-минор.
3 учащийся: В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте. Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли.
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
Шопену было 20 лет. Счастливая юношеская пора, полная надежд и успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши. В 1831 г. Шопен переселился в Париж, где его ожидали новая жизнь и слава. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом – виртуозом.
4 учащийся: Шопен сильно заболел, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.
5 учащийся : Осенью 1836 года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., вызвал у него совершенно ненужный стресс. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. 17 октября 1849 г. его не стало. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
Учитель: Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.
2. Литературное наследие.
Музыку писал он исключительно для фортепиано. Многие танцы нашли отражение в творчестве Шопена, это настоящие миниатюрные поэмы. Если бы не было музыки Шопена, не было бы многих стихотворений русских поэтов, которые были рождены под впечатлением его произведений.
Стихотворение Беллы Ахмадулиной «Мазурка Шопена» на фоне звучания «Мазурки»
«Какая участь нас постигла, как повезло нам в этот час,
Когда бегущая пластинка одна лишь разделяла нас!
Сначала тоненько шипела, как уж, изъятый из камней,
Но очертания Шопена приобретала все слышней
И тоненькая, как мензурка, внутри с водицей голубой,
Стояла девочка — мазурка, покачивая головой.
Как эта с бледными плечами, по-польски личиком бела,
Разведала мои печали и на себя, их приняла?
Она протягивала руки и исчезала вдалеке,
Сосредоточив эти звуки в иглой расчерченном кружке.
Учитель: Шопена все вокруг уговаривали написать оперу. Напомню, что это было очень важно: сочинить национальную оперу и войти, таким образом, в общеевропейскую культурную среду. Но Шопен был «поэтом фортепиано». А первую национальную польскую (и белорусскую) оперу написал позже С. Монюшко. А у Шопена главное – мир миниатюры.
Опять Шопен не ищет выгод, …Гремит Шопен, из окон грянув,
Но, окрыляясь на лету, А снизу, под его эффект
Один прокладывает выход. Прямя подсвечники каштанов,
Из вероятья в правоту… На звезды смотрит прошлый век. (Б. Пастернак)
С большого пальца до мизинца
расписан самый мелкий звук.
Представь себе – такой вот принцип
анализа сердечных мук.
Пусть это вальс или прелюд –
какая чистая палитра!
С его гармонией и ритмом
отождествляю Божий суд. (Александр Дольский.)
Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.(Марсель Пруст)
Ноктюрн (франц. nocturne, от лат. nocturnus — ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно серенаде. Ф.Шопен написал 21 ноктюрн.
Скерцо (итал. scherzo, букв. — шутка). В 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес. Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр. С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение.
Работа в группах. Сравнительный анализ музыкальных произведений.
Учитель. Можно ли назвать эти произведения контрастными?
Выдающийся российский композитор Антон Рубинштейн называл знаменитого польского музыканта душой фортепиано.
Как вы думаете почему?
-непревзойденная мелодичность, изысканность, открытость в передаче самых романтичных настроений и чувств.
В поляки в память знаменитого земляка в Варшаве с 1927 года проводят международный конкурс пианистов им. Ф.Шопена.
В Варшаве сделали «музыкальные» скамейки, садясь на них можно услышать музыку Шопена.
5. Работа над песней.
Шопена называют душой фортепиано, какой музыкальный жанр или вид музыкального искусства можно назвать душой народа?
— вокальный жанр, песня.
Что он в себя включает? «Мозговой штурм».
(песня, романс, ария, кантата, оратория)
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»,- сказал М.И. Глинка.
Исполнение украинской народной песни «Од Києва до Лубен». Исполнение песни учащимся Воробьем А. Сравнить исполнение, стиль.
1. Национальность. (Поляк)
2. Первое сочиненное музыкальное произведение. (Полонез)
3. Кем стал. (Композитором)
4. Какой цикл произведений он написал на всех тональностях. (Прелюдии)
5. В каком польском городе сделаны музыкальные скамейки.
2. Музклип о Шопене.
3. Вывод о красоте музыки Шопена.
Почти всю жизнь (ибо главную ее часть) провел он вне Родины, но для Родины.
В этом — самое высокое, чего может достичь изгнанник, и этого достиг Фридерик Шопен.
Он всюду — ибо, мудрый, никогда не терял связи с душой отчизны — и в Отчизне опочил, — ибо душа ее повсюду…»
Далекий мой друг, твой радостный свет
Мне с неба приносит вечерний привет.
Люблю я тебя, всем сердцем люблю,
И луч твой волшебный я жадно ловлю.
И где б ни был я, всегда передо мной
Ласкающий свет твой, твой луч золотой.
О, как бы хотел я вместе с тобой
Сиять над землею вечерей звездой.
Тема урока: Шопен – поэт фортепиано
Цели: углубление знаний о творчестве Ф.Шопен; развивать слушательское внимание, образно — ассоциативного мышление учащихся; воспитывать интерес к творчеству Ф.Шопена, целостное отношение к музыке, а также эмоциональную чувствительность и эстетический вкус.
(Звучит музыка С.В.Рахманинова «Вокализ»)
«Послушай: музыка вокруг
Она во всем — в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней. »
Учитель. Почему говорят: «Музыка- это язык чувств»?
Вывод: Без музыки наша жизнь была бы скучна и неинтересна.
2.2.Исполнение песни «Музыка» Ю. Рожкова.
Учитель. Какая по характеру исполненная песня?
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков: ответим на некоторые вопросы и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать композитора, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке.
1.Кто автор самой популярной колыбельной в мире? (Гершвин)
2. Кто автор опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балетов «Спящая красавица»,
«Лебединое озеро», «Щелкунчик»? (Чайковский)
3.Самая простая форма вокальной музыки? (песня)
4. Какой композитор в 30 лет стал терять слух, но при этом продолжал сочинять музыку? (Бетховен)
5. Для какого музыкального инструмента писал музыку И.С.Бах? (орган)
Учитель. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.Шопена.
Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы. Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки. Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: “Мое сердце там, где моя Родина” Мы будем говорить о сердце Шопена. Потому, что через сердце проходят настоящие чувства человека.
Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. Голубые глаза Шопена блистали умом; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны: были полны такой порядочности и аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя…
1. Знакомство с биографией Шопена.
1 учащийся: Фридерик Шопен родился в смешанной французско-польской семье 22.02.1810 г. в деревне Желязова Воля, недалеко от Варшавы. Мать Шопена была полячка, отец – француз. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фридерика, в семействе Шопен было еще три сестры, родным языком Шопена был польский.
2 учащийся: В 6 лет Фридерик начал систематически заниматься на фортепиано. Первым и единственным его учителем по фортепиано был Войцех Живный. Именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и В. А. Моцарту. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений — полонез соль-минор.
3 учащийся: В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте. Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли.
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
Шопену было 20 лет. Счастливая юношеская пора, полная надежд и успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши. В 1831 г. Шопен переселился в Париж, где его ожидали новая жизнь и слава. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом – виртуозом.
4 учащийся: Шопен сильно заболел, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.
5 учащийся: Осенью 1836 года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., вызвал у него совершенно ненужный стресс. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. 17 октября 1849 г. его не стало. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
Учитель: Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.
2. Литературное наследие.
Музыку писал он исключительно для фортепиано. Многие танцы нашли отражение в творчестве Шопена, это настоящие миниатюрные поэмы. Если бы не было музыки Шопена, не было бы многих стихотворений русских поэтов, которые были рождены под впечатлением его произведений.
Стихотворение Беллы Ахмадулиной «Мазурка Шопена» на фоне звучания «Мазурки»
«Какая участь нас постигла, как повезло нам в этот час,
Когда бегущая пластинка одна лишь разделяла нас!
Сначала тоненько шипела, как уж, изъятый из камней,
Но очертания Шопена приобретала все слышней
И тоненькая, как мензурка, внутри с водицей голубой,
Стояла девочка — мазурка, покачивая головой.
Как эта с бледными плечами, по-польски личиком бела,
Разведала мои печали и на себя, их приняла?
Она протягивала руки и исчезала вдалеке,
Сосредоточив эти звуки в иглой расчерченном кружке.
Учитель: Шопена все вокруг уговаривали написать оперу. Напомню, что это было очень важно: сочинить национальную оперу и войти, таким образом, в общеевропейскую культурную среду. Но Шопен был «поэтом фортепиано». А первую национальную польскую (и белорусскую) оперу написал позже С. Монюшко. А у Шопена главное – мир миниатюры.
Опять Шопен не ищет выгод, …Гремит Шопен, из окон грянув,
Но, окрыляясь на лету, А снизу, под его эффект
Один прокладывает выход. Прямя подсвечники каштанов,
Из вероятья в правоту… На звезды смотрит прошлый век. (Б. Пастернак)
С большого пальца до мизинца
расписан самый мелкий звук.
Представь себе – такой вот принцип
анализа сердечных мук.
Пусть это вальс или прелюд –
какая чистая палитра!
С его гармонией и ритмом
отождествляю Божий суд. (Александр Дольский.)
Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.(Марсель Пруст)
Ноктюрн (франц. nocturne, от лат. nocturnus — ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно серенаде. Ф.Шопен написал 21 ноктюрн.
Скерцо (итал. scherzo, букв. — шутка). В 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес. Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр. С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение.
Работа в группах. Сравнительный анализ музыкальных произведений.
Учитель. Можно ли назвать эти произведения контрастными?
Выдающийся российский композитор Антон Рубинштейн называл знаменитого польского музыканта душой фортепиано.
Как вы думаете почему?
-непревзойденная мелодичность, изысканность, открытость в передаче самых романтичных настроений и чувств.
В поляки в память знаменитого земляка в Варшаве с 1927 года проводят международный конкурс пианистов им. Ф.Шопена.
В Варшаве сделали «музыкальные» скамейки, садясь на них можно услышать музыку Шопена.
5. Работа над песней.
Шопена называют душой фортепиано, какой музыкальный жанр или вид музыкального искусства можно назвать душой народа?
— вокальный жанр, песня.
Что он в себя включает? «Мозговой штурм».
(песня, романс, ария, кантата, оратория)
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»,- сказал М.И. Глинка.
Исполнение украинской народной песни «Од Києва до Лубен». Исполнение песни учащимся Воробьем А. Сравнить исполнение, стиль.
1. Национальность. (Поляк)
2. Первое сочиненное музыкальное произведение. (Полонез)
3. Кем стал. (Композитором)
4. Какой цикл произведений он написал на всех тональностях. (Прелюдии)
5. В каком польском городе сделаны музыкальные скамейки.
2. Музклип о Шопене.
3. Вывод о красоте музыки Шопена.
Почти всю жизнь (ибо главную ее часть) провел он вне Родины, но для Родины.
В этом — самое высокое, чего может достичь изгнанник, и этого достиг Фридерик Шопен.
Он всюду — ибо, мудрый, никогда не терял связи с душой отчизны — и в Отчизне опочил, — ибо душа ее повсюду…»
Далекий мой друг, твой радостный свет
Мне с неба приносит вечерний привет.
Люблю я тебя, всем сердцем люблю,
И луч твой волшебный я жадно ловлю.
И где б ни был я, всегда передо мной
Ласкающий свет твой, твой луч золотой.
О, как бы хотел я вместе с тобой
Сиять над землею вечерей звездой.
Тема урока: Шопен – поэт фортепиано
Цели: углубление знаний о творчестве Ф.Шопен; развивать слушательское внимание, образно — ассоциативного мышление учащихся; воспитывать интерес к творчеству Ф.Шопена, целостное отношение к музыке, а также эмоциональную чувствительность и эстетический вкус.
(Звучит музыка С.В.Рахманинова «Вокализ»)
«Послушай: музыка вокруг
Она во всем — в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней. »
Учитель. Почему говорят: «Музыка- это язык чувств»?
Вывод: Без музыки наша жизнь была бы скучна и неинтересна.
2.2.Исполнение песни «Музыка» Ю. Рожкова.
Учитель. Какая по характеру исполненная песня?
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков: ответим на некоторые вопросы и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать композитора, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке.
1.Кто автор самой популярной колыбельной в мире? (Гершвин)
2. Кто автор опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балетов «Спящая красавица»,
«Лебединое озеро», «Щелкунчик»? (Чайковский)
3.Самая простая форма вокальной музыки? (песня)
4. Какой композитор в 30 лет стал терять слух, но при этом продолжал сочинять музыку? (Бетховен)
5. Для какого музыкального инструмента писал музыку И.С.Бах? (орган)
Учитель. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.Шопена.
Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы. Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки. Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: “Мое сердце там, где моя Родина” Мы будем говорить о сердце Шопена. Потому, что через сердце проходят настоящие чувства человека.
Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. Голубые глаза Шопена блистали умом; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны: были полны такой порядочности и аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя…
1. Знакомство с биографией Шопена.
1 учащийся: Фридерик Шопен родился в смешанной французско-польской семье 22.02.1810 г. в деревне Желязова Воля, недалеко от Варшавы. Мать Шопена была полячка, отец – француз. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фридерика, в семействе Шопен было еще три сестры, родным языком Шопена был польский.
2 учащийся: В 6 лет Фридерик начал систематически заниматься на фортепиано. Первым и единственным его учителем по фортепиано был Войцех Живный. Именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и В. А. Моцарту. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений — полонез соль-минор.
3 учащийся: В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте. Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли.
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
Шопену было 20 лет. Счастливая юношеская пора, полная надежд и успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши. В 1831 г. Шопен переселился в Париж, где его ожидали новая жизнь и слава. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом – виртуозом.
4 учащийся: Шопен сильно заболел, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.
5 учащийся: Осенью 1836 года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., вызвал у него совершенно ненужный стресс. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. 17 октября 1849 г. его не стало. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
Учитель: Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.
2. Литературное наследие.
Музыку писал он исключительно для фортепиано. Многие танцы нашли отражение в творчестве Шопена, это настоящие миниатюрные поэмы. Если бы не было музыки Шопена, не было бы многих стихотворений русских поэтов, которые были рождены под впечатлением его произведений.
Стихотворение Беллы Ахмадулиной «Мазурка Шопена» на фоне звучания «Мазурки»
«Какая участь нас постигла, как повезло нам в этот час,
Когда бегущая пластинка одна лишь разделяла нас!
Сначала тоненько шипела, как уж, изъятый из камней,
Но очертания Шопена приобретала все слышней
И тоненькая, как мензурка, внутри с водицей голубой,
Стояла девочка — мазурка, покачивая головой.
Как эта с бледными плечами, по-польски личиком бела,
Разведала мои печали и на себя, их приняла?
Она протягивала руки и исчезала вдалеке,
Сосредоточив эти звуки в иглой расчерченном кружке.
Учитель: Шопена все вокруг уговаривали написать оперу. Напомню, что это было очень важно: сочинить национальную оперу и войти, таким образом, в общеевропейскую культурную среду. Но Шопен был «поэтом фортепиано». А первую национальную польскую (и белорусскую) оперу написал позже С. Монюшко. А у Шопена главное – мир миниатюры.
Опять Шопен не ищет выгод, …Гремит Шопен, из окон грянув,
Но, окрыляясь на лету, А снизу, под его эффект
Один прокладывает выход. Прямя подсвечники каштанов,
Из вероятья в правоту… На звезды смотрит прошлый век. (Б. Пастернак)
С большого пальца до мизинца
расписан самый мелкий звук.
Представь себе – такой вот принцип
анализа сердечных мук.
Пусть это вальс или прелюд –
какая чистая палитра!
С его гармонией и ритмом
отождествляю Божий суд. (Александр Дольский.)
Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.(Марсель Пруст)
Ноктюрн (франц. nocturne, от лат. nocturnus — ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно серенаде. Ф.Шопен написал 21 ноктюрн.
Скерцо (итал. scherzo, букв. — шутка). В 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес. Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр. С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение.
Работа в группах. Сравнительный анализ музыкальных произведений.
Источник