Композитор который сумел передать звучание колоколов сити для 2 фортепиано

Композитор который сумел передать звучание колоколов сити для 2 фортепиано

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Колокола и колокольный звон в творчестве С.В. Рахманинова!

«С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия» — писал Н. К. Метнер о начале Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова.

Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве С.В. Рахманинова. С первого до последнего сочинения «колокольность» присутствует в различных музыкальных вариантах. Колокольный звон становится сквозным образом стиля композитора. Множество исследований посвящено именно «колокольности» у Рахманинова — как главному национальному символу русского народа и души России. В музыке Рахманинова колокола живут своей жизнью, они выступают в роли основного действующего лица во многих сочинениях, олицетворяя самого композитора:

Второй концерт для фортепиано с оркестром
Симфоническая поэма «Колокола»
Первая сюита для двух фортепиано
Симфония №3
Прелюдия H-dur соч. 32
Этюд-картина D-dur соч. 39

В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты. У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах».

Колокол используется в качестве национального символа и для русского человека издавна был голосом Родины, «символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства». Значение колокола в жизни любого народа велико, но в России эта особенность наиболее ярка. Звучание его тембра многозначно, широк спектр возможностей этого инструмента. Колокольным звучанием приветствовали победителей, без него не обходилось ни одно праздничное шествие. Вечевой колокол в Древней Руси сзывал народ, набат оповещал о появлении врагов, о пожаре или ином бедствии.

Читайте также:  Как выбрать размер укулеле

Исторически сложилось, что отечественные композиторы использовали колокольный звон в качестве богатейшего звукового материала. «Колокольность» встречается у А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова. Но особенно ярко «колокольность» зазвучала в творчестве С.В. Рахманинова.

Решение задач по гармонии, анализ, написание фуг, консультации по курсовым и дипломным работам vk.cc/7h8xOn #музыкаСМП #рахманиновСМП

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– что такое колокольность, как она выражена в жизни и в искусстве;

– знакомство с 3-й и 4-й частями сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова;

– знакомство с концертной симфонией для арфы с оркестром В. Г. Кикты.

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов, служащий для украшения различных предметов, в том числе и архитектурных сооружений.

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Концертная симфония – произведение для одного или нескольких солистов-инструменталистов и оркестра, промежуточная музыкальная форма между симфонией и инструментальным концертом.

Колокольность – звукоизображение колокольного звучания в музыке.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019, стр. 159.

Открытые электронные ресурсы:

1. История колоколов из цикла «Колокольный звон». https://www.youtube.com/watch?v=YcbCsHziTEM (Дата обращения: 13.08.2019)

2. Валерий Кикта, концертная симфония для арфы с оркестром.
Ольга Эрдели (арфа). Ансамбль солистов Московской государственной филармонии. Дирижёр Александр Корнеев. Видеоверсия Андрея Гетмана (1996г.) https://www.youtube.com/watch?v=y8xEKs3vODQ (Дата обращения: 12.08.2019)

3. Фильм «София Киевская». Режиссёр – В. Стеганцов. Автор сценария – А. Ворсин. Продюсер – Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ прот. Георгий Коваленко https://www.youtube.com/watch?v=JfJO9AWpi5A (Дата обращения: 13.08.2019)

Тематический материал для самостоятельного изучения

Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры.

Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.

Вот, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом».

Позже композитор написал сюиту для двух фортепиано, где в третьей части в его памяти воскресли детские впечатления и снова в душе запел новгородский колокол. В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской.

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Печальная нисходящая мелодия повторяется вновь и вновь, меняя регистры и обрастая подголосками.

И вот настроение меняется – мы слышим приподнятость, ликование, торжественность, которые наполняют праздничные пасхальные звоны!

Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Этому празднику посвящено стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое стало эпиграфом к четвёртой части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова. Четвёртую часть сюиты композитор назвал «Светлый праздник».

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

Играя красками регистров и тембров, варьируя интонации, композитор сумел выразить звучание колоколов фортепианной фактурой. Для придания звучанию большей мощи композитор использовал два фортепиано.

В каждом храме на торжественном богослужении звучат пасхальные песнопения, возвещающие Воскресение Христа.

В сюите для двух фортепиано Сергея Рахманинова мелодия этого песнопения звучит в обрамлении переливчатых колокольных перезвонов.

Колокольность, как выражение национального духа, соборности, мы слышим в произведениях Михаила Ивановича Глинки, Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Георгия Васильевича Свиридова, Валерия Александровича Гаврилина.

Древние православные храмы, старинные иконы, фрески, сохранившиеся до настоящего времени, вдохновляют и ныне живущих композиторов, наших современников.

Так, например, под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал концертную симфонию для арфы с оркестром, которую назвал «Фрески Софии Киевской». София – означает Премудрость Божия.

Симфония посвящена тысяча пятисотлетию Киева. В ней, в отличие от традиционной симфонии, 9 частей. К многочастности располагает многообразие образов, которое сохранил этот древний памятник.

Киевский Софийский собор – главный православный храм Древней Руси – был построен в одиннадцатом веке по велению князя Ярослава Мудрого.

Стены собора украшены мозаиками и живописными фресками, сюжеты которых посвящены не только сценам жизни Иисуса Христа и православных святых, но и сценам жизни людей того времени.

Например, на стенах храма можно увидеть сцены игр на Константинопольском ипподроме, групповой портрет княжеской семьи, сохранивший только образы дочерей Ярослава Мудрого, музыкантов, скоморохов, ряженых, сцены охоты.

Архитектурные элементы украшены многочисленными орнаментами, которые подчёркивают структуру внутреннего пространства храма и обрамляют изображения на фресках и мозаиках.

Первая часть симфонии – «Орнамент» – вводит слушателя в образный мир храма. Солирующая арфа имитирует гусли, древний инструмент, сопровождающий исполнение былин.

Тема орнамента появляется в симфонии трижды, как бы отделяя друг от друга каждый сюжет и возвращая слушателя в атмосферу храма.

В конце части звучат колокола, как бы приглашая, призывая слушателя войти в Святую Софию – сокровищницу истории и духовной культуры.

Композитор воссоздаёт впечатление от росписей собора в 4-й части симфонии: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого». Остальные фигуры фрески утеряны.

Благодаря естественному освещению и движению воздуха, которое создают горящие свечи, образы, изображённые на фреске, оживают, наполняя пространство духом древности.

Дрожащие трели у струнных и мерный перебор арфы рисуют картину идущих друг за другом девушек, судьбы которых во многом определят историю ряда европейских государств. Звуковая ткань погружает слушателя в тайны истории.

Восьмая часть симфонии – «Скоморохи». Это контрастный образ народных музыкантов, весельчаков и балагуров. Задорные, лихие интонации, переклички и имитации народных инструментов, балалаек и свирелей, создают картину пляшущих скоморохов.

Обрамляется сцена былинной темой «Орнамента», звучащей на фоне затухающего гула ударных. Как будто история сначала оживает, а потом снова растворяется в вечности.

Валерий Григорьевич Кикта (родился в 1941 году) – наш современник, композитор, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Украины.

В своём творчестве часто обращался к историческим и мифологическим сюжетам. Написал множество произведений, среди которых симфонические сочинения, балеты, кантаты, хоровые произведения, сочинения для оркестра народных инструментов.

Особое место в творчестве композитора занимают произведения для арфы, Валерий Кикта в своей музыке раскрывает богатство и красоту звучания этого инструмента.

В концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» светлый и ясный тембр арфы очень напоминает нежные краски настенных росписей собора. В симфонии 9 частей, каждая из которой посвящена одному сюжету:

2. Зверь нападает на всадника

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский придел

6. Борьба ряженых

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Колокольный звон – одна из ярких черт русской музыки. Рисуя сцены из русской жизни, истории, быта, выражая особенности мироощущения русских людей, композиторы часто используют звучание колоколов.

Так, например, колокола звучат в финальном хоре «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

Некоторые сцены оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» украшает колокольный звон. Коронация Бориса Годунова и его смерть сопровождаются колокольным звоном, торжественным или печальным, погребальным.

В фортепианном цикле М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» заключительная часть – «Богатырские ворота» – пьеса былинного характера, в которой изображается звон колоколов, символизирующий силу и мощь русского народа.

Сергей Васильевич Рахманинов, кроме сюиты для двух фортепиано, написал вокально-симфоническую поэму «Колокола».

В кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский» колокольный звон звучит набатом в части «Вставайте, люди русские» и в сцене «Въезда Александра во Псков».

Георгий Александрович Гаврилин написал хоровую симфонию «Перезвоны».

Примеры заданий из тренировочного модуля

№1. О каком празднике повествует стихотворение А. С. Хомякова и 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова?

Варианты ответов: Рождество; Крещение; Пасха; Троица; Благовещенье.

В обучающем видео рассказывается, что 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова посвящена Пасхе. Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. Правильный ответ: Пасха.

№2. Установите соответствие между композитором и описанием его сочинения.

  • Сохранил в памяти детские впечатления от печальных звуков колокола Софийского собора в Новгороде.
  • Невероятно сильное впечатление произвели на композитора фрески Софийского собора в Киеве.
  • Написал сюиту для двух фортепиано.
  • Написал концертную симфонию для арфы с оркестром.

В обучающем видео рассказывается о детских впечатлениях С. В. Рахманинова, нашедших выражение в 3-й части сюиты для двух фортепиано, и о впечатлениях от фресок Софийского собора в Киеве, которые вдохновили композитора В. Г. Кикту на создание концертной симфонии для арфы с оркестром. Значит, правильный ответ:

С. В. Рахманинов. Сохранил в памяти детские впечатления от печальных звуков колокола Софийского собора в Новгороде. Написал сюиту для двух фортепиано.

В. Г. Кикта. Невероятно сильное впечатление произвели на композитора фрески Софийского собора в Киеве. Написал концертную симфонию для арфы с оркестром.

Источник

Тест к уроку музыки в 5 классе «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

специалист в области арт-терапии

Тест для урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» (5 класс)

1. О каком празднике повествует стихотворение А. С. Хомякова и 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова? Выделите цветом правильный ответ.

2. Дочери какого русского князя изображены на фреске Софийского собора в Киеве?

Владимира Мономаха ; Александра Невского ; Ярослава Мудрого ; Иоанна Грозного

3. Добавьте подписи к картинкам.

А) С.В. Рахманинов

2

4. В первой части концертной симфонии Валерия Кикты для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» арфа имитируют старинный русский инструмент _____ ( балалайка, гусли, свирель ), сопровождающий исполнение былин.

5. Каких частей нет в концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикты? Зачеркните лишние элементы. Орнамент ; Слёзы ; Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого ; Светлый праздник ; Богатырские ворота ; Скоморохи

6. В творчестве каких композиторов присутствует колокольность? С. В. Рахманинов И. С. Бах С. С. Прокофьев Э. Григ М.П.Мусоргский В. А. Моцарт Ф. Шопен

7. Установите соответствия между композитором и описанием его сочинения.

В какой части сюиты для 2-х фортепиано С. В. Рахманинов процитировал напев древнего пасхального песнопения «Христос Воскресе из мёртвых»? 3-я часть «Слёзы» ; 4-я часть «Светлый праздник»

9. Композитор ______ сумел передать звучание колоколов в сюите для двух фортепиано.

10. Установи соответствие

Как называется заключительная часть из фортепианного цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»? « Колокола» ; «Светлый праздник» ; «Богатырские ворота» ; «Слёзы» ; «Перезвоны»

12. В каких из прослушанных частей концертной симфонии для арфы с оркестром В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской» звучали колокола?

9 часть – «Орнамент» 8 часть – «Скоморохи» 1 часть – «Орнамент» 4 часть – «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

13. В каком городе находится храм, фрески которого вдохновили композитора В. Г. Кикту на создание концертной симфонии для арфы с оркестром? Киев Полоцк Великий Новгород

14. Каких жанров народной музыки нет в концертной симфонии В. Г. Кикты для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»? Зачеркните лишние элементы . Былина ; плач ; плясовая ; веснянка

Источник

Оцените статью