Композитор лист произведения для фортепиано

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

Для симфонического оркестра:

12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла — в 1958 г.); симфоническая поэма «От колыбели до могилы» (1882); симфонии — «Фауст» (1854), «Данте» (1856); два симфонических эпизода из «Фауста» Лепау: «Ночное шествие», «Мефисто-вальс» (последний завоевал мировую популярность в фортепианной версии).

Оригинальные: Соната си минор (1853); «Годы странствий» — цикл программных пьес в 3-х тетрадях (I. «Швейцария»: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадтском озере», «У родника», «Долина Обермана», «Гроза», «Женевские колокола» и др.; II. «Италия»: «Мыслитель», «Обручение», соната-фантазия «После чтения Данте», «Сонеты Петрарки» — № 47, 104, 123 и др.; III. «Ангелус», «У кипарисов виллы д’Эсге», «Фонтаны виллы д’Эсте» и др.; в качестве Приложения ко II тетради — 3 пьесы под общим заглавием «Венеция и Неаполь»: «Гондольера», «Канцона», «Тарантелла»); «Этюды трансцендентного исполнения» (в том числе «Мазепа», «Героика», «Блуждающие огни», «Метель» — всего 12 этюдов); «Грёзы любви» — 3 ноктюрна; «Утешения» — цикл из 6 пьес; «Поэтические и религиозные гармонии» (10 пьес, навеянных поэзией Ламартина, за исключением «Погребального шествия», посвящённого памяти героев венгерской революции); «Рождественская ёлка» — цикл пьес, посвящённых внучке — Даниеле Бюлов; «Большой хроматический галоп»; 2 концертных этюда — «Шум леса» и «Хоровод гномов» и др.

Читайте также:  Акустическая гитара cort earth50 op

Пьесы на народные темы: 19 «Венгерских рапсодий», «Румынская рапсодия», «Испанская рапсодия», «Гуситская песня», «На прощание. Русская народная песня» (посв. А. И. Зилоти) и др.

Фантазии на оперные темы: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» (Моцарт), «Гугеноты», «Роберт-Дьявол» (Мейербер), «Норма», «Пуритане» (Беллини), «Эрнани», «Риголетто», «Дон Карлос» (Верди), «Фауст» (Гуно), «Ниобея» (Пачини) и другие.

Переложения (транскрипции): Симфонии Бетховена (№ 1—9); «Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии» (Берлиоз); увертюра «Вильгельм Телль» Россини, увертюра «Тангейзер», «Хор прях» из «Летучего голландца», «Смерть Изольды» (Вагнер); Песни Шуберта (в том числе «Лесной царь», «Маргарита за прялкой», «Приют», «Весенние упования», «Мельник и ручей»); «Этюды по каприсам Паганини» (цикл из 6 пьес содержит также «Кампанеллу» — свободную транскрипцию финала 2-го скрипичного концерта Паганини); «Марш Черномора» (Глинка), «Соловей» (Алябьев), Полонез из «Евгения Онегина» (Чайковский) и другие[68].

Для фортепиано с оркестром:

1-й концерт (ми-бемоль мажор), 2-й концерт (ля мажор), «Пляска смерти», «Фантазия на венгерские народные темы», «Большая фантазия на испанские темы» и другие.

Вокальные сочинения:

Оперы: «Дон Санчо, или Замок любви» (ноет. 1825 г.), «Сарданапал» (наброски).

Кантатно-ораториальные жанры и церковные произведения: оратория «Легенда о святой Елизавете» (окончена в 1862 г.); оратория «Христос» (окончена в 1866 г.); «Эстергомская месса» (1856); «Венгерская коронационная месса» (окончена в 1867 г.); «Крестный путь» — для хора с органом (1879); оратория «Легенда о святом Станиславе» (не окончена).

Песни: «Лорелея» (Гейне), «Как дух Лауры» (Гюго), «Горы все объемлет покой» (Гёте), «Три цыгана» (Ленау) и многие другие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Музыка Листа

Музыка Листа Вот и первые листья Падают с веток лип. В парке музыка Листа — Лета последний всхлип. Робко сквозь тучи брезжит Снопик лучей косых, Словно прощаясь, нежит Крылышки стрекозы. Музыка воскрешает Призрак любовных грёз, Манит и обольщает Тем, что не удалось, Что

Список основных книг С. М. Голицына

Список основных книг С. М. Голицына 1. Хочу быть топографом. Издания 1936, 1953 и 1954 годов. Издана также на китайском и чешском языках.2. Сорок изыскателей. 1959 г. и еще 4 издания, последнее в 1989 г. Переведена на польский (3 издания), чешский, болгарский, румынский, словацкий,

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ Все фрагменты древних римских ораторов даются по кн.: Oratorum romanonim fragmenta liberae rei publicae. Coll. E. Malcovatti. Sec. Ed., Torino, 1955 (в тексте Malcovatti). Все фрагменты римских анналистов даются по кн.: Historicorum romanorum reliquae. Ed. H. Peter. Leipzig, 1870 (в тексте Peter). Фрагменты

Список основных источников, использованных в работе над брошюрой

Список основных источников, использованных в работе над брошюрой Архив Артиллерийского исторического музея Академии артиллерийских наук (Ленинград): оп 46 д. 542; оп. 48/1 д.д. 26, 29, 34, 37, 40, 53, 108.Центральный Государственный Военно-исторический архив (Москва): ф. 310 д.д. 764, 2863; ф. 516

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА 1. Инструмент Адкинса для определения девиации в море. Журнал «Морской Сборник», 1867, № 10.2. «Броненосная лодка «Русалка». Исследование пловучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества. «Морской

СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА:

СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА: Скрябин. М., 1916; 2-е изд.: М., 1923Клод Дебюсси. М., 1922Музыка речи. Эстетическое исследование. М., 1923Психология музыкально-творческого процесса // Искусство. 1923. № 1Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА Литературные произведенияОригинальные:1. Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских. Ч. 1–6. М., 1787–1788.2. Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени. М., 1773.3. Новейшее путешествие, сочиненное в г.

Список основных произведений Баха

Список основных произведений Баха А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):I. 198 церковных кантатII. 12 светских кантатIII. 6 мотетовIV. Рождественская и пасхальная ораторииV. Большая месса h-mollVI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-durVIII. Страсти по Матфею и

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67] .

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[67]. 1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.1821 — Переезд с

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА Для симфонического оркестра:12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла

Список важнейших сочинений Роберта Шумана

Список важнейших сочинений Роберта Шумана Сочинения для фортепьяно в 2 рукиВариации Abegg, опус 1, 1830.«Бабочки», опус 2. 1830 – 1831.«Танцы давидсгондлеров», опус 6. 1837.«Карнавал», опус 9, 1834-1835.Соната № 1 фа диез минор, опус 11, 1833 – 1835.«Фантастические пьесы», опус 12, 1837.«Симфонические

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69]

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА[69] 1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.1821 — Переезд с

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского Балеты1. Королева полей (Чудесница). Либр. К. Есауловой. 1961.2. Выстрел в лесу (Лесная сказка). Либр. В. Воробьева и К. Есауловой. 1966.3. Выстрел (Сорок первый). Либр. М. Газиева. 1963.4. Урал. Либр. М. Газиева.

Источник

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИСТА

Фортепианные произведения составляют лучшую часть творческого наследия Листа. В них гармонично сочетается его пианистический и композиторский дар. Лист откровенно признавался: «Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь – больше того, до сих пор он был моим «я», моим языкам моей жизнью». Композитор обновил весь строй и характер звучания фортепиано, сделав из него, по словам Стасова «целый оркестр». Т.о., основной новаторской чертой фортепианной музыки Листа является симфоническая трактовка фортепиано. Композитор наполнил ф-ные произведения тембрами медных и деревянных духовых, струнных, ударных инструментов. Лист значительно расширил выразительные возможности пианизма, выдвинул на первый план мощь, блеск и красочность звучания, открыл новые приемы ф-ной техники. Например: 1) вводил глубокие басы; 2) переносил мелодию в средний «виолончельный» регистр; 3) использовал пассажи, охватывающие всю клавиатуру; 4) применял аккордовые трели, перенос рук в разные регистры, пассажи октавами, двойными нотами и т.д.

Эволюция фортепианного стиля Листа насчитывает 4 этапа:

1) 20-е – середина 30-х гг. — изучение возможностей фортепиано, подражание бравурной манере современных виртуозов;

2) конец 30-х – 40-е гг. — создание индивидуального стиля, обогащение фортепианных произведений новейшими достижениями композиторов-романтиков (Паганини, Берлиоза, Шопена);

3) конец 40-х – 60-е гг. — вершина мастерства;

4) 70-е -80-е гг. — поиски новых средств, отказ от монументальных произведений, стремление к более тонкому, камерному звучанию.

Лист писал для фортепиано произведения различных жанров: парафразы, транскрипции, этюды, сонаты, рапсодии, концерты и др.

Парафразы – это свободные фантазии на темы опер разных композиторов: Моцарта, Россини, Верди, Вагнера и др. Например, парафразы на темы «Риголетто» Верди, марша Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Дон-Жуана» Моцарта и др. Транскрипции – это фортепианные переложения симфоний и оперных увертюр, например, «Фантастической симфонии» Берлиоза, симфоний Бетховена, свадебного марша Мендельсона и др. Лист делал фортепианные переложения органных и вокальных произведений.

Большое внимание композитор уделял этюдам. Подобно Шопену он сделал этюд виртуозной пьесой с глубоким внутренним содержанием, но в отличие от Шопена, его этюды программны, т.к. имеют заголовки («Пейзаж», «Мазепа», «Метель», «Дикая охота» и т.д.). Лист создал несколько серий этюдов. Ранняя серия – «Большие этюды» (1838 г.), которые явились переработкой юношеского цикла, созданного в возрасте 15 лет. Затем появились «Большие этюды по Паганини», связанные с увлечением исполнительским искусством Паганини. Самый известный из них – «Кампанелла». Позднее Лист создал новый цикл программных этюдов, среди которых «Шум леса», «Хоровод гномов».

Многие фортепианные произведения Листа носят изобразительный характер. Путешествуя по разным странам, композитор знакомился с природой этих стран, произведениями живописи, скульптуры, литературы. Свои впечатления он передал в программном цикле «Годы странствий», который состоит из трех тетрадей: «Первый год», «Второй год», «Третий год» (название навеяно произведением Байрона «Паломничество Чайльд- Гарольда»).

«Первый год» (1835-1854). Здесь даны зарисовки природы, картины простой жизни пастухов в горах. Центральной пьесой является «Долина Обермана», написанная под влиянием романа в письмах французского писателя 1-ой половины XIX века Сенанкура. Она рисует внутренний мир молодого человека XIX в., полного сомнений, колебаний и страстных порывов.

«Второй год» (1838 – 1859) написан под впечатлением от итальянского искусства. Среди пьес этого цикла – «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело. Лирической вершиной «Второго года» являются «Три сонета Петрарки», а самой значительной пьесой – соната «По прочтении Данте» («После чтения Данте»).

«Третий год» (1867 -1877). Здесь преобладают настроения разочарования и скорби.

Венгерские рапсодии. Лист создал 19 венгерских рапсодий. Их источником послужили «Венгерские мелодии и рапсодии», созданные в 1840-48 г., многие напевы которых вошли в цикл «19 рапсодий». Композитор назвал свои произведения рапсодиями потому, что уподоблял себя древним рапсодам – музыкантам и сказителям, которые бродили по земле и несли свое искусство народу.

Рапсодии Листа – это виртуозные пьесы, связанные с венгерским фольклором. В них нашел отражение стиль «вербункош». Название «вербункош» происходит от слова «вербовка». Австрийское правительство, чтобы привлечь венгерских крестьян в свою армию, устраивало своеобразные праздники с песнями, танцами, застольем.

Начинал праздник старый капрал, одетый в красивый военный костюм с золотыми украшениями, в сапогах со шпорами. Он рассказывал о привлекательности военной службы и танцевал медленный танец лашан. Затем его сменяла молодежь быстрым затейливым танцем фришкой.

В перерывах между плясками цыганский оркестр исполнял импровизационные пьесы – халгатонота, т.е. пьеса для слушания. Так постепенно складывался стиль «вербункош», для которого стали характерными «цыганская» или «венгерская» гамма, окончание «со шпорами», неожиданные смены характера, темпа и др.

Источник

Ференц Лист

Ференц Лист – знаменитый венгерский композитор, виртуозный пианист, дирижер, музыкальный педагог и критик.

Родился Ференц 22 октября 1811 года в Доборьяне, неподалеку от венгерского города Шопрон. Музыкой начал заниматься рано, в возрасте шести лет под руководством отца. В дальнейшем переехал в Вену, где продолжил обучение у известных педагогов К. Черни (фортепиано), и А. Сальери (теория музыки). В девять лет дал первый сольный концерт.

В 1823 году, уже в Париже, продолжил изучение теории музыки и композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1925 году музыкальный вундеркинд поставил первую (и, как оказалось позднее) единственную оперу «Дон Санчо». Все детство и юность Листа состояла из бесконечных переездов и гастролей. С 1835 года композитор живет в Швейцарии, выезжает в Италию, Францию, Австро-Венгрию. С 1838 года начались гастроли Листа как исполнителя, принесшие ему славу величайшего пианиста. В 1842, 1843, 1847 году виртуоз давал концерты в России. Частые посещения Петербурга принесли Ференцу знакомство и дружбу со многими русскими композиторами: М. Глинкой, А. Даргомыжским, М. Балакиревым, А. Бородиным и другими.

Усталость от бесконечных гастролей и концертов давала о себе знать, и Лист берет длительную паузу. Поселившись в Веймаре в 1848 году, композитор в течении 12 лет занимается преимущественно творчеством. В 1861 году Лист переезжает в Рим, где впоследствии принимает сан аббата.

В 1869 году маэстро возвращается в Веймар, где и проведет последние годы жизни, систематически выезжая в Рим и Будапешт. Лист до последнего вздоха играл, сочинял, обучал, гастролировал. Смерть настигла великого пианиста практически на гастролях, 31 июля 1886 года, через 12 дней после концерта в Люксембурге.

Ференц Лист был удостоен множества наград, премий, степеней и почетных званий, был избран президентом Музыкальной академии (консерватории) Будапешта. Оставил после себя целую плеяду блестящих пианистов и композиторов, среди которых Г. Бюлов, К. Таузиг, А. Страдаль, Э. Зауэр, М. Розенталь и другие, — более 400 музыкантов. Интересно, что за обучение маэстро принципиально не брал платы.

Ференц Лист. Вклад в мировое музыкальное искусство

Творчество Листа, несмотря на внутреннюю противоречивость мировоззрения, было прогрессивным и реалистичным. Наряду с Эркелем, Ференц Лист стал основоположником венгерской национальной музыки. Не менее весом его вклад в мировое музыкальное наследие.

Лист-композитор создал новый вид программной симфонической музыки – одночастную симфоническую поэму, обновил содержание музыки на принципах гуманизма и просветительства. Этим целям соответствовало новаторство формы, гармонии и других видов композиции.

Лист-музыкант обновил и «расширил горизонты» фортепиано, достигнув вершин виртуозности. Как сказал русский музыкальный критик В. Стасов, «после Листа для фортепиано стало возможно все».

Характерными чертами исполнения великого музыканта стали импровизация, романтическая приподнятость чувств, частая смена настроения и экспрессивная мелодика. Лист оказывал всяческую поддержку передовым композиторам своей эпохи, начиная с Шопена и Вагнера, и заканчивая Григом, Сметаной и Альбенисом.

Сочинения Ференца Листа (свыше 1200 произведений):

  • опера «Дон Санчо, или Замок любви» (1825);
  • оратории и мессы, в том числе «Легенда о святой Елизавете» (1862), «Гранская месса» (1855), «Рождественская месса» (1866);
  • Реквием для четырех солистов, хора, органа и духового оркестра (1868) и другие вокально-симфонические произведения духовного и светского содержания;
  • симфонии и симфонические поэмы, среди которых симфония к «Божественной комедии Данте» (1856), «Фауст-симфония», «Прометей» (1850), «Орфей», «Мазепа» (1854), «Гамлет» (1858);
  • два концерта для фортепиано с оркестром, «Пляска смерти» (1849) и другие сочинения для фортепиано с оркестром;
  • фантазия и фуга на тему «Бах» (1871), «Этюды трансцендентного исполнения» (12 пьес, 1851), «Три забытых вальса» (1881, 1882, 1883), 19 венгерских рапсодий (1847-1885), «Испанская рапсодия» (ок. 1863), 75 романсов, хоры и другие произведения.

Ференц Лист. Грезы любви. JORGE BOLET (PIANO)

Ференц Лист. Венгерская рапсодия. Cologne New Philharmonic Orchestra

Источник

Оцените статью