Реферат «Фортепианные произведения композиторов — романтиков»
Эпоха романтизма сыграла огромную роль в развитии музыкальной культуры. Романтизм охватил все сферы культуры: философию, эстетику, театр, литературу, музыку и другие гуманитарные науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эпоха романтизма | 187.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрябина Светлана Анатольевна
МБОУ ДОД ДШИ г. Уварово, Тамбовской обл.
«Фортепианные произведения композиторов — романтиков»
1. Истоки романтизма и его черты.
2. Романтизм в музыке.
3. Стилевые особенности эпохи романтизма в фортепианном творчестве.
4. Влияние романтического стиля на фортепианное творчество Ф. Листа.
6. Список литературы.
Романтизм, как художественное течение, сформировался в конце XVIII, начале XIX веков сначала в литературе (в Германии, Великобритании и других странах Европы и Америки), затем в музыке и других видах искусства. Романтический стиль самобытен, фантастичен и возвышенный.
Эпоха романтизма сыграла огромную роль в развитии музыкальной культуры. Романтизм охватил все сферы культуры: философию, эстетику, театр, литературу, музыку и другие гуманитарные науки. В связи с различными национальными традициями и историческими аспектами, романтизм, развиваясь в разных странах, приобретал своеобразные национальные черты: у немцев — в мистике, у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению, у французов — в необычных историях. Для романтического стиля характерно обращение к внутреннему миру человека, стремление к эмоциональности, этим определилось главенство литературы и музыки в романтизме.
Актуальность данной темы заключена в том, что Романтизм явился опорой для многих композиторов, и сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры, а также подтолкнул к развитию фортепианного творчества композиторов-романтиков.
Цель данной работы – определить основные черты романтизма и изучить их отражение в фортепианном творчестве композиторов – романтиков путём решения следующих задач:
- Рассмотреть основные черты романтизма;
- Выявить проявления романтизма в музыке;
- Изучить стилевые особенности романтизма в фортепианном творчестве;
- Охарактеризовать фортепианное творчество Ф. Листа.
Для воплощения в жизнь своих замыслов композиторы — романтики обращались к новым формам: фортепианные миниатюры, баллады, ноктюрны, полонезы, экспромты, лирические песни, большую роль приобрели программные произведения. Возникло более свободное применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма, вокальной декламации, колористичности.
1. Истоки романтизма и его черты.
В связи с буржуазной революцией во Франции изменились взгляды и идеи народа. Исторические события отложили свой отпечаток в душе каждого, кто оказался свидетелем революционных потрясений. Для художников, писателей и музыкантов стали близки идеи равенства, братства, свободы. Таким образом, завершилась эпоха Просвещения. Но новый общественный порядок не оправдал ожидания того общества и наступило разочарование и стало необратимым возникновение новой мировоззренческой системы – Романтизма.
Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — первой половины 19века, пришедшее на смену классицизму. В содержании искусства, в движении эстетической мысли, в характере художественных образов происходят глубокие сдвиги.
В центре мира романтизма находится личность человека, устремленная к полной внутренней свободе, к совершенству и обновлению. Свое отношение к жизни, окружающему миру он выражает через лирику душевных переживаний и чувств. В лиризме художественных образов сказался поворот искусства, который направлял его развитие, связи с прошлым, движение в будущее.
Основой романтизма явилась концепция двоемирия (мира мечты и мира реального). Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость.
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм. Сдержанность и смирение были отвергнуты, им на смену пришли сильные эмоции, нередко доходящие до крайностей. У романтиков человеческая психология была облечена мистикой, в ней преобладали моменты иррационального, неясного, загадочного.
Романтики обращались к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще.
Герой романтизма – это, прежде всего, индивидуалистический сверхчеловек. Человек для романтиков — малая вселенная, микрокосмос. Напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к «ночной» её стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического искусства.
2. Романтизм в музыке.
Во втором десятилетии XIX века проявился музыкальный романтизм, который возник под влиянием литературного искусства. Это было исторически новое явление, хотя и обнаруживались глубокие связи с музыкальной «классикой». Изучая и исполняя произведения композиторов-романтиков, ощущается приподнятость душевного строя и возвышенность чувств, драматическая контрастность, углубленная патетика, искренний лиризм.
Родоначальниками эпохи романтизма являются такие композиторы как: Лист, Шопен, Шуман, Григ. В более поздний период зародился музыкальный «импрессионизм» Дебюсси, Равеля, Скрябина.
Фортепианные миниатюры Шуберта, «Песни без слов» Мендельсона, фортепианные циклы, ноктюрны, прелюдии Шумана, баллады Шопена — все это богатство преобразило старые жанры и формы, оно вошло в музыкальную сокровищницу мира и приобрело значимость в классической музыке.
Господствующее место занимает тема любви, именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу — сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов — романтиков.
У романтиков образ природы, тесно и неразрывно переплетающийся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.
Тема фантастики нередко соперничает с образами природы и это порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.
Поздний период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца Шуберта. Это знаменательное совпадение свидетельствует о тесной связи между классическим и романтическим музыкальным искусством. Несмотря на преемственную связь между двумя этими наследиями существуют важные различия, типичные для соотношения творчества композиторов-классиков и композиторов-романтиков. Главное различие — особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.
Композиторы-романтики стали проявлять большой интерес к национальному своеобразию отечественной музыки, а также музыки других народов. В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества — музыкального фольклора. Одновременно усилился интерес к национальному историческому прошлому, к старинным легендам, сказаниям, преданиям, что явилось почвой для возникновения увлекательных фантастических образов. Овладевая новыми темами и образами, романтическая музыка усилила взаимодействие с романтической поэзией и романтическим театром. Это определило высокий расцвет в XIX веке романтической оперы — жанра, в котором происходит синтез всех видов искусства. Одна из самых ярких романтических опер — «Волшебный стрелок» немецкого композитора Карла Марии фон Вебера.
Романтическое музыкальное искусство выдвинуло многих выдающихся композиторов, которые нередко являлись также замечательными исполнителями-концертантами.
3. Стилевые особенности эпохи романтизма в фортепианном творчестве.
В стилистике музыки эпохи романтизма очень важную роль приобретают средства ладовые и гармонические. Первый из этих процессов — динамика — это насыщение аккордов в пьесах альтерациями и диссонансами, что обостряло их неустойчивость, усиливало напряжение, требовавшее разрешения в дальнейшей игре. Такие свойства исполнения произведений композиторов-романтиков выражало типичное для этого стиля «томление», поток «бесконечно» развивающегося чувства, что с особенной полнотой воплотилось в произведениях Шопена, Шумана, Грига. Разнообразие колоритности, красочности звука извлекались из натуральных ладов, с помощью которых подчеркивался народный или архаический характер музыки. При изображении фантастических, сказочных или причудливых образов огромная роль отводилась целотонной и хроматической гаммам.
В романтической мелодике действовали следующие тенденции: стремление к широте и непрерывность развития фразировки. У многих композиторов романтической эпохи в произведениях встречается «бесконечная мелодия» с огромными многотактовыми лигами. Особенно это прослеживается в произведениях Шопена, Чайковского, раннего периода 80х — 90х годов Рахманинова («Элегия», «Мелодия», «Романс», «Серенада» и другие его произведения).
Огромное значение при знакомстве с музыкой композиторов-романтиков имеет звукоизвлечение, чувство «стиля», здесь очень важно отметить, что в работе над фразировкой в той или иной пьесе необходимо, чтобы фразы подхватывали одна другую, цеплялись друг за друга, образуя гирлянды, но вместе с тем не наслаивались друг на друга.
Рассказывая о стилевых особенностях исполнения на фортепиано музыкальных произведений композиторов-романтиков, профессор Ленинградской консерватории В.Х.Разумовская писала: «Я борюсь с симметрией, стараюсь преодолеть метр и скрыть «синтаксические швы», благодаря такой фразировке и нюансировке получается текучесть и певучесть звука и легато чувств».
Необходимо в исполнении лирических произведений чувствовать дыхание, оно может ощущаться через прикосновение: полный воздуха фон, дышащие басы, аккуратная педаль.
О стилевых особенностях музыки Ф. Шопена Лист сказал следующее: «Его музыка напоминает цветок вьюнка, который покачивает своими венчиками на необычно тонком стебле. Эти венчики необыкновенной красоты из такой благоуханной и нежной ткани, что рвется при малейшем прикосновении». Шопен является «вершиной» исполнительского искусства эпохи романтизма.
Исполняя музыкальные произведения эпохи романтизма, нужно помнить, что для достижения нужного «звука» — бархатного и неземного необходим и особый дар и трудолюбие, и чувство стиля. Как говорил Нейгауз: «Звук — это святыня, берегите звук как золото, как драгоценность, он зарождается в предзвуковой атмосфере, его рождение — таинство, очень важно найти необходимую «меру звука».
На первый план выдвигается мелос. Мелодика обновляется интонационно и композиционно. Появляются два разных источника интонационного обновления: фольклор и речевые интонации. То, что отступает от классической нормы, прежде всего и привлекает внимание. У классицистов была речитация (ораторская), но у романтиков она более интимная, лирическая, открытая, эмоциональная.
5. Влияние романтического стиля на фортепианное творчество Ф. Листа.
«Лист, как виртуоз, феномен из числа тех,
что являются однажды в несколько столетий»,
В творчестве Ф. Листа фортепианные произведения составляют лучшую долю его творческого наследия.
Художественные индивидуальности Листа, как пианиста и композитора в сочетании помогли открыть новые пути в музыкальном искусстве.
Все свои помыслы, грёзы, страдания и радости он доверял фортепиано. И именно поэтому Лист раньше всего находил новые методы композиции и средства выразительности в области фортепианной музыке.
Ф. Лист был гениальным пианистом и своим исполнением мог убедить и увлечь тысячи слушателей. Так же и в композиторской практике добивался рельефного и доходчивого изложения музыкальных мыслей. С другой стороны, как непрестанно ищущий художник, одаренный гениальным творческим чутьем, он обновил весь строй и характер звучания фортепиано, сделав из него, по меткому выражению Стасова, «неведомую и неслыханную вещь — целый оркестр».
В современное исполнительство и творчество композитор привнёс Симфоническую трактовку фортепиано. Он в своих разработках добился мощного оркестрового звучания инструмента и обогатил его колористическими возможностями. В одном из писем Лист указывал, что цель его — «. приобщить дух пианиста-исполнителя к оркестровым эффектам и в ограниченных пределах фортепиано сделать чувствительными разнообразные инструментальные звуковые эффекты и оттенки». Лист осуществил это, насытив фортепианные произведения тембрами и мелодическим складом. В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д., имитация виолончели (например, в «Долине Обермана»), валторны (этюд «Охота»), колокола («Женевские колокола»), органа и т.д. Лист расширил выразительные ресурсы пианизма, на первый план, выдвинув мощь, блеск и красочность звучания.
Ф. Лист открыл новые приёмы фортепианной техники. Он старался использовать все регистры фортепиано: применял басы, звучащие сочно и глубоко, мелодию переносил в средний, «виолончельный» регистр, а в верхнем регистре раскрывал прозрачное, кристально-чистое звучание. При сопоставлении регистров, композитор пользовался пассажами, он насыщал их аккордовыми комплексами в широком расположении. Лист широко использовал оркестровые эффекты тремоло, аккордовые трели или октавы martellato, для более выпуклой и броской передачи драматических или динамических моментов. Особое внимание он уделял распределению звукового материала между двумя руками, их переносу и переброске в разные регистры фортепиано. Среди других излюбленных Листом технических приемов пассажи октавами, двойными нотами, виртуозно используемую технику репетиций. Эти приемы повлияли на развитие многослойной фактуры «листовских» произведений. Их развитие дается в нескольких динамических и колористических планах, как в оркестровых сочинениях.
Лист, как великий реформатор фортепианной игры учил пианистов, чтобы они «привыкали делать акценты и группировать мотивы, выставляли вперед то, что важнее, и подчиняли ему менее важное, одним словом, ставили себе нормою оркестр».
Черты фортепианного стиля Листа сформировались не сразу, их можно разделить на четыре этапа. Первый этап (20-е — середина 30-х годов) связан с изучением возможностей фортепиано, с подражанием бравурной манере современных виртуозов, во втором (конец 30-х — 40-е годы), Лист вырабатывает индивидуальный стиль, обогащая свою технику и музыкальный язык новейшими достижениями композиторов-романтиков (Паганини, Берлиоз, Шопен). Третий этап (конец 40-х — 60-е годы) — вершина мастерства Листа — характеризуется оправданностью всех технических приемов требованиями выразительности и содержательности, отсутствием виртуозных «излишеств», четвёртый этап (70—80-е годы) ознаменован новыми исканиями: отказ от монументальных замыслов, поиски камерного звучания, тонкой колористичностью.
Традиция «листовского» концертного пианизма получила развитие в искусстве А.Г. Рубинштейна, А. Зилоти и в особенности С. Рахманинова.
Романтизм как метод и направление в искусстве был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.
К важнейшим сферам творчества композиторов-романтиков относятся: лирика, фантастика, самобытность в исполнении характерных национальных мотивов (пример Э.Григ). Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран.
Новое содержание музыки потребовало и новых выразительных средств. Это, прежде всего огромное мелодическое богатство, а также мелодическая насыщенность развитого фактурного изложения, возросшая сложность и красочность гармонического языка.
- Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. ― М.: Академия, 2004. ― 336 с.
- Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. ― М.: ВЛАДОС, 2000. ― 336 с.
- Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. — М.: Музыка, 2004.
- Друскин, М.С. История зарубежной музыки. Выпуск 4: Вторая половина 19 века / М.С. Друскин. ― СПб.: КОМПОЗИТОР-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2007. ― 632 с.
- Жабинский, К.А. Энциклопедический музыкальный словарь / К.А. Жабинский. ― М.: Феникс, 2009. ― 474 с.
- Лебедева, О.В. Развивающее музыкальное образование / О.В. Лебедева. ― Кострома: КГУ, 2001. ― 69 с.
- Минакова, А.С. Минаков, С.А. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / А.С. Минакова, С.А. Минаков. ― М.: Эксмо, 2010. ― 544 с.
Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. ― М.: Лань
Источник