Музыка эпохи романтизма
«Каждому композитору знакомы страдания и отчаяние, которые охватывают, когда забываешь идею, которую не было времени записать»
Гектор Берлиоз
Седьмую симфонию Бетховена, написанную в 1812 году, часто считают началом периода романтизма: Бетховен завершил эпоху классицизма и открыл дорогу композиторам-романтикам. Романтизм в музыке просуществовал вплоть до начала XX века. Он перекликался со сходными тенденциями в других видах искусства: литературе, живописи и скульптуре. Романтики считали, что не вся истина опирается на нерушимые принципы. Есть реалии, воспринять которые можно только через эмоции, чувства и интуицию.
Эпоха была полна противоречий: возвращение к музыке прошлого сочеталось со смелыми экспериментами в области гармонии и формы. Появлялись новые музыкальные инструменты, старые совершенствовались, и диапазон их возможностей расширялся. Многие композиторы того времени занимались не только сочинением музыки — Шуман и Берлиоз были известными писателями и критиками. Шуман активно пропагандировал музыку Шопена и Брамса в «Новой музыкальной газете». Огромную роль в творчестве многих композиторов стали играть пейзажи и природа — важнейшие аспекты романтического восприятия.
В 1840 году Феликс Мендельсон нашел и вернул человечеству великую ораторию Баха «Страсти по Матфею», и это дало толчок к открытию «утраченной» музыки прежних веков. Многие композиторы, в том числе Брамс, сознательно и методично изучали творчество своих предшественников и использовали их находки в собственных композициях.
Еще одной особенностью музыки XIX века стал национализм. Композиторы боролись не только с засильем германо-австрийской оркестровой традиции (и это привело к появлению в разных странах «национальных» музыкальных школ, причем многие такие школы возвращались к формам, существовавшим там в прошлом), но еще и с господствующими в Центральной и Восточной Европе великими империями — в частности, с империей Габсбургов и Российской империей.
Неслучайно три великих скандинавских композитора — Эдвард Григ в Норвегии, Карл Нильсен в Дании и Ян Сибелиус в Финляндии — были практически современниками. Все они жили в странах, которыми правили другие государства или которые потерпели поражение в войне. Норвегия находилась под шведским правлением, и это положение сохранилось до 1905 года. Данию в 1864 году победили объединенные армии Австрии и Пруссии, и она была вынуждена уступить северогерманские территории Шлезвиг-Гольштейна. Финляндия до 1917 года являлась частью Российской империи.
Для эпохи романтизма было характерно распространение домашнего музицирования. Рояль изобрели в начале XVIII века, но домашним инструментом назвать его было трудно. А в XIX веке в Европе появилось множество весьма состоятельных семейств среднего класса, и рояль стал неотъемлемой принадлежностью роскошных домов. Люди играли на рояле или пели под аккомпанемент. Многие великие композиторы-романтики писали небольшие пьесы для домашнего музицирования, которые составляли и составляют основную часть фортепианного репертуара. Кроме того, пианисты перекладывали для фортепиано и крупные произведения.
Появление новых инструментов и усовершенствование старых способствовали увеличению оркестров. Модификация традиционных инструментов дала возможность солистам демонстрировать невероятную виртуозность. В эпоху романтизма родилось множество чрезвычайно сложных произведений, которые требовали виртуозности не только от солистов, но и от оркестров. Музыкальное образование стало более доступно. Просвещенная публика требовала новых концертов и других программ. Даже в относительно небольших городах появились залы для проведения классических концертов. В Европе возникло множество профессиональных и любительских оркестров и хоров. Старейший симфонический оркестр Британии — оркестр Халле — был создан Чарльзом Халле в Манчестере в 1857 году.
XIX век стал веком балета и оперы. Зачастую написанные на исторические сюжеты, эти произведения до сих пор остаются основой репертуара оперных театров и балетных трупп всего мира.
По иронии судьбы, националистические тенденции, лежавшие в основе романтизма, привели и к краху этого музыкального направления. Оптимизм конца XIX века был напрочь уничтожен в окопах Первой мировой войны. После войны развитие классической музыки пошло по иному пути, и появилась современная музыка.
«После Шопена у меня такое чувство, как будто я только что рыдал над ошибками и грехами, в которых неповинен, и трагедиями, не имеющими ко мне отношения». Оскар Уайльд, 1891
Феликс Мендельсон
Мендельсон, подобно Бетховену, работал на рубеже эпох классицизма и романтизма. Он стал одним из тех, кому мы обязаны возрождением интереса к музыке Баха в XIX веке. (Якоб Людвиг) Феликс Мендельсон (-Бартольди) родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Его дедом был известный еврейский философ Моисей Мендельсон, но родители не исповедовали иудаизм, и мальчик рос, не испытывая никакого религиозного влияния. В 1811 году семья переехала в Берлин, где дети получили самое лучшее образование. Когда Феликсу исполнилось пять лет, его родители приняли лютеранство, и тогда мальчику дали имена Якоб и Людвиг. Его отец Авраам был преуспевающим банкиром. В его доме часто собирались ведущие германские интеллектуалы, в том числе Гете, оказавший колоссальное влияние на интеллектуальное развитие будущего композитора. Фридрих Цельтер познакомил Феликса Мендельсона с Гете в 1821 году.
Отец Антонио, Джованни, был цирюльником, а затем стал профессиональным скрипачом. Это он первым начал учить сына музыке. Джованни являлся также одним из основателей Общества взаимопомощи музыкантов Санта-Чечилия. Президентом общества был Джованни Легренци, музыкант венецианского собора Святого Марка. Вполне возможно, что это он обучал юного Вивальди основам композиции.
В сентябре 1703 года Вивальди был назначен скрипичным мастером венецианской консерватории Оспедале делла Пьета — одного из множества сиротских приютов, где мальчиков обучали ремеслам, а девочек — музыке. Здесь принимали брошенных, но одаренных девочек. Под руководством Вивальди музыкальная репутация консерватории значительно повысилась.
Вивальди работал в консерватории около 30 лет, хотя и не постоянно, поскольку его должность подлежала ежегодной аттестации. В 1709 году он не был избран и целый год пропустил.
«Еврей вернул человечеству это великое произведение христианского искусства». Мендельсон о «Страстях по Матфею» Баха
В возрасте десяти лет Мендельсон впервые выступил публично как пианист. Сочинять музыку он начал уже в подростковом возрасте. С двенадцати до четырнадцати лет он написал двенадцать струнных симфоний. В отличие от другой музыки, созданной юными композиторами, эти произведения до сих пор исполняются довольно регулярно. Первым опубликованным сочинением Мендельсона стал фортепианный квартет, написанный им в возрасте тринадцати лет. Но по-настоящему значимой работой является струнный октет, законченный, когда Феликсу было шестнадцать. Увертюру «Сон в летнюю ночь» со знаменитым Свадебным маршем он написал в семнадцать лет. Мендельсон был не только великолепным музыкантом, но еще и выдающимся лингвистом (он свободно говорил на английском, итальянском и родном немецком языках и прекрасно знал латынь) и художником. Особенно хороши были его акварели. С 1826 по 1829 год Мендельсон учился в Берлинском университете. На последнем курсе двадцатилетний Мендельсон дирижировал первым после смерти композитора в 1760 году исполнением оратории Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею». Успех этого концерта укрепил репутацию Мендельсона и возродил интерес к творчеству Баха.
В 1832 году умер учитель Мендельсона, Цельтер. Мендельсон надеялся сменить его на посту директора Берлинской певческой академии, но члены академии отдали предпочтение другому.
Мендельсон делил время между Британией (со времени первого посещения Англии в 1829 году композитор побывал здесь не менее десяти раз, и эта страна вдохновила его на создание двух самых известных сочинений — увертюры «Гебриды», более известной под названием «Фингалова пещера», и Шотландской симфонии) и Дюссельдорфом, где в 1833 году он занял должность генерального музыкального директора.
В период с 1829 по 1847 год Мендельсон провел в Британии около двадцати месяцев. Он внес вклад в британскую музыку, редактируя новые издания произведений таких композиторов, как Гендель и Бах, и дирижируя исполнением собственной музыки и сочинений других композиторов. Мировая премьера его последней великой оратории «Илия» состоялась в Бирмингеме 26 августа 1846 года.
После Дюссельдорфа Мендельсон оказался в Лейпциге, где ему предложили занять пост дирижера Гевандхауз-оркестра. Композитор играл важную роль в музыкальной жизни города. В Лейпциге состоялась премьера его оратории «Святой Павел», работу над которой он завершил вскоре после смерти отца в 1836 году. В следующем году Мендельсон женился на дочери французского священника-протестанта Сесиль Жанрено. До 1844 года у них родилось пятеро детей. В 1844 году Мендельсон познакомился со шведской певицей Дженни Линд. Отношения между ними до сих пор окутаны тайной.
В 1841 году по приглашению нового короля Фридриха Вильгельма IV Мендельсон вернулся в Берлин. Король хотел превратить свою столицу в музыкальный и культурный центр. Впрочем, пребывание композитора в Берлине оказалось недолгим, хотя он написал здесь ряд религиозных произведений. В 1843 году он вернулся в Лейпциг и основал Лейпцигскую консерваторию. Мендельсон умер в Лейпциге 4 ноября 1847 года.
Иоганнес Брамс
Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.
Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!
Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.
Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.
«Без мастерства вдохновение — это лишь камыш на ветру». Брамс
Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.
Петр Ильич Чайковский
Один из крупнейших композиторов XIX века, Петр Ильич Чайковский родился на Урале, в селении при Камско-Воткинском заводе, 7 мая 1840 года. Родители мечтали видеть его юристом, хотя мальчик с детства проявлял недюжинный музыкальный талант. Чайковский поступил в училище правоведения, окончил его и какое-то время работал в Министерстве юстиции, но в 1862 году он все же поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1854 году, когда Чайковский учился правоведению, умерла его мать, и это событие омрачило всю дальнейшую жизнь будущего композитора.
Проучившись три года в консерватории, Чайковский переехал в Москву, куда его пригласил Николай Рубинштейн. Он начал преподавать гармонию в открывшейся в 1866 году Московской консерватории. В Москве Чайковский занимался не только преподаванием, но и сочинением музыки. Балет «Лебединое озеро» и опера «Евгений Онегин» способствовали укреплению его репутации, но композитор был страшно не уверен в себе. Несмотря на свою гомосексуальность, в 1877 году он женился на одной из своих учениц, Антонине Ивановне Милюковой. Брак привел к полной катастрофе, и через месяц Чайковский расстался с женой, находясь в состоянии полного нервного истощения. (Супруги так и не смогли развестись, хотя до конца своих дней прожили раздельно.) Чтобы восстановить душевное здоровье, Чайковский уехал в Швейцарию.
В 1879 году он вернулся в Россию, где продолжил писать музыку и давать концерты. В это время он заочно познакомился с вдовой железнодорожного магната Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая стала близким другом и покровительницей композитора. Тринадцать лет продолжалась их переписка, хотя лично они ни разу не встречались. Несмотря на родственные связи — один из сыновей Надежды Филаретовны женился на племяннице композитора, — отношения эти прекратились в 1890 году, когда у нее возникли финансовые затруднения. Прекращение этих отношений сильно повлияло на Чайковского, хотя в материальной поддержке он больше не нуждался.
«Я русский в полнейшем смысле этого слова». Чайковский в письме Надежде фон Мекк, 1878
В 1880 году Чайковский получил заказ на написание одного из самых известных своих произведений. Увертюра «1812» была создана в ознаменование 70-й годовщины изгнания Наполеона из Москвы и трагического отступления французской армии. Хотя сам композитор больше ценил другие свои произведения, эта увертюра и по сей день остается одним из самых популярных произведений классической музыки. В 1881 году царь Александр II умер. На престол взошел Александр III. Новый царь также ценил заслуги Чайковского и в 1884 году наградил его орденом Святого Владимира, что способствовало восстановлению положения композитора в обществе. Чайковский много гастролировал, его музыка пользовалась огромной популярностью в России и за рубежом. Умер Чайковский 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге.
Рихард Вагнер
Один из величайших оперных композиторов и один из ведущих композиторов-романтиков XIX века (Вильгельм), Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Его отец, местный полицейский, через полгода умер, а мать вышла замуж за актера и драматурга Людвига Гейера. В следующем году семья переехала в Дрезден. Вагнер начал обучение в Дрездене. Отчим в 1821 году умер, и в 1827-м семья вернулась в Лейпциг. Тяга к музыке пробудилась у Вагнера очень рано. С 1828 года он начал брать уроки композиции. С 1831 года он поступил в Лейпцигский университет и учился музыке у Кристиана Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. Талант Вагнера так поразил Вайнлига, что тот отказался принимать плату за обучение.
«Если вы не слышали Вагнера в Байрейте, вы ничего не слышали!» Габриэль Форе, 1884
В 1833 году Вагнер стал хормейстером в Вюрцбурге. Там он написал свою первую оперу «Феи» (при жизни композитора эта опера так и не была поставлена). В 1834 году Вагнер занял пост музыкального директора Магдебургской оперы. В этом театре играли вторую оперу композитора «Запрет любви», написанную по комедии Шекспира «Мера за меру». Но финансовый крах театра поставил Вагнера в очень сложное положение. Долги преследовали композитора всю жизнь.
В 1839 году он оказался вынужден бежать из Риги, поскольку за три года пребывания там он и его жена Кристина Вильгельмина «Минна» Планер наделали огромных долгов. После короткого пребывания в Лондоне (шторм на море вдохновил композитора на создание «Летучего голландца») семья Вагнеров отправилась в Париж. Во Франции Вагнер жил до 1842 года, а потом вернулся в Дрезден, где состоялись премьеры опер «Летучий голландец» и «Тангейзер».
В 1849 году Вагнер снова переехал — поддержка майского восстания против короля Фридриха Августа II Саксонского не прошла ему даром. Следующие двенадцать лет Вагнер с женой прожили в Париже и Цюрихе. Финансовую поддержку композитору оказывал Ференц Лист. За эти годы был написан «Лоэнгрин» (впервые эту оперу в 1850 году в Веймаре поставил Лист) и сделаны первые наброски «Кольца нибелунгов».
В 1861 году Вагнеру позволили вернуться в Германию, и он поселился в Пруссии, в городе Бибрихе. Жизнь его была непростой, пока ему не удалось найти влиятельного покровителя: король Людвиг II Баварский пригласил композитора в Мюнхен и оплатил его долги. Благодаря этому в 1865 году состоялась премьера «Тристана и Изольды» — первая после «Лоэнгрина».
В это время у Вагнера завязался роман с Козимой фон Бюлов, внебрачной дочерью Ференца Листа. В 1870 году после смерти жены Вагнера Минны и развода Козимы они смогли пожениться.
«Самые прекрасные дружеские отношения моей жизни». Так Вагнер в автобиографии охарактеризовал свою дружбу с евреем Самуэлем Лерсом во время жизни в Париже
Баварскую аристократию раздражало то влияние, какое Вагнер оказывал на короля Людвига. В декабре 1875 года композитору снова пришлось покинуть Германию. Он отправился в Швейцарию, где продолжил работу над своими операми. В Швейцарии он задумал построить новый оперный театр в Байрейте и приехал в этот город в 1872 году. Сбор средств на новый театр занял много времени, но на помощь снова пришел щедрый король Людвиг. Фестшпильхаус (Фестивальный театр) был построен в 1876 году и открылся премьерой «Кольца нибелунгов». С тех пор Байрейтский фестиваль музыки Вагнера проходит ежегодно.
Последние годы жизни Вагнер провел преимущественно в Италии. Там в 1882 году он завершил работу над своей последней оперой «Парсифаль». Рихард Вагнер умер 13 февраля 1883 года в Венеции. В XX веке репутация Вагнера серьезно пострадала из-за его антисемитизма (хотя у самого композитора было много друзей среди евреев) и связей его родственников с Адольфом Гитлером и нацистами после 1933 года.
Густав Малер
При жизни Густав Малер был известен в первую очередь как дирижер. Он родился в Австрии, в еврейской семье. Происхождение создавало ему массу проблем в музыкальной иерархии Вены. За свою жизнь он написал всего восемнадцать произведений, но среди них были десять симфоний, которые после смерти композитора считаются самыми значительными музыкальными произведениями, написанными за тридцать лет, предшествовавших Первой мировой войне.
«Симфония должна быть подобна миру. Она должна охватывать все». Густав Малер
Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини можно назвать последним великим итальянским оперным композитором, продолжателем традиций Россини и Верди. Большую часть жизни он провел в Торре дель Лаго, неподалеку от родной Лукки. Здесь он написал свои лучшие оперы. Но жизнь композитора была весьма непростой.
В 1909 году разразился скандал: жена Пуччини, Эльвира, обвинила служанку в связи со своим мужем. Служанка покончила с собой, и ее семья подала на Эльвиру в суд. В 1921 году Пуччини переехал в Виареджо, поскольку в Лукке слишком активно стала развиваться промышленность. После смерти тело композитора перенесли в Торре дель Лаго. На вилле композитора была построена часовня, где похоронен он сам и члены его семьи.
«Вдохновение — это пробуждение, обострение всех способностей человека, которое находит воплощение во всех высших художественных достижениях». Джакомо Пуччини
Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов был последним великим русским композитором эпохи романтизма. Большая часть его сочинений была написана до 1917 года, когда после революции он был вынужден покинуть родину. На чужбине он написал менее десяти произведений, занимаясь преимущественно концертной деятельностью. Приехав в Нью-Йорк в 1918 году, он дал сорок концертов за четыре месяца.
Рахманинов писал и религиозную, и светскую музыку. Он был блестящим пианистом. В 1943 году друг и наставник Владимира Горовица, Сергей Рахманинов, получил американское гражданство. Он умер от меланомы и был похоронен на кладбище Кенсико в Валгалле, Нью-Йорк.
«Музыки достаточно для жизни, но жизни недостаточно для музыки». Сергей Рахманинов
Джузеппе Верди
Верди по праву считается ведущим итальянским оперным композитором конца XIX века. Его оперы выдержали испытание временем и до сих пор остаются самыми любимыми во всем мире. Но успех пришел к нему не сразу: первая опера «Оберто» была принята хорошо, а вторая завершилась полным провалом — вероятно, виной всему оказалась смерть жены.
Все изменилось после появления «Набукко». Верди — автор множества великолепных опер. Лучшие оперные театры мира ставят «Бал-маскарад» (1859) и «Силу судьбы» (1861). Верди играл большую роль в Рисорджименто — движении за объединение Италии. В 1861 году его избрали членом палаты депутатов, но политическое влияние Верди явно преувеличено.
«Глупая критика и еще более глупые похвалы!» Джузеппе Верди о рецензиях на «Аиду»
Источник