Компрессоры для бас-гитары. С чем едят и как готовить.
Здравствуйте, дорогие читатели! Как я и обещал, мы переходим к разбору отдельных групп эффектов для бас-гитары. Сегодня более подробно рассмотрим компрессоры.
Краткий ликбез: Compression (англ.) — сжатие. Ограничение динамического диапазона, громкие звуки становятся тише, тихие — громче. Зажимаем в тиски, душим звук, давим ногами, а в итоге становится лучше)) Почему? Потому что правильные настройки подчеркивают атаку, и бас в миксе начинает звучать плотнее, а для особо агрессивных струнодеров — компрессор режет динамические пики, оставляя ноту, и в итоге низкие частоты не пропадают в общем звучании при очень сильной атаке, да и предотвращается повреждение динамиков кабинета и входного каскада усилителя от слишком «горячего» сигнала.
Основные термины, которые нужно знать:
- Threshold — порог срабатывания компрессии. Сигнал, не доходящий до этого порога по силе, не компрессируется.
- Ratio — соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.
- Attack — время, через которое начинается сжатие сигнала.
- Release — время восстановления чувствительности эффекта.
Вообще, по басовым компрессорам (и про преампы там кстати тоже есть) есть замечательный англоязычный ресурс ovnilab.com — крайне толковые описания и рецензии практически всех компрессоров, которые вообще можно применить с бас-гитарой. Там можно найти всю нужную информацию. Я же опишу только свой личный опыт использования.
Собственно, главный вопрос: а оно мне надо? Тут надо четко понимать, что компрессор делает со звуком. Компрессор не делает «Было плохо — стало ЗАЕБИСЬ!». От компрессора вы НЕ СТАНЕТЕ ИГРАТЬ РОВНЕЕ.
Компрессор не вытаскивает звук из совсем незвучащего инструмента и из усаженных в хлам струн. Компрессор просто лучше «сажает» бас в микс и режет динамические пики. Многие педали имеют на борту какие-то урезанные эквализационные функции, где-то они реализованы так себе, где-то получше, и каким-никаким тоншейпером компрессор быть все-таки может, но я бы при выборе обращал на это внимание совсем не в первую очередь.
Далее надо знать, что все педальные компрессоры очень чувствительны к питанию и имеют мерзкую привычку собирать весь шум из цепи и усиливать его. Поэтому хороший отдельный блок (в студии лучше батарейку, если хотите писаться именно со своим, а не с тамошними рэковыми) или блок с изолированными выходами необходим. Кстати они почти все так или иначе шумят, на это не стоит обращать внимания, если только уровень шума совсем уж неприлично высокий.
Где его ставить? В начале, в конце, в разрыве головы? Дело вкуса. Большинство педальных особо не рассчитано на разрыв, и многие из них могут не совсем адекватно реагировать на сильный входной сигнал. Я много использую перегрузы, и мне не очень нравится, как они начинают звучать с компрессией перед ними. Так что я бы рекомендовал ставить их либо в конец цепи, либо в селектор (цепь А — чистый звук с компрессором, цепь Б — перегруз и фильтры, последние тоже не очень дружат с компрессией перед ними. Точнее дружат, но теряют смысл своего эффекта))
На модуляцию компрессор особо не влияет, но дилэй и другие эффекты задержки я бы ставил все-таки после него — чтобы хвосты были уже «поджаты».
Теперь рассмотрим конкретные модели. Тут расскажу только о тех, что сам пробовал. Из недорогих вариантов я бы обратил внимание Carl Martin Opto-Comp — весьма удачное приобретение за свои деньги (овнилаб кстати тоже одобряет). Невысокий уровень шума, широкие параметры регулировки и правильная (на мой вкус) работа со звуком.
Еще есть вариант Boss CS-3 — без дополнительного мода он для использования с басом не подходит — неправильно работает с частоткой, сильно режет низ. Хуан из Mars Volta сильно нахваливает CS-2 старый японский — я его пробовал, он не сильно отличается от современных тайваньских CS-3. Уж не знаю, что ему так в нем нравится)) Флажолеты разве что немного ярче с ними звучат. В режиме «постоянно включен» он не очень хорош. Кроме того, он очень жесткий, жмет прям сильно, и уровень шума на мой взгляд чрезмерно высок. Со специальным басовым модом (он простой, в интернете есть схема, любой мастер сделает) все становится гораздо лучше, шума становится меньше, но он все равно немного «топорный». Тут уже дело вкуса. Кстати это тот пример, когда компрессор можно использовать именно как отдельный эффект для определенных частей композиций. Пробуйте, может у вас получится лучше, чем у меня))
Хорошие варианты начинаются от 5-6 тысяч. EBS Multicomp — прибор известный и весьма уважаемый. Минимум регулировок (и все по делу), очень хорошо подчеркивает атаку, чуток подсушивает звук, он становится более перкуссивным. Шумит мало. Пики ловит хорошо. Дает некий характерный свой окрас. При покупке стоит обратить внимание на работоспособность, у старых без трубайпасса бывают проблемы, у новых говорят они решены. У меня старый мультикомп ломался 2 раза.
MXR Bass Compressor — педаль, которая подвинула мультикомп с насиженных годами позиций, когда ему толком не было альтернативы. Больше регулировок, световая индикация для тех, кто не верит своим ушам)) Практически не влияет на основной тон баса в отличие от мультикомпа. Не знаю, получится ли сходу разобраться с настройками у новичка, который ранее не имел дело с компрессорами, но для опытного человека, который точно знает, что хочет получить от звука это очень хороший вариант.
Demeter Compulator- педаль долго соперничала с мультикомпом: похожие настройки, меньше окраса тона и более аккуратная работа с пиками, пробовал её пару раз, оставила хорошее впечатление. В этой ценовой категории стоит еще обратить внимание на Agular TLC Compressor.
Markbass Compressore. Уххх! Сколько ручек)) Да еще и лампочка)) Весьма тонкий прибор, звук пережимается и становится мутным весьма просто, стоит быть аккуратным в настройках. Лампочка чуток окрашивает звук, но это практически незаметно. Режет самые-самые верха, которые особо-то на басу и не нужны)) Самое главное — он ИДЕАЛЬНО тихий! Никакого шума, вообще! У меня создалось впечатление, что там встроен шумодав, который и подрезает эти верха. Очень хорошо умеет «накачивать» звук, делая его шире и объёмней. Я с ним расстался только по причине размеров (очень уж большой, хотя и легкий при этом) и слишком уж чувствителен к регулировкам, чуть покрутишь ручку — звук уже другой. Но прибор высочайшего качества, крайне рекомендую если не купить себе, то взять у знакомых попробовать покрутить.
Мой нынешний фаворит: Diamond BCP-1! Всего 3 ручки, но как звучит)) Педаль со своим звуком, конкретно ужирняет тон баса, в то же время не делая его мутным, улучшает тембральный баланс струн, оптика мягко обрабатывает пики, шума практически нет. Правильно «накачивает» звук как и маркбасс, и при этом достаточно деликатен. Лучшего компрессора в формате педали пока не встречал.
Говорят, 3Leaf PWNZOR похож на него. Еще очень хвалят компрессоры от FEA Labs, но мне они пока не попадались, да и доступность у них хромает, даже если заказывать напрямую у их конторы. На этом сегодня закончу, а в следующей статье поговорим о напольных преампах.
Источник
5 лучших гитарных педалей компрессора и сустейна в 2020 году.
При плохой реализации компрессия может сильно повлиять на общее звучание вашей песни или инструмента. Она может вытащить наружу множество неестественных артефактов и сделать ваш сигнал почти безжизненным .
Компрессоры изначально использовались инженерами в качестве приборов для студийной записи. Сегодня они являются необходимым дополнением к педалбордам повседневного гитариста, и на рынке есть множество вариантов.
Я просмотрел кучу педалей на рынке, чтобы предложить вам 5 отличных вариантов, которые вы должны рассмотреть для добавления в свой педалборд.
1. MXR DYNA COMP
MXR Dyna Comp почитается в гитарном мире как один из «первых» гитарных педальных компрессоров.
Он известен как «секретное оружие» улучшения тона для гитаристов многих жанров, но особенно фанка и кантри.
Благодаря двум невероятно простым элементам управления (выход для вашего общего уровня и чувствительность, контролирующая степень сжатия вашего сигнала), Dyna Comp является эффективным компрессором, который может улучшить сустейн вашей гитары при игре соло и даже риффы.
Есть причина, по которой он был популярен среди многих гитаристов с момента своего создания в 1970-х годах, потому что он просто работает и звучит потрясающе . Dyna Comp можно охарактеризовать как билет в один конец к гитарному звучанию «Нэшвилла», состоящему из чистых кантри, так что, если вы ищете способ придать своему телекастеру дополнительный «звонкий звук», эта коробка для вас.
Он также доступен в мини-версии, если вы хотите сэкономить на педалборде, который также имеет переключатель для управления двумя различными настройками атаки.
2.KEELEY COMPRESSOR PLUS
Компания Роберта Кили известна тем, что создаёт супер-высококачественные эффекты, которые расширяют границы педалей эффектов.
Их педаль компрессора Compressor Plus, или более часто называемая «4-хкнопочной» педалью компрессора, быстро превратилась из бутиковой педали в «современную классику». Педаль оснащена элементами управления сустейном, общим уровнем, смесью компрессии для увеличения плотности и сохранения уже любимого тона, а также регулятором тембра, который можно использовать для «скрашивания» гитарного звука.
Сигнал также имеет двухпозиционный переключатель для использования с гитарами оснащенными синглами или хамбакерами.
Этот элемент управления также влияет на то, как работает время восстановления в педали, поэтому вы также можете творчески использовать его с любым типом гитары, которую вы используете.
3. XOTIC SP
Компрессор Xotic SP известен тем, что является современным взглядом на классическую винтажную гитарную педаль Ross compressor 1970-х годов. The Ross был известен своей простотой и способностью добавить дополнительный блеск к сигналу вашей гитары.
SP управляется с помощью двух больших регуляторов, контролирующих выход сигнала, и ручки смешивания, управляющей тем, насколько сильно компрессия смешивается с сухим сигналом, а это означает, что он работает параллельно вашему общему сухому сигналу.
Это помогает сохранить вашу начальную ноту четкой и искрящейся, а также помогает добавить устойчивость и ровность. Существует также 3-позиционный переключатель, который позволяет вам добавлять к сигналу “низкое”, “среднее” и “высокое” количество сжатия, что дает вам несколько гибких типов настроек сжатия для различных гитар и стилей.
4. MXR M76 STUDIO COMPRESSOR
Обычно я стараюсь не использовать более одной педали от одной и той же компании в обзорах оборудования, но MXR M76 выделялся по нескольким причинам.
Прежде всего, как следует из названия, M76 стилизован под классический студийный компрессор 1176, и на самом деле эта педаль имеет те же элементы управления, что и на 1176, в том числе 4 различных выбора соотношения.
Эта компоновка делает педаль очень знакомой для звукоинженеров, что также немного облегчит понимание ее концепции. Педаль также оснащена красивым светодиодным индикатором, показывающим, насколько уменьшено усиление вашего сигнала, чего я бы я желал всем компрессорам.
В целом, этот компрессор хвалят за его чистый звук и способность имитировать агрессивный звук 1176 по цене, которая дешевле, чем у большинства плагинов.
Пока MXR не утверждает, что педаль является настоящей имитацией 1176, но любой, кто ее использовал, знает — эта педаль передает характер и набор функций классического компрессора, но при этом лучше всего звучит для электрогитары.
5. ORIGIN EFFECTS CALI76 COMPACT
С точки зрения звука эта педаль передает характер сверхбыстрого и агрессивного звучания 1176, а также позволяет добавить сустейна и блеска звучанию гитары. Компрессор также сделан из очень прочного металлического корпуса с цельнометаллическими ручками, поэтому вы знаете, что он может выдержать любые испытания на сцене.
Хотя это самая дорогая педаль в этом списке, я не обнаружил ни одного обзора, который действительно имел бы какие-либо претензии к звучанию этого компрессора. Педаль быстро стала «новым стандартом» компрессора для гитаристов, и она отлично работает для улучшения звука на протяжении всей цепи педалборда.
А какие педали компрессора посоветовали бы вы? Пишите в комментариях!
Источник
Какой компрессор мне выбрать? Гайд по основным видам плагинов
Данная статья скопирована с сайта моей школы XSSR Academy.
Компрессия чрезвычайно важна при создании и обработке музыки, как для управления динамикой, так и для окрашивания звука. В наше время существует много различных типов компрессоров, и может быть трудно решить, какой из них выбрать для конкретной ситуации. Цель этой статьи — дать вам некоторую ясность относительно основных типов компрессоров и рассказать о том, как и для чего они обычно используются.
Как только вы разберетесь в сильных и слабых сторонах различных типов компрессоров, вам будет намного легче понять, какой из них лучше подходит для ваших целей. Предлагаемые в этой статье примеры плагинов — это всего лишь рекомендации, основанные на том, как обычно используются различные компрессоры, но не забывайте экспериментировать и пробовать различные варианты.
Давайте сразу перейдем к основным категориям аналоговых компрессоров. Поскольку очень многие плагины созданы для того, чтобы имитировать характеристики классических компрессоров, мы вместе разберемся, как они работают, каковы их сильные и слабые стороны и чем они отличаются друг от друга.
VCA — это аббревиатура от “voltage-controlled amplifier”, что переводится как “Усилитель, управляемый напряжением”. Это самый нейтральный вид компрессора. Он реагирует на пики, которые превышают установленный пользователем порог. VCA компрессоры известны своей быстрой реакцией и поэтому являются хорошим выбором для острых, ритмичных партий. Главной фишкой этих компрессоров является управление транзиентами. Он не съедает атаки (в отличие от LA-2A) поэтому иногда его называют “стерильным компрессором”.
Многие VCA компрессоры включают в себя очень точный контроль широкого диапазона сжатия, включая такие параметры как порог срабатывания, соотношение сжатия, время атаки и релиза, восстановление мощности и иногда параметр knee. Это обилие элементов управления делает компрессоры VCA универсальными.
Один из популярных компрессоров dbx 160 был воссоздан в сотрудничестве с компанией dbx и эмулирует уникальный звук и характеристики этого компрессора, с некоторыми добавленными функциями, которые доступны только в цифровом плагине.
Так же dbx 160 был часто используемым компрессором для барабанов, добавляя свой собственный, уникальный и резкий характер транзиентам ударных. Так же среди самых известных компрессоров VCA есть API 2500, который может использоваться как buss-компрессор или же на отдельных источниках звука.
Хорошо подходит для:
- Сжатия барабанов и других инструментов с тяжелыми транзиентами;
- Добавления “панча” в звук;
- Сглаживания пиков прозрачным, незаметным способом — например, ограничение динамического диапазона вокального или инструментального исполнения без подавления транзиентов;
- Сжатия как мастер-шины, так и для подгрупп;
- Практически любой задачи, нуждающейся в компрессии, т.к. VCA универсальны.
Не подходит для:
Добавления тепла, окрашивания и добавления характера звуку.
А вот как использует эти компрессоры наш педагог по курсу “Сведение и мастеринг” Сергей Комар:
“Эти компрессоры я использую в своих миксах для обработки сигнала на группах с выраженными транзиентами, например: ударные, басы, гитары. С помощью данных компрессоров можно добиться пробивного звука с сохранением чёткости, так же в API 2500 есть блок управления «TONE» который позволяет применять определенный тип эквализации , с помощью которого данный компрессор становится более музыкальным”.
Как и VCA, FET компрессоры являются транзисторными, но используют особый вид компонента, называемый «field-effect transistor», который был разработан для эмуляции поведения ламповых схем. Компрессоры FET предлагают даже более быстрое время срабатывания, чем VCA. Многие компрессоры FET не имеют контроля порога срабатывания. Величина сжатия определяется комбинацией амплитуды входного сигнала и настройкой регулятора входного уровня. Чем громче звук на вход, тем больше сигнал сжимается.
FET компрессор — это не то, что вы должны выбрать, если хотите получить прозрачный звук. Он оставляет отличительный звуковой отпечаток на исходном материале. Другими словами — результат его работы очень заметен. Вероятно, самым известным компрессором FET является Urei 1176. Это компрессор звучит на тысячах классических альбомов и создает агрессивное, быстрое сжатие, которое отлично подходит для рок-вокала, барабанов, гитар и многого другого.
CLA-76 — это эмуляция плагина, которая не только отражает набор управления 1176, но и предлагает вам возможность переключаться между моделями двух различных итераций известного компрессора. Также доступен у многих производителей, например у компании Overloud.
Хорошо подходит для:
- Добавления агрессивного, нервного, “панчевого” звука к рок-вокалу, барабанам, басу, гитарам и многому другому;
- В качестве лимитера, из-за быстрого времени атаки;
- Параллельной компрессии (его способность создавать экстремальное сжатие, полезно когда вы смешиваете его с несжатым звуком);
Не подходит для:
Прозрачной, легкой компрессии.
“Данный тип компрессоров обладает злым, серединистым звуком, в моих миксах я нашел им широкое применение в основном для вокалов гитар и бас гитар. Так же широко использую для параллельной обработки, например, для параллельной компрессии барабанов. В основном, использую его на лид вокалах в начале цепи, так как с помощью него достаточно заметно насыщается сигнал на высоких и средних частотах, что добавляет, зачастую, нужный окрас, и очень хорошо выравнивает динамику сигнала с сохранением транзиентов”.
Компрессоры обычно разделяют ваш входной сигнал на две части: одна передается через схему обнаружения, которая определяет, как будет действовать компрессор, а другая часть — это звук, который управляет компрессором и передается на выход. В оптическом компрессоре схема обнаружения уникальна: звуковой сигнал превращается в свет, который запускает электрооптический датчик, регулирующий гейн-редакшн. Отклик в такой связке приятный и прозрачный. В отличие от других типов компрессоров, аппаратные оптические компрессоры имеют фиксированное соотношение сжатия, как правило 3:1.
И, пожалуй, самым известным оптическим компрессором всех времен является “Teletronix LA-2A”, технически называемый «Leveling Amplifier» (отсюда и название «LA»). Этот компрессор в свое время часто использовался на радио, чтобы держать громкость эфира в одном диапазоне. Суть его заключается в том, что он медленный. Работает практически незаметно, но если накрутить настройки в максимум, то этот компрессор с легкостью может “окирпичить” ваш звук. Стоит помнить, что раз этот компрессор медленно реагирует на звук и медленно перестает на него реагировать, то он совсем не подойдет для резких звуков ударных и перкуссии, резких вокальных партий (речетатив, к примеру).
“LA-2A” сочетает в себе как электрооптическую схему, так и ламповый усилитель для плавного и приятного сжатия, что было особенно полезно на вокальных треках, но он также отлично подходит и для других целей. Компрессор “LA-2A” широко распространен в коммерческих студиях и был использован на бесчисленном количестве записях самых разных исполнителей. Он доступен в форме плагина “CLA-2A” у Waves, “FG-2A” у Slate Digital или “VC-2A” у Native Instruments.
Модель “LA-3A” предлагает нам аналогичную функциональность, но без ламповой схемы, что придает более чистый звук. Он также доступен в качестве плагина “CLA-3A” у Waves.
Источник