Три схемы компрессоров аудиосигнала на полевых транзисторах
Звуковые FET компрессоры — лимитеры для трансиверов, музыкальных
инструментов, певцов-вокалистов и прочих, нуждающихся в компрессии.
— Что мешает плохому танцору?
— Да ладно вам, девчонки! . Тут же всё и ёжику понятно.
— Причём тут ёжик, и что ему должно быть понятно?
— Нет смысла вдаваться в подробности. Ясно с ним, короче, всё — с танцором этим. А вот, что мешает плохому певцу тире вокалисту?
— .
— А плохому певцу-вокалисту ничего не мешает. Поёт себе и поёт. Он сам всем окружающим мешает!
Хотя можно попытаться и подкорректировать ситуацию с подобным малосимпатичным, вялым и неубедительным вокалом.
Спрашиваете, как? Отвечу — различными электронными прибамбасами, в частности, компрессором.
Компрессор (Compressor) — это электронное устройство, выполняющее сжатие динамического диапазона звукового сигнала, а по сути — уменьшающее разницу между тихими и громкими звуками, приводя их приблизительно к одному уровню в оптимальном для каждого конкретного случая коридоре.
Понятно, что при таком раскладе от дурных привычек, таких как: чавкать в микрофон, причмокивать, громко дышать между словами и т.д., придётся решительно отказаться. Всё это без разбора будет усилено компрессором и зазвучит в едином лирическом миноре с основной линией акапеллы.
Гитарный компрессор ничем не отличается от вокального и занимает достаточно почётное место в недрах многочисленного разнообразия гитарных примочек.
Нелишним окажется компрессор и в радиосвязи. Сжатие динамического диапазона речи для SSB, AM и FM передатчиков позволяет достичь большей разборчивости голосового сигнала среди шумов и помех в месте приёма, а также более полно использовать энергетические возможности усилителя мощности передающего устройства.
Приведём основные параметры, характеризующие свойства компрессора.
• Пороговый уровень срабатывания (Threshold) — определяет уровень входного сигнала, выше которого компрессор начинает ослаблять сигнал.
• Степень сжатия (Ratio, Slope) — определяет интенсивность ослабления (степень сжатия) сигнала. Показывает, насколько сильно будет скомпрессирован сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора.
• Время атаки (Attack) — это время, которое проходит между превышением входным сигналом порогового значения и моментом достижения заданного уровня компрессии. Символизирует скорость реакции компрессора на поступающий сигнал.
• Время спада, восстановления (Release) — это время, которое проходит между тем, как уровень входного сигнала упал ниже порогового уровня срабатывания, и моментом, когда компрессор перестаёт ослаблять сигнал.
Итак, каким должен быть хороший универсальный компрессор?
1. Обладать малым КНИ (THD), чтобы не вносить собственных нелинейных гармонических искажений в обрабатываемый сигнал.
2. Обеспечивать минимальное время срабатывания (Attack), чтобы гарантированно отрабатывать быстрые ноты и избегать при этом щелчков (особенно при высоких уровнях степени компрессии).
3. Позволять производить регулировку всех основных параметров с целью достижения оптимальной для конкретной задачи динамических характеристик устройства.
А ещё, как водится в нашем радиолюбительском деле, немаловажным критерием отбора окажется и радующая глаз простота реализации компрессора, и непринуждённость его настройки.
Об «оптике» в роли универсального компрессора забываем сразу! Несмотря на его популярность в музыкантской среде и устойчивое мнение о том, что оптический компрессор придаёт «теплоту» электрогитаре и мягкий, натуральный оттенок вокальной партии — устройства эти являются довольно медлительными и непроворными. Связано это с инерционностью светочувствительного резистора, которая составляет десятки, а то и сотни миллисекунд. Результат — неспособность поймать и отработать переходные пиковые значения.
VCA-компрессоры значительно быстрее оптических. Они представляют собой управляемый напряжением усилитель и строятся, как правило, на биполярных транзисторах, с тщательно подобранными сходными характеристиками. Эта требовательность к подбору комплектующих, а также сложность настройки является минусом данных типов устройств. Именно поэтому в дешёвых и не сильно качественных VCA-компрессорах наблюдается эффект подглушки высоких частот при повышении уровня компрессии.
Практически не имеют недостатков звуковые компрессоры с регулировкой уровня звукового сигнала при помощи широтно-импульсной модуляции (Pulse Width Modulator Сompressor). В данных типах устройств наряду с быстротой атаки удаётся избежать перегрузок при высоких мощностях звукового сигнала, независимо от уровня компрессии. Несмотря на то, что подобные устройства недёшевы и используются в основном в профессиональной деятельности, с появлением недорогих и массовых микросхем шим-контроллеров представляется возможным произвести на свет данный продукт без особых сложностей и затрат.
В рамках данной статьи ШИМ-компрессоры мы рассматривать не будем, но сделаем это обязательно в одной из последующих передовиц.
Про разные ламповые, цифровые, ВЧ и фазовые компрессоры забываем также легко, как и про оптические и оставляем в сухом остатке FET-компрессоры, в которых в качестве управляющего элемента используется полевой транзистор.
Атака у данных типов устройств куда более быстрая, чем у оптических компрессоров и даже быстрее многих VCA приборов, что даёт возможность использовать их не только в качестве компрессоров со значительным временем спада, но в качестве лимитеров, в которых практически отсутствует понятие атаки (как правило: Attack=0.1-2мсек), а время спада (восстановления) составляет 20-60мсек.
Грубо говоря, работа лимитера подобна действию диодного ограничителя, с той лишь разницей, что он не должен вносить гармонических искажений в обрабатываемый сигнал.
Интересно, что при помощи подобных электронных устройств, становится возможным не отправлять шепелявого горе-вокалиста к дантисту или логопеду, а почистить вокал от шипящих и свистящих подручными средствами.
Для этого достаточно произвести предварительную частотную коррекцию входного сигнала — поднять высокие частоты (свыше 4-5кГц), прибрать низы и середину, а далее направить это всё это хозяйство на лимитер.
Как только появится шипяще-свистящий выхлоп, детектор воспримет его громче, чем он есть на самом деле, и компрессор стремительно снизит усиление сигнала. При минимальном времени атаки и времени восстановления 50-60 мсек, компрессор должен мгновенно погасить шипящие звуки, при этом оставив незатронутым основной голос. Несомненно, что порог срабатывания в этом случае должен быть установлен чуть выше среднего уровня громкости вокальной партии.
Итак, тезисы, как отдельная форма научного письменного труда, выдвинуты, а чтобы у посетителя, открывшего эту страницу, не возникало ощущение лироэпического жанра, сдобрю-ка я её схемой электрической принципиальной звукового FET-компрессора.
Приведённая схема компрессора с управляющим элементом на полевом транзисторе — самая универсальная, а соответственно и самая сложная из трёх схем, с которыми я хочу Вас познакомить. Как она работает, какими характеристиками обладает и как её можно упростить — подробно рассмотрим на следующей странице.
Источник
Сустейнер
Предисловие.
Ну вот и пришел тот день, когда ко мне пришел человек и сказал: «Хочу сустейнер!». Ну что делать… пришлось вспомнить былой опыт и реализовать проект, который будет описан ниже.
Для справки: сустейнер раскачивает струну магнитным полем в такт ей самой, заставляя её звучать бесконечно долго. Подробней можно прочесть например здесь.
Итак, представляю на Ваш суд такой вот проект .
Схема.
Несколько особенностей схемы:
- Вход устройства нужно припаять к выходу переключателя звукоснимателей, либо напрямую, к бриджевому датчику — это как кому нравится.
- На выход подключаем драйвер. Также, можно еще добавить переключатель Сустейн/Гармоники, который просто перевернет фазу сигнала (переключатель DPDT)
- Все провода обязательно экранированные.
- Потенциометр, желательно, распаять прямо на плате.
Печатная плата.
Печатная плата очень маленькая и может поместиться непосредственно в корпусе Вашего музыкального инструмента.
Так как плата сама по себе очень «капризная» — нужно настроить ее конкретно под свою гитару.
Всю настройку проводим с гейном, выкрученным на максимум.
- Сначала устанавливаем подстроечный резистор Р4 на максимальное сопротивление;
- Подстроечный резистор Р2 тоже на максимум;
- Устанавливаем подстроечный резистор Р1 так, чтобы без сигнала на входе схемы драйвер не пищал, как только начал пищать, откручиваем его немного назад и так и оставляем
- Такую же настройку делаем на подстроечном резисторе Р2.
- Дергаем струны и вращаем Р4 до тех пор, пока на выходе устройства не появится писк, или не добьётесь нужный вам максимальный уровень гейна.
- Если делали переключатель фазы, то естественно проверяем на наличие самовозбуждения в обоих положениях переключателя.
Вот так выглядит готовая плата:
Теперь про драйвер, речь о котором шла выше.
Для его изготовления понадобится:
- порядка 8 метров провода 0.18мм;
- магнит от самого дешёвого звукоснимателя(сингла) и крышка от него-же;
- кусочек 1-2мм стали для нижней крышки;
- несколько пластинок трансформаторного железа.
Сердечник собираем из 3-х пластинок трансформаторного железа (я от ТВЗ брал) 0.5мм. Для удобства можно склеить клеем.
Далее, вырезаем нижнюю крышку из стали. Она нужна для замыкания магнитных линий снизу драйвера и для экранировки. Так что не забудьте припаять общую землю к данной крышке.
Ломаем магнит на 2 половины, предварительно надпилив его по кругу алмазным надфилем, и собираем по притягиванию. Таким образом у нас под каждые 3 струны получатся разные полюса магнита.
Приклеиваем собранный магнит к крышке.
Сердечники я приклеил к магниту на клей. Мотаем на сердечники провод и соединяем катушки в противофазе.
Пропитываем катушки лаком, или клеем. Если этого не сделать, то датчик будет пищать, что плохо.
На следующих фотографиях можно увидеть весь описанный процесс:
Примеры звучания.
С сустейнером до 50й секунды. Сначала «нормальный» режим, потом гармоники.
Источник
KOMITART — развлекательно-познавательный портал
Разделы сайта
DirectAdvert NEWS
GNEZDO NEWS
Друзья сайта
Статистика
Собираем MXR Dynacomp Compressor.
Собираем MXR Dynacomp Compressor.
Собираем MXR Dynacomp Compressor
Первый компрессор был выпущен компанией MXR в 1970-м году, и на тот момент он явился новаторским новшеством, позволяющим изменить звучания гитар Fender Telecaster в лучшую сторону.
Этот проект основан на оригинальном Dynacomp от реальной MXR Innovations компании, который был построен в 70-х годах, а не те, которые в настоящее время построены на Dunlop Manufacturing Inc. В проект добавлен байпас и светодиодный индикатор, что не оказывает влияния на тон этого компрессора. С течением времени стала выпускаться педаль Ross Compressor, но корни ее ведут к схемотехнике компрессора от MXR и практически ее повторяют. На данный момент друзьями нашими китайцами выпускается конструктор, включающий в себя печатную плату заводского производства с металлизированными ответстиями и нанесенной шелкографией, корпусом, и полным набором комплектухи, ключая разъемы, переменники с ручками и кнопку 3PDT. И в связи с тем, что ROSS повторяет схему MXR Dynacomp Compressor, мы сделали именно такое название для статьи, хотя печатная плата и набор комплектухи соответствует компрессору ROSS. Набор выглядит так:
Принципиальная схема MXR Dynacomp Compressor:
Вид печатной платы из набора конструктора:
Исходник печатной платы показан на рисунке ниже:
Плата компрессора в формате LAY6:
Фото-вид и расположение элементов:
MXR Dynacomp Comressor_LAY6_foto
MXR Dynacomp Comressor_LAY6_расположение элементов на плате
Внешние соединения с платой MXR Dynacomp Compressor:
Список элементов для повторения MXR Dynacomp Compressor: [/center]
• R1 – 1M5 – 1 шт.
• R2, R5, R19, R20, R21 – 10k – 5 шт.
• R3, R7, R8, R16, R17 – 1M – 5 шт.
• R4, R6, R9 – перемычки – 3 шт.
• R10 – 470k – 1 шт.
• R11 – 15k – 1 шт.
• R12, R15 – 27k – 2 шт.
• R13 – 56k – 1 шт.
• R14, R18 – 150k – 2 шт.
• R22 – 1k – 1 шт.
• VR1 — Sustain Control – 500k (линейная характеристика)
• VR2 – Level (Volume) Control – 50k (логарифмический)
• TR1 – Trimmer – подстроечный резистор 2k (можно заменить на 2 резистора по 1k)
• C1, C10, C12, C13, C14 – 0,01mF = 10n = 103 (пленка) – 5 шт.
• C2, C4, C5, C7 – NON
• C3, C6, C8 – 1mF – электролит – 3 шт.
• C9, C16 – 10mF – электролит – 2 шт.
• C11 – 0,001mF = 1n = 102 (пленка) – 1 шт.
• C15 – 0,047mF = 47n = 473 (пленка) – 1 шт.
• IC1 – CA3080 – 1 шт.
• D1, D2, D3 – 1N914 (можно поставить 1N4148) – 3 шт.
• D4 – LED – светодиод – 1 шт.
• Q1, Q2, Q3, Q4, Q5 – 2N5089 (можно заменить на 2N3904 или 2N4124) – 5 шт.
• J1 – tereo quarter-inch jack 6,3mm (гнездо входное) – 1 шт.
• J2 – mono quarter-inch jack 6,3mm (гнездо выхода) – 1 шт.
• J3 – DC jack (гнездо подключения внешнего питания) – 1 шт.
• Sw1 – Heavy Duty 3PDT foot switch (кнопка) – 1 шт.
Вид потрохов педали MXR Dynacomp Compressor:
Все материалы для скачивания на ходятся в архиве. Размер файла – 0,76 Mb.
Источник