- Отзывы сотрудников «Нота-Банка». Мнения клиентов об услугах банка
- Кратко о самом банке
- Что думают бывшие сотрудники банка?
- Что говорили клиенты организации об особенностях ее работы?
- «Первые ласточки» финансовых проблем
- Как разворачивались дальнейшие события в деле о банкротстве банка?
- Отзыв лицензии и его причины
- Надежда умирает последней
- Обнаружение сомнительных банковских гарантий
- ПАО «Нота-Банк»
Отзывы сотрудников «Нота-Банка». Мнения клиентов об услугах банка
Зачастую небольшие коммерческие банки, а часто и довольно крупные «игроки» становятся банкротами. При этом судьба большинства из них придерживается одного и того же сценария: проблемы с выплатами по вкладам, отзыв лицензии, ввод временной администрации, судебные тяжбы и объявление о финансовой несостоятельности. Аналогичный путь был уготовлен такому кредитному учреждению, как «Нота-Банк». Отзывы сотрудников этой организации позволят понять, насколько реально было предотвратить беду на ранних стадиях и можно ли было спасти сам банк.
Кратко о самом банке
История создания этой финансовой организации начинается с середины 1994 года в Тюмени. Правда, изначально она называлась Тюменским региональным банком развития. Ровно через 3 года представители банка решили изменить название, и он был переименован в «Белый Север».
Но даже после смены названия владельцам организации не сиделось на месте. То ли они осознали, что не смогут и дальше поддерживать банк на плаву, то ли им попалось более выгодное предложение. Одним словом, решили они в 2002 году продать будущий «Нота-Банк». Москва стала новым местом, куда перенесли офис организации после смены владельцев.
Спустя 2 года после официальной продажи организации новые владельцы снова сменили название и отдали уже современный «Нота-Банк» в руки команды специалистов под руководством Дмитрия Ерохина. Позднее у компании появились свои филиалы, несколько представительств, терминалов и точек продаж. Все желающие могли смело обращаться в «Нота-Банк». Проблемы у финансовой организации возникли гораздо позже. До этого времени банк добросовестно обслуживал физических и юридических лиц, предлагая им кредиты, вклады и прочие финансовые услуги.
Что думают бывшие сотрудники банка?
Для того чтобы понять, с чего же все началось, необходимо обратить внимание на мнения и отзывы сотрудников «Нота-Банк». Как говорят многие менеджеры, некогда работающие в подобном учреждении, начиналось все очень неплохо. Изначально у «Нота-Банка» был небольшой, но очень дружный коллектив. Затем количество сотрудников увеличилось. Многие менеджеры, присутствующие в учреждении с момента его открытия, пошли на повышение.
В банке появилась система премирования работников. Согласно некоторым отзывам сотрудников, «Нота-Банк» регулярно поощрял лучшие кадры. Они получали бонусы в виде доплат, отгулов, внепланового отпуска, а также долгожданный карьерный рост. Затем, когда произошла смена руководства, и к власти пришла группа Ерохина, ситуация резко ухудшилась.
Как утверждается в немногочисленных отзывах сотрудников, «Нота-Банк» стал совершенно неузнаваемым. Произошел определенный раскол кадров. Одни сотрудники стали приближенными нового управляющего, а другие, наоборот, отстранились и держались отдельно.
В коллективе появилась система штрафов, а программа премирования резко сократилась. В результате жесткой политики нового управляющего в представительства в подобной кредитной организации возникла текучка кадров. Новые люди, по рассказам сотрудников банка, приходили, но надолго не задерживались. А затем стали возникать проблемы с выплатами. «Нота-Банк» стал задерживать зарплату своим же сотрудникам. И тут понеслось: финансовые проблемы, отзыв лицензии и далее по списку.
Что говорили клиенты организации об особенностях ее работы?
Еще задолго до того как возникли у организации проблемы, «Нота-Банк» уже имел не слишком хорошую репутацию. По рассказам одних пользователей, в подобном кредитном учреждении наблюдалась крайняя несобранность, некомпетентность и определенная бестактность со стороны ее же специалистов.
Клиенты часто жаловались на жуткую неразбериху с процентами по вкладам. По их рассказам становится понятно, что в период заключения договора у них действовала одна ставка, позднее она менялась (разумеется, в сторону ее понижения). Иногда происходили сбои в программе банка и проценты не начислялись вообще. Нерегулярно задерживались платежи. «Нота-Банк» не выплачивал заработанные проценты по депозитам в срок.
Многие клиенты жаловались на некомпетентность и некорректное поведение сотрудников определенных представительств банка. То их обслуживали слишком долго, то теряли документы или вообще не располагали информацией по каждому конкретному случаю. Встречались и положительные отзывы. В них пользователи рассказывали об удачно закрытых вкладах, полученных процентах и качественном обслуживании. Вот такие спорные мнения вызвал у пользователей «Нота-Банк». Лицензия на тот момент у него еще не была отозвана. Неприятное явление случилось с организацией немного позже.
«Первые ласточки» финансовых проблем
Официально начало финансовой нестабильности организации было положено в первых числах октября 2015 года. В это время во многих СМИ и некоторых профессиональных сообществах стали появляться сведения о денежных проблемах банка. Первые сложности с денежными переводами возникли у многих юридических лиц уже 5 октября. И хотя еще не была отозвана лицензия, «Нота-Банк» уже морально готовился к этому событию. Но, несмотря на явные предпосылки будущего банкротства, финансовая организация опровергла информацию о задержке выплат.
Как разворачивались дальнейшие события в деле о банкротстве банка?
Однако уже 12 октября во всех отделениях этого финансового института были установлены ограничения на снятие наличности по картам. Размер лимита на тот момент составил 10 тыс. рублей за сутки. Вместе с этим появилась информация об отключении кредитной организации от системы электронных платежей Банка России.
А уже 13 октября была назначена в «Нота-Банке» временная администрация, сроком до шести месяцев. Как правило, за это время компания либо восстанавливалась полностью и объявляла о своей реорганизации, либо заявляла о своей полной неплатежеспособности.
Но, увы, чуда не случилось. Очень скоро большинство представителей массовой информации сообщили об отзыве лицензии. «Нота-Банк» остался во власти временной администрации и официально лишился лицензии.
Отзыв лицензии и его причины
Согласно заявлению регулятора, лицензия «Нота-Банка» была отозвана сразу по нескольким причинам. Основной из них является проблема с неликвидностью баланса и возникновение большого количества неоплаченных и ничем не подтвержденных документов. Как рассказывает регулятор, оплата счетов не выполнялась, начиная с 5 октября 2015 года.
Боле того, до получения официальных данных о том, что у банка возникли серьезные проблемы с его ликвидностью, многие клиенты начали переводить свои денежные средства в другие финансовые организации и массово отказываться от услуг «Нота-Банка». Но даже несмотря на определенный отток клиентов, общая сумма долга перед юридическими лицами у банка-банкрота не слишком уменьшилась. По некоторым данным, на тот момент она составила порядка 16 млрд рублей.
Надежда умирает последней
До самого последнего момента представители Центробанка надеялись на то, что у банка все же найдутся силы и инвесторы, способные восстановить дыру в балансе и реабилитировать «Нота-Банк». Временная администрация, введенная регулятором на шестимесячный срок, также на это рассчитывала. Однако ожидания так и не оправдались.
Начиная с 13 октября регулятором был введен мораторий на все платежные операции, выполняемые банком. В это же время планировалось начать компенсационные выплаты юридическим и физическим лицам, причем не позднее двух недель с момента введения моратория.
Обнаружение сомнительных банковских гарантий
Спустя 6 месяцев после введения временной администрации представителями комиссии регулятора был обнаружен неприятный факт мошенничества. Как оказалось, в обанкротившемся банке выдавались фальшивые гарантии, причем на десятки миллиардов. Одним из возмущенных клиентов организации оказалась известная строительная фирма «Мостотрест».
Представители этой компании обратились с заявлением в прокуратуру. Не так давно истец обратился в банк за предоставлением гарантий. На тот момент сумма составляла около 2,25 млрд рублей. В «Нота-Банке» с радостью согласились выдать подобные гарантии. Но при условии внесения 1,5 млрд рублей на депозит кредитного учреждения, причем под 8 % годовых. В качестве гаранта в лице банка выступил бывший председатель правления финансовой организации Дмитрий Ерохин. Однако клиенту так и не удалось вывести свой депозит и дождаться исполнения банком своих обязательств.
А далее было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». В ходе следствия представителям правоохранительных органов все же удалось задержать бывшего руководителя банка Дмитрия Ерохина, а также его родного брата Вадима, а также Галину Марчукову – экс-финансового директора «Нота-Банка».
Источник
ПАО «Нота-Банк»
Полное наименование ПАО «Нота-Банк» Город Москва Номер лицензии 2913 | Информация на сайте ЦБ Причина отзыв лицензии Дата 24.11.2015 Причина отзыва лицензии Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, значением всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже двух процентов, снижением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Временной администрацией по управлению ПАО «Нота-Банк», назначенной приказом Банка России от 13.10.2015 N ОД-2746 в связи с неудовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам, проведен анализ финансового положения банка, включающий оценку качества его активов, по результатам которого установлено, что превышение величины обязательств банка над его активами составляет более 26 млрд рублей без учета рисков, связанных с возможным предъявлением требований по исполнению гарантий на сумму свыше 8 млрд рублей.
Ввиду низкого качества активов, учитывая объем обязательств банка перед вкладчиками и размер страховой ответственности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществлении мер по предупреждению банкротства ПАО «Нота-Банк» на разумных экономических условиях не было возможно. Для восстановления банка с учетом предоставления Агентством по страхованию вкладов за счет кредита Банка России финансовых инструментов экономической стоимостью, соответствующей величине страховой ответственности по вкладам — 2,6 млрд рублей — требовалась добровольная конвертация всех обязательств банка перед юридическими лицами в размере 95 процентов превышения суммы 1,4 млн рублей в бессрочный заем. В дальнейшем кредиторы банка не имели бы возможности принципиально сократить свои материальные потери, возникшие в силу проблем банка.
Поэтому Банк России принял решение провести процедуру урегулирования обязательств ПАО «Нота-Банк» перед кредиторами, чьи требования в соответствии с законодательством о банкротстве подлежат удовлетворению в составе первой очереди, в том числе перед физическими лицами, остатки на счетах которых превышают сумму ранее полученного страхового возмещения в связи с принятием Банком России решения о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов ПАО «Нота-Банк» (далее — мораторий). Размер удовлетворяемых требований будет увеличен на сумму процентов, начисленных за период действия моратория по ставкам, установленным ст. 189.38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Удовлетворение требований иных кредиторов будет осуществляться в установленном законодательством порядке в ходе процедур банкротства ПАО «Нота-Банк».
В этой связи Банком России утвержден План участия Агентства в урегулировании обязательств ПАО «Нота-Банк», предусматривающий проведение Агентством конкурсного отбора приобретателя имущества и обязательств банка в сроки, которые позволят начать обслуживание кредиторов первой очереди ПАО «Нота-Банк» в точках присутствия банка (либо в тех же населенных пунктах) не позднее чем через 14 дней после утверждения Плана участия Агентства в урегулировании обязательств банка.
ПАО «Нота-Банк» было зарегистрировано в Тюмени в середине 1994 года как Тюменский Региональный Банк Развития. В 1997 году кредитная организация переименована в «Белый Север». В марте 2002-го банк «переехал» в Москву и сменил владельцев. В 2004 году пришла новая команда менеджеров во главе с Дмитрием Ерохиным, и в апреле того же года банк получил свое современное наименование — ОАО «Нота-Банк». В августе 2012-го ЗАО «СИА-Финанс», которому принадлежало 68,9% акций Нота-Банка, продало 20,49% экс-зампреду Оргрэсбанка (нынешний Нордеа Банк), председателю правления Нота-Банка Дмитрию Ерохину. Еще 7,6% Ерохин приобрел у генерального директора ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд»* Игоря Рудинского (ему принадлежало 25,6% акций Нота-Банка). В августе 2005 года банк стал участником системы страхования вкладов.
ПАО «Нота-Банк» является головной организацией банковской группы, в структуру которой входит дочерняя кредитная организация ООО «КБ «Витязь». Ранее в группу входили ООО «Нота-Факторинг» и ООО «Нота-Лизинг», вышедшие из нее в августе и октябре 2013 года соответственно. В начале октября в профессиональном сообществе и в ряде СМИ стали появляться первые сообщения о том, что примерно с 5 октября, юридические лица стали испытывать проблемы при проведении платежей. Банк изначально опроверг данную информацию, однако уже 12 октября Нота-банком были установлены ограничения на выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам в размере 10 тысяч рублей в сутки. В этот же день, 12 октября 2015 года поступила информация об отключении банка от системы электронных платежей Банка России (БЭСП). А уже 13 октября ЦБ РФ назначил временную администрацию в банк сроком на 6 месяцев, в связи с неудовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам в сроки, «превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 189.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Главной задачей деятельности временной администрации является обеспечение сохранности и оценка качества активов финучреждения, поиск путей восстановления платежеспособности кредитной организации, а также проведение работы с кредиторами банка на предмет их участия в преодолении проблем банка. Регулятор также ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца, что вызвано необходимостью обеспечению равенства в защите прав всех кредиторов банка. В соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» введение моратория на удовлетворение требований кредиторов банка является страховым случаем. Выплаты вкладчикам «НОТА-Банк» (ПАО), в том числе индивидуальным предпринимателям, планировалось начать не позднее 14 дней со дня введения моратория. При этом стоит отметить, что после введения временной администрации в Нота-Банк, появилась информация, что дочерний банк Витязь также отключен от БЭСП.
На текущий момент основным бенефициаром банка является Фанида Комарова — 75,51%. Председателю правления, члену совета директоров Дмитрию Ерохину принадлежит 13,57% акций банка. Доля Игоря Рудинского составляет 7,77%. Член правления Вадим Ерохин владеет 3,15% акций.
Головной офис кредитной организации расположен в Москве. Сеть продаж состоит из восьми региональных филиалов (Санкт-Петербург, Иркутск, Нижний Новгород, Красноярск, Тюмень, Ростов-на-Дону, Уфа и Екатеринбург), а также 11 дополнительных офисов и одного операционного офиса. Собственная сеть банкоматов насчитывает порядка 42 устройств. Также к услугам клиентов предлагаются банкоматы и терминалы банка-партнера ОАО «Банк Уралсиб». Среднесписочная численность сотрудников на 01 января 2015 года составила 1055 человек.
Нота-Банк обслуживает более 5 тыс. предприятий и организаций, в том числе в рамках зарплатных проектов. Среди его клиентов компании, работающие в сфере энергетики, машиностроения и приборостроения, промышленного строительства, торговли, фармацевтики, транспорта, связи, в том числе ОАО «Мосгазниипроект», ОАО «Московский завод автотракторного оборудования № 1», ОАО «Авиационная промышленность», ОАО «Конструкторское бюро автоматических линий имени Л. Н. Кошкина», ООО «Элемент лизинг». Кроме того, банк отмечает, что обслуживает более чем 180 предприятий ВПК, в числе которых Роскосмос, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», предприятия радиоэлектронной промышленности, авиационной отрасли и судостроения. Порядка 20 тыс. клиентов — физических лиц, находящихся на обслуживании в банке, основную долю составляют собственные сотрудники банка, а также руководство и персонал компаний-клиентов.
Юридическим лицам банк предлагает расчетно-кассовое обслуживание, международные расчеты (документарные операции, валютный контроль), конверсионные операции, «Банк — клиент», инкассацию, размещение средств (депозиты, векселя), операции с ценными бумагами (брокерское обслуживание, операции РЕПО, купля-продажа ценных бумаг, залоговые операции), депозитарное обслуживание, кредитование, пластиковые карты (таможенные, корпоративные, эквайринг, зарплатные проекты, расчетные карты, MasterCard Int., Visa Int.).
Для физических лиц доступно РКО, конверсионные операции, вклады, кредитование (потребительское, ипотечное, автокредитование, овердрафт, кредит партнерам, ломбардные кредиты), депозитарное и брокерское обслуживание, банковские карты (MasterCard Int., Visa Int.), банковские сейфы, private banking, таможенные платежи, интернет-банкинг.
С начала 2015 года нетто-активы банка значительно уменьшились (-17,8% или 17,8 млрд рублей) и по состоянию на 01 июня 2015 года составили 82,03 млрд рублей. В пассивах существенное сокращение показали: средства на расчетных и депозитных счетах корпоративных клиентов (-21,04% или 14,2 млрд рублей), привлеченные средства от банков в том числе от ЦБ РФ (-52% или 4,2 млрд рублей). Собственные средства (капитал) показали умеренное снижение (-0,4% или 43,1 млн рублей), при этом вырос портфель собственных ценных бумаг (+36,7% или 2,04 млрд рублей) и вклады физических лиц (+4,9% или 241,4 млн рублей). В активной части наблюдается резкое уменьшение портфеля размещенных средств в банках — резидентах, в том числе ЦБ РФ (-92,5% или 21,7 млрд рублей) и высоколиквидных активов (-34,3% или 4,6 млрд рублей). Параллельно отразилось увеличение кредитного портфеля (+10,9% или 5,4 млрд рублей), прочих активов (+76,1% или 2,7 млрд рублей) и вложений в ценные бумаги (+5,4% или 432,7 млн рублей).
Пассивы банка плохо диверсифицированы. На 65,1% представлены средствами корпоративных клиентов (остатки по счетам и депозиты), 13,4% — собственные средства (капитал), 9,3% — выпущенные ценные бумаги банка, 6,3% — средства физических лиц, 4,7% — привлеченные средства банков. Банк имеет четыре субординированных кредита в размере 1,2 млрд рублей, со сроками погашения с июня 2017 года по декабрь 2023 года. Клиентская база достаточно большая, обороты по счетам в среднем составляют 118,2 млрд рублей ежемесячно.
Нетто-активы банка на 67,3% представлены кредитным портфелем, который почти полностью состоит из кредитов, предоставленных юридическим лицам (99,1%). Просрочка показана на низком уровне — 0,4% по РСБУ. Уровень резервирования в целом по портфелю- 2,95%. Обеспечение кредитов залогом имущества низкое (28,7% портфеля) в силу специфики клиентской базы. Кредитный портфель преимущественно краткосрочный, доля кредитов до одного года составляет 81%. Согласно отчетности по МСФО за 2014 год, в кредитном портфеле 61,8% занимают предприятия торговли, 16,9% — строительства, 13,03% — производства, чуть более 1% — кредиты физическим лицам. Высоколиквидные активы — 10,7% нетто — активов, вложения в ценные бумаги (гособлигации, корпоративные облигации и облигации банков) — 10,3%, прочие активы — 7,7%, выданные МБК — 2,1%.
На рынке межбанковского кредитования банк достаточно активен. В основном привлекает недостающую ликвидность, в том числе от ЦБ РФ (по РЕПО), а также размещает свободную ликвидность. На рынке валютных операций работает активно, со средними оборотами 190,6 млрд рублей ежемесячно.
По итогам 2014 года кредитная организация получила прибыль в размере 1,4 млрд рублей по РСБУ (в 2013 году аналогичный показатель составил 1,2 млрд рублей), по итогам пяти месяцев 2015 года прибыль составила 230,5 млн рублей.
Совет директоров: Владимир Гошкадёра (председатель), Евгений Антонов, Дмитрий Ерохин, Игорь Габелко, Альфред Шестаков.
Правление: Дмитрий Ерохин (председатель), Татьяна Володина (главный бухгалтер), Вадим Ерохин.
Вячеслав Ромащенко, эксперт
информационно-аналитического отдела Банки.ру
* «СИА Интернейшнл Лтд» — один из крупнейших российских фармацевтических дистрибьюторов. Основная деятельность — поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции в аптеки и лечебные учреждения России. Из всех лекарств, используемых для лечения и укрепления здоровья жителей России, примерно четверть (около 23%) закуплены, проведены через склады и доведены до потребителей именно этой компанией. Она поставляет лекарственные средства более чем в 28 тыс. аптек и лечебно-профилактических учреждений России и является владельцем и совладельцем трех российских фармацевтических заводов. Региональная сеть «СИА Интернейшнл» представлена 38 дочерними компаниями, ассортимент превышает 12 тыс. наименований. В компании более 4 тыс. сотрудников. Игорь Рудинский является основателем и ключевым бенефициаром компании, занимает пост ее президента и возглавляет совет директоров.
Источник