Кому нужна струны пианино

Содержание
  1. Устройство пианино
  2. Рояль и пианино
  3. Клавишный механизм
  4. Резонансная дека
  5. Стальные струны
  6. Чугунная рама
  7. Деревянный корпус
  8. Педали
  9. Схема устройства пианино
  10. Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
  11. Дмитрий Иванов
  12. 8-965-434-01-01
  13. Как настройщики пианино дурят головы своим клиентам.
  14. «М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга.»
  15. Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.
  16. Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.
  17. Вот пример обслуживания пианино «Аккорд» «ассоциальным представителем»;
  18. Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.
  19. А вот как хохмят настройщики в регионах «Красный Фёрстер». Остап Бендер, отдыхает.

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Читайте также:  Симфония 9 бетховен партитура ноты для

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник

Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!

Дмитрий Иванов

8-965-434-01-01

  • Главная
  • Контакты
  • Услуги
  • Настройка пианино
  • Как правильно выбрать настройщика пианино
  • Как правильно проверить качество настройки
  • Как правильно перевезти фортепиано
  • Как избежать хохмачек от нерадивых настройщиков
  • Главная
  • Контакты
  • Услуги
  • Настройка пианино
  • Как правильно выбрать настройщика пианино
  • Как правильно проверить качество настройки
  • Как правильно перевезти фортепиано
  • Как избежать хохмачек от нерадивых настройщиков

Как настройщики пианино дурят головы своим клиентам.

«М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга.»

К великому сожалению, профессия настройщика фортепиано постепенно деградирует с каждым десятилетием. Все больше в профессию попадают случайные люди, которые решили, что «путь настройщика» усыпан розами и рог изобилия позволит беззаботно и праздно жить поживать и добро наживать.

Но, не так все просто в мире чистого и гармоничного звука.

«Путь Настройщика»- это пыль грязь, эмоционально-физическое напряжение, и высокая ответственностью за выполненную работу.

Специалисты таких профессий как; печатник, печник, слесарь, сантехник электрик имеют доходы по более, чем настройщики фортепиано.

С развалом фабрик по производству пианино и роялей, с исчезновением реставрационных мастерских советского периода, кузница кадров настройщиков переживает тяжелые времена. Старые мастера уходят из жизни.(Орешников В.И. Талызин А.А., Берников А.А., Алексеев В.П, Иванов В.Д. и другие достойные мастера посвятившие ремеслу фортепианных дел всю свою жизнь)

На их место приходят люди, которые имеют о профессии отдаленное и скудное представление. Люди, которые не хотят, не умеют или не знают элементарного. Которые, не желают развиваться в профессии. Их отношение к выполняемой работе происходит по принципу; «народ и так хавает», зачем тратить свои эмоциональные и физические силы.

На сегодня остались единичные курсы «взлет-посадки». Самой известной школой является «Квинта-2», которая дает в основном теоретический багаж знаний. Но для овладения навыков в профессии этого багажа Архи мало! Курсы такого толка, лишь входной билет в профессию и не более. Так сказать бумажка, а без бумажки ты.

На сегодня появилась нездоровая тенденция, что не настройщик то «пидагог» и пытается создать центр обучения по настройке фортепиано и набрать побольше учеников и дать им путевку в жизнь. Ребята, чему Вы можете научить, когда сами «неалё» в ремесле?!

И начинают чудить «птенцы интервалов» не по детски на просторах музыкальной России. А может и мне открыть мастер класс?! Надо подумать(копнул лопатой и ты богатый).

В далекие девяностые, меня самого делегировало руководство музыкального училища на подтверждение квалификации в «Квинту»


Стал ли я лучше настраивать после курсов?! НЕТ! Пригодился ли теоретический багаж знаний?! ДА!

Но не всё так плохо. И не надо опасаться настройщика с ключом!

Естественный капиталистический отбор оставляет в тренде, только лучших специалистов, фанатов своей профессии. Может я и не прав; время покажет. Хотя, что-то мне подсказывает, что я глубоко ошибаюсь.

Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.

Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.

Необходимо с осторожностью относится к настройщикам, которые в основу своего профессионального преимущества указывают, только то, что они выпускники высших музыкальных учреждений (джазисты пианисты аккордеонисты) Как правило, эти люди приходят в профессию по остаточному принципу. Той Музе, которой посвящены лучшие годы своей жизни, личный опыт и знания; обществом не востребованы! Что делать, как жить!?

Ах да, я в настройщики пойду, пусть меня научат. А учить то и не кому. И основным педагогом становится «старик Яндекс».

Так же, надо держать ухо в остро с дипломированными специалистами различных ассоциаций. Члены ассоциации настройщиков напоминают церковных сектантов . Обвешаются дипломами , как на иконостасе и ходят по миру , а граждане, только успевают лапшу с ушей снимать. ))

Вот пример обслуживания пианино «Аккорд» «ассоциальным представителем»;

Данному персонажу, так хотелось застолбить клиента для повторного вызова, что он приклеил свою «визитку» размером А4. Да так приклеил, что теперь убрать её возможно, только со шпоном. Интересно, а к «C Bechstein» стоимостью в 1.500.000руб. такой же подход?

Можно по разному выполнять работы. У кого то получается лучше, у кого то хуже.

Можно закрыть глаза на не отрегулированную механику, не шлифованные молотки, заниженный уровень строя.

Но не заменить оборванные струны в «зоне темперации». Как то уж совсем, «тухло».

Верхом цинизма является не то, что данный член ассоциации оборванные струны не заменил! А то, что в своей визитке указал отсутствующие струны и поставил знак «Вопроса».

Простите за мой французский. Какой НАФИК вопрос, необходимо ставить новые струны. Или на ваших сектационных семинарах этому не обучали?

Не уважаете клиента, не уважаете себя! Уважайте ремесло, которое вас кормит!

Почему у некоторых настройщиков такое отношению к профессии!?

Потому, что отсутствует элементарная культура ремесла. А бескультурье, ни каким дипломом не прикроешь.

Если у вышеуказанных специалистов отсутствует длительный практический опыт настройки пианино и роялей(в несколько лет).

Если они не работали в реставрационных мастерских, на конвейере фабрик по производству фортепиано, не перенимали опыт у именитых фортепианных дел мастеров. а оно вам надо?

Владельцу фортепиано надо ответить всего на один простой вопрос. Кого он вызывает и кто лучше справится с поставленной задачей, выпускник музыкального учреждения или профессиональный настройщик?

А вот хохмачка от коллеги на все времена; «Текущая настройка на основе 440Гц не гармонирует ни на одном уровне и не соответствует космическому движению, ритму или естественной вибрации.

Музыка на основе 432Гц обладает благотворной целительной энергией, потому что это чистый тон математической основы природы.

Частота 432Гц является альтернативной настройкой, которая находится в соответствии с гармониками Мироздания.

Частота 440Гц является неестественным стандартом настройки, и музыка в частоте 440Гц конфликтует с энергетическими чакрами человека. Так и хочется спросить; «Квалифицированная психиатрическая помощь не требуется

А вот еще одна завлекаловка на просторах Яндекса; Аффтор Жжот. «Восстановление заводской настройки фортепиано прямо у Вас дома. Настроенные таким образом инструменты резонируют с телом человека на клеточном уровне» (-у меня что-то резонирует во время игры.-всё в порядке. это ваши клетки)

К великому счастью остались и реставрационные мастерские и настройщики, которые сохранили в это не легкое время лучшие традиции советских мастеров фортепианных дел.

Советы владельцам фортепиано, которые помогут избежать «непрофессиональных хохмачек» от нерадивых настройщиков пианино и роялей;

-Подробно обсуждайте ценовую составляющую услуги. Если настройщик говорит, что основную стоимость его услуг он может озвучить только после осмотра фортепиано, готовьтесь к тому, что счет к оплате вас «огорчит до невозможности»

-Не гонитесь за дешевизной. Если заявленная стоимость услуги настройщика самая низкая относительно остальных предложений, готовьтесь к тому, что счет к оплате будет выше средней «цены по больнице»! К тому же, вам выполнят объём работ на «один рубль»

— Не позволяйте настройщику значительно повышать ранее озвученную стоимость услуги. (В начале говорили о 1600руб. а к оплате надо достать из кошелька 5000руб.) Небольшие корректировки по цене в «несколько копеек» допускаются.

Требуйте, чтобы настройка производилась, только в камертон 440Гц! Особенно, если Ваш ребенок делает первые шаги в мир музыки.

-И не попадайтесь на «развод» настройщика из серии; ваше фортепиано не настраивалось десятилетиями и оно просело на тон ниже камертона и поднимать в 440Гц чревато поломкой чугунной рамы, обрывом струн. Это основная байка лентяев и недобросовестных настройщиков!

Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.

— Почему настройщики не любят «тянуть в камертон»!? Да потому, что на процесс настройки с поднятием в 440Гц. требуется потратить больше времени и сил, чем «пробежаться по верхам» без изменения общего строя пианино!

Возможен обрыв и басовых и гладких струн! А при обрыве надо, или менять струны, или «вязать» басовые, или заказывать изготовление новых басовых струн. А многие настройщики этого; или не умеют, или не знают, или не хотят устранять возникшие неполадки.

Фортепиано, на котором производилась настройка с подъемом строя в камертон 440Гц. быстрее расстраивается. А выслушивать жалобы клиентов, о том, что очень рано наступила пора повторной настройки, не особо хочется.

Раньше, в среде настройщиков, таких нерадивых коллег называли «Хомутами»

— Рекомендую скачайть на свой смартфон «электронный камертон» Для того, что бы слушать классический камертон надо иметь определённый опыт. Лучше воспользоваться электронной версией, точность которой является эталонной.

После того, как настройщик сказал, что фортепиано настроено. Проверьте уровень «Ля» первой октавы.

Если ваше пианино поднималось на полтона, то в идеале приборчик должен показывать 443-445Гц. Чуть выше эталона делается для того, что бы, строй не просел слишком в низ. Для того что бы к следующей повторной настройке строй зафиксировался на уровне 440Гц., но не ниже.

-По электронному тюнеру(камертону) нельзя настраивать и нельзя проверять качество настройки фортепиано. По нему можно проверить уровень «Ля» первой октавы 440Гц.

-После требования настройки в 440Гц, желание схалтурить уменьшается в разы.

-Некоторые настройщики по телефону просят проиграть на пианино и по услышанному определяют объем предполагаемых работ и озвучивают ценник. Жаль что по телефону нельзя настраивать, пока нельзя.

-Некоторые настройщики, как только узнают, что у заказчика «Лира», «Заря», или «Аккорд», предлагают его сдать в утиль. А купить у проверенного барыги самое лучшее фортепиано на планете Земля из поднебесной.

-Есть особая каста настройщиков. Это настройщики-перевозчики. Они и перевозят и настраивают. У каждого такого специалиста в машине припасено пианино неописуемого звучания и за дешево.

-Есть коллеги, которые разбивают процесс настройки на несколько дней. И настраивают, этак дня три. И берут денег с клиента за каждый свой визит.

А вот как хохмят настройщики в регионах «Красный Фёрстер». Остап Бендер, отдыхает.

6 марта 2016 года «Фонограф-Джаз-Квартет» приехал в Самару с программой «Посвящение Оскару Питерсону». Если кто-то ее не слышал: это серьезный фортепианный концерт, состоящий из 6 сольных произведений и 10 ансамблевых. Такая программа требует соответствующей подготовки как пианиста, так и площадки: то есть должен быть как минимум хороший (а лучше отличный) рояль, на котором можно проявить свои пианистические навыки (мне вроде бы есть, что проявлять).

Когда я собирался в Самару, то, по привычке, уточнил, какой будет инструмент: «Steinway»? В Самарской филармонии стоит именно такой рояль, превосходный для работы. Но в этот раз мы ехали в Дом офицеров Самарского гарнизона, и там на сцене ждал меня «August Förster». Я, конечно, слегка расстроился: этот инструмент обладает более резким звуком, чем «Steinway», на нем сложнее добиваться пиано, а, с другой стороны, чуть разойдешься – он уже «кричит» форте. Но, что делать, пока ехал, вспоминал, о чем стоит не забывать при работе с «August Förster».

И вот мы в Самаре, приезжаем на репетицию в зал: действительно, стоит рояль и на нем написано «August Förster». Вот только какой-то он странный с виду… Решил, что это из-за приглушенного концертного освещения. Начинаю его пробовать – действительно что-то не то. Знаете, сейчас делают такие высококачественные пластмассовые клавиши, которые полностью имитируют дорогую слоновую кость. Так вот это был совершенно противоположный случай: ядреная пластмасса без намека на качество. Дальше – больше! Начинаю разыгрываться и понимаю, что он абсолютно неровный: то есть для того, чтобы качественно сыграть какой-нибудь пассаж, нужно постоянно нажимать с разной силой. Правая педаль шумит, левая вообще не работает. Приподнимаюсь: он еще и подозрительно короткий… Решил заглянуть вовнутрь – и да, это никакой не «August Förster», а повидавший жизнь… «Красный Октябрь». Говорю администратору: «Это не тот инструмент!» Мне в ответ: «Ну, как же, видите, написано – «August Förster». Да, надпись есть, даже с бликами при освещении. Я, недолго думая, трогаю ее и…отклеиваю. Под ней, как уже, наверное, стало понятно, родное имя инструмента – «Красный Октябрь».

Окончательно расстроенные оба – рояль и я – думаем, как изменить ситуацию. Спрашиваю администратора: «А настройщик-то есть?» – «Есть». С ужасом понимаю, что до начала концерта 1,5 часа, и он не успеет его настроить – может, хотя бы педаль сделает. Пробую играть кусочки произведений – местами что-то получается. Начали колдовать над звуком вместе со звукорежиссером, чтобы вышло хоть что-то вразумительное.

Пока все это происходит, настройщик Леонид Сердобов стоит за моей спиной и пристально смотрит – смотрит и молчит. Думаю: не видел что ли, как на рояле играют? Потом с усмешкой говорит: «Ну, как, Сергей? Разобрались с этим аппаратом?» Я ему: «Каким аппаратом?! Его сжигать надо, а не разбираться с ним!». Он похихикал в ответ, мол, передам-передам, и снова: «Ну, что?» Я: «Что? Может, сделаете хоть часть из того, что жизненно необходимо для работы на этом инструменте!» Он умолк. И раз – тайком забирает с рояля злополучную наклейку «August Förster». Вот только не повезло ему, что я это заметил. Говорю: «Подождите, что вы делаете? Положите на место!». Он мне в ответ: «Что положить? Ничего не было!» – «Положите на место то, что Вы забрали». Внезапно диалог перешел на повышенные тона и мне решили показать, «кто в доме хозяин»: «Я ничего класть не буду! Вы вообще не имеете права! Вы не должны были это трогать и отрывать! Приезжают тут, пальцы загибают. Я музыкант в четвертом поколении! Занимайтесь своим делом, учите партитуры!» Тут уже не выдержал я, говорю: «Положите то, что взяли, на место. Что Вы тут вообще устроили?!» Казалось, большего шока уже быть не может, и тут слышу: «Ну, подумаешь, похохмили?!»… Я в бешенстве: «Вы меня обмануть или проверить хотели? Вы что, с ума сошли вообще? Я же не могу начать концерт!» – «А мне плевать на Ваш концерт!» На этой «оптимистической» ноте он удалился.

Спустя час, перед началом концерта, мы встретились с начальником Дома офицеров Назаренко Александром Александровичем. Он извинился за некорректное и, как он выразился, хамское поведение приглашенного для обслуживания концерта настройщика роялей. По его совам настройщик этот, Леонид Михайлович Сердобов, взялся отремонтировать рояль «Красный Октябрь», принадлежащий Дому офицеров, еще в октябре 2015 года: перебирал его, настраивал, пригласил мастера по ремонту и окраске корпуса рояля, при этом нарушил оговоренные сроки, но, в конце концов, перед концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» сказал, что все окончательно сделано. Однако работа и покраска, как оказалось на самом деле, была сделана некачественно – даже красили его кое-как (из баллончика, видимо), потому что инструмент был весь в подтеках и засохших каплях. Но сам Леонид Сердобов был своей работой настолько удовлетворен, что решил самовольно переименовать инструмент. Вот так всего за каких-то 60 тысяч рублей, которые были выделены на ремонт «Красного Октября» и выплачены Сердобову, рояль стал носить гордое имя «August Förster», при этом администрация Дома офицеров была уверена, что на сцене ОДО последние 20 лет стоит все тот же «Красный Октябрь», только отремонтированный и хорошо настроенный! Тут невольно вспоминаются слова М.Ю.Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Надеюсь, что все те, кто захочет воспользоваться услугами Леонида Михайловича Сердобова, «прогуглят» отзывы о настройщике и увидят эту историю, чтобы избежать того недоразумения, которое произошло с роялем Дома офицеров.

Вы теперь, конечно, можете представить, с каким «воодушевленным» настроем «Фонограф-Джаз-Квартет» вышел в тот вечер на сцену. Но концерт все же удался и единственное, что порадовало нас – это очень теплый, благодарный прием зрителей, который, безусловно, окупает любые казусы и неприятности. А мне в заключение остается только пожелать, чтобы никто и никогда не сталкивался с подобными «сюрпризами»!

Источник

Оцените статью