Кому ты нужен урок гитары

Как начать преподавать игру на гитаре

Каждый день кто-то впервые берет в руки гитару. Казалось бы, вокруг множество преподавателей по музыке, но когда речь заходит о поиске подходящего человека, начинаются сложности. Спрос на преподавателей растет, и музыкантам, нуждающимся в подработке или вообще ищущим новую основную работу, это особенно на руку.

Если вы хороший гитарист, и решили, что хотите стать профессиональным преподавателем, вам необходимо хорошо подготовиться. Вот несколько шагов, которые приблизят вас к достижению вашей цели.

ПРОХОДИТЕ КУРСЫ И БЕРИТЕ УРОКИ САМИ

Вы уже можете быть отличным гитаристом-самоучкой. Но, чтобы начать преподавать, вам лучше самим походить на курсы – даже не для того, чтобы научиться что-то играть, а чтобы посмотреть, как происходит процесс обучения. Обладание знаниями и навыками вовсе не означает, что вы можете передавать эти знания. Наверняка вы привыкли к тому, что когда гитара попадает в ваши руки, вы начинаете играть и концентрируетесь на музыке. В процессе преподавания вам также придется держать гитару, но уделять все внимание придется ученику. Вы должны научиться выдавать конструктивную критику и исправляя ошибки. Одним людям преподавание дается естественно, другим начать переключаться на ученика гораздо сложнее. Но хорошая новость заключается в том, что этот навык тренируется.

Читайте также:  Девочка с укулеле голос

ИЗУЧАЙТЕ КНИГИ ПО МЕТОДИКЕ

Велика вероятность того, что в какой-то момент вы начнете учить своих студентов по какой-либо книге. Одни преподаватели пользуются книгами, потому что сами выбирают их, другие – потому что институции или студии, при которых они преподают, требуют определенного подхода и конкретных книг.

В любом случае, стоит посвятить время штудированию учебных книг, просто потому, что вы сами можете не знать чего-то, чего от вас потребует студент. Если вам никогда не были нужны ноты, то самое время научиться их читать – это никогда не будет лишним.

ИЗУЧИТЕ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ СТИЛИ

Хотя некоторые преподаватели специализируются на конкретных стилях, будь то хардрок или блюз, очень полезно иметь универсальные навыки в разных стилях. Не все из ваших студентов захотят учиться на одном и том же материале, а кто-то вообще может прийти с просьбой разучить последний ТОП-40 Billboard.

В некоторые моменты вам самим будут надоедать просьбы студентов, особенно когда, например, нужно будет адаптировать синтезаторный рифф для гитары, но очень важно научиться сохранять интерес студента к занятиям. Да, это одна из ваших первоочередных задач – делать так, чтобы он с энтузиазмом шел на следующий урок. Многие, даже самые способные студенты, могут потерять этот энтузиазм и оставить самостоятельные занятия дома, если им будет скучно во время уроков. Нужно всегда быть чуткими к тому, на чем хочет учиться ваш подопечный – будь то панк, кантри, джаз или хэви-метал.

Также, если вы можете работать с разными жанрами, люди привыкнут советовать вас друг другу – а это немаловажно для продолжения карьеры.

ЗАПИСЫВАЙТЕ И ПУБЛИКУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ

Запись и выпуск собственной музыки требует значительных усилий, но для преподавательской карьеры это очень полезно. Ваш материал – это демонстрация ваших навыков, первый шаг к знакомству с вами, как с музыкантом. Конечно, если у вас нет четких планов относительно собственных релизов и выступлений, собрать материал, достойный целого альбома, может быть довольно сложно. Но если вы можете сделать это, у вас будет больше шансов найти клиентов.

Играть в своей спальне или на репетиционной базе – это, конечно, здорово. Но все же не так здорово, как играть перед публикой. Живые выступления – очень полезная практика. Конечно, вы можете не иметь никаких амбиций, касающихся публичных выступлений, но если вы сможете перед людьми выполнить все то, что делаете наедине с собой, вам будет гораздо легче найти путь к настоящему мастерству.

Многим из потенциальных клиентов будет гораздо интереснее работать с тем, кто имеет опыт выступлений перед аудиторией, даже если он невелик. Начинающие музыканты зачастую будут нуждаться в совете, касающемся отношений с публикой – и вам, как преподавателю, лучше всего быть готовыми к подобным вопросам.

Портфолио преподавателя гитары состоит в том числе и из вещей, которые мы обсудили выше. Вот пункты, которые вам нужно перечислить, публикуя объявление о наборе студентов:

  • Ваши учителя и курсы . Кто вас учил и как долго? Здесь могут быть не только звезды, но и локально известные преподаватели и школы. Что касается курсов – лучше указать те, которые вы прошли полностью.
  • Книги и материалы, которые вы прочитали. По каким книгам вы учились? Также перечисляйте лишь те, которые вы понимаете от начала и до самого конца.
  • Музыкальные стили, с которыми вы можете работать. Здесь вы можете перечислить основные любимые стили и те, которые вы хорошо изучили и которые вам не противоречат.
  • Музыка, которую вы выпускали. Перечислите собственные альбомы, синглы и ЕР, а также (если есть) записи, в которых в участвовали как сессионный музыкант.
  • Шоу, которые вы играли. Здесь то же самое – собственные концерты, туры и фестивали, и те, где вы участвовали в качестве приглашенного музыканта. Не забудьте перечислить площадки – это тоже очень важно.

Не забывайте, чем полнее информация, предоставляемая вами, тем легче будет составить ваш портрет потенциальному клиенту. Даже если ваш список не будет блистать громкими именами и площадками, важно показать, насколько усердно вы работали, чтобы стать мастером своего дела.

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

Конечно же, придется менять этот план от одного студента к другому – ведь каждый нуждается в индивидуальном подходе. Опытный преподаватель знает, как сделать так, чтобы каждый студент был заинтересован и мотивирован.

Вам не нужен железный план, который работал бы в каждом отдельном случае. Но вам необходим некий каркас, который будет помогать при каждом уроке. В конце концов, все ваши ученики будут развиваться в совершенно разном темпе и в разных направлениях. Вы можете вдохновить их, но ход занятий по большей части все же будет зависеть от них самих.

Учебным планом может поинтересоваться как родитель ребенка, который хочет учиться, так и ответственный молодой студент, который не хочет терять время. «Я научу вас играть на гитаре» — это очень абстрактный план. Если студент ни разу не держал в руках гитару, вы должны быть готовы рассказать, в течение какого времени вы объясните анатомию гитары, покажете упражнения для пальцев, потренируете гаммы для одной струны и когда будете готовы разучить его любимые песни.

Как только вы подготовите базу для преподавания, начинайте искать студентов. Даже если вы привыкли находить любые проекты через друзей и коллег, не стоит пренебрегать обычными сайтами с объявлениями обо всем на свете. Представьте себе желающего научиться играть человека, который никогда в жизни не ходил на концерты, понятия не имеет о локальной сцене, и которому не к кому больше обратиться, кроме как к поисковой системе в интернете.

Конечно же, стоит написать во всех своих аккаунтах в соцсетях, развесить объявления на дружественных репетиционных базах и постоянно рассказывать всем людям, с которыми вы встречаетесь, о том, что вы начали практику преподавания.

Не нужно ожидать, что после первого же вашего объявления вам начнут поступать тонны писем и запросов. Начните с пары студентов, опробуйте на них собственное мастерство – можете даже пригласить несколько знакомых, не требуя от них платы. Если будете стараться, то сарафанное радио вкупе с объявлениями очень скоро сделают свое дело.

___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉

Источник

Есть ли у вас возможность с самого начала учиться играть на гитаре с толковым педагогом? Если да, то ни в коем случае не упускайте её.

  • Начните поиск преподавателя гитары с чёткого определения своих желаний и целей.
  • Выберите лучшего учителя из всех отвечающих вашим потребностям вариантов.
  • О формах обучения с педагогом и как не нарваться на шарлатанов поговорим далее.

Зачем начинающему гитаристу преподаватель

Заниматься на гитаре с преподавателем выйдет в разы эффективнее, чем самому, особенно на начальном этапе. А именно в этот период закладывается фундамент всего вашего дальнейшего обучения.

В чём разница между одним и тем же часом занятия с педагогом и самостоятельно? Очевидно, что в затратах времени и сил на подготовку к этому занятию. Без учителя вам, как минимум, нужно самим предварительно:

  • составить план занятий;
  • подобрать учебный репертуар;
  • найти информацию о технике исполнения того или иного приёма.

У новичка на это уйдёт больше времени, чем на само практическое занятие. Либо оно по факту составит 15 минут из часового урока.

Нет нужды объяснять, что и оценить свой прогресс на гитаре без помощи опытного педагога сложнее. Не говоря уже о том, что представление о качественном звуке может так и не оформиться.

Я долго шёл к пониманию, как нужно искать частного педагога для взрослого начинающего гитариста. В самом начале у меня был опыт занятий с явно не подходящим для меня наставником. Иногда по случаю удавались единичные консультации с профессиональными музыкантами и учителями из ДМШ.

В итоге, сейчас я занимаюсь на гитаре сам, но этот опыт был собран по крупицам. И на него ушло много времени, которое я предпочёл бы изначально потратить более продуктивно.

Когда-то давно в детстве я учился в музыкальной школе, хотя и не по классу гитары. То есть имею представление о музыке вообще и нотной грамоте в частности. Да, я уже сам разобрался во многих базовых вещах. И опыт, пробитый своей головой, у меня уже никто не отнимет. Но если бы я сразу знал, как выбрать педагога, то предпочёл бы сэкономить силы и время.

С другой стороны, именно этим опытом я теперь могу поделиться с другими самоучками на гитаре. И зная, насколько труден путь без наставника, с удовольствием расскажу, как найти подходящего именно вам.

Шаг 1 — Определите свои желания и цели обучения

Чтобы не попасть впросак, нужно понимать, что научиться играть на гитаре — это очень растяжимое понятие. Лично моя первая цель — уровень хорошего выпускника ДМШ. Кто-то хочет уметь играть в конкретном стиле, джаз, рок, импровизация, фламенко и т.п. Многие мечтают просто научиться играть боем на гитаре аккорды 3-5 своих любимых песен.

Это разные уровни и найти преподавателя можно под любой из них. Проблема в том, что в самом начале мало кто представляет себе все варианты и тонкости. Поэтому промахнуться с выбором педагога и направления очень легко.

Причём ошибиться можно в любую сторону. Желающий разучить несколько аккордов может попасть туда, где будет страдать, что спрашивают, как в ВУЗе. И наоборот, как это получилось у меня. Когда прошло три обещанных месяца, я не мог понять, где же ожидаемое «научись играть».

Дело в том, что мои цели не были изначально ясными. Я любил красивую музыку вообще. То есть абстрактно хотел научиться играть на гитаре. Этот опыт стоил мне нескольких месяцев времени и некоторой суммы денег.

С удовольствием передаю его вам бесплатно. Оформите свои желания, что именно вы хотите уметь играть на гитаре.

Шаг 2 — Выберите для себя лучшую форму занятий

Очные индивидуальные уроки с частным педагогом

Рабочий вариант для городов, где есть музыкальные училища, а тем более — консерватория. Студенты и выпускники этих заведений охотно дают частные уроки гитары. Их легко найти через сайты репетиторов. И там же узнать о дипломах, ценах и отзывах.

В местах, где такого выбора нет, но есть ДМШ, можно обратиться в неё. Предложите учителю работать с вами частным образом.

Есть ещё районные дома культуры с самодеятельными ансамблями. Играют в них, как правило, энтузиасты с музыкальным образованием. Кстати, регулярно выступающие на городских и областных конкурсах, то есть увлечённые своим делом. Вполне возможно, что кто-то найдёт своего первого педагога по гитаре именно в местном ДК.

Индивидуальные занятия с частным педагогом по скайпу

Это всё более популярный способ, решающий многие традиционные проблемы. Среди явных плюсов — экономия времени, комфортные условия и широкий выбор учителей. Чего стоит возможность сохранить видеозапись урока. Отпуска, командировки, больничные и другие отлучки больше не срывают график занятий.

Однако есть и не для всех очевидные ограничения. Дело в том, что музыка — это, прежде всего, красивый звук. А если связь лагает, даже очень опытный преподаватель не услышит всех огрехов, скрытых за помехами. Начинающий гитарист тем более не оценит звук из дешёвых колонок.

То есть, как минимум, у преподавателя должны быть качественные микрофон, звуковая карта и т.п. На стороне ученика нужна хотя бы хорошая веб-камера и скоростной доступ в интернет. Педагог может говорить, что он профессионал и услышит и увидит всё, что надо. Ничего он не увидит, когда кисть сливается в размытое пятно. И не услышит, когда звук идёт рывками и не стыкуется с видео.

Уроки гитары по skype

Почти все новички выворачивают кисти рук как попало. Чтобы ученик своим умом дошёл до понимания, как и зачем надо держать руки, требуется время. До тех пор педагог может смозолить язык, повторяя пустые для ученика слова. Через пару тактов руки снова будут стоять криво. И ученик успеет наработать стойкую неправильную привычку.

Преподаватель не может физически подержать руку ученика в правильном положении по скайпу. Как не может и поправить спину, посадку, положение гитары.

К счастью, современный интернет позволяет не только удобно учиться играть на гитаре. Но и кишит видео с примерами ужасных результатов такого обучения. Принимая решение об этом способе обучения игре на гитаре, не поленитесь ознакомиться с подобными шедеврами.

Также следует не забывать о том, что доступность технологий открывает дорогу шарлатанам. Кто угодно может давать уроки гитары по скайпу, фактически воруя у вас время и деньги. Поэтому искать онлайн педагога надёжнее не в интернете вообще, а на специализированных ресурсах с проверкой.

Занятия с педагогом в частной музыкальной школе

В общем, ничем не отличается от частных занятий с преподавателем, кроме посредничества школы. Расходы на рекламу, помещение и оборудование за педагога несёт школа. Но и он преподаёт с учётом коммерческих интересов школы.

Это, прежде всего, бизнес. И преподаватель вынужден не срывать регулярные поступления платежей от радостных учеников. То есть, нет гарантий, что вас будут хорошо учить, а не просто облизывать за деньги.

Скажите пару раз, что не готовы к уроку. Если, несмотря на оплату, получите втык — это хороший сигнал. Если же вам с милой улыбкой скажут, что не страшно — делайте выводы.

Также школы могут сильно отличаться по уровню учителей. В одних могут быть выпускники музыкальных училищ и консерваторий. В других же набирают кого попало, лишь бы умели взять три аккорда. Причины просты, но выходят за рамки этой статьи. Сейчас же отметим, что и о тех и о других в интернете будут восторженные отзывы.

Групповые занятия в частной музыкальной школе

По большому счёту, это просто способ заработать больше денег за ту же единицу времени. Занятие для каждого ученика в группе будет дешевле, чем индивидуальное. Школа же получит меньше с каждого, зато больше с группы.

Вам расскажут, что работа в коллективе единомышленников мотивирует. Что занятия в группе помогут снять психологические зажимы и перестать стесняться выступлений на публике. И много ещё чего. Но по факту, если вы занимаетесь с нуля, вам требуется полное внимание только к себе.

Групповые занятия на онлайн курсах гитары

Хотя коммерческий смысл такого способа аналогичен предыдущему, иной масштаб диктует иной подход к методу обучения. Если в помещении возможна только мини-группа, то в интернете можно собрать действительно толпу. Преподаватель при всём желании не может заниматься персонально с каждым. Поэтому всё это часто приобретает форму стандартных видео уроков с разбором заданий на вебинарах.

Проще говоря, каждый сам смотрит урок в записи и разбирает задание. Потом выкладывает в интернет видео с выполненным заданием. На вебинаре автор курса смотрит подряд видео всех учеников и выдаёт по каждому минутный комментарий.

Как правило, на таких курсах обучают гитарному аккомпанементу для песен простым боем или перебором. Для серьёзного освоения инструментальной гитарной музыки эта форма занятий, на мой взгляд, не подходит. Судя по тому, что не особенно и встречается, видимо, не только на мой.

Кстати, характерная черта таких курсов — периодическая массовая тусовка в оффлайне. Вероятно, традиция, перешедшая из КСП, обусловленная любовью множества людей к одним и тем же песням.

Шаг 3 — Сделайте свой лучший обдуманный выбор

Рекламные уловки, которые должны вас насторожить

Прежде всего, отбросьте очевидную рекламную шелуху и манипуляции. Подумайте, хотите ли вы учиться у людей, которые изначально считают вас идиотами?

Вам обещают любой уровень, все стили и направления. Такое вполне реально, если в школе десяток преподавателей гитары. Каждый при этом — профессионал в своём направлении и состоявшийся концертирующий музыкант. Если обещание исходит от одного преподавателя — это рекламная уловка для полных чайников.

Вам обещают результат на первом же занятии. Результат — это что-то измеримое. Обещать вам измеримое, не зная ваших размеров — это очень голословно. На подмене этого понятия и вау-эффектах мы остановимся ниже.

Вам обещают экономию нескольких лет за пару месяцев. И через два месяца вы будете уверенно играть свои любимые композиции. Дальше идёт сказка про уникальную авторскую программу, в которой есть только нужное. И обязательно про выпускников ДМШ, которые так и не научились играть на гитаре. А всё потому, что семь лет занимались нудной теорией, а не увлекательной практикой. Это ключевой показатель вранья.

Во-первых, ваши композиции за два месяца и семилетний репертуар ДМШ — вещи по объёму не сопоставимые. Их просто нельзя сравнивать. Во-вторых, посмотрим на победителей крупнейшего конкурса классической гитары «Guitar Foundation of America». Почему у них у всех за плечами консерватория? Как они туда попали, не научившись играть в музыкальной школе?

Победители «Guitar Foundation of America»

Далее — восторженные отзывы, что чуткий педагог не придирается и не ругает за невыполненное домашнее задание. Комментарии излишни, смотрите выше о коммерческих интересах школы. Если ваша цель — потусить на досуге с гитарой за деньги, смело идите. Если всё-таки хотите учиться играть на гитаре, лучше поискать ещё.

Вам обещают, что за месяц вы станете душой кампании и поразите всех друзей во дворе. В общем, уровнем двора ваше мастерство и ограничится. Вам сразу определяют узкую аудиторию, которая и так вас любит. А с гитарой — тем более. Научились ли вы играть на гитаре — дело десятое.

Вариаций ещё много, но суть, думаю, ясна.

Вау-эффекты и подмена понятий

Мы касались выше темы результата на первом же занятии. Суть манипуляции — банальная иллюзия и вызванная ею эйфория.

Например, во многих учебных пособиях для ДМШ есть раздел лёгких дуэтов с педагогом. Учитель играет аккорды, ученик дёргает простые ноты, часто на открытых струнах. Смысл — погружение ученика в музыкальную фактуру и развитие чувства ритма.

Добросовестный педагог таким образом кропотливо вводит ученика в учебный процесс. Прохиндей же говорит: «вот видишь, ты уже играешь сам на первом же уроке». Ученик в восторге даже не понимает, что играет не он, а учитель. Его разум переполнен причастием к красивому музыкальному действу. И открыт для любых манипуляций.

Таких способов довольно много, но основа одна — вау-эффект. Защита, кстати, тоже не сложная. Испытав оргазм восторг на уроке, придите в себя и попробуйте повторить эффект наедине с собой без учителя. Не получилось? Задумайтесь, что это было.

Пыль в глаза или всего лишь приятный бонус

Если педагог ещё и состоявшийся концертирующий музыкант — это отлично. Ещё лучше, когда преподаватель сам сочиняет музыку. Или регулярно занимает призовые места в гитарных конкурсах. Упор на это тоже можно часто встретить в рекламе.

Но вы идёте не на концерт, а учиться играть на гитаре. Вам нужен не тот, кто круто играет сам. А тот, кто научит круто играть вас.

Здорово, когда все эти качества сходятся в одном человеке. А если надо выбирать? Между неизвестным педагогом по призванию и гитаристом популярной группы, который на досуге преподаёт, выбор очевиден.

Ваш окончательный выбор преподавателя

Отделив зёрна от плевел, настала пора озвучить свои цели. Это одно из основных отличий взрослого начинающего гитариста от шестилетки в ДМШ. Чему, как и сколько учиться, решает он сам, а не родители или школа.

На этом этапе вы уже делаете выбор не между плохим и хорошим педагогом. Сейчас вы выбираете между хорошими, но преподающими в разных стилях и для разных целевых аудиторий.

Одни хотят разучить аккорды трёх любимых песен. Другие мечтают свободно играть классический репертуар. Третьим нужна драйвовая тусовка в толпе гитаристов. Это просто разные аудитории и вам нужно их не перепутать.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Оцените статью