Кондак дева днесь ноты для

Кондак Рождества Христова

Песнопение к Рождеству

Дева днесь пресущественнаго рождает,
(сегодня Дева родит того, кто превыше всего существующего)

И земля вертеп Неприступному приносит:
(и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить)

Ангели с пастырьми славословят,
(ангелы с пастухами славят)

Волсви же со звездою путешествуют:
(мудрецы путешествуют со звездою)

Нас бо ради родися Отроча младо,
(потому что ради нас родилось маленькое дитя)

Превечный Бог.
(вечный Бог)

Скачать ноты: Лист 1

НОВОГОДНИЙ УГОЛОК
новогодние стенгазеты, поделки, стихи, песни, частушки, гадания, открытки, календари, раскраски, обычаи, сказки, рецепты новогодних блюд

Источник

Кондак дева днесь ноты для

Дѐва днѐсь Пресу̀щественнаго ражда̀ет, и земля̀ вертѐп Непристу̀пному прино̀сит, А̀нгели с па̀стырьми славосло̀вят, волсвѝ же со звездо̀ю путешѐствуют, нас бо ра̀ди родѝся Отроча̀ Мла̀до, Превѐчный Бог.

Кондакарный (тропарный) самоподобен, является кондаком праздника Рождества Христова. Воспевается рождение Богородицей, оставшейся и после рождества Девой, Господа Иисуса Христа, Который превыше всего созданного. земля представляет пещеру Неприступному, пастухи вместе с ангелами воздают славу Господу, волхвы, следуя за звездой, нашли Рожденного для каждого из нас Младенца-Бога и принесли Ему дары.

Помимо прямых указаний богослужбных книг для случаев пения на этот подобен (к примеру, для кондака Покрова Борогорицы) его прекрасно можно применить в службе в период Великого поста – Суббота Акафиста, где кондак Взбранной Воеводе должен исполняться 8 раз. Поэтому часто для этих целей используют 8 напевов разных подобнов на 8 гласов.

Напевы самоподобна:
Киево-Печерский распев
Болгарский
Греческий
Заменный

Источник

Тропарь и кондак Рождества Христова – ноты обиходных песнопений

Тропарь и кондак Рождества Христова – церковные песнопения, которые много раз звучат за службами в храмах во всё время рождественских празднований. Я приготовил ноты этих рождественских песнопений в их обиходном варианте – их можно скачать по ссылкам, которые будут даны ниже.

Тропари и кондаки – это небольшие песнопения-гимны, в которых раскрывается значение праздника или прославляется вспоминаемый святой. Тропарь и кондак Рождеству Христову, разумеется, повествуют о Евангельских событиях, которые произошли в ночь рождения Девой Марией младенца, о поклонении пастухов и о путешествии волхвов вслед за Вифлеемской звездой.

Файл с нотами – Тропарь и кондак Рождеству Христову – его можно открыть и распечатать. Если первая ссылка не сработала, то скачайте файл вот отсюда – Тропарь и кондак Рождеству Христову.pdf

Тропарь Рождества Христова положено петь на 4-й глас, начинается со слов «Рождество Твое, Христе Боже наш». Кондак Рождества Христова поют на 3-й глас, он начинается словами: «Дева днесь пресущественнаго раждает».

Перерыл весь «ютуб» и «контакт» и не нашёл подходящего видео, для того чтобы вам послушать, как это должно звучать – то распев немного другой (например, 4-й глас, но распев патриарший), то поют неприлично (грязно). Кроме обиходных гласовых распевов эти песнопения исполняют и в музыкальном решении различных церковных композиторов. Например, установилось в практике такое сочетание: тропарь праздника С.А. Дегтярёва, а кондак – Д.С. Бортнянского.

Тем не менее, без записи я вас не оставлю. Есть клёвая аудиозапись рождественского тропаря и кондака в исполнении вокального квартета Раифского Богородицкого монастыря (такой есть у нас в городе Казань).

Тропари и кондаки – это песнопения церковные, в народе же в дни, когда отмечают праздник Рождества Христова, принято петь колядки. Ноты, а также тексты колядок тоже можно скачать. Вот, например, только некоторые из них: «Добрый вечер тоби», «Ночь тиха над Палестиной», «Ангелы в небе».

В заключение хочу вас порадовать ещё одной находкой: пока искал записи тропарей, наткнулся на видео, в котором хор Новокузнецкого православного духовного училища просто шикарно исполняет ирмосы рождественского канона .

свящ. Аллеманов «Христос раждается…» (ирмосы канона праздника)

Источник

«Дева днесь» — Бортнянский Дмитрий Степанович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Дева днесь» — кондак Рождества Христова — духовное сочинение Д.С.Бортнянского для большого хора. Характер произведения торжественный, славословный – текст композитор разделил на пять равнозначных частей, повествующих о каком-то моменте, связанном с Рождением Спасителя мира. Сам текст – творение преподобного Романа Сладкопевца – основан на Евангелии и охватывает наиболее важные моменты, сопутствующие этому великому событию – ангельское славословие, путешествие волхвов, появление Звезды Рождества. Композитор выстроил их симметрично, но, чтобы избежать монотонности, применил яркие динамические оттенки, вполне отвечающие духу праздника.

Заключительная часть сочинения является кульминацией и объединяет текст и музыку вспышкой радости и ликования – многократно повторяющееся «Превечный Бог» олицетворяет собой все многовековые чаяния народа, ждущего Рождения Спасителя мира.

История создания.

Впервые кондак «Дева днесь» прозвучал в стенах дворцовой церкви в присутствии Императора двести лет назад. На тот момент лучший коллектив Российской Империи смог воплотить замысел композитора – исполнение было очень успешным, а кондак занял почетное место в репертуаре крупных и средних хоровых коллективов. С течением времени его популярность возросла и сегодня Рождественское богослужение и концерты, посвященные этому периоду, не обходятся без исполнения сочинения Д.С.Бортнянского. В сочельник праздника на середину храма выносят свечу – прообраз Звезды Рождества и впервые певчие исполняют «славление» – тропарь и кондак Рождества Христова. Творение композитора дарит радость и призывает к ликованию всех молящихся.

Отношение автора к вере.

Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург — столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.

Биография.

Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы Бальдассаре Галуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.

В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором — его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью коллектива сделать исполнение церковной музыки.

Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.

В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.

Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.

Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов», поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:

«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих. Они учились в России у Бортнянского. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» —

князь И.М. Долгорукий

«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» —

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

Источник

«Дева днесь» — Бортнянский Дмитрий Степанович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Дева днесь» — кондак Рождества Христова — духовное сочинение Д.С.Бортнянского для большого хора. Характер произведения торжественный, славословный – текст композитор разделил на пять равнозначных частей, повествующих о каком-то моменте, связанном с Рождением Спасителя мира. Сам текст – творение преподобного Романа Сладкопевца – основан на Евангелии и охватывает наиболее важные моменты, сопутствующие этому великому событию – ангельское славословие, путешествие волхвов, появление Звезды Рождества. Композитор выстроил их симметрично, но, чтобы избежать монотонности, применил яркие динамические оттенки, вполне отвечающие духу праздника.

Заключительная часть сочинения является кульминацией и объединяет текст и музыку вспышкой радости и ликования – многократно повторяющееся «Превечный Бог» олицетворяет собой все многовековые чаяния народа, ждущего Рождения Спасителя мира.

История создания.

Впервые кондак «Дева днесь» прозвучал в стенах дворцовой церкви в присутствии Императора двести лет назад. На тот момент лучший коллектив Российской Империи смог воплотить замысел композитора – исполнение было очень успешным, а кондак занял почетное место в репертуаре крупных и средних хоровых коллективов. С течением времени его популярность возросла и сегодня Рождественское богослужение и концерты, посвященные этому периоду, не обходятся без исполнения сочинения Д.С.Бортнянского. В сочельник праздника на середину храма выносят свечу – прообраз Звезды Рождества и впервые певчие исполняют «славление» – тропарь и кондак Рождества Христова. Творение композитора дарит радость и призывает к ликованию всех молящихся.

Отношение автора к вере.

Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург — столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.

Биография.

Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы Бальдассаре Галуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.

В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором — его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью коллектива сделать исполнение церковной музыки.

Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.

В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.

Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.

Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов», поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:

«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих. Они учились в России у Бортнянского. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» —

князь И.М. Долгорукий

«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» —

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

Источник

Оцените статью