Конкурсы и фестивали классической Гитары
Группа создана для освещения событий в мире классической гитары. Создана для тех, кто занимается классической гитарой профессионально или хотел бы углубиться в её изучение.
Показать полностью. В группе приветствуется не только «справочка» или «сообщеньице» о каком-то событие в жизни классической гитары, но и конкретные факты.
Правила:
ВИДЕО — заливайте сколько угодно в видеозаписи группы(желательно по теме)
АУДИО — заливается администратором группы(если Вы желаете добавить свои записи и т.п. пишите в личку Ю. Алешникову).
Убедительная просьба к тем,кто оформляет сообщения:
если вы пишите о каком-то конкурсе — ПОЖАЛУЙСТА! Напишите потом результаты;
если пишите о концерте —
ПОЖАЛУЙСТА! Напишите конкретного исполнителя и программу (если получится, то можете выкладывать и видео и фото, но всё с пометкой, или ссылкой на раздел который опубликован);
если пишите о фестивале —
ПОЖАЛУЙСТА! Напишите всех участников, даже «маленьких»)));
Если вы публикуете запись какого-либо «нового» произведения, или действительно НОВОГО произведения(относиться и к исполнителям, которыми всегда интересуются) —
ПОЖАЛУЙСТА! Пишите полную информацию о композиторе, произведении и исполнителе
и т. д.
Если не получается оформить до конца из-за лени. — УДАЛЯЕТСЯ.
Если из-за доступности и-нета — понимаем, есть ещё неблагополучные места(это легко проверяется).
В группе приветствуется четкость формулировок в комментариях,
за МАТ — гонят в шею.
Всем приятного время препровождения и хорошего настроения!
С Уважением, Юрий Алешников!
P. s. Прежде чем создавать тему, пожалуйста, проверьте созданные! не тратьте свое время и моё)))
СПАСИБО.
Источник
Гитарные конкурсы — благо или зло?
История
Возможно, удивительно, но одной из первых движущих сил международных соревнований по классической гитаре соло в Европе, где родился этот музыкальный жанр, был Андрес Сеговия, в середине 1950-х годов. Это можно поставить в список бесчисленных достижений маэстро, наряду с его многократно перенятой множеством гитаристов техникой, развитием современного репертуара инструмента и самим понятием о том, что классический гитарист может успешно реализовать исполнительскую и звукозаписывающую карьеру.
Удивительно также и то, что первый крупный гитарный конкурс был проведен в Токио в 1949 году, а затем проводился нерегулярно до 1957 года, после чего наконец стал стабильным ежегодным событием. С 1982 года он известен как Токийский международный конкурс гитары (Tokyo International Guitar Competition). Он по-прежнему престижен, и стал ещё более «международным», чем 70 лет назад.
В течение 1960-1970 годов было организовано множество конкурсов, некоторые из которых были явно одобрены Сеговией, например, «Francisco Tárrega» в Benicàssim, Испания, и то, что сегодня известно как конкурс «Michele Pittaluga» в Alessandria, Италия. Франция получила свой «Concours International de Guitare», начиная с 1959 года, а начиная с начала 1970-х годов в Риме проходит конкурс «Fernando Sor».
В 1982 году Guitar Foundation of America начала свой «International Concert Artist Competition» (ICAC), а за многие десятилетия соревнования, большие и малые, появились по всему миру, практически в любой стране, которую вы могли бы упомянуть. Как и следует ожидать, основные гитарные метрополии, такие как Италия, Испания, Франция, Германия, Великобритания и США, каждый год проводят множество подобных мероприятий. Но дальше произошло распространение классических гитарных соревнований в таких странах, как Сингапур, Китай, Мексика, Россия и страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы, что свидетельствует о глобальном охвате и влиянии инструмента.
Что дают конкурсы их участникам?
Многими молодыми гитаристами по всему миру соревнования рассматриваются как важная подготовка и доказательство собственного профессионализма — это место, где музыканты могут испытать свой характер под грузом высокой ответственности, получить доступ к новым аудиториям и профессионалам, которые их судят, а также встречаться со своими сверстниками, и во многих случаях — просто увидеть мир в процессе всего этого.
Гарантирует ли успешную концертную карьеру успех на конкурсах? Конечно нет. Но это, несомненно, помогает, особенно в эпоху, когда известие о том, кто какое соревнование выиграл, становится новостью в социальных сетях, и тому подобное.
Конечно, подавляющее большинство исполнителей никогда не будут зарабатывать на жизнь преимущественно концертами. Сегодня, как это и было на протяжении десятилетий, лучшим путём к тому, чтобы зарабатывать на жизнь как классический гитарист, по-прежнему является преподавание. И трудно сказать, как успех на конкурсе может повлиять на это, помимо того, что, возможно, даст исполнителю узнаваемое имя в гитарном сообществе и уверенность в себе.
Мнения гитаристов
Sabrina Vlaskalic, сербская гитаристка, живущая и преподающая в Нидерландах, впервые участвовала в конкурсе в Белграде, в возрасте девяти лет:
Я была убеждена, что должна выиграть этот конкурс с моим очень удачным исполнением Agitato Op. 51, No. 3 Джулиани. Однако, результаты конкурса были довольно неожиданными: когда леди из конкурса позвонила, чтобы сообщить мне, что мне был присуждён только специальный приз для самого молодого участника, и что первая премия ушла для какой-то студентки Академии, я решила повесить трубку. Мои родители были недовольны моим отношением, и, к моему неудовольствию, мне всё равно пришлось принять награду.
Самым страшным из всего были аплодисменты аудитории после того, как играли мои коллеги. Это парализовало, так как мне было непонятно, сможет ли моя работа угодить мнению той же аудитории, которая всего лишь мгновение назад, согласно моему восприятию аплодисментов, очень доброжелательно восприняла исполнение коллеги-конкурента. Поэтому я делала всё возможное, чтобы не слышать этих аплодисментов.
Я не верю, что победа на конкурсе неизбежно приводит к стабильной долгосрочной концертной карьере, и думаю, что все молодые конкуренты должны знать об этой, казалось бы, невинной ловушке.
Stefan Schmidt, один из самых успешных учителей молодых гитаристов в Европе:
На вопрос, сможет ли гитарист, который приходит ко мне учиться, получить успех на конкурсе и / или концерте, в большинстве случаев я могу ответить. Однако абсолютно точное предсказание невозможно, поскольку конкурентный успех зависит от множества переменных. Конкурентоспособный гитарист должен быть предельно уверенным в себе, не должен легко разочаровываться и должен радоваться честной и дружелюбной конкуренции с другими.
У многих гитаристов-участников конкурсов ограниченный репертуар, потому что они, как правило, повторяют и перерабатывают пьесы, которые ранее уже принесли им успех. У многих из них также есть привычка уделять слишком много внимания техническому мастерству, не предпринимая при этом никаких музыкальных рисков. Гитаристы, которые успешно участвуют в соревнованиях, не всегда являются исполнителями, которые в музыкальном плане являются самыми одарёнными. Дополнительным недостатком является то, что отсутствие успеха может быстро привести к большому разочарованию и депрессии.
Недостатком соревнований является то, что они эмоционально истощают и могут привести к потере самооценки. Конкуренция в музыкальном мире требует, чтобы у вас был мирный образ мышления, стальные нервы и способность контролировать свои эмоции, чтобы не расстраиваться из-за вещей, которые вы не в состоянии контролировать. Поскольку мы люди и имеем эмоции, легко попасть на тёмную сторону этих чувств, но важно иметь возможность контролировать их и подниматься над ними. Мой собственный подход — быть собой, не пытаться никого поражать, а делиться с аудиторией радостью того, что я делаю, даже если это соревнование.
Пожалуй, моим советом было бы то, что результаты соревнований не должны приниматься лично. Тем не менее, после каждого конкурса, спрашивая судей и получая обратную связь, можно избежать будущих ошибок, например, плохого выбора репертуара. Если репертуар является свободным, его следует выбирать в соответствии с музыкальным вкусом страны, а также судей (если вы знаете их вкусы). Наконец, я хотел бы сказать, что успешные люди успешны потому, что никогда не отказываются от своих действий.
Источник
Гитарные конкурсы в России. Опыт участия
В этой статье мне хотелось бы поделиться своим опытом участия в гитарных конкурсах России. За годы учебы и работы я был и участником конкурсов, и заявлялся как преподаватель со своими учениками, и был слушателем программы повышения квалификации, которая проходила в рамках международного фестиваля-конкурса. Здесь вы можете найти ответы на самые популярные вопросы о конкурсах гитаристов и прочитать мои впечатления о мастер-классах, которые проводились в рамках Первого международного фестиваля-конкурса «Русская и классическая гитара» (г.Нижний Новгород, 2019).
Конкурс (от лат. concursus, букв. — стечение, встреча) — состязания музыкантов, а также музыкальных коллективов, композиторов, которые проводятся на заранее объявленных условиях.
Конкурсы проходят по всем музыкальным инструментам: струнные, духовые, народные, фортепиано. Также есть конкурсы вокалистов и дирижёров. Музыкальное состязание это всегда хорошее и зрелищное мероприятие для привлечения широкой общественности к вопросам культуры и искусства.
Существуют конкурсы для музыкантов самого юного возраста (5-7 лет) и конкурсы, на которых даже не существуют ограничений по возрасту, на таких конкурсах участвуют музыканты от 25 лет, но в них запросто могут попробовать свои силы музыканты любого возраста. Существует особая разновидность конкурсов — для педагогов. А иногда на обычных конкурсах появляются номинации «ансамбль учитель и ученик».
Для участия в конкурсе музыканту необходимо заполнить заявку, в которой помимо предоставления данных о самом исполнителе и педагоге нужно указать программу и хрономентраж заявленных произведений, и оплатить вступительный взнос.
Конкурсы могут проходить в один тур, в два или даже в три тура. На престижных конкурсах третий тур обычно проходит с оркестром.
Распространенным условием участия является исполнение произведений И.С. Баха в первом туре. Также иногда требуется исполнить обязательное произведение.
Обязательная пьеса может быть известна из положения конкурса, но на некоторых, например, таких, как престижный американский конкурс GFA, ноты обязательного произведения участникам конкурса высылаются за месяц до начала.
На конкурсе GFA каждый год для написания обязательной пьесы привлекаются к работе виднейшие композиторы современности. Конкурсы часто называют в честь известных композиторов или музыкантов-исполнителей прошлого, но также и в честь ныне живущих деятелей музыкального искусства (конкурс имени П.И.Чайковского, Московский Международный конкурс пианистов Владимира Крайнева).
Сейчас набирают популярность конкурсы, на которых отборочный или первый тур конкурса проводится по видеозаписям. Для исполнителя это очень удобно, потому что не нужно лишний раз тратиться на переезд в другой город или даже страну.
В жюри конкурса приглашаются известные исполнители, мастера своего дела. Часто бывает, что среди участников конкурса есть ученики того или иного члена жюри, и чтобы избежать необъективного судейства баллы члена жюри при оценке своего студента не учитываются.
Если музыкант ранее уже выигрывал конкурс, то повторно на тот же конкурс он уже не допускается.
Музыканты, занявшие первое, второе и третье место, объявляется лауреатами, а музыкант, занявший четвертое место, объявляется дипломантом.
Дословный перевод слова «лауреат» с латинского означает «увенчанный лаврами». В античности существовала традиция, когда победителя какого-либо соревнования награждали венком из ветвей лавра. Лауреаты в качестве приза получают денежные призы, гитары, если они разыгрываются на конкурсе, а также различные аксессуары: комплекты струн, чехлы и прочее. Еще в качестве приза могут выступать один или даже серия концертов, запись компакт-диска.
Конкурсы дают, несомненно, очень многое для победителей и для участников.
В первую очередь — профессиональный рост. Это большой стимул развиваться и достигать новых вершин. Завоевать призовое место это невероятная радость. К тому же конкурсы повышают стрессоустойчивость музыканта. Сама подготовка к конкурсу даёт очень многое в плане профессионального мастерства.
Существует определенный дедлайн — день конкурса, к которому нужно подготовиться и показать максимальный результат. Понимание этого стимулирует больше и плодотворнее заниматься. Даже если у музыканта нет явного желания побеждать и спортивного азарта, то все равно есть желание себя проявить и показать свой талант.
Особенно это важно детям. К тому же большинство конкурсов детские.
Для многих юных исполнителей выступить на большой сцене, заявить о себе миру является заветной детской мечтой. Это всегда является для них особенным событием. Важно правильно относиться к конкурсам — как празднику музыки.
Дети, которым нравятся конкурсы безусловно есть. Такие дети часто обладают большой верой в себя и волей к победе. Они с успехом находят себя как в музыке, так и в спорте.
Есть дети, у которых потребность самовыражения проявляется в желании выразить себя на концертах. Как правило подготовка к ответственным концертам проходит не менее серьёзно, чем к конкурсным состязаниям.
На мой взгляд конкурсы более ответственны, чем обычный концерт. На концертах исполнитель может иногда допустить некоторые ошибки, тем более если концерт не слишком показательный. На конкурсах же жюри к ошибкам относится очень строго. Победа не является самой главной целью участия в музыкальном состязании. Необходимо иметь гордость за собственное выступление. Даже победа на самом престижном конкурсе это всего лишь кратковременный миг признания, после которого следует постоянная кропотливая работа.
Сейчас появилось огромное множество так называемых коммерческих конкурсов. Это мероприятия зачастую с сомнительным составом жюри, со слабыми участниками. Такие мероприятия обычно рассматриваются как возможность выехать в другой город или заграницу на отдых. Победа в таких конкурсах не является показателем высококлассной игры музыканта. Всегда лучший вариант — это выбрать конкурс с достойными соперниками.
Существуют мнения, что для становления профессионального артиста конкурсы не нужны. Сильный довод в пользу такого мнения заключается в том, что в музыке в отличие от спорта нет четких устоявшихся критериев. Мнения жюри всегда носят субъективный характер. Попросту невозможно оценить силу эстетического восприятия объективно и непредвзято.
Такой выдающийся музыкант как Гидон Кремер скептически отзывается о современных тенденциях в конкурсной практике. Дабы выразить своё отношение он даже написал небольшой юмористический рассказ в форме репортажа с вымышленного конкурса, в котором рассказывает о негативных сторонах судейства.
В рассказе организаторы конкурса предлагают использовать в будущем приборы для точного измерения темпа пьесы, продолжительности аплодисментов, а также оценивать размеры выреза платьев и многие другие забавные нововведения.
В рамках конкурсов проводятся фестивали, на которых выступают известные музыканты, а также члены жюри. Такие мероприятия гарантировано привлекают внимание деятелей искусства и создают широкий общественный резонанс.
Обычно это серия вечерних концертов, которые проходят в значимых концертных залах города. Вход на эти мероприятия обычно платный, но для участников конкурса он бесплатный.
Наряду с насыщенной фестивальной программой и конкурсными прослушиваниями проходят также мастер-классы членов жюри. На них могут присутствовать участники, их педагоги, а также все желающие.
В рамках конкурсов зачастую проводятся курсы повышения квалификации для педагогов. Посещение мастер-классов, общение с профессионалами, которые с удовольствием делятся собственным опытом — это основа обучения.
Педагог в формате непосредственного общения с мастерами сцены, а также с коллегами по работе получает ответы на волнующие его вопросы об исполнительском искусстве. Можно познакомиться с различными подходами к преподаванию и работе над произведениями, оценить для себя их эффективность и попробовать их уже в своей собственной практике.
Гитарные мастера привозят и показывают свои гитары, все желающие могут поиграть на этих инструментах. Мастера рассказывают о достоинствах гитар и их конструкционных особенностях.
Приведу ниже несколько впечатлений о посещении мной мастер-классов на недавно прошедшем фестивале-конкурсе.
Павел Штайдл (Чехия) на своем мастер-классе говорил про различные положения пальцев левой руки при звукоизвлечении. Он пользовался термином «кьяроскуро», этот термин характерен для искусства живописи, буквально переводится как «светотень», означает градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным. Говорил, что скорее всего в 19 веке не было терминов «тирандо» и «аппояндо».
В начале условной шкалы находится резкий звук, он исполняется при помощи крайней фаланги пальца. При сгибании второй фаланги звук получается более густой. Эти два звука исполняются приемом тирандо.
При игре всем пальцем появляется ещё более насыщенный звук. И этот звук уже играется приемом апояндо. Более громкий и насыщенный звук появляется при игре от локтя. Направление удара идёт по направлению к подставке.
Самый плотный и насыщенный звук достигается при игре по направлению к розетке боковой стороной ногтя и подушечкой пальца. Движение в последнем случае идёт от плеча. Эти способы хороши при исполнении мелодии.
Большое внимание он уделял расслаблению руки, особенное внимание стоит уделить запястью. После активного извлечения звука он как бы раскрывает руку делая движение запястьем в противоположном движении от деки.
При разучивании произведения Штайдл рекомендует пропевать все интервалы, которые встречаются в произведении. Нужно чувствовать напряжение диссонансов и разрешение консонансов.
При работе над ритмом нужно обратить внимание на следующие вещи.
Нужно выделять первую долю, играть ее с акцентом и на незначительный промежуток времени удлинять. После исполнения первой доли нужно сделать небольшое диминуэндо, затем при подходе к первой доле следующего такта нужно сделать крещендо.
По поводу вибрато Штайдл высказал один хороший совет — играть вибрато нужно не сразу, а с некоторым запозданием. То есть сначала звук идёт без раскачки , а в последний момент мы делаем вибрацию. И таким образом получается красивый и длинный звук. Насколько мне известно, подобным образом исполняют вибрато эстрадные вокалисты.
При исполнении музыки Баха, Штайдл призывает активно пользоваться приемом игры деташе. Этот прием предполагает раздельное исполнение звуков, подчёркивая тем самым мелодию и добиваясь отчётливой фразировки.
К слову о фразировке. Играть надобно с выражением. В группе из четырёх нот мы всегда должны делать акцент на первой ноте. А также в любом мотиве у нас есть акцентируемые звуки и звуки относительно слабые.
Первая доля выделяется, а также немного протягивается по времени. Последующие доли могут относительно первой доли сжиматься по времени, то есть их нужно как бы подгонять. Но первая доля такта должна начинаться вовремя.
К слову, Штайдл большой сторонник методики игры со счётом вслух. Он говорил, что это помогает играть лучше. Для большей наглядности нужно прибегнуть к сольфеджированию мелодии, а также к использованию стихотворного текста, который подходит к заданной мелодии. Также возможен вариант, когда текст придумывается находу в ритмическом соответствии со звуками мелодии.
Конечно проще этот метод задействовать тогда, когда мы играем вариации на народную тему или романс. В этом случае у нас есть оригинальный текст к заданной мелодии. Как правило смысловые акценты заложенные в тексте соответствуют музыкальным акцентам в мелодии.
Владимир Митяков продемонстрировал этот метод на примере работы с учеником над пьесой «Душечка» А. Иванова-Крамского.
Штайдл широко использует метод обучения, при котором ученик вышагивает ритм. Он просит студента отложить инструмент, взять ноты и пройтись по классу напевая мотив произведения.
Если ученик не совсем точно воспроизводит текст интонационно, то ничего страшного в этом нет, главное — точно соблюдать ритмический рисунок.
При игре приема баррэ необходимо освоить манеру, при которой после зажатия нужно научиться расслаблять руку до необходимой степени. Чтобы освоить эту технику, он предлагает поиграть упражнения: нужно играть короткие аккорды, сразу же после извлечения этих аккордов брать паузу и внимание сконцентрировать на расслаблении руки.
При выборе аппликатуры Штайдл рекомендует активно задействовать левую руку. Если есть варианты играть открытую струну или закрытую, то лучше сыграть фрагмент на закрытых струнах. Он говорил, что «он верит в левую руку».
Согласно его гипотезе повсеместное использование левой руки стимулирует правое полушарие головного мозга, которое отвечает за развитие творческих способностей, тогда правая рука за левое полушарие, которое в свою очередь отвечает за рациональные способности и логическое восприятие.
Штайдл говорил о том, что необходимо делать акценты и левой рукой тоже. Акцентируемую ноту нужно подчёркивать помимо выделения правой рукой также и лёгким нажатием левой руки.
Штайдл говорил о правильном отношении к исполняемым произведениям. Он очень трепетно относится к музыке, как к нечто живому. Он считает, что играть необходимо с чувством. При этом нужно отличать временное мимолётное чувство от глубокого настоящего художественного переживания. От этого у исполнителя игра будет более стабильной. Гитарист не будет менять свое исполнение изо дня на день, а будет придерживаться определенной трактовки.
Сергей Руднев (Тула) посвятил свой мастер-класс особенностям игры на русской гитаре.
Он говорил про методику исполнения русскими гитаристами пассажей по всему грифу с применением техники легато.
С. Руднев считает, что играть приёмом техническое легато по три ноты на струне непросто и как правило редко удаётся исполнять такие пассажи в темпе чисто.
Русские гитаристы предложили следующий способ исполнения подобных пассажей: аппликатура для пассажей подбиралась таким образом, чтобы на каждой струне было по три звука. Первый и второй звук исполняются при помощи извлечения их правой рукой, а третий звук берется приемом техническое легато, соответственно только левой рукой без участия правой.
Такой способ исполнения позволял русским семиструнным гитаристам с невероятной легкостью играть пассажи по всему грифу.
Источник