План — конспект открытого урока по фортепиано по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке по теме
В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fortepiano_.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
План — конспект открытого урока
по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения
Выполнила: Ильина Ирина Ивановна
преподаватель по классу фортепиано
МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары
« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.
— закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:
— воспитывать любовь к музыке,
— воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук
Применение педагогических технологий :
— развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..
— рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»
— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).
— разучивание музыкальных произведений;
— работа над гаммой
Репертуарный план урока :
1. Гамма До мажор
2.М. Крутицкий «Зима»
3. К. Рейнеке «Скерцино»
4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)
5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)
6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)
2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика
3. Работа с музыкальным материалом
4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке — с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)
6. Домашнее задание
1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
— Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую
В пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
Упражнение «Говорящие пальцы».
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 5 5
Пальчиковая игра: « Волшебный платок»
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.
Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .
3 . Работа с музыкальным материалом .
Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?
Ученица: М. Крутицкий «Зима»
Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Грустный, взволнованный немного .
Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
Ученица:: Холодную зиму, темный лес.
Педагог : А какая природа зимой?
Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…
Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…
Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.
Посмотреть слайды с изображением зимы.
Ученица исполняет произведение.
Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?
Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот
Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?
Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:
Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.
Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.
Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?
Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?
Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.
Исполнение пьесы ученицей.
Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).
Педагог: Какое настроение у произведения?
Ученица: Веселое, радостное.
Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.
Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.
Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?
Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.
4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).
Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.
1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»
2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.
Звучит Г. Галынин «Чижик»
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
6. Домашнее задание:
— Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»
-Придумать слова к «Зиме»
— Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.
Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!
1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.
3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.
4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.
Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз.
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).
Учебное занятие проводится по ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», раздел 1 класс.
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Источник
План-конспект занятия по фортепиано
Разделы: Музыка
Название объединения: фортепиано
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Зимина Екатерина)
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится занятие: Развитие музыкальной грамотности.
Тема занятия: Донотное обучение, организация игровых движений.
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи занятия:
Обучающие: научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок-попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: индивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
Дидактический материал: Иллюстрации к разучиваемым песенкам, фигуры матрешек, музыкальная лесенка.
Структура занятия:
Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть – 17 минут
Физминутка – 1 минута
Основная часть – 17 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Подведение итогов занятия – 2 минуты
План урока
- Гимнастика.
- Ритмические упражнения.
- Повторение строения клавиатуры.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки
Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта
«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»
Работа с руками, «лепка» рук
«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и начинаю раскручивать как «колобок из теста», необходимо, чтобы рука ребенка в это время была свободной. Если добиться свободы не получается, я не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку», как правило это дает обратный эффект, а, наоборот, задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается добиться естественного свободного состояния руки.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.
2. Ритмические упражнения
Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок-попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.
3. Повторение строения клавиатуры
Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки. Для наглядного представления строения клавиатуры, я беру фигуры матрешек и на каждую октаву выставляю по фигуре – в нижнем регистре самая большая фигура, с каждой октавой фигура меньше, а в самой высокой октаве – самая маленькая матрешка.
4. Игра упражнений и песенок-попевок на инструменте (задействованы поочередно две руки)
«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.
Физминутка
«Дудочка» – использован 3-ий палец, игра на любой черной клавише. Подтекстовка следующая: «Ду-ду-ду, дудочка, ты играй, дудочка!»
Характер песни – плавный, тягучий, неторопливый.
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.
Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.
Подведение итогов занятия:
Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Дидактический материал помог сделать урок более разнообразным, насыщенным и интересным. Предшествующие собственно игре на инструменте гимнастика, «лепка рук», способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном» периоде обучения – Композитор, 2012.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей – Классика – XXI, 2005.
3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.:ЦСДК, 1994.
4. Яновская А. Ребенок и музыка. – Израиль, 2003.
5. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский композитор, 1991.
Источник