- Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. «Инструмент оркестр. Фортепиано» план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок по специальности «Фортепиано» во 2-м классе детской школы искусств «Работа над произведениями технического плана»
- 1. Организационный этап
- 2. Основная часть урока
- 3. Заключительная часть
Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. «Инструмент оркестр. Фортепиано»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Урок музыки во 2 классе. Тема «Инструмент оркестр. Фортепиано». Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка 1-4 классы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_muzyka.docx | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструмент оркестр. Фортепиано (Технологическая карта урока)
Автор разработки урока: Струкова Жанна Тальгатовна, учитель музыки 1 квалификационной категории МБУ «Школа №69»
Предмет: музыка
Класс: 2
Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, «Музыка. 1-4 классы».
Тема урока: Инструмент оркестр. Фортепиано.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль», «пианино».
Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления различных исполнений музыкального фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» М. Глинка, используя такой метод обучения, как метод сходства и различия. В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать вокально-хоровые навыки.
З акрепление жанровых признаков музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «фортепиано», с итальянскими обозначениями силы звучания (динамики), из которых складывается это слово – форте (громко) и пиано (тихо), и его разновидности – пианино и рояль.
Воспитательная:
Формирование музыкальной культуры учащихся на основе эмоционального восприятия музыки композитора М.И. Глинка, воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.
Методы организации учебной деятельности
-метод идентификации — вживание в образы искусства;
-метод организации художественно-эстетической среды;
-поиск выразительных средств исполнения;
Форма организации работы
Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, коллективная игра.
Технология деятельностного метода
1 Этап урока: Организационный момент и мотивация.
Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель организует совместную деятельность.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Эмоционально-образный настрой к уроку.
Исполнение «приветственной попевки».
Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.
2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
На экране фрагмент мультфильма «Маша и медведь».
Учитель задает вопросы, проводит анализ увиденного и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать об инструменте «фортепиано».
Учащиеся просматривают мультфильм.
Рассуждают, анализируют услышанную музыку, приходят к проблеме, поставленной учителем.
Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать и эмоционально откликаться на музыку.
Умение поставить учебную задачу
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
3 Этап урока: Введение в тему урока.
Задачи этапа : Усилить познавательную активность.
Учитель совместно с учениками формулирует проблему.
Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во всем мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у некоторых он есть и дома.
Да, это фортепиано!
Кто из вас знает, особенности этого инструмента?
Когда и кем он был изобретён? — Чтобы узнать всё это, мы отправимся на экскурсию с героиней мультфильма «Маша и медведь», а для начала откройте учебник и тетрадь, запишите число и тему урока.
Сотрудничают с учителем, называют тему урока, цель, планируемые результаты.
Записывают число и тему урока.
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
4 Этап урока: Совместное открытие новых знаний.
Задачи этапа : Организовать творческое сотрудничество.
Учитель рассказывает детям историю возникновения музыкального инструмента «фортепиано», сопровождая свой рассказ презентацией.
Это подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано.
— все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.
— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?
— Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом —
Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.
Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?
— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте и пиано . По-русски меня следовало бы звать Громкотихо .
Создал меня великий итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:
род Струнных,
род Клавишных и
род Ударных.
— Что ж, меня называют также Рояль , что в переводе значит королевский или пианино – тихоня.
Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.
Учатся понимать особенности звучания фортепиано.
Просмотр презентации «Рассказывает Фортепиано»
Записывают в тетрадь слово «фортепиано», от него две стрелочки, слова «громко», «тихо».
И снова «фортепиано», две стрелочки, «рояль», «пианино».
Учатся ориентироваться в информационном материале,
выделять специальную информацию из текста
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Формулировать собственное мнение и позицию.
5 Этап урока: Игра «Музыкальный турнир».
Задачи этапа : Организовать коммуникативное взаимодействие.
1. Распределить названия команд по родам музыкальных инструментов.
3. Прослушать фрагмент музыкального произведения и ответить, кто композитор и как называется это произведение.
4. Слушаем фортепианное исполнение музыкального произведения.
5. Музыкальная разминка.
6. Подписать названия клавиш на клавиатуре.
1. Один из представителей команды тянет жребий.
2. По очереди раскладывают пазл.
3. Отвечают, что это М.И. Глинка, опера «Руслан и Людмила», «Марш Черномора».
4. Анализируют, сравнивают звучание музыкального произведения, дают объяснение, что в исполнение фортепиано музыка не пострадала.
5. Под музыку повторяют движения, которые видят на экране.
6. Подписывают название клавиш на клавиатуре, и по одному представителю от команды выполняют это задание у доски.
Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать и эмоционально откликаться на музыку.
Умение поставить учебную задачу
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Осознание ответственности за собственное мнение.
6 Этап урока: Вокально-хоровая работа
Задача этапа: Работа над вокально-хоровыми навыками учащихся.
Ответить на загадку:
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш.
Исполнение песни «Наша армия»
Каков характер музыки?
Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?
Какому празднику можем посвятить эту песню?
Источник
Урок по специальности «Фортепиано» во 2-м классе детской школы искусств «Работа над произведениями технического плана»
Разделы: Музыка
Класс: 2
Ключевые слова: музыка
Описание. Предлагаю урок с обучающейся второго класса фортепианного отделения Мельниковой Полиной — 10 лет. Полина имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, хорошую музыкальную память. Быстро охватывает новый музыкальный материал и учит наизусть Эмоционально отзывчива на музыку. Увлекающаяся натура. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Может продуктивно работать самостоятельно.
Данный урок может быть полезным начинающим преподавателям по специальности по преодолению затруднений при игре в произведениях технического плана.
Предмет: «Фортепиано».
Класс: второй.
Тип занятия: урок – отработка технических навыков в упражнениях, гаммах, этюдах и пьесах технического плана.
Форма урока: индивидуальная.
Цель урока: Воспитание у обучающейся художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, а также привитие самостоятельности при разучивании произведения технического плана.
Задачи урока:
- познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
- воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
- расширить музыкальный кругозор и впечатлений обучающейся;
- искать рациональные приемы игры на фортепиано;
- научить грамотно прочитывать нотный текст;
- продолжить знакомство с Этюдами К.Черни;
- продолжить знакомство с Бирюльками С.Майкапара.
развивающие:
- развивать музыкально-образное мышление, расширение кругозора;
- развивать двигательно-игровые навыки;
- совершенствовать навык игры по нотам;
- развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
- развивать чувство ритма;
- развивать инициативу в творчестве;
- развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету и инструменту;
- воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
- воспитывать ответственность за результаты своего труда;
- воспитывать контроль за своими действиями;
- воспитывать культуру поведения за инструментом.
Оборудование: инструмент фортепиано, стул, подставка под ноги
Ноты музыкальных произведений
- Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,2);
- Гаммы, арпеджио, аккорды (C — dur, a — moll);
- Карл Черни, этюд.
Ожидаемый результат. Учащаяся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент
Вступительное слово. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1 мин.
Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:
- формирование двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений;
- организация навыка игры по нотам;
- воспитание музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.
Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.
2. Основная часть урока — 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса — 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 4 мин.
в) Игра упражнений и гамм — 7 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.
3. Усвоение материала — 5 мин.
4. Заключительная часть
Домашнее задание — 4 мин.
Рефлексия. Подведение итогов — 2 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- наглядный (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач)
- творческий (решение пианистических и художественных задач)
- показательный (игра выученного нотного текста)
- игровой метод
- метод самостоятельной работы ( побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе игры)
- метод анализа и синтеза (одобрение и поощрение успехов учащейся с целью стимуляции ее интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность)
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие, сообщение темы урока, психологический настрой учащейся постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Упражнения на освобождение тела обучающегося от зажимов (для кисти и пальцев, суставов, корпуса ( вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя, гаммообразные упражнения – аккорды, арпеджио)
Упражнения развивают активность пальцев, освобождают суставы, шею, корпус тела.
Приём работы: объяснительно-показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш.Ганона, Этюд стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C-dur, a-moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш.Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
— метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
— предложение преподавателя отшлифовать приём игры упражнений на крышке инструмента для углубления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
— рассмотрение проведённой работы,
— самокритика и критика исполнения,
— одобрение за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на точное подкладывание первого пальца : верный разворот руки, её собранность, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна точно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при регулярном закреплении навыка игры гамм и упражнений навык твердого исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы интенсивные, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Задача — исполнить аккорды торжественно, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Проигрывание в классе, как на сцене. Самоанализ исполнения этюда, замечания преподавателя.
Методы и приёмы работы: исполнение по крышке инструмента цепкими пальцами в сдержанном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают.
Если есть ритмические неточности (например:
а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую долю, причина — непонимание обучающимся длины временного звучания длительности нот;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина — слабость 1 и 5 пальцев руки, неверное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;
в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе не выполняется при выполнении домашнего задания).
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу, необходимо выучить нотный текст.
Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами (особенно над левой рукой- придать игре особое значение ритмическим акцентам, уколам и мимолетным подчеркиваниям до темпераментных и властных ударений, стараться избегать рыхлости пальцев), игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Учащаяся при такой работе находит подходящие для исполнения движения рук и корпуса, удобную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающаяся опробовала их на практике, находила свои позиции в игре, включала внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть пока медленный, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз должна отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, отрывки, выучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающаяся сама может выразить для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Приемы и методы работы:
— метод проверки за исполнением,
— предложение проработать приём игры staccato на крышке инструмента для обострения звучности и выравнивания звуков,
— анализ проведённой работы,
— полезная самокритика и критика исполнения,
— одобрение за достойные моменты исполнения пьесы.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш.Ганона (№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К.Черни.
3. Пьеса. Проработать прием staccato в левой руке, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части.
3. Заключительная часть
Рефлексия
Разговор с обучающейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить.
Методическая литература
- Корыхалова Н. «Играем гаммы» — М.: «Музыка». 1995.
- Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» — М.: 1993.
Нотная литература
- А.Николаева «Школа игры на фортепиано».
- К.Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821.
- Ш.Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002.
Источник