Конспекты открытых уроков по классу фортепиано

План -конспект открытого урока «Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ»
учебно-методический материал (5 класс)

Работа над техникой в старших классах ДШИ

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_tehnikoy_v_starshih_klassah_dmsh.docx 30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально — хоровая школа имени Г.Струве»

План – конспект открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающимся 5 класса отделения специального фортепиано

Тема урока: «Работа над развитием техники в старших классах специального фортепиано».

Выполнила: Королева Ольга Алексеевна

Преподаватель фортепианного отделения

Железногорск 2020 г.

Тема урока: «Работа над развитием техники в старших классах специального фортепиано».

Цель урока: овладение различными приемами игры для успешного технического развития. Формирование эмоционального и осмысленного отношения к музыке.

-обучающие: освоение исполнительских навыков игры на фортепиано; умение использовать различный арсенал приемов игры; продемонстрировать упражнения на развитие пальцевой беглости.

— развивающие : развитие технических навыков исполнительства; развитие образного мышления, эмоциональной сферы личности; развивать внимание и слуховой контроль в процессе выполнения заданий.

— воспитательные : воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания; пробуждение интереса к техническим произведениям; прививать упорство в достижении результата.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Форма урока: ин дивидуальная.

— технология личностно-ориентированного обучения

— технология индивидуального обучения

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (использование иллюстративного материала, показ преподавателя)
  • Тактильный метод

Оборудование: фортепиано, подставка на сидение, нотный материал, компьютер.

Репертуарный план урока:

1.Гамма Ми — мажор

3.Р.Шуман «Фантастический танец »

2. Вступительное слово.

II. Основной этап:

  1. Работа над гаммой.
  2. Работа над произведениями.

III. Заключительный этап.

I. Вступление . Исполнительская техника – комплекс средств , необходимых для воплощения художественного образа.

В своей работе «Индивидуальная фортепианная техника Мартинсен выводит 3 типа техники: 1) классический , связанный с именем Бюлова – характеризуется тщательной отделкой деталей, независимостью, ровностью каждого пальца, минимум педали, оркестровых эффектов, строгость текста.2) романтический — представлен Рубинштейном. Характеризуется симфонической, импровизационной трактовкой. В ее основе лежит подушечная «поющая» игра весом всей руки, небрежность к мелкой технике.3 ) экспрессионистский — связан с именем Буззони. Это синтез первых двух. Открывает краски, регистры, позиционную игру, избегается подкладывание первого пальца, пассажи и гаммы членятся на крупный комплекс.

Все три типа в чистом виде встречаются очень редко. Задача педагога состоит в том, чтобы найти для данного смешанного типа соответствующую технику. Главное — техника должна быть связана с характером исполнения, музыкальным образом. Нужно развивать звуковые представления, которые рождают технику определенного плана. Идеально – если исполнителю есть что сказать, и есть чем сказать.

«Для пианиста должна быть ясна суть трудностей, способ ее выработки. Нужно уловить причину, должно быть намерение, иначе бесполезно ждать результата, который зависит не столько от количества труда, сколько от его качества. » — писал Иосиф Гофман.

Говоря о развитии технических навыков у обучающихся, имеется ввиду сумма знаний и умений, приемов игры на инструменте, при помощи которых ученик добивается нужного результата, так как техника заключается не только в пальцах, техника сосредоточена в мозгу .

  1. Основная часть. Я приглашаю ученика 5 класса Речкунова Арсения. Арсений достаточно способен, музыкален, технически подкован.

Играем гамму Ми-мажор. На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста. Арсений исполняет гамму достаточно бегло, четко, синхронно, но не ровно. Сложность состоит в подкладывании 1 пальца и перекладывании 2. 1 п. должен быть активен, гибок, приготовлен. Подкладывание должно быть спокойным, палец должен стоять и не быть причиной вертикального движения. Обращаю внимание на второй палец. Он должен опускаться в клавиатуру очень точно, без замахов и без нового движения.

Еще одна проблема- это позиционная игра. Необходимо выровнять звук в каждой позиции. Учить аппликатуру удобно, говоря себе 3 п., 4 п. Для достижения синхронности мыслить по левой руке при движении вверх, необходимо сделать ее ведущей, диктующей темп. Вниз — ведущая правая рука. Для более цепкой игры Арсений исполняет гамму приемом «стаккато». Этот прием обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчетливому исполнению каждого звука.

При игре аккордов необходимо следить, чтобы они исполнялись крупными мышцами, точными, цепкими пальцами. Аккорд должен звучать оперто, стройно, в смысле мелодического голоса. Обращаю внимание ученика на работу пятых пальцев, так как они не добирают звук. Для этого необходимо нужный палец чуть вытянуть и зафиксировать для большей опертости. Аккордовую последовательность нужно слышать как мелодическую линию с динамическим развитием: группируем по 4, вверх крещендо, вниз диминуэндо.

Короткое арпеджио исполняется собирая руку, через низ к пятому пальцу, то есть круговым движением. У Арсения пропадает «раз», поэтому прошу его сделать замах первым пальцем и поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой, контролируя движение кисти. Так необходимо заниматься до тех пор, пока движение не будет доведено до автоматизма. Еще прошу поиграть таким ритмическим рисунком – ти- ти та та.

В длинных арпеджио проблема в подкладывании 1 пальца и перекладывании 2. Необходимо делать упор на 2 палец с поворотом кисти. При движении вниз направлять движение к 1 пальцу. Прошу Арсения не дергать запястьем, не крутить локтем, мыслить позициями, то есть собрать в аккорд. Объясняю, что позиция-это такое положение руки, когда все клавиши отрезка играют без поворота и переноса пальцев. Полезно поучить длинные арпеджио аккордами по 4 звука, к сожалению у Арсения небольшой размер игрового аппарата и этот прием мы применить не можем пока. Хроматическая гамма развивает гибкость 1п., силу и ловкость 2п. Прошу Арсения исполнять ее как основную, следя за положением пальцев, динамическим развитием, группируя по шесть, хотя не исключена группировка по 3, 4,12.Мы остановились на группировке по шесть и для удобства придумали предложения – « Я играю гамму » или « Обожаю гамму ».

Работа над произведениями . К.Черни «Этюд» соч.299 №4 (До-мажор). Карл Черни — известный австрийский композитор, который родился в семье музыканта. Его отец был его первым педагогом и уже в семь лет будущий композитор владел достаточно обширным репертуаром, включающим в себя сочинения Гайдна, Моцарта, Клементи. Когда великий Бетховен услышал сольное выступление мальчика, то предложил с ним заниматься и впоследствии очень высоко отзывался о таланте своего ученика. Но несмотря на успешную исполнительскую деятельность, Черни полностью отдался композиции и педагогике. Самым ярким его учеником был Ф. Лист. Творческое наследие композитора многогранно. Однако особо следует выделить его сборники этюдов. Это настоящий фундамент в последовательном овладении техническими навыками. Данный этюд — это подготовительное упражнение для изучения мордента. Главное требование, предъявляемое к ученику при разучивании этюда был граммотный разбор текста (точное воспроизведение нотной записи, ритмических фигур, аппликатуры, понимание фразировки). Сложность исполнения заключается в хорошем туше в партии правой руки, свободе исполнения шестнадцатых фигураций в темпе Presto.

Для достижения качественного звучания и хорошего темпа мы используем несколько приемов работы. При исполнении Арсений «выпячивает» последнюю ноту в начальных фигурациях. Обращаю его внимание на то, что опора, сильная доля, идет в левой руке, а в правой пассажи шестнадцатых-на последнюю ноту не присаживаемся, а снимаем легко, как бы на выдохе, и в момент паузы рука должна освободиться. Необходимо подчеркнуть роль кончиков пальцев, ни в коем случае не ударяющих и толкающих, а берущих и извлекающих, но при этом всегда живых и активных. В такте 8, 15, где меняется направление движения пассажей, следует ощущать микроцезуры, необходимые для отдыха руки. Для достижения необходимой активности пальцев используем такой прием: 2 ноты играем медленно +4 быстро, 4 быстро + 2 медленно. Остановки делаем на первых звуках каждой группы шестнадцатых или каждого такта. Это помогает сохранить координацию в движениях рук. Для выравнивания данного пассажа можно применить еще и такой прием: чередование быстрых и медленных групп (6 звуков медленно – 6 быстро).

И, конечно самый банальный способ — проучивать этюд в умеренном темпе громким, четким звуком, используя штрих staccato или portamento. Причем staccato –пальцевое , при котором палец делает не два движения (вниз и вверх), а одно-к себе, по касательной, задевая клавишу, как бы щипая струну.

Напоминаю правила звукоизвлечения аккордов. В данном этюде их необходимо исполнять ритмически точно, не передерживая, переходя к следующему без лишних движений руки в воздухе. Лишние движения — неряшливость в игре. Аккорды в 3 части должны исполняться на f глубоким, певучим звуком, всей рукой от плеча.

Обращаем внимание на динамику.

Предлагаю Арсению посмотреть видеозапись с исполнением данного этюда.

Роберт Шуман. «Фантастический танец». Из цикла «Листки из альбома». 20 фортепианных пьес.Op.124., 1832-1845.

Ученику предлагается рассказать о своих ассоциациях исполняемой музыки, в каком жанре написано произведение.

Фантастика — жанр в искусстве, с элементами необычного , нарушением границ реальности, принятых условностей. Танец — это вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец очень часто связан с музыкой, эмоционально — образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Прошу Арсения исполнить пьесу цельно, уверенно наизусть. Композитор использует темп sehr rasch (очень скоро) , для того, чтобы наиболее полно передать фантастические образы. И, в совокупности с мелкими длительностями, это создает определенные технические трудности. При исполнении данного произведения необходимо развивать внутреннюю пульсацию. Для этого необходимо в основной части партию правой руки собрать в аккорды и проучивать таким образом (такт 5-13). При этом переход из одного аккорда в другой должен быть плавным, «без толчков». Партия левой руки- мелодическое начало, а функция аккомпанемента отдана в партию правой руки, поэтому необходимо добиваться независимой работы одной руки от другой. Таким образом мы развиваем координацию. Партию левой руки необходимо учить в медленном темпе, крепкими, хорошо вытянутыми пальцами. Обращаем внимание на интонацию и динамические оттенки. В 5 и 9 тактах при исполнении нисходящего движения вниз аккуратно предслышим этот момент, чтобы не упасть в слабую долю.

Вступление должно звучать цельно,напористо,группируем по шесть шестнадцатые ноты и стремимся к 4 такту. Перый раз исполняем ярко на forte ,затем на mp. Для того,чтобы понять замысел композитора, необходимо вчитываться в фактуру построения, принципы гармонизации, ладо-тональные и интонационные отношения. В завершении урока предлагаю посмотреть и послушать видеозапись произведения «Полет шмеля» в стиле буги- вуги, в исполнении В. Либераче.

Гамма Ми- мажор — работать над всеми видами, как на уроке. К.Черни « Этюд »- Р. Шуман «Фантастический танец» -отточить координацию и независимость движений: активность и упругость пальцев правой руки, выразительное пение восьмых в левой руке, единый ритмический пульс пьесы. Ощущать эмоциональную окраску содержания.

1. Арсений, ты понял, что техника не должна быть оторвана от звучания и звукоизвлечения?

2. Скажи, какие у тебя возникли трудности?

3. Как ты считаешь, ты достиг цели, произведения зазвучали интереснее?

4.Тебе понравилось игра В. Либераче?

Позанимавшись над гаммами, пройдя произведения с различными техническими задачами, учащийся освоил много пианистических приемов. Работа над техникой должна вестись постоянно и стать систематической, несмотря на то, что это требует большого терпения как педагога, так и учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по немецкому языку „Heutige Jugendliche und ihre Probleme“.

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме»Второстепенные члены предложения» полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе «В» ГБОУ СОШ №1368Тема урока «Мой дом»Грамматическая тема «Оборот There is/there ara»Учитель Гвоздецкая Р. М.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” — 5-6 кл. UNIT 9. Учитель — Багдасарян Сусанна Гео.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” — 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель — Багдасарян Сусанна.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” — 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель — Багдасарян Сусанна Г.

Цели:Образовательные:совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита, подбор мяча;совершенствов.

Источник

План — конспект открытого урока по фортепиано по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке по теме

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_fortepiano_.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения

Выполнила: Ильина Ирина Ивановна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары

« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

— закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:

— воспитывать любовь к музыке,

— воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук

Применение педагогических технологий :

— развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

— рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

— разучивание музыкальных произведений;

— работа над гаммой

Репертуарный план урока :

1. Гамма До мажор

2.М. Крутицкий «Зима»

3. К. Рейнеке «Скерцино»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке — с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

6. Домашнее задание

1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

— Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3 . Работа с музыкальным материалом .

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: М. Крутицкий «Зима»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Грустный, взволнованный немного .

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица:: Холодную зиму, темный лес.

Педагог : А какая природа зимой?

Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…

Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…

Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.

Посмотреть слайды с изображением зимы.

Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот

Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?

Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:

Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.

Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.

Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?

Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?

Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.

Исполнение пьесы ученицей.

Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?

Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.

4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

— Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»

-Придумать слова к «Зиме»

— Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз.

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).

Учебное занятие проводится по ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», раздел 1 класс.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Гитара изгиб гитары желтой по струнам
Оцените статью