Конструкция гитары акустической гитары

Содержание
  1. Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
  2. Строение гитары. Общая информация
  3. Схема строения гитары
  4. Корпус
  5. Нижняя дека
  6. Верхняя дека
  7. Вырез (катавей)
  8. Подставка (бридж)
  9. Канты
  10. Стреплок
  11. Обечайка
  12. Нижний порожек
  13. Розетка
  14. Резонаторное отверстие
  15. Колышки для крепления струн
  16. Накладка (гольпеадор)
  17. Накладка на гриф
  18. Ладовые порожки
  19. Голова грифа
  20. Накладка на голову грифа
  21. Гребень головы
  22. Колковая механика
  23. Валики колковой механики на классической гитаре
  24. Пятка
  25. Накладка на пятку
  26. Струны
  27. Верхний порожек
  28. Маркеры ладов
  29. Внутренняя часть
  30. Система пружин
  31. Анкерный стержень
  32. Гайка для регулировки анкера
  33. Предусилитель
  34. Звукосниматель
  35. Разъем типа «Джек»
  36. Изучаем акустическую гитару
  37. Форма корпуса
  38. Внутренние пружины
  39. Металлические и нейлоновые струны
  40. Гибридные наборы нейлоновых струн
  41. Декор
  42. Звукосниматель и усилитель
  43. В заключение

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Читайте также:  Что проще гармонь или гитара

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Изучаем акустическую гитару

Следование принципу «от простого к сложному, от частного к целому» редко подводит нас в жизни и неизменно повышает наш профессионализм в любимом деле. Поэтому, поняв принцип работы отдельных элементов гитары, мы начнем значительно лучше ориентироваться в существующем на сегодняшний день модельном разнообразии. Итак, разберемся в тонкостях функционирования составных частей гитары.

Сперва необходимо понять, что являет собой корпус акустической гитары. По сути, это естественный резонатор для колеблющихся струн. Вибрируя, струны передают энергию корпусу гитары, тоже начинающему колебаться – так рождается звук. Натяжение каждой отдельной струны зависит от ее настройки на необходимую ноту с прижатием на конкретном ладу. При извлечении музыкантом нужной ему ноты, колебательная энергия, заключенная в струнном отрезке, передается на верхнюю деку инструмента посредством нижнего порожка и струнодержателя. Верхняя дека колеблется совместно с нижней декой и обечайками. Произведенный таким образом звук устремляется из корпуса наружу сквозь круглое отверстие в верхней деке.

Форма корпуса

От конфигурации корпуса гитары будет зависеть и ее звучание. Формы могут встречаться довольно разнообразные – в зависимости от креатива мастера, изготовившего ту или иную модель. Впрочем, можно выделить три главных пункта, напрямую влияющих на звучание акустического инструмента:

  1. Форма и размер;
  2. Тип использованной древесины (существенно влияет на звуковую окраску);
  3. Устройство внутренних пружин, контролирующих движение верхней и нижней дек, а также обечаек.

Внутренние пружины

Назначение внутренних пружин – укрепить деки и обечайки, одновременно противоборствуя естественно возникающему струнному натяжению, благодаря чему обеспечивается оптимальное звучание. Пружины размещаются в зависимости от геометрических особенностей корпуса и типа древесины, использованной при производстве акустической гитары.

Металлические и нейлоновые струны

Каковы различия между данными видами струн?

Не беря в расчет материал, из которого изготовлены струны, разница откроется музыканту как в звучании, так и в чувственном восприятии во время игры. Для инструмента с металлическими струнами характерно усиленное натяжение струн вкупе с ярким звучанием с повышенной громкостью и сустейном. Струнам из нейлона, напротив, присущи меньшее натяжение, а также относительно тихое и менее продолжительное звучание извлеченной ноты.

Какое же отдать предпочтение начинающим любителям игры на гитаре?

Советы учителей разнятся. Некоторые специалисты рекомендуют начать с нейлоновых изделий, поскольку новичку с незнающими мозолей пальцами будет легче их зажимать. Однако не стоит упускать из внимания ширину грифа и прочие характеристики профиля гитары. Например, на многих классических инструментах с нейлоновыми струнами игра аккордами из-за широкого грифа способна превратиться в затруднительную задачу для неопытного гитариста. В то же время качественно выполненная гитара с металлическими струнами может быть отрегулирована под стать новичку: профиль грифа такой гитары, как «Taylor», не вызовет никаких неудобств при построении и взятии аккордов у начинающих.

Но раз уж даже профи в данном вопросе не приходят к единому мнению – видимо, струны все-таки стоит выбирать исходя из индивидуальных звуковых предпочтений, а также отталкиваясь от стиля, в котором вы планируете исполнять свою музыку.

Гибридные наборы нейлоновых струн

Существующий на сегодняшний день рынок музыкальных инструментов представляет на ваш выбор огромный ассортимент кроссоверов или гибридных гитар со струнами из нейлонового материала, звучащих в виде своеобразной помеси нейлоновых тональных обертонов с металлическими призвуками. Эти инструменты отличает наличие узкого грифа, а также выреза и встроенной электроники. Наибольший отклик они находят у начинающих музыкантов (либо гитаристов, вследствие субъективного выбора пристрастившихся к использованию металлических струн).

Возможно ли использование нейлоновых и металлических струн на одном и том же инструменте?

Скажем прямо, это крайне нежелательно. Конструкции гитар разных типов имеют свои особенности. Это касается и устройства внутренних пружин. По сравнению с металлическими струнами, нейлоновые изделия отличаются меньшим натяжением, а значит, музыкальному инструменту с нейлоновыми струнами характерна облегченная система пружин. Установив нейлоновые струны на акустику, рассчитанную на металлические изделия, мы гарантированно убедимся: струнам не хватает натяжения для «раскачки» верхней деки и получения качественного звучания. Вдобавок, несоответствующее данному виду струн расположение нижнего порожка приведет к неточности строя.

В обратной ситуации (применение металлических изделий на акустике, рассчитанной на нейлон) мы столкнемся с фактором чрезмерного натяжения. Как следствие, возникает угроза выхода музыкального инструмента из строя.

Декор

Элементы декора гитары – это отражение эстетических взглядов производителя, которые вы добровольно перенимаете, становясь обладателем инструмента. Все, даже самые мельчайшие косметические детали, от текстуры древесины до декоративных вставок, наклеек, накладок и прочих элементов, рассчитанных на визуальный эффект, делают ваш инструмент еще более привлекательным и неповторимым.

Если вы подбираете инструмент исключительно по звучанию, то можете смело выкинуть из головы все эти легкомысленные «финтифлюшки». Однако стоит признать, все же для большинства из нас эстетическая сторона вопроса не менее важна. Внешний вид инструмента не только призван привлекать к себе внимание, но и является органичным продолжением тех эмоций и ощущений, которые он дарит слушателям своей музыкой.

Отделка гитары может быть самой простой, а может буквально поражать изобилием и роскошью наворотов. Кому импонирует винтажное впечатление от вида акустической гитары – верхняя дека, отделанная в образе «санберст», станет метким решением. Вам больше по вкусу органичная эстетика? Тогда можно установить маркировку на гитарном грифе и окантовать корпус. Прельщает буйство красок – поэкспериментируйте с абалоновыми вставками. А вдруг одной из этих опций как раз столь «мучительно» не хватало вашему творческому восприятию?

Звукосниматель и усилитель

Если в ваши планы входит подключение инструмента к усилителю, вам понадобится встроенный звукосниматель.

Сегодня использование встроенных звукоснимателей стало для многих любителей игры на гитаре привычным делом. Подключившись к усилку или акустической системе, музыкант имеет возможность получить настоящее удовольствие от качественно усиленного акустического звучания, а слушатели, расположенные на удалении, намного легче подметят нюансы талантливой игры. Помимо этого, звукосниматель используется для подключения к звуковой карте с целью записи звука. Он меньше и гораздо удобнее по сравнению с микрофоном с внешним расположением.

3 главных приоритета при использовании звукоснимателя:

1. Музыкант сам управляет своим звуком

У некоторых моделей акустических гитар, «подружившихся» с электроникой, имеются специальные устройства, регулирующие громкость и тембр. Экспериментируя с низкими, средними и высокими частотами звука инструмента, подключенного к усилку, гитарист получает обширный спектр возможностей для воплощения в жизнь самых прекрасных и ярких идей своего репертуара.

2. В угоду фантазии музыкант легко насыщает звук различными эффектами

Подобная возможность значительно расширяет музыкальную палитру исполнителя и вдохновляет на новаторство. Впрочем, не стоит чересчур увлекаться мощными эффектами – оставьте эту прерогативу электрогитаре!

3. Участвуя в джем-сейшенах с другими исполнителями, гитарист без проблем управляет громкостью своего инструмента

Возьмем в качестве примера совместную импровизацию гитариста и музыканта, играющего на мандолине. Как известно, акустическая громкость мандолины больше. Однако, подключив оба инструмента к усилку, можно без особых трудностей отрегулировать их громкость, добившись чистого и сбалансированного звучания.

В заключение

Если вы все еще выбираете подходящий для себя инструмент, возьмите на вооружение простую формулу, напоминающую о важности трех основных слагаемых успеха для гитариста:

Ваши музыкальные способности + Форма корпуса + Дерево = Ваш звук гитары

На наш взгляд, именно эти три составляющие в наибольшей степени влияют на гитарное звучание. И как видите, на первое место мы поставили исполнительское мастерство гитариста. Ведь насколько бы хорошей ни была гитара, только стиль музыканта подарит звучанию подлинную красоту и самобытность!

Источник

Оцените статью