- Расположение нот на грифе
- Опубликовано Роман в 05.04.2019 05.04.2019
- УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС БАЛАЛАЙКИ – КОНТРАБАС»
- Traditional Russian costumes for children and adults for sale
- Black cats dressed in Russian folk costumes with balalaikas
- The Balalaika Tutorial online
- The full list of Balalaika Lessons
- Free sample from The Balalaika Tutorial online
- Premium Membership area
- Balalaika players, ensembles and virtuosos
- Used domra for sale in Philadelphia, PA, Pennsylvania, USA.$400
Расположение нот на грифе
Опубликовано Роман в 05.04.2019 05.04.2019
Данная статья/урок предназначена для тех, кто только начинает свое знакомство с инструментом.
На создание статьи/урока меня подтолкнули поисковые запросы пользователей. И один из самых частых звучит так:
Расположение нот на грифе балалайки
Давайте начнем с того, что разберемся со строем балалайки: Первая струна на балалайке — Ля первой октавы, вторая и третья – Ми первой октавы. То есть на балалайке две одинаковых струны.
Если вы еще не знакомы с нотной грамотой, то по ссылке можете перейти и почитать: Нотная грамота, ритм и метр. В данном статье/уроке мы не будем заострять на неё внимание.
На грифе расположены лады, которые в свою очередь, если переводить в нотную грамоту, образуют полутон между собой: т.е. между ладами пол тона.
Теперь, зная строение мажорной* и минорной** гамм, мы легко сможем определить на каком ладу какая нота расположена.
*Мажорная гамма, строение: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
**Минорная гамма строение: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Гаммы без знаков: До мажор и Ля минор. Но нас с вами интересует непосредственно гамма Ля минор, так как нота Ля открытая струна, которая не требует поиска.
Ля минор — Ля открытая первая струна, следующая нота Си и между ними Тон, а это значит, что на грифе она расположена на 2 ладу, так как между ладами пол тона. В минорной гамме между второй и третьей нотой полутон, соответственно на грифе нота До располагается на 3 ладу. Далее тон — Ре находится на 5 ладу, Ми — на 7 ладу, так как снова тон, а вот Фа на 8 ладу, ведь между Ми и Фа согласно строению минорной гаммы пол тона, ну и завершает все ноты Соль на 10 ладу и Ля на 12 ладу, так как последние две ноты отстают от предыдущих ровно на тон. И дальше мы продолжаем высчитывать согласно выше написанному. Как видите, все абсолютно просто.
Но это первая струна, а как же быть со второй и третьей?
На самом деле, отгадка у вас уже в руках! Мы знаем, что между чистой (без диеза и бемоля) нотой ми и фа пол тона, а значит Фа на второй и третьей струне располагается на 1 ладу, дальше по аналогии высчитываем и понимаем, что: Соль — на 3 ладу, Ля — на 5 ладу, Си — на 7 ладу, До — на 8 ладу, Ре — на 10 ладу, Ми — на 12 ладу, и так далее.
Для более лучшего понимания и визуализации прикрепляю картинку ниже (здесь уже с диезами и бемолями):
Надеюсь, что данный урок/статья поможет вам в понимании и дальнейшем обучении на этом замечательном инструменте.
Пишите в комментариях свои мысли и идеи для новых статей/уроков или задавайте вопросы, если таковые остались. А также делитесь в социальных сетях, если прочитанное вам понравилось.
Источник
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС БАЛАЛАЙКИ – КОНТРАБАС»
В. А. Аверин – лауреат всероссийских конкурсов, заслуженный артист РФ, профессор Красноярской государственной академии музыки и театра;
Ю.В. Морозко – дипломант Международных фестивалей, заведующий ПЦК отделения инструментов народного оркестра Томского областного музыкального училища имени Э.В. Денисова;
Б. В. Семичов – лауреат Международных фестивалей, руководитель и солист Томского инструментального ансамбля.
Горбачев А.А. – лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, заведующий кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных
Цыганков А.А. – Народный артист РФ, солист Государственного академического оркестра русских народных инструментов имени Н.П.Осипова, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных
Янковская Е.П. – профессор кафедры народных инструментов Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки
Traditional Russian costumes for children and adults for sale
Балалайка-контрабас – один из шести видов балалайки, разработанный В.В.Андреевым совместно с Ф.Пасербским и введенный в 1887-1888 годах в организованный им балалаечный ансамбль, а несколько позже – в Великорусский оркестр. Основной функцией балалайки-контрабас (наряду с балалайкой бас) в ансамбле и оркестре было утверждение гармонической и ритмической опоры с редкими элементами озвучивания мелодической фигурации. Эту же функцию балалайка контрабас несет и в современном русском народном оркестре. Но очевиден факт, что роль контрабаса в оркестре в последнее время значительно расширилась благодаря сочинениям современных авторов и современным инструментовкам и аранжировкам. Результат – актуализировалась проблема обучения, в том числе и оркестровых музыкантов.
Black cats dressed in Russian folk costumes with balalaikas
Russian folk costume designer Svetlana Gavrilova has made a set of black cats dressed in Russian costumes with balalaikas. To view all photos you may need to join Balalaika Group on Google Network .
В ансамблевом исполнительстве значение инструмента возросло еще сильнее: контрабасист стал полноправным солистом, выполняющим не только ансамблевые задачи, но представляющим значительные возможности инструмента в сольных и мелодических и виртуозных разделах произведений. Ярким примером тому может служить роль контрабасистов в известных российских ансамблях: «Скиф» (Астрахань), «Терем-квартет» (Санкт-Петербург), ансамбль Н. П. Будашкина (Чита) и др. Имеются отдельные факторы сольного музицирования, как, например, концертные выступления заслуженного артиста России Л.Соболева (Государственный ансамбль «Россия»). Для этого же музыканта некоторые российские композиторы написали оригинальные сочинения (П. Барчунов Концерт для балалайки контрабас с оркестром русских народных инструментов).
В 80-90-ых годах XX века возникла потребность в профессиональных музыкантах – исполнителях на, так называемых, оркестровых инструментах низкого тембра. И если по такой специализации, как домра альт, обучение в системе музыкального образования стала производиться в полной мере и повсеместно, то по другим инструментам обучение либо вообще не проводится, либо имеются единичные случаи подготовки и выпуска. Например, исполнителей на балалайке-контрабас в Московском государственном институте культуры, Красноярской государственной академии музыки и театра, Томском музыкальном училище им. Э.В.Денисова. Обучение игре на контрабасе проводится, главным образом, на практической основе, так как регламентирующей и методической литературы по данной области нет. Исключение составляют технические описания первоначальных навыков игры в таких пособиях, как: «Начальное обучение на балалайке» Г. Андрюшенкова, «Современный русский народный оркестр» В. Чунина, труды 30-50-х годов XX века А. Илюхина, Н. Речменского, Алексеева и др. Отсутствуют программы для средних и высших учебных заведений искусств.
Настоящий проект программы является попыткой составителей методически осмыслить практический опыт работы в Красноярской государственной академии музыки и театра (В.А.Аверин) и Томском областном музыкальном училище (Б.В.Семичов, Ю.В.Морозко).
В качестве основы для составления программы взяты инструктивные и методические работы для средне-специальных и высших учебных заведений, прежде всего, типовые и рабочие программы по балалайке А.Б.Шалова (Ленинград,1985), Е.Г.Блинова (Екатеринбург, 1993), В.Б.Болдырева (Москва, 2000), А.А.Горбачева (Тамбов, 2003).
Предлагаемая программа строится в соответствии со стандартными требованиями к рабочим программам, с включением отдельных разделов, связанных со спецификой игры на контрабасе. Так, например, введены в качестве приложений цикл упражнений и методическая записка, раскрывающая некоторые вопросы постановки игрового аппарата, освоения приемов звукоизвлечения, а также объясняющая конструкцию и правила настройки инструмента, выбор и изготовления медиатора.
Естественно, репертуарный список рекомендуемых произведений представлен в ограниченном количестве, особенно в части оригинальных сочинений (отсутствия нотных изданий и из-за малого количества сочинений для инструмента). Кроме того, большинство предлагаемых произведений требуют некоторой адаптации (переложения) для исполнения на балалайке-контрабас. Отсюда задача каждого преподавателя, которому предстоит вести класс балалайки-контрабас – постоянно расширять репертуар за счет собственных переложений, а также активно сотрудничать в данной области с профессиональными композиторами с целью создания оригинального репертуара. Составители просят замечания и предложения по улучшению программы направлять по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Ленина,22, Академия музыки и театра, Аверину В.А.
Предмет «Специальный класс балалайки-контрабаса» в средне-специальных учебных заведениях по специальности № 0501 «Инструментальное исполнительство», специализации № 0501.04 «Инструменты народного оркестра» призван являться составной частью профессиональной подготовки учащихся. Данный предмет предусматривает развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности выпускника.
Курс имеет цель подготовить исполнителя и преподавателя со средним специальным образованием, способного самостоятельно и творчески решать художественно-технические задачи в исполнительстве на балалайке-контрабас в инструментальном коллективе малого или большого состава. Кроме этого – преподавать в классе контрабаса начального и среднего звена обучения (в среднем – при условии получения профессионального высшего образования). Программа рассчитана на учащихся, получивших музыкальное образование (ДМШ, ДШИ) или наиболее одаренных участников художественной самодеятельности имеющих физиологические возможности игры на крупном инструменте.
Курс предусматривает четырехгодичный срок обучения – 432 учебных часа (по 108 часов на каждый учебный год).
Для поступления в музыкальное училище абитуриенту необходимо следующие музыкальные данные:
— хороший музыкальный слух, ритм, память;
— подходящий для инструмента природный аппарат;
— элементарные знания в теории музыки.
Если абитуриент не проходил обучение игре на балалайке-контрабас ранее, то он должен исполнить программу из трех-четырех разнохарактерных произведений на том инструменте, на каком учился и окончил музыкальное учебное заведение.
За четыре года обучения учащийся должен выучить и представить на контрольные мероприятия не менее, чем:
— 2-3 произведения крупной формы (концерт, концертино, соната, сонатина, сюита, фантазия, рапсодия);
— 8-10 пьес, основанных на народных темах;
— 6-8 пьес виртуозного характера;
— 8-10 пьес кантиленного характера;
— 3-4 пьесы без сопровождения фортепиано.
Большое место в освоении учебного репертуара должна занять работа над инструктивным материалом – гаммами, упражнениями и этюдами. Изучение этюдов может иметь различные формы, в зависимости от их содержания и характера задач: этюды в подвижных темпах следует играть на память, а кантиленные этюды можно использовать как материал для ознакомления или читать с листа.
Преподаватель должен научить учащегося рационально распределять время самостоятельных занятий, в основе которого должны быть регулярность, режим работы за инструментом, максимальная активность, поиск самостоятельных решений технических и художественных задач. Поскольку игра на контрабасе связана с большой физической нагрузкой, необходимо внести в домашний режим учащегося ежедневную физическую зарядку с силовыми элементами (экспандер, гантели, скакалка) и обязательное активное занятие каким-либо видом спорта. На самостоятельные занятия учащийся должен предусмотреть не менее двух часов в день с обязательным чередованием 45-50 минут работы с инструментом с 15-20-минутным отдыхом.
С первых уроков учебного процесса в классе преподавателя необходимо уделять особое внимание:
правильному оснащению и настройке инструмента;
посадке учащегося;
положению инструмента при игре;
постановке левой и правой рук;
освоение и совершенствование основных приемов игры:
а)удары медиатором вниз и вверх;
б)переменные удары;
в)тремоло;
г)пиццикато большим пальцем и пиццикато указательным пальцем;
д)щипок средним пальцем;
е)переменный щипок указательным и средним пальцами;
ж)двойной щипок большим и указательным, большим и средним пальцами;
з)скольжение медиатором по двум-трем струнам вниз-вверх;
и)гитарный перебор;
к)вибрато левой рукой;
л)вертикальное глиссандо левой рукой;
м)горизонтальное глиссандо левой рукой;
н)флажолеты;
— правильное исполнение атаки звука:
а)при игре тремоло – мягкая, твердая, резкая;
б)при щепках или ударах медиатором – нажим, толчок, удар;
— освоение штрихов (при тремолировании: легато, нон-легато, деташе, маркато, сфорцандо, портато; при щипках или ударах медиатором: стаккато, спиккато, мартеле, маркато, деташе);
— развитие беглости пальцев левой руки;
— освоение позиций, смены позиций пальца, кисти, предплечья; соединение позиций; скачки, владение высокими позициями;
— изучение различных видов аппликатуры: горизонтальные, вертикальные, двойные ноты и т.д.;
— работа над мелизмами;
— освоение гамм и арпеджио;
— ритмическое воспитание;
— владение динамическими оттенками (pp, p, mp, mf, f, cresc., dim.);
— развитие навыков чтения с листа;
— работа над развитием памяти;
— воспитание сценической выдержки.
Для профессионального исполнительства, где бы оно не происходило – в сольном или коллективном музицировании, необходимо иметь заказной инструмент из высококачественной древесины ценных пород, отличного строя, с расширенным диапазоном ( до «ля» малой октавы).
Своим размером контрабас должен соответствовать росту и длине рук исполнителя (мастера изготавливают инструменты трёх размеров – малый, средний и большой). Корпус инструмента составляется из восьми-девяти клёпок – это оптимальное количество. При большем количестве клёпок корпус становиться более округлым и удалённым от деки: музыканту приходиться сильнее прогибать спину, что усиливает нагрузку на позвоночник , плотнее налегать на корпус, чтобы дотянуться пальцами левой руки до первой позиции на грифе, а правой рукой свободно осуществлять звукоизвлечение.
На деке желательно иметь панцирь (щиток) из твёрдого дерева как можно большего размера (вплоть до голосника). Своими краями панцирь приклеивается (а перед этим осаживается на шканты) к обечайкам корпуса и к пятке грифа и, как бы, висит над декой. Панцирь позволит, с одной стороны, увеличить диапазон за счёт врезания ( уже не в гриф, а в панцирь) дополнительных ладовых порожков, а с другой стороны, даст возможность опираться на него пальцами во время игры на грифе или перед голосником. Необходимо заметить, что большой панцирь, имея опору только на обечайку и пятку, будет вибрировать. Особенно учитывая вибрацию такого инструмента, как балалайка-контрабас. Подобная вибрация может вызывать стук панциря о деку. Кстати даже балалаечники — «примачи» с этим сталкиваются, а ведь площадь панциря на балалайке-приме значительно меньше. Здесь возникает проблема: из чего же делать панцирь на Б.к\б., и какой жесткостью и плотностью он должен обладать. Но это вопрос, который должны разрешить мастера-изготовители музыкальных инструментов.
Пятка грифа не должна быть излишне большой, иначе создаются неудобства во время игры в верхнем регистре.
Необходимое достоинство грифа – одинаковая толщина по всей длине, и он не должен покрываться лаком. Как бы это дорого не стоило, но гриф необходимо заказывать из ценных пород дерева – чёрного, эбенового, или, в крайнем случае, из карельской берёзы.
Ладовые порожки на грифе бывают медные или мельхиоровые (для мягкого звучания) и из нержавеющей стали, дающий более резкий, жёсткий звук. Выбор струн во многом зависит от качества ладовых порожков. Традиционные стальные струны с медной канителью в полной мере соответствуют тем задачам, которые ставятся перед оркестровыми контрабасистами. В ансамблевом и сольном музицировании роль балалайки-контрабас значительно усложнена. Шорох и «свист» при смене позиций из-за грубой обмотки струн становится серьёзной помехой качественному проведению своей партии. Поэтому некоторые исполнители ставят на инструменты струны от виолончели и смычкового контрабаса, которые, как известно, с плоской обмоткой.
Современные технологии представляют ещё более широкие возможности в поиске оптимальных струн (в частности, полиамидные мононити, плетёные лески и, конечно, проволока из металлических сплавов в пластиковой оболочке и т. д.)
Важную роль в звукоизвлечении на балалайке-контрабас играет медиатор, которых у исполнителя должно быть несколько – разных размеров и толщины, из различных материалов, с разными углами заточки. Современные композитные материалы (полиуретан, капролактам, мягкий углепластик и др.) позволяют создать долговечные, износоустойчивые медиаторы, с помощью которого можно извлечь звук различной окраски. Нельзя, при этом, пренебрегать традиционными материалами – кожей, твёрдым полиэтиленом, целлулоидом. Чем больше медиаторов, тем шире круг художественных возможностей музыканта.
Учащийся должен иметь в своем арсенале медиаторы из разных материалов (кожа, пластик, кость), разных размеров (малый, средний, большой) и с разными углами заточки (острый, средний, тупой, но все – овальной формы).
Медиаторы для балалайки-контрабас бывают различной формы: овальные, яйцевидные, прямоугольные, прямоугольные с овальным концом, яйцевидные с обрезанной верхушкой, лепестковидные. Размеры медиаторов так же варьируются; в ансамблевом и сольном исполнительстве лучше применять небольшие полиуретановые медиаторы овальной или яйцевидной формы, а в оркестровом музицировании, соответственно – прямоугольные, сделанные из кожи большего размера.
Учащийся садится на четверть сидения стула; левая нога выдвигается вперёд, а её ступня разворачивается влево, примерно, на 45 градусов; правая нога, в свою очередь, либо ставится с прямым углом в коленном суставе с небольшим разворотом вправо, либо несколько отводится под сидение стула (в зависимости от роста исполнителя). Спина должна быть прямой, а руки в свободном состоянии.
Балалайка-контрабас опирается на три точки: через штырь в пол, на правое бедро, на грудную клетку с правой стороны. Подъём правой ноги на носок регулирует устойчивость контрабаса в разных позициях игры и разных динамических оттенков за счёт перемещения центра тяжести вперёд и назад.
Правильность посадки проверяется следующим образом: учащийся садится, правильно устанавливает инструмент, свободно опускает руки. И если контрабас хорошо зафиксирован, учащийся сидит естественно, без прогибов в ту или иную сторону, то такая посадка является правильной, и учащийся готов к музицированию.
О постановке рук.
Постановка левой руки включает в себя элементы гитарной и домровой постановок. Элементы гитарной постановки используется для исполнения двойных нот и аккордов. В этом случае, большой палец упирается в гриф с внутренней стороны для увеличения растяжки между 1 и 4 пальцами, 1 и 2, 1 и 3, 2 и 4. Кроме этого большой палец, упираясь в гриф, фиксирует кисть для игры в одной позиции (например: однооктавная гамма C-dur на струне «ля» с переходом на струну «ре» и – обратно).
Домровая постановка – в виде обхвата грифа – используется при игре пассажей с частой сменой позиций, а также для игры в низких позициях, во время исполнения приёма «тремоло».
Не менее сложной является постановка правой руки. Здесь так же наблюдается два элемента использования руки: с медиатором и без него. Как правило, в оркестре контрабасист использует медиатор большого размера, чем в ансамбле или соло. Медиатор верхней частью пластины укладывается в выемку ладони с опорой на подушку большого пальца, а снизу прижимается двумя-тремя пальцами. Удары производятся кистевым дугообразным движением с подключением предплечья (в зависимости от динамических задач).
В ансамблевом и сольном исполнительстве медиатор меньшего размера удерживается следующим образом: указательный палец сгибается в средней и ногтевой фалангах, образуя букву «Г» в зеркальном отражении. Медиатор кладется на согнутый таким образом указательный палец, и верхняя, «не рабочая» сторона медиатора упирается в боковину подушки большой фаланги указательного пальца. Большой палец прижимает медиатор сверху, создавая единый и плотный игровой комплекс. Учащийся не должен создавать «мёртвый узел» пальцев с медиатором: усилие для закрепления медиатора в пальцах должно быть естественным без излишней напряженности. Прочность комплекса регулируется давлением или ослаблением давления большого пальца на пластину медиатора.
Для исполнения щипка большим пальцем остальные пальцы упираются под углом в деку, а большой палец за счёт сгибателя и небольшого движения запястья зацепляет струну параллельно к деке или с небольшим углом к ней (но не вверх от деки!). При щипке указательным или средним пальцами большой палец или подкладывается под струну «ми», или опирается на деку, а указательный (средний) палец щиплет струну вверх по направлению к соседней струне (с небольшим углом к деке).
На первых уроках не следует щипки производить громко: кожа подушечки ногтевой фаланги должна привыкнуть к «грубому» контакту с канителью струны, «обмазолиться». По этому время, посвящённое освоению этого приёма, должно увеличиваться постепенно, с обязательными перерывами.
Приёмы игры на контрабасе классифицируются следующим образом:
1. Удар медиатором вниз кистевой; предплечьем.
2. Удар медиатором вверх кистевой; предплечьем.
3. Переменные удары медиатором кистевые; предплечьем.
4. Тремоло (trem.).
5. Щипок (pizzicato).
щипок большим пальцем
щипок указательным пальцем
щипок средним пальцем
двойной щипок: большим и указательным пальцами
двойной щипок большим и средним пальцами
6. Гитарный перебор по трём струнам
7. Скольжение медиатором по струнам
8. Исполнение двойных нот одновременно медиатором и средним пальцем.
9. Флажолеты:
натуральные, искусственные, двойные, тремоло.
10. Приёмы игры пальцами левой руки: удар, сдёргивание, флажолеты,
11. Вибрато.
12. Глиссандо.
Для графического отображения вышеперечисленных приемов может использоваться в принципе любая из существующих систем, но на наш взгляд наиболее подходящая система обозначений приемов игры и звукоизвлечения употребляемая в современной литературе для домры.
Удары вниз или вверх осуществляются с помощью кругового движения кисти, когда в нижней точке «круга» происходит подцеп струны медиатором. Подцеп может быть «поверхностным», отчего звук будет лёгким и мягким, и «глубоким», благодаря чему окраска звука становится тяжёлой, массивной, более плотной. Таким же способом исполняются и двойные ноты, только диаметр «круга» в таком случае увеличивается.
Данный приём – один из самых сложных в контрабасовой технике, из-за отсутствия опоры у правой руки. Вместо опоры существует своеобразный «сторожок», который находится на внешней стороне безымянного пальца и мизинца. При прохождении «круга» этот «сторожок» слегка задевает ту или иную струну и посылает информацию в мозг, который, в свою очередь, определяет где (на какой струне) находится кисть. Этот сложный процесс требует долгих и специальных занятий, но он оправдывает себя. Звучание инструмента приобретает особые краски, которые невозможно извлечь другим способом.
Удары медиатором с участием предплечья выполняется гораздо легче. Кисть и предплечье фиксируются в прямом положении. Движение руки происходит сверху вниз благодаря плечевым мышцам. В это время медиатор жёстко ударяет по струне, не меняя своего положения в пальцах, после чего рука быстро возвращается в верхнюю позицию (или в нижнюю, если удар производится снизу). Такой приём звукоизвлечения необходим при игре forte и быстрых темпах.
Двойные ноты извлекаются таким же способом, лишь амплитуда движения руки регулируется исходя из динамических условий произведения. Следует заметить, что опора правой руки в данном приёме находится в месте опоры плеча на деку инструмента.
Переменные удары. При игре этим приёмом правая рука выполняет следующие действия: кисть с медиатором двигаются по траектории «полумесяца» или «восьмёрки»; струна ударяется в нижней точке траектории; предплечье следует за кистью пассивно, без особого напряжения; основная нагрузка ложится на точку опоры плеча на деку инструмента; дополнительной опорой является вышеупомянутый «сторожок» (на левой стороне подушечки большого пальца).
Переменные удары с подключением предплечья выполняются иначе: кисть и предплечье фиксируются в одном (прямом) положении, рука движется почти прямолинейно вверх и вниз; опоры – те же, что и при переменных ударах кистью.
Приём «переменные удары» позволяет производить звукоизвлечение достаточно мелких длительностей в относительно подвижных темпах. Заметим, что при исполнении переменных ударов (особенно предплечьем) подключается дельтовидная мышца; её задача – качественно улучшить удар вверх (выронить динамику звука по отношению к удару вниз). Не нужно бояться первых болевых ощущений в верхней части плеча в первоначальном процессе освоения приёма: они со временем пройдут.
Тремоло. Приём исполняется практически так же, как и переменные удары с помощью предплечья, только с более быстрым чередованием ударов и сокращением амплитуды движения предплечья. Опора, в таком случае, приходится на нижнюю часть ладони, которая с лёгким касанием двигается по струнам «ми» и «ля», если тремоло производится на струне «ре», опора на струне «ми» при игре на «ля» и, наконец, при игре на струне «ми» опора переносится на деку (повторим – слегка касаясь!) с небольшим прогибом запястья вниз.
Щипок. Для исполнения пиццикато большим пальцем, следует слегка развести остальные пальцы и упереться в деку ниже струны «ре» и произвести щипок большим пальцем за счёт его сгибателя и небольшого движения предплечьем с верху вниз.
Для исполнения пиццикато указательным пальцем – процедура следующая: большой палец подкладывается под струны с верху, а указательный (параллельно деки) производит щипок струны.
Двойной щипок (большим и указательным, большим и средним пальцами) используется чаще всего на струне «ре». Щипки производятся под небольшим углом к деке с активным движением кисти и предплечья, но без участия сгибателей и разгибателей пальцев (большой и указательный – или средний пальцы находятся на большом расстоянии друг от друга в неизменном состоянии).
Гитарный перебор используется в редких случаях и в небольшом динамическом диапазоне (pp – mp). Чаще всего такой приём применяется при озвучивании арпеджированных аккордов и триольных ритмов некоторых пассажей. В данном приёме активную роль играют сгибатели и разгибатели указательного и среднего пальцев.
Помимо названных приёмов применяется смешанный способ звукоизвлечения: одновременный удар медиатора и щипок среднего пальца, которые выполняют движение внутрь ладони по направлению друг к другу.
Флажолеты. Для исполнения натуральных флажолетов мизинец или безымянный палец левой руки слегка касается струны над 5, 7, 12, 19 (если он есть на контрабасе) ладами, а ударом медиатора или щипком воспроизводится звук.
При искусственном флажолете пальцы левой руки прижимают струну к необходимому ладовому порожку, а деление струны производится прикосновением в месте звукообразования необходимого флажолета левым нижним углом ладони правой руки и одновременным щипком медиатора. Подчеркнём: такие флажолеты озвучиваются не традиционным домровым способом: палец левой руки – палец правой руки – медиатор, а наоборот: палец левой руки – медиатор – угол ладони! В этом случае медиатор следует удерживать по-домровому: плоскость медиатора накладывается на боковину ногтевой фаланги указательного пальца, а сверху прижимается большим пальцем.
Флажолетное тремоло – это частые повороты правой кисти на месте деления струны (с опорой на угол ладони). Медиатор при этом погружается в струны слегка.
Предлагаемая программа-первая попытка профессионального прочтения инструмента. Современное исполнительство на балалайке контрабас в русских народных оркестрах и инструментальных ансамблях возможно только при систематических и целенаправленных занятиях на инструменте. В данной программе даётся последовательная система учебного процесса в контрабасовом классе под чутким и внимательным контролем преподавателя. Составители надеются, что программа внесёт определённую ясность в этот учебный процесс, поможет в оптимальном выборе технического и художественного материала и, в итоге, даст возможность подготовить в среднем специальном музыкальном учебном заведении профессионально подготовленного специалиста для оркестра, ансамбля и, отчасти, для сольного музицирования.
Материалы перепечатаны с письменного разрешения
ЮРИЯ ВИКТОРОВИЧА МОРОЗКО с его странички в «живом журнале»:
http://morozko-yuriy.livejournal.com
The Balalaika Tutorial online
Balalaika Lessons Tutorial DVD Intro
Balalaika Lesson 6 — Tremolo
The full list of Balalaika Lessons
Free sample from The Balalaika Tutorial online
Premium Membership area
Balalaika lesson 2 — Tuning
Balalaika lesson 3 — Strumming
Balalaika lesson 6 — Double Pizzicato
Balalaika lesson 8 — Tremolo
Russian New Year’s characters Father Frost and Snow Maiden Ded Moroz and Snegurochka (Russian: Дед Мороз и Снегурочка) |
Father Frost and Snow Maiden are the most important characters of the New Year’s celebration in Russia. Father Frost (Ded Moroz, Russian: Дед Мороз) plays a role similar to that of Santa Claus. The literal translation of the name would be «Grandfather Frost». However, English-speakers traditionally translate «DED MOROZ» as the alliterative «FATHER FROST». Ded Moroz is always accompanied by his granddaughter Snegurochka — Snow Maiden (Russian: Снегурочка).
New York based ensemble Barynya created a special Russian New Year’s program with traditional Russian winter songs, dances and music: «In the forest a fir-tree was born» (V Lesu Rodilas’ Yolochka), «Small Fir Tree is Freezing during the Winter» (Malen’koi Yolochke Kholdno Zimoy), «The snowstorm is blowing along the street» (Metelitsa), «Father Frost» (Moroz-Moroz), «Five minutes» (Pyat’ Minut).
Ded Moroz and Snegurochka are available for hire in New York, New Jersey, Connecticut and Pennsylvania (within 100 miles driving distance from New York City). For a fast price quote contact Mikhail Smirnov
Balalaika players, ensembles and virtuosos
Alex Siniavski balalaika and Gypsy guitar virtuoso from Philadelphia, Pennsylvania. |
New York Balalaika Orchestra performs at Russian Orthodox weddings, fundraising balls, large scale social events, Doctor Zhivago’s style corporate parties. |
Russian Balalaika Duo: Alex Siniavski and Mikhail Smirnov with program of Russian, Ukrainian, Gypsy, Cossack, Klezmer, and international music and songs performed on balalaika, garmoshka and guitars. New York, New Jersey, Pennsylvania. |
Chicago Cossacks — Russian music and song ensemble from Illinois. |
Brooklyn Balalaikas — Russian Folk Music Trio from Brooklyn, New York. Artistic Director Leonid Bruk. |
New York Russian folk music band specialty is Russian folk music and songs. All band members are top professional musicians. Choice of Gypsy, Ukrainian, Russian (2 different sets) and Cossack costumes. Extended repertoire. Formal concert, background music or music for dancing party. Our main instruments are balalaika, domra, drums, garmoshka (Russian button accordion), Gypsy guitar, classic guitar, contrabass balalaika, cello and vocals. |
Old Red Wine — Klezmer, Yiddish, Russian dixieland band from Brooklyn, New York. Artistic Director Shlomo Leiderman. |
Balalaika Russian Dance and Music Trio — Russian Cossack dance, balalaika and garmoshka music from Philadelphia, Pennsylvania |
Russian Balalaika and Garmoshka Duo — Sasha Resitor-balalaika, Mikhail Smirnov — guitar, garmoshka. |
Sasha (Alexander) Ressetar — Balalaika virtuoso from Harrisburg, PA. |
Balalaika prime Simon Lemberskiy from Brooklyn, New York. |
Balalaika virtuoso Lev Zabeginsky from New York City. |
Balalaika Contrabass player Leonid Bruk from Brooklyn, New York. |
New York Balalaika Duo — balalaika player Lev Zabeginsky and Mikhail Smirnov (vocals, garmoshka, guitar). |
Kalinka Duo — Sergey Vashchenko-balalaika, Vladimir Kaliazine-bayan from Austin, TX. |
Balalaika virtuoso Sergey Vashchenko from Austin, TX. |
The Balalaika Russe — Russian balalaika band photos and story. |
Tum Balalaika — Russian, Jewish, Ukranian, Gypsy band from Chicago, Illinois. |
San Fransisco Balalaikas — Russian music ensemble from California. video |
Used domra for sale in Philadelphia, PA, Pennsylvania, USA.$400
Источник