Контрабас гитара ударная установка

Контрабас

Контрабас – смычковый струнный инструмент, являющийся одним из самых популярных в любом оркестре или ансамбле, несмотря на то, что имеет внушительные размеры (приблизительно 2 метра в высоту), держать его не так просто, а играть тем более: существует две распространенные техники – щипковая и смычковая, в зависимости от характера исполняемой композиции. Входит в семейство виол, по сути это «большая басовая виолончель»; играет ниже всего остального скрипичного и «виольного» семейства. Диапазон начинается от ми контроктавы

Контрабас является очень важным инструментом, потому что может брать низкие звуки, которые не под силу другим «собратьям», его используют для полноты звучания, чтобы покрыть весь диапазон: от самых высоких до самых низких (он с успехом берется за вторую задачу). Играть приходится стоя (иногда), но это не останавливает басистов. Несмотря на все трудности, этот музыкальный инструмент был и остается самым ярким представителем басовых струнных инструментов. Русский писатель Дмитрий Емц написал серию книг, которая открывается романом «Магический контрабас», по мотивам произведения была выпущена видео-игра в жанре квест

Краткая история происхождения

Считается, что изначально существовала контрабасовая виола (имела 5 струн и строй, начинающийся с ре контроктавы, на грифе имелись лады), такой инструмент впервые был упомянут не ранее, чем в середине XVI века. Через сто лет произошло усовершенствование, верней на базе этой виолы был сконструирован принципиально новый инструмент, на котором отсутствовала пятая, самая низкая, струна и пропали лады, сохранился лишь внешний вид. Также М. Тодини, конструктор, оставил квартовый строй. Интересно, что он совпадает со строем бас-гитары, вот почему басисты так легко берутся за контрабас и сразу начинают на нем играть. Правда отсутствие ладов усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техники игры чем-то похожи.

Фото

Контрабас редко использовался до середины XVIII века, зато потом стал полноправным членом оркестра и крепко там укоренился по сегодняшний день. А басовые виолы были вытеснены. Также существовала трехструнная модификация, настроенная не по квартам, а по квинтам, но со временем четырехструнный аналог вытеснил своего собрата из музыкальной среды. Интересно , что когда контрабас звучит сольно, то для яркости его звучания повышают строй инструмента на один тон, для этого натягивают все струны. Инженер Вийом создал аналог – октобас, но широкого распространения он не обрел. Современные модели иногда изготавливают пятиструнными, чтобы получать более высокие звуки. Пятую струну настраивают в до контроктавы.

Из чего состоит контрабас?

Он изготавливается преимущественно из дерева, с включением металлических и пластиковых элементов. Можно выделить два основных элемента: корпус и гриф. Первый состоит из двух дек – верхней и нижней, а также обечайки, здесь же можно найти порожек, который поддерживает струны на необходимой высоте. На грифе, в самой верхней точке, расположены колковые механизмы, с помощью которых можно регулировать натяжение струн, лады отсутствуют. Нередко можно увидеть и другие, вспомогательные элементы, например подкладку для руки, подставку и др. Струны чаще всего металлические, толстые, басовые; часто они имеют специальную обмотку для характерного звучания. Игра производится пальцами или смычком: французским, длинным и тонким или коротким, тяжелым – немецким. Немногие знают, что они могут иметь разный размер, самый большой достигает практически двух метров, а самый маленький – как виолончель.

Как играют на контрабасе?

Исполнитель может сидеть на высоком стульчике или стоять – все зависит от места исполнения и характера мелодии, а также от техники музыканта. Можно отрегулировать высоту расположения инструмента, для этого есть корректировочный шпиль. Считается, что лучше всего на контрабасе звучит приём пиццикато. Сфера применения широка , но чаще всего мы встречаем «бас-виолу» на симфонических концертах, но это не исключает того, что он очень часто применяется для камерных ансамблей. В джазе также применяется контрабас, он берет на себя ритм-секцию, на нем играют «слэпом» (прием пришлепывания пальцами).

Значение контрабаса

Специалисты отмечают, что инструмент играет сочный и низкий тембр , но он редко используется как сольный, так как высокие звуки воспринимаются более четко и звучат как бы громче (при той же интенсивности), хотя это только слуховой эффект. Старинные инструменты имеют неповторимый оттенок звука, звучат бархатисто, поэтому часто используются для исполнения классических произведениях и в опере. Контрабас имеет огромное значение, как основной басовый инструмент на сегодняшний день. Конечно, с появлением компьютерной и электрической техники все больше входят в моду бас-гитары, но они вряд ли смогут повторить характерное звучание контрабаса – только если использовать электронные «пресеты» и другие звуковые эффекты. Купить контрабас очень сложно, так как стоит он немало, а магазины, торгующие ими можно посчитать по пальцам – но это никогда не останавливало профессиональных музыкантов на их сложном поприще.

Видео

Слушать контрабас

Источник

Контрабас

Контрабас – это музыкальный инструмент, относится к семейству струнных, смычковых, отличается низким звучанием и большими размерами. Обладает богатыми музыкальными возможностями: подходит для сольных выступлений, занимает важное место в симфоническом оркестре.

Устройство контрабаса

Размеры контрабаса достигают 2 метров в высоту, состоит инструмент из следующих частей:

  • Корпус. Деревянный, состоящий из 2-х дек, скрепленных по бокам обечайкой, длиной в среднем 110-120 сантиметров. Стандартная форма корпуса – 2 овала (верхний, нижний), между ними более узкое пространство, называемое талией, на поверхности – два резонаторных отверстия в виде завитков. Возможны другие варианты: корпус в форме груши, гитары и прочее.
  • Шейка. Крепится к корпусу, вдоль нее протянуты струны.
  • Струнодержатель. Располагается в нижней части корпуса.
  • Подставка для струн. Находится между струнодержателем и шейкой, примерно посередине корпуса.
  • Струны. Оркестровые модели оснащены 4-мя толстыми струнами, изготовленными из металла или синтетических материалов с обязательной медной обмоткой. Редко встречаются модели, имеющие 3 или 5 струн.
  • Гриф. Конец грифа венчает головка с колками для настройки.
  • Шпиль. Предусмотрен для крупноразмерных моделей: позволяет регулировать высоту, подстраивать конструкцию под рост музыканта.
  • Смычок. Обязательное дополнение к контрабасу. Ввиду тяжелых, толстых струн играть на нем пальцами возможно, но тяжело. Современные контрабасисты могут выбирать из 2 вариантов смычков: французской, немецкой. Первый обладает большей длиной, превосходит оппонента по маневренности, легкости. Второй тяжелее, короче, но управлять им проще.

Обязательным атрибутом является чехол или кейс: транспортировать модель, которая может весить до 10 кг, проблематично, чехол помогает предотвратить повреждение корпуса.

Как звучит контрабас

Диапазон контрабаса составляет примерно 4 октавы. На практике значение гораздо меньше: высокие звуки доступны лишь виртуозным исполнителям.

Инструмент издает низкие, но приятные для слуха звуки, обладающие красивым, специфически окрашенным тембром. Густые, бархатные контрабасовые тона отлично сочетаются с фаготом, тубой, другими группами оркестровых инструментов.

Строй контрабаса может быть следующим:

  • оркестровым – струны настраивают по квартам;
  • сольным – настройка струн идет на тон выше.

Виды контрабасов

Разновидности инструмента различаются размерами. Габаритные модели звучат громче, миниатюрные – слабее, в остальном характеристики моделей сходные. До 90-х годов прошлого века контрабасы уменьшенных размеров практически не изготавливались. Сегодня можно купить образцы размерами от 1/16 до 3/4 .

Небольшие модели предназначены для студентов, учеников музыкальных школ, для музыкантов, играющих вне оркестра. Выбор модели зависит от роста, габаритов человека: на внушительной конструкции полноценно музицировать сможет лишь крупный по комплекции музыкант.

Выглядят уменьшенные инструменты идентично полноценным оркестровым братьям, различаясь лишь окраской тембра и звучанием.

История контрабаса

Предшественницей контрабаса история называет контрабасовую виолу, распространившуюся по Европе в Эпоху Возрождения. Этот пятиструнный инструмент взял за основу мастер итальянского происхождения Микеле Тодини: убрал нижнюю струну (самую низкую) и лады на грифе, оставив корпус неизменным. Новинка зазвучала по-другому, получив самостоятельное название – контрабас. Официальным годом создания считается 1566 – им датируется первое письменное упоминание инструмента.

Развитие, совершенствование инструмента не обошлось без скрипичных мастеров Амати, экспериментировавших с формой корпуса, размерами конструкции. В Германии существовали совсем маленькие, «пивные басы» – играли на них на сельских праздниках, в барах.

XVIII век: контрабас в оркестре становится неизменным участником. Еще одно событие данного периода – появление музыкантов, играющих на контрабасе сольные партии (Драгонетти, Боттезини).

В XIX веке предпринята попытка создать модель, воспроизводящую максимально низкие звуки. Четырехметровый октобас сконструировал француз Ж-Б. Вийом. Из-за внушительного веса, непомерных габаритов широкого распространения новшество не получило.

В начале ХХ века репертуар, возможности инструмента расширились. Его начали применять исполнители джаза, рок-н-ролла, других современных направлений музыки. Стоит отметить возникновение в 20-х годах прошлого века электрокантрабасов: более легких, управляемых, удобных.

Техника игры

Относясь к струнным видам инструментов, контрабас предполагает 2 возможных способа извлечения звуков:

Во время игры сольный исполнитель стоит, участник оркестра сидит рядом на табурете. Приемы, доступные музыканты, идентичны тем, что применяют скрипачи. Особенности конструкции, серьезный вес смычка и непосредственно инструмента затрудняют исполнение пассажей, гамм. Чаще всего используется прием, который называется пиццикато.

Доступные музыкальные штрихи:

  • деташе – извлечение нескольких последовательных нот движением смычка, методом смены его направления;
  • стаккато – отрывистое движение смычком вверх-вниз;
  • тремоло – многократное повторение одного звука;
  • легато – плавный переход от звука к звуку.

Использование

Прежде всего, данный инструмент является оркестровым. Его роль – усиливать басовые партии, создаваемые виолончелями, создать ритмическую основу для игры прочих струнных «коллег».

Сегодня в составе оркестра может быть до 8 контрабасов (для сравнения, раньше довольствовались одним).

Происхождение новых музыкальных жанров позволило задействовать инструмент в джазе, кантри, блюзе, блюграссе, роке. Сегодня он вполне может называться незаменимым: его активно использует эстрадные исполнители, музыканты нестандартных, редких жанров, большинство оркестров (от военных до камерных).

Источник

Бас-гитара: появление и развитие. Строение гитары.

Пожалуй, в настоящее время бас-гитара является основным низкочастотным инструментом в таких музыкальных жанрах, как блюз, джаз, фанк, рок. Ударная установка и бас, то есть ритм-секция, формируют музыкальный фундамент, на который опираются партии других инструментов. При этом бас-гитара объединяет ритмическую и гармоническую составляющие.

Первым серийным басом стал Fender Precision Bass, выпуск которого начался в 1951 г. Эта модель стала классической и пользуется популярностью и в наши дни. Инструмент обладал цельным корпусом и одним звукоснимателем, строй и количество струн были заимствованы у контрабаса.

Сравнение бас-гитары с контрабасом

По сравнению с контрабасом, бас-гитара была более компактной и лёгкой. Изначально разрабатывавшийся как электрический инструмент, бас в сочетании со звукоусиливающей аппаратурой позволял добиться большей громкости, что было особенно важно для больших составов и крупных концертных площадок. Благодаря этим качествам, новый инструмент начал быстро завоёвывать популярность. В 60-х годах XX века появился Fender Jazz Bass – другая классическая модель, способная сравниться по популярности с Precision Bass. Именно на Jazz Bass играли такие музыканты, как Jaco Pastorius, Marcus Miller, John Paul Jones (Led Zeppelin), Geddy Lee (Rush). Помимо Fender, бас-гитары производятся и другими компаниями, среди которых следует упомянуть Gibson, Rickenbacker, Warwick, Ibanez, Wal, Zon, Fodera.

Развитие бас-гитары

Инструмент активно развивался: наряду с классическими 4-струнными, появлялись 5- и 6-струнные модификации, менялись конфигурации звукоснимателей и типы электроники. Совершенствовались и техники игры: классическая пальцевая техника (пиццикато), игра медиатором, слеп, теппинг. Расширялась сфера применения бас-гитары. Благодаря таким исполнителям, как Jaco Pastorius, бас стал в том числе и солирующим инструментом. Отдельные музыканты, например, Michael Manring, выпускают даже целые альбомы, записанные исключительно на бас-гитаре.

Источник

Оцените статью