Контрабас
Нотация (запись): 1
Строй инструмента: » in C «
(итал. — contrabbasso или basso)
Этого музыкального гиганта нельзя ни с кем перепутать и не заметить на сцене. Сначала внушительные размеры, а потом и насыщенный низкий звук с характерным оттенком сразу приковывают внимание зрителей, которые на самом деле пришли, чтобы не смотреть, а слушать.
Контрабас обладает сразу двумя отличительными характеристиками, которые делают его внутри оркестра самым-самым. Это наиболее габаритный, внушительный его представитель и максимально низкий по звуку струнный инструмент.
А еще контрабас создает необходимую музыкальную основу для построения всего исполнения произведения. При этом в настоящее время он вполне свободно используется сольно – особенно в камерных ансамблях, шире – в джазовой музыке. Многие помнят эти завораживающие картины, где музыкант джазового коллектива настолько искусно и самозабвенно работает с контрабасом, что нельзя оторвать глаз.
Поговорим об этом удивительном и на самом деле очень многогранном инструменте и некоторых любопытных фактах, связанных с ним, чуть подробнее.
Звучание
Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.
Звучание контрабаса — густое, плотное, сочное, а тон его даже иногда напоминает голос человека. Звук этого инструмента самый низкий среди всех оркестровых струнных. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр.
Диапазон звучания у контрабаса неширок – ограничен всего четырьмя октавами, но настоящий мастер способен работать с ними по-настоящему виртуозно, искусно получая и достаточно высокие ноты.
Нотный текст для контрабаса пишется в разных ключах, обычно в басовом. А еще это сегодня именно тот уникальный струнно-смычковый, что строится по квартам, а не по квинтам.
Впечатляющие размеры контрабаса во многом определяют требования к музыканту, который возьмется работать с ним, и саму манеру игры. Контрабасист вряд ли будет больше своего контрабаса, но точно должен обладать большими руками и хорошими, растянутыми пальцами.
Исполнять быстрые пассажи на нем непросто, хотя наиболее талантливые музыканты на это вполне способны – только послушайте, например, «Полет шмеля» или другие известные произведения на этом инструменте.
Устройство
Контрабас за период существования видоизменялся, чего нельзя сказать о его собратьях. Форма инструмента в настоящее время может быть, например, в виде скрипки или гитары, возможен также грушеобразный контрабас.
Инструмент делают из специально подготовленного дерева, устройство в целом аналогично другим скрипичным и включает основные части:
- две деки,
- обечайку, гриф, колки,
- колковую коробку и некоторые другие обязательные элементы.
Струны контрабаса мощные, стальные или синтетические, но всегда с обмоткой из меди или серебра для создания того самого неповторимого звучания.
Для игры используют смычок. Он может быть разным: немецкий короче и тяжелее, французский длиннее и тоньше. При этом французский считается более живым, подвижным. Немецкий смычок музыкант держит сбоку, а французский сверху. Но какой выбрать, исполнитель решает сам — сегодня играют обоими.
Габариты контрабаса на самом деле могут быть различными: максимальный размер достигает 1,8 метра, а самый маленький всего чуть крупнее виолончели. При этом высота инструмента может несколько меняться из-за опорного шпиля, который находится снизу.
К 1920 годам относится появление первых электроконтрабасов. Они были легче, с ними было проще управляться. Ранее некоторые мастера уже делали так называемые «немые» контрабасы с плоским корпусом. Новые технологии, повсеместное использование электричества, которое научились применять для получения звука, позволило изменить инструмент, сделать его более удобным, но потребовалось достаточно много времени и усилий, чтобы сохранить при этом саму природу, звучание контрабаса и даже сделать его еще лучше.
Использование
Без контрабаса нельзя составить полноценный симфонический и камерный оркестр. Его предназначение при рождении – удвоение басовой партии, создание строгой гармонической и ритмической основы — остается при этом неизменным и сегодня.
Возможное количество контрабасов в оркестре увеличилось с момента его создания с одного до целых восьми.
Сегодня также без этого инструмента не обходятся многие армейские оркестры и творческие коллективы, играющие самую разную музыку, например, джазовую, блюз, рок-н-ролл и другое. Понятно, что в джазовых командах с небольшим количеством исполнителей контрабас получает и большие возможности для сольного звучания.
Контрабас стал солирующим инструментом достаточно давно — в конце 18 века. Д. Драгонетти впервые наиболее полно раскрыл его по-настоящему богатый, но до того невидимый потенциал.
Способы игры на контрабасе
Из-за того что инструмент сам по себе большой, для игры его ставят перед собой, чтобы можно было без усилий сыграть.
Для игры на контрабасе в основном используют два способа:
- Смычковый (в оркестровых мелодиях).
- «Пиццикато» — способ игры «щипком», пощипывая струну.
- Также музыканты используют разные «штрихи», к примеру: деташе, легато, стаккато. Это неполный список видов, так называемых «штрихов» еще очень и очень много.
История появления контрабаса
Его предшественницей была большая контрабасная виола, из которой позже и получился контрабас.
В семнадцатом веке для комфортной натяжки струн, изготавливаемых из кишок животных, были изобретены специальные насадки с зубчиками. Позже, для еще большего упрощения игры, данные струны начали обматывать проволокой из меди. Это привело к тому, что струны стали тоньше, а значит, стало легче играть на них и смычком, и методом «щипка (то есть, ранее упомянутом пиццикато»).
На тот момент размер контрабаса уменьшать боялись, потому что думали, что его звучание станет более высоким. Но его уменьшили, а низкое звучание осталось. Уменьшили его значительно, наш современный контрабас составляет всего три четверти от того, что было.
Контрабасные виолы продолжали существовать со скрипичной группой параллельно, но не могли войти в нее – слишком уж были громоздкие и слишком много струн имели. В этот момент музыканты поняли, что пора создавать инструмент, похожий на эту виолу, но такой, чтобы он мог войти в скрипичное семейство.
Первым, кто принялся за создание нового инструмента, был М. Тодини. Он взял обычную контрабасную виолончель и ввел два изменения – убрал на ней лады и уменьшал количество струн. После его нововведений стало четыре струны, вместо прежних шести. Далее, новым инструментом занялись величайшие мастера из Кремоны.
Если найти мастерскую семьи Амати, то можно увидеть самые истоки инструмента. Попытки создать новую, оригинальную форму не обвенчались успехом, и получилась так называемая «смешанная» форма. Также они высчитали наиболее подходящий размер. Сегодня мастерские всего мира изготавливают контрабасы по их методикам.
За все время создания нового контрабаса форма менялась очень много раз. Были вариации с тремя, четырьмя и пятью струнами. К примеру, мастера из Германии создали пять видов инструментов, каждый из которых отличался формой и струнами. Самым известным из них всех был инструмент, который использовали для игры в барах и на разных сельских праздниках, отсюда и вышло его название – «пивной бас».
В 18-ом столетии нашли новый размер – что-то среднее между виолончелью и обычным контрабасом. При этом не было стандартной настройки данного инструмента – во всех странах его настраивали по-разному.
Примерно в середине восемнадцатого века, контрабас стал важной частью всех оркестров Европы. Чуть позже его стали делать солирующим, появилась новая должность – контрабасист, то есть человек, играющий на этом инструменте.
Первым контрабасистом стал друг Бетховена, Д. Драгонетти, его авторскую игру считали настоящим прорывом в музыке. Следующим магистром игры стал Д.Боттенези, он принес с музыки очень много вариаций игры на этом чудесном инструменте.
После этих прорывов и всеобщего признания контрабаса как инструмента, продолжили менять его форму, но главное что осталось – классические 4-ех струнные и 5-ти струнные инструменты. «Инновационные» инструменты обошли те, которые использовались раньше, ведь в использовании они были куда более удобными.
Для того, чтобы играть разные произведения нужны разные виды контрабасов. К примеру, для исполнения произведений одного композитора были нужны 4-ех струнные инструменты, для джаза 5-ти струнные, а для игры сольных произведений требуется грушевидная форма инструмента.
Любопытные моменты о контрабасе
- Многие люди, играющие на контрабасах способны с такой же легкостью играть на бас-гитаре. И наоборот.
- Несмотря на популяризацию туб и бас-гитар в пятидесятые годы прошлого века, контрабас все равно оставался самым востребованным инструментом.
- Из-за того что два способа игры на данном инструменте очень похожи, в 1911 году Джонса не прекратил исполнять мелодию, после поломки смычка на концерте, а сделал это пальцами.
- Самым высоким контрабасом считается «октобас» представленный публике в 1615 году польским музыкантом.
- Один из таких инструментов до сих пор сохранился и на данный момент находится в одном из Лондонских музеев.
- Когда такие «октобасы» были еще востребованы, чтобы сыграть на них, нужны были два музыканта – один перебирал струны либо пальцами, либо с помощью смычка, а другой зажимал их.
- 1855 году был представлен трехструнный «октобас». Сейчас этот гигант находится в Парижской консерватории.
- Самый большой контрабас имел высоту почти 6 метров, а в ширину достигал более 2-х метров.
- Раньше, дети не могли учиться играть на контрабасе, и причиной этому служил огромный размер инструмента. Сейчас, после появления новых, почти детских инструментов, это стало возможно.
- Во время Второй мировой войны контрабасы в Америке были созданы из алюминия и использовались для игр военных музыкантов.
- Самый большой «контрабасный» концерт прошел в 2011 году в Сеуле, и на нем присутствовало более 90 музыкантов. Партии всех инструментов были сыграны на контрабасах.
- Сейчас, качественно сделанный контрабас стоит почти 25 тыс. долларов.
На контрабасе возможно сыграть любую мелодию: от симфонии до рок-н-ролла.
Источник
Контрабас
Контрабас – это музыкальный инструмент, относится к семейству струнных, смычковых, отличается низким звучанием и большими размерами. Обладает богатыми музыкальными возможностями: подходит для сольных выступлений, занимает важное место в симфоническом оркестре.
Устройство контрабаса
Размеры контрабаса достигают 2 метров в высоту, состоит инструмент из следующих частей:
- Корпус. Деревянный, состоящий из 2-х дек, скрепленных по бокам обечайкой, длиной в среднем 110-120 сантиметров. Стандартная форма корпуса – 2 овала (верхний, нижний), между ними более узкое пространство, называемое талией, на поверхности – два резонаторных отверстия в виде завитков. Возможны другие варианты: корпус в форме груши, гитары и прочее.
- Шейка. Крепится к корпусу, вдоль нее протянуты струны.
- Струнодержатель. Располагается в нижней части корпуса.
- Подставка для струн. Находится между струнодержателем и шейкой, примерно посередине корпуса.
- Струны. Оркестровые модели оснащены 4-мя толстыми струнами, изготовленными из металла или синтетических материалов с обязательной медной обмоткой. Редко встречаются модели, имеющие 3 или 5 струн.
- Гриф. Конец грифа венчает головка с колками для настройки.
- Шпиль. Предусмотрен для крупноразмерных моделей: позволяет регулировать высоту, подстраивать конструкцию под рост музыканта.
- Смычок. Обязательное дополнение к контрабасу. Ввиду тяжелых, толстых струн играть на нем пальцами возможно, но тяжело. Современные контрабасисты могут выбирать из 2 вариантов смычков: французской, немецкой. Первый обладает большей длиной, превосходит оппонента по маневренности, легкости. Второй тяжелее, короче, но управлять им проще.
Обязательным атрибутом является чехол или кейс: транспортировать модель, которая может весить до 10 кг, проблематично, чехол помогает предотвратить повреждение корпуса.
Как звучит контрабас
Диапазон контрабаса составляет примерно 4 октавы. На практике значение гораздо меньше: высокие звуки доступны лишь виртуозным исполнителям.
Инструмент издает низкие, но приятные для слуха звуки, обладающие красивым, специфически окрашенным тембром. Густые, бархатные контрабасовые тона отлично сочетаются с фаготом, тубой, другими группами оркестровых инструментов.
Строй контрабаса может быть следующим:
- оркестровым – струны настраивают по квартам;
- сольным – настройка струн идет на тон выше.
Виды контрабасов
Разновидности инструмента различаются размерами. Габаритные модели звучат громче, миниатюрные – слабее, в остальном характеристики моделей сходные. До 90-х годов прошлого века контрабасы уменьшенных размеров практически не изготавливались. Сегодня можно купить образцы размерами от 1/16 до 3/4 .
Небольшие модели предназначены для студентов, учеников музыкальных школ, для музыкантов, играющих вне оркестра. Выбор модели зависит от роста, габаритов человека: на внушительной конструкции полноценно музицировать сможет лишь крупный по комплекции музыкант.
Выглядят уменьшенные инструменты идентично полноценным оркестровым братьям, различаясь лишь окраской тембра и звучанием.
История контрабаса
Предшественницей контрабаса история называет контрабасовую виолу, распространившуюся по Европе в Эпоху Возрождения. Этот пятиструнный инструмент взял за основу мастер итальянского происхождения Микеле Тодини: убрал нижнюю струну (самую низкую) и лады на грифе, оставив корпус неизменным. Новинка зазвучала по-другому, получив самостоятельное название – контрабас. Официальным годом создания считается 1566 – им датируется первое письменное упоминание инструмента.
Развитие, совершенствование инструмента не обошлось без скрипичных мастеров Амати, экспериментировавших с формой корпуса, размерами конструкции. В Германии существовали совсем маленькие, «пивные басы» – играли на них на сельских праздниках, в барах.
XVIII век: контрабас в оркестре становится неизменным участником. Еще одно событие данного периода – появление музыкантов, играющих на контрабасе сольные партии (Драгонетти, Боттезини).
В XIX веке предпринята попытка создать модель, воспроизводящую максимально низкие звуки. Четырехметровый октобас сконструировал француз Ж-Б. Вийом. Из-за внушительного веса, непомерных габаритов широкого распространения новшество не получило.
В начале ХХ века репертуар, возможности инструмента расширились. Его начали применять исполнители джаза, рок-н-ролла, других современных направлений музыки. Стоит отметить возникновение в 20-х годах прошлого века электрокантрабасов: более легких, управляемых, удобных.
Техника игры
Относясь к струнным видам инструментов, контрабас предполагает 2 возможных способа извлечения звуков:
Во время игры сольный исполнитель стоит, участник оркестра сидит рядом на табурете. Приемы, доступные музыканты, идентичны тем, что применяют скрипачи. Особенности конструкции, серьезный вес смычка и непосредственно инструмента затрудняют исполнение пассажей, гамм. Чаще всего используется прием, который называется пиццикато.
Доступные музыкальные штрихи:
- деташе – извлечение нескольких последовательных нот движением смычка, методом смены его направления;
- стаккато – отрывистое движение смычком вверх-вниз;
- тремоло – многократное повторение одного звука;
- легато – плавный переход от звука к звуку.
Использование
Прежде всего, данный инструмент является оркестровым. Его роль – усиливать басовые партии, создаваемые виолончелями, создать ритмическую основу для игры прочих струнных «коллег».
Сегодня в составе оркестра может быть до 8 контрабасов (для сравнения, раньше довольствовались одним).
Происхождение новых музыкальных жанров позволило задействовать инструмент в джазе, кантри, блюзе, блюграссе, роке. Сегодня он вполне может называться незаменимым: его активно использует эстрадные исполнители, музыканты нестандартных, редких жанров, большинство оркестров (от военных до камерных).
Источник