Контральто от каких нот

Что такое контральто? Определение

Певческий голос – это музыкальный инструмент. Так же как и другие виды инструментов: щипковые, струнные, духовые, ударные – он имеет индивидуальные характеристики, согласно которым может занимать определенное место в классификации.

За долгие века появлялось множество таких градаций и огромное количество критериев для оценки голосов. Как и в других областях искусства, эти классификации достаточно условны, а оценки субъективны. Всё же — что такое контральто? Это женский певческий голос, имеющий особенные свойства.

Категоризация голосов

Систем классификации голосов и их обладателей в вокальном искусстве множество. Иногда они расставляются по силе (громкости и продолжительности воспроизведения одной ноты), некоторые – по его гибкости, подвижности, отчетливости звука, виртуозности. Причем для певцов, поющих в составе хора и исполняющих сольные партии, используются разные обозначения голосов. Например, что такое контральто с точки зрения хорового или ансамблевого пения? Ему соответствуют голоса или вокальные партии, называемые альт.

Наиболее распространена классификация по диапазону голоса, напрямую зависящего от пола певца. Впервые она появилась в XVI веке. С тех времен берет начало соответствие самых высоких мужских голосов самым низким женским. Доступ к церковному пению, – самому развитому виду вокального искусства, — имели только мужчины. Партии для высоких голосов исполнялись либо мальчиками, либо кастратами, которым в детстве проводилась операция с целью сохранить высоту их голоса. Сегодня такие партии в операх исполняют певцы, развившие технику пения фальцетом. Таких певцов называют контртенорами.

Читайте также:  Голованова первые шаги для фортепиано сборник для начинающих

Женские певческие голоса

Понять, что такое контральто, легко, расслышав, ноты какой высоты уверенно звучат в исполняемом певицей вокальном произведении. У контральто в диапазоне самые низкие ноты, исполняемые женским певческим голосом: от фа малой октавы до фа (соль) второй октавы. Высота звука, доступного для контральто, измеренная инструментально, дает цифры от 150 до 650 Гц.

Самым высоким по диапазону женским певческим голосом является сопрано. Название происходит от итальянского sopra – «над, сверх». Диапазон нот, доступных для обладательниц этого голоса – от ля малой октавы до фа(ля) третьей октавы. В зависимости от других голосовых характеристик: тембра, регистра, подвижности и др., выделяют несколько категорий, принятых в оперном и камерном вокале. Это драматическое, лирическое, колоратурное сопрано и смежные с ними – лирико-драматическое, лирико-колоратурное, а также самый высокий и подвижный голос -колоратурно-свистковое сопрано. Среднее числовое выражение высоты такого тембра – 250-1046 Гц, максимум — у колоратурного сопрано – 1400 Гц.

Меццо-сопрано (mezzo – «середина, половина») – средний по высоте женский голос (220-880 Гц). Его рабочий диапазон – от ля малой октавы до ля второй октавы. Выделяют те же разновидности, как и у вышеописанного тембра, обычно без промежуточных ступеней.

Что такое контральто в музыке. Определение

Контральто – самый низкий по диапазону доступных для воспроизведения нот женский певческий голос. Настоящее контральто, которое отличает особо выразительное и уверенное исполнение нот в низком регистре – очень редкое явление. Полнокровное, густое и мощное звучание нот малой октавы приближает его к мужским голосам.

Издавна осознающие ценность такого певческого достояния, понимающие, что такое контральто в голосе, находили соответствие среди музыкальных инструментов, созвучных его бархатистости и звуковой окраске. Считается, что наиболее полно этому женскому голосу соответствуют струнные смычковые – альт и виолончель.

Тесситура

Тот диапазон, в котором голос певца способен выявить все лучшие качества, являющийся наиболее комфортным для вокалиста – вот лишь основное содержание сложной и специфической характеристики голоса, называемой тесситурой.

Обычно певицы, имеющее контральто, не обладают одинаково уверенно всем диапазоном звуков, относящихся к этому голосу. Ноты верхнего регистра часто звучат резко, особенно в сравнении с более низкими. Здесь они смыкаются с меццо-сопрано, и певицы, имеющие такую характеристику голоса, очень часто с успехом исполняют в операх контральтовые партии.

Звезды классического контральто

Именно особое, уникальное, глубокое, мощное звучание низких звуков диапазона контральто — главное богатство этого голоса. Именно оно особо ценилось и ценится знатоками вокального искусства. Оно было свойственно самым знаменитым певицам, оперным дивам прошлого: Эрнестине Шуман-Хайнк (1861-1936), Кэтлин Ферриер (1912-1953), Мариан Андерсон (1897-1993), Коре Антаровой (1886-1959) и многим другим. Среди сегодняшних певиц, чей голос признан истинным контральто, наиболее известны Эва Подлесь, Лина Мкртчан, Сара Мингардо.

Издавна была общепризнанной уникальность такого голоса. Поэтому даже классический репертуар содержит не так много партий для него. Причем часто они писались для персонажей-мальчиков. Самыми известными являются Ольга в «Евгении Онегине», Ваня («Иван Сусанин» Глинки), Кончаковна из бородинского «Князя Игоря», Анжелина («Золушка» Россини), Ульрика («Бал-маскарад» Верди), Эрда из «Золота Рейна», «Зигфрида» (Р. Вагнера). Особая эмоциональная окраска контральто делает его присущим специфическим персонажам, часто имеющим легкие отрицательные черты, или сильным, выразительным, «вагнеровским» – колдуньям, ведьмам, злодейкам и т. д.

Контральто неакадемического репертуара

Многие музыканты, исполнители и педагоги, занимающиеся теорией классического вокального искусства, категорически не согласны с ситуацией, когда рассуждения о том, что такое контральто в музыке, ведутся в отношении певиц, относящихся к звездам поп-индустрии и джаза или исполняющим рок-композиции. Они уверены, что существует огромная принципиальная разница в подходах, в самих способах формирования звука.

Но есть и те, кто относится к такой классификации эстрадных голосов спокойно. Это настоящие профессионалы, знающие, что такое контральто. Фото обладательниц самого низкого женского голоса — в энциклопедиях по истории шоу-бизнеса, ими заполнены многочисленные глянцевые издания. Это по-настоящему выдающиеся личности: Джуди Гарленд, Марлен Дитрих, Тина Тернер, Шер, Эми Уайнхауз, Энни Леннокс, Лана Дель Рей, Ольга Кормухина и многие другие. При этом для характеристики контральто применяются и неординарные «музыковедческие» термины: чувственный, хрипловатый, сексуальный и даже прокуренный.

Всем им: и исполняющим классическую музыку, и тем, кто «из другой оперы» — присуще максимальное использование тех вокальных данных, что они получили от природы и развили упорным трудом.

Источник

Контральто от каких нот

Контра́льто (итал. contralto) — самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: ми малой октавы — фа второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.

* высокое контральто
* низкое контральто
* очень низкое контральто (женский бас)
* лирическое контральто
* драматическое контральто
* лирико-драматическое контральто
* драматико-колоратурное контральто
* меццо-характерное контральто
* колоратурное контральто
* лирико-колоратурное контральто
* лирико-драматическое колоратурное контральто
* центральное контральто
* теноровое контральто
* альтовое контральто
* альто-теноровое контральто
* меццо-альтовое контральто
* меццо-теноровое контральто
* меццо-альто-теноровое контральто
* ярковыраженное контральто
* сильное контральто
* слабое контрально
* среднее контральто

Классические оперные партии контральто

* А. П. Бородин: Кончаковна («Князь Игорь»)
* М. И. Глинка: Ваня («Иван Сусанин», она же «Жизнь за царя»), Ратмир («Руслан и Людмила»)
* Ш. Гуно: Зибель («Фауст»)
* Н. А. Римский-Корсаков: Нежата («Садко»), Лель («Снегурочка»)
* П. И. Чайковский: Ольга («Евгений Онегин»), Графиня («Пиковая дама»)

Партии контральто в операх

Следующие партии контральто входят в стандартный оперный репертуар:[1].

* Angelina, La Cenerentola (Россини)*
* Art Banker, Facing Goya (Michael Nyman)
* Auntie, landlady of The Boar, Peter Grimes (Britten)*
* Azucena, Il Trovatore (Верди)*
* The Baroness, Vanessa (Barber)
* La Cieca, La Gioconda (Ponchielli)
* Эрда, Das Rheingold, Siegfried (Вагнер)
* Madame Flora, The Medium (Gian-Carlo Menotti)
* Katisha, The Mikado (Gilbert and Sullivan)
* Клитемнестра, Elektra (Штраусс)*
* Maddalena, Rigoletto (Verdi)*
* Mama Lucia, Cavalleria Rusticana (Pietro Mascagni)
* Malcolm, La donna del lago (Россини)*
* Margret, Wozzeck (Berg)

* Mary, Der fliegende Holländer (Вагнер)
* Эрда, Das Rheingold/Siegfried (Wagner)*
* Mother Goose, The Rake’s Progress (Стравинский)
* Ольга, Евгений Онегин (Чайковский)*
* Orfeo, Orfeo ed Euridice (Gluck) — trouser role
* Лель, «Снегурочка» (Н. А. Римский-Корсаков)
* Нежата, «Садко» (Н. А. Римский-Корсаков)
* Little Buttercup, H.M.S. Pinafore (Gilbert and Sullivan)
* Didone, Egisto (Cavalli)
* Полина, Пиковая дама (Чайковский)
* Принцесса, Сестра Анжелика (Puccini)
* Розина, Севильский цирюльник (Rossini)*
* Ruth The Pirates of Penzance (Gilbert and Sullivan)
* Ульрика, Бал-Маскарад (Верди)
* Widow Begbick, Rise and Fall of the City of Mahagonny (Kurt Weill)*
* Mrs. Lovett, Sweeney Todd (Sondheim)*

* : Указывает на роль, которая может также исполняться меццо-сопрано.
Выдающиеся певицы контральто

* Мариан Андерсон
* Мора Морейра
* Кэтлин Ферриер
* Морин Форрестэр

Голос ценится — певиц нет. И список разновидностей контральто по-моему слишком растянут, как для голоса, которого почти нет(
Один музыковед(к сожалению не помню фамилию) писал, что у него странное ощущение, что контральто — вымерли. В некоторой степени он прав. Иначе куда делись большое количество певиц, способных петь контральтовые партии в оригинальной тесситуре?

Источник

Контральто от каких нот

Среди всех существующих типов голосов выделяется один, стоящий особняком. Его называют «редким», «уникальным». А мне, как педагогу, хотелось бы чтобы про этот тип голоса знало поменьше вокалисток.
Я говорю про контральто в отдельной статье, потому что этот тип голоса очень часто является камнем преткновения для проблемных женских голосов с плохим верхом.

Контральто во всех статьях и справочниках описывается как самый низкий и редкий женский голос с диапазоном (примерно) с «до» малой октавы, до «ми» второй октавы. И, конечно, когда у вокалистки есть проблемы с нотами выше (а причин у этого может быть масса), они с педагогом ставят себе диагноз «контральто» и успокаиваются.
Но давайте будем откровенны, во-первых, если контральто и существуют, то их действительно очень мало, а не каждая третья певица без верха. Во-вторых, контральто — это голос с ограниченным диапазоном («ми» второй октавы — это ограниченный диапазон). И в опере такой голос не нужен, потому что даже в тех партиях, где композитор написал «контральто», нужны и соль2, и ля2 и даже выше. А соответственно в запасе надо иметь как минимум си2. Значит прямой путь для такой певицы — в хор.

Поэтому я всем настоятельно рекомендую бросить рассуждения об уникальности собственного голоса и не оправдывать отсутствие верха тем, что у вас «просто такой голос». Это не причина, ее надо искать в чем-то другом. Например, в очень большой заширенности звука, в грузности, в нехватке высокой позиции и в неправильно запетом выходе наверх.
Мне доводилось встречать самые разные голоса с диагнозом «контральто». Это были не только крепкие и высокие меццо-сопрано, но и даже лирические сопрано. После того, как проблемы из голоса уходили, все они обретали хороший и уверенный верх, светлый и чистый тембр, а главное — удобство в пении.

Источник

Тип голоса: контральто. 5 примеров известных певиц-контральто.

Контральто — самый низкий из всех типов женских голосов. Основных типов голоса всего три: сопрано (высокий), меццо-сопрано (средний) и контральто, как я уже сказала, это самый низкий голос.

От чего зависит принадлежность голоса к тому или иному типу?

Тип голоса определяется длиной и толщиной голосовых складок . Чем голосовые связки толще — тем голос ниже. Есть ещё одна закономерность: чем голос ниже — тем он менее подвижен. В мелодиях, которые исполняют контральто, как правило нет быстрых виртуозных пассажей, мелодии имеют спокойный средний темп.

Слово «контральто» имеет итальянское происхождение. «Contro» означает «против» или «напротив», а «alto» -«высокий». Этим термином -«контральто» — обозначают голос, который «противоположен высокому», то есть низкий.

Настоящие контральто встречаются редко: на тысячу женщин найдется всего лишь несколько обладательниц этого голоса. За всю свою 20-летнюю преподавательскую карьеру я встречала всего 3-4 истинных контральто.

Иногда контральто ошибочно называют «альтом». Но нет такого типа голоса — альт. Термином «альт» в вокальной музыке обозначают нечто другое. Если вам интересно узнать, напишите об этом в комментариях, и я выложу об этом статью.

У контрально голос очень красивый — глубокий, бархатный, он звучит очень тепло и душевно. Звук контральто напоминает звучание красивейшего инструмента — виолончели. Он сочный, богатый красками, плотный, очень чувственный, ему проще всего быть эротичным по сравнению с другими типами голосов, особенно если певица использует придыхание и легкую «сипотцу».

Контральто идеально звучат в малой и первой октаве, иногда заходят в большую октаву.

Источник

Типы голоса (по Школе Апподжио)

По школе АППОДЖИО для определения типа голоса основным критерием является переходная нота. Переходная нота или ноты это те ноты, на каких один регистр переходит/переключается в другой.
У мужчин 2 регистра, их можно соотнести с резонаторами (грудным и головным), хотя это будет не совсем точно.
У женщин 3 или 4 регистра, исключение составляют контральто, по старым итальянским правилам у них, как и мужчин, 2 регистра.
Мы все говорим 1-м регистром, а вот петь женщинам лучше вторым регистром и выше, поскольку это является наиболее щадящим режимом для связок. На эстраде мужчины зачастую поют первым регистром, если они задействуют только второй, получаются фальцетисты.
Женщины-народницы поют, как правило, первым регистром, хотя могут использовать иногда и второй, в своей особой технике, отличающейся и от академической, и от эстрадной. Из-за особенностей постановки голоса народницами лучше становиться меццо-сопрано или контральто, их голоса легче справляются с такой нагрузкой. В нашей школе считается, что пение первым регистром больше нагружает голос и является для женщин более провокационным и травматичным. Забегая вперед приведу пример контральто в народной постановке. Это знаменитая Лидия Русланова.

Существует 6 основных типов голосов: СОПРАНО, МЕЦЦО-СОПРАНО, КОНТРАЛЬТО, ТЕНОР, БАРИТОН, БАС. И множество подтипов. Классификации подтипов различаются по школам и даже странам:) Но есть общие характеристики, принятые всеми.

СОПРАНО — (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: СИ — ДО первой октавы — ФА — ЛЯ третьей октавы. Голос яркий, звонкий, с непременной серебристостью в звуке, даже плотное драматическое сопрано должно обладать этой серебристостью.
Различают ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ И ВЫСОКОЕ сопрано. Примеры: Роза Понсель, Саломия Крушельницкая, Ксения Держинская, Агния Лазовская, Надежда Забела-Врубель, Антонина Нежданова.
Переходные ноты: ФА, ФА # , СОЛЬ, изредка СОЛЬ # второй октавы. Высокое сопрано по русской классификации делят на лирико-колоратурное и колоратурное. Это не совсем правильно, поскольку кроме высокого сопрано есть — и они очень редки — ИСТИННЫЕ КОЛОРАТУРЫ. У них длинные толстые связки, как у меццо, очень большой купол (высокое нёбо с маленькой и очень подвижной нёбной занавеской) и поверхностное, ключичное(!) дыхание — переучивать их нельзя! — и повышенная функция щитовидной железы. Зачастую их и принимают за меццо-сопрано, услышав их низы.
Примеры истинных колоратур: Джоан Сазерленд, Дебора Пантофель-Нечецкая, Милица Корьюс.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ФА — ЛЯ малой октавы — ЛЯ второй ДО третьей октавы. Окраска голоса матовая, он льется словно густой мед, в нем нет сверкания сопрано, но есть свои неповторимые красоты.
МЕЦЦО тоже бывает ДРАМАТИЧЕСКОЕ, ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ или ЦЕНТРАЛЬНОЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ и КОЛОРАТУРНОЕ, в данном случае имеется в виду не диапазон, а именно способность выпевать украшения и трели.
Переходные ноты: РЕ, РЕ # , МИ первой (!) октавы.
P. S. На самом деле и у сопрано и у меццо-сопрано есть и те, и другие переходные ноты, то есть на нотах РЕ, РЕ # , МИ первой октавы женский голос переходит из первого регистра во второй, а на нотах ФА, ФА # , СОЛЬ, изредка СОЛЬ # второй октавы голос переходит из второго в третий регистр. Просто у сопрано гораздо ярче выражен переход из второго в третий регистр, а переход из первого во второй сильно сглажен (если конечно нет никаких фониатрических проблем). У меццо-сопрано же гораздо ярче выражен переход из первого во второй регистр, а переход из второго в третий регистр обычно сглажен, хотя и не всегда.
НО! существуют еще ПЕРЕХОДНЫЕ голоса, у которых ярко выражены оба переходника и внизу, и наверху. У них, как правило, интересный тембр, но постановка таких голосов затруднена, так же как и подбор репертуара для исполнения. Пример: Зара Долуханова, певшая сначала репертуар меццо-сопрано (около 20 лет!), а позже перешедшая на репертуар сопрано, мучительно-искавшая и нашедшая(!) свое вокальное удобство.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto) — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: МИ — ФА малой октавы — ФА — СИ второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.
В старой итальянской традиции контральто относят по нюансам постановки к мужским голосам, поскольку считается, что у контральто 2 регистра, как у мужчин.
Переходные ноты: иногда ЛЯ # , обычно СИ первой, ДО второй октавы.

ТЕНОР — это высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: ДО малой — ДО второй октавы, у некоторых теноров выше, вплоть до ФА второй октавы. Пример: итальянец Лаури-Вольпи и наш Иван Семенович Козловский. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические. Но бывают и те, кто может сочетать в себе и своем голосе обе характеристики.
Примеры: Пласидо Доминго, Франко Корелли.
Переходные ноты: ФА, обычно ФА # , изредка СОЛЬ первой октавы.
Кроме того существуют, хотя и довольно редко встречаются, тенора-альтино. Пример: Александр Градский. Именно для тенора-альтино Римский-Корсаков написал партию Звездочета в опере «Золотой петушок».

БАРИТОН (итал. baritono, от др.-греч. βαρύτονος — низкозвучащий) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ЛЯ большой октавы — ЛЯ первой октавы, полный диапазон доходит порой до РЕ второй октавы.
Различают: ЛИРИЧЕСКИЙ баритон — более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору по диапазону, но отличающийся по окраске звука, и драматический баритон — более мужественный и сильный, близкий к басу. Примеры: Георг Отс, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев. Но кроме того есть еще БАС-БАРИТОН — низкий и мощный. Пример: Ильдар Абдразаков. И высокий БАРИТОН-МАРТИН (МАРТЭН), который очень похож на драматический тенор.

БАС (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Диапазон баса: МИ — ФА большой октавы — МИ — ФА# первой октавы,
Различают: ВЫСОКИЙ бас или бас-кантанто (певучий), имеет рабочий диапазон от фа-соль большой октавы до соль первой октавы наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритон. Пример: Федор Шаляпин.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа (иногда ми) большой октавы. Пример: Александр Пирогов.
НИЗКИЙ бас ИЛИ БАС-ПРОФУНДО имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона (есть и исключения), обладает глубокими, мощными низкими нотами. В хоровой практике этот голос называют басом-октавистом («октавой»), поскольку здесь максимально используется его нижний регистр, вплоть до СОЛЬ КОНТРОКТАВЫ!
Пример такого баса — Максим Дормидонтович Михайлов. Певец не только с очень ярким голосом, но и с великолепной школой.
Переходные ноты: СИ малой октавы, ДО первой октавы, реже ДО# первой октавы.

Источник

Оцените статью