Контрольная работа по гитаре

Технический зачет в классе гитары
методическая разработка по музыке на тему

Данная работа предназначена для молодых преподавателей музыкальной школы или студентов старших курсов музыкальных училищ или высших профессиональных образовательных учреждений. Работа представляет собой методические рекомендации для подготовки и сдачи технического зачета в классе классической шестиструнной гитары. Работа заняла 2 место во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» в 2016 году

Скачать:

Вложение Размер
tehnich._zachet_2016.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

МО Тосненский район Ленинградской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тельмановская детская школа искусств»

«Подготовка обучающегося к техническому зачету в классе гитары»

преподаватель класса гитары

Минина Ольга Борисовна

1. Вступительная часть

2. Критерии оценивания выступления обучающегося на техническом зачете

3. Техническое развитие обучающегося

3.1. Работа над упражнениями.

3.2. Работа над гаммами.

3.3. Работа над этюдами.

4. Заключительная часть

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, ценить, видеть и беречь культурные ценности, передавая их следующим поколениям, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая пр этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования и самосовершенствования

В связи с этим, важным фактором представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной деятельности, умений, навыков, социализации обучающихся. [1]

В соответствии с этими изменившимися приоритетами дополнительного образования должна измениться роль преподавателя и обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Обучающийся школы должен стать не объектом, а субъектом, активным сотрудником процесса приобретения знаний, умений и профессиональных творческих навыков. преподаватель должен превратиться из информатора в организатора учения.

Главная задача современной музыкальной педагогики — совершенствование всестороннего комплексного воспитания обучающегося.

Педагог инструментального класса — основной воспитатель обучающегося. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетическое мировоззрение и художественные вкусы детей, приобщая их к миру музыка и обучать искусству исполнения на инструменте.

Цель данной методической разработки:

  • помощь в проведении технического зачета в классе гитары.
  • комплексное музыкальное развитие обучающегося;
  • грамотное овладение инструментом;
  • формирование исполнительских навыков игре на гитаре;
  • формирование гибкого исполнительского аппарата, соответствующего профессиональным требованиям;
  • знание основных формул гитарной техники.

Настоящая работа является теоретическим и практическим помощником для начинающих преподавателей музыкальных школ и школ искусств, а также для студентов старших курсов специальных музыкальных образовательных учреждений, проходящих педагогическую практику.

В своей работе преподаватель использует различные педагогические технологии, такие, как:

  • личный показ преподавателя (демонстрация преподавателем необходимых исполнительских приемов и игровых движений, использование преподавателем пьес с использованием многообразных вариантов);
  • объяснение исполнительских задач;
  • анализ музыкального текста, структуры и динамической фактуры произведений;
  • репродуктивные (повторение обучающимся игровых приемов по образцу преподавателя);
  • практические (воплощение учащимся задач, поставленных преподавателем);
  • упражнений и повторений (выработка игровых навыков обучающегося, работа над художественно-образной сферой произведений).

Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы обучающегося. В начале учебного года преподаватель представляет на обучающегося индивидуальный план, в котором учитываются задачи комплексного развития и воспитания каждого го обучающегося, т.е. выбирается «индивидуальный маршрут обучения» каждому обучающемуся для достижения определенной цели — грамотного овладения игрой на музыкальном инструменте. Кроме музыкальных пьес, большое место в репертуарном списке отводится упражнениям, изучению и отработке гамм и Этюдов (в соответствии с учебной программой по специальности разделов «Техническое развитие обучающегося» и «Работа по изучению пьес и развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)».

2. КРИТЕРИИ ОЦУЕНИВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Технический зачет проводится 1-2 раза в год у обучающихся со 2 по 6 классы. В зависимости от года обучения меняются требования к зачету. Форма оценивания — десятибалльная система оценки (5, 5-, 4+. 4, 4-, 3+. 3. 3-. 2. 1).

На техническом зачете обучающийся должен исполнить:

1. Технический комплекс:

  • 2 гаммы в темпе Модерато (2-3 классы) и в темпе Аллегретто (4-6 классы);
  • аккорды I-IV-V-I ступеней
  • Этюд

2. Показать знания музыкальной терминологии

Требования к исполнению гамм:

  • точное выполнение аппликатуры
  • правильное исполнение нот
  • единство темпов в длительностях
  • четкая ритмическая и звуковая артикуляция

Примерные варианты гамм

Знакомство с гаммами C, Des, D, Es – dur в две октавы, начиная с 5 струны во II, III, IV, V, VI позициях по аппликатуре А.Сеговия. На экзамене обучающийся исполняет 2 гаммы. (М.Козлов учебное пособие «Рабочая тетрадь гитариста»)

Гаммы Соль мажор и Ми мажор

Гаммы Фа диез мажор и Ре минор

Гаммы Фа или Соль мажоры, Ля или Ми минор

Гаммы Ля-бемоль или Фa-диез мажор, Ре или Фа минор

Гаммы Фа диез минор или Соль диез минор, Си бемоль мажор или Ля мажор.

Требования к исполнение этюда.

  • Правильная посадка и свобода игрового аппарата.
  • Точное знание и передача авторского текста
  • Грамотное использование приемов игры;
  • Качество звучания инструмента;
  • Грамотное использование средств музыкальной выразительности;
  • Темповое единство. и цельность формы.
  • Техническая свобода исполнения.

Требования к знанию музыкальной терминологии

  • знание название термина на итальянском языках, соответствующего году обучения и его перевод,
  • умение видеть и понимать все обозначения в нотном тексте, особенно в тексте исполняемого этюда
  • умение показать любой штрих или прием игры на инструменте

Критерии оценивания выступления обучающихся на техническом зачете

Критерии оценивания исполнения

Динамическая и ритмическая ровность, безукоризненное исполнение нотного текста в темпе Модерато или Аллегретто (в соответствие с техническими требованиями по классам), четкая организация опор, единство темпов во всех исполняемых длительностях.

Динамическая и ритмическая ровность, безукоризненное исполнение нотного текста

Яркое, осмысленное, техничное исполнение, выразительную динамику. Исполнение нотного текста безукоризненное.

Безукоризненное знание музыкальной терминологии своего и предыдущих классов.

Грамотное, техничное исполнение с допущением одного недостатка ( нарушение посадки, или отклонение от норм постановки рук).

Чёткое знание музыкальных терминов, возможны небольшие недочёты в их произношении.

Техничное исполнение, с допущением небольших недочётов (нарушение посадки, недочёты в исполнении текста, отклонения от постановки рук, ошибки в аппликатуре).

Знание музыкальной терминологии – возможны 1-2 ошибки.

Динамическая и ритмическая ровность, небольшие погрешности в исполнении нотного текста в темпе Модерато или Аллегретто (в соответствие с техническими требованиями по классам).

Небольшие погрешности в ритме, в исполнении нотного текста

Исполнение произведения с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично».

Знание музыкальной терминологии своего и предыдущих классов с небольшими неточностями в определениях.

Работа формально выполнена, в игре допущены ошибки текстового плана, которые переигрываются. Исполнение произведения неуверенное. Качество штрихов отступает от нормы, присутствуют ошибки в аппликатуре.

Незнание половины музыкальных терминов, из предложенных комиссией. Их перевода или обозначений.

Учебный материал усвоен не полностью, игра неуверенная, наблюдается суета в исполнении, или наоборот, нелогичные агогические замедления. Нарушения в постановке инструмента, игрового аппарата, неверная аппликатура.

Частичное знание музыкальной терминологии ( как правило меньше половины из положенного).

Нет динамической и ритмической ровности, ошибки в нотном тексте, не соответствие темпов, отсутствие единства темпов.

Нет динамическая и ритмическая ровность, ошибки в нотном тексте

Средний технический уровень подготовки и исполнения, определенные проблемы в исполнительском аппарате.

Неточности в знании терминологии своего класса

У обучающегося наблюдается недостаточная сформированность основных умений и навыков. Характер исполнения теряет целостность из-за многочисленных остановок и переигрываний. Звукоизвлечение слабое, неточное.

Незнание почти всех музыкальных терминов из предложенных комиссией.

Исполнение гамм с частыми остановками, с ошибками в нотном тексте, не соответствие темпов и единства ритмической структуры.

Ошибки в нотном тексте, исполнение с частыми остановками.

И сполнение музыкального произведения с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, с ошибками в нотном тексте.

Не знание терминологии своего класса.

Отказ от выступления по причине невыученности учебной программы.

Требования по знанию музыкальной терминологии

Размер – две цифры, записанные в виде дроби. Верхняя цифра определяет количество долей в одном такте, нижняя – чему равна каждая доля.

Метр — равномерное чередование сильной и слабой доли

Ритм — чередование длительностей нот.

Пауза – знак молчания

Фраза – часть музыкального предложения

Позиция – положение пальцев левой руки на грифе.

Номер позиции равен номеру лада, на котором находится первый палец левой руки.

Натуральные флажолеты производятся путем создания звукового узла в середине колеблющейся части струны. Металлический порожек между XII и XIII ладом делит струну на две равные части. Именно в этом месте на каждой открытой струне можно извлечь натуральный флажолет, звучащий на октаву выше открытой струны.

Знаки сокращенной записи нотного текста:

Реприза – знак повторения.

Вольта – разные окончания в одинаковых предложениях.

Штрихи – способы исполнения музыки.

  • apoiando (апояндо) — игра с опорой
  • tirando (тирандо) – игра без опоры
  • legato (легато) — связно
  • non legato (нон легато) – не связно
  • staccato (стаккато) – отрывисто

Динамика – сила звука.

  • ff (фортиссимо) – очень громко
  • f (форте) — громко
  • mf (меццо форте) – не так громко
  • mp (меццо пиано) – не так тихо
  • p (пиано) — тихо
  • pp ( пианиссимо) – очень тихо
  • cresc ( крещендо) – постепенно усиливая звук
  • dim (диминуэндо) постепенно ослабляя звук
  • sf (сфорцандо) – акцент на звуке, выделить с силой
  • subito (субито) – неожиданно, внезапно, вдруг
  • sp (субито пиано) – неожиданно тихо

Знаки альтерации. Альтерация – изменение

диез – повышает ноту на полтона (на один лад)

бемоль — понижает ноту на полтона (на один лад)

бекар – знак отмены диеза или бемоля

дубль диез – повышает ноту на один тон (на два лада)

дубль бемоль –понижает ноту на один тон (на два лада)

Барре – прием игры, при котором первый палец левой руки на определенном ладу прижимает от трех и более струн одновременно.

Малое барре – прием игры, при котором первый палец левой руки одновременно на определенном ладу прижимает три струны

Арпеджио – поочередное быстрое звучание разных струн

Глиссандо с фиксацией и без фиксации последнего звука – скользя вдоль струны до определенного лада или не фиксируя последнюю ноту

Эффект барабана, получаемый перекрещиванием струн,

Тамбурин – удар кистью правой руки по струнам у подставки

расгеадо – дробь – поочередно, начиная с мизинца, всеми пальцами правой руки ногтевой фалангой ударять по всем струнам гитары, начиная с 6 струны

Цифровка – буквенно-цифровое обозначение аккордов

Аккорд – сочетание трех и более звуков

Трезвучие – сочетание трех звуков, взятых по терциям

Секстаккорд – первое обращение, обозначается цифрой «6», состоит из терции и кварты.

Квартсекстаккорд – второе обращение, обозначается цифрами «64», состоит из кварты и терции

Устойчивые ступени лада – 1, 3, 5.

Главные ступени лада – 1, 4, 5.

1 – тоника (тоническое)

4 – субдаминанта ( субдаминантовое)

5 — даминанта (даминантовое)

Фермата– знак задержания звука

Темпы – скорость звука

rallentando – замедляя, расширяя

Allegro (аллегро) – быстро

allegretto (аллегретто) — оживленно

moderato (модерато) — умеренно

lento (ленто) — протяжно

largo (ларго) — широко

adagio (адажио) – медленно, спокойно

andante (анданте) – не спеша, в темпе спокойного шага

andantino (андантино) – чуть живее

Одноименные гаммы – гаммы с одинаковыми тониками, но разными ладами.

Параллельные гаммы – гаммы с одинаковыми ключевыми знаками, но разными ладами и тониками.

  • гармонический минор– повышается седьмая ступень при движении гаммы вверх и вниз.
  • мелодический минор– при движении гаммы вверх повышается шестая и седьмая ступени, а при движении вниз – звучит натуральный минор.
  • натуральный минор – лад музыки, который строится по определенной схеме

Темпы – скорость звука

Vivo (виво) — живо

a tempo ( а темпо) – в первоначальном темпе

tempo primo ( темпо примо) – в первоначальном темпе

skerzo (скерцо) – шутка, шутливо

dolce (дольче) – нежно, ласково

leggiaro (леджьерро) – изящно, грациозно, легко

rall (раллентандо) – замедляя, расширяя

rubato (рубато) – свободно изменяя темп

simile (симиле) – так же

Техническое легато – восходящее и нисходящее легато.

Восходящее легато – последующая нота находится выше предыдущей. Первая нота играется правой рукой, остальные – ударом пальца

Нисходящее легато – последующая нота находится ниже, чем первая. Первая нота играется правой рукой, остальные – срывом пальца левой руки.

Тремоло – поочередное быстрое повторение одного и того же звука путем быстрой смены пальцев правой руки a m I, извлекающих звук на одной струне

Мелизмы — украшения в музыке

Мордент – два звука, на которых первый палец на высоте основному, а второй обычно находится на тон лил полутон выше либо ниже. В первом случае, то есть при восходящем морденте, первые два звука исполняются, как восходящее легато, а третий, основной, — как нисходящее: палец, который извлек второй звук, энергично оттягивает струну и заставляет таким образом чисто о отчетливо звучать основной звук. Эти два комбинированных легато исполняются слитно и максимально быстро.

Форшлаг — это дополнительный звук, не имеющий самостоятельной длительности. Он предшествует главному звуку с определенной длительностью (оба звука исполняются с одинаковой силой). Он исполняется так же, как две залигованные ноты, но очень быстро (Школа Агуадо, урок 27). Форшлаг бывает нисходящим и восходящим, одинарным и двойным, глиссандовым.

Одинарный форшлаг находится на расстоянии тона или полутона от основного звука.

Одинарный восходящий форшлаг – дополнительный звук извлекается пальцем правой руки, а последующий главный звучит от удара по струне пальцем левой руки.

Одинарный нисходящий форшлаг исполняется, как нисходящее легато, присеем настолько быстро, что создается впечатление одновременного звучания дополнительного и основного звуков. (Школа Э. Пухоль урок 107)

Двойной форшлаг состоит из двух звуков.

При восходящем форшлаге извлекается только первый звук, а второй и основной звучат в результате последовательного и энергического опускания двух пальцев на другие лады.

Глиссандовый форшлаг – исполняется с помощью глиссандо, заканчивающегося на основном звуке. при коротком форшлаге (нотка с перечеркнутым штилем) глиссандо исполняется быстро, давление на струну усиливается по мере приближения пальца к основному звуку (Школа Э. Пухоль урок 107)

Группетто – состоит из четырех дополнительных звуков, стоящий перед главным. Здесь имеются четыре группы, исполняемые легато: одно восходящее, два нисходящих и последнее, связывающее четвертый звук группетто с основным, — восходящее. Правая рука участвует только в извлечении первого звука группетто, а остальные четыре звука, включая основной, извлекаются левой рукой (Школа Э. Пухоль урок 111).

Трель – быстрое чередование двух соседних звуков.

Вибрато – колебание влево и вправо пальца левой руки, прижавшего струну.

Темп – скорость звука

adagio assai (адажио ассаи) весьма медленно

allegro assai (аллегро ассаи) – весьма быстро

tenuto (тэнуто) — выдержанно

marcato (маркатто) – выделяя, подчеркивая

presto (прэсто) – быстро

presstissimo ( прэстиссимо) – очень быстро

poco (поко) — немного

poco a poco (поко а поко) — постепенно

meno nosso (мено моссо) – медленнее, чем было

piu mosso (пиу моссо) – быстрее, чем было

ad libitum ( ад либитум) – по желанию

Amoroso – аморозо – страстно, любовно

dramatico – драматико — драматично

fantastico – фантастико – фантастично

volante – воланте – летающее, порхающее

misterioso – мистериозо – таинственно

Мелизмы (форшлаг, мордент, группетто, трель)– украшения звуков.

Вибрато – колебание влево и вправо пальца левой руки, прижавшего струну.

Искусственные октавные флажолеты производятся путем создания звукового узла в середине колеблющейся части струны. Металлический порожек между XII и XIII ладом делит струну на две равные части. Именно в этом месте на каждой открытой струне можно извлечь натуральный флажолет, звучащий на октаву выше открытой струны. Соответственно, искусственный (октавный) флажолет, если струна прижата на 1 ладу, извлекается у порожка, разделяющего XIII – XIV лад. на струне, прижатой на II ладу, октавный флажолет производят у порожка XIV – XV ладов и т.д. Следовательно, флажолет на струне, прижатой на ладу n, извлекается у порожка XII + n ладов.

3. РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ

3.1. Работа над упражнениями.

Технический материал не должен терять музыкального содержания: игра этюдов, тренировка технических элементов, гамм проводится хорошим звуком с осмысленной фразировкой каждого мотива. при технической работе допускается различная градация силы звука, но «форте» не должно превращаться в грубую «долбежку», а «пиано» — терять певучесть тона. Темпы для упражнений выбираются не слишком медленные (в этом случае нарушается смысловая связь звуков) и не слишком подвижные (тогда обучающийся не успевает контролировать работу пальцев).

Всякая техническая тренировка построена на многократном повторении упражнения. Дети не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу необходимо сделать более привлекательной для обучающегося. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенного ритма.

При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц.

Однако чрезмерно фиксировать внимание обучающегося на двигательных приемах опасно. Их следует ему показывать, а не навязывать, и лишь помогать самостоятельно находить наиболее рациональные движения.

«Лекарством» против бессмысленной игры могут служить использование упражнения в виде различных песенных попевок и мелодических фигур Работу над такими упражнениями следует вести систематически и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и все большей ясности артикуляции. для развития «независимости» пальцев полезны упражнения в виде различных мелизмов — мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в разных вариантах.

3.2. Работа над гаммами.

Зачем играть гаммы.

Гаммы — это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, но и своей простотой и универсальностью. Выучить гамму просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться очень многому. Можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одних задач на другие, которые неизбежно встречаются в художественном произведении, главная цель которого — создание музыкального образа.

Важно не просто выучить гамму и поиграть ее. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, нужно извлечь пользу из исполнения гамм. Это — технический аспект работы.

Второй аспект — теоретический. И музыкальная теория, и техника требуют точных и конкретных знаний, активного включения памяти и внимания обучающегося.

Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладение певучим плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед обучающимся ставится задача постепенно прибавления темпа. для более быстрого и надежного освоения гамм удобно изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам.

На первом году обучения целесообразно заниматься гаммами в первой позиции с максимальным использованием открытых струн и минимальным использованием слабого четвертого пальца левой руки. Здесь подойдет аппликатура Х. Сагрераса, Э. Пухоля или Ф.Карулли.

Именно гаммы позволяют тщательно распределить и дозировать нагрузку на каждый палец, что ведет к их физическому развитию, а тщательная работа над исполнением гамм дает быстрый технический рост.

Со второго класса необходимо вводить исполнение гамм по аппликатуре А.Сеговии. Эта аппликатура имеет ряд преимуществ:

  • активное включение в игру слабых пальцев (мизинца и безымянного на левой руке);
  • формирование позиционного мышления при отсутствии растяжки;
  • интенсивная отработка приемов смены позиции;
  • оптимальность количества аппликатурных формул. [2]

Начинать изучение гамм целесообразно с двухоктавных мажорных гамм с пятой струны. Среди гамм Сеговии есть гаммы с однотипной аппликатурой. Например, аппликатура левой руки в гаммах до мажор и ре мажор одинаковые, но все ноты прижимать нужно на 2 лада выше.

Типовыми двухоктавными мажорными гаммами являются:

  • до мажор, ре-бемоль мажор, ре мажор, ми-бемоль мажор.
  • начало на пятой струне вторым пальцем левой руки;
  • первая октава играется в обной позиции, а вторая — в другой;
  • смена позиций происходит на третьей струне;
  • ход вниз происходит по тому же пути, что и вверх.

Типовыми двухоктавными минорными гаммами являются:

  • до минор, до-диез минор, ре минор, ре-диез минор.
  • начало на пятой струне первым пальцем левой руки;
  • минор мелодический, при движении вверх повышается 6 и 7 ступень, при движении вниз — звучит натуральный минор;
  • ход вниз по иному пути, чем вверх;
  • смена позиций на четвертой струне при ходе вверх, и по первой — вниз.

Типовыми трехоктавными гаммами являются:

  • соль мажор, ля-бемоль мажор, фа-диез мажор.
  • начало на шестой струне вторым пальцем;
  • ход вниз по иному пути, чем вверх;
  • гамма трехоктавная, поэтому смена позиций происходит 5 раз.

Типовые трехоктавгные минорные гаммы:

  • соль минор, соль-диез минор, фа-диез минор, фа минор.
  • начало на шестой струне первым пальцем;
  • минор мелодический, при движении вверх повышается 6 и 7 ступень, при движении вниз — звучит натуральный минор;
  • ход вниз по иному пути, чем вверх;
  • гамма трехоктавная, поэтому смена позиций происходит 6 раз.

Нетиповые мажорные гаммы:

  • ля мажор, си-бемоль мажор, си мажор, ми мажор, фа мажор.
  • все гаммы трехоктавные;
  • каждая гамма играется по своей особенной формуле;
  • главное — разобрать ход наверх;
  • ход вниз в фа мажоре такой же, как ход наверх, в ля, си, си-бемоль мажоре — такой же, как в типовом соль мажоре, в ми мажоре — похож нап соль мажор;
  • гаммы ля, си, си-бемоль мажор оканчиваются не в той позиции, в которой начинаются.

Нетиповые минорные гаммы:

  • ля минор, си-бемоль минор, си минор, ми минор.
  • все гаммы трехоктавные;
  • минор мелодический, при движении вверх повышается 6 и 7 ступень, при движении вниз — звучит натуральный минор;
  • в гаммах си и си- бемоль минор аппликатурные формулы одинаковые.

При работе над гаммами необходимо добиваться решения следующих задач:

  • постановки игрового аппарата;
  • совершенствования звукоизвлечения;
  • выучивания гаммы наизусть;
  • запоминание знаков при ключе;
  • свободы исполнительского аппарата и релаксации мышц (свобода, релаксация, лабильность);
  • чередования пальцев правой руки независимо от действий левой;
  • ловкой смены струн;
  • умения координировать действия рук, добиваясь связности;
  • гибкости при смене позиций;
  • исполнение гамм разными штрихами, артикуляции;
  • беглости и ровности;
  • экономичности движений;
  • стабильности и выносливости.

3.3. Работа над этюдами.

С обучающимися младших классов целесообразно разбирать этюд в классе, чтобы научить ребенка грамотному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым закладывается основа для дальнейшей самостоятельной работы. С течением времени следует давать задания по разбору нотного текста самим обучающимся.

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития обучающегося. Методы работы над этюдом включают в себя методы работы над упражнениями. Разучивание этюда должно проходить в спокойном, но не медленном темпе. Необходимо следить за четкой артикуляцией, грамотной фразировкой, игра по отдельным разделам формы и целиком. отрабатывать отдельно пассажи, мотивы, фразы, и т.д. Понимание мелодической структуры пассажей, их мотивного строения. можно представить пассаж как цепочку звеньев, Обучающийся занимается каждым звеном отдельно, а потом — собирает их. Для полноценного технического развития обучающегося необходимо использовать этюды с разной фактурой. Целесообразно периодически возвращаться к ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.

Необходимо способствовать тому, чтобы обучающийся как можно раньше научился самостоятельно работать над этюдами, представляя зависимость технических приемов от характера звучания произведения, понимая предстоящие задачи в домашних занятиях, накапливая средства и методы работы над разной фактурой и мог применять их без подсказки преподавателя.

Однако опасно форсирование продвижения обучающегося, не имеющего достаточной технической подготовки. Это приводит к мучительному «натаскиванию», что только мешает росту маленького музыканта.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Значимую роль в учебном процессе призваны сыграть классные концерты. Они способствуют воспитанию чувства товарищества, вовлечения обучающихся в коллективное музицирование. А также — подготовка обучающегося к публичному выступлению.

Выступление обучающихся могут включать в себя как пьесы, так и этюды. Классные концерты можно представить как технические выступления-фестивали, где каждый обучающийся может показать свое мастерство. А если в конце выступлений всех обучающихся поощрить КАЖДОГО конкурсанта, это даст мощный стимул (мотивацию) для дальнейшего обучения.

Поощрения могут быть в любой форме. Это могут быть грамоты, благодарственные письма:

  • за удачный дебют,
  • за мелодичность исполнения,
  • за волю к победе,
  • за артистизм,
  • за любовь к музыке и т.д.

Желательно, чтобы обстановка при этом была достаточно непринужденной, участники выступали бы с удовольствием.

1. Информационные материалы областного совещания директоров ДМШ, ДШИ, ДХШ. г Санкт-Петербург

2. Информационные материалы «Международной школы гитары»

А.Н.Князев «Проблемы постановки игрового аппарат в гитарном классе»

3. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ Москва

4.Дельнова В. «Педагоги делятся опытом» Вопросы музыкальной педагогики. Москва

5. Козлов М. Рабочая тетрадь гитариста. Техника исполнения гамм. «Композитор» Санкт-Петербург 2009

2. ГИТАРНАЯ ПОСТАНОВКА ИГРОВОГО АППАРАТА

Проблемы постановки- одно из фундаментальных проблем музыкальной педагогики. В широком смысле — постановка игрового аппарата есть индивидуальный путь приспособления организма обучающегося ( т.е его психики и двигательно-исполнительского аппарата) к требованиям исполняемой музыки и данного инструмента. Уже из этого определения ясно, что не может существовать некой идеальной, или универсальной постановки, одинаково подходящей для всех учеников, или даже одинаковой для разных этапов развития одного обучающегося.

Важно понимать, что постановка — это процесс, процесс всегда индивидуальный и часть непредсказуемый. не нужно ориентироваться на внешние признаки, бездумно копируя постановку кого-либо. Нужно искать индивидуальную.

Принципы гитарной постановки:

  • многовариантность;
  • активность;
  • рациональность и экономичность;
  • приоритет слабых и главных звеньев;
  • динамичность;
  • гибкость;
  • устойчивость;
  • изменчивость

[1] Информационные материалы областного совещания директоров ДМШ, ДШИ, ДХШ

[2] Козлов М. Какую аппликатуру предпочесть. Рабочая тетрадь гитариста. стр. 4

Источник

Оцените статью