- Концерт 1 чайковского для фортепиано с оркестром 3 класс
- 3 класс. П.И.Чайковский, концерт №1
- В концертном зале Музыкальное состязание
- Концерт Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра, состоящее из 3 частей
- Концерт Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга
- Первый концерт для фортепиано с оркестром
- Петр Ильич Чайковский очень любил свою
- В третьей части — финале «Концерта №1»
- Украинская песня-закличка «Веснянка»
- Первый концерт для фортепиано с оркестром
- Урок музыки 3 класс «Концерт» план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Концерт 1 чайковского для фортепиано с оркестром 3 класс
П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в отечественной культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.
Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Практические все лето 1874 года композитор был занят сочинением своей оперы «Кузнец Вакула», успешно завершив ее в августе этого года. В то же время его начинают одолевать мысли о написании фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Он упоминал в своих письмах к Модесту Чайковскому о своих замыслах, указав также на то, что сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была готова партитура, но только лишь в переложении для двух фортепиано. Оркестрована она была в феврале 1875 года.
К сожалению, не все друзья оценили сразу новое сочинение композитора. Николай Григорьевич Рубинштейн, для которого Чайковский и создавал свое творение, раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Это очень задело автора и послужило причиной разногласия между музыкантами. Маэстро строго заявил, что ничего менять в партитуре не будет. Обо всем этом Петр Ильич спустя три года рассказал в одном из писем к Ф. фон Мекк.
Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт, был страстным почитателем его творчества. Впервые пианист исполнил произведение в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя некоторое время уже российская публика смогла познакомиться с шедевром Чайковского благодаря Г. Кроссу, который исполнил концерт в Санкт-Петербурге. Оркестром дирижировал Э. Направник. Петр Ильич при этом присутствовал в зале в качестве зрителя. Вот только композитору не понравилось исполнение и он остался крайне недоволен. 31 ноября 1875 года начинающий пианист Сергей Танеев выступил перед московской публикой с Первым концертом. Оркестром дирижировал Н. Рубинштейн, который ранее отказался его исполнять. Эта премьера прошла более удачно и публика очень тепло встретила работу композитора. Чайковский остался весьма доволен этим исполнением.
Н. Рубинштейн смог убедиться в том, что ошибался на счет произведения и уже через несколько дней после премьеры сам включил его в свой репертуар. Так, начиная с 1878 года он успешно представил его в разных городах страны. В 1879 году в Париже Николай Григорьевич и вовсе произвел настоящий фурор, блестяще исполнив сочинение Чайковского.
Интересные факты
- Примечательно, что первоначально концерт был написан специально для исполнения Н.Г. Рубинштейном. Однако тот назвал партитуру довольно сложной и отказался от нее. В связи с этим Чайковский был вынужден исправить посвящение. Сначала он указал имя своего ученика С. Танеева. Однако потом передумал и вписал немецкого пианиста и ученика знаменитого Ф. Листа, Г. фон Бюлова. Исследователи отмечают, что причина отказа Рубинштейна скорее всего в новаторстве произведения, а никак не сложности партитуры.
- Всего существует три редакции Первого концерта, но наибольшую популярность получила последняя, которая была сделана уже после смерти композитора. Авторская редакция была исполнена в конце XX века лишь пианистом Лазарем Берманом совместно с симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Ю. Темирканова.
- Встретив негативные отзывы о своем концерте, Чайковский обратился за советом к своему коллеге Карлу Клиндворту. Тот и посоветовал ему обратить внимание на немецкого пианиста Г. фон Бюлова.
- После успешной премьеры Концерта в Санкт-Петербурге, Чайковский, находясь под впечатлением, поспешил исправить посвящение и вписал имя С. Танеева. Но внимательно поразмышляв, он все же зачеркнул его и поставил инициалы первого исполнителя – Ганса фон Бюлова.
- Первый концерт до сих пор входит в обязательную программу финала Международных конкурсов им. Чайковского (с 1958 года).
- Во время заграничных гастролей, Чайковскому пришлось исполнять Первый концерт (композитор выступал в качестве дирижера), так горячо полюбился он публикой. Даже при открытии «Карнеги Холл» в Нью-Йорке было представлено это произведение под управлением Петра Ильича.
- Любопытно, что это сочинение звучало и на последнем концерте Чайковского, где он управлял оркестром. Партию фортепиано исполнила американская пианистка Аус дер Оэ. Помимо Первого концерта в программе была представлена его Шестая симфония. Исследователи отмечают, что подобным образом композитор простился не только с русской публикой, но и всеми современниками.
- С. Танеев назвал сочинение первым русским концертом, что полностью соответствует действительности.
- Любопытно, что Кюи и Ларош, после первого знакомства с Концертом, написали практически разгромные рецензии. Лишь после исполнения произведения Н. Рубинштейном они кардинально изменили свое мнение. Спустя время критики направили восторженные отзывы композитору.
- Чайковский не был виртуозным пианистом, поэтому при написании концерта он консультировался по поводу технических подробностей с П. Пабстом.
- Известный пианист Андрей Гаврилов высказал мысль, что на всей земле не встретишь человека, не знающего начальную тему Концерта. Этот мотив заслуженно можно назвать эмблемой композитора.
Содержание Концерта для фортепиано Чайковского
Музыкальная часть концерта основана на украинских народных мелодиях, как композитор и задумывал с самого начала.
Первая часть открывается интродукцией с блестящей темой. Она не похожа ни на что, особенная, выражающая торжество и мощь в ослепительном сиянии. Ее можно назвать по праву Гимном жизни. Главная партия основана на народном напеве лирников (песня под аккомпанемент лиры). Это не прямая цитата, Чайковский использовал лишь часть напева. Оригинал построен на жалобных интонациях, здесь же тема приобретает скерцозность. Первая часть является наиболее важной и определяет характер всего цикла.
Вторая часть совершенно иная. В ней композитор попытался совместить традиционную медленную часть и скерцо (впоследствии этот прием использовали другие композиторы). В этой части Чайковский использовал французскую народную песню, красивая и плавная начальная мелодия построена на народных интонациях. По свидетельствам Модеста Петровича, они часто в детстве напевали ее.
Финал концерта необычайно яркий, он всегда привлекал особое внимание публики. Здесь композитор использовал украинскую хороводную песню «Выйди, выйди, Иваньку». Даже Бюлов отмечал в своих письмах, что на концертах публика требовала повторить исполнение финала. Оригинально трактует Чайковский форму третьей части, используя рондо-сонату. В конце звучит торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее.
Исследователи отмечают близость концерта к симфонии. С этим действительно не поспоришь, ведь он наделен всеми чертами сонатно-симфонического цикла – это многогранная концепция, принцип контраста, развитые формы, яркие и индивидуальные темы.
Три редакции концерта
Первый концерт Чайковского существует в трех различных редакциях. Отчасти причина их появления была связана с недооценкой новаторских приемов композитора, при написании произведения. Вторую редакцию концерта сделал сам Чайковский. Однако эта версия, как и первая, почему-то не прижились. Спустя время появилась третья редакция, которая возникла уже после смерти композитора. Считается, что принадлежит она пианисту А. Зилоти. Тяжелые аккорды, открывающие концерт, были заменены на более мягкое арпеджио. В финале была вовсе сделана купюра, а также изменены темпы в частях. Любопытно, что именно Зилоти считали одним из лучших исполнителей Первого концерта в 80-90-х годах. Он даже лично просил композитора сделать некоторые изменения, например, сократить финал. Но Чайковский не был уверен в необходимости купюр и в итоге отдал партитуру в печать без каких-либо существенных сокращений и правок. Все «преобразования» начались лишь после кончины автора. Именно новая редакция получила наибольшее распространение и известность.
Пианист Андрей Хотеев в 1998 году совместно с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского исполнил и записал на диск все произведения Петра Ильича для фортепиано с оркестром. При этом сочинения были представлены в авторской редакции. Эта запись произвела фурор и стала отправной точкой, после которой вернулись вновь первоначальные варианты концерта, сделанные самим автором. Чуть ранее пианист Джером Ловенталь также решил обратиться с авторской редакции (1989), записав ее на диск совместно с Лондонским симфоническим оркестром.
Первый концерт оказал огромное влияние на творчество других композиторов, а также на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время это произведение является одним из самых популярнейших сочинений Чайковского во всем мире. Оно входит в репертуар многих именитых пианистов, а также является обязательным произведением в международных конкурсах исполнителей. В нем все прекрасно, праздничные и блестящие темы удивительным образом переплетаются с лирическими, задумчивыми. Каждая из них, подобно драгоценному камню, сверкает множеством граней, искусно обработанных гениальным мастером.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Источник
3 класс. П.И.Чайковский, концерт №1
В концертном зале Музыкальное состязание
В концертном зале
Концерт Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра, состоящее из 3 частей
Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра, состоящее из 3 частей.
Концерт Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга
Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга.
Чайковский, Концерт №1. Денис Мацуев
Первый концерт для фортепиано с оркестром
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского
Этот концерт получил высокое признание во всем мире.
Музыка концерта звучит:
Восторженно
Победно
Широко
Торжественно
Энергично
Душевно
Мечтательно
Петр Ильич Чайковский очень любил свою
Петр Ильич Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил:
«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»
Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях.
В третьей части — финале «Концерта №1»
В третьей части — финале «Концерта №1» П.И. Чайковский использовал украинскую народную тему — напев лирников.
Это песня-закличка «Веснянка».
Украинская песня-закличка «Веснянка»
Украинская песня-закличка «Веснянка»
Выйди, выйди, Иванку,
Заспивай нам веснянку.
Зимували, не спивали,
Весну дожидали.
Первый концерт для фортепиано с оркестром
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, 3 часть (финал)
Мне в юности та музыка казалась Весны приходом, гласом в облаках, И чистая капель по клавишам стучала, Ручьи журчали и вливались в океан.
Таисия Ордин
(стихи, посвященные Первому концерту Чайковского)
Источник
Урок музыки 3 класс «Концерт»
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Урок музыки по Критской в 3 классе, тема «Концерт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kontsert_3_b.docx | 237.3 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_kontsert_3_b.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету «Музыка», предметная неделя
Ф.И.О. Зинатова Юлия Владимировна
Предмет: Музыка
Класс: 3 б класс
Тип урока: Комбинированный урок (урок решение учебной задачи)
Тема: Знакомство детей через межпредметные связи с музыкальным жанром «концерт».
1.Познакомить детей с музыкальным жанром концерт
2.Вовлечь в концертно-исполнительскую деятельность.
-Знакомство с новыми музыкальными терминами и явлениями
-развитие чувства музыкального стиля
-расширение словарного запаса
-развитие умения слушать и воспринимать музыку
-развитие умения сравнивать и анализировать
-развитие исполнительской культуры
-воспитание уважения к культурному музыкальному наследию
— воспитание толерантности к культуре других стран и народов
-знание понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель.
-умение проводить интонационно-образный анализ, выступать в роли слушателей и исполнителей, узнавать изученные музыкальные сочинения, определение их авторов
— усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.
Метапредметные:
-освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, изобразительной); логические действия, работа с информацией
-целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыки и разных форм музицирования;
коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников
-работа в группе;
-расширение представлений учащихся о музыкальной культуре
Основные понятия : Концерт, солист, оркестр.
Межпредметные связи: История, Изобразительное искусство, окружающий мир, география.
- Учебник. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка» 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2012.
- Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала (1CDMP3).
П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром 1 части,
Р. Роджерс Песенка о звукоряде из мюзикла «Звуки музыки»,
Песня «Служить России» , авторы музыки и слов: Э.Ханок, И.Резник
2 . Художественный ряд
Эрколе де Роберти «Концерт»,
А. Менцель «Флейтовый концерт»,
Я. Вермеер «Концерт».
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая
Виды учебной деятельности:
— осознание учебной деятельности,
— работа в группах,
— элементы проектной деятельности
- Организационный момент.
- Проверка выполнения домашнего задания. Вокально-хоровая работа.
- Введение в тему
- Сообщение нового материала.
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов. Рефлексия
- Домашнее задание (комментирование по его выполнению).
Учитель: Здравствуйте ребята.
- Проверка выполнения домашнего задания. Вокально-хоровая работа.
1) Прежде чем мы с вами начнём петь, нам надо разогреть наш голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие. Для этого сначала встанем правильно — свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты.
2) Приступим к выполнению дыхательной гимнастики для хорошей работы наших органов дыхания – носа и лёгких- когда мы будем петь песню. При выполнении дыхательной гимнастики существуют некоторые правила:
- Вдох происходит через нос – коротко и шумно, выдох через рот, не шумно;
- Во время упражнения надо думать только о вдохе и следить за одновременностью вдоха и движения, в одном ритме со мной.
Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой:
А) Упражнение «Повороты головы»: вдох справа, вдох слева, выдох прямо.
Б) Упражнение «Вверх, вниз»: «лицом к потолку» — вдох, прямо – выдох, «лицом к полу» — вдох, прямо – выдох.
В) Упражнение «Кошка»: лёгкие пружинистые движения + повороты то влево, то вправо + «сбрасывание» движение рук + шумный вдох.
Г) Упражнение «Обними плечи»: руки полочкой на уровне плеч + обнять себя за плечи + шумный вдох, выдох при смене рук.
3) Голосовой аппарат певца выполняет одновременно две функции, с одной стороны, он нам служит для речи, а с другой — служит музыкальным инструментом. Выполним упражнения для щёк, рта, губ…
«Щёчки пожевали», «укольчики», «зубки почистили», «губки и язык покусали», Губы вытянули и круговыми движениями вправо и влево.
- Упражнения со звуком закрытым ртом: «мычание закрытым ртом», «скуление» ( как собачка), интонация вопроса и интонация возмущения.
Наблюдение за правильность выполнения упражнений.
- Упражнение «Дракончик» (глиссандо на гласные звуки – а, о, у, ы, э с самой высокой ноты — головы дракона, до самой низкой – колючего хвоста) (карточка)
- Для хорошего произношения всех звуков при пении дикции предлагаю проговорить знакомую для вас скороговорку, используя карточки с выражением эмоций. Сначала выразительно прочитаем – 1.к. «радостно», 2.к. «Испуганно», 3.к. «грустно», 4 к. «сердито»…
Скороговорка: Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома,
От такого рёва гром,
Притаился за бугром.
4)Теперь мы готовы к пению песни.
Пение песни «Служить России» , авторы музыки и слов: Э.Ханок, И.Резник
Полки идут стеной, красиво держат строй
И гордо шелестят знамёна
Комбат и рядовой единою судьбой
Мы связаны с тобой, друг мой
Служить России суждено тебе и мне
Служить России удивительной стране
Служить России, где солнце новое встаёт
Плечом к плечу идут российские войска
И пусть военная дорога нелегка
Мы будем верою и правдою служить России
В бесстрашие атак спасли мы русский флаг
И дом родной и наши песни,
А коль придёт беда, собою мы тогда,
Отчизну заслоним, друг мой.
Полки идут стеной, красиво держат строй
И вместе с нами вся Россия
И он и ты и я – армейская семья
И этим мы сильны, друг мой.
Учитель: Теперь приступим к изучению новой темы. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо решить ребус.
Решение ребуса. (Слайд 2)
Отгадывание темы урока: «Концерт». (Слайд 3)
Учитель: Кто из вас был в концертном зале?
Ответы учеников: я, я, я…
Учитель: Предлагаю сегодня отправиться в концертный зал!
Поразмышляем над словом:
Ответы учеников: помещение, комната.
Учитель: какой бывает зал?
Ответы учеников: актовый, спортивный, концертный.
Учитель: Что такое концерт?
Ответы учеников: там, где выступают артисты.
- Сообщение нового материала.
Но в музыке слово концерт это не только выступление артистов.
Кто мне скажет цель нашего урока?
Ответы учеников: узнать что такое концерт. (Слайд 4)
Другое значение – музыкальное произведение, которое можно послушать в концертном зале.
Слово концерт пришло в русский язык с других языков:
с латинского – conzerto – «состязаюсь»,
с итальянского – conzerto – «согласие».
Поразмышляем, что значит «состязаюсь», что значит «согласие»
Учитель: А теперь запомним (запишем) определение
Концерт – музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента (Слайд 5) (флейты, арфы, трубы, виолончели, фортепиано и.т.д.) (Слад 6). Есть концерты для голоса и оркестра.
Учитель: Итак, кто же состязается между собой?
Ответы учеников: оркестр и солирующий инструмент.
Учитель: Концерты появились в Италии в XVII веке (карта Европы на слайде) Концерты писали в России и в Европе: А.Вивальди, И.-С.Бах, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, П.Чайковский и С.Рахманинов. Как правило, концерты состояли из 3-х частей. (Слайд 7)
В изобразительном искусстве тоже есть концерты — это картины с названием «Концерт»: Эркоде де Роберти, Адольф фон Менцель, Константин Андреевич Сомов, Ян Вермеер. На всех этих картинах изображена группа людей, исполняющих музыку. Их музыка звучит красиво, потому что они играют вместе, согласуют свою игру.
Музыкантам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Именно этот концерт звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П.И. Чайковского. Этот конкурс проходит раз в четыре года более 50 лет (13 раз) с 1958 года.
Так же как и многие концерты, Концерт № 1 состоит из трех частей. (Слайды 10, 11)
Просмотр видеофрагмента: Концерт № 1 П.И. Чайковского 1 часть (Слайд 12)
Учитель: Давайте отправимся на этот конкурс и послушаем в исполнении пианиста Сергея Григоренко отрывок из 1 части концерта.
Что рисует музыка 1 части?
Что представили себе, слушая музыку?
Как звучит музыка?
Ответы учеников эмоциональному словарю:… (Слайд 13)
Обобщить ответы детей: П. Чайковский любил природу, народ и свою Родину. В 1 части концерта показаны его чувства и отношение к этому.
- Закрепление изученного материала.
- Деление по группам – на две команды. Название команд: «Солнышко», «Облако».
- Эмоциональное пропевание отрывка песни «Папа может» одной группой и отгадывание эмоции другой группой противоположной команды.
- Составить пазл . (Приложение 2) (Слайд 14)
- Решить тест (Приложение 3) (Слайд 15 – 16)
Учитель: В продолжении разговора о концерте, как о музыкальном произведении, где солист и оркестр (т.е. большая группа других исполнителей) «состязаются» между собой давайте вспомним «Песенку о звукоряде» Р. Роджерса из мюзикла «Звуки музыки». Вспомним, как исполняется песня? (учительница поет одна, дети – тоже самое вместе, т.е. как бы соревнуются в исполнении)
Исполнение песни «Песенки о звукоряде» Р.Роджерса
2. До — наш дом, наш милый дом,
Ре — ребячья болтовня,
Ми — микстура перед сном,
Фа — фантазия моя.
Соль — в солонке на столе,
Ля — лягушки под кустом,
Си — сигнал на корабле,
Что плывет обратно в ДО.
Ноты в звуки превратим,
Мы споем любой мотив.
3 . До — наш дом, наш милый дом,
Ре — ребячья болтовня,
Ми — микстура перед сном,
Фа — фантазия моя.
Соль — в солонке на столе, в солонке на столе,
Ля — лягушки под кустом, лягушки под кустом,
Си — сигнал на корабле, корабле
Что плывет обратно в ДО
Ноты в звуки превратим,
Мы споем любой мотив.
Ноты в звуки превратим,
Мы споем любой мотив.
Рефлексия «Поле цветов».
Учитель: На партах у каждой команды представлена картина, которую надо заполнить цветами, выбор цветка должен соответствовать вашему настроению на уроке: оттенки красного – вам было интересно, радостно; оттенки синего – скучно, грустно, неинтересно. (Слайд 17 -18)
- Домашнее задание (комментарий по его выполнению)
Учить песню Г.Струве «Тихая моя, нежная моя мама…»
Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!
Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!
Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!
Папа может, папа может,все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!
Составить пазл из предложенных картин.
- Константин Андреевич Сомов
Источник