- История создания и строение Концерта № 23 A-dur для фортепиано с оркестром
- Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт) — Piano Concerto No. 23 (Mozart)
- Содержание
- Структура
- Концерт 23 моцарта для фортепиано история создания
- Piano Concerto No. 23 (A-dur), K. 488
- Концерт 23 моцарта для фортепиано история создания
История создания и строение Концерта № 23 A-dur для фортепиано с оркестром
История создания и строение
Концерта № 23 A-dur для фортепиано с оркестром
Поселившись в Вене в качестве «свободного художника», не обремененного службой, Вольфганг Амадей Моцарт в восторге написал отцу: «Конечно, здесь фортепианная страна!» Действительно, нигде тогда не играли, не слушали и не печатали столько фортепианной музыки. Венские мастера активно строили и совершенствовали инструменты. Именно с фортепиано в наибольшей степени были связаны планы Моцарта как исполнителя, композитора и педагога. За какие-то четыре года он написал пятнадцать концертов, среди них концерт № 23 ля мажор.
Концерт создавался одновременно с оперой «Свадьба Фигаро» и был закончен 2 марта 1786 года. К нему удивительно подходят слова из другого письма Моцарта: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки…»
Действительно, это одновременно блестящее и глубокое сочинение. В первой части есть и виртуозная каденция, вписанная самим Моцартом в партитуру, и абсолютно невиртуозные соло. Финальное рондо относится к категории «приятных для слуха», прежде всего, благодаря разнообразию: в нем не менее семи различных тем, которыми солист обменивается с оркестром. Но наиболее знаменита вторая часть, вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетие – самый популярный из всех 27 фортепианных концертов .
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт) — Piano Concerto No. 23 (Mozart)
Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор | |
---|---|
№ 23 | |
по В.А.Моцарту | |
Концерт для фортепиано № 23 ля мажор ( К. 488) представляет собой концерт для фортепиано и оркестра , написанной Моцарта . Он был закончен, согласно собственному каталогу Моцарта, 2 марта 1786 года, за два месяца до премьеры его оперы «Свадьба Фигаро» и примерно за три недели до завершения его следующего фортепианного концерта . Это был один из трех подписных концертов, проведенных той весной, и, вероятно, на одном из них играл сам Моцарт.
Концерт написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из одной флейты , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн и струнных .
Содержание
Структура
Фортепианный концерт имеет три движения и обычно длится около 26 минут:
- Аллегро в мажорном и общем времени
- Адажио F ♯ несовершеннолетнего и 6
8 время - Allegro assai ля мажор и алла бреве , форма рондо
Первая часть — ля мажор в форме сонаты . Пьеса начинается двойной экспозицией : первая играет оркестр, а вторая — присоединяется фортепиано. Первая экспозиция статична с тональной точки зрения и достаточно лаконична, третья тема еще не раскрыта. Вторая экспозиция включает солиста и носит модульный характер . Он также включает ранее не слышанную третью тему. Вторая экспозиция орнаментирована, в отличие от первой экспозиции, которой нет. Во второй теме присутствует гармоническое напряжение. Это выражается диссонансами , которые проигрываются в доле, а затем разрешаются интервалом в убывающую секунду. Это также выражается в использовании хроматики в линиях мелодии и баса, которая является источником гармонического напряжения, поскольку слушатели ожидают появления тоники .
Медленная вторая часть в тройной форме имеет несколько оперный тон. Фортепиано начинается только с темы в сицилианском ритме, характеризующейся необычайно широкими прыжками. Это единственное движение Моцарта в F ♯ минор. По большей части динамика мягкая. В середине механизма находится более яркая часть ля мажора, объявленная флейтой и кларнетом, которую Моцарт позже использовал, чтобы представить трио «Ah! Taci ingiusto core!» в его опере 1787 года « Дон Жуан» .
Третья часть — соната-рондо . Он затеняется движениями в других тональностях, как и начальная часть (например, до мажор от ми минор и обратно во вторичной теме), а также с центральной частью, открытие которой в фа-диез минор прерывается мелодией кларнета в ре мажор , вторжение , что, в соответствии с Гердлстона , напоминает тот , который инструментальная музыка в то время была проинформирована оперы — буффа и его внезапные изменения точки зрения, а также сцены.
Источник
Концерт 23 моцарта для фортепиано история создания
- Поддержите наш сайт →
Piano Concerto No. 23 (A-dur), K. 488
Поселившись в Вене в качестве «свободного художника», не обремененного службой, Вольфганг Амадей Моцарт в восторге написал отцу: «Конечно, здесь фортепианная страна!» Действительно, нигде тогда не играли, не слушали и не печатали столько фортепианной музыки. Венские мастера активно строили и совершенствовали инструменты. Именно с фортепиано в наибольшей степени были связаны планы Моцарта как исполнителя, композитора и педагога. За какие-то четыре года он написал пятнадцать концертов, среди них концерт № 23 ля мажор (K. 488).
Концерт создавался одновременно с оперой «Свадьба Фигаро» и был закончен 2 марта 1786 года. К нему удивительно подходят слова из другого письма Моцарта: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки…»
Действительно, это одновременно блестящее и глубокое сочинение. В первой части есть и виртуозная каденция, вписанная самим Моцартом в партитуру, и абсолютно невиртуозные соло. Финальное рондо относится к категории «приятных для слуха», прежде всего, благодаря разнообразию: в нем не менее семи различных тем, которыми солист обменивается с оркестром. Но наиболее знаменита вторая часть, вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетиe — самый популярный из всех 27 фортепианных концертов Моцарта.
Источник
Концерт 23 моцарта для фортепиано история создания
В.А. Моцарт Концерты для фортепиано с оркестром
Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIII века, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком, он уже сочинял композиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всей жизни Моцарт не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью.
Историю создания Концертов для фортепиано Моцарта, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта
В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея Моцарта партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.
Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.
Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.
Интересные факты
- Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5-го концерта.
- В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3-х клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерьми. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.
- Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет. 5 концерт был написал лишь спустя семь лет.
- В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.
- Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего было музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.
- Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились.
- Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 – 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» — это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов.
Концерт для фортепиано с оркестром №9 (Es-dur) KV.271
Это сочинение композитор написал в возрасте 20 лет и посвятил пианистке Женом. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей:
- I часть – это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме.
- II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией.
- III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.
Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра – этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости.
Фортепианный концерт №20 (d-moll) KV.466
Считается одним из популярнейших произведений, написанных гением. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. 10 февраля 1785 года работа над оркестровкой была завершена, а уже 11 февраля композитор непринужденно исполнял музыку для великосветского общества, играя и дирижируя одновременно.
Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части.
Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей:
- I часть написана в сонатной форме. Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии.
- II часть написана в жанре романса. Мрачный d-moll сменяется на легкий B-dur, музыка дарит слушателю внутреннее спокойствие. Виртуозность и импровизационность словно свежий ветер перемен, который может унести далеко от всех невзгод.
- III часть. Несмотря на мрачное начало в финале утверждается оптимистический конец, все в жизни разрешимо.
Сочинение полностью отражает концепцию автора, что свет всегда пробивается сквозь даже самую непроглядную тьму.
Концерт для фортепиано с оркестром №21 (С-dur) KV467
Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. Первое исполнение состоялось 12 марта 1785 года. Музыкант сочинил его всего за три дня, и тут же продемонстрирован публике. Слушатели были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.
Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой:
- I часть – Allegro (быстрая, стремительная, страстная)
- II часть – Andante (медленная, задумчивая)
- III часть – Allegro vivace assai (Быстрая, оживленная)
Первая часть композиции как будто изнутри наполнена светом, радостью и оптимизмом. Оркестровая партия будто выражает ликование, праздник молодой души. Но вдруг, в партии фортепиано проходит холодная минорная тема. На мгновение праздник остановился, подул ледяной ветер, который внес нотку драматизма в веселье. Вновь возвращается жизнерадостный тематизм.
Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато.
Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению.
Фортепианный концерт №23 (A-dur) KV488
Сочинение музыкального произведения связано с переездом в столицу Австрии, Вену. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.
Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора.
Композиция состоит из трех частей:
- I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция.
- II часть написана в жанре сицилианы.
- III часть – это диалог между фортепиано и оркестром.
Блеск и игривость музыки – вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами.
Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе
Произведение | Фильм |
Концерт №9 | «Солнечный супермен» (2014) |
«Пока мы молоды» (2014) | |
Концерт №20 | «Призрак в доспехах» (2017) |
«Моцарт в джунглях» (2016) | |
«Сен-Лоран. Стиль – это я!» (2014) | |
«Принцесса на Рождество» (2012) | |
Концерт №21 | «Разные миры» (2015) |
«Явление» (2008) | |
«Схватка» (2007) | |
«Возвращение Супермена» (2006) | |
Концерт №23 | «Мы женщины» (2015) |
«12 обезьян» (2015) | |
«Новый свет» (2005) |
Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт Моцарта №23
Источник