Концерт 23 моцарта для фортепиано с оркестром анализ

Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт) — Piano Concerto No. 23 (Mozart)

Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор
№ 23
по В.А.Моцарту
Ключ Главный Каталог К. 488 Жанр Концерт Стиль Классический период Составлен 1786 г. ( 1786 ) Опубликовано 1800 ( 1800 ) Движения Аллегро, Адажио, Аллегро ассай Подсчет очков

Концерт для фортепиано № 23 ля мажор ( К. 488) представляет собой концерт для фортепиано и оркестра , написанной Моцарта . Он был закончен, согласно собственному каталогу Моцарта, 2 марта 1786 года, за два месяца до премьеры его оперы «Свадьба Фигаро» и примерно за три недели до завершения его следующего фортепианного концерта . Это был один из трех подписных концертов, проведенных той весной, и, вероятно, на одном из них играл сам Моцарт.

Концерт написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из одной флейты , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн и струнных .

Содержание

Структура

Фортепианный концерт имеет три движения и обычно длится около 26 минут:

  1. Аллегро в мажорном и общем времени
  2. Адажио F ♯ несовершеннолетнего и 6
    8 время
  3. Allegro assai ля мажор и алла бреве , форма рондо

Первая часть — ля мажор в форме сонаты . Пьеса начинается двойной экспозицией : первая играет оркестр, а вторая — присоединяется фортепиано. Первая экспозиция статична с тональной точки зрения и достаточно лаконична, третья тема еще не раскрыта. Вторая экспозиция включает солиста и носит модульный характер . Он также включает ранее не слышанную третью тему. Вторая экспозиция орнаментирована, в отличие от первой экспозиции, которой нет. Во второй теме присутствует гармоническое напряжение. Это выражается диссонансами , которые проигрываются в доле, а затем разрешаются интервалом в убывающую секунду. Это также выражается в использовании хроматики в линиях мелодии и баса, которая является источником гармонического напряжения, поскольку слушатели ожидают появления тоники .

Медленная вторая часть в тройной форме имеет несколько оперный тон. Фортепиано начинается только с темы в сицилианском ритме, характеризующейся необычайно широкими прыжками. Это единственное движение Моцарта в F ♯ минор. По большей части динамика мягкая. В середине механизма находится более яркая часть ля мажора, объявленная флейтой и кларнетом, которую Моцарт позже использовал, чтобы представить трио «Ah! Taci ingiusto core!» в его опере 1787 года « Дон Жуан» .

Третья часть — соната-рондо . Он затеняется движениями в других тональностях, как и начальная часть (например, до мажор от ми минор и обратно во вторичной теме), а также с центральной частью, открытие которой в фа-диез минор прерывается мелодией кларнета в ре мажор , вторжение , что, в соответствии с Гердлстона , напоминает тот , который инструментальная музыка в то время была проинформирована оперы — буффа и его внезапные изменения точки зрения, а также сцены.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Моцарт. Концерт №23

Пятница, 13 Сентября 2013 г. 19:25 + в цитатник

Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №23

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт:

Концерт для фортепиано с оркестром №23 , KV488

Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио
дирижёр Александр Гаук,
Москва, 1943.

Это совершенно особый мир. Какой интимности и затаённости приглушённых чувств достигает Юдина, какая тончайшая нюансировка и высочайшего вкуса в произнесении каждой фразы! Какое эстетическое наслаждение слушать эту высокую, полную грусти поэзию! Невольно вспоминается, как Мария Вениаминовна в своих концертах читала на бис стихи Гумилёва, Ахматовой, Пастернака .

Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят — «поёт», нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!

Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, — без визуального, почти гипнотического восприятия М. Юдиной за роялем — особенное, ни с чем не сравнимое ощ ущение!

Виктор Деревянко, ученик и друг Юдиной

«Другая» жизнь — это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка Юдиной с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного — Шенберга, Берга, Веберна.

В этой другой жизни — письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью 23 концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали — за одну ночь.

Bolshoi Ballet principal Konstantin Ivanov performs the role of Mozart who meets the Muse, danced by Yoo Joon Bae in 2002. The music is Piano Concerto No. 23 by Wolfgang Amadeus Mozart.

Источник

Урок музыки: Концерт № 23 В. А. Моцарта.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

1. Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений.

2. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.

1. В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

2. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение).

Характеристика видов деятельности:

1. Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта).

Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка).

Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.

Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.

Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.

Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?

Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.

Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра: термин «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаться». В творчестве Моцарта концерт занимал особое место.
Моцарту было лишь одиннадцать лет, когда он сочинил свой первый концерт для фортепиано с оркестром. Всего его перу принадлежит двадцать семь сочинений в этом жанре.
Моцарт синтезировал искания своих непосредственных предшественников и в своём творчестве довёл жанр концерта до классического совершенства: установил классическую последовательность и значение частей концерта:
I ч. — сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция — чисто оркестровая, вторая — с участием солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает, скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло — каденция. В каденции, когда оркестр замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал всё, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Однако, существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им для исполнителей.
II ч. — лирический центр всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III ч. — быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Концерт № 23 был написан в 1786 году в дни Великого поста, когда спектакли и подобные им развлечения запрещались, но публика всё равно желала слушать музыку, поэтому концертная жизнь в этот период резко активизировалась. Моцарт, целенаправленно добившийся репутации лучшего в Вене пианиста, не мог упустить такой момент.
При жизни Моцарта этот концерт не издавался, его впервые напечатали в Лейпциге уже в XIX столетии.

Вопросы и задания:

1. Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?

2. Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?

3. Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?

4. Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.

Источник

23-й фортепианный концерт (Моцарт)

Двадцать третий концерт для фортепиано ля мажор, KV 488 является фортепианный концерт по Вольфганга Амадея Моцарта . По другому подсчету, который учитывает только фортепианные концерты исключительно самого Моцарта, это 17-й фортепианный концерт композитора.

Содержание

Возникновение

23-й фортепианный концерт был завершен 2 марта 1786 года. Создан параллельно с оперой «Женитьба Фигаро» . Как и его предшественники после 15-го фортепианного концерта , это один из величайших венских концертов, которые Моцарт сочинил для своих собственных концертных выступлений. В сентябре 1786 года Моцарт отправил произведение вместе с несколькими другими композициями своему другу Йозефу Марии , принцу Фюрстенбергскому в Донауэшинген , чтобы он мог исполнить произведения.

Под музыку

1-я часть: Аллегро

Первая часть начинается с приглушенной темы струнных, из которой развивается веселая основная идея. Вторая тема более лирична и имеет длинный трейлер. Следующая сольная экспозиция возвращает обе темы в соответствии с правилами, но немного расширяет первую. С другой стороны, переход к реализации не совсем регулярный, так как практически независимая третья тема развивается в самом начале. Практически все развитие использует эту идею с вариациями и междометиями из фортепиано. В конце перепросмотра также возникает эта мысль, которая показывает, что Моцарт долгое время более свободно интерпретировал формальный принцип перепросмотра и, как и в нескольких предыдущих концертах, включает в себя развитие событий. Необычно Моцарт написал сольную каденцию в этом концерте . Это доказывает содержательно-интегрированную функцию каденции в общей концепции движения. Тем не менее Леопольд Годовский написал альтернативную каденцию для этого движения. Движение завершается коротким заключительным ритурнелем оркестра. Этот финал кажется почти неуместным и заканчивается маленькой вращающейся фигуркой в меццопиано .

2-я часть: Адажио

Адажио в Sicilianotakt представляет собой эмоциональную направленность произведения. Моцарт предписывает адажио как обозначение темпа, что противоречит его собственному требованию, что «в концертах должно быть анданте, а не адажио».

Мелодия исполняется сольным фортепиано. Редкая для Моцарта тональность фа-диез минор придает движению особое звучание. Оркестр присоединяется к теме, затем оркестр и фортепиано соло интонируют основную тему в общем причитании. Затем более легкая, вторая мысль ля мажор исполняется трио флейты и двух кларнетов и удваивается фортепиано соло, когда на нее отвечает. Однако этот поворот недолговечен, поскольку повторяется первая часть. Тема представлена ​​здесь в разнообразной и развернутой форме. Перед следующей кодой последняя часть основной темы снова варьируется фортепьяно и оркестром. Так что это бесплатное приложение в форме песни из трех частей. Движение затихает с несколькими аккордами фортепиано .

3-я часть: Allegro assai

Внезапная, оптимистичная основная тема последнего большого рондо сильно контрастирует с предыдущим Адажио по содержанию: тема припева состоит из двух следующих одна за другой тем. Первый куплет вызывает мысль ми минор, которая быстро преобразуется в ми мажор. Это длинный трейлер, состоящий из нескольких эпизодов . Затем следует краткое возвращение к теме припева, которая для второго куплета неожиданно модулирована фа-диез минор. Эта тема также состоит из двух частей: вторая часть ре мажор следует за второстепенной темой. Последующее повторение припева приводит только ко второй части темы и сразу же приводит к повторению первого куплета ля минор. Только после этого повторяется первая часть темы припева. Вся заключительная часть движения теперь работает с этой темой, которая также используется в коде .

Как и в фортепианном концерте KV 453, заключительная часть объединяет мир концерта с Buffocoda . Это могло быть связано с тем, что концерт был создан одновременно со свадьбой Фигаро .

Положение дел

23-й фортепианный концерт KV 488 — один из фортепианных концертов, известных как симфонические концерты Моцарта . Он имеет много общего с фортепианными концертами KV 482 и KV 491 , так как это единственные фортепианные концерты Моцарта, в которых вместо гобоев предписаны кларнеты. Поэтому эти три концерта часто называют концертами для кларнета . Инструментарий, однако, значительно отличается от двух других концертов, поскольку работа оркестрована больше как камерная музыка. Отсутствуют трубы и литавры, как и на более ранних концертах камерной музыки 1784 года.

Концерт для фортепиано KV 488 представляет собой воплощение классического фортепианного концерта и является одним из самых известных произведений Моцарта. Партия фортепиано снова более виртуозная, чем на предыдущем 22-м концерте. Формальная структура концерта довольно прогрессивная. В первой части отдельные компоненты сонатной формы занимают примерно одинаковое пространство. Только повторение длиннее, поскольку в него включается прогресс, достигнутый в реализации. Этот подход указывает на Бетховена больших фортепианных концертов и романтических произведений этого жанра. Между частями существует тесная тематическая связь, которую раньше можно было найти только в фортепианном концерте К. 466 . Это также указывает на будущее фортепианного концерта.

В целом фортепианный концерт KV 488 является ярким примером позднего и зрелого фортепианного концерта Моцарта. Именно поэтому он, вероятно, будет пользоваться даже большей популярностью, чем большинство других концертов композитора.

Источник

Оцените статью