Концерт бортнянского для фортепиано с оркестром

Концерт бортнянского для фортепиано с оркестром

Бортнянский, будучи учителем игры на клавесине княгини Марии Фёдоровны (супруги будущего императора Павла I), написал для неё ряд сочинений, среди которых выделяется Concerto di Cembalo. Этот концерт, найденный в 1980-х в архивах Национальной Библиотеки в Париже, является наиболее ранним клавирным концертом в истории русской и украинской музыки.
Манускрипт представляет собой не партитуру, а клавираусцуг: партия оркестра дана на нотном стане, идущем параллельно с партией солиста. Отсюда — отсутствие единого стандарта исполнения данного Концерта, каждый исполнитель выбирает свой вариант инструментовки. Возможно даже исполнение этого произведения соло: так, французский клавесинист Оливье Бомон, изучавший парижский манускрипт, пришёл к выводу, что перед ним масштабная пьеса для клавесина без сопровождения, имитирующая диалог между солистом и оркестром (наподобие Итальянского концерта И.С.Баха). Подобная имитация диалога вполне может быть достижима сменой регистров клавесина. Этот же принцип может быть использован и при исполнении Концерта на органе. Я слышал подобную версию вживую, в органном зале, причём в великолепном исполнении, но записи, увы, у меня нет. Ещё я слышал этот Концерт на аккордеоне в дуэте с фортепиано и на аккордеоне с оркестром 🙂 Звучит эффектно 🙂

Но перейдём к тем записям, которые у меня есть — и которые я предлагаю вашему вниманию.

1. Украинский музыковед и пианист Михаил Степаненко, которому принадлежит честь обнаружения Концерта, впервые опубликовал его (в своей редакции и со своей каденцией), а также осуществил премьерную запись. Это исполнение и открывает подборку: Михаил Степаненко, фортепиано. Камерный оркестр «Perpetuum mobile». Дирижёр Игорь Блажков. Оркестровка и каденция М.Степаненко. Запись 1986 г. Мой рип с винила.

Читайте также:  Нейлоновые струны для акустической гитары установка

2. На рубеже 80х — 90х годов по радио прозвучала совсем иная версия Концерта Бортнянского, в исполнении на клавесине в сопровождении струнных и с совершенно оригинальной каденцией. Не знаю автора этой редакции и этой каденции, а исполнителями выступили Евгений Ржанов и струнный квартет Гостелерадио. К сожалению, в хорошем качестве я этой записи нигде не нашёл, но её, безуословно, стоит послушать. Трансляция с радио, записанная на магнитофоннную кассету, которая потом зажёвывалась, которая потом оцифровывалась — вот то, что я могу предложить к прослушиванию 😉 Результат не такой страшный, как может показаться из описания, только отсутствует оркестровое вступление.

3. В 1996 г. уже упоминавшийся Оливье Бомон записал свою версию Концерта на клавесине соло, причём именно на таком клавесине, (фирмы Shudi) который во второй половине 18 века поставлялся производителями в Россию. В сопровождающем буклете Бомон наивно утверждал, что это премьерная запись данного концерта. Каденция, судя по всему, самого Бомона.

4. В том же 1996 г. камерный ансамбль «Барокко» п/у Игоря Попкова (коллектив, известный своей пропагандой русской музыки 18 века) записал Концерт Бортнянского, основываясь на редакции Степаненко (и с его каденцией), но в собственной инструментовке (партию оркестра исполняют флейта, гобой, скрипка и виолончель). Солист — Виктор Васильев, клавесин.

5. В 2003 г. Павел Сербин, художественный руководитель камерного оркестра «Pratum Integrum» (Москва), сделал свою реконструкцию оркестровки и версию аккомпанементов. В том же году Концерт в новой редакции был записан Ольгой Мартыновой (клавесин) и оркестром «Pratum Integrum» . Каденция здесь тоже новая, отличная от трёх других, звучавших в предыдущих исполнениях.

Источник

Концерт для чембало с оркестром ре мажор Дмитрия Бортнянского (Concerto di Cembalo)

Дмитрий Бортнянский, будучи учителем игры на клавесине княгини Марии Фёдоровны (супруги будущего императора Павла I), написал для неё ряд сочинений, среди которых выделяется Concerto di Cembalo.

Сохранилась только первая часть концерта (Allegro), найденная в 1980-х в архивах Национальной Библиотеки в Париже. Является наиболее ранним клавирным концертом в истории русской музыки.

Манускрипт представляет собой не партитуру, а клавираусцуг: партия оркестра дана на нотном стане, идущем параллельно с партией солиста. Отсюда — отсутствие единого стандарта исполнения данного концерта, каждый исполнитель выбирает свой вариант инструментовки. Возможно даже исполнение этого произведения соло: так, французский клавесинист Оливье Бомон, изучавший парижский манускрипт, пришёл к выводу, что перед ним масштабная пьеса для клавесина без сопровождения, имитирующая диалог между солистом и оркестром (наподобие Итальянского концерта И.С.Баха). Подобная имитация диалога вполне может быть достижима сменой регистров клавесина. Этот же принцип может быть использован и при исполнении Концерта на органе.

«. сонатное аллегро вполне можно было бы отнести к стилю, скажем, И.К.Баха, если бы не элегический ре-минорный эпизод, совершенно российско-украинский, — писала Елена Рыцарева. — Он созвучен духовным трио Бортнянского, некоторым фрагментам его концертов, а также ансамблям «простых» героев из его «французских» опер — всем моментам, восходящим к «российской песне». В этом сочинении очевидна та же театральность и стремительность действия, что и в других инструментальных пьесах Бортнянского» [1] .

Известны следующие записи:

1. Украинский музыковед и пианист Михаил Степаненко, которому принадлежит честь обнаружения Концерта, впервые опубликовал его (в своей редакции и со своей каденцией), а также осуществил премьерную запись. Михаил Степаненко, фортепиано. Камерный оркестр Perpetuum mobile. Дирижёр Игорь Блажков. Оркестровка и каденция М.Степаненко. Запись 1986 г.

2. На рубеже 1980-1990-х годов по радио прозвучала совсем иная версия Концерта Бортнянского, в исполнении на клавесине в сопровождении струнных и с совершенно оригинальной каденцией. Исполнителями выступили Евгений Ржанов и струнный квартет Гостелерадио.

3. Выбор TAdviser: В 1996 г. камерный ансамбль «Барокко» п/у Игоря Попкова (коллектив, известный своей пропагандой русской музыки 18 века) записал Концерт Бортнянского, основываясь на редакции Степаненко (и с его каденцией), но в собственной инструментовке (партию оркестра исполняют флейта, гобой, скрипка и виолончель). Солист — Виктор Васильев, клавесин.

4. В том же 1996 г. уже упоминавшийся Оливье Бомон записал свою версию Концерта на клавесине соло, причём именно на таком клавесине, (фирмы Shudi) который во второй половине 18 века поставлялся производителями в Россию. В сопровождающем буклете Бомон наивно утверждал, что это премьерная запись данного концерта. Каденция, судя по всему, самого Бомона.

5. В 2003 г. Павел Сербин, художественный руководитель камерного оркестра Pratum Integrum (Москва), сделал свою реконструкцию оркестровки и версию аккомпанементов. В том же году Концерт в новой редакции был записан Ольгой Мартыновой (клавесин) и оркестром Pratum Integrum. Каденция здесь тоже новая, отличная от трёх других, звучавших в предыдущих исполнениях.

Источник

Юлия Казанцева Бортнянский Концерт Для Фортепиано С Оркестром

Автор: Центр Архэ

Длительность: 8 мин и 6 сек

Битрейт: 192 Kbps

Похожие песни

Piano Sonata No 10 In C Major K 330 Iii Allegretto Live Friedrich

Missing You Feat Novel New Version David Guetta Novel

Дискотека В Стиле 140 Ударов В Минуту

Kokab Got U Remix

Nilin The Memory Hunter Feat Philharmonia Orchestra Olivier Deriviere

Galaxy Remastered От Mister Isatai

Angel Oratorio Iv Chorus Radiant And Glorius Mary Jane Newman

Grand Allegro Xavier Edouard Horemans

Slumber Party Slowed

Alish Qattasan Krisa

Рингтон Bts Смешной

To Ylar Muborak Filmi Musiqasi Mp3

Itzhak Perlman Out Of Africa Main Title

Jungle Book 2 Mozλrt

ためらい Masahiro Tokuda

Rhapsody In Blue Molto Moderato Live Daria Rabotkina Государственный

Секрет 5 Листного Гримуара Тайна Демон Асты Аста Полудемон Чёрный Клевер 198 Теория

Ерлан Акатаев Пайгамбар Омир Баяны

I Can T Fix You Feat Crusher P The Living Tombstone

Mendan Sevgini Sorama Yagzon

ხორავას ქუჩის მკვლელობაზე საპარლამენტო კომისია იწყებს მუშაობას 08 03

Для Статуса Ватсап

Жан Нұрман Алдымнан Шық Әні Түрік Әні Сөзі Құрманай Бақтиярқызы

შს მინისტრმა სოფელ დიღომში პოლიციის ახალი შენობა გახსნა

Жиде Гүлдеді Әні Мен Сөзін Жазған Қ Дүйсенов Орын С Аппазова

Symphony No 3 In C Major Op 52 I Allegro Moderato Sir John Barbirolli Hallé

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1573)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1513)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (358)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (110)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Дмитрий Бортнянский. Хоровые концерты

Четверг, 13 Сентября 2018 г. 10:14 + в цитатник

Дмитрий Степанович Бортнянский – крупнейший российский композитор своего времени. Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии, затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Фёдоровны и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти. Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны.

Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой, задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский – автор опер в стилях итальянской оперы-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но основной сферой приложения его творческий сил явилась хоровая музыка, создание которой было одним из главных условий его придворной службы. Написанная для придворной церкви, она мгновенно распространялась по всей России, пользуясь огромной популярностью как у владельцев крепостных капелл, так и у простых любителей музыки.

Дмитрий Бортнянский родился в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, умер 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу и выдающимся музыкальным способностям, а также счастливой наружности, скоро начал выступать публично на придворной сцене. В 11 лет от роду Бортнянский исполнял ответственную, притом женскую, роль в опере Раупаха «Альцеста», причем, перед выступлением в этой роли, должен был прослушать несколько уроков сценического искусства в кадетском корпусе. В это время на него обратила внимание Императрица Елизавета Петровна, которая с тех пор принимала постоянно в нем большое участие. Исключительные музыкальные способности Бортнянского доставили ему также внимание итальянца, композитора Галуппи, который занялся серьезно его музыкальным образованием и давал ему уроки теории композиции до самого отъезда своего из России. Через год Императрица Екатерина II, уступая желанию Галуппи, отправила Бортнянского к нему в Венецию для окончательного усовершенствования в музыкальных познаниях. Бортнянский пробыл в Италии до 1779 года и в это время не только вполне овладел техникой композиции, но и приобрел даже известность в качестве композитора кантат и опер. Эти произведения не дошли до нас, известно только, что они были написаны в итальянском стиле и на итальянский текст. В 1779 г. Бортнянский вернулся в Петербург и тотчас же получил звание капельмейстера придворного хора, а впоследствии — звание директора вокальной музыки и управляющего придворной капеллой, преобразованной из придворного хора. На обязанности директора лежало также сочинение духовных хоровых произведений для придворных церквей. Получив в полное распоряжение капеллу, которая при предшественнике его Полторацком была в состоянии крайнего упадка, Бортнянский быстро привел ее в блестящее положение. Прежде всего он позаботился об улучшении состава хористов в музыкальном отношении, исключив из хора мало музыкальных певцов и набрав новых, более способных. Численный состав хора был увеличен им до 60 человек, музыкальность исполнения, чистота и звучность пения, отчетливость дикции доведены до высшей степени совершенства. Вместе с тем, он обратил внимание на улучшение материального положения служащих капеллы, которым он выхлопотал значительные прибавки жалованья.



Наконец, ему удалось добиться прекращения участия хоров капеллы в театральных представлениях при дворе, для которых в 1800 г. был образован специальный хор. Одновременно со всем этим, он занялся улучшением репертуара духовных песнопений в придворных и других церквах. В это время в России в качестве композиторов духовной музыки господствовали итальянцы: Галуппи, Сарти, Сапиенца и др., композиции которых были написаны совершенно не в духе старого русского церковного пения, отличавшегося простотою и сдержанностью, а главное строгим соответствием между текстом и музыкою. Произведения же перечисленных композиторов были чужды простоты и стремились главным образом произвести эффект.

Существовавшие наряду с этими композициями попытки переложений старых церковных напевов также были далеко не высокого качества: это были, так называемые, эксцеллентования, особенность которых состояла в чрезвычайно игривом басе, не оставлявшем впечатления основного баса, служащего поддержкой гармонии. Все эти произведения чрезвычайно нравились слушателям и все более и более распространялись по России, доходя до самых отдаленных уголков ее, вытесняя старые русские песнопения и угрожая совершенно испортить музыкальные вкусы общества.

Как человек, одаренный в высшей степени художественным вкусом, Бортнянский чувствовал все несовершенство подобного рода музыки и несоответствие его с духом православного пения и начал борьбу со всеми этими направлениями. Но, понимая, что крутыми мерами трудно было бы достигнуть цели, Бортнянский решил действовать постепенно, делая некоторые необходимые уступки вкусам своего времени. Сознавая необходимость рано или поздно вернуться к древним песнопениям, Бортнянский не решился, однако, предложить ко всеобщему употреблению их в совершенно нетронутом виде, опасаясь, что эти напевы, оставаясь в своей первобытной суровой красоте, не будут достаточно поняты современниками. Ввиду этого он продолжал писать в итальянском духе, т. е. принимая западноевропейские мелодии, гармонии и контрапункт. Но при этом он обратил внимание на соответствие музыки и текста, изгнал из своих произведений всякие театральные эффекты и придал им характер величественной простоты, чем приблизил их к древним песнопениям. Благодаря глубокому чувству, проникающему все творения Бортнянского, и соответствию музыки с текстом, эти творения постепенно приобрели симпатии общества и, получив широкое распространение во всех концах России, понемногу вытеснили произведения его предшественников. Об успехе его произведений свидетельствует, например, тот факт, что князь Грузинский, живший в селе Лыскове, Нижегородской губернии, платил большие деньги за то, чтобы ему высылались новые сочинения Бортнянского тотчас по их написании. Благодаря плодотворной деятельности Бортнянского, ему удалось достигнуть большого влияния в высших правительственных сферах. Предположенное в 1804 г. в видах улучшения церковного пения в России учреждение цензуры над духовно-музыкальными сочинениями было осуществлено в 1816 г. указом Синода. По этому указу «все, что поется в церкви по нотам должно быть напечатано и состоять из собственных сочинений директора капеллы д. с. сов. Бортнянского и других известных сочинителей, но сих последних сочинения должны быть печатаемы с одобрения Бортнянского».



Бортнянский согласился на напечатание своих сочинений лишь незадолго до своей смерти, поручив издание их протоиерею Турчанинову. Рассказывают, что, чувствуя приближение смерти, он потребовал к себе хор певчих и заставил их петь свой концерт, наиболее им любимый, «Вскую прискорбна еси, душе моя» и под эти печальные звуки скончался. Полное собрание сочинений Бортнянского издано Придворной певческой капеллой, а также П. Юргенсоном в Москве, под редакцией П. И. Чайковского. Произведения Бортнянского, отличаясь по складу общеевропейским характером, нашли себе благоприятную оценку и на Западе. Так Берлиоз, исполнивший с большим успехом в Париже одно из сочинений Бортнянского, писал о нашем композиторе следующее: «Все произведения Бортнянского проникнуты истинным религиозным чувством, нередко даже некоторым мистицизмом, который заставляет слушателя впадать в глубоко восторженное состояние; кроме того, у Бортнянского редкая опытность в группировке вокальных масс, громадное понимание оттенков, звучность гармонии, и, что удивительно, невероятная свобода расположения партий, презрение к правилам, установленным как его предшественниками, так и современниками, в особенности итальянцами, которых он считается учеником». Из его произведений наибольшее значение для нас имеют в настоящее время концерты, именно потому, что они, не входя в круг обязательных церковных песнопений, допускают большую свободу стиля, и их общеевропейский характер является здесь более уместным, чем в других песнопениях, предназначенных непосредственно для богослужения. Лучшими из них считаются: «Гласом моим ко Господу», «Скажи ми Господи кончину мою» (по мнению П. И. Чайковского лучший из всех), «Вскую прискорбна еси душе моя», «Да воскреснет Бог», «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи!» и др.

Памятник Дмитрию Бортнянскому в г. Глухове.

Как человек, Бортнянский отличался нежным и отзывчивым характером, благодаря чему подчиненные ему певчие обожали его. Для своего времени он был очень образованным человеком и отличался развитым художественным вкусом не только в музыке, но и в других искусствах, особенно в живописи, страстным любителем которой он был до конца жизни. Он обладал прекрасной картинной галереею и был в приятельских отношениях со скульптором Мартосом, с которым познакомился во время пребывания в Италии.

Источник

Оцените статью