Концерт чайковского для фортепиано с оркестром до мажор

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Концерты и концертные пьесы

«Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич», — радостно сообщал своим друзьям весной 1875 года Сергей Иванович Танеев. Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна — некоторые из них превосходны — однако написал «первый русский». Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой, как стали классикой польской музыки фортепианные концерты Шопена или норвежской — знаменитый концерт Грига.

Жанр концерта для одного инструмента с оркестром очень привлекал Чайковского. Своего рода «борьба» между солистом и оркестром, их соревнование открывали, по его словам, бездну соблазнительных для композитора комбинаций. Многое роднит концерты Чайковского с его же симфониями: монументальность форм, их масштабность, интенсивное развитие музыкальных образов, наконец, огромная роль оркестра. Концерты — три фортепианных и скрипичный, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром — отличаются светлым, жизнеутверждающим характером, многое в них звучит торжественно — празднично.

Первый фортепианный концерт Чайковского, быстро завоевавший популярность и до сего дня остающийся одним из самых широко известных инструментальных сочинений этого композитора, отделяют от Третьего, созданного в год смерти, почти два десятилетия. Кроме концертов, Петр Ильич сочинил также Концертную фантазию для фортепиано с оркестром.

Все концерты и концертные пьесы Чайковского связаны с именами выдающихся музыкантов — исполнителей (Бюлов, Бродский, Фитценхаген, Брандуков). Отношения с ними и особенно их отношение к созданиям Петра Ильича лучше всего показывают необычность, новизну этих произведений. Николаю Григорьевичу Рубинштейну показался трудным, неисполнимым, непривлекательным Первый концерт (вскоре, впрочем, он стал его блестящим исполнителем, и Второй посвящен ему). Знаменитый скрипач, профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр по тем же причинам забраковал скрипичный (Концерт для скрипки оркестром), и его первым исполнителем стал молодой музыкант Адольф Бродский. Ныне этот концерт входит в репертуар чуть ли не всех скрипачей мира. Концертная фантазия (1884-й год), сыгранная Танеевым, впоследствии прекрасно зазвучала в исполнении Софии Ментер, которой и посвящена.

Читайте также:  Ноты по буквам для пианино русских

Непросто складывалась судьба Вариаций на тему рококо: при жизни Чайковского ни один виолончелист кроме друга композитора, профессора Московской консерватории Вильгельма Фитценхагена, которому посвящены Вариации и к советам которого прибегал автор, их не играл.

Как и другие жанры творчества Чайковского, концертный жанр оказал огромное влияние на композиторов следующих поколений — достаточно вспомнить фортепианные концерты Рахманинова или скрипичный Глазунова.

Л. З. Корабельникова

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 2, Ор. 44, соль мажор. Запись в mp3

Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Рихард Краус, солист Шура Черкасский. Запись 1956 года.

Источник

Фортепианные концерты Чайковского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Денис Мацуев (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор, соч. 75
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор, соч. 44
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23

Первый фортепианный концерт сочинен Чайковским за два последних месяца 1874 года (до февраля 1875-го автор был занят инструментовкой произведения). Видимо, в процессе работы над концертом композитор показывал его своему любимому ученику С.И. Танееву. Вот отзыв юного (восемнадцатилетнего!) студента, сообщавшего своим знакомым: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». Известно, что Чайковский и посвятил концерт первоначально Танееву, лишь позднее заменив это посвящение другим – Гансу фон Бюлову, впервые исполнившему концерт 25 октября 1875 года в Бостоне. Премьера сопровождалась шумным успехом. Чайковский писал Н.А Римскому-Корсакову: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Вскоре (1 ноября 1875 года) последовала и петербургская премьера, вызвавшая поначалу противоречивые отклики. Н.Г. Рубинштейн, сперва предъявивший автору множество претензий и высказавший требование переделок (от которых Чайковский наотрез отказался), спустя три года сделался одним из лучших исполнителей концерта. Очень высоко отзывался Чайковский об игре С.И. Танеева: «Часто вижусь с Танеевым, – писал он брату Модесту Ильичу Чайковскому. – Если б ты знал, как он великолепно играет мой концерт!»
Спустя полтора столетия Первый концерт Чайковского сделался таким же «именем собственным», как Пятая или Девятая симфонии Бетховена. Яркий героический тон, драматический пафос сочетаются в нем с виртуозным декоративным стилем и вместе с тем с тончайшим лиризмом. Речитативный тип мелодики – как и в операх Чайковского – легко и естественно переходит в закругленные «ариозные» формы, впитавшие в себя русскую и украинскую песенность. Первый концерт – одна из тех жемчужин, которые стали символом мировой музыкальной классики. На его «позывные» – широкий валторновый зачин, величественную колоннаду фортепианных аккордов, мощную ослепительную главную тему у струнных, поддержанных духовыми, – кто сегодня не откликнется!

Второй концерт для фортепиано с оркестром Чайковский сочинял с осени 1879 года до весны 1880-го и посвятил его Н.Г. Рубинштейну. Первое исполнение состоялось 18 мая 1882 года (солист С.И. Танеев, дирижер А.Г. Рубинштейн), увы, уже после кончины Н. Г. Рубинштейна. Критика и публика, высоко оценив Концерт и его исполнение, высказывали все же предпочтение Первому концерту, к тому времени завоевавшему изрядную популярность. Чайковский согласился с некоторыми критическими замечаниями и сокращениями, предложенными А.И. Зилоти, и после смерти композитора партитура Второго концерта была переиздана во второй редакции (1897).
Второй концерт по сию пору остается «в тени» Первого. Возможно потому, что этому по-своему яркому сочинению недостает абсолютной цельности замысла. Первая часть – блестящее, по-листовски виртуозное Allegro – привлекает изобретательно выписанным соревнованием солиста с оркестром. Вторая часть Andante неожиданно переключает течение музыки в камерный план: обширному фортепианному соло отвечают выразительные сольные партии виолончели и скрипки (не предвестие ли это траурного Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, которое Чайковский посвятит в 1882 году «памяти великого художника» – Николая Григорьевича Рубинштейна?) Бравурный финал поражает контрастом между грубоватым, «сниженным» характером тематизма (в который раз Чайковского упрекнут в нарочитой мелодической банальности!) и мастерской выделкой классической формы.

Третий концерт для фортепиано с оркестром, посвященный французскому пианисту Луи Дьемеру, – последнее произведение Чайковского – был закончен и инструментован всего за месяц до кончины композитора (в Клину к 3 октября 1893 года). История создания концерта необычна: весной 1892 года Чайковский задумывает новую симфонию (она должна была стать шестой по счету – программный «Манфред» автор не «нумеровал»). Закончив к декабрю эскизы и инструментовав первую часть симфонии, Чайковский неожиданно потерял интерес к ней: «Решил выбросить и забыть о ней. Решение это бесповоротно», – писал он своему племяннику В.Л. Давыдову в середине декабря. Но симфония получила новую жизнь – первая ее часть возродилась в Третьем фортепианном концерте, который Чайковский тотчас по завершении в первой декаде октября 1893 года показал С.И. Танееву. Тот весьма резко раскритиковал сочинение, по его мнению, недостаточно виртуозное для солиста. Чуть более года спустя, уже после смерти Чайковского,Танеев впервые исполнил концерт в Петербурге (7 января 1895 года).
Третий концерт – внешне, казалось бы, воспроизводит листовскую модель. Но в многочастных, по сути, концертах Листа разделы просто тесно спаяны между собой. Одночастный же Концерт Чайковского – развернутое сонатное аллегро: в его тематизме и характере развития, наряду с устойчивыми для автора образами – такова, например, лирическая побочная партия, последняя из проникновенных «тем любви» в творчестве Чайковского, – немало и новых черт: гротескных, «игрушечных», идущих от «Щелкунчика»; зловещих, пародирующих любовную тему и вызывающих в памяти удары судьбы из Шестой (настоящей Шестой!) симфонии. После обширной каденции солиста концерт завершается репризой, напоминающей еще раз мелодические контуры сочинения, и стремительно проносящейся кодой, устремленной к громогласному заключению.
Иосиф Райскин

Источник

Концерт чайковского для фортепиано с оркестром до мажор

Дорогие друзья, в продажу вышли абонементы сезона 2021-2022.

Абонемент № 8 (Оркестры) поступит в продажу позднее, дата выхода будет объявлена дополнительно.

Бронирование абонементов по телефону осуществляться не будет.

Все видео

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Московский государственный
академический симфонический
оркестр под управлением Павла Когана,
Павел Коган, Дмитрий Маслеев

Бетховен Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, op. 73

В программе:
Бетховен
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, op. 73
Р. Штраус
«Альпийская симфония», соч. 64

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр,
Александр Лазарев, Александр Канторов

Шостакович Симфония № 7 («Ленинградская») до мажор, соч. 60

Источник

Петр Ильич Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор

Конец 1870-х гг. был непростым временем в жизни Петра Ильича Чайковского. В 1877 г. скоропалительная женитьба и последующий разрыв с супругой привели к глубокому душевному кризису – настолько серьезному, что ходили слухи о сумасшествии Петра Ильича. Врачи рекомендовали сменить обстановку, и композитор отправился за границу. Постепенно он приходил в себя – была написана Симфония № 4, завершена опера «Евгений Онегин». Закончив эти крупные произведения, Петр Ильич одновременно и чувствовал потребность приняться за новое сочинение, и испытывал сомнения – будет ли он в состоянии что-то написать? Находясь во Флоренции, он ежедневно сочинял небольшие фортепианные пьесы и романсы. Эта регулярная творческая активность и наслаждение красотами Италии помогли ему почувствовать вкус к жизни. В феврале Чайковский переехал в Швейцарию – в Кларан, где поселился в пансионе. Спокойная обстановка Кларана располагала к творчеству.

Вскоре к Петру Ильичу приехал скрипач Иосиф Иосифович Котек – его друг и ученик. Прежде они нередко совместно музицировали, по просьбе Котека был написан Вальс-скерцо. Теперь композитор задумывался о монументальном скрипичном сочинении концертного плана. К тому времени он не был новичком в этой области музыки – уже был написан Первый фортепианный концерт, но применительно к партии солирующей скрипки он еще не ощущал полной уверенности. Очень помогли ему те произведения для скрипки, которые Котек привез в Кларан, особенно впечатлила его «Испанская симфония» Эдуарда Лало. Несколько дней совместного музицирования с Котеком окончательно укрепили намерение композитора – отложив фортепианную сонату, не слишком его увлекавшую, он принялся за сочинение Концерта для скрипки с оркестром (впервые в своей творческой жизни композитор принялся за новое произведение до того, как закончил предшествующее).

«Сегодня с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, о котором я говорил Вам и благодаря которому я знаю заранее, что все, написанное мною сегодня, будет иметь свойство западать в сердце», – так описывал Петр Ильич в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк свое душевное состояние в пору работы над Скрипичным концертом. Сочинение настолько захватило его, что музыка поистине писалась сама собой – композитору потребовалось всего двадцать пять дней, чтобы написать и даже оркестровать столь крупное произведение.

В Скрипичном концерте отразилось то душевное состояние, в котором пребывал композитор, преодолевший душевный кризис. Хотя над этим произведением он работал зимой, когда дождь в Кларане чередовался со снегом, в нем явственно чувствуется «весеннее» настроение. Оно пронизывает обе темы первой части – энергичную главную партию, лирическую побочную – между которыми нет большого контраста, они скорее дополняют друг друга. Ощущение радости жизни постепенно нарастает в музыкальном развитии, достигая апогея в середине первой части, когда мощно и торжествующе звучит главная партия. С воспоминаниями о Флоренции определенно связана вторая часть – канцонетта – лаконичная, напоминающая итальянскую песню. Она имеет простую трехчастную форму с более оживленной серединой. Стремительный финал, проникнутый атмосферой народного веселья, убеждает в том, что в пору пребывания за границей Петр Ильич не утрачивал духовной связи с родиной. Русские черты особенно отчетливо проявляются в побочной партии рондо-сонатной формы.

Концерт впервые прозвучал в приватном собрании, и первым исполнителем был, разумеется, Иосиф Котек – Чайковский ему аккомпанировал на фортепиано. Кажется, что логично было бы посвятить Концерт ему – ведь именно общение с Котеком сподвигло композитора на создание этого произведения – и все же отношения Чайковского с Котеком отличались некоторой неровностью, поэтому у Петра Ильича были сомнения относительно посвящения. В конечном итоге он остановился на Леопольде Семеновиче Ауэре и преподнес ему первое издание клавира с посвящением ему в надежде, что Ауэр исполнит Концерт с оркестром. Однако скрипач, ознакомившись с произведением, пожалел, что автор не показал ему скрипичную партию до публикации, чтобы ее можно было отредактировать – по мнению Ауэра, некоторые фрагменты «не соответствовали характеру инструмента», да и в целом произведение не вызвало у него энтузиазма. Чайковский болезненно воспринял отказ Ауэра от исполнения. Ожидаемое исполнение с оркестром в тот год не состоялось. В 1879 г. немецкий скрипач Леопольд Дамрош исполнил Концерт в клавирном варианте в Нью-Йорке.

Первое исполнение Концерта с оркестром состоялось в Вене в 1881 г. Дирижировал Ханс Рихтер, солировал Адольф Давидович Бродский. Впоследствии он не раз исполнял Концерт и в России, и в Европе. Именно ему Чайковский посвятил свой Концерт для скрипки с оркестром.

Источник

Оцените статью