Концерт для двух пианино

Концерт для двух фортепиано с оркестром (Пуленк) — Concerto for Two Pianos and Orchestra (Poulenc)

Концерт для двух фортепиано
по Франсиса Пуленка
Ключ Ре минор
Каталог FP 61
Сочиненный 1932 г. ( 1932 )
Преданность Принцесса Эдмон де Полиньяк

Франсис Пуленк «s Концерт влить де фортепиано ( Концерт для двух фортепиано с оркестром ) в ре — минор , FP 61, был составлен за период трех месяцев летом 1932 г. Он часто описывается как кульминация раннего периода Пуленка. Композитор писал бельгийскому музыковеду Полю Коллаеру: «Вы сами убедитесь, насколько это огромный шаг вперед по сравнению с моими предыдущими работами, и что я действительно вступаю в свой великий период». Концерт был заказан и посвящен принцессе Эдмон де Полиньяк , меценату американского происхождения, которой посвящены многие шедевры начала 20 века, в том числе « Ренар» Стравинского , « Равель». «ы Павана налить ипе инфант défunte , Курт Вайль » s Вторая симфония и Сати «s Socrate . Ее парижский салон был местом сбора музыкального авангарда.

СОДЕРЖАНИЕ

Премьера

Премьера состоялась 5 сентября 1932 года в Венецианском Международном обществе современной музыки . Пуленк и его друг детства Жак Феврие были солистами концерта с оркестром Ла Скала под управлением Дезире Дефау (позже дирижер Чикагского симфонического оркестра ). Пуленк был удовлетворен теплой оценкой его работы, и позже он исполнил концерт с Бенджамином Бриттеном в Англии в 1945 году.

Читайте также:  Бас гитара музима экшен бас

Вдохновения

Повторяющиеся moto perpetuo, модально изменяемые фигурации концерта явно вдохновлены встречей Пуленка с балийским гамеланом на Парижской выставке 1931 года. Кроме того, инструменты и «джазовые» эффекты в произведении напоминают Концерт соль мажор Равеля , премьера которого состоялась в Париже в январе 1932 года. Неизбежно проводились сравнения с Концертом Моцарта ми-бемоль для двух фортепиано, K. 365 , но с Изящная, классически простая мелодия и нежный регулярный аккомпанемент Ларгетто напоминают романс из фортепианного концерта ре минор Моцарта, К. 466 . Композитор признал, что он выбрал в качестве вступительной темы Моцарта, потому что «я преклоняюсь перед мелодической линией и предпочитаю Моцарта всем другим композиторам». Пуленк написал в письме Игорю Маркевичу : «Хотите знать, что у меня было на моем пианино в течение двух месяцев до начала Концерта? Концерты Моцарта, Концерта Листа, Концерта Равеля и вашей Партиты».

Приборы

Концерт рассчитан для двух фортепиано и оркестра из флейты , пикколо , двух гобоев (второй сдвоенный английский рожок ), двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , двух тромбонов , тубы , малого барабана , малого малого барабана, большого барабана. , кастаньеты , треугольник , военный барабан, подвесная тарелка и струны .

Стиль и форма

Концерт содержит простую форму ABA в первой и второй частях, но предлагает более сложную форму рондо с промежуточными эпизодами в финале. Концерт состоит из трех частей:

  1. Allegro ma non troppo — ре минор. Пуленк предпочитает обходить условности сонатного аллегро во вступительной части в пользу троичной формы с более медленной средней частью. Если эта первая часть предназначена для пробуждения Моцарта , то это беспечный композитор восхитительных Дивертименти и Серенад. Общий эффект — «веселый и прямой», слова Пуленк часто использовал для описания своей собственной музыки.
  2. Ларгетто — си-бемоль мажор. В нежно раскачивающемся, сознательно наивном Ларгетто Пуленк вызывает в памяти знаменитого Анданте из Концерта ре минор Моцарта, К. 466. Все более звучная, стабильно выстраивающаяся средняя часть перекликается с духом Камиля Сен-Санса , который, хотя и неутомимо француз, мог в своем серьезные моменты быть среди самых моцартовских композиторов 19 века. Пуленк прокомментировал: «В Larghetto этого концерта я позволил себе, по первой теме, чтобы вернуться к Моцарту, потому что у меня пристрастие к мелодической линии , и я предпочитаю Моцарт для всех остальных музыкантов. Если движение начинается алл Моцарта, он у входа во второе пианино быстро расходится в сторону стиля, который был мне знаком в то время ».
  3. Allegro molto — ре минор. Финал Пуленка — синкретическое Рондо , в котором беззаботность парижского мюзик-холла сочетается с завораживающей звучностью оркестра гамелан. Его искрящаяся скороговорка и энергичные ритмы производят бодрый, искрящийся эффект. Как и его кумир Моцарт, Пуленк благоволит нам расточительным мелодическим изобретением, показывая новую тему почти для каждого последующего раздела. Его биограф Анри Ад заметил: «Финал заигрывает с одной из тех намеренно вульгарных тем, которые никогда не уходили от сердца композитора».
Читайте также:  Мой друг блюз ноты пианино

Как бы блестяще это ни звучало, Концерт Пуленка для двух фортепиано требует от солистов-пианистов больше навыков ансамбля, чем техники. Хотя пианино перемежает разговорные интермедии, традиционные каденции отсутствуют. На протяжении всего концерта пианисты играют почти непрерывно, иногда без сопровождения оркестра. Пуленк создает драматичный, но очаровательный диалог между двумя клавишными и ансамблем второго оркестра. Как ни странно, его оркестровка ставит на передний план деревянные духовые, медные и ударные, отводя струнным на незнакомую второстепенную роль.

Кавычки

В целом легкий стиль Пуленка отмечен рядом черт: простые, мелодичные мелодические идеи узкого диапазона и короткой продолжительности; живое ритмичное содержание, часто использующее остинато и плавность смены метра; четкие, прозрачные текстуры с небольшим контрапунктом; диатонический тональный язык, приправленный некоторым диссонансом; и четкие формы, иногда с циклическим повторением тематического материала.

В открытии есть сонатная экспозиция и перепросмотр, а также фрагменты некогда популярных шансонов (например, гренки в салате), которые дополняют веселые первые и вторые сюжеты композитора. Медленная, вздыхающая центральная секция заменяет группу разработчиков, прежде чем Пуленк вернется на бульвары и бойцы.

Ларгетто отдает дань уважения Моцарту . в какой-то момент Фортепиано I фактически ведет мюзет, как на игрушечном пианино. Средняя часть становится более страстной, приближаясь к звучной кульминации, прежде чем восстанавливается спокойствие.

Возвращаясь к настроению первой части, финал начинается с ударных завихрений, прежде чем он взлетит, как Альфа-Ромео на Гран-при, через проспекты и аллеи дневного и ночного Парижа, мимо марширующих оркестров и концертных залов. Однако есть интерлюдия lyrique et romantique, когда Alfa останавливается для свидания в спальне, где духи и пот смешиваются с дымом от Gauloises, после чего гонка возобновляется, еще более азартно.

Источник

Концерт для двух фортепиано (Стравинский) — Concerto for Two Pianos (Stravinsky)

Концерт для двух фортепиано
Игорь Стравинский
Родное имя Концерт для фортепиано с оркестром Каталог
  • W66 (Эрик Уайт)
  • HH58 (Гарри Хальбрайх)
  • CC80 (Клиффорд Цезарь)
Год 1935 г. ( 1935 ) Период Классическая музыка 20 века Стиль Неоклассицизм Сочиненный 1 930 -1 935 ( 1930 ) Продолжительность 20 : 00 Движения 4 Премьера Дата 21 ноября 1935 г. ( 1935-11-21 ) Место расположения Париж Исполнители Игорь и Сулима Стравинские

Концерт для двух фортепиано (иногда называемый также концерт для двух фортепиано соло или скорее его итальянский первоначальное название, концерт в Pianoforti из — Soli ) представляет собой композицию по русским композитором Игорем Стравинским . Оно было закончено 9 ноября 1935 года и вместе с его Сонатой для двух фортепиано в настоящее время считается одним из его основных сочинений для фортепиано в его неоклассический период. Это также была первая работа Стравинского после того, как он стал гражданином Франции.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Стравинский решил, что после написания Концерта для фортепиано и духовых инструментов он хочет исследовать возможности фортепиано как сольного инструмента. Стравинский имел в виду пьесу, для которой оркестр не понадобился бы (если он жил в городе, где не было местного оркестра), и которую можно было бы сыграть он сам и его сын Сулима Стравинская . Он начал работать над произведением, которое станет первой частью Концерта в 1931 году в Вореппе, после завершения скрипичного концерта , хотя он обнаружил, что не может закончить сочинение, в котором два фортепиано играли бы одновременно и полностью дополняли друг друга.

Затем он сделал перерыв и снова взялся за концерт после того, как закончил свой « Концертный дуэт и Персефона» , хотя его снова прервали из-за аппендэктомии . Выяснив, что он дал трехлетний перерыв в сочинении, и это могло привести к радикальному различию между его первой частью и остальной работой, он решил попросить Pleyel et Cie построить ему двойное пианино, одно присоединен к задней части другого. Плейель смог в конечном итоге изобрести его, поэтому Стравинский закончил Концерт в 1935 году. В 1963 году Стравинский заявил в беседе с американским дирижером Робертом Крафт в своей книге « Диалоги и дневник» (1963), что «Концерт, пожалуй, мой« любимый »среди моих чисто музыкальных произведений. инструментальные пьесы «. Стравинский утверждал, что его вдохновляли вариации Брамса и Бетховена и особенно фуги Бетховена.

Порядок движения

Порядок движений был сложной задачей для Стравинского из-за его перерыва во время написания этого произведения. Стравинский заявил в разговоре с Робертом Крафтом, что третья часть должна была быть помещена после первой части. Тем не менее, эксперт Стравинского Эрик Уолтер Уайт утверждает, что Стравинский поставил вариации после фуги, но в конце концов решил изменить их, потому что последний аккорд фуги был сильнее.

Ключевые системы

В произведении есть заметные закономерности, указывающие на то, что каждое движение имеет разную тональность.

Первое движение в Е — минор , даже если он модулирует к B ♭ основным в его средней части, ее наиболее удаленный ключ можно. Однако фоновые голоса часто диссонируют с двумя мелодическими сюжетами, что порождает битональность . Второе движение в соль мажор и, как и в первом движении, он также модулирует к D ♭ мажор , его наиболее удаленным ключом, в его центральной секции. Первая вариация — соль минор и модулируется до B ♭ мажор , вторая — в той же тональности, что и предыдущая, и модулируется до C ♯ минор , третья остается в той же тональности, что и предыдущая, и меняется на A ♯ минор. (который является энгармонической тональностью с B ♭ минор ), и последняя вариация вращается вокруг G-минор или E ♭ мажор, в то время как гармонизация первого фортепиано подразумевает до мажор. В конечном итоге последняя вариация модулируется до ре мажор. И прелюдия, и фуга находятся в ре мажоре , но ближе к концу нисходящая хроматическая гамма, исполняемая одновременно обоими фортепиано, превращается в ми мажор .

Выступления

Премьера композиции состоялась в Париже , на сольном концерте, который дал Université des Annales 21 ноября 1935 года в зале Gaveau . Стравинский дал два концерта в один и тот же день (один утром, а другой вечером), дав 15 концертов. минутная речь перед каждым. Впоследствии концерт был сыгран в течение следующих месяцев с его сыном Сулимой Стравински по всей Европе и Южной Америке.

Сыграв его в Баден-Бадене , Стравинский подписал контракт с французским подразделением Columbia Records на коммерческий выпуск концерта, который в конечном итоге был выпущен после его смерти из-за войны.

Состав

Этот концерт разделен на четыре части, хотя третья часть также разделена на четыре части. Типичное выполнение этой работы должно длиться около 20 минут. Названия движений изначально были написаны на итальянском языке :

  1. Con moto
  2. Ноттурно: Адажиетто (Ноктюрн)
  3. Quattro variazioni (четыре варианта):
  • Вариация I (Вариант I)
  • Вариазион II (Вариант II)
  • Вариацион III (Вариант III)
  • Вариация IV (Вариант IV)

Первая часть

Первая часть имеет форму, которая напоминает первую часть сонаты с ее тональными областями и ее повторением ; это движение полно повторяющихся нот и аккордов, в которых основана его энергия и импульс. В центральной части этого движения группы шестнадцатых нот сгруппированы в шестигранники, повторяющиеся в 4
4 .

Вторая часть

Вторая часть, Notturno , была описана Стравинским как «не столько ночная музыка, сколько послеобеденная музыка, фактически, пищеварительная система для самых крупных движений», поскольку он также заявил, что первая фортепианная партия была похожа на «балерину в лице клавесин ».

Третье движение

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Третья часть представляет собой набор вариаций на тему, которая присутствует не в этой части, а в фуге следующей части. Эти четыре вариации характеризуются разной скоростью, мелодическими линиями в разных октавах на протяжении всего движения; в последнем варианте, типичный метод Стравинского (ые остинаты в G и B ♭ , то есть, третий интервал) присутствует. В различных заявлениях Стравинский утверждает, что он мог бы оркестровать это конкретное движение, но он хотел, чтобы эта композиция оставалась композицией для двух фортепиано, чтобы он и его сын могли ее играть.

Четвертая часть

Четвертая и последняя часть — медленная прелюдия и четырехголосная фуга, за которой следует афтерфуга, в которой ноты темы представлены в инверсии. Вместе с четырьмя голосами есть еще один голос, который повторяет ноты секступлетом, что является прямым отсылкой к первой части. Он заканчивается сильно диссонирующим аккордом фортиссимо двух фортепиано, за которым следует более мягкий и более созвучный аккорд, который закрывает концерт, хотя в 1957 году Стравинский выразил американскому пианисту Полу Джейкобсу, что он хотел убрать более мягкий аккорд. Стравинский считал, что это движение было единственным во всем концерте, которое он любил больше всего.

Каталоги

Концерт входит в одни из самых полных каталогов произведений Игоря Стравинского. В каталоге Эрика У. Уайта концерт указан под номером W66, Гарри Халбрайх — под номером HH58, а Клиффорд Цезар — под номером CC80.

Источник

Оцените статью